Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2545
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Кристина Владимировна

Современное образование предполагает формирование определённых компетенций у обучающихся. Одной из главных целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, то есть овладеть навыками иностранного языка для реализации целей общения. Для оптимизации процесса обучения необходимы современные подходы к обучению иностранным языкам. Главной задачей на уроках иностранного языка является формирования различных компетенций у обучающихся. Чтобы уроки стали интересными, эффективными и результативными учителям необходимо искать новые подходы и методы обучения. Наряду с традиционными методами обучения сегодня применяются различные мультимедийные технологии, которые способствуют тому, что обучающиеся становятся активными участниками обучения, решая на уроке различные коммуникативные задачи. Рассмотрены современные мультимедийные технологии, способствующие развитию коммуникативной компетенции. Применение таких программ как Google Диск и его приложения, Интернет-ресурсы Wordwall и Kahoot.com позволяют сделать занятие более интересным и результативным. Выявлены положительные и отрицательные стороны использования мультимедийных технологий. Стоит отметить, что внедрение современных технологий в учебный процесс всего лишь дополнение к традиционным методам обучения. Но обходиться без них сегодня невозможно. Применение мультимедийных программ приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайка Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Modern education involves the formation of certain competencies in students. One of the main goals of teaching a foreign language is the formation of communicative competence, that is, mastering the skills of a foreign language in order to realize the goals of communication. To optimize the learning process, modern approaches to teaching foreign languages are needed. The main task in foreign language lessons is the formation of various competencies in students. For lessons to be interesting, effective and effective, teachers need to look for new approaches and teaching methods. Along with traditional teaching methods, various multimedia technologies are used today, which contribute to the fact that students become active participants in learning, solving various communication problems in the classroom. Considered are modern multimedia technologies that contribute to the development of communicative competence. The use of programs such as Google Drive and its applications, Internet resources Wordwall and Kahoot.com can make the lesson more interesting and effective. The positive and negative sides of the use of multimedia technologies are revealed. It should be noted that the introduction of modern technologies in the educational process is just an addition to traditional teaching methods. But it is impossible to do without them today. The use of multimedia programs leads to a change in the content of education, a revision of the methods and forms of organizing the educational process. Knowledge, abilities and skills in this case are considered not as a goal, but as a means of developing the student's personality.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 55-65. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 7. P. 55-65.

Научная статья УДК 811(07)

doi : 10.24412/2712-827Х-2021 -7-55-65

Современные подходы к обучению иностранным языкам Кристина Владимировна Чайка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 64, Новосибирск, Россия, [email protected]

Аннотация Современное образование предполагает формирование определённых компетенций у обучающихся. Одной из главных целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, то есть овладеть навыками иностранного языка для реализации целей общения. Для оптимизации процесса обучения необходимы современные подходы к обучению иностранным языкам. Главной задачей на уроках иностранного языка является формирования различных компетенций у обучающихся. Чтобы уроки стали интересными, эффективными и результативными учителям необходимо искать новые подходы и методы обучения. Наряду с традиционными методами обучения сегодня применяются различные мультимедийные технологии, которые способствуют тому, что обучающиеся становятся активными участниками обучения, решая на уроке различные коммуникативные задачи. Рассмотрены современные мультимедийные технологии, способствующие развитию коммуникативной компетенции. Применение таких программ как Google Диск и его приложения, Интернет-ресурсы Wordwall и Kahoot.com позволяют сделать занятие более интересным и результативным. Выявлены положительные и отрицательные стороны использования мультимедийных технологий. Стоит отметить, что внедрение современных технологий в учебный процесс всего лишь дополнение к традиционным методам обучения. Но обходиться без них сегодня невозможно. Применение мультимедийных программ приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Ключевые слова: мультимедийные программы, образование, мультимедийные технологии, коммуникативная компетенция, иностранные языки

Для цитирования: Чайка К.В. Современные подходы к обучению иностранным языкам // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 55-65. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-55-65

