Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО / ГАРМОНИЯ РАЦИОНАЛЬНО-НАУЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА / ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В.

В статье подчеркивается, что реализация задач эстетического воспитания обучающихся начальной школы необходимо рассматривать как основу гармоничного развития личности младшего школьника. Обосновано, что основными методами, направленными на реализацию задач эстетического воспитания обучающихся начальной школы, являются следующие методы обучения: наблюдение, визуализация, акцентирование эмоций, беседа, экскурсии, походы, игры-путешествия, проведение акций «экологическая тропа», «трудовой десант», экспериментирование, исследовательские методы, проектная деятельность, создание детских творческих работ на экологическую тематику, кейс-метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TASKS AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL AS A BASIS FOR THE HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY

The article emphasizes that the implementation of the tasks of aesthetic education of primary school students should be considered as the basis for the harmonious development of the personality of a younger student. It is proved that the main methods aimed at implementing the tasks of aesthetic education of primary school students are the following teaching methods: observation, visualization, accentuation of emotions, conversation, excursions, hiking, travel games, holding actions «ecological trail», «labor landing», experimentation, research methods, project activities, creation of children's creative works on environmental topics, case method

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 37.013

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Наталия Владимировна Мелехова кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье подчеркивается, что реализация задач эстетического воспитания обучающихся начальной школы необходимо рассматривать как основу гармоничного развития личности младшего школьника. Обосновано, что основными методами, направленными на реализацию задач эстетического воспитания обучающихся начальной школы, являются следующие методы обучения: наблюдение, визуализация, акцентирование эмоций, беседа, экскурсии, походы, игры-путешествия, проведение акций «экологическая тропа», «трудовой десант», экспериментирование, исследовательские методы, проектная деятельность, создание детских творческих работ на экологическую тематику, кейс-метод.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младший школьный возраст, действенные методы обучения, художественное слово, гармония рационально-научного и эмоционально-образного познания мира, гармония личности.

Эстетическое воспитание школьников является обязательной частью образовательного процесса в школе. Человек, со сформированным эстетическим вкусом, способен в полном объеме формировать эстетическую оценку по отношению к феноменам окружающего мира на рациональном, эмоциональном и интуитивных уровнях [5;7]. Далее на примере школьного предмета «Окружающий мир» рассмотрим реализацию задач эстетического воспитания обучающихся начальной школы как основу гармоничного развития личности младшего школьника.

Так, особенностью школьного предмета «Окружающий мир» в области эстетического воспитания младших школьников является гуманитарная направленность курса обучения, благодаря которой осуществляется реализация задач формирования научной и культурной составляющей естественно-научного мышления, достигается гармония рационально-научного и эмоционально-образного познания мира обучающимися. Естественно-научные знания, приобретенные детьми на уроках окружающего мира, становятся частью духовного мира.

Отмечено, что наиболее действенными методами, направленными на реализацию задач эстетического воспитания обучающихся начальной школы, являются следующие методы обучения: наблюдение, визуализация, акцентирование эмоций, беседа, экскурсии, походы, игры-путешествия, проведение акций «экологическая тропа», «трудовой десант», экспериментирование, исследовательские методы, проектная деятельность, создание детских творческих работ на экологическую тематику, кейс-метод [6;8]. Однако значимым методом обучения, направленным на познание эстетической составляющей природы в процессе изучения школьного предмета «Окружающий мир», выступает наблюдение. Наблюдение является начальным этапом самостоятельного изучения и попытки объяснения явлений природы [1;3]. В процессе наблюдения за природой происходит формирование гуманитарных знаний младших школьников, когда обучающиеся как бы вступают в диалог с природой как с «гуманитарной ценностью».

В свою очередь, учебники по предмету «Окружающий мир» содержат большое количество заданий на наблюдение за явлениями природы, за объектами живой и неживой природы, за сезонными изменениями в жизни природы и человека. Особенно важным при организации наблюдения за природой является создание атмосферы творческого поиска, основу которого составляет формирование способности обучающихся начальной школы к рационально-образному познанию. Наблюдая за природой, дети не просто слушают явления природы и смотрят за состоянием природы, а слышат шум дождя, журчание ручья, всплеск морской волны, штормовой гул океана, различают голоса птиц и животных, видят дивный наряд земли, пышный, торжественный вид деревьев, бесконечное очарование цветов, восхищаются многоцветием неба, ощущают живительную прохладу воды. Так, сочетание наблюдения и художественного слова, повышая эмоционально-образное восприятие окружающего мира «работает» на эстетическое воспитание.

