Научная статья на тему 'Об интеграции традиционных и инновационных образовательных технологий обучения второму иностранному языку в педвузе'

Об интеграции традиционных и инновационных образовательных технологий обучения второму иностранному языку в педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОДУКТИВНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канатова Сагипа Шамильевна

В статье представлен опыт интеграции современных инновационных образовательных технологий с использованием ИКТ в практику обучения немецкому языку как второму иностранному на языковом факультете педагогического вуза. Особое внимание уделяется продуктивным лично-ориентированным образовательным технологиям c применением современных ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канатова Сагипа Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об интеграции традиционных и инновационных образовательных технологий обучения второму иностранному языку в педвузе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДВУЗЕ Канатова С.Ш.

Канатова Сагипа Шамильевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра немецкого языка и методики его преподавания, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье представлен опыт интеграции современных инновационных образовательных технологий с использованием ИКТ в практику обучения немецкому языку как второму иностранному на языковом факультете педагогического вуза. Особое внимание уделяется продуктивным лично-ориентированным образовательным технологиям с применением современных ИКТ. Ключевые слова: современная образовательная технология, продуктивный, личностно-ориентированный, интеграция, интегрированное обучение, онлайн-платформа, ментальная карта.

Изменения, происходящие в обществе, стремительное развитие цифровых телекоммуникаций, развитие мобильного Интернета как нового вида коммуникации и смартфонов предопределили необходимость качественно изменить организацию учебно-воспитательного процесса и по иностранному языку, в основу которого положено активное внедрение инновационных образовательных технологий, в том числе с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Появление новых подходов к преподаванию иностранных языков (ИЯ), по мнению С.В. Титовой, предполагает использование языка в реальном контексте, тренировку всех аспектов иноязычной речи и всех видов речевой деятельности и гармоничную интеграцию ИКТ в процесс обучения, что является свидетельством «интеграционного этапа преподавания ИЯ на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями с целью создания дидактически целесообразной информационной образовательной среды» [5, с. 56].

В дидактике и методике обучения ИЯ образовательная технология трактуется «как совокупность приемов работы преподавателя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени» [7, с. 147].

Академик Д.В. Чернилевский отмечает, что стратегии инновационного обучения предусматривают системную организацию управления учебно-воспитательным процессом, которой должны быть присущи определенные характерные черты: «1. Личность преподавателя или организатора образования по-прежнему выступает в ней как ведущий элемент, но при этом изменяется его позиция к студенту, к себе самому, т.е. изменяется характер управления, воздействия на студента. 2. Изменение в функции знаний, которые осваиваются в вузе, и способов организации процесса их усвоения... Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. 3. Решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, т.е. ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное

выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта», богатого радостью повседневного сотрудничества и сотворчества» [6, с. 55-56].

Вышеназванным требованиям соответствуют стратегии личностно ориентированного обучения, реализуемые в контексте современной концепции обучения иностранным языкам. Личностно-ориентированные образовательные технологии призваны создавать условия для личностного развития познавательных и созидательных способностей обучающегося, раскрытие его творческого потенциала, становление творческой личности учащихся как цели, результата и абсолютной ценности языкового образования [1]. Широкий спектр активно применяемых в практике обучения ИЯ личностно-ориентированных педагогических технологий (метод проектов, технологии обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления) дополняются новыми возможностями, позволяющими интегрировать их за счет дидактического потенциала современных ИКТ и ДОТ. Интеграция инновационных образовательных технологий (ИОТ) с использованием ИКТ и ДОТ возможна, благодаря тому, что они решают общую задачу не только получения знаний, но, в большей степени, приобретения навыков, умений; не поиск единственно правильного ответа, а умение решать проблему, содействовать процессам гуманизации, дают мощный стимул познавательной активности и самостоятельности обучающихся [5].

ИОТ позволяют создавать «развивающую ситуацию» и, по сути своей являются, являются личностно-ориентированными продуктивными образовательными технологиями. По мнению Н.Ф. Коряковцевой, продуктивными являются «творческие конструктивно-созидательные технологии, обеспечивающие учащимся усвоение языка в процессе их включения в социально-культурный контекст жизнедеятельности» [1, с. 248]. Критериями эффективности личностно ориентированной продуктивной образовательной технологии являются: «моделирование реального контекста жизнедеятельности и ситуации речевого общения, включение учащегося в этот контекст в качестве активного субъекта, создание условий для «проживания» учащимся моделируемой ситуации и реализацию его личностного потенциала; ориентация на самостоятельное добывание учащимися знаний и умений в целях решений конкретной проблемы и накопление опыта их использования в деятельности; свобода выбора путей и способов ее решении в целях создания условий для самовыражения и самореализации обучающегося; опора на аффективные (эмпатические) качества личности; развитие учебно-познавательной деятельности и овладение способами и системой этой деятельности как основой самостоятельного развития учащегося; направленность на создание им личностно значимого образовательного продукта; взаимодействие и совместное творчество учащихся в процессе решения познавательной задачи; опора на рефлексивную самооценку и развитие автономии учащегося в учебной деятельности как личного качества» [1, с. 247-248].

