Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / КЕЙС-МЕТОД / ВОСПИТАНИЕ ПРИРОДОЙ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В.

В статье обозначена значимость диагностики уровней эколого-эстетической воспитанности младших школьников, являющейся основой экологического и эстетического воспитания обучающихся в рамках начальной школы. Подчеркивается, что значимым методом эколого-эстетического воспитания детей природой является кейс-метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICSOFTHELEVELS OF ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS THE BASIS OF ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

The article highlights the importance of diagnosing the levels of ecological and aesthetic education of younger schoolchildren, which is the basis of ecological and aesthetic education of students in primary school. It is emphasized that a significant method of ecological and aesthetic education of children by nature is the case method.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.4

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

па1а-а1еха@шай. гц Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент §а1аху-па1а@уапёех.гц Наталия Владимировна Мелехова кандидат педагогических наук, доцент ка!_т_ш§ац@ша11. гц Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия.

Аннотация. В статье обозначена значимость диагностики уровней эколого-эстетической воспитанности младших школьников, являющейся основой экологического и эстетического воспитания обучающихся в рамках начальной школы. Подчеркивается, что значимым методом эколого-эстетического воспитания детей природой является кейс-метод.

Ключевые слова: младшие школьники, диагностика уровней эколого-эстетической воспитанности младших школьников, кейс-метод, воспитание природой, проблемная ситуация, воспитательные результаты.

Воспитание природой, согласно существующему мнению,«открывает» перед детьми «окно в мир». Методы, используемые в процессе эстетического воспитания природой, зиждутся на механизмах эмоционального воздействия ичувственного восприятия природы как сокровенного богатства мира.

Методыэколого-эстетического воспитания природой, по мнению В.А.Сухомлинского, тем и отличаются от рациональных методов обучения, чтоэстетическое познание природы есть научение видеть природу в еецелостности и единстве, умение видеть и чувствовать единичный предмет какзаконченную часть целого в его взаимосвязи с миром природы в ее«чувственном богатстве», а значит - научение радоваться природе какокружающей человека красоте и гармонии.

Мы можем констатировать, что среди значимых методов эколого-эстетического воспитания природой выделяется кейс-метод. Использование кейс-метода означает обсуждение в форме дискуссии проблемной ситуации. Дискуссия, организованная в виде игры, является доступной для младших школьников формой обучения, поскольку по форме реализуется с помощью активных образовательных технологий, а по содержанию представляет собой синтез эмоционального, социального и интеллектуального, личностного проявления ее участников.Проблема содержится, как правило, в предложенной учителем ситуации на уроке окружающего мира, имеет экологическую направленность и сконструирована под образовательную цель урока. В процессе поиска решения на обозначенную учителем экологическую проблему дети размышляют об экологическом состоянии окружающей среды, а значит -об эстетическом и санитарном ее состоянии. Кейс-метод предполагает сотрудничество. В ходе решения обозначенной учителем экологической проблемы совместными усилиями в процессе обсуждения дети приходят к выводу о том, что жизнедеятельность человека находится в прямой зависимости от природы, а состояние природы зависит от жизнедеятельности человека, при этом антигуманное отношение к природе губительно для человека.

В целом, проблема эколого-эстетического воспитания младших школьниковнаиболее успешно решается во внеурочной деятельности. Формированиеоснов экологической культуры и развитие экологического мышлениямладших школьников определены как важные требования к планируемымличностным результатам образования во ФГОС НОО. Попутно заметим, что с точки зрения диагностики эстетической воспитанности младшихшкольников в курсе «Окружающий мир» нампредставляется целесообразным использование системы уровней, к которым относятся воспитательные результаты и воспитательные эффекты. При этом с переходом от одного уровня результатов к другому существенновозрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этомпредметом воспитания, как и учения, являются не столько научные знания,сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контекстежизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться в формеотдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне воспитаниясоздаются необходимые условия для участияобучающихся в нравственно-ориентированной и социально-значимойдеятельности с целью приобретения элементов опыта нравственного поведенияв жизни.

