Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / повышение квалификации / профессиональная переподготовка / дистанционное обучение / непрерывное образование / postgraduate professional education / advanced training / professional retraining / distance learning / lifelong education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.И. Макашина

Задача обеспечения соответствия компетенций специалистов требованиям рынка труда решается путем дополнительного образования: либо повышением квалификации, либо профессиональной переподготовкой. И исследователи, и практики предпочитают повышать квалификацию специалистов прохождением специального кратковременного курса, реализация которого осуществляется в разных форматах (очное, очно-заочное и дистанционное), а также использованием современных образовательных технологий. В работе рассматриваются вопросы организации обучения в системе профессиональной переподготовки и создания образовательного продукта, включающего ряд этапов, а именно: разработку программы, рецензирование, внедрение в образовательный процесс, размещение на платформе вуза, издание материалов и многое другое. Результатом этого огромного объёма работы является внимание как со стороны работодателей, так и отдельных слушателей и педагогов, выражающееся в появлении значительного количества центров дополнительного образования, предлагающих образовательные услуги в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

The task of ensuring the competencies of specialists to the requirements of the labor market is solved by means of postgraduate education: either by advanced training or professional retraining. Both researchers and practitioners prefer to improve the skills of specialists by taking a special short-term course, which is implemented in different formats (full-time, part-time and distance learning), as well as using modern educational technologies. The paper deals with the organization of training in the system of professional retraining and the creation of an educational product that includes a number of stages, namely: a program development, a review, an introduction into the educational process, a placement on the platform of a university, publication of materials and others. The result of this huge amount of work is the attention from both employers, individual trainees and teachers, expressed in the emergence of a significant number of additional education centers offering educational services in this direction.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

б) постоянный анализ и при необходимости корректировка педагогом программы формирования и развития уровня знаний обучаемого и его субъектности;

в) выбор технических средств, адекватный целям обучения и формирования субъектности.

Характер субъектности студентов проявляется, прежде всего, в их стремлении к максимальной самоактуализации, а многоуровневый характер структуры их субъектности определяет такие её компоненты, как активность, способность к рефлексии, модальность и обусловленность деятельности. В этой связи целесообразно разработать общие показатели становления субъектности будущих специалистов и вариативные для отдельных специальностей, ориентируясь на компетенции, указанные в стандартах подготовки с в условиях цифровизации. Принимая во внимание, что субъектность не является врожденной характеристикой обучаемого, а выступает результатом его собственной работы, вопрос педагогического обеспечения этого процесса является актуальным.

На развитие субъектности личности оказывают влияние много факторов. Принимая во внимание тот факт, что субъектность - не врождённое качество, а представляет собой формируемое, задаваемое явление, существует возможность организовать процесс его формирования. Создание специальных образовательных сред, в том числе эргатических, с учётом поставленных целей

Библиографический список

позволяет максимально использовать их потенциал, способствуя накоплению субъективного социального и профессионального опыта. Применение ситуационно-функционального подхода к организации процесса обучения в эргатических образовательных средах позволяет по мере достижения поставленных педагогом целей и выполнения задач вносить изменения в текущие цели, выбирать или менять средства и формы обучения, адекватные текущей образованности обучаемого, уровня сформированности его субъектности.

Эргатические образовательные среды создаются целенаправленно, поэтому их структура и содержание должны быть чётко продуманы и выбраны в соответствии с целью и задачами конкретного образовательного процесса. В то же время, учитывая изменения и в социальном и профессиональном плане, важно помнить об устойчивости к этим изменениям в процессе осуществления образовательных действий. Показано, что применение полипрофильно-коммуникативного подхода к отбору содержания подготовки моряков в эргатических образовательных средах способно обеспечить оптимальную адекватность образовательных действий профессиональным действиям специалиста и одновременно использовать принципы организации эргатических образовательных сред для создания процесса, адекватного профессиональным особенностям будущего специалиста.

1. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2010.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. Москва: Институт психологии РАН; Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2003.

3. Сайко Э.И. Субъект: созидатель и носитель социального. Москва: Издательство МПСИ; Издательство НПО «Модек». 2006.

4. Попов А.Н., Попов В.В., Макашина И.И., Кондратьев А.И. К вопросу создания интерфейса судоводителя. Эксплуатация морского транспорта. 2023; № 2: 209-212.