Полагаем, что всем этим условиям отвечает реализуемая нами модель интегрированного обучения в рамках направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями (английский, немецкий языки). Главное достоинство интегрированного обучения заключается в том, что в основе данной концепции лежат идеи конструктивизма, которые отражают идеи личностно ориентированного подхода и, оптимальное сочетание форм интерактивного взаимодействия участников учебного процесса: студент -учебный материал - преподаватель с использованием дидактического потенциала современных ИКТ и ДОТ [2; 3].

Реализация на практике такой модели обучения позволяет вовлечь каждого обучающегося в активную коммуникативно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность на изучаемом языке, создать условия для осознанного активного применения каждым студентом на практике приобретенных иноязычных

63

знаний, навыков и умений. Особое внимание уделяется активному взаимодействию студентов друг с другом, педагога и обучаемого, организации обучения как коллективной, совместной деятельности, так и самостоятельной работы при решении разнообразных проблем (технология критического мышления, ментальная карта; обучающая игровая онлайн-платформа, технология веб-квест и др.). Решающий критерий при организации такой модели обучения - тесное «сплетение» с основной ситуацией и условиями обучения.

Приведем в качестве примера использование игровой онлайн-платформы «Kahoot!» на занятиях по «Практическому курсу второго иностранного языка» в рамках направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями (английский, немецкий языки) и приёмы организации обучения иностранному языку с использованием данной платформы.

Платформа «Kahoot!» - игровая обучающая платформа, используемая для создания, поиска и хранения обучающих игр и предлагающая широкий выбор приемов обучения. Платформа Kahoot! может быть использована на занятии при формировании, как аспектов иноязычной речи, (текущий контроль освоения лексических единиц или грамматических структур), так и речевых умений (контроль понимания содержания текста при обучении аудированию и чтению, промежуточный контроль сформированности навыков и умений говорения). Несомненным достоинством данной платформы является быстрота ее использования, студентам не нужно заранее регистрироваться.

Создание обучающих игр на данной игровой платформе не вызовет сложности у преподавателя, владеющего основами пользовательских навыков обращения с персональным компьютером. Для создания теста на платформе нужно зарегистрироваться на сайте https://create.kahoot.it/register и выбрать, с какой целью будет использоваться платформа (как преподаватель или студент, для работы или «социализации»). Преподаватель создает аккаунт через учетные записи «Microsoft», «Google» или через электронную почту. После регистрации нужно найти кнопку «NewK!» и выбрать вид «Kahoot!». Платформа предлагает несколько видов игр: «Quiz», «Jumble», «Discussion» и «Survey». Вид теста «Jumble» позволяет создавать задания по составлению правильного порядка ответов, словосочетаний и предложений (при этом возможен выбор как одного, так и нескольких вариантов ответа). С помощью ресурса «Quiz» можно создать викторину. «Survey» - опрос, его можно использовать и для создания теста с различными вариантами ответов и для рефлексии по результатам пройденного материала по изучаемой теме. А «Discussion» предполагает возможность организации дискуссии по заданной теме или провести «круглый стол» для обсуждения какого-либо проблемного вопроса (формирование навыков и умений письменной иноязычной речи, работа проходит в дистанционной форме).

Заполнив поля «Название», «Язык», «Целевая аудитория», можно добавить картинку для обложки теста, а также вставить небольшое тематическое видео, которое будет показано при загрузке. Далее составляется сам тест. Игра может стать более увлекательной, если в качестве ответов добавить картинки, видео или добавить музыкальное сопровождение. После того, как все вопросы и ответы записаны, содержание сохраняется в «Kahoot!». При этом сайт позволяет и после сохранения вносить изменения и корректировки в содержание. Игру можно просматривать и проигрывать неоднократно, поделиться ею с другими пользователями платформы.

Для участия в игре, студенты открывают сайт www.kahoot.it на своих смартфонах и вводят игровой код, который они видят на экране преподавателя (игра занимает не более 10 минут). После того, как студенты ответили на все вопросы, можно провести рефлексию, как по результатам теста, так по методическому потенциалу платформы. Результаты теста можно сохранить в виде документа формата Excel. На старших

курсах студенты уже самостоятельно создают такие упражнения, которые используются ими во время педагогической практики в школе.

