Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)'

СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В.

В статье подчеркивается содержательный потенциал учебника для начальной школы как основы эстетического воспитания обучающихся. Авторами акцентируется внимание на эмоциональной составляющей учебно-информационного материала учебников для начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE SCHOOL TEXTBOOK AS THE BASIS OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE ANALYSIS OF TEXTBOOKS FOR ELEMENTARY SCHOOL)

The article emphasizes the content potential of the textbook for primary school as the basis of aesthetic education of students. The authors focus on the emotional component of the educational and informational material of textbooks for primary school.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)»

УДК 378.4

СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент galaxy-nata@yandex.ru Наталия Владимировна Мелехова кандидат педагогических наук, доцент kaf_in_mgau@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье подчеркивается содержательный потенциал учебника для начальной школы как основы эстетического воспитания обучающихся. Авторами акцентируется внимание на эмоциональной составляющей учебно-информационного материала учебников для начальной школы.

Ключевые слова: учебники для начальной школы, эстетическое воспитание, учебно-информационный материал, мотивационная составляющая учебников для начальной школы, чувство прекрасного, эстетический вкус.

Исследованием содержания школьных учебников для младших школьников посвящены работы Г.М.Донского, Д.Д.Зуева, В.П. Максаковского, В.М. Монахова и др. Упомянутые выше исследователи отмечают увеличение мотивационной составляющей учебников, функциональное увеличение роли ценностно-смыслового компонента, «работающих» на претворение на практике задачи общей гуманизации образования, а, следовательно, на повышение воспитательной роли учебника [1,2,3].

Однако И.М. Осмоловская, опираясь на мнение М.Н. Скаткина о роли эмоций в обучении, отмечает явную недооценку эмоционального компонента и указывает на преобладание рационально-логического изложения учебного материала. Исследователь призывает авторов учебников усилить эмоциональную составляющую учебно-информационного материала за счет использования ярких образных сравнений, аналогий, ассоциативных связей.

Специфической особенностью воспитания эстетической культуры является то, что этот процесс нельзя ограничить рамками одной учебной дисциплины [5,7]. Воспитание эстетической культуры детей младшего школьного возраста в учебном процессе осуществляется эффективнее при использовании межпредметных связей. При этом наибольшего эффекта можно достичь, ели в процессе обучения школьников выходить за рамки школьной программы [4,6].

Особую значимость в учебниках по предмету «Окружающий мир» представляют задания и упражнения на самостоятельную деятельность обучающихся, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников. Так, в учебнике по окружающему миру можно выделить следующие виды заданий:

1) задания репродуктивного типа (например, «вырежи цветные полоски и расположи их в последовательности цветов радуги»; «раскрась рисунки с изображением птиц»; «докрась рисунок»; «расположи картинки с изображением национальных костюмов согласно названиям национальности»);

2) творческие задания:

а) задания на развитие воображения (например, «каких зверей напоминают эти насекомые?» (жук-олень, жук-носорог, жук-слоник) или «как называется растение, листья которого похожи на след лошадиного копыта?», или «обведи предметы, на которые НЕ похожа наша планета»);

б) задания на развитие образного мышления («если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по-твоему, был бы царем в царствах растений, животных и грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из царей. Продумай речь к подданным».)

3) задания на самостоятельную работу с текстом:

- по поиску дополнительной информации (например: «с помощью энциклопедии или другой дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из объектов всемирного наследия»);

- на общее речевое развитие (например: «приготовь рассказ о том, что тебе особенно понравилось в музее»);

- на создание самостоятельных творческих работ (например, «составь рассказ-описание достопримечательностей по фотографиям учебника» или «придумай сказочную историю по рисунку»).

4) задание на развитие практических умений и навыков в различных видах самостоятельного художественного творчества:

- в рисунке (например, «научись рисовать птичку, используя рисунки как образец»);

- в художественном конструировании (например: «собери на прогулке красивые камешки и составь из них узор», «собери шишки и сделай из них фигурки животных»);

- фотографии (например: участие в фотовыставке «Чудесный мир природы»);

5) задания на развитие аналитического мышления (например, «учимся выдвигать предположения и доказывать их: выскажи предположение, какой рисунок похож на изображение Земли?»);

6) задания, ориентированные на формирование оценочного суждения (например: «составь правила поведения в природе»)

7) проверочные задания диагностического характера, сформулированные в виде вопросов при повторении пройденного учебного материала.

Особая роль в эстетическом воспитании младших школьников отведена в учебниках иллюстративному материалу, который оказывает большое влияние на эмоциональную сферу личности ребенка, поскольку служит средством визуализации объектов. В свою очередь, визуализация служит эффективным методом обучения в начальной школе. Иллюстрации учебника содержательно информативны, эстетически выразительны, а, следовательно, одновременно служат развитию когнитивной и эмоциональной сфер личности младшего школьника.

Использование визуализации является наиболее продуктивным при обучении в начальной школе. Явления, зрительно воспринимаемые детьми, надолго запечатлеваются в сознании. Обращение к картинам известных художников, а также к отрывкам с описанием природы из литературных произведений русских и зарубежных авторов в учебниках окружающего мира, безусловно, является сильной стороной процесса обучения, так как способствует усилению межпредметных связей курса Окружающий мир с учебными предметными других областей знаний, таких как русский язык, литературное чтение, искусство. Иллюстрации оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей младшего школьного возраста.

Учебники окружающего мира богато снабжены иллюстративным материалом, использование которого поможет учителю акцентировать внимание детей на эмоциональной выразительности картин и иллюстраций с изображением природы, усиливая тем самым не только эмоциональное восприятие младшими школьниками изображения живой и неживой природы, но и ориентируя детей на проникновение в чувства художника, автора картины, на соприкосновение с авторским видением природы через используемые краски и

мотивы, тем самым развивая в детях чувство эмпатии и умения «читать» мысли художника.

На основании проведенного анализа учебников по предмету «Окружающий мир» можно заключить, что учебные материалы, входящие в состав УМК, располагают достаточной информативностью, что подтверждает их богатый потенциал для творческого использования и преобразования учителем в учебном процессе.

Список литературы:

1. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Эстетическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема // Наука и Образование. 2022. Т. 5. №3.

4. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В. Начальное образование как основа формирования универсальных учебных действий младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 3.

5. Ежов А.Н., Власенко А.В., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Тенденции и перспективы развития системы воспитания и обучения в русле педагогических прогнозов // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

6. Можарова А.А., Аверков О.В., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. К вопросу о значимости традиционных и инновационных процессов в национальной системе образования // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

7. Мухортова Я.А. Участие в диалоге культур как фактор сформированности социокультурной компетенции обучающихся / Я.А. Мухортова, Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4.

UDC 378.4

THE CONTENT OF THE SCHOOL TEXTBOOK AS THE BASIS OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE ANALYSIS OF TEXTBOOKS FOR ELEMENTARY SCHOOL)

Natalia A. Goncharova

doctor of pedagogical science, professor

nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina candidate of sciences, associate professor galaxy-nata@yandex.ru Natalya V. Melekhova candidate of pedagogical sciences, associate professor

kaf_in_mgau@mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article emphasizes the content potential of the textbook for primary school as the basis of aesthetic education of students. The authors focus on the emotional component of the educational and informational material of textbooks for primary school.

Keywords: textbooks for primary school, aesthetic education, educational and informational material, motivational component of textbooks for primary school, sense of beauty, aesthetic taste.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.