Original article

Modern approaches to teaching foreign languages Kristina V. Chaika

Municipal budgetary educational institution secondary school No. 64, Novosibirsk, Russia, [email protected]

Abstract. Modern education involves the formation of certain competencies in students. One of the main goals of teaching a foreign language is the formation of communicative competence, that is, mastering the skills of a foreign language in order to realize the goals of communication. To optimize the learning process, modern approaches to teaching foreign languages are needed. The main task in foreign language lessons is the formation of various competencies in students. For lessons to be interesting, effective and effective, teachers need to look for new approaches and teaching methods. Along with traditional teaching methods, various multimedia technologies are used today, which contribute to the fact that students become

© Чайка К.В., 2021

active participants in learning, solving various communication problems in the classroom. Considered are modern multimedia technologies that contribute to the development of communicative competence. The use of programs such as Google Drive and its applications, Internet resources Wordwall and Kahoot.com can make the lesson more interesting and effective. The positive and negative sides of the use of multimedia technologies are revealed. It should be noted that the introduction of modern technologies in the educational process is just an addition to traditional teaching methods. But it is impossible to do without them today. The use of multimedia programs leads to a change in the content of education, a revision of the methods and forms of organizing the educational process. Knowledge, abilities and skills in this case are considered not as a goal, but as a means of developing the student's personality.

Keywords: multimedia programs, education, multimedia technologies, communicative competence, foreign languages

For citation: Chajka K.V. Modern approaches to foreign language. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;7:55-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-55-65

Введение

Личность - это особое качество, которое приобретается человеком в обществе [Леонтьев 1975]. При личностно-ориентированном подходе ученик является основным действующим лицом образовательного процесса. Цель личностно-ориентированного образования - создание критериев для становления следующих функций индивида: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать собственную жизнь; поиск смысла жизни, творчество и т.д. Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех учащихся, не забывая об их индивидуальных особенностях: возрастных, физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и т.д. Одним из результативных путей реализации личностно-ориентированного обучения считается воспитание с внедрением массовых форм, построенных сообразно принципу совместной деятельности и взаимной помощи [Абитова 2018; Тернопоп, Царенко 2021: 75-83; Хохрякова 2021: 27-37]. Метод проектов относится к массовым формам и является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [там же].

Метод проектов помогает наиболее полно учитывать индивидуальные особенности учащихся и ориентироваться на их опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности памяти, восприятия и мышления. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации к изучаемому языку, научить применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем, ориентироваться в информационном пространстве, развить критическое и креативное мышление. Содержание развивающего обучения составляют элементы исторического опыта людей, которыми учащиеся овладевают в процессе изучения нового [Давыдов 1996].

Сутью учебной деятельности является самоизменение себя как субъекта, только включенный в активную познавательную деятельность ученик сможет проникнуть в суть изучаемого учебного материала, освоить его и использовать в качестве способа дальнейшего познания. Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности. А использование приёмов развивающего обучения на уроках иностранного языка в школе способствует повышению качества образования [Абитова 2018].

Игровой подход - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. При использовании проблемного подхода обучения учитель создает проблемную ситуацию, организует обсуждение возможных

подходов к её разрешению, подтверждает правильность выводов, выдвигает проблемное задание. Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. В итоге у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческая фантазия. Регулярное использование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, анализировать, разбирать, спорить, доказывать [там же].

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам - это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Главный акцент в процессе обучения делается не на грамматику и не на заучивание языковых структур, а на взаимодействие участников в процессе общения, на сам процесс коммуникации в целом, в ходе которого происходит достижение общей коммуникативной цели. В процессе общения учащиеся пытаются объяснить друг другу те или иные ситуации разными способами, расширяя при этом свою коммуникативную компетенцию. Учитель при этом играет роль помощника. Особое внимание уделяется работе в группах. Учащиеся ведут дискуссии, беседы, диалоги друг с другом. Проекты, коммуникативные игры и упражнения также являются средствами обучения на уроках при коммуникативном подходе. Особое внимание в коммуникативном подходе уделяется говорению и восприятию речи на слух. Коммуникативный метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением.

