Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / STRUCTURAL AND LOGICAL MODEL / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE CULTURE / DIGITAL TECHNOLOGIES / MOBILE APPLICATION / STUDENTS OF BASIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тархан Ленуза Запаевна, Эминова Эльзара Репатовна

Внедрение информационных технологий в процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе открывает новые возможности как для обучающихся, так и для учителей. Статья посвящена описанию модели формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий. Рассматриваемая модель составлена на основе изучения понятия, структуры и содержания иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы в научной литературе и включает методологический, организационно-деятельностный и диагностический блоки. В тексте статьи представлены постановка проблемы, анализ последних исследований и публикаций по заявленной проблеме, изложение основного материала с детальным анализом структурных блоков описываемой модели, комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию модели в образовательном процессе, а также выводы. Успешное обучение при помощи средств цифровых технологий возможно лишь при комплексном создании рассмотренных в статье педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тархан Ленуза Запаевна, Эминова Эльзара Репатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION MODEL OF BASIC SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES

The introduction of information technologies in the process of learning a foreign language in a secondary school opens up new opportunities for both students and teachers. The article deals with the description of the model of formation of foreign-language communicative culture of students of the basic school by means of digital technologies. The considered model is made on the basis of research of concept, structure and content of foreign communicative culture of pupils of the basic school in scientific literature and includes methodological, organizational-activitistic and diagnostic blocks. The article presents the problem statement, the analysis of recent studies and publications on the stated problem, the presentation of the basic material with a detailed analysis of the structural blocks of the model described, the set of organizational and pedagogical conditions that ensure the successful implementation of the model in the educational process, as well as conclusions. Successful training with the help of digital technology tools is possible only with the complex creation of the pedagogical conditions discussed in the article.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 372.881.111.1

DOI: 10.31862/1819-463X-2020-6-148-157

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Л. З. Тархан, Э. Р. Эминова

Аннотация. Внедрение информационных технологий в процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе открывает новые возможности как для обучающихся, так и для учителей. Статья посвящена описанию модели формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий. Рассматриваемая модель составлена на основе изучения понятия, структуры и содержания иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы в научной литературе и включает методологический, организа-ционно-деятельностный и диагностический блоки. В тексте статьи представлены постановка проблемы, анализ последних исследований и публикаций по .заявленной проблеме, изложение основного материала с детальным анализом структурных блоков описываемой модели, комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию модели в образовательном процессе, а также выводы. Успешное обучение при помощи средств цифровых технологий возможно лишь при комплексном создании рассмотренных в статье педагогических условий.

Ключевые слова: структурно-логическая модель, иноязычная коммуникативная культура, цифровые технологии, мобильное приложение, обучающиеся основной школы.

THE FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION MODEL OF BASIC SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES

L. Z. Tarhan, E. R. Eminova

Abstract. The introduction of information technologies in the process of learning a foreign language in a secondary school opens up new opportunities for both students and teachers.

© Тархан Л. З., Эминова Э. Р., 2020

■©-S-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

The article deals with the description of the model of formation of foreign-language communicative culture of students of the basic school by means of digital technologies. The considered model is made on the basis of research of concept, structure and content of foreign communicative culture of pupils of the basic school in scientific literature and includes methodological, organizational-activitistic and diagnostic blocks. The article presents the problem statement, the analysis of recent studies and publications on the stated problem, the presentation of the basic material with a detailed analysis of the structural blocks of the model described, the set of organizational and pedagogical conditions that ensure the successful implementation of the model in the educational process, as well as conclusions. Successful training with the help of digital technology tools is possible only with the complex creation of the pedagogical conditions discussed in the article.

Keywords: structural and logical model, foreign language communicative culture, digital technologies, mobile application, students of basic school.

Постановка проблемы

Современные способы и методики обучения иностранным языкам связаны с техническим развитием и с постоянным технологическим усовершенствованием процесса образования. Новейшие разработки в области информационных технологий и распространение сети Интернет предоставляют учителям и преподавателям иностранного языка, методистам и самим обучающимся большие возможности в совершенствовании образовательного процесса.

