Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭРГАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ'

СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭРГАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность / профессиональная подготовка / компетенция / ситуационно-функциональный подход / образовательная ситуация / морской вуз / образовательное пространство / subjectivity / professional training / competence / situational and functional approach / educational situation / maritime university / educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.И. Макашина

В статье обоснована необходимость рассмотрения проблемы развития субъектности будущих специалистов в период их обучения с использованием эргатических образовательных сред, что обусловлено развитием информационных технологий и их внедрением и в различные отрасли производства, и в образовательный процесс. Показаны преимущества опоры на ситуационно-функциональный подход в организации процесса обучения и формирования субъектности будущих специалистов. Обосновано, что применение полипрофильно-коммуникативного подхода к отбору содержания образования будущих специалистов позволяет не только анализировать производственные полипрофильные ситуации, но и создавать условия, гарантирующие чёткую организацию действий, направленных на формирование заданного качества в эргатических образовательных средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS’ SUBJECTIVITY IN THE ERGATIC EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

The article substantiates the need to consider the problem of the development of subjectivity of future specialists during their training using ergatic educational environments, which is caused by the development of information technologies and their implementation in various industries and in the educational process. The advantages of relying on a situational and functional approach in the organization of the learning process and the formation of subjectivity of future specialists are shown. It is proved that the application of a polyprofile-communicative approach to the selection of the educational content of future specialists allows not only to analyze industrial polyprofile situations, but also to create conditions that guarantee a clear organization of actions aimed at the formation of a given quality in ergatic educational environments.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭРГАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ»

этой гибкой методики, чтобы приспособить ее к содержанию обучения и потребностям студентов.

Таким образом, путем активизации обучения ИЯ с помощью мультимедийных средств и современных методик преподаватель получает дополнительные возможности управления процессом иноязычного обучения. Применение продуманной системы задач с ориентацией на будущую профессиональную деятельность позволяет переключить студентов с уровня полного управления со стороны преподавателя на автономный уровень учебной деятельности.

Библиографический список

Практика преподавания ESP свидетельствует, что использование новейших методик, требующих дальнейшего развития и совершенствования, и современных ИКТ является мощным средством подготовки будущих специалистов, поскольку они значительно расширяют возможности традиционного обучения, активизируют учебный процесс, способствуют его индивидуализации и разнообразию. Чрезвычайно важно внедрять их в самостоятельную работу студентов с целью развития коммуникативных навыков и улучшения межкультурных отношений.

1. Волегова Е.А. К вопросу об английском языке для профессиональных целей в неязыковом вузе. Полиязычная образовательная среда: модели и технологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018: 14-22.

2. Novoselov M., Novoselova S., Kostarev A. Approaches to foreign language for specific purposes learning. Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017; № 13: 206-211.

3. Андриенко А.С. Компетентностный подход к обучению иностранному языку в системе профессиональной подготовки студентов неязыкового вуза: монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

4. Безукладников К.Э., Жигалев Б.А., Крузе Б.А., Новоселов М.Н. и др. Профессионально ориентированное обучение английскому языку: методы, приемы, оценивание. Пермь: ПГГПУ; НГЛУ 2017.

5. Чилингарян К.П. Английский для специальных (АСЦ) целей в совресменном обществе. Международный журнал экспериментального образования. 2014; № 3: 145-150.

6. Dzugaeva Z.R. Teaching English for specifi c Purposes (ESP). Internationalscientificreview. 2017; № 2 (33): 91-92.

7. Борисова П.В. Принципы разработки учебного пособия по английскому языку для специальных целей в техническом вузе. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017; Т. 6, № 20: 80-93.

8. Афанасьева М.В. ESP - английский для специальных целей: история и современность. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012; № 3 (7): 68-70.

9. Поскребышева Т. А. Организация эффективного обучения ESP в вузе. MODERN HIGH TECHNOLOGIES. 2021; № 2: 204-208.

10. Tenieshvili A. Towards Various Aspects of Teaching Language for Specific Purposes (LSP) at Higher Education Institutions. Journal of Foreign Language Education and Technology. 2019; № 4 (1):111-126.