В своих работах И.Л. Бим [Бим 2007], И.А. Зимняя [Зимняя 2006], А.В. Хуторской [Хуторской 2013] рассматривают компетентностный подход как формирование у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в разных сферах и видах деятельности. Целями обучения являются усвоение учащимися социального опыта, необходимого для жизнедеятельности в обществе; формирование мировоззрения в виде целостной картины мира; развитие умения осознанно планировать свое развитие, самостоятельно учиться. Применение компетентностного подхода помогает устранить разрыв между теорией и практикой и восстановить равновесие между образованием и жизнью [Абитова 2018].

Проблемами социокультурного образования занималась В.В. Сафонова [Сафонова 1998]. Исследователь отмечает, что социокультурный подход заключается в обучении иноязычному общению в контексте диалога культур на основе сопоставления и осознания учащимися лингвокультурных особенностей своей и зарубежной стран. Цель обучения иностранному языку на основе социокультурного подхода состоит в развитии возможности ориентироваться в иноязычной культуре, формировании коммуникативной компетенции в межкультурных ситуациях. Применение социокультурного подхода на уроках иностранного языка в школе обогащает культурологические и социолингвистические знания учащихся, постепенно готовит их к межкультурному общению, а также развивает толерантность и уважительное отношение к иноязычным лингвокультурным сообществам. Игнорирование социокультурного подхода приводит к тому, что «культурные помехи», возникающие по причине незнания особенностей той или иной культуры или нации, мешают процессу общения [Сафонова 1998: 27].

Инновационный или интерактивный подход реализуется на уроках, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех обучающихся, а также реализуются с

непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности таких, как компьютерной и видеотехники, выставки, буклеты, стенды. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение школьников к уроку; предусматривается минимальное участие на уроке учителя [Абитова 2018].

Основная часть

Важным условием в обучении иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции является. Для качественного результата учителям необходимо использовать различные методы и подходы. Современные мультимедийные технологии помогают расширять процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, привлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Мультимедийные технологии связаны с компьютерной обработкой и представлением различных типов информации, что влияет на эффективность образовательного процесса. Введение в процесс обучения средств мультимедиа влечет за собой появление новых программных средств и требует их содержательного наполнения при разработке новых методов обучения.

Мультимедийные технологии (от англ. multimedia - многокомпонентная среда) -программы, позволяющие использовать текст, графику, видеофильмы и мультипликацию в интерактивном режиме [Загвязинский, Закирова 2008]. Мультимедийные технологии -совокупность компьютерных технологий, использующих одновременно несколько видов информации: графику, текст, видео, фотографии, анимацию, звуковые эффекты, звуковое сопровождение. Основана на специальных аппаратных и программных средствах. Мультимедийные технологии реализуются в электронных учебниках, компьютерных курсах [Азимов, Щукин 2009]. Использование мультимедийных технологий в обучении реализует два основных метода педагогической деятельности: активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации: лекции, презентации, практикумы. Активные - это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль обучающегося. Можно использовать мультимедийные обучающие программы при проведении аудиторных занятиях; на факультативных занятиях; на дополнительных занятиях; для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время. [До 2014: 143]

Развитие мультимедиа и информационных технологий, а также использование Интернета в качестве новой методики обучения привело к радикальным изменениям в традиционном процессе обучения. Развитие информационных технологий породило больше возможностей для современного образования. Новые методы преподавания и обучения начали появляться во всем мире, наиболее важным из которых является электронное обучение, которое способствует переходу от обучения, ориентированного на преподавателя, к обучению, ориентированному на обучающихся.

Широкое использование сети Интернет привело к появлению новых каналов связи и сделало информацию более доступной. Действительно, революционная направленность информационно-коммуникативных технологий вытекает из объединения двух типов быстро развивающихся технологий: небольшие и недорогие персональные компьютеры, включая такие устройства, как планшеты и смартфоны, а также проводные и беспроводные сети, обеспечивающие обмен между устройствами.