Среди целей развития системы образования в России «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» определяет одними из них разработку программ, обеспечивающих реализацию информационных образовательных технологий и развитие открытого образования, а также своевременное и гармоничное развитие детей и молодого поколения, их самообразовательных способностей, творческих навыков и самореализацию [1]. При разработке указанной программы как результат государство прогнозировало индивидуализацию процесса обучения за счет создания различных форм и видов образовательных программ, которые учитывают индивидуальные способности и интересы личности.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены требования к результатам освоения иностран-

ного языка в основной школе, среди которых формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, углубление и систематизация знаний об изучаемом языке, увеличение словарного запаса и лингвистической картины мира, а также дальнейшее развитие общей речевой культуры являются основными [2, с. 12].

В аспекте языкового образования модель формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий будет являться эффективным способом реализации поставленных целей развития системы образования в России.

Анализ последних исследований и публикаций

Замысел внедрения цифровых технологий в образовательный процесс имеет глобальное распространение среди преподавателей и методистов [3, с. 607]. Дидактические аспекты внедрения цифровых технологий в обучение разрабатывались такими учеными и педагогами, как Э. Г. Азимов, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, И. О. Логинов, Е. И. Машбиц, Р. П. Мильруд, Е. С. Полат, Н. Ф. Талызина, А. В. Хуторской, И. В. Роберт.

По мнению некоторых ученых (А. А. Андреев, А. В. Могилев, Б. А. Крузе, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев), цифровые средства обучения и глобальная сеть Интернет как

новая информационно-образовательная среда все больше влияют на модификацию содержания, форм и методов обучения. Инновационные мультимедийные и интернет-технологии позволяют быстро и эффективно освоить аудирование, скорректировать произношение, освоить грамматические правила и беглое чтение, а также научиться воспринимать содержание аутентичных текстов на слух, создавать реальные коммуникативные ситуации и повысить уровень заинтересованности к изучению иностранного языка [4, с. 27]. Следовательно, применение цифровых технологий в процессе обучения является мощным ресурсом для формирования иноязычной коммуникативной культуры учащихся.

Целью статьи является описание модели формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы с помощью средств цифровых технологий.

Модель формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий

В 2018-2019 учебном году в СОШ ФГБОУ МДЦ «Артек» проводилось анкетирование среди учащихся основной школы с целью выявить уровень готовности к применению цифровых технологий в ходе обучения иноязычной коммуникативной культуре. Анкетируемым было предложено дать ответы на 10 вопросов по исследуемой проблеме.

В результате опроса обучающихся 59-го классов постоянного контингента школы выяснено, что 97% обучающихся из опрошенного количества используют интернет-ресурсы в ежедневной учебной деятельности, 87% считают использование интернет-ресурсов в изучении иностранного языка важным лично для себя, 60% хотели бы включить дополнительные виды деятельности с использованием средств цифровых технологий в уроки иностранного языка [5, с. 144].

Анализ полученных данных опроса позволил выявить высокий уровень готовности обучающихся основной школы «Артека» к применению интернет-технологий в процессе обучения иноязычной коммуникативной культуре и послужили предпосылкой для подготовки модели формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся с применением средств цифровых технологий.

Анализ научных принципов и подходов в обучении иноязычной коммуникативной культуре с помощью средств цифровых технологий дал возможность теоретического описания структурно-логической модели формирования иноязычной коммуникативной культуры учащихся основной школы, определить ее содержание, разработать компоненты, критерии, уровни владения иноязычной коммуникативной культурой обучающимися.

Под структурно-логической моделью формирования иноязычной коммуникативной культуры подразумевается целостность обучения, форм, содержания, принципов и подходов взаимосвязи между ними, которые в своем единстве позволят достичь намеченного результата. Основной предпосылкой для разработки такой модели считаем готовность обучающихся к применению цифровых технологий в обучении иноязычной коммуникативной культуре и их позитивную мотивацию.

При разработке модели обучения учащихся важным приоритетом являлось расширение парадигмы методических подходов в обучении с целью увеличения результативности образовательного процесса. Описываемая структурно-логическая модель включает в себя три блока: методологический, организационно-деятельност-ный и диагностический.

В методологическом блоке определена цель модели, обусловленная такими стандартизирующими документами,как Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г. и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Указанные

выше документы регламентируют пути развития образования в России и требования к результатам овладения иностранным языком в общеобразовательной школе на ступени основного общего образования.