5. Makashina I. Conditions for designing training and professional environments in the ergatic system. The European proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: International Forum "Freedom and responsibility inpivotal times" (WoS). 2022.

6. Макашина И.И., Малиночка Э.Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. Краснодар: КРО АПСН, 2007.

7. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. Новороссийск. РИО МГА имени адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011.

References

1. Osnickij A.K. Psihologicheskie mehanizmy samostoyatel'nosti. Moskva; Obninsk: IG - SOCIN, 2010.

2. Brushlinskij A.V. Psihologiya sub'ekia. Moskva: Institut psihologii RAN; Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Aletejya", 2003.

3. Sajko 'E.I. Sub'ekt: sozidate'i nositel'social'nogo. Moskva: Izdatel'stvo MPSI; Izdatel'stvo NPO «Modek». 2006.

4. Popov A.N., Popov V.V., Makashina I.I., Kondrat'ev A.I. K voprosu sozdaniya interfejsa sudovoditelya. 'Ekspluataciya morskogo transporta. 2023; № 2: 209-212.

5. Makashina I. Conditions for designing training and professional environments in the ergatic system. The European proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: International Forum "Freedom and responsibility inpivotal times" (WoS). 2022.

6. Makashina I.I., Malinochka 'E.G. Situacionno-funkcional'nyjpodhod vpodgotovke menedzherovmorskogo torgovogo flota. Krasnodar: KRO APSN, 2007.

7. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogo obespecheniya poliprofil'nojpodgotovki menedzherov dlya morskogo torgovogo flota. Novorossijsk. RIO MGA imeni adm. F.F. Usha-kova, 2011.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

УДК 37.01:371 (075)

Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages, Full Member of APSC, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University

(Novorossiysk, Russia), E-mail: irmak@inbox.ru

THE STATE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE. The task of ensuring the competencies of specialists to the requirements of the labor market is solved by means of postgraduate education: either by advanced training or professional retraining. Both researchers and practitioners prefer to improve the skills of specialists by taking a special short-term course, which is implemented in different formats (full-time, part-time and distance learning), as well as using modern educational technologies. The paper deals with the organization of training in the system of professional retraining and the creation of an educational product that includes a number of stages, namely: a program development, a review, an introduction into the educational process, a placement on the platform of a university, publication of materials and others. The result of this huge amount of work is the attention from both employers, individual trainees and teachers, expressed in the emergence of a significant number of additional education centers offering educational services in this direction.

Key words: postgraduate professional education, advanced training, professional retraining, distance learning, lifelong education

И.И. Макашина, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: irmak@inbox.ru

СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Задача обеспечения соответствия компетенций специалистов требованиям рынка труда решается путем дополнительного образования: либо повышением квалификации, либо профессиональной переподготовкой. И исследователи, и практики предпочитают повышать квалификацию специалистов прохождением специального кратковременного курса, реализация которого осуществляется в разных форматах (очное, очно-заочное и дистанционное), а также использованием современных образовательных технологий. В работе рассматриваются вопросы организации обучения в системе профессиональной переподготовки и создания образовательного продукта, включающего ряд этапов, а именно: разработку программы, рецензирование, внедрение в образовательный процесс, размещение на платформе вуза, издание материалов и многое другое. Результатом этого огромного объёма работы является внимание как со стороны работодателей, так и отдельных слушателей и педагогов, выражающееся в появлении значительного количества центров дополнительного образования, предлагающих образовательные услуги в этом направлении.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дистанционное обучение, непрерывное образование

Актуальность и значимость дополнительного профессионального образования кадров для любой отрасли обусловлена не только динамичным развитием современного общества и социокультурными явлениями, но и развитием современных технологий, внедряемых во все отрасли производства. Компетенции,

сформированные в ходе получения образования в вузе, к моменту завершения обучения, по мнению многих ученых, уже подлежат обновлению, а тем, кто давно закончил обучение, необходимо переучиваться. В такой ситуации на дополнительное профессиональное образование работающих специалистов ложится

особая ответственность. Целью статьи является анализ существующей системы дополнительного профессионального образования. Задачи представленной работы охватывают анализ общих закономерностей и форм дополнительного профессионального образования, присущих всем процессам обучения взрослых, и специфические характеристики, свойственные каждой структуре. Научная новизна заключается в расширении представления о содержании организации подготовки кадров в системе дистанционного дополнительного профессионального образования.