Залогом успешной работы системы служит качественная технологическая платформа. Для производства и реализации электронного обучения необходимы технологии. Для создания электронного учебного контента могут использоваться различные инструменты, в зависимости

от того, какие форматы файлов будут использоваться и характер желаемого конечного продукта. Microsoft PowerPoint или даже Word может быть достаточно для создания простых учебных ресурсов, таких как презентация или учебник. Однако для создания интерактивного контента требуются более сложные инструменты. С появлением Интернета развиваются различные Интернет-технологии, которые можно широко применять в образовательном процессе. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. В новом методическом словаре терминов и понятий «Интернет-технологии» понимаются, как «информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернет» [Азимов, Щукин 2009].

Виды Интернет-технологий можно поделить на несколько классов:

Сервисы: почта (Google, Yandex), социальные сети. К ним можно отнести различные сервисы, которые могут предлагать свои услуги. К информационным относятся разного рода источники вроде блогов, порталов и так далее. Данная технология является одной из самых важных и, конечно же, одной из самых популярных, так как 90 % информации в интернете находится в открытом доступе [Чиричкина 2016].

На базе сервисов Google имеются различные инструменты, с помощью которых учитель может организовать различную образовательную деятельность. Наиболее актуальными являются:

Google-документы. Можно создавать файлы, редактировать их и работать над ними вместе с другими пользователями, где и когда угодно. Важным преимуществом является возможность создавать, редактировать и просматривать документ на любом устройстве без подключения к Интернету. Все изменения сохраняются автоматически, а также можно просмотреть предыдущие версии документа.

Google-таблицы позволяют экономить время и усилия благодаря встроенным формулам, сводным таблицам и функциям условного форматирования. Все изменения автоматически сохраняются во время работы.

Google-презентации являются отличным способом предоставить информацию обучающимся. В распоряжении учителей и школьников множество тем, шрифтов, встроенных видео, способов анимации и других средств.

Google-формы помогают учителю провести проверку знаний в виде теста или викторины. Большое количество тем и шаблонов помогут сделать интересный тематический тест. Есть возможность добавить видеоролики и иллюстрации, а также настроить форму так, чтобы обучающиеся попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант ответа выберут. По завершению теста автоматически создаётся статистика ответов, а Google-таблица автоматически представит ответы обучающихся.

На Google-сайт учитель загружает любой текст, таблицу, презентацию или форму опроса, видеоролики и т. п. Сайт можно сделать доступным для всех или разрешить доступ к нему только школьникам, родителям, коллегам.

Wordwall - Интернет-программа позволяет учителю создать свои собственные учебные ресурсы. Можно использовать для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Программа содержит большое количество шаблонов для создания занятий. Например: викторина, кроссворд, пропущенное слово, групповая сортировка и многие другие. Задачи легко составлять и редактировать. Особенностью данного ресурса является то, что необходимо оформить подписку [Wordwall].

Игровая платформа Kahoot позволяет создавать онлайн тесты и опросы, которые могут быть показаны проектором на большом экране или интерактивной доске [Kahoot]. Кроме текста данная программа предоставляет возможность встраивать рисунки, графики, таблицы, а также аудио и видео контент. Обучающиеся отвечают на вопросы теста с любого подключенного к Интернету устройства. Для работы с Kahoot обучающиеся могут

использовать собственные смартфоны. Достоинством сайта Kahoot является возможность сохранить полученные результаты для дальнейшего анализа преподавателями. Это позволяет пересмотреть содержание и представление учебного материала на следующий учебный год с целью повышения его усвоения [Царев 2017: 12]. Данный ресурс бесплатный и удобный в использовании. Программа на английском языке, но можно изменить на немецкий, что создаст языковую среду.