На нынешнем этапе становления методики обучения иностранным языкам центральными подходами являются личност-но-ориентированный, коммуникативный и социокультурный. Приоритетная идея лич-ностно-ориентированного подхода содержится в субъект-субъектном взаимодействии обучающегося и преподавателя. В истоках коммуникативного подхода лежит идея использования иностранного языка как средства общения. Социокультурный подход реализует обучение языку посредством культуры и культуре при помощи языка [6, с. 14].

В школе изучение иностранного языка основывается на системно-деятельном, коммуникативно-когнитивном и личност-но-дифференцированном принципах и выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Принцип системности предполагает установление связей между изученным и новым материалом. Усваиваемые речевые явления находятся в тесной взаимосвязи и подаются в определенной последовательности, обусловленной не языковой системой, а первостепенной важностью ее компонентов в освоении речи. Принцип коммуникативно-когнитивной направленности обучения предусматривает одинаковое внимание к формированию у обучающихся полного понимания системы изучаемого языка и склонности к речевым действиям и умениям в речевой деятельности. Рассматриваемый принцип обеспечивает формирование картины о филологических явлениях в иностранном языке в соответствии с закономерностями естественного процесса обучения и обеспечивает активную роль учащегося в постижении речевых явлений.

Первоначальная цель образовательной функции заключается в освоении обучающимися системы знаний, умений и навыков и ее реализации на практике. Соглас-

но образовательной функции, эта система должна стать значимой для личности и войти в ее опыт. Наиболее полное осуществление этой функции обеспечит глубину, систематичность, прочность и осознанность знаний. Обучение несет в себе также и развивающий компонент, так как является не только средством передачи знаний, но и способом развития мышления обучающихся [7, с. 95].

Созданная структурно-логическая модель формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий представлена на рисунке.

Организационно-деятельностный блок раскрывает содержание учебного предмета, составные элементы иноязычной коммуникативной культуры, инструменты формирования иноязычной коммуникативной культуры, а также формы обучения. Содержание учебной дисциплины реализуется за счет уроков английского языка и занятий по внеурочной деятельности. Непосредственными инструментами формирования иноязычной коммуникативной культуры являются базовый учебно-методический комплекс «Звездный английский», мобильное приложение ЭиоПдо и интерактивная платформа КаИоо:

Учебно-методический комплекс серии «Звездный английский» для 5-9-го классов предназначен для обучающихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка в расчете на 4-5 часов в неделю. В результате обучения по данному УМК по окончании средней школы знания и умения учащихся соответствуют общеевропейскому уровню В1 в изучения английского языка. Обучающиеся этого уровня понимают и могут использовать в речи ранее изученные и новые лексические единицы по тематике УМК, понимать и различать трудные для понимания слова и фразы, активно использовать в речевой деятельности фразовые глаголы, принимать участие в различных диалогах, организовывать свою монологическую речь в виде сообщений и докладов по

2025

Цель:

Подходы:

Принципы:

Функции:

3ZE

Английский язык (урок)

Содержание учебной

т

Внеурочная деятельность

i

Duolingo, Linguoleo « -> Kahoot, Google-

-LJL

Формы обучения с использованием средств цифровых технологий

Индивидуальные: планирование собственных учебных действий, работа в приложении по всем видам речевой деятельности, дневник успеха, консультации у педагога

Групповые: тренировочные интерактивные упражнения, соревнование, тематические игры, викторины

Уровень обученности иноязычной коммуникативной культуре

Результат:

Корректировка результата

Рис. Модель формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий

заданной проблеме, делать презентации, принимать участие в дискуссиях, эффективно сотрудничать в командной работе.

Коммуникативно-когнитивный подход, лежащий в основе рассматриваемой предметной линии, предполагает пошаговое формирование знаний и совершенствование всех элементов коммуникативной компетенции обучающихся. Деятельностный и личностно-ориентированный подходы создают условия для особого внимания к интересам обучающихся, их способностям, возрастным и индивидуальным особенностям, а также реальным возможностям при работе над всеми видами речевой деятельности.

Полное соответствие УМК «Звездный английский» с ключевым для ФГОС систем-но-деятельностным подходом создает условия для динамичной познавательной деятельности обучающихся, а также организации образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными, возрастными и физиологическими особенностями [8].