References

1. Volegova E.A. K voprosu ob anglijskom yazyke dlya professional'nyh celej v neyazykovom vuze. Poliyazychnaya obrazovatel'naya sreda: modeli i tehnologii: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018: 14-22.

2. Novoselov M., Novoselova S., Kostarev A. Approaches to foreign language for specific purposes learning. Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. 2017; № 13: 206-211.

3. Andrienko A.S. Kompetentnostnyj podhod k obucheniyu inostrannomu yazyku v sisteme professional'noj podgotovki studentov neyazykovogo vuza: monografiya. Cheboksary: CNS "Interaktiv plyus", 2017.

4. Bezukladnikov K.'E., Zhigalev B.A., Kruze B.A., Novoselov M.N. i dr. Professional'noorientirovannoeobuchenieanglijskomuyazyku: metody, priemy, ocenivanie. Perm': PGGPU; NGLU, 2017.

5. Chilingaryan K.P. Anglijskij dlya special'nyh (ASC) celej v sovresmennom obschestve. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № 3: 145-150.

6. Dzugaeva Z.R. Teaching English for specifi c Purposes (ESP). Internationalscientificreview. 2017; № 2 (33): 91-92.

7. Borisova P.V. Principy razrabotki uchebnogo posobiya po anglijskomu yazyku dlya special'nyh celej v tehnicheskom vuze. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2017; T. 6, № 20: 80-93.

8. Afanas'eva M.V. ESP - anglijskij dlya special'nyh celej: istoriya i sovremennost'. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2012; № 3 (7): 68-70.

9. Poskrebysheva T. A. Organizaciya 'effektivnogo obucheniya ESP v vuze. MODERN HIGH TECHNOLOGIES. 2021; № 2: 204-208.

10. Tenieshvili A. Towards Various Aspects of Teaching Language for Specific Purposes (LSP) at Higher Education Institutions. Journal of Foreign Language Education and Technology. 2019; № 4 (1):111-126.

Статья поступила в редакцию 10.02.24

УДК 37.01:371 (075)

Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages, Full Member of APSC, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University

(Novorossiysk, Russia), E-mail: irmak@inbox.ru

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS' SUBJECTIVITY IN THE ERGATIC EDUCATIONAL ENVIRONMENTS. The article substantiates the need to consider the problem of the development of subjectivity of future specialists during their training using ergatic educational environments, which is caused by the development of information technologies and their implementation in various industries and in the educational process. The advantages of relying on a situational and functional approach in the organization of the learning process and the formation of subjectivity of future specialists are shown. It is proved that the application of a polyprofile-communicative approach to the selection of the educational content of future specialists allows not only to analyze industrial polyprofile situations, but also to create conditions that guarantee a clear organization of actions aimed at the formation of a given quality in ergatic educational environments.

Key words: subjectivity, professional training, competence, situational and functional approach, educational situation, maritime university, educational space

И.И. Макашина, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: irmak@inbox.ru

СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭРГАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

В статье обоснована необходимость рассмотрения проблемы развития субъектности будущих специалистов в период их обучения с использованием эргатических образовательных сред, что обусловлено развитием информационных технологий и их внедрением и в различные отрасли производства, и в образовательный процесс. Показаны преимущества опоры на ситуационно-функциональный подход в организации процесса обучения и формирования субъектности будущих специалистов. Обосновано, что применение полипрофильно-коммуникативного подхода к отбору содержания образования будущих специалистов позволяет не только анализировать производственные полипрофильные ситуации, но и создавать условия, гарантирующие чёткую организацию действий, направленных на формирование заданного качества в эргатических образовательных средах.

