Научная статья на тему 'Технология «Трансформера»: опыт реализации программ дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки'

Технология «Трансформера»: опыт реализации программ дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Н.В.

Предложена технология организации и предоставления образовательных услуг ДПО и ПП в рамках деятельности отдела аспирантуры научного учреждения, а также примерный перечень, включающий как дисциплины для направлений подготовки в аспирантуре (ФГОС ВПО) Института Наследия, так и наименования курсов повышения квалификации / профессиональной переподготовки (в сотрудничестве с ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», г. Москва). Из всего перечня учебных курсов в аспирантуре предлагается вычленять отдельные дисциплины (и комплексы дисциплин) для реализации программ ДПО / ПП при совместном очном, заочном или электронном, дистанционном обучении. Комплекс дисциплин отражает уникальную специфику Института Наследия как научного центра и помогает специалистам получить серьезную научно-практическую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология «Трансформера»: опыт реализации программ дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки»

ТЕХНОЛОГИЯ «ТРАНСФОРМЕРА»: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

© Кузина Н.В.1

ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева», г. Москва

Предложена технология организации и предоставления образовательных услуг ДПО и ПП в рамках деятельности отдела аспирантуры научного учреждения, а также примерный перечень, включающий как дисциплины для направлений подготовки в аспирантуре (ФГОС ВПО) Института Наследия, так и наименования курсов повышения квалификации / профессиональной переподготовки (в сотрудничестве с ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», г. Москва). Из всего перечня учебных курсов в аспирантуре предлагается вычленять отдельные дисциплины (и комплексы дисциплин) для реализации программ ДПО / ПП при совместном очном, заочном или электронном, дистанционном обучении. Комплекс дисциплин отражает уникальную специфику Института Наследия как научного центра и помогает специалистам получить серьезную научно-практическую подготовку.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное образование, научно-исследовательское учреждение, высшее образование, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева» (Институт Наследия) создан в 1992 г. на базе Института повышения квалификации работников культуры; с 1998 г. при нем образована аспирантура (направления подготовки - «Культурология», «Науки о земле: Геоэкология»). Обширный штат из более 150 научных сотрудников при малом числе аспирантов (не более 10) позволяет по современным требованиям в рамках ФГОС ВПО (подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации) организовать интенсивный и разнообразный по содержанию учебный процесс. Для того, чтобы сделать труд научно-педагогических работников более эффективным при невысокой наполняемости учебных групп было решено включить в образовательный процесс специалистов в области культуры, музейной деятельности и охраны

1 Начальник отдела аспирантуры, магистратуры и дополнительного профессионального образования, кандидат филологических наук, доцент.

культурного и природного наследия. Работники сферы культуры, в том числе реставрационных мастерских, музеев, заповедников, органов управления культурой в регионах, детских образовательных учреждений / учреждений досуга в сфере культуры нуждаются в расширении спектра осуществляемых ими трудовых функций, подтверждении и повышении уровня квалификации. Данный круг потенциальных обучающихся заинтересован в получении дополнительного образования, соответствующего профессиональным обязанностям по месту работы, а также в получении права на осуществление нового вида профессиональной деятельности, однако лишен возможности посвятить освоению учебных программ длительное время. Нередко обучение оказывается необходимым в силу регулярной процедуры аттестации работников органов управления культурой, музеев и др., или в силу конкуренции в профессии. Данный контингент планирует, но не принял окончательного решения о необходимости защиты диссертационной работы.

Институт Наследия, ориентируясь на потребность работников в сфере культуры быстро и качественно повысить квалификацию и получить право на ведение нового вида профессиональной деятельности, принял решение расширить наименование предоставляемых образовательных услуг (согласно договору о сетевом обучении с ФГБОУ ДПО «ИРДПО») и совместить подготовку аспирантов с реализацией программ непрерывного профессионального образования (ДПО / ПП).

В настоящее время услуги дополнительного профессионального образования оказываются с опорой на требования к осуществляемым трудовым функциям и трудовой деятельности, изложенные в утвержденных в 20142016 гг. профессиональных стандартах [1, 2, 3], требования к программам профессиональной переподготовки соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов по близким направлениям подготовки высшего образования (не ниже магистерских программ). С 2014 года, после вступления в силу соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [4, 5], образовательный процесс в аспирантуре Институте Наследия также организуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшему профессиональному образованию, в том числе с опорой на утвержденные профессиональные стандарты. Следовательно, программы каждого из блоков, модулей, вариативных учебных дисциплин (кроме практик и НИР) аспирантуры полностью соответствуют также и требованиям к программам подготовки в рамках ДПО. В случае проведения курсов повышения квалификации как материал для курса от 16 академических часов может быть использована программа и методическое обеспечение любой избранной дисциплины вариативного блока аспирантуры. В случае предоставления услуг профессиональной переподготовки как программы учебных дисциплин может быть использован предварительно сформированный пакет

учебных дисциплин аспирантуры (5-6 и более дисциплин согласно направлению профпереподготовки).