В результате содержательного изучения разнообразных средств цифровых технологий нами были определены инструменты, применение которых в комплексе с традиционными методами обучения, на наш взгляд, обеспечит создание мотиваци-онно-образовательного пространства как условия эффективного формирования иноязычной коммуникативной культуры. Этими вспомогательными инструментами являются мобильное приложение ЭиоПпдо и интерактивная платформа КаИоо:

Приложение ЭиоПпдо, являясь одним из самых популярных и эффективных бесплатных площадок для изучения иностранного языка, представляет собой метод линейного программированного обучения. Основывается на таких принципах, как обучение мелкими шагами, простые задания, открытые вопросы, моментальное подтверждение правильности ответа, индивидуальный темп обучения, дифференцированная проверка знаний и последовательность обучения.

В мобильном приложении ЭиоПпдо обучающиеся проходят одинаковые уроки

и задания, занимаясь по одной линейной программе. Однако разница состоит в скорости прохождения учебного материала. В рассматриваемом приложении учащиеся могут пропустить часть уроков и выполнить упражнения досрочно, что выходит за рамки линейного обучения и дает возможность учащимся, владеющим английским языком на базовом уровне, перейти к более сложным заданиям.

Использование цифровых и игровых технологий в изучении иноязычной коммуникативной культуры в значительной степени развивает внутреннюю мотивацию обучающихся и позволяет закреплять изученный материал. Платформа КаИоо: - это электронный сервис, позволяющий создавать задания с элементами игр, блиц-опросов и викторин. Применение данного ресурса является эффективным инструментом для активизации, систематизации и контроля лексико-грамматических знаний. При составлении заданий в КаИоо: можно включить в них фото- и видеофрагменты. Преподаватель регулирует темп работы обучающихся путем установления лимита времени для каждого вопроса, определяет баллы за правильность ответов и за скорость выполнения. КаИоо: позволяет дублировать и редактировать готовые тесты. Кроме викторин с помощью КаИоо: можно проводить дискуссии и опросы.

Под иноязычной коммуникативной культурой мы понимаем комплекс знаний, умений и навыков в области межличностной коммуникации среди носителей различных культур, обеспечивающих успешное сотрудничество, взаимообогащение и эффективные решения коммуникативных задач [9, с. 277].

Среди основополагающих компонентов иноязычной коммуникативной культуры нами определены когнитивный, дея-тельностный, ценностный и рефлексивный компоненты. Когнитивный (познавательный) компонент включает в себя знание о культуре народа изучаемого языка, владение тематическим лексико-грамматическим материалом и лингвострановедческой

информацией. Деятельностный компонент заключается в способности решать коммуникативные задачи и осуществлять иноязычный речевой этикет. Ценностный компонент содержит умение разделять переживания собеседника, способность контролировать свои эмоции и уважать чужие чувства и мысли. Рефлексивный компонент включает в себя умение критически рассуждать и способность к самонаблюдению и самооценке [9, с. 278].

Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные средства находятся в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга и обеспечивая формирование когнитивного, де-ятельностного, ценностного и рефлексивного компонентов иноязычной коммуникативной культуры.

Диагностический блок модели основывается на современных задачах системы образования в нашем государстве, требующих положительных изменений в уровне владения иноязычной коммуникативной культурой обучающимися, а также нуждающихся в установлении новых подходов в организации и использовании рациональных форм контроля и видов мониторинга. Разработанные критерии отражают специфику оценивания уровня обученности учащихся иноязычной коммуникативной культуре.

К наиболее важным критериям оценивания уровня сформированности иноязычной коммуникативной культуры в нашем исследовании мы относим мотивационно-ценностный, учебно-познавательный, лич-ностно-деятельностный и рефлексивно-творческий.

К владению иноязычной коммуникативной культурой выдвигаются такие требования, как свободное использование лексики и грамматических структур в речи, умение справляться с коммуникативными задачами и осуществлять иноязычный речевой этикет в типичных ситуациях общения (устанавливать контакт и вести беседу, корректно излагать свои мысли и поощрять собеседника к ответной реакции, предлагать ему выразить свое мнение). В результате речь обучающегося должна

звучать четко с правильными ударениями и интонацией. Речь должна быть понятна носителю языка, соответствовать коммуникативной ситуации, предметному содержанию речи и статусу собеседника.

При диагностике уровня сформированности иноязычной коммуникативной культуры с помощью предложенных критериев (мотивационно-ценностного, учебно-когнитивного, личностно-деятельностного и рефлексивно-творческого) учтены характеристики качества знаний, навыки и умения, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Также приведенные критерии отражают не только учебные достижения, но и творческие, личностные результаты, умение решать задачи коммуникации и оперативно реагировать в разных ситуациях.