Теоретическая значимость выражается в обосновании организационно-педагогических условий, предполагающих организацию разных форм обучения, использование современных, в том числе цифровых, образовательных технологий, а также учёт специфических особенностей и механизмов дистанционного обучения в профессиональной переподготовке.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования предложенных критериев и учёта характеристик дистанционной профессиональной переподготовки для организации процесса обучения.

1. Организация обучения в системе профессиональной переподготовки

На сегодняшний день система дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) включает в себя институты повышения квалификации; центры профессиональной переподготовки, институты развития образования, а также различные образовательные центры, функционирующие и как отдельные юридические лица, и как структурные подразделения различных образовательных учреждений и осуществляющие повышение квалификации и/или переподготовку специалистов по разным направлениям. Только за последние 5 лет численность организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в России, увеличилась на 13,3%: с 5,8 до 6,6 тыс. [1]. Развитие онлайн-образования стало существенным фактором, повлиявшим на вовлечение большого количества педагогов в деятельность ДПО, так как дало возможность не только дополнительного заработка, но и повышения качества собственных знаний. Другими словами, система ДПО -это очень большая сеть образовательных учреждений, функционирующая почти 100 лет и имеющая свою историю и традиции.

Сразу оговоримся о цели указанных структур. Если повышение квалификации предполагает развитие специалиста по имеющейся у него специальности, то профессиональная переподготовка - получение новой специальности. Обе системы тесно связаны с внешней средой и развиваются с учётом внешних факторов (геополитика, экономика, развитие технологий и др.), влияющих на развитие этой системы.

Мир и условия производства меняются с огромной скоростью. Повсеместная цифровизация, развитие и внедрение новых технологий практически во все отрасли производства выдвигают новые требования к уровню подготовки специалистов. Система ДПО может обеспечить подготовленность специалистов к постоянно изменяющимся условиям производства в силу свой мобильности и с точки зрения времени подготовки и выбора форм образования.

Социальный заказ на подготовку квалифицированного специалиста, владеющего не только своей профессией, но и полипрофильными знаниями смежных областей деятельности, может быть разрешён в системе повышения квалификации, что объясняется мобильностью системы и с точки зрения времени подготовки, и выбора формы образования.

Несмотря на мобильность указанных структур, структуры ДПО функционируют в строгом соответствии со следующими нормативными документами:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.05.14 года № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативно-правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»);

- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

- Письмо Минобрнауки России от 31 октября 2019 г п 03/16360-о «Об организации и осуществлении ДПО посредством реализации программ повышения квалификации программ профессиональной переподготовки»;

- ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и др.

Актуальность обращения к институтам ДПО для обеспечения постдипломного образования постоянно возрастает, что объясняется в первую очередь

быстрыми темпами развития технологий и их внедрением в производственные процессы. Так, в 2023 г. на XXVI Петербургском международном экономическом форуме говорилось о важности предоставления возможностей людям получать новую специальность по разным направлениям [2].

И институты повышения квалификации, и центры профессиональной переподготовки, работая в этом направлении, своей основной целью видят поступательное развитие специалиста на основе совершенствования его профессиональной деятельности. В деталях рассматривать оба института не хватит и одного диссертационного исследования, поэтому остановимся только на профессиональной переподготовке. Здесь важно подчеркнуть, что речь идёт об образовании взрослых. Профессиональную переподготовку могут проходить только следующие категории слушателей:

- те, кто имеет диплом о высшем образовании;

- те, кто имеет диплом о среднем профессиональном образовании;

- студенты выпускных курсов, которые получат диплом о профессиональной переподготовке только после завершения обучения.

Другими словами, речь идёт о непрерывном образовании, имеющем свою специфику. Моделирование процессов профессиональной переподготовки как целостного процесса предполагает создание учебных программ, учитывающих требования рынка труда, профессиональные и образовательные стандарты.

Вопросы непрерывного образования уже давно освещаются учеными и практиками из разных стран. По нашему мнению, наиболее точным определением является то, что дано А.П. Владиславлевым: «...под непрерывным образованием мы понимаем систематическую, целенаправленную деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведениях, так и путём самообразования» [3, с. 33].