Ключевые слова: субъектность, профессиональная подготовка, компетенция, ситуационно-функциональный подход, образовательная ситуация, морской вуз, образовательное пространство

Вопросы существования и поведения субъекта в эпоху цифровизации и научное осмысление его роли не теряет актуальности. Цифровизация принесла с собой новые роли для человека и исчезать никуда не собирается. В этой связи возникают проблемы, касающиеся критериев оценки субъектной позиции

человека и в личностном, и в профессиональном аспектах. В то же время существует и опасность десубъективации человека как результата внедрения информационных технологий в обычную жизнь, в которой значительно снижается его (субъекта) потенциал. Разумеется, речь не идёт о технофобии. Прогресс не

остановить, тем более, что он несёт и благо. Однако понимание возможных негативных последствий диктует необходимость более пристального отношения к человеку, к его субъектности.

Целью представленной работы является рассмотрение проблемы формирования и развития субъектности будущих специалистов в период их обучения в образовательных эргатических средах. Поставлены следующие задачи: рассмотреть факторы, влияющие на процесс становления субъектности будущих специалистов в этих условиях; подходы к организации процесса обучения и отбора содержания образования для организации взаимодеятельности участников в эргатических образовательных средах.

Научная новизна заключается в рассмотрении вопроса становления субъ-ектности обучающегося в условиях эргатической образовательной среды.

Теоретическая значимость данной работы отражается в анализе феномена субъектности обучаемого, позволившего сделать вывод, что она проявляется только в системе взаимоотношений и взаимодеятельности всех участников образовательного пространства.

1. Соотношение понятий субъекта и субъектности

Понятие «субъект» представляет собой одну из базовых мировоззренческих категорий. Его рассматривали как: основу бытия (Р Декарт, В.Г.Ф. Гегель, И. Кант и др.); целеполагающий и целедостигающий индивид; развивающееся существо (Петровский В.А.); носитель социального, формирующийся целостностью процесса осуществления этого социального и целостностью человеческой деятельности как основания этого процесса (Сайко Э.В.); целостность всех качеств человека (Брушлинский А.В.) и др.

В большинстве случаев понятие «субъект» интерпретируется как активное мыслящее сознание, обладающее качествами целостности, постоянно развивающееся по отношению к себе, к другим и к миру в целом.

Исследователи, занимающиеся проблемами субъектности, в целом согласны, что субъектность является результатом развития субъекта. Понятие субъ-ектности рассматривалось как целостная характеристика активности человека, обнаруживаемая в его деятельности и поведении [1]; активность, осознанность, способность к творчеству, предметность [2] и пр.

Согласно Сайко Э.В., «субъектность - это изначально присущее субъекту развивающегося в его становлении свойства, обусловливающих его реальную действенность и способность целенаправленно, целесообразно творить особый неприродный мир, осмысливать свои действия, относиться к себе и т. д., обеспечивающих, в свою очередь, появление принципиально нового в универсальной эволюции - социального - движения и нового социального мира, полагает необходимость раскрытия механизмов воспроизводств этих уникальных свойств» [3, с. 251]. Главным здесь выступает рост возможностей человека в социуме.

На уровень профессионализма любого специалиста влияют разные условия, включающие мотивацию, квалификацию и способности и др. Сформирован-ность субъектности специалиста также можно рассматривать как условие, так как именно она (субъектность) выражает способность специалиста к постоянному развитию. Поэтому подготовку специалистов, обладающих профессиональной субъектностью, т. е. способностью эффективно исполнять свои профессиональные обязанности и быть готовыми к постоянному саморазвитию, что особенно актуально в связи с быстрым развитием технологий и внедрением их в разные отрасли производства можно рассматривать как приоритетную.

2. Специфика субьектности в эргатической образовательной среде

Эргатическая образовательная среда понимается нами «как целенаправленно организованный участок образовательного пространства, который является компонентом эргатической системы и включает в себя отношения, предполагающие активность обучаемого в процессе обучающей коммуникации, включение психофизиологических и иных систем человека в отношения с технической средой эргатической системы, а также условия выполнения образовательных действий, обусловленных конкретными педагогическими целями» [4, с. 212]. Самым наглядным примером организации эргатических обучающих сред в образовательном пространстве является использование современных тренажеров, создающих возможности для обучающихся накапливать субъективный опыт - и профессиональный, и личностный.

