Научная статья на тему '«KAHOOT» КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

«KAHOOT» КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная компетенция / интерактивность / сборник / аутентичные источники информации / современные технологии / нетрадиционные уроки / socio-cultural competence / interactivity / authentic materials / modern technologies / non-traditional lessons

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Паничева Юлия Валерьевна

Определяются дидактические возможности интернет-платформы Kahoot в процессе формирования социокультурной компетенции у учащихся основной школы на примере разработанного сборника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Паничева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“KAHOOT” AS A MEANS OF INTERACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMING SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN ENGLISH LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

In the article, the author defines the importance of the Internet platform "Kahoot" in the process of forming socio-cultural competence of primary school students on the example of the book that has been developed.

Текст научной работы на тему ««KAHOOT» КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

«KAHOOT» КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Паничева Юлия Валерьевна

студентка гр. 741 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Е-mail: yulya111098@gmail.com

"KAHOOT" AS A MEANS OF INTERACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMING SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN ENGLISH LESSONS

IN PRIMARY SCHOOL

Elena Panina, Ph.D

Associate Professor, Department of methods of teaching foreign languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Yulia Panicheva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: yulya111098@gmail.com

Аннотация. Определяются дидактические возможности интернет-платформы Kahoot в процессе формирования социокультурной компетенции у учащихся основной школы на примере разработанного сборника.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, интерактивность, сборник, аутентичные источники информации, современные технологии, нетрадиционные уроки

Abstract. In the article, the author defines the importance of the Internet platform "Kahoot" in the process of forming socio-cultural competence of primary school students on the example of the book that has been developed.

Keywords: socio-cultural competence, interactivity, authentic materials, modern technologies, non-traditional lessons

Социокультурная компетенция - это комплекс знаний о национальных ценностях, исторических вехах, религии, поведенческих моделях, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, а также способность и готовность применять эти знания в иноязычном общении [1].

© Панина Е.Ю., Паничева Ю.В., 2021

Существует множество средств формирования и совершенствования социокультурной компетенции, которые характеризуются аутентичностью, современностью и актуальностью, содержательностью и доступностью для понимания учащихся, а также обеспечивает интеракцию во время обучения, что способствуют вовлечению учащихся в образовательный процесс, увеличивая эффективность обучению иностранному языку.

Одним из примеров таких средств является интернет-платформа «КаИооЪ».

КаИоо1 - это сравнительно новый образовательный сервис. К его функциональным возможностям относятся:

- создание, демонстрация тестов, викторин, опросов и сохранение их результатов для учебной аналитики и индивидуального портфолио,

-демонстрация видео и аудиофайлов, фото и графики,

- геймификация сервиса и наличие соревновательного компонента,

- доступность на нескольких языках,

-исследовательско-поисковые форматы заданий,

- возможность поделиться результатами в социальных сетях.

Такие функциональные возможности обеспечивают широкое использование данной платформы в обучении иностранному языку, в том числе и формировании социокультурной компетенции как компонента цели иноязычного образования.

Прежде всего, следует обратить внимание на такую дидактическую возможность Kahoot как осуществление интерактивного контроля, а именно, проведение опроса с получением мгновенных результатов, что помогает преподавателю определить имеющиеся проблемы в усвоении конкретного материала. Kahoot обеспечивает возможность поставить оценку по результатам усвоения материала группой и дать учащимся оперативную обратную связь. Учителям не составит труда осуществить во время занятий формирующий контроль, а также обсудить с учащимися возникшие проблемы в усвоении материала, анализируя типичные ошибки и проводя рефлексию.

В целом мгновенная обратная связь повышает у учащихся мотивацию, благодаря интерактивному компоненту. Визуализация результатов в виде графиков мотивирует школьников к изучению даже самых сложных тем [1].

Важной дидактической возможностью является визуальное представление результатов в мобильном приложении Kahoot и организация послетекстовых групповых упражнений вместе с обсуждением проблем и ошибок. Анонимное участие в опросе (под любым именем) создает комфортную психологическую атмосферу на занятии, способствует вовлечению всех учащихся, а также совместному обсуждению проблем и ошибок. Таймер способствует концентрации внимания.

Благодаря исследовательско-поисковым форматам заданий, Kahoot позволяет развивать у студентов продуктивные навыки и умения речевой деятельности, а также умения организовать проектную работу.

Техническая простота использования Kahoot позволяет избежать технических проблем за счет использования привычных мобильных устройств.

Учитывая данные возможности интернет-платформы КаЪоо^ нами был разработан учебно-методический сборник заданий, предназначенный для формирования социокультурной компетенции учащихся основной школы, Представленные задания способствуют повышению как уровня владения иностранным языком, так и мотивации к изучению иностранного языка через:

• увеличение объёма их знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка (особенностях современной жизни, культурное наследие страны, ценностях общества в стране, изучаемого языка), формирование навыков применения этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

• совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно правилам этикета, соответствующим ситуациям общения в иноязычной среде;

• распознавание и употребление в устной, а также в письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, такие как реплик-клише или других распространенных оценочной лексике единиц.

• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка

• знакомство с образцами иностранной массовой культуры

• формирование умений сопоставлять культуру родной страны и стран изучаемого языка [2].

Сборник включает в себя Пояснительную записку, где раскрываются его цели и задачи, а также задания, разработанные на основе УМК 8о1и1юпвБ1ешеп1агу и дополнительные задания, систематизированные по трем направлениям:

✓ дополнительные задания, направленные на формирования лингвострановедческих знаний, умений и навыков;

✓ дополнительные задания, направленные на формирования социально-психологических знаний

✓ дополнительные задания, направленные на формирования культурологических знаний

Сборник обеспечивает возможность улучшения результатов обучения при внесении определенных изменений в содержание, последовательность, форму, приемы и средства обучения при сохранении всех остальных условий учебного процесса. Если на уроке иностранного языка целенаправленно и методически корректно применять разработанные задания, то это приведет:

- к повышению уровня сформированности социокультурной компетенции учащихся основной школы;

- повышению уровня владения иностранным языком в целом;

- повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка;

-расширению кругозора обучающихся и их подготовке к межкультурному

взаимодействию.

Для примера в статье представлено одно из заданий третьего раздела сборника, направленное на формирование лингвострановедческого компонента.

(рис. 1, 2) Задание представляет собой викторину-соревнование между отдельными учениками класса. Оно удобно тем, что позволяет провести опрос знаний учащихся о членах Британской Королевской семьи и их регалиях [3].

Рис. 1

Рис. 2

Королевская семья играет важнейшую роль в культурной, исторической и социальной части населения, поэтому знания о членах королевской семьи и их регалиях могут быть значимы при разговоре с носителями языка.

Другим примером задания из сборника является задание, направленное на расширение культурологических знаний, а именно, знаний фестивальной жизни страны изучаемого языка, в форме теста множественного выбора (рис. 3, 4). Информация данного задания может в дальнейшем использоваться для обучения монологической и диалогической речи учащихся, в качестве стимула к проектной деятельности.

ЧПР ч! г тт ч г' чг

Рис. 3

Рис. 4

Интерес представляют задания с использованием аудиофайлов, содержащих отрывки музыкальных произведений. Например, викторина на проверку знаний учащихся известных музыкальных произведений англоязычных композиторов. Задача учащихся выбрать название звучащего произведения в течение 20 секунд. Данное задание направлено на формирование умения слушать и воспринимать материал иноязычной культуры страны изучаемого языка, способствует решению многих развивающих, познавательных и воспитательных задач.

Таким образом, используя Kahoot!, интегрируя его в учебный процесс, можно решать множество дидактических задач на уроках английского языка, таких как:

1) формирование навыков и умений чтения на основе материалов разной степени сложности;

2) совершенствование умений аудирования, используя аутентичные звуковые тексты сети Интернет;

3) совершенствование умений монологической и диалогической речи на основе создания проблемных ситуаций и их обсуждения;

4) совершенствование умений письменной речи, работая над рефератами и сочинениями;

5) пополнение активного и пассивного словарного запаса лексики английского языка;

6) знакомство с культуроведческими знаниями, которые включают речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в общении, особенности традиций, культуры страны изучаемого языка.

Возможности интернет-платформы Kahoot позволяют расширить спектр применяемых на занятиях активных методов обучения и повысить интерактивность при изучении теоретического материала и оценке полученных знаний непосредственно на уроках английского языка

Интерактивная подача и проверка материала помогает управлять вниманием даже самой большой аудитории обучающихся. Ну а самыми важными дидактическими свойствами Kahoot, на наш взгляд, являются объективность получаемых результатов, так как временное ограничение выполнения каждого задания исключает возможность списывания. Kahoot способствует созданию и сохранению психологического климата и мотивации учащихся, а значит, повышает эффективность обучения и достижения цели по формированию социокультурной компетенции.

Список литературы

1. Орехова Ю. М. Проблема формирования социокультурной компетенции в рамках требований ФГОС нового поколения // Известия СГУ. 2015. № 2. С. 95-98.

2. Сафонова В.В., Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высш. Шк.:Амскорт Интернэшнл, 1991. 311 с.

Источники упражнений

3. Kahoot [Электронный ресурс]. URL: https://create.kahoot.it/details/royal-family-line-of-succession/3779609a-5e95-478e-b328-7adb5e78c018 (дата обращения: 17.03.2021).

4. Kahoot [Электронный ресурс]. URL: https://create.kahoot.it/details/an-actor-actress-or-a-singer/43c0dba3-9ed1-43bf-84b2-f7e273dfd5c4 (дата обращения: 17.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.