НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 2 (summer 2015)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
■ ■ ЧУ ЧУ ЧУ
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Редакционный совет
О.Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Сигова
И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
Выпуск 2 (10). Spring 2015
Главный редактор
И. А. Колесникова
Редакционная коллегия
Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер
ISSN 2308-7234
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова Ю.Ю. Васильева Е.Н. Воротилина
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: LLL21@petrsu.ru
© ФГБОУ ВПО «ПетрГУ» © авторы статей
УДК 378
ИГНАТОВИЧ Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Института иностранных языков, заместитель директора Института непрерывного образования ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» (Петрозаводск) ignatovich@petrsu. ги
СТУДЕНТ ВУЗА КАК СУБЪЕКТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация: в статье актуализируется проблема включения студентов вузов в систему дополнительного и дополнительного профессионального образования как необходимое условие развития субъектов непрерывного образования. Описаны первичные результаты комплексного исследования 2013-2015 гг. на базе Лаборатории непрерывного образования ПетрГУ. Основные методы исследования: анкетирование студентов 2-4-го курсов факультетов и институтов ПетрГУ (1509 человек); фокус-группы (3 группы, 16 студентов); интервьюирование студентов старших курсов филологического факультета ПетрГУ (48 человек).
Включение студентов в систему дополнительного и дополнительного профессионального образования процесс многофакторый. Важную роль играет осознанный выбор профессии, сформированность представлений о дальнейшей профессиональной деятельности, комплекс компетенций по анализу и прогнозирования ситуации на рынке труда в выбранной профессиональной сфере. Анализ письменных и устных опросов студентов позволил выявить недостаточную готовность студентов к непрерывному образованию в форме ДО и ДПО. Для ее формирования актуальна проблема выбора специальности на этапе профессионального самоопределения, сформированность субъектной позиции в образовании. В ходе исследования выявлена недостаточная информированность о выбираемой трудовой деятельности, о сущности и возможностях программ дополнительного и дополнительного профессионального образования. Результаты исследования показывают, что большинство опрошенных не имеют представления о том, как расширить получаемое основное образование через дополнительные программы. Характер некоторых ответов позволяет констатировать недостаточную сформиро-ванность у студентов умений учиться, управлять своей учебной деятельностью, низкую сфор-мированность умений оценивать свои образовательные результаты и проектировать дальнейшие образовательные маршруты, исходя из будущих профессиональных задач. Не только сам студент, но и вузы имеют слабое представление о профессиональных потребностях современного студента. Необходим системный подход к решению задачи.
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, студент вуза, готовность к образованию, субъект образования.
Y. Ignatovich
UNIVERSITY STUDENT AS A SUBJECT OF CONTINUING EDUCATION:
READINESS FOR ADDITIONAL AND FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract: the article discusses the inclusion of university students into additional and further professional education system as a necessary condition for the development of continuing education. The author describes the initial results of a comprehensive study carried out at the Laboratory of Continuing Education (Petrozavodsk State University) in 2013-2015. The main research methods include: questionnaire among second-, third- and fourth-year students at Petrozavodsk State University (1509 students); focus groups (3 groups, 16 students); interviews with senior students of the Philology Faculty at Petrozavodsk State University (48 students).
The inclusion of students into additional and further professional education system is a multi-factor process. A conscious choice, maturity of ideas about future professional activities, set of competencies for the analysis and forecasting of the labour market situation in the selected professional field play an important role. The analysis of written and oral surveys revealed the lack of students' readiness for continuing education. Choosing an occupation at the stage of professional self-determination and the ability to recognize oneself as a subject of education are important to develop the readiness for continuing education. The study revealed a lack of awareness of chosen working activities as well as of the nature and possibilities of additional and further professional education programs. The survey results show that most respondents do not have an idea of how to expand their main education through additional programs. The nature of certain responses allows the author to state an insufficient development of learning skills among students and low ability to manage their own learning process. An ability to assess their educational results and design further educational routes considering future professional tasks are poorly developed as well. Not only the students but also universities have little understanding of modern students' professional needs. There is a need for a systematic approach to solving problems.
Key words: continuing education, additional education, further professional education, university student, readiness to education, subject of education.
Непрерывное образование - вектор развития современных образовательных систем всех уровней [1]. Ведущую роль в организации непрерывности начинают играть высшие учебные заведения, берущие на себя новую, так называемую «третью миссию университетов» [2]. Ее реализация связана, в том числе, с организацией вариативных форм получения образования учащимися всех возрастов за рамками основных образовательных программ (организационный аспект) и сопряжена с формированием культуры непрерывного образования ее субъектов [3], в том числе их готовности к обучению на протяжении всей жизни.