В ранних опубликованных нами работах достаточно полно были представлены условия проектирования и функционирования обучающих и профессиональных эргатических сред, а также принципы их организации (направленность образовательных действий; гармонизацию образовательной деятельности; создание условий, благоприятных для функционирования эргатических образовательных сред) [5]. Вопрос становления субъектности обучающегося в условиях эргатической образовательной среды пока не рассматривался, поэтому остановимся на нём подробнее.

Процесс развития цифрового общества и вытекающих из этого факта отношений идёт по нарастающей. Главным участником этого процесса выступает человек информационный (e-Homo Sapience). Речь идёт не просто о цифровом представлении информации, а о передовых средствах деятельности, которые во многом меняют статус самих субъектов деятельности. Ускоряясь в информационном пространстве, субъект деятельности сам становится открытой системой, в которой существует огромный риск потери своей субъектности.

Процесс цифровизации не страшен человеку пока имеет место адекватное субъекту развитие образования, целью которого всегда было и остается само-

образование. Рассмотрим становление субъектности личности при подготовке моряков. В первую очередь необходимо принимать во внимание внешние и внутренние факторы. К внешним могут быть отнесены социальный заказ; геополитические изменения; транспортная политика государства, ФГОС; конвенционные требования к уровню подготовки моряков и др.

К внутренним факторам становления и развития субъектности будущих моряков можно отнести специфику их деятельности; зависимость от сложных систем при эксплуатации судов; научный потенциал и материально-техническую базу учебного заведения и др.

Говоря о специфике феномена субъектности в эргатических образовательных средах, следует акцентировать внимание на факте высокого уровня неоднозначности и неопределённости в этих условиях. С одной стороны, работая или обучаясь в эргатических образовательных средах, у специалиста (настоящего или будущего) формируется психологическая устойчивость к различным стрессовым ситуациям, и процесс принятия решения имеет чаще рациональный и рассудительный характер. С другой стороны, появляется вероятность когнитивного диссонанса, а также неустойчивости нестабильности. Доверие к техническим средствам становится безграничным и у субъекта постепенно пропадает уверенность в своих знаниях, в своей профессиональной субъектности. Поэтому целесообразно не только широкое использование эргатических образовательных сред в процессе подготовки специалистов, но и постоянное подтверждение обучаемым своей автономности от технологической зависимости. Преподаватель должен не только правильно научить пользоваться различными техническими устройствами, но и поддерживать у обучаемого его уверенность в том, что именно от субъекта, от его знаний и его решений зависит результат деятельности.

3. Организация процесса становления субъектности в эргатической образовательной среде

Технологическая заданность эргатических образовательных сред, их коммуникационные возможности и опосредованность контактов, существующих в этих средах, создают объективно новые параметры для деятельности в всех их участников. Следующий аспект - это процесс становления субъектности будущего специалиста. Наиболее целесообразным в организации образовательного процесса нам видится ситуационно-функциональный подход, предложенный Э.Г Малиночкой, согласно которому «ведущим субъектом в субъект-объектных отношениях в образовательном процессе всегда является педагог Студент же является объектом действий педагога. В то же время студент является субъектом решающих событий, в которых производится тот продукт, ради которого существует этот процесс. Значит студент - решающий субъект. Объектом его действий является изучаемая действительность» [5, с. 15; 6, с. 10]. Ранее нами было доказано, что применение такого подхода к формированию любого качества личности происходит постепенно, но с гарантированным результатом, так как «в процессе образовательного мероприятия в каждой системе происходит обмен информацией между субъектом и объектом, и по мере накопления в сознании студента нового продукта его сознание обогащается, что влияет на все компоненты непрерывно меняющейся образовательной ситуации. Изменение ситуации влияет на процессы в функциональных системах. Содержание действий в них поднимается на более высокий уровень» [6, с. 11], способствуя обогащению текущего знания обучаемого и постепенному формированию субъектности.

