Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старченко Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются особенности модели системы дополнительного профессионального образования специалистов электроэнергетической отрасли. Затронуты некоторые проблемы, препятствующие приобретению и актуализации компетенций. Предлагаются конкретные направления и мероприятия по повышению эффективности обучения сотрудников предприятий энергетического комплекса, предусматриваемого программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации, на основе компетентностного подхода и принципа непрерывности профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старченко Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE MODEL OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY

The article discusses the features of the model of the system of additional vocational education for specialists in the electric power industry. Some problems that hinder the acquisition and updating of competencies are touched upon. Specific directions and measures are proposed to improve the efficiency of training of employees of the energy complex enterprises, provided for by training, retraining and advanced training programs, based on the principle of continuity of professional development and a competency-based approach.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

- патриотизм по своей природе имеет период сензитивности (зачатки формирования на этапе дошкольного возраста).

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в нашем обществе является тем ресурсом, который обеспечит высокий уровень гражданской и социальной ответственности подрастающих поколений.

Выводы. Осуществляя процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста необходимо создавать социально-педагогические условия обретения мировоззренческого фундамента социокультурных ценностей. Используя современные педагогические технологии, педагог организует комфортную образовательную среду, позволяющую целенаправленно осуществлять духовно-нравственное воспитание детей. Ясное понимание педагогами целей и задач воспитания духовных и нравственных ценностей является важным фактором успешной реализации данного направления в дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013. - 208 с.

2. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (16 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИИКПК, 2011.

3. Кичиджи И.Ю., Кузнецова А.И. Участие родителей в формировании и оценивании социализованности детей в ДОУ // Детский сад от А до Я. - 2014. - №3. - С. 116-130.

4. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л.П. Крившенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2020. - 432 с.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-изд., исправ. и доп. - М.: Академия, 2001. - 416 с.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. / Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2017. - 245 с.

7. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.

8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов выс. и сред. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2008. - 263 с.

9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов в пед. вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

10. Рябчикова С.Б., Синягина С.А., Шарова А.Д. Духовно-нравственные традиции русской культуры: программа и методическое пособие. - Ярославль, 2009. - 442 с.

11. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - Т.1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.

Педагогика

УДК 378.046.4 + 378.048.2

аспирант Старченко Дмитрий Игоревич

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности модели системы дополнительного профессионального образования специалистов электроэнергетической отрасли. Затронуты некоторые проблемы, препятствующие приобретению и актуализации компетенций. Предлагаются конкретные направления и мероприятия по повышению эффективности обучения сотрудников предприятий энергетического комплекса, предусматриваемого программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации, на основе компетентностного подхода и принципа непрерывности профессионального развития.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование специалистов электроэнергетической отрасли, структурная модель дополнительного профессионального образования.

Annotation. The article discusses the features of the model of the system of additional vocational education for specialists in the electric power industry. Some problems that hinder the acquisition and updating of competencies are touched upon. Specific directions and measures are proposed to improve the efficiency of training of employees of the energy complex enterprises, provided for by training, retraining and advanced training programs, based on the principle of continuity of professional development and a competency-based approach.

Keywords: lifelong learning continuous formation, continuing education, vocational education, vocational training, additional vocational training, additional vocational education of specialists in the electric power industry, structural model of additional vocational training of specialists in the electric power industry.

Введение. Особая социальная значимость электроэнергетической отрасли, стремительно растущая сложность процессов производства, передачи, распределения электроэнергии, потенциальная опасность для обслуживающего персонала, которую представляет применяемое силовое оборудование предъявляют высокие требования к квалификации специалистов, занятых на всех стадиях работы по обеспечению бесперебойного электроснабжения потребителей различных категорий.

Уровень компетенций сотрудников организаций электротехнического профиля независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, выполняющих проектирование, техническое обслуживание электроустановок, оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения должен обеспечиваться своевременными

подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации по целевым программам, разработанным в системе ДПО. Нормативное закрепление необходимости освоения определённого объёма актуальных технических материалов и прохождения различных видов контроля соответствия должностным требованиям показывает востребованность реализации принципа непрерывности образования для персонала предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в России.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации необходимые требования учтены на уровне государственных стандартов [1, ст. 76, ч. 2] и других руководящих документов.

В приведённых нормативных документах подчёркивается исключительно важная роль дополнительного профессионального образования для повышения профессионального уровня, совершенствования существующих и формирования новых компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность по проектированию систем электроснабжения промышленных объектов различных категорий и предназначения.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) - это целенаправленный, непрерывный процесс обучения, основанный на использовании определенных социально-экономических механизмов обеспечения деятельности образовательных учреждений по оказанию потребителям (обучаемым) дополнительных профессиональных образовательных услуг [5, с. 30].