Содержание школьного предмета «Окружающий мир» составлено определенным образом, предоставляющим возможность учителю включить в содержание учебного материала отрывки музыкальных произведений или обратиться к произведениям скульптуры, живописи, использовать отрывки литературных произведений. Для учителя становится возможным не только интеграция окружающего мира и предметов гуманитарных областей знаний, но и проведение циклов интегрированных уроков, реализующих различные виды детской творческой деятельности эстетической направленности.

Помимо художественного слова нельзя не отметить роль искусства как формы чувственного познания, и влияние художественного слова на формирование эмоционально-образного восприятия природы детьми младшего школьного возраста [4]. Живописным произведениям искусства о природе, анималистической живописи в учебниках по примету «Окружающий мир» отведено определенное место, что предоставляет большие возможности для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков, своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды

деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.) с целью реализации задач эстетического воспитания младших школьников.

Среди многих других действенных методов эстетического воспитания младших школьников выступает метод визуализации. Проблеме формирования визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы посвящены работы С.С. Зорина [6]. По мнению автора, такие формы визуализации, как рисунок или фотография воспитывают культуру визуального восприятия природы, развивают детское творческое воображение. Запечатлевая на фотографии неповторимое природной красоты явление или изображая природу в рисунке, дети запечатлевают схваченные мгновения прекрасного естества, расцвеченные эмоциями и воображением. Так, творческое созерцание природы приводит к укреплению эмоциональных связей с окружающим миром и к пониманию собственной взаимосвязи с природой как ее неотъемлемой части.

Младшие школьники эмоционально впечатлительны. Восприятие окружающего мира для детей окрашено завесой загадочности, необычайности, ежедневным открытием чуда. Маленький человек добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно научить ребенка удивляться такому многообразию. мира. И в этом проявляется сила педагогического воздействия слова учителя на воспитание эстетической культуры детского восприятия окружающего мира [2].

Для приобретения эмоционально-чувственного опыта при изучении живой и неживой природы учителю целесообразно использовать метод акцентирования эмоций, предложенный О.В. Набока. Этот метод способствует усилению эмоционального восприятия природы младшими школьниками в процессе изучения предмета «Окружающий мир» [8]. Суть обозначенного выше метода заключается в том, при предъявлении учебной информации учитель построит учебный процесс таким образом, чтобы пробудить у детей чувство эмпатии, сопереживания, адекватных эмоций. Достижение адекватной эмоциональной реакции будет способствовать повышению познавательной мотивации обучающихся и более глубокому усвоению содержания учебного материала. С данной целью в учебниках «Окружающий мир» содержится

большое количество эмоционально-окрашенных эпитетов при описании природы, например, «реки ласкают взоры», «природа умиротворяет», «живительная прохлада», «радость встречи с птицей и зверьком» и др.

Таким образом, решая задачи эстетического воспитания обучающихся в средней общеобразовательной школе, мы получаем в будущем гармонично развитую личность на рациональном, эмоциональном и интуитивных уровнях.

Список литературы:

1. Гончарова Н. А., Кретинина Г.В. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

2. Гончарова Н.А. Закономерности обучения студентов магистратуры иностранному языку в учебных условиях: лингводидактический аспект проблемы исследования / Н.А. Гончарова, ГВ. Кретинина // Сборник научных трудов: Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 94-97.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Межпредметный аспект формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 27.

4. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Иноязычные слова в родной речи: обогащение языка или символ чужой? // Неофилология. - 2018. - Т. 4. № 14. - С. 5-10.

5. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной. Тамбов, 2021. С.34-37.

6. Зорин С.С., Веретенникова Л.К. Формирование визуальной культуры. М-во образования Рос. Федерации. Глаз. гос. пед.ин-т им. В.Г. Короленко. Глазов: Глаз. гос. пед. ин-т. 2002. 462 с.

7. Мухортова Я.А., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Участие в диалоге культур как фактор сформированности социокультурной компетенции обучающихся // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 190.

8. Набока О.В. Психолого-педагогические основы формирования нравственных понятий у младших школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. №10. С. 112-118.

UDC 37.013

IMPLEMENTATION OF TASKS AESTHETIC EDUCATION OF

STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL AS A BASIS FOR THE HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Natalya V. Melekhova Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article emphasizes that the implementation of the tasks of aesthetic education of primary school students should be considered as the basis for the

harmonious development of the personality of a younger student. It is proved that the main methods aimed at implementing the tasks of aesthetic education of primary school students are the following teaching methods: observation, visualization, accentuation of emotions, conversation, excursions, hiking, travel games, holding actions «ecological trail», «labor landing», experimentation, research methods, project activities, creation of children's creative works on environmental topics, case method

Keywords: aesthetic education, primary school age, effective teaching methods, artistic word, harmony of rational-scientific and emotional-imaginative cognition of the world, harmony of personality.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.