В этой связи студенческая аудитория становится категорией особого внимания вузов, так как за 4-6 лет обучения в системе высшего образования студент должен не только овладеть профессией, но и приобрести необходимый комплекс компетенций, позволяющий выступать менеджером своего дальнейшего обучения. Эта задача закреплена на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов, но не может эффективно решаться только через основные образовательные программы. Важным инструментом получения знаний и умений в системе непрерывного образования становятся вариативные программы дополнительного образования (далее ДО) и дополнительного профессионального образования (далее ДПО), которые позволяют не только формировать и развивать комплекс учебных умений, но и повышать конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Вместе с тем существует проблема включения студентов в систему ДО и ДПО, которая носит двусторонний характер. С одной стороны, как показывает
анализ сайтов вузов, сектор программ ДПО для студентов представлен ограниченным количеством предложений. Это свидетельствует о том, что вузы имеют слабое представление о том, чему можно учить современного студента. Если в регионе нет крупных градообразующих предприятий и существует серьезная проблема трудоустройства, вузам трудно выходить на проектирование и открытие новых программ дополнительного профессионального образования, т. к. отсутствует реальный заказчик. В качестве заказчика выступают потенциальный студент и его семья, которые также могут иметь слабое представление о состоянии рынка труда и востребованных квалификациях. С другой стороны, важную роль в развитии сектора ДПО играет современный студент. Насколько он осознает свою потребность в дополнительном образовании за рамками основных образовательных программ? В каком случае такая потребность возникает? Насколько она осознается учащимися вузов? В какой степени можно говорить о владении студентами инструментом планирования своего образования под различные цели?
Анализ научно-педагогический, методической литературы позволяет увидеть, что за последние пять лет1 в ведущих вузах России начинают появляться программы дополнительного и дополнительного профессионального образования для студенческой аудитории [4-6]. На базе институтов непрерывного образования вузов создаются отделы по работе со студентами. Однако в современных статьях, обобщающих инновационный опыт реализации дополнительных профессиональных программ для студентов, основной акцент сделан на организационном аспекте деятельности и на формировании востребованных предметных компетенций [7-9]. За рамками работ остается изучение готовности студентов к проектированию маршрутов непрерывного образования в системе ДПО.
В рамках данной статьи остановимся на проблеме готовности студентов к непрерывному образованию, под которым мы понимаем сложное интегрированное новообразование, обеспечивающее включенность человека в образование на любых этапах его жизни. Понятие «готовность к непрерывному образованию» связано с формированием:
- системы представлений об образовании как инструменте личностного и профессионального развития и о возможностях формальной и неформальной систем образования в достижении личных и профессиональных целей;
- потребности, мотивации и интереса к обучению в течение всей жизни;
- комплекса умений учиться, то есть анализировать образовательные потребности, способности и возможности, ставить дидактические задачи, подбирать инструменты их решения, анализировать достижения, корректировать результаты на новом уровне постановки и достижения дидактических целей; умение делать выбор в образовательной среде;
- ценностного отношения к образованию, личностным результатам;
1 Обучение студентов на программах дополнительного профессионального образования официально разрешено с вступлением в силу ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2013 года, но попытки организации ДПО студентов осуществлялись и до этого
- системы личностных качеств, необходимых для обучения в течение всей жизни.
Специфика готовности студента к непрерывному образованию в системе ДО и ДПО проявляется через:
- понимание особенностей будущей трудовой деятельности, интерес к профессии, желание достигать в ней высоких результатов;
- представление о рынке труда, наличие умений анализировать и прогнозировать особенности развития выбранной трудовой сферы, возможности получения работы, перспективных сфер трудовой занятости;
- умение анализировать результаты обучения, свои сильные и слабые стороны, связанных с выполнением трудовых функций; сфер, где они применимы;
- умение проектировать свой дальнейший образовательный маршрут.
В статье представлены результаты комплексного исследования готовности студентов вуза к непрерывному образованию, которое проводилось в течение 2013-2015 годов на базе Лаборатории непрерывного образования ИНО Петр-ГУ. Основной акцент в исследовании сделан на изучении готовности студентов к обучению на программах ДО и ДПО как одной из ведущих институциональных форм непрерывного образования.