Под уровнем сформированности иноязычной коммуникативной культуры мы понимаем степень выраженности критериев ее сформированности по основным параметрам. Нами выделяются четыре уровня сформированности иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы: начальный - соответствует оценке «неудовлетворительно», средний - соответствует оценке «удовлетворительно», достаточный - соответствует оценке «хорошо», высокий - оценке «отлично». С переходом от одного уровня к другому степень сфор-мированности иноязычной коммуникативной культуры учащихся увеличивается.

В результате детального анализа научных исследований и подходов по изучаемой проблеме, а также на основе личного опыта мы выявили, что успешный результат формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы в процессе обучения напрямую зависит от присутствия и эффективности внедрения педагогических условий, которые создадут необходимое предметно-образовательное пространство.

Совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих качественную подготовку обучающихся 5-9-го классов к формированию иноязычной

коммуникативной культуры при помощи средств цифровых технологий, включает в себя следующие этапы:

• внутренне-мотивационное стимулирование учащихся обучению иноязычной коммуникативной культуре, направленность на самоорганизацию и самообучение;

• методическое влияние на обучающихся, организация мотивационно-образо-вательного пространства;

• педагогическое взаимодействие обучающихся и учителя, обусловленное присутствием постоянной обратной связи, позволяющей узнать о результатах работы в мобильном приложении и уровне освоения иноязычной коммуникативной культуры обучающимися.

Ключевыми причинами, оказывающими влияние на становление позитивной мотивации к учебе, являются предметное наполнение учебной дисциплины, способ взаимодействия педагога и обучающихся, а также характер учебно-познавательной деятельности. Сама по себе учебная информация вне интересов и потребностей обучающегося не имеет для него какого-либо значения и не побуждает к активной познавательной деятельности. Следовательно, учебный материал необходимо преподавать в такой форме, чтобы вызвать эмоциональную реакцию обучающихся и стимулировать их познавательные психические процессы [10, с. 14].

Для развития интереса и желания к изучению иноязычной коммуникативной культуры важно стимулировать обучающихся на начальном этапе ее формирования и создать им необходимые условия. При этом важно обеспечить понимание обучающимися необходимости интенсивной самостоятельной работы по прохождению уроков в мобильном приложении ЭиоПпдо и само-

развитию умений и навыков по изучаемым видам речевой деятельности для успешного овладения иноязычной коммуникативной культурой. Также необходимо адаптировать обучающихся к новым образовательным условиям, так как этот этап является базовым для последующих этапов.

По мнению Г. А. Балыкиной, наличие постоянной и систематической обратной связи обучающихся с педагогом, регулярное использование рейтинга самооценки позволяет перейти к взаимному оцениванию и совместному участию в обсуждении достижений общей учебной деятельности. Она считает способность задействовать механизмы самоконтроля при выполнении различных интерактивных и творческих заданий одной из основ эффективной реализации речевой практики [11, с. 111].

Описывая в целом представленные условия, следует подчеркнуть, что успешное обучение с применением средств цифровых технологий, обеспечение их положительного влияния на качество знаний обучающихся, развитие у них интегративного мышления и целостной системы знаний возможны только при комплексном создании рассмотренных выше условий.

Заключение

Таким образом, в статье представлен опыт описания структурно-логической модели формирования иноязычной коммуникативной культуры обучающихся основной школы средствами цифровых технологий, которая характеризуется последовательностью, взаимосвязанностью компонентов и системностью. Перспективами дальнейших исследований в контексте освещенной проблемы является апробация модели в условиях реального образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года (утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751). URL: https://sch1231.mskobr.ru/files/ nacional_naya_doktrina_obrazovaniya_v_rossijskoj_federacii_utverzhdena_ postanovleniem_pravitel_stva_rf_ot_04_10_2000_751.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

3. Соколова Э. Я. Анализ потенциала интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5. С. 607-610.

4. Арапова С. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пермь, 2015. 236 с.

5. Эминова Э. Р. Уровень готовности обучающихся СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» к использованию цифровых технологий в обучении иноязычной коммуникативной культуре // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2019. № 5. С. 140-144.