Автоматизация и цифровизация морской отрасли является ключевой тенденцией её современного развития. Деятельность современных судоводителей включает в себя среди прочего сбор данных о функционировании используемых в судоходстве систем, их интерпретацию для принятия ответственных решений. Подготовить будущего специалиста для работы в таких условиях можно только при условии проецирования будущих условий труда в эргатические образовательные среды. Широкое применение тренажерного оборудования при подготовке моряков сегодня обычное дело, но просто комплектацией учебных заведений тренажерами проблему не решить. Необходимо принимать во внимание ряд условий, обеспечивающих тренажёрную подготовку: квалификацию педагогов и инструкторов, отбор содержания образования, средств и др.

Важным фактором является и то, что профессиональная субъектность современного судоводителя характеризуется полипрофильностью, а значит, «применение полипрофильно-коммуникативного подхода к построению образовательного процесса, а именно: анализ производственных полипрофильных ситуаций, складывающихся в деятельности судоводителя; рассмотрение теоретических основ и практических проявлений, включенных в ситуацию профилей; раскрытие способов их интегрирования в компетенции, необходимые для решения ситуации, являются целесообразными» [7, с. 108-110]. Применение полипрофильно-коммуникативного подхода в процессе подготовки такого специалиста может быть успешным только при условии глубокого анализа принципов функционирования эргатических систем на всех уровнях взаимодействия различных элементов системы и учёта принципов дидактики в решении этого вопроса. Несмотря на применение высоких наукоемких технологий, высокий уровень автоматизации во всех сферах отрасли, в том числе в морской, человек продолжает оставаться активным участником современного производственного процесса, и его надо к этому готовить, этому учить.

Построение процесса формирования и развития субъектности будущего моряка предполагает следующее:

а) направленность обучаемого на развитие его субъектности;

б) постоянный анализ и при необходимости корректировка педагогом программы формирования и развития уровня знаний обучаемого и его субъектности;

в) выбор технических средств, адекватный целям обучения и формирования субъектности.

Характер субъектности студентов проявляется, прежде всего, в их стремлении к максимальной самоактуализации, а многоуровневый характер структуры их субъектности определяет такие её компоненты, как активность, способность к рефлексии, модальность и обусловленность деятельности. В этой связи целесообразно разработать общие показатели становления субъектности будущих специалистов и вариативные для отдельных специальностей, ориентируясь на компетенции, указанные в стандартах подготовки с в условиях цифровизации. Принимая во внимание, что субъектность не является врожденной характеристикой обучаемого, а выступает результатом его собственной работы, вопрос педагогического обеспечения этого процесса является актуальным.

На развитие субъектности личности оказывают влияние много факторов. Принимая во внимание тот факт, что субъектность - не врождённое качество, а представляет собой формируемое, задаваемое явление, существует возможность организовать процесс его формирования. Создание специальных образовательных сред, в том числе эргатических, с учётом поставленных целей

Библиографический список

позволяет максимально использовать их потенциал, способствуя накоплению субъективного социального и профессионального опыта. Применение ситуационно-функционального подхода к организации процесса обучения в эргатических образовательных средах позволяет по мере достижения поставленных педагогом целей и выполнения задач вносить изменения в текущие цели, выбирать или менять средства и формы обучения, адекватные текущей образованности обучаемого, уровня сформированности его субъектности.

Эргатические образовательные среды создаются целенаправленно, поэтому их структура и содержание должны быть чётко продуманы и выбраны в соответствии с целью и задачами конкретного образовательного процесса. В то же время, учитывая изменения и в социальном и профессиональном плане, важно помнить об устойчивости к этим изменениям в процессе осуществления образовательных действий. Показано, что применение полипрофильно-коммуникативного подхода к отбору содержания подготовки моряков в эргатических образовательных средах способно обеспечить оптимальную адекватность образовательных действий профессиональным действиям специалиста и одновременно использовать принципы организации эргатических образовательных сред для создания процесса, адекватного профессиональным особенностям будущего специалиста.

1. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2010.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. Москва: Институт психологии РАН; Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2003.

3. Сайко Э.И. Субъект: созидатель и носитель социального. Москва: Издательство МПСИ; Издательство НПО «Модек». 2006.

4. Попов А.Н., Попов В.В., Макашина И.И., Кондратьев А.И. К вопросу создания интерфейса судоводителя. Эксплуатация морского транспорта. 2023; № 2: 209-212.