Для получения данных были использованы:
- анкетирование студентов 2-4-го курсов 12 факультетов и институтов ПетрГУ «О готовности получения дополнительного образования в вузе» (1509 человек) (Прил. 1);
- метод фокус-группы «О готовности получить дополнительное профессиональное образование» (3 группы, 16 студентов факультета политических и социальных наук ПетрГУ), проведенные на базе Лаборатории социологических исследований ПетрГУ (руководитель К. Ю. Терентьев);
- интервьюирование студентов старших курсов филологического факультета ПетрГУ о планах на продолжение образования и профессиональной деятельности (48 человек);
- беседы со студентами - слушателями курсов повышения квалификации о результатах обучения и профессиональных планах (122 человека);
- наблюдения, полученные в ходе конкурсных отборов студентов технических специальностей на программы ДПО.
Анкета на выявление готовности студентов к дополнительному и дополнительному профессиональному образованию включала в себя шесть основных вопросов (Прил. 1). К разработке анкеты были привлечены специалисты подразделений непрерывного образования ПетрГУ, студенты пятого курса филологического факультета. Организуя письменный опрос, разработчики анкеты поставили перед собой задачу выявить:
1) процент студентов, удовлетворенных выбором будущей профессии и планирующих работать по специальности;
2) процент учащихся вуза, готовых совмещать учебу с работой; получение высшего образования с освоением программ дополнительного образования;
3) планы студентов на продолжение образования на базе вуза после получения диплома;
4) возможные направления получения дополнительного и дополнительного профессионального образования.
В анкетировании приняли участие 1509 студентов 2-4-го курсов всех факультетов и институтов Петрозаводского государственного университета. Были получены следующие результаты.
Первые два вопроса анкеты были направлены на выявление общей удовлетворенности студентов выбором специальности и готовности работать в выбранной профессиональной сфере. Мы рассматривали данное условие как одну из предпосылок дальнейшего выстраивания студентами образовательных маршрутов в вузе /в жизни. Результаты анкетирования показали, что 69 % респондентов довольны выбором направления своей профессиональной подготовки. Вместе с тем 18 % затруднились ответить на вопрос, 13 % отметили неудовлетворенность. Таким образом, почти 30 % студентов 2-4-го курсов не довольны своим выбором. Дальнейшие опросы студенческой аудитории, проводившиеся в форме открытых обсуждений, индивидуального интервьюирования, и беседы со студентами гуманитарных и технических специальностей, фокус-группы позволили составить список основных причин неудовлетворенности, среди которых (распределены по значимости):
- несамостоятельный выбор профессиональной сферы под влиянием семьи, друзей, авторитетных взрослых;
- выбор профессиональной сферы, исходя из обстоятельств (соотношение высокого / низкого балла ЕГЭ и требований вуза; гарантированное «легкое» поступление на специальности с низкими проходными баллами / небольшой конкурс);
- сложности с учебой («не справляюсь с учебным планом», «мне трудно учиться на этой специальности», «с трудом написал курсовую» и т. д.);
- разочарование в профессии («не мое», «не могу выполнять эту работу», «практика показала, что мне эта работа неинтересна»; «не найти работу по этой специальности»).
Единичные ответы были связаны с разочарованием в системе высшего образования («не устраивает, как учат», «нет современной базы для получения специальности», «преподаватели не практики»).
Полученные ответы позволяют актуализировать проблему выбора специальности на этапе профессионального самоопределения, т. к. большой процент неудовлетворенных получаемым образованием студентов сделал выбор под влиянием других людей или под влиянием обстоятельств, а также имел слабые представления об особенностях будущей профессиональной деятельности. Можно также зафиксировать наличие низкой самооценки своих возможностей у ряда абитуриентов, неумение ставить цель и добиваться ее на этапе получения профессионального образования, приспособляемость к внешним условиям. Обращает на себя внимание и неготовность определенного процента студентов учиться в высшем образовательном учреждении - с одной стороны, это про-
блемы организации времени (тайм менеджмента), а с другой - недостаточная сформированность на момент поступления общеучебных умений.
Несмотря на высокую удовлетворенность выбором будущей профессии, лишь чуть больше половины респондентов (53 %) отметили готовность работать по профилю получаемой специальности. 26 % еще не определились, 21 % не планируют. Лишь 6 % опрошенных дали пояснения к своим ответам, указав причины, которые могут быть объединены в несколько групп.
1. Статус будущей профессиональной деятельности: низкооплачиваемая (19 ответов); не востребована (7 ответов); не престижна (3 ответа).
2. Проблемы с трудоустройством: 19 ответов, в том числе отсутствие опыта (3 ответа), «бакалавров не берут» (5 ответов).
3. Отсутствие желания работать по специальности: «не хочу, не интересно, не нравится» (23 ответа); «не понятна специальность» (1), «этого хотят мои родители, а не я» (1), разочарование в профессии (1).
4. Желание работать в другой сфере: «планирую получать другое образование для получения работы» (5), «хочу быть преподавателем в вузе» (1), «хочу работать с языками в другой сфере» (2).