6. Карманова Н. А., Садвокасова Л. А. Обучение иностранным языкам в современной школе. Барнаул: ФГБОУ ВО «АлтГПУ», 2017. 110 с.

7. Мустафаева Э. Обучение устной разговорной английской речи с использованием проектной методики студентов старших курсов неязыковых специальностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Симферополь, 2017. 217 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Особенности УМК серии «Звездный английский» для 5-9 классов. URL: http:// eschool.3dn.ru/Sved_ob_org/Obrazovanie/Prog_i_annotac/English/osobennosti_umk_ serii_zvjozdnyj_anglijskij_5-9_kla.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

9. Эминова Э. Р. Структурные компоненты иноязычной коммуникативной культуры в изучении иностранного языка обучающимися общеобразовательной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 276-280.

10. Четвертак С. В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 13-16.

11. Балыкина Г. А. Проблема контроля языковой подготовки студентов в неязыковых вузах // Социокультурные проблемы языка и коммуникации: сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 7. С. 111-115.

REFERENCES

1. Natsionalnaya doktrina obrazovaniya v RF na period do 2025 goda (utv. postanovleniem Pravitelstva RF ot 04.10.2000 № 751). Available at: https://sch1231.mskobr.ru/files/na-cional_naya_doktrina_obrazovaniya_v_rossijskoj_federacii_utverzhdena_postanovle-niem_pravitel_stva_rf_ot_04_10_2000_751.pdf (accessed: 20.04.2020).

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 48 p.

3. Sokolova E. Ya. Analiz potentsiala internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2015, No. 5, pp. 607-610.

4. Arapova S. A. Formirovanie inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii shkolnikov v multimediynom obrazovatelnom prostranstve. PhD dissertation (Education). Perm, 2015. 236 p.

5. Eminova E. R. Uroven gotovnosti obuchayushchikhsya SOSh FGBOU «MDTs «Artek» k ispolzovaniyu tsifrovykh tekhnologiy v obuchenii inoyazychnoy kommunikativnoy culture. Pedagogicheskiy eksperiment: podkhody i problemy. 2019, No. 5, pp. 140-144.

6. Karmanova N. A., Sadvokasova L. A. Obuchenie inostrannym yazykam v sovremennoy shkole. Barnaul: FGBOU VO "AltGPU", 2017. 110 p.

7. Mustafaeva E. Obuchenie ustnoy razgovornoy angliyskoy rechi s ispolzovaniem proekt-noy metodiki studentov starshikh kursov neyazykovykh spetsialnostey. PhD dissertation (Education). Simferopol, 2017. 217 p.

8. Osobennosti UMK serii "Zvezdnyy angliyskiy" dlya 5-9 klassov. Available at: http:// eschool.3dn.ru/Sved_ob_org/Obrazovanie/Prog_i_annotac/English/osobennosti_umk_ serii_zvjozdnyj_anglijskij_5-9_kla.pdf (accessed: 20.04.2020).

9. Eminova E. R. Strukturnye komponenty inoyazychnoy kommunikativnoy kultury v izuchenii inostrannogo yazyka obuchayushchimisya obshcheobrazovatelnoy shkoly. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2019, No. 2 (27), pp. 276-280.

10. Chetvertak S. V. Uchebnaya deyatelnost shkolnikov: iz praktiki motivatsii. Munitsipalnoe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 2012, No. 1, pp. 13-16.

11. Balykina G. A. Problema kontrolya yazykovoy podgotovki studentov v neyazykovykh vuzakh. In: Sotsiokulturnye problemy yazyka i kommunikatsii. Coll. of scientific papers. Saratov, 2011. Vyp. 7. S. 111-115.

Тархан Ленуза Запаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики», Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь e-mail: lenuza0301@gmail.com

Tarkhan Lenuza Z., ScD in Education, Professor, Chairperson,Technology and design of clothing and professional pedagogy Department, Crimean Engineering Pedagogical University, Simferopol

e-mail: lenuza0301@gmail.com

Эминова Эльзара Репатовна, учитель английского языка, средняя общеобразовательная школа, Международный детский центр «Артек», аспирант, кафедра «Технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики», Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

e-mail: elzaraem@mail.ru

Eminova Elzara R., teacher of English, secondary school, International Children's Center „Artek", Postgraduate student, Technology and Design of Clothing and Professional Pedagogy Department, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol

e-mail: elzaraem@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2020 The article was received on 29.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.