С.И. Змеев, рассматривающий основы теории и технологии обучения взрослых, даёт следующее определение: «Непрерывное обучение - это способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека. Непрерывное обучение - это организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека» [4, с. 46-47]. Интересно, что суть непрерывного образования со временем не изменилась. Основной идеей по-прежнему остаётся регулярное приобретение и обновление знаний.

При рассмотрении данной концепции различают два аспекта процесса обучения: процесс учения и процесс организации учения. Главными задачами учреждений профессиональной переподготовки являются:

- разработка и реализация программ профессиональной переподготовки специалистов по разным направлениям в соответствии со стандартами и требованиями к их содержанию и оформлению;

- подбор высококвалифицированных преподавателей (в том числе специалистов-практиков) для реализации текущих и открытия новых программ профессиональной переподготовки;

- организация долгосрочных (250 часов и более) курсов;

- переподготовка безработных граждан для выполнения новых трудовых функций (в том числе по федеральным и региональным программам и сотрудничество с центром занятости населения);

- организация рекламных мероприятий по набору слушателей и др.

Особое значение для организации обучения в системе профессиональной

переподготовки также имеют определённые условия.

Условие - это философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [5, с. 381]. В данной работе условия употребляются в двух в значениях: как среда, обстановка, в которой происходит процесс профпереподготовки или повышения квалификации специалистов и как реализация определенных педагогических мер для создания этой среды.

К условиям функционирования системы профпереподготовки и повышения квалификации мы относим социальные и педагогические, соблюдение которых обеспечивает активизацию и оптимизацию функционирования указанных систем.

К социальным условиям функционирования указанных систем можно отнести новую кадровую и образовательную государственную политику в системе ДПО; новый правовой и экономический механизмы, суть которых заключается в создании конкурентного преимущества страны, связанного с возможностью развития ее человеческого потенциала.

К педагогическим условиям функционирования указанных систем мы относим организацию процесса обучения на основе субъект-субъектных отношений; отбор содержания образования; кадровые условия; использование современных форм, методов, средств образовательного процесса и др.

В анализе структур, входящих в систему ДПО, представляет интерес диссертационное исследование Л.Б. Трегубовой, рассматривающей под развитием маркетинговых технологий в дополнительном образовании педагогов целенаправленный процесс внедрения и поэтапного совершенствования, улучшения как самих технологий, так и маркетинговых действий, связанных с планированием, исследованием, анализом и управлением деятельностью образовательного учреждения дополнительного педагогического образования на основе выявления и удовлетворения образовательных профессиональных запросов, интересов, проблем педагогов» [6, с. 28]. Такой подход применим не только к дополнитель-

ному педагогическому образованию, но и к любой другой специальности с учётом её специфики.

Важным аспектом в организации курсов профессиональной переподготовки выступает маркетинговый анализ, позволяющий учитывать спрос на рынке труда и выступающий основой для разработки конкурентного образовательного продукта. Как правило, образовательный продукт (в нашем случае речь идёт о курсе профессиональной переподготовки), рассчитанный на целевую аудиторию и ранжирование спроса и предложения, позволяет найти рыночную нишу, что очень важно, так как он создаётся не ради самого продукта (хотя такие случаи имеют место быть), а с целью дополнительной прибыли. В пользу профессиональной переподготовки можно отнести и возможность её реализации на внебюджетной основе.

2. Проектирование образовательных услуг по профессиональной переподготовке

Проектирование образовательных услуг центров профессиональной переподготовки, как правило, осуществляется либо по заявке физического или юридического лица, либо по инициативе разработчиков курсов и происходит следующим образом:

- рассмотрение и организация имеющихся ресурсов;

- согласование содержания программы с заказчиком с учётом профессиональных и образовательных стандартов;

- проектирование или разработку программы, учебного плана, оценочных и методических материалов, модулей и др.;

- оформление, согласование и утверждение программы;

- размещение программы на образовательной платформе образовательного учреждения;

- организация и осуществление учебного процесса;

- реклама в СМИ и др.

Одним из основных инструментов, влияющих на продвижение образовательного продукта, является реклама, которая используется практически всеми учебными заведениями. Реклама образовательного продукта и образовательных услуг в целом строится преимущественно на основе принципа целесообразности и аргументации для привлечения слушателей и использования конкретного продукта.