Мультимедийные средства обучения, объединяющие текст, графику, звук и видео, имеют иную структуру. Они направляют ход мыслей слушателя или зрителя не от одного абстрактного знака к другому, а создают модели узнавания, обращенные к чувственной стороне субъекта. Исходя из этого, можно предположить, что мультимедийные средства обучения не только позволяют реализовать на более высоком художественно-эстетическом уровне принцип наглядности, предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации, но также создают условия для формирования нового типа мышления, отличающегося от такового, сформированного на основе оперирования печатной информацией [Арапова 2012: 49].

Проблемами применения мультимедийных средств на уроках иностранного языка, а также подготовкой учителей к этой работе занимались отечественные учёные [Бондаренко 2017 и другие].

Мультимедийные средства обучения - это средства обучения, которые были созданы на базе технологий мультимедиа, позволяющие в интерактивном режиме результативно организовать учебно-воспитательный процесс. Мультимедиа (от лат. multum - много и англ, media - средства) - система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком (речь, музыка, эффекты), анимационной компьютерной графикой (рисованные фильмы, трехмерная графика) в едином комплексе; одно из наиболее быстро развивающихся и перспективных направлений, особенно в области образования [Азимов, Щукин 2009].

Мультимедийные средства оказывают наиболее сильное воздействие на обучающихся. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. А также стали объективной реальностью нашего времени, поэтому преподаватели иностранного языка активно пользуются различными мультимедийными средствами. К мультимедийным средствам относятся: аудио программы, видео, презентации, Интернет-ресурсы, электронные учебники. Все эти средства зависят от компьютера, с помощью которого осуществляются значимые функции при обучении и изучении иностранного языка:

Информативная функция - основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;

Тренировочная функция - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;

Контролирующе-коррегирующая функция - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.

Организационно-стимулирующая функция. В настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором. Мультимедийные средства позволяют учителю сделать урок или задание для обучающихся информативным и современным. Это способствует формированию познавательной активности школьников, что приводит к повышению качества знаний.

Мультимедийные технологии прочно вошли в образовательный процесс и являются сегодня неотъемлемой частью современного урока. Урок, построенный на основе мультимедийных программ, становится необычным, насыщенным и результативном. С их помощью учитель создает информационную обстановку, стимулирующую интерес обучающихся к предмету. Мультимедийные технологии предоставляют возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, что позволяет улучшить образовательный процесс. Преимуществом также является повышение мотивации обучающихся за счет визуализации сложных схем, внутренних процессов и явлений посредством трехмерной компьютерной анимации, привлечения видеофрагментов и обширного иллюстративного материала [До 2014: 143].

Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа-технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования простых и доступных средств. В ходе занятий обучающиеся могут создавать визуализированные красочные учебно-игровые среды, что значительно повышает восприятие изучаемого предмета. Возможность заниматься в удобное время, удобном месте и удобном темпе, позволяет учителю создавать домашнее задания, тесты или проверочные работа и отслеживать их успешное выполнение каждым обучающимся.

Поскольку мультимедийные технологии не требуют постоянных финансовых затрат на распечатку материала для занятий, они отличаются экономичностью и снижают затраты на организацию учебного процесса. Наличие ссылок и гиперсвязей с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных Интернет-ресурсах помогают расширить содержание предмета и своевременно обновить учебный материал [Таран, Караханян 2019: 506].

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность сочетать разнообразные средства, которые помогают более глубокому и осознанному усвоению пройденной темы, экономит время урока, насыщает его информацией. Учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

Заключение

Вышеперечисленные преимущества мультимедийных технологий дают понять, что развитие и применение технологий в образование способствуют развитию новых методов проведения уроков. Современному учителю необходимо владеть навыками использования мультимедийных технологий на уроке иностранного языка, а также во время подготовки к занятиям и интересно представлять учебный материал обучающимся.

Несмотря на большое количество преимуществ использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку имеется ряд недостатков о которых не стоит забывать. На уроках иностранного языка обучающиеся могут испытывать трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, это может привести к снижению эффективности восприятия.