Изложение основного материала статьи. Для выявления наиболее заметных факторов, влияющих на эффективность процесса обучения, предлагается рассмотреть обобщённую структурную модель системы дополнительного профессионального образования с учётом особенностей подготовки специалистов электроэнергетической отрасли.

Обобщённая структурная модель системы ДПО включает следующие элементы:

1) рынок труда, являющийся потребителем и заказчиком образовательных услуг;

2) образовательные учреждения (ВУЗы, учреждения СПО, центры опережающей профессиональной подготовки и др.), осуществляющие обучение по программам ДПО (повышения квалификации и профессиональной переподготовки);

3) государственные требования, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, образовательные программы, виды, формы, сроки, методы контроля и качества, позволяющие определять ориентиры в области ДПО;

4) различные социально-экономические, в том числе организационно-правовые механизмы обеспечения функционирования системы ДПО:

- механизмы финансирования и ресурсного обеспечения,

- механизмы учебно-методического и научного обеспечения,

- кадровые механизмы,

- механизмы информационного обеспечения, являющиеся связующими звеньями между потребителями услуг и образовательными учреждениями ДПО.

- организационно-правовые механизмы.

Блок-схема структурной модели системы ДПО представлена на рис. 1

Рисунок 1. Обобщённая структурная модель системы ДПО

Анализ модели позволяет определить направления развития системы ДПО в части требований, относящихся к функциональным механизмам.

1. Совершенствование механизмов финансирования и ресурсного обеспечения.

Основывается на принципе создания объединённой ресурсной (финансовой, административной) базы при содействии государственных органов, предприятий, организаций, профильных ассоциаций и сообществ, образовательных учреждений и др.

2. Постоянное обновление механизмов учебно-методического и научного обеспечения.

Предусматривается с учётом приоритета мероприятий, направленных на разработку и реализацию

современных учебно-методических, научно-технических и инновационных проектов.

3. Обеспечение готовности кадровых механизмов системы ДПО к решению усложняющихся задач по работе с персоналом.

Организация условий для эффективного функционирования предполагает:

- разработку концепции кадровой политики в области ДПО;

- внедрение технологий мониторинга кадрового потенциала;

- прогнозирование потребностей в переподготовке и повышении квалификации сотрудников различных должностных категорий;

- создание мотивационных условий карьерного роста на основе развития системы переподготовки и повышения квалификации специалистов.

4. Механизмы информационного обеспечения системы ДПО должны гарантировать селективность работы с потоком данных и возможность удовлетворения увеличивающихся потребностей информационного обмена.

Предполагается предусмотреть:

- комплекс мер для получения оперативной информации по проблемам ДПО;

- обеспечение информационной поддержки учебно-методической базы, ориентированной на использование инновационных педагогических технологий, современных средств и способовобмена информацией;

- преодоление ведомственной разобщенности субъектов ДПО, приводящей к различным методическим подходам и уровням требований к обучению специалистов.

5. Организационно-правовые механизмы должны регулировать нормативное сопровождение функционирования системы ДПО специалистов, а также процессов их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Здесь целесообразно придерживаться следующих направлений:

- систематизации существующей нормативной документации с ведением электронных баз данных;

- возможного участия в законодательной инициативе по внесению поправок к существующим и внедрению новых правовых актов;

- разработки и детализации организационных мероприятий в соответствии не только с принятыми на текущий момент, но и перспективными руководящими документами.

Особенности модели ДПО специалистов электроэнергетической отрасли.

1. Действующее и готовящееся к вступлению в силу законодательное закрепление проведения профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки руководителей, специалистов, работников организаций электроэнергетической отрасли.

В качестве примера может служить выдержка из текста Федерального закона № 271-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики» [2, ст. 14, ч. 1], согласно которому: «... специалисты и руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований и норм промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности».

2. Формирование у специалистов в области проектирования потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, навыками и профессиональными компетенциями, обусловленными характером функционирования и развития предприятий энергетики.

Согласно требованиям ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ [4, п. 6]:

«- п.6. Сотрудники организации, числящейся в состае СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включаются в Национальный Реестр специалистов, должны повышать квалификацию по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в пять лет».

В этой связи, аккредитованными образовательными учреждениями разрабатываются программы повышения квалификации, предусматривающие не только периодические сессионные мероприятия, но и организацию как консультационной поддержки, так и дистанционного доступа к собственной обновляемой ресурсной базе, обеспечивающей возможность самостоятельного освоения востребованных учебных материалов в индивидуальном текущем режиме.