5. Makashina I. Conditions for designing training and professional environments in the ergatic system. The European proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: International Forum "Freedom and responsibility inpivotal times" (WoS). 2022.

6. Макашина И.И., Малиночка Э.Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. Краснодар: КРО АПСН, 2007.

7. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. Новороссийск. РИО МГА имени адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011.

References

1. Osnickij A.K. Psihologicheskie mehanizmy samostoyatel'nosti. Moskva; Obninsk: IG - SOCIN, 2010.

2. Brushlinskij A.V. Psihologiya sub'ekta. Moskva: Institut psihologii RAN; Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Aletejya", 2003.

3. Sajko 'E.I. Sub'ekt: sozidatel'i nositel'social'nogo. Moskva: Izdatel'stvo MPSI; Izdatel'stvo NPO «Modek». 2006.

4. Popov A.N., Popov V.V., Makashina I.I., Kondrat'ev A.I. K voprosu sozdaniya interfejsa sudovoditelya. 'Ekspluataciya morskogo transporta. 2023; № 2: 209-212.

5. Makashina I. Conditions for designing training and professional environments in the ergatic system. The European proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: International Forum "Freedom and responsibility inpivotal times" (WoS). 2022.

6. Makashina I.I., Malinochka 'E.G. Situacionno-funkcional'nyjpodhod vpodgotovke menedzherovmorskogo torgovogo flota. Krasnodar: KRO APSN, 2007.

7. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogo obespecheniya poliprcfil'nojpodgotovki menedzherov dlya morskogo torgovogo flota. Novorossijsk. RIO MGA imeni adm. F.F. Usha-kova, 2011.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

УДК 37.01:371 (075)

Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages, Full Member of APSC, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University

(Novorossiysk, Russia), E-mail: irmak@inbox.ru

THE STATE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE. The task of ensuring the competencies of specialists to the requirements of the labor market is solved by means of postgraduate education: either by advanced training or professional retraining. Both researchers and practitioners prefer to improve the skills of specialists by taking a special short-term course, which is implemented in different formats (full-time, part-time and distance learning), as well as using modern educational technologies. The paper deals with the organization of training in the system of professional retraining and the creation of an educational product that includes a number of stages, namely: a program development, a review, an introduction into the educational process, a placement on the platform of a university, publication of materials and others. The result of this huge amount of work is the attention from both employers, individual trainees and teachers, expressed in the emergence of a significant number of additional education centers offering educational services in this direction.

Key words: postgraduate professional education, advanced training, professional retraining, distance learning, lifelong education

И.И. Макашина, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: irmak@inbox.ru

СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Задача обеспечения соответствия компетенций специалистов требованиям рынка труда решается путем дополнительного образования: либо повышением квалификации, либо профессиональной переподготовкой. И исследователи, и практики предпочитают повышать квалификацию специалистов прохождением специального кратковременного курса, реализация которого осуществляется в разных форматах (очное, очно-заочное и дистанционное), а также использованием современных образовательных технологий. В работе рассматриваются вопросы организации обучения в системе профессиональной переподготовки и создания образовательного продукта, включающего ряд этапов, а именно: разработку программы, рецензирование, внедрение в образовательный процесс, размещение на платформе вуза, издание материалов и многое другое. Результатом этого огромного объёма работы является внимание как со стороны работодателей, так и отдельных слушателей и педагогов, выражающееся в появлении значительного количества центров дополнительного образования, предлагающих образовательные услуги в этом направлении.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дистанционное обучение, непрерывное образование

Актуальность и значимость дополнительного профессионального образования кадров для любой отрасли обусловлена не только динамичным развитием современного общества и социокультурными явлениями, но и развитием современных технологий, внедряемых во все отрасли производства. Компетенции,

сформированные в ходе получения образования в вузе, к моменту завершения обучения, по мнению многих ученых, уже подлежат обновлению, а тем, кто давно закончил обучение, необходимо переучиваться. В такой ситуации на дополнительное профессиональное образование работающих специалистов ложится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.