В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства.

Следует помнить, что, если обучающимся одновременно демонстрируют информацию разных типов, они отвлекаются от одних типов информации, чтобы уследить за другими,

пропуская важную информацию. Чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. При работе с компьютером большая вероятность развития близорукости, быстрая утомляемость, которая ведет к головной боли и раздражительности. Не правильно оборудованное рабочее место ведет к проблемам с опорно-двигательным аппаратом, развивается остеохондроз, искривление позвоночника и другие сопутствующие заболевания. Как родителям, так и учителю необходимо следить за процессом работы детей за компьютером [Нестеренко, Бизюк 2016: 47].

Использование мультимедийных технологий для самостоятельного обучения не всегда имеет положительную динамику, так как обучающиеся не способны самостоятельно контролировать свой процесс обучения. Ещё один аспект, который может негативно сказаться на процессе обучения - это доступ в Интернет. Недостаточная скорость может влиять на низкое качество звука, изображения, видео. Время использования мультимедийных технологий на занятиях не должно превышать 10-15 % от общего учебного времени, в противном случае уровень интерактивности между человеком и компьютером будет обратно пропорционален вовлеченности обучающегося в общегрупповой образовательный процесс, что приведет к снижению познавательной языковой активности [Ермакова, Носова 2019: 38].

Данные недостатки показывают, что частое применение мультимедийных технологий на уроках иностранного языка могут не приносить желаемого результата. Следует тщательно подбирать материал, программу и применять на одном из этапов урока. «Необходимо обращать внимание на влияние цифровизации в целом на когнитивную сферу школьников, наметить пути преодоления существующих негативных факторов такого влияния» [Елшанский 2020: 70-80; 2021: 93-101]. Анализ достоинств и недостатков применения мультимедийных технологий открывает новые исследовательские возможности, которые позволят преодолеть, по мнению С.П. Елшанского, негативное влияние гаджетизации и цифровизации на когнитивные процессы современных школьников, повысить эффективность их обучения.

Список литературы

1. Абитова З.А. Современные подходы в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: https://videouroki.net/razrabotki/sovriemiennyie-podkhody-v-obuchienii-inostrannym-iazykam.html (дата обращения: 15.04.2021).

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

3. Арапова С.А. Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка // Пермский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 49-51.

4. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007 С. 156-163.

5. Бондаренко О.В. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе Высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. [Электронный ресурс]: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26397 (дата обращения: 23.08.2021).

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Электронный ресурс]: монография. М.: Интор, 1996. 544 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298 (дата обращения: 12.07.2021).

7. До Т.Х. Путь повышения качества образования через использование инновационных технологий - мультимедийные технологии // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Томск: Изд-во «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2014. С. 142-144.

8. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 353 с.

9. Зимняя И.А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) // Материалы 16 науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 130 с.

10. Елшанский С.П. Психосемантическая методика для определения уровня вовлеченности школьника в цифровизацию // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 93-101.

11. Елшанский С.П. Возможности исследований индивидуальной системы, связанных с цифровизацией значений для оценки уровня вовлеченности школьника в цифровые процессы // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 70-80.

12. Ермакова Ю.Д., Носова Т.М. Эффективность использования технологии «развлекательного образования» (edutainment) в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (42). С. 30-45.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

14. Нестеренко О.О., Бизюк А.В. Применение, преимущества и недостатки мультимедиа в процессе обучения. 2016. С. 44-47. [Электронный ресурс]. URL: https://openarchive.nure.ua/bitstream/document/ 1633/1/ShS_PMW-2016_c.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

15. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. М.: Еврошкола, 1998. С. 27-35.

16. Таран В.Н., Караханян А.А. Применение мультимедиа технологий в высшем образовании // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 6. С. 504-510.

17. Тернопол Т.В., Царенко Н.М. Из опыта проектной деятельности в рамках учебной практики по формированию иноязычных навыков и умений студентов бакалавриата (ФГОС 3++) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 75-83.