Например, ряд специализированных образовательных учреждений, таких как автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебно-методический инженерно-технический центр» АНО ДПО УМИТЦ [6, с. 62], АНО ДПО «Учебно-консультационный центр «КРИТЕРИЙ», АНО ДПО «Образовательный центр «ПетроПроф» и другие, предлагают набор учебных курсов по проектированию электроснабжения, электрооборудования, электроосвещения зданий, сооружений и промышленных предприятий, микропроцессорных устройств релейной защиты и т.д. в гибком формате с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

3. Особый статус сотрудников государственных энергетических системообразующих предприятий.

Отличие энергетических предприятий от предприятий смежных отраслей промышленности в том, что

они занимаются не только производством продукции, но и ее транспортировкой и распределением между конечными потребителями. Лица, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на ответственных должностях в таких компаниях: руководители, специалисты и работники подразделений,

выполняющие работы по проектированию, монтажу и эксплуатации энергоустановок, в том числе, сетей электроснабжения, относятся к особой категории слушателей. Крупные государственные компании, такие как ПАО «Россети», ОАО «Сетевая компания», Госкорпорация «РОСАТОМ», Группа «Интер РАО» и некоторые другие, являются для энергетики России системообразующими предприятиями и выполняют ряд специфических функций по сохранению структурой целостности и жизнеспособности отрасли, поэтому и персонал, выполняющий должностные обязанности на определённых квалификационных и технологических уровнях должен иметь соответствующую подготовку.

4. Построение модели системы ДПО специалистов электроэнергетической отрасли учитывает наличие совокупности следующих подсистем:

- подсистемы государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов электроэнергетической отрасли;

- подсистемы организации и проведения конкурсов на оказание образовательных услуг;

- подсистемы реализации образовательных программ по результатам конкурса;

- подсистемы контроля и качества образовательных услуг по программам ДПО специалистов электроэнергетической отрасли.

Проблемы, выявленные в процессе анализа модели ДПО специалистов электроэнергетической отрасли.

1. Несоответствие объема государственного заказа, размещаемого с соблюдением конкурсных процедур на услуги ДПО специалистов бюджетной сферы энергетических компаний реальным потребностям в обучении, установленным нормативно-правовыми документами и правительственными программами.

Возможное решение:

- для выполнения установленного законом требования, необходимо увеличение объема государственного заказа и соответствующее финансовое, материально-техническое и кадровое его обеспечение.

2. Ежегодное отставание в освоении значительного объема бюджетных ассигнований, выделенных по государственному заказу на ДПО специалистов бюджетной сферы электроэнергетики.

Возможное решение:

- приведение объёма и других характеристик обучения в соответствие с требованиями нормативно-правовой документами отрасли;

- внедрение системы индивидуального планирования образовательной траектории сотрудников с ведением графиков прохождения учебных мероприятий.

3. Трудности, связанные с введением в действие с 1 января 2019 г. Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке руководителей, специалистов, технических исполнителей, содержащихся в [2, ст. 28, ч. 1, ч. 2], которые иногда тяжело осуществить в условиях конкретного вуза.

Возможное решение:

- распространение возможности доступа к дистанционным формам профессионального обучения для всех категорий специалистов [8, с. 145], в том числе работников электроэнергетической отрасли.

В настоящее время большинство программ ДПО реализуются как очно-заочно, так и дистанционно. Дистанционное обучение дает возможность учиться без отрыва от производства, с минимальными материальными затратами, для занятий зачастую достаточно иметь смартфон. Программы обучения разрабатываются в мультимедийном формате, удобном для усвоения. Практические занятия на обучающе-контролирующих тренажерах помогают быстро и качественно подготовиться к экзамену и аттестации, в том числе с использованием механизма демонстрационного экзамена [9, с. 51], в региональных управлениях Ростехнадзора и других профильных структурах, например, центрах независимой оценки квалификации [3, ст. 8].

4. Требующиеся качественное обновление и применение современных методов осуществления взаимодействия вузов и профессиональных сообществ в решении вопросов профессиональной подготовки и профессионального развития специалистов электроэнергетической отрасли.

Возможное решение:

- перевести в разряд общепринятых мероприятий практику прохождения стажировок преподавателями в условиях действующих предприятий электроэнергетического комплекса, привлечения руководителей и специалистов-практиков с производства к проведению занятий в системе ДПО специалистов электроэнергетической отрасли.