Полагаем, что уровневая организация достижения личностных образовательных результатов способствует тому, что знания младших школьников о ценностях переводятся в реально действующие,осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваютсяобучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатовк другому осуществляется постепенно.Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечиваетпоявление значимых эффектов эколого-эстетического

развития и воспитанияобучающихся, проявляющееся в приращении экологически и эстетических знаний о красотеприроды, развитии способности эстетического восприятия природы,формирование навыков творческой эколого-эстетической деятельности [2;3;5].

В процессе анализа научно-педагогической литературыпо проблеме эколого-эстетического воспитания младших школьников в процессеизучения курса «Окружающий мир» нами были выделены системныесоставляющие образовательного процесса, с помощью которыхосуществляется познавательное и личностное развитие младших школьников. К системным составляющим относятся: цель, содержание, методы, формы организации и системадиагностики уровня эколого-эстетического воспитания младших школьников. Достижение планируемых образовательных результатов впроцессе эколого-эстетического воспитания в курсе «Окружающий мир»обеспечивается за счет таких компонентов образовательного процесса, как:совокупность всех учебных предметов, составляющих инвариантную часть ивариативную части учебного плана основной образовательной программы, атакже программы дополнительного образования, реализуемой семьей ишколой [4;6;7].

Так, говоря о совокупности всех учебных предметов инвариантной и вариативной частей учебного, значимых для эколого-эстетического воспитания, следует упомянуть значимость межпредметных связей[1]. Так, межпредметные связи способствуют формированию эмоционально-ценностного мышления на уроках окружающего мира. Использование художественной литературы и произведений искусства и музыки содействует познанию природы в социокультурном контексте. Интеграция естественно-научной и художественной мысли как синтез научного и художественного изображения окружающего мира осуществляется посредством использования литературных текстов, музыкальных произведений, произведений художественного творчества.

Однако анализ УМК по курсу «Окружающий мир» позволил выявитьактуальные проблемы экологического и эстетического воспитания, такие как:

1. Недостаточное использование образовательного потенциалатекстового и иллюстративного материала учебников:

- при проектировании заданий на развитие когнитивных навыков вобласти экологического и эстетического воспитания,

- на развитие эстетического восприятия природы младшимишкольниками;

- на эколого-эстетическое развитие младших школьников привзаимодействии с природой;

- недостаточное количество творческих заданий практическогохарактера;

- недостаточное количество диагностических заданий наопределение уровня экологической и эстетической воспитанности младших школьниковпри изучении курса «Окружающий мир».

2. Недостаточный уровень реализации социальной потребности впривлечении родителей к эколого-эстетическому воспитанию в курсе«Окружающий мир» во внеурочной деятельности.

Полагаем, что решение вышеозначенных проблем возможно при условиисоздания дополнительной педагогической работы в сфере экологического и эстетическоговоспитания младших школьников в курсе «Окружающий мир» в урочнойи внеурочной деятельности.

Список литературы:

1. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Межпредметный аспект формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 27.

2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

4. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Эстетическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 3.

5. Гончаров П. П., Дерябина К.А. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 334. - EDN EHTDTH.

6. Ежов А.Н., Власенко А.В., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Тенденции и перспективы развития системы воспитания и обучения в русле педагогических прогнозов // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

7. К вопросу о значимости традиционных и инновационных процессов в национальной системе образования / А.А. Можарова, О.В. Аверков, Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

8. Муравьева А. Ю., Гарминович Н.А. Математика как средство эстетического восприятия пространства // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 363. - EDN TMBEUH.

UDC 378.4

DIAGNOSTICSOFTHELEVELS OF ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS THE BASIS OF ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION

IN PRIMARY SCHOOL

Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor galaxy-nata@yandex.ru Natalya V. Melekhova Ph.D., Associate Professor kaf_in_mgau@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article highlights the importance of diagnosing the levels of ecological and aesthetic education of younger schoolchildren, which is the basis of ecological and aesthetic education of students in primary school. It is emphasized that a significant method of ecological and aesthetic education of children by nature is the case method.

Keywords: junior schoolchildren, diagnostics of the levels of ecological and aesthetic education of younger schoolchildren, case method, education by nature, problem situation, educational results.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.