18. Хохрякова Ю.М. Возможности геймификации учебной деятельности студентов вуза // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 27-37.

19. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.

20. Чиричкина В.В. Современные Интернет-технологии, используемые в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027925 (дата обращения: 15.05.2021).

21. Царев Р.Ю. Применение Kahoot! При геймификации в образовании // International Journal of Advanced Studies. 2017. Т. 7. № 1. С. 9-17.

22. Wordwall - Официальный сайт Wordwall. URL: https://wordwall.net/ru (дата обращения: апрель, май 2021).

23. Kahoot - Официальный сайт Kahoot. URL: https://create.kahoot.it (дата обращения: 16.05.2021).

References

1. Abitova Z.A. Sovremennye podkhody v obuchenii inostrannym yazykam [Modern Approaches in Foreign Language Learning]. Available at: https:.videouroki.net,razrabotki,sovriemiennyie-podkhody-v-obuchienii-inostrannym-iazykam.html (accessed: 15.04.2021). (In Russ.)

2. Azimov E.G., Shchukin A.N. Slovar' metodicheskikh terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [Dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR, 2009, 448 p. (In Russ.)

3. Arapova S.A. Mul'timediinye sredstva obucheniya na uroke inostrannogo yazyka [Multimedia Learning Tools in a Foreign Language Lesson]. Permskii pedagogicheskii zhurnal [Perm Pedagogical Journal]. 2012, no.3, pp. 49-51. (In Russ.)

4. Bim I.L. Kompetentnostnyi podkhod k obrazovaniyu i obucheniyu inostrannym yazykam [Competent approach to foreign language education and training]. Moscow: Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «INEK», 2007, pp. 156-163. (In Russ.)

5. Bondarenko O.V. Primenenie mul'timediinykh tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse Vysshego uchebnogo zavedeniya [Application of multimedia technologies in the educational process of the Higher Educational Institution]. Zhurnal «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya» [Journal "Modern Problems of Science and Education"]. 2017, no. 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26397 (accessed: 23.08.2021). (In Russ.)

6. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Developmental learning theory]. Moscow: Intor, 1996, 544 p. Available at: http:.www.psychlib.ru,inc,absid.php?absid=9298 (accessed: 12.07.2021). (In Russ.)

7. Do T.Kh. Put' povysheniya kachestva obrazovaniya cherez ispol'zovanie innovatsionnykh tekhnologii - mul'timediinye tekhnologii [The way to improve the quality of education through the use of innovative technologies - multimedia technologies]. Informatsionnye tekhnologii v nauke, upravlenii, sotsial'noi sfere i meditsine [Information Technology in Science, Management, Social Affairs and Medicine]. Tomsk: Natsional'nyi issledovatel'skii Tomskii politekhnicheskii universitet, 2014, pp. 142-144. (In Russ.)

8. Zagvyazinskii V.I., Zakirova A.F., Strokova T.A. Pedagogicheskii slovar' [Pedagogical Dictionary]. M.: Izd. centr «Akademiya», 2008. 353 p. (In Russ.)

9. Zimnyaya I.A. Kompetentnost' i problemy ee formirovaniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (shkola - vuz - poslevuzovskoe obrazovanie) [Competence and problems of its formation in the system of continuing education (school - university - postgraduate education)]. Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ikh resheniya [Current problems of quality of education and ways to solve them]. Moscow: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006, 130 p. (In Russ.)

10. Elshanskii S.P. Psikhosemanticheskaya metodika dlya opredeleniya urovnya vovlechennosti shkol'nika v tsifrovizatsiyu [Psychosemantic technique for determining the level of student involvement in digitalization]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian research. Pedagogy and psychology]. 2020, no.3, pp. 93-101. (In Russ.)