5. Личные планы: «хочу пойти работать по контракту в воинскую часть» (1); «знание языка необходимо для смены страны проживания» (1).
Небольшой процент студентов, давших пояснения, и характер преобладающих ответов еще раз свидетельствуют как о наличии проблемы профессионального самоопределения на этапе выбора профессии, так и о недостаточной сформированности субъектной позиции в системе образования. Сама по себе проблема низкой информированности о выбираемой трудовой деятельности может рассматриваться как педагогическая и лежит, в том числе, в плоскости наличия / отсутствия у абитуриентов комплекса информационных компетенций (мотивации к сбору необходимой информации, умения с ней работать и др.). Высок процент тех, кто уже на этапе обучения выяснил, что будущая работа не соответствует их представлениям и внутренним потребностям.
Вторая группа вопросов была направлена на выявление готовности студентов совмещать учебу и работу, учебу по нескольким программам. Мы предполагали, что ответ на этот вопрос может дать первичные представления как о самооценке студентами своих возможностей, так и косвенно о сформированно-сти у студентов компетенций, связанных с самоорганизацией и тайм менеджментом.
На вопросы «Хотели бы Вы работать, одновременно получая высшее образование? Готовы ли Вы совмещать работу с учебой?» положительный ответ дали 59 % респондентов, затруднились ответить 16 %, ответили «нет» 25 % опрошенных. Среди ответов на следующий вопрос «Что может помешать?» можно выделить следующие группы:
- временной ресурс: нехватка времени - 263 ответа; учебная нагрузка, учеба, большой объем самостоятельной работы - 150; неуспеваемость - 11; очная форма обучения - 1;
- график работы / расписание занятий - 130 ответов;
- своя семья, дети, личная жизнь - 28 ответов;
- личные причины (лень - 38 ответов; усталость - 5; не хочу - 2; здоровье
- 2);
- занятия любимым делом (хобби, увлечения, спорт, компьютерные игры и др.) - 11 ответов;
- отсутствие работы (2);
- ничего - 30 ответов.
Таким образом, более половины студентов выражают заинтересованность в совмещении учебы и работы. Большинство опрошенных видят проблему в большой учебной нагрузке и несовпадении возможных графиков учебы и тру-дозанятости. Данные анкеты, анализ сайтов высших образовательных учреждений свидетельствуют об отсутствии в российских вузах моделей, позволяющих студентам очной формы обучения учиться и работать. Эта проблема представляется актуальной в контексте современных социально-экономических условий. Быстро меняющийся рынок труда требует ранней включенности в трудовую деятельность, освоение профессиональных компетенций параллельно с теоретическим обучением, т. к. работодатель сегодня ждет сотрудника с опытом работы, что является причиной проблем у выпускников с трудоустройством по специальности. Адаптация студентов к профессиональной деятельности должна происходить намного раньше, чем выпуск из вуза.
На вопрос «Готовы ли Вы совмещать учебу по основной и дополнительной программе?» 52 % опрошенных ответили утвердительно, 22 - отрицательно, 26 затруднились дать ответ. Эти данные, с одной стороны, могут говорить об отсутствии у студентов понимания важности дополнительного образования, а с другой - о несформированности целого комплекса умений, связанных с культурой непрерывного образования, субъектной позицией в образовании.
Список причин неготовности совмещать учебу и дополнительное образование частично совпадает с предыдущим вопросом. На нехватку времени, связанную с интенсивной учебой по основной программе, расписанием, объемом самостоятельной работы, ссылаются 26 % опрошенных; наличие других занятий, на которые требуется время, такие как хобби, работа, спорт, отметили 32 респондента. Вместе с тем вырос процент ответов, связанных с оценкой личных качеств (лень - 79 ответа), отсутствием мотивации (18 ответов). Присутствуют и единичные ответы респондентов, ссылающихся на большое обилие информации (3), неумение планировать время (2), отсутствие интересных курсов (2), неспособность «осилить две программы» (1), длительность курсов (1).
Полученные данные интересны и тем, что они не подтверждают устоявшееся мнение в секторе ДПО об отсутствии у студентов интереса к дополнительному образованию из-за низкой платежеспособности, неготовности платить за обучение. Из 1509 респондентов эту причину указали 6 % опрошенных. Полученные данные могут свидетельствовать о большей глубине проблемы, чем финансовая несостоятельность. Во-первых, это низкий уровень информированности студентов о роли программ дополнительного и дополнительного профессионального образования в будущей трудовой карьере. Во-вторых, характер отве-
тов позволяет говорить о формализованном подходе к образованию, осмыслению основного профессионального образования как достаточного для осуществления профессиональной деятельности. В-третьих, можно констатировать недостаточную сформированность у студентов умений учиться, управлять своей учебной деятельностью.