Как показал анализ деятельности профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга при переходе на режим электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в период пандемии [7, с. 229], лишь в 10% колледжей педагоги в полной мере обладают необходимыми компетенциями в области современных технологий онлайн-обучения. Для остальных педагогов необходимым является дополнительное обучение в различных формах - курсы повышения квалификации, специализированные семинары-практикумы, консультации специалистов.

Следует шире использовать возможности проведения учебных занятий (семинаров, конференций) непосредственно в промышленных компаниях, особенно в случаях обучения целевых групп определённого направления. Необходимо использовать также более гибкий и дифференцированный временной режим такого обучения.

Выводы. К числу основных направлений развития ДПО специалистов электроэнергетической отрасли следует отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствование научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения ДПО;

- определение приоритетных направлений ДПО специалистов электроэнергетической отрасли, исходя из перспективных целей и задач государственной политики в области энергетики и ориентация на эти направления при формировании программ по профессиональному развитию кадрового состава;

- повышение качества образовательных программ;

- совершенствование механизмов государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений, осуществляющих образовательные программы ДПО;

- внедрение в систему ДПО специалистов электроэнергетической отрасли современных

образовательных и информационных технологий.

Литература:

1. Федеральный закон № 273-Ф3 - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный закон № 271-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2018, № 31, 2018 г. ст. 4860.

3. "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 г. № 238-Ф3 (ред. от 01.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.

4. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) [Электронный источник] / https://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.04.2020)

5. Кузнецов О.В. Социально-экономические механизмы развития системы дополнительного профессионального образования государственных служащих: Монография. - Москва: ТЕИС, 2009. - 206 с.

6. Старченко Д.И. Роль профессиональных сообществ в формировании методической базы // Академический вестник. Выпуск 1 (47). - СПб.: СПб АППО, 2020. - С. 60-65.

7. Панов Н.А. Анализ деятельности ПОУ Санкт-Петербурга при переходе на режим электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. - СПб.: СПб АППО, 2020. - С.49-53.

8. Крайнов А.Н., Панов Н.А. Актуальные аспекты использования систем дистанционного обучения в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч.3. - С. 145-147.

9. Панов Н.А., Тараканова А.Н. Модели демонстрационного экзамена для промежуточной/итоговой аттестации // Академический вестник. Выпуск 1 (47). - СПб.: СПб АППО, 2020. - С. 49-55.

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Столярова Надежда Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); студент Камлева Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы современного состояния дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Проведен обзор достоинств и недостатков данного вида обучения. Рассмотрены причины появления и развития дистанционного обучения дошкольников. Определены принципы, закладываемые при проектировании таких систем для обучения детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дошкольники. информационные системы, принципы построения, развитие, проектирование.

Annotation. The article deals with the problems of the current state of distance learning for preschool children. The advantages and disadvantages of this type of training are reviewed. The reasons for the emergence and development of distance learning for preschoolers are considered. The principles laid down in the design of such systems for teaching preschool children are defined.

Keywords: distance learning, preschoolers. information systems, principles of construction, development, design.

Введение. За последний год системы образования во всем мире претерпела глубокие изменения. В связи с пандемической ситуацией и угрозой распространению заболеваемости коронавирусом, многие страны приняли беспрецедентные меры по защите здоровья своего населения. Наша страна также не обошла эту проблему. Практически одномоментно были закрыты почти все учебные заведения. Как отметили Тарасова Н.В. и Пестрикова С.М. в своей аналитической записке от 02 июня 2020 года «Высшим приоритетом для министерств образования всех стран стали альтернативные решения, которые, в основном, касались мер дистанционного обучения школьников и студентов. Организация дистанционного образования и воспитания детей дошкольного возраста в них отошла на второй план» [4]. Вопросам обучения и развития дошкольников в этот момент уделялось не так много внимания, как обучению школьников, и студентов СПО и ВПО.

Однако многие исследователи в области дошкольного образования утверждают, что чем раньше начнется целенаправленное развитие ребенка, тем легче ему будет начать обучение в начальной школе, социализироваться и в целом чувствовать себя более уверенно. В работах нобелевского лауреата по экономике Д. Хекмана, посвященных дошкольному обучению детей из неблагополучных семей, утверждается, что «инвестиции в ранее развитие детей являются наиболее эффективными из всех вложений в образование» [5]. По его глубочайшему убеждению, основанного на многолетнем опыте работы в программе «ХАЙСКОУП ПЕРРИ», ранний возраст развития и обучения является самым эффективным из всех этапов развития человека, игнорирование развития в этот период грозит тяжелыми последствиями как для самого человека так и всей системы в целом.

Проблемой обучения посредством информационных и коммуникационных технологий в дистанционном режиме занималась известная не только в России, но и во всем мире исследовательница технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.