Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНИКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н. А., Кретинина Г. В., Мелехова Н. В.

В статье подчеркивается воспитательный потенциал современных учебников для начальной школы. Авторами обосновано, что эффективность результатов обучения зависит от условий дидактико-методического обеспечения. Подчеркивается, что в соответствии с содержанием образования строится и система средств обучения. Доказано, что система образовательных средств, объединенных по функциональному принципу в единый учебно-методический комплекс, составляет содержательную основу любой учебной программы, в том числе и программы естественнонаучного цикла под названием «Окружающий мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Н. А., Кретинина Г. В., Мелехова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN TEXTBOOKS FOR PRIMARY SCHOOL

The article emphasizes the educational potential of modern textbooks for primary schools. The authors prove that the effectiveness of learning outcomes depends on the conditions of didactic and methodological support. It is emphasized that in accordance with the content of education, a system of teaching aids is also being built. It is proved that the system of educational means, combined according to the functional principle into a single educational and methodological complex, forms the substantial basis of any curriculum, including the program of the natural science cycle called «The world around».

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.4

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ

СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент galaxy-nata@yandex.ru Наталия Владимировна Мелехова кандидат педагогических наук, доцент kaf_in_mgau@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье подчеркивается воспитательный потенциал современных учебников для начальной школы. Авторами обосновано, что эффективность результатов обучения зависит от условий дидактико-методического обеспечения. Подчеркивается, что в соответствии с содержанием образования строится и система средств обучения. Доказано, что система образовательных средств, объединенных по функциональному принципу в единый учебно-методический комплекс, составляет содержательную основу любой учебной программы, в том числе и программы естественнонаучного цикла под названием «Окружающий мир».

Ключевые слова: начальная школа, учебники для начальной школы, воспитательный потенциал, средство обучения, содержание образования, дидактико-методическое обеспечение учебного процесса.

Известно, что эффективность результатов обучения зависит от условий дидактико-методического обеспечения [2,5]. Так, в соответствии с содержанием образования строится и система средств обучения [1,3,4]. Система образовательных средств, объединенных по функциональному принципу в единый учебно-методический комплекс, составляет содержательную основу любой учебной программы, в том числе и программы естественнонаучного цикла под названием «Окружающий мир».

В современной начальной школе каждая естественнонаучная программа должна быть обеспечена УМК. Одним из главных и основных средств обучения, в том числе и учебному предмету «Окружающий мир», являются вербальные средства обучения, а именно - учебники.

Исследуя средства обучения, используемые в образовательном процессе современной образовательной организации, исследователи подразделяют их на материальные и идеальные [4].

Учебники являются средством обучения, позволяющим рационально организовать освоение содержания образования. В учебнике зафиксировано содержание опыта, подлежащего передаче и постепенному усвоению школьниками. Содержание программ и учебников отражает сложившуюся в обществе систему ценностей, выступающих базой духовно-нравственного воспитания и развития, как основы формирования основ эстетической культуры младших школьников.

Нами был проведен анализ содержания учебников, используемых в современной школьной образовательной практике при изучении курса «Окружающий мир» с целью выявления воспитательного потенциала учебно-методического комплекта «Окружающий мир» в области эстетического воспитания младших школьников.

В определении подходов для изучения педагогического потенциала учебника в решении проблемы эстетического воспитания младших школьников опирались на данные теоретического анализа педагогической литературы (В.Г.

Бейлинсон, В.П. Беспалько, Д.Д. Зуев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Я.А. Микк, Н.И. Тупальский и др.).

При проведении анализа нами были выделены следующие ведущие параметры:

1) количество текстов эстетической направленности;

2) наличие заданий на развитие когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного компонентов эстетического воспитания;

3) эстетика иллюстративного материала.

За основу исследования были взяты учебники «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова (для первого, второго, третьего классов), используемых в УМК «Школа России».

Анализ был проведен по следующим позициям:

1) формирование эстетической культуры младших школьников при работе с эстетическими понятиями (когнитивный компонент эстетического воспитания);

2) развитие эстетического восприятия окружающего мира (эмоционально-оценочный компонент эстетического воспитания);

3) развитие самостоятельного детского творчества при взаимодействии с живой и неживой природой (деятельностный компонент эстетического воспитания).

Текст учебника является его основным структурным элементом, в котором содержится основная учебная информация по изучаемой теме. При работе с текстами были определены следующие критерии для анализа:

1) информативность (полнота предъявления нового знания в соответствии с задачами эстетического воспитания);

2) стиль изложения учебного материала, его эстетическая направленность;

3) соответствие возрасту обучающихся, обеспечивающее доступность усвоения в соответствии с задачами эстетического воспитания.

На основе проведенного анализа по выбранным критериям были сделаны следующие выводы:

1) представленные в учебниках курса «Окружающий мир» тексты

а) информационно насыщены и представлены в соответствии с задачами эстетического воспитания,

б) представляют смысло-содержательную новизну для обучающихся эстетического характера;

в) развивают мышление и побуждают к самостоятельному поиску дополнительной информации;

2) с точки зрения стиля предъявления учебной информации, в учебниках курса «Окружающий мир» представлены:

- научный стиль: в процессе изложения учебной информации авторы знакомят школьников с ведущими понятиями эстетики, предлагаются определения научных понятий: «воображение», «восприятие», «творчество», «богатство внутреннего мира человека» и др.;

- художественный стиль содержит:

а) экспрессивно-эмоциональную лексику:

- при использовании метафоры («Золотое кольцо России», «ситцевый край», «сокровища звездного неба», «живописная палитра неба», «музыка планеты», «дивный наряд земли»;

- загадки (например, о снеге - «летели серые гуси, на роняли белого пуха», о солнце - «выше леса, краше света, без огня горит»;

- сравнения: «снег светится, как драгоценный камень», «папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на перья»;

б) этимологические ссылки: «Вязьма - название города происходит от славянских слов «вязкий», «вязь» (вязкая местность); «созвездие Орион названо в честь охотника древнегреческих мифов» и т.д.

3) с точки зрения соответствия возрасту, содержание текстов доступно для понимания и усвоения детям младшего школьного возраста.

Таким образом, нами выявлен воспитательный потенциал современных учебников для начальной школы.

Список литературы:

1. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Эстетическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема // Наука и Образование. 2022. Т. 5. №3.

4. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В. Начальное образование как основа формирования универсальных учебных действий младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 3.

5. Ежов А.Н., Власенко А.В., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Тенденции и перспективы развития системы воспитания и обучения в русле педагогических прогнозов // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

UDC 378.4

ON THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN TEXTBOOKS

FOR PRIMARY SCHOOL

Natalia A. Goncharova

doctor of pedagogical sciences, professor

nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina candidate of pedagogical sciences, associate professor

galaxy-nata@yandex.ru Natalya V. Melekhova

candidate of pedagogical sciences, associate professor

kaf_in_mgau@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article emphasizes the educational potential of modern textbooks for primary schools. The authors prove that the effectiveness of learning outcomes depends on the conditions of didactic and methodological support. It is emphasized that in accordance with the content of education, a system of teaching aids is also being built. It is proved that the system of educational means, combined according to the functional principle into a single educational and methodological complex, forms the substantial basis of any curriculum, including the program of the natural science cycle called «The world around».

Keywords: elementary school, textbooks for elementary school, educational potential, means of teaching, content of education, didactic and methodological support of the educational process.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.