Другим условием продвижения образовательного продукта ДПО является имиджевая деятельность конкретного образовательного учреждения (в нашем случае - Центра профессиональной переподготовки). Цель этого направления деятельности - развитие и поддержание позитивного отношения потребителя к конкретному учебному заведению. Обычно специалисты выделяют ряд факторов, влияющих на имидж учреждения: опыт работы учреждения в сфере образования; его популярность профессиональных кругах; уровень профессионализма преподавателей; отзывы потребителей образовательных программ; формы реализации образовательных программ и др.

Наиболее продуктивным с точки зрения продвижения образовательного продукта в системе профессиональной переподготовки является прямой маркетинг т. е. непосредственное взаимодействие производителя и потребителя в процессе продажи конкретного товара, например, прямая электронная рассылка предложений клиентам в виде коммерческого предложения.

3. Дистанционная профессиональная переподготовка

Следующий вопрос, на котором мы остановимся, касается дистанционной формы обучения в системе профессиональной переподготовки. По нашему мнению, дистанционная форма обучения в системе ДПО в целом и профессиональной переподготовке в частности может рассматриваться как наиболее приемлемая для образования взрослых. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что слушатели, как правило, уже где-то работают, и для них нецелесообразно тратить время на посещение учебного заведения для прохождения курса, а достаточно пользоваться электронной платформой учреждения и распоряжаться своим временем по своему усмотрению, конечно, с учётом продолжительности курса. Курсы дистанционной переподготовки не привязаны ни к конкретному месту проживания, ни ко времени (учитывая количество поясов в нашей стране).

Дистанционное образование часто рассматривают как вид заочной формы обучения, при котором используются современные технологии. Задача дистанционной профессиональной переподготовки заключается не в предъявлении слушателю высоких требований по контролю качества результатов обучения, а в создании дополнительных возможностей получения образования. Другими словами, мы говорим о фундаментальных принципах андрогогики, а именно:

- приоритет самостоятельного обучения;

- принцип совместной деятельности;

- принцип опоры на опыт обучающегося;

- индивидуализация обучения;

- контекстность деятельности;

- принцип актуализации результатов обучения;

- принцип элективности обучения [4, с. 179].

Важным моментом является и то, что достигнутый уровень профессиональной компетентности работника имеет легитимный характер, то есть слушатель получает документальное подтверждение прохождения курса в виде диплома о профессиональной переподготовке установленного образца, который вносится в федеральный реестр.

Организация системы профессиональной переподготовки в разных формах, включая дистанционную, предусматривает деятельное использование интерактивных технологий обучения, что соответствует основным положениям цифровой экономики. В дистанционном обучении большую роль играет использование мультимедийных средств информационно-коммуникационного характера. Дистанционное образование часто рассматривают как вид заочной формы обучения, при котором используются современные технологии. Основными характеристиками дистанционной профессиональной переподготовки выступают следующие:

- интенсивный и краткосрочный характер обучения (от 250 часов и больше);

- необходимость получения новых знаний и компетенций;

- организация дистанционного обучения возможна без отрыва от производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация дистанционного обучения даёт возможность работать с отдельным слушателем индивидуально.

Одной из главных характеристик дистанционной профессиональной переподготовки является готовность слушателя к самообучению. В данном случае работают следующие механизмы:

- обучение происходит на основе имеющегося опыта;

- работает постоянная обратная связь, позволяющая слушателям узнавать о своих действиях и достижениях;

- слушатели могут выбирать удобный для них темп обучения, так как курсы профессиональной переподготовки имеют общую продолжительность и не определяют необходимое количество часов (это есть в программах) на тот или иной предмет или задание;

- есть возможность для участников образовательного процесса находить новые способы представления материала.

Вопросы организации процесса дистанционного образования были рассмотрены в монографии Макашиной И.И. и Маричева И.В. Отмечалось, что «разнообразные платформы, предлагаемые и используемые образовательными учреждениями, безусловно, играют и будут играть огромную роль в образовании, но каждому образовательному учреждению необходимо решить ряд вопросов, связанных с использованием не только конкретной платформы, но и с организацией наиболее оптимального для конкретного учебного заведения процесса обучения. При этом необходимо отработать следующие вопросы:

- критерии оценки качества предоставляемого дистанционного образования;

- требования к оформлению и наполнению учебно-методического комплекса дистанционного курса;

- показатели оценки трудозатрат преподавателя, работающего в дистанционном образовании;

- критерии оценки трудозатрат разработчика учебно-методического комплекса дистанционного курса с целью приобретения его в собственность учреждения, оказывающего образовательную услугу и др.