11. Elshanskii S.P. Vozmozhnosti issledovanii individual'noi sistemy, svyazannykh s tsifrovizatsiei znachenii dlya otsenki urovnya vovlechennosti shkol'nika v tsifrovye protsessy [Capabilities of individual system research related to digitalization of values to assess the level of student involvement in digital processes]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian research. Pedagogy and psychology]. 2020, no.2, pp. 70-80. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ermakova Yu.D., Nosova T.M. Effektivnost' ispol'zovaniya tekhnologii «razvlekatel'nogo obrazovaniya» (edutainment) v obuchenii inostrannomu yazyku [Effectiveness of the use of "entertainment education" (edutainment) technology in foreign language education]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences]. 2019, no.2 (42), pp. 30-45. (In Russ.)

13. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat, 1975, 304 p. (In Russ.)

14. Nesterenko O.O., Bizyuk A.V. Primenenie, preimushchestva i nedostatki mul'timedia v protsesse obucheniya [Application, Benefits, and Disadvantages of Media in Learning]. 2016, pp. 44-47. Available at: https:.openarchive.nure.ua,bitstream,document,1633,1,ShS_PMW-2016_c.pdf (accessed: 12.05.2021). (In Russ.)

15 Safonova V.V. Problemy sotsiokul'turnogo obrazovaniya v yazykovoi pedagogike [Problems of sociocultural education in language pedagogy]. Kul'turovedcheskie aspekty yazykovogo obrazovaniya [Cultural aspects of language education]. Moskva: Evroshkola, 1998, pp. 27-35. (In Russ.)

16. Taran V.N., Karakhanyan A.A. Primenenie mul'timedia tekhnologii v vysshem obrazovanii [Application of multimedia technologies in higher education]. Byulleten'nauki ipraktiki [Bulletin of Science and Practice]. 2019, vol. 5, no.6, pp. 504-510. (In Russ.)

17. Ternopol T.V., Tsarenko N.M. Iz opyta proektnoi deyatel'nosti v ramkakh uchebnoi praktiki po formirovaniyu inoyazychnykh navykov i umenii studentov bakalavriata (FGOS 3++) [From the experience of project activities in the framework of training practice in the development of foreign language skills and skills of undergraduate students (GEF 3 + +)]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian research. Pedagogy and psychology]. 2021, no.5, pp. 75-83. (In Russ.)

18. Khokhryakova Yu.M. Vozmozhnosti geimifikatsii uchebnoi deyatel'nosti studentov vuza [Possibilities of gamification of educational activities of university students]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian research. Pedagogy and psychology]. 2021, no.5, pp. 27-37. (In Russ.)

19. Khutorskoi A.V. Kompetentnostnyi podkhod v obuchenii [Competency approach in training]. Moscow:Izdatel'stvo «Eidos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013, 73 p. (In Russ.)

20. Chirichkina V.V. Sovremennye Internet-tekhnologii, ispol'zuemye v obrazovanii [Modern Internet technologies used in education]. Available at: https:.scienceforum.ru,2016,article,2016027925 (accessed: 15.05.2021). (In Russ.)

21. Tsarev R.Yu. Primenenie Kahoot! Pri geimifikatsii v obrazovanii [Applying Kahoot! For gamification in education]. International Journal of Advanced Studies. 2017, vol. 7, no.1, pp. 9-17. (In Russ.)

22. Wordwall - Ofitsial'nyi sait Wordwall [Wordwall - Wordwall Official Website]. Available at: https:.wordwall.net,ru (accessed: aprel', mai 2021). (In Russ.)

23. Kahoot - Ofitsial'nyi sait Kahoot [Kahoot Official Website]. Available at: https:.create .kahoot.it (accessed: 16.05.2021). (In Russ.)

Информация об авторе К.В. Чайка — учитель английского языка, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 64.

Information about the author K. V. Chaika — English teacher, Municipal budgetary educational institution secondary school No. 64.

Статья поступила в редакцию 01.09.2021; одобрена после рецензирования 07.09.2021; принята к публикации 07.09.2021.

The article was submitted 01.09.2021; approved after reviewing 07.09.2021; accepted for publication 07.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.