Вышеуказанные примеры работы с платформой указывают на ее универсальность, которая позволяет использовать «Kahoot!» на всех ступенях обучения ИЯ и этапах формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Успешно используются нами на всех ступенях обучения немецкому языку как второму иностранному ментальные карты (МК) или интеллект-карты (ИК) с помощью соответствующих онлайн-сервисов. ИК, известные также как диаграммы связей, карты мышления (англ. mind map) или ассоциативные карты - это способ изображения общего системного мышления помощью схем, который может рассматриваться как удобная техника альтернативного фиксирования информации [4]. Как правило, МК создается студентами самостоятельно дистанционно, затем отправляется преподавателю для предварительной проверки и получения консультации. На занятиях по немецкому языку как второму иностранному нами были использованы МК при изучении таких тем как: «Молодежная мода», «Одежда», «Средства массовой информации», «Путешествия», «Свободное время». В своей практике мы изучили дидактический потенциал нескольких программ. Остановимся на возможностях некоторых из них. Coggle (https://coggle.it/) - возможна совместная работа, есть чат и комментарии (правда бесплатная версия только одна, результаты работы можно экспортировать в формате PDF или PNG); MindMeister (https://www.mindmeister.com/ru) - необходима регистрация, можно войти и через внешние сервисы и аккаунты в соцсетях, можно поделиться с коллегами, предоставляется выборочное право редактировать карту, Bubble (https://bubbl.us/) -бесплатно можно создать только 3 карты, сохраняется в форматах JPEG, PNG, HTML; Mindomo (https://www.mindomo.com/ru/) можно создать три варианта аккаунта: учитель, бизнесмен, студент; 24 шаблона карт, предоставляется возможность совместной работы над картой несколькими пользователями и резервное копирование, можно добавлять аудио- и видеозаписи, изображения, гиперссылки, иконки, символы); Popplet fhttps://popplet.com/) - ресурс отличается простотой в использовании и удобным интерфейсом, довольно универсален, интуитивно понятен и имеет приятный дизайн. Изучив возможности этих технологий, мы пришли к выводу, что МК / ИК могут использоваться при обучении любому аспекту иноязычной речи: грамматика - обобщение и систематизация знаний по изучаемой теме; лексика - мозговой штурм, группирование изучаемых или изученных ЛЕ по теме по ситуациям, создание ситуативных кластеров по теме; чтение - составление конспекта, плана пересказа; письмо - мозговой штурм и составление плана сочинения или эссе; говорение - конспект, план высказывания в монологической или диалогической форме. Большинство из известных программ для создания МК карт позволяет работать в команде. Такая работа стимулирует быстрое генерирование идей, значительно экономит время. Так при организации работы над новыми ЛЕ по каждой теме нами проводится «мозговой штурм» в малых группах сотрудничества (по 3 человека). Каждая группа работает дистанционно, делится результатами своей работы с преподавателем. Преподаватель, при необходимости, вносит соответствующие коррективы или дает рекомендации по ходу работы, направляет. На занятии в аудитории, уже на основе имеющихся ключевых слов и выражений, материал закрепляется и активизируется в условно-речевых и собственно речевых упражнениях. Используются такие МК и при обучении устной речи (ознакомление с речевыми клише и новыми речевыми моделями, инсценировка ситуации; создание содержательных (смысловых), вербальных (изобразительных), открытых (закрытых) опор, самостоятельное составление диалога или монолога по образцу, при подведении итогов работы или проведении заключительной дискуссии по теме). На этапе рефлексии обязательно обсуждаются достоинства и недостатки используемых

технологий, возможности их использования в практике обучения ИЯ на разных ступенях обучения ИЯ в школе.

Таким образом, представленные формы и приемы работы отражают важнейшие характеристики современных технологий обучения, выделенных А.Н. Щукиным, и отвечают идеям лично ориентированного обучения, так как они:

а) результативны - демонстрируют высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым обучающимся),

б) экономичны (за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом),

в) эргономичны (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального климата, при отсутствии перегрузки и переутомления),

г) способствуют повышению мотивации к изучению предмета, повышению интереса к занятиям и позволяют совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности [8, с. 247].

В заключение отметим, что, благодаря креативности и инновационности описанных нами форм и приемов работы с использованием современных образовательных технологий с применением ИКТ и ДТ, нам удается успешно обучать студентов умению создавать собственный образовательный продукт, конструировать личностное знание, с одной стороны. С другой, учить их творчески подходить к выполнению заданий, предоставляя им свободу в выборе содержания, в поиске путей решения задачи, открытие для себя нового [1]. Кроме того, используемые технологии способствуют формированию ИКТ-компетентности и методической компетенции будущих учителей иностранного языка.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. Москва: КНОРУС, 2018. 390 с.

2. Канатова С.Ш. Об опыте реализации модели интегрированного обучения иностранному языку в педагогическом вузе. Ж. Грани познания. № 4 (18), 2012. С. 67-71.

3. Канатова С.Ш., Иванова И.А. Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранному языку - Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. № 10-2. С. 91-102.

4. Нежведилова Л.А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I—II курсов неязыковых вузов // Молодой ученый. [Электронный ресурс], 2015. № 8. С. 1009-1012. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/88/17197/ (дата обращения: 13.11.2018).

5. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образования. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов и вузов/ Титова С.СВ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство ИКАР», 20154. 240 с.

6. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.

7. Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам/ Щукин А.Н. М. : Издательство ИКАР, 2017. 240 с.

8. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. / Щукин А.Н. М.: М: Издательство ИКАР, 2017. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.