В настоящий момент указанные вопросы не отработаны в правовом поле, и возникающие в этой связи проблемы надо решать путём принятия локальных актов. Возможно, в этом есть и свои плюсы, учитывая разную отраслевую специфику учебных заведений, разные требования к количеству часов по конкретным направлениям и, конечно, разное наполнение самих дистанционных курсов» [7, с. 95].

В государственном морском университете им. адм. Ф.Ф. Ушакова дополнительное профессиональное образование представлено Институтом повышения квалификации (ИПК) и Центром дистанционной профессиональной переподготовки (ЦДПП). ИПК является одним из крупнейших тренажёрных учреждений, который пользуется огромной популярностью среди морских специалистов, предлагающий широкий диапазон курсов по разным направлениям и специализирующийся на морских специальностях. На сегодняшний день для дистанционного обучения предложено более 3 000 видеолекций, тестов и других методических материалов. Популярность этих дистанционных курсов объясняется спецификой труда моряков, выражающейся в длительном пребывании в рейсах и невозможности регулярного посещения занятий.

Три года назад в университете был создан Центр дистанционной профессиональной переподготовки (специальности, несвязанные непосредственно с подготовкой моряков). С учётом внешних и внутренних факторов, влияющих на систему профессиональной переподготовки, нами были выделены следующие функции этой системы.

1. Синтезирующая функция, определяющая стратегию профессиональной переподготовки, где основным критерием является уровень сформированности искомых компетенций.

2. Проектирующая функция, обеспечивающая проектирование и разработку программ профессиональной переподготовки с учетом развития образовательных возможностей и развития отраслей, для которых готовится специалист.

3. Конструктивная функция, реализующаяся в процессе отбора содержания обучения и определении объема и структуры курса профпереподготовки.

4. Информационно-образовательная функция, реализующаяся в использовании дистанционных технологий обучения.

5. Организаторская функция, предполагающая выбор образовательных технологий, готовность педагога работать на информационных образовательных платформах в режиме дистанционного обучения и использовать способы, приемы и формы организации коммуникативной среды.

6. Социально-педагогическая функция, обусловливающая социальную роль профпереподготовки, ее зависимость от социально-экономического развития общества и обеспечивающая дополнительные возможности получения новой специальности за сравнительно короткий период обучения.

Принимая во внимание вышеуказанные функции, ЦДПП уже разработал и предлагает сегодня ряд дистанционных курсов профессиональной переподготовки по техническим и гуманитарным специальностям, востребованным и в нашем, и в других регионах. Анализ географии слушателей, прошедших обучение, и накопленный за это время опыт позволяют говорить о целесообразности дальнейшего развития Центра. Конечно, это предполагает расширение штата, специальностей, направлений, увеличение финансирования, но всё перечисленное обусловлено поставленной целью и направлено на эффективную организацию и качественную реализацию процессов профессиональной переподготовки в дополнительном профессиональном образовании.

Библиографический список

Непрерывная подготовка кадров для современной экономики рассматривается как один из стратегических ориентиров государства. В этой связи проведён анализ существующей системы дополнительного профессионального образования, решены поставленные задачи, заключавшиеся в анализе закономерностей её организации. Цифровая экономика сегодня в значительной степени расширила возможности непрерывной подготовки кадров, в том числе в дистанционном формате. Принимая во внимание данный факт, были выделены и обоснованы организационно-педагогические условия для организации дистанционной формы обучения. Показано, что использование современных, в том числе цифровых, образовательных технологий, а также учёт специфических особенностей и механизмов дистанционного обучения в профессиональной переподготовке позволит повысить качество такой формы обучения. Диплом установленной формы, зарегистрированный в федеральном реестре, позволяет выпускникам курсов конкурировать на рынке труда, несмотря на быстрые темпы развития разных отраслей производства.

1. Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник. Москвуа: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023.