И в случае аспирантуры, и в случае ДПО для предоставления образовательных услуг необходимы имеющиеся электронная среда обучения, совместимая электронная учебная библиотека с научной литературой последних 5-10 лет. В силу загруженности обучающихся в аспирантуре по основному месту работы (и необходимости обучения без отрыва от производства), а также из-за заинтересованности в обучении работников органов культуры и управления культурой на местах, активно реализуется практика создания мультимедийных курсов лекций, делающих возможным переход к дистанционной и электронной системе обучения (комплект аудиолекций и презентаций к ним с живыми ссылками на литературу ЭБС согласно требованиям ФГОС ВПО и профстандартов для ДПО).

Предлагаемый перечень дисциплин, помимо курсов «Иностранный язык» и «История и философия науки», может быть прослушан (на выбор) и обучающимися по системе ДПО / 1111): «Научная методика и методология»; «Методика преподавания в высшей школе»; «Требования к оформлению научной работы»; «Курс практического редактирования»; «Практикум: подготовка к защите диссертации»; «Методы социологического исследования»; «Социология коммуникации»; «История русской интеллигенции»; «Архивный практикум»; «Биобиблиографический практикум»; «Теория и история культуры»; «Мировая художественная культура»; «Межкультурная коммуникация»; «История музеев»; «Археология»; «Методы и технологии создания музейных экспозиций и выставок»; «Музеи под открытым небом»; «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов»; «Картография»; «Общая и региональная география России»; «Теория и история культурного ландшафта»; «Объекты всемирного наследия»; «Туризм: Основы управления и организации туристской деятельности»; «Выявление, описание, сохранение и экспертиза состояния объектов культурного и природного наследия»; «Учет, лицензирование и охрана в сфере объектов культурного и природного наследия»; «Типология объектов культурного и природного наследия»; «Использование объектов культурного и природного наследия»; «Управление объектами культурного и природного наследия»; «Геоэкология»; «Музеи-заповедники, парки и особо охраняемые территории»; «Исторические технологии»; «Урбанистика»; «Сельские территории и малые города в культурном ландшафте России»; «Разработка региональных карт культурного и природного наследия (историко-культурных территорий)»; «Визуальная культура»; «Развитие северных территорий»; «Научные основы природопользования»; «Управление рисками экологических, техногенных, природных катастроф в российской федерации и за рубежом»; «Государственное нормирование и стандарты в геоэкологии»; «Геоэкологический мониторинг»; «Журналистика в сфере геоэкологии»; «Теория, методи-

ка и практика социокультурного проектирования»; «Культура России от Древней Руси к постсоветской России»; «Археологический и музейный текстиль»; «Археология Золотой Орды»; «Журналистика в сфере культуры»; «Организация охраны объектов культурного и природного наследия силами МВД и кинологической службы» и др.

Из них могут рассматриваться как курсы для ДПО / 1111: «Формы, методы и тенденции современного использования культурного и природного наследия Российской Федерации и стран СНГ» (250 ак.ч.); «Основы управления и организации туристской деятельности в государственных органах исполнительной власти» (72 ак. ч.); «Теория, методика и практика социокультурного проектирования» (36 ак.ч.); «Выявление, описание, сохранение и экспертиза состояния объектов культурного и природного наследия» (16, 72 ак.ч.); «Строительная технология в датировке наследия» (72, 36 ак.ч.); «Деревянное зодчество и формирование музеев под открытым небом (исто-рико-этнографических музеев)» (36 ак.ч.); «Сельские территории и малые города в культурном ландшафте России» (72 ак.ч.); «Визуальная культура» (36 ак.ч.); «Язык карты. Составление карт-путеводителей, схем-путеводителей» (16 ак.ч.); «Разработка региональных карт культурного и природного наследия (историко-культурных территорий): регион, район, город, населенный пункт» (16 ак. ч.); «Разработка для музеев, музеев-заповедников, музеев-усадеб всей линейки картографической продукции: карты-путеводители, схемы-путеводители, атласы, информационные щиты для навигации по территории музея» (16 ак.ч.); «Разработка карт-реконструкций исторического ландшафта на основе анализа и сопоставления архивных исторических картографических материалов с современной картографической основой» (16 ак.ч.) и др.

Обучение специалистов в области культуры по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки в учебных группах и по материалам, предназначенным для аспирантуры, дают качественно иной уровень подготовки кадров, чем ранее. Совместное обучение получающих право на новый вид деятельности или повышающих квалификацию с научными работниками в сфере культуры помогает соединить мощную теоретическую подготовку с опытом практика. Наиболее эффективным становится опыт коллективных обсуждений и научных семинаров, где обучающиеся обмениваются опытом и представляют в качестве текущей и промежуточной аттестации результаты своей самостоятельной исследовательской работы по изучаемой дисциплине.

Пройдя курс обучения (ДПО и ПП) и получив документ об образовании и квалификации, обучающиеся получают возможность в дальнейшем стать аспирантами Института Наследия и приступить к подготовке диссертационного исследования.

Список литературы:

1. Национальный реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=215.

2. Профессиональные стандарты. - URL: http://profstandart-kadry.ru/.

3. Приказ Минтруда России №1185 от 31 декабря 2015 г. «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2016 году за счет средств федерального бюджета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/465.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2014 г. N 1038

5. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.06.01 Культурология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70736826/#ixzz42FcGF3mT.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. N 870 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http ://base.garant.ru/70730850/#ixzz42FcwfqKK.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.