2. Пленарное заседание XXVI Петербургского международного экономического форума. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71445

3. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. Москва, 1978.

4. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЭР СЭ, 2003.

5. Философский словарь. Москва: Политиздат, 1980.

6. Трегубова Л.Б. Развитие системы маркетинговых технологий в дополнительном педагогическом образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

7. Макашина И.И., Маричев И.В. Методолого-теоретические основы становления и развития морского образования в России (историко-педагогический анализ). Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2020.

References

1. Varlamova T.A., Gohberg L.M., Ozerova O.K. i dr. Obrazovanie v cifrah: 2023: kratkij statisticheskij sbornik. Moskvua: ISI'EZ VSh'E, 2023.

2. Plenarnoe zasedanie XXVI Peterburgskogo mezhdunarodnogo 'ekonomicheskogo foruma. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71445

3. Vladislavlev A.P. Nepreryvnoe obrazovanie. Problemy iperspektivy. Moskva, 1978.

4. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teoriiitehnologiiobucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2003.

5. Filosofskij slovar'. Moskva: Politizdat, 1980.

6. Tregubova L.B. Razvitie sistemy marketingovyh tehnologij v dopolnitel'nompedagogicheskom obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.

7. Makashina I.I., Marichev I.V. Metodologo-teoreticheskie osnovy stanovleniya irazvitiya morskogo obrazovaniya vRossii(istoriko-pedagogicheskijanaliz). Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2020.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

УДК 378.01

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Ilchenko L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov (Simferopol),

E-mail: larisa.ilchencko@yandex.ru.

Kasimova N.S., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

ABOUT SOME PROBLEMS AND TRENDS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. Patriotism as a social phenomenon is peculiar to every state and every individual. Its level among the population depends on many internal and external factors, stability (political and economic) and justice in the country, the availability of an effective system for its formation among citizens, especially among younger generations, students, etc. At the same time, educational and patriotic activities with the youth are characterized by the presence of a number of problems and trends of both positive and negative orientation. The authors of the article focused on their objective analysis and systematization. The task of the paper is to familiarize the pedagogical community of our country with the existing problems and trends in the field of educational and patriotic activities with the students of Russia. The research uses a set of pedagogical methods: analysis of scientific sources and government documents related to patriotic work, content analysis of scientific and reference literature, systematization, concretization. The ways of overcoming the problems and negative trends in the formation of students and cadets as patriots of our country are proposed.

Key words: tasks, survey, patriotism, patriotic education, problems, student youth, trends, goal

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

Л.П. Ильченко, д-р пед. наук, доц., ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь,

E-mail: larisa.ilchencko@yandex.ru

Н.С. Касимова, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Патриотизм как социальное явление свойственен для каждого государства и каждой личности. Его уровень у населения зависит от многих внутренних и внешних факторов, стабильности (политической и экономической) и справедливости в стране, наличия действенной системы по его формированию у граждан, особенно у подрастающих поколений, студентов и др. Вместе с тем для воспитательно-патриотической деятельности со студенческой молодежью характерно наличие ряда проблем и тенденций как положительной, так и негативной направленности. Авторы статьи сосредоточили свое внимание на их объективном анализе и систематизации. Цель публикации - ознакомить педагогическую общественность нашей страны с имеющимися проблемами и тенденциями в сфере воспитательно-патриотической деятельности с отечественной студенческой молодежью. В интересах проводимого исследования была применена совокупность педагогических методов: анализ научных источников и государственных документов, относящихся к патриотической работе, контент-анализ научной и справочной литературы, систематизация, конкретизация. Предложены пути преодоления проблем и негативных тенденций формирования студентов и курсантов как патриотов нашей страны.

Ключевые слова: задачи, опрос, патриотизм, патриотическое воспитание, проблемы, студенческая молодежь, тенденции, цель

После длительного забвения, игнорирования и принижения патриотизм в России триумфально возвращается на свое достойное и заслуженное место как величественная, уникальная и востребованная национальная идея, надежный скреп государства, консолидирующая сила всего многонационального народа.

Особенно патриотизм русского народа активно проявлялся в годы тяжких испытаний, в ходе нашествия врагов и агрессоров, которые желали поработить страну, овладеть её богатствами и ресурсами. Именно патриотизм спасал страну на переломных этапах истории, при смене государственного строя, стратегических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.