Третья группа вопросов была направлена на выявление планов студентов на дальнейшее обучение по окончанию основной образовательной программы (бакалавриата или специалитета). Результаты представлены в таблице. Перед тем, как отвечать на вопросы, студенты получили необходимые разъяснения по поводу возможности обучаться в магистратуре, аспирантуре и на программах профессиональной переподготовки.
Ответы студентов о возможном продолжении образования
Планируете ли Вы да нет возможно
продолжить обучение в магистратуре? 31 % 38 % 31 %
продолжить обучение в аспирантуре? 14 % 60 % 26 %
получить второе высшее образование? 19 % 17 % 64 %
пройти профессиональную переподготовку? 8 % 12 % 80 %
Обращает на себя внимание высокий процент студентов, планирующих продолжить обучение в магистратуре (31 %) или рассматривающих такую возможность (31 %). В целом эти цифры подтверждаются результатами устных опросов и реальной ситуацией с количеством заявлений на магистерские программы (от 20 до 60 % выпускников бакалавриата / специалитета в зависимости от направлений подготовки). В ходе ежегодных бесед со студентами (122 человека) в течение последних трех лет об их планах на продолжение обучения зафиксирован всплеск интереса бакалавров к продолжению обучения на магистерских программах (в т. ч. по сравнению со студентами специалитета). Бакалавры в целом демонстрируют высокую степень информированности о возможности продолжить обучение как на базе «родного» вуза, так и в ведущих российских университетах. Растет процент тех, кто осознанно подходит к выбору и идет по пути комбинирования направлений программ. Так, бакалавры истории и филологии все чаще планируют обучение в магистратуре на программах экономического и юридического профиля. Получающие бакалаврскую степень в области зарубежной литературы и иностранных языков рассматривают возможность обучения на культурологических магистерских программах. Студенты физико-технического факультета зачастую выбирают программы смежного технического направления.
Студенты объясняют свой выбор возможностью повысить свою конкурентоспособность на рынке труда через дополнительное образование, и это хороший показатель их растущей готовности к непрерывному образованию. Вместе с тем зачастую желание учиться дальше не вполне согласуется с выбором именно магистерского уровня программ, предполагающего развитие специфи-
ческих профессиональных компетенций: исследовательских, проектных и т. д., не всегда востребованных у выпускника в его будущей профессиональной деятельности. Большинство причин, по которым студенты хотели бы продолжить образование в магистратуре, сводится к проблемам с трудоустройством в сфере получаемой профессии или неуспешностью в профессии (например, бакалавр зарубежной филологии за четыре года может не успеть выучить иностранный язык на должном уровне1). Здесь еще раз можно зафиксировать проблему информированности о возможностях обучения на программах профессиональной переподготовки, а также само наличие таких вариативных программ. Именно на программах профессиональной переподготовки, длительность которых от 250 часов, мог бы доращиваться необходимый уровень компетенций, а также формироваться новые профессиональные компетенции для работы на востребованных направлениях. Эти программы можно осваивать за период от 3 месяцев до года, совмещать их освоение с работой, что, на наш взгляд, является оптимальным для решения проблемы получения дополнительного образования. Минус таких программ, в отличие от магистерских, заключается в том, что все они являются платными.
Опросы показали, что студенты, заканчивающие программы специалитета, в меньшей степени заинтересованы в продолжении обучения в магистратуре или аспирантуре. Отсутствие мотивации они объясняют достаточностью уровня полученного образования, усталостью от учебы и нежеланием учиться дополнительные 2 или 3 года. В целом это факт может свидетельствовать об их достаточной подготовленности к трудовой деятельности и не является показателем неготовности к продолжению обучения в других формах. Сравнение отношения бакалавров и специалистов к продолжению обучения позволяет говорить о позитивных изменениях в позиции студентов как субъектов образования. Таким образом, переход отечественной системы образования к уровневой модели можно считать успешным с точки зрения формирования и развития субъектной позиции студентов.
Обращает на себя внимание высокий процент респондентов, планирующих и рассматривающих возможность получения второго высшего образования. Рискуя высказать непопулярное мнение, вместе с тем отметим, что получение второго высшего образования - это ни экономически, ни социально, ни лич-ностно не выгодное решение. Во-первых, получение второго высшего образования платное. Во-вторых, сроки освоения - не менее 2,5-3 лет, что превышает обучение в магистратуре и на программах профессиональной переподготовки. Факт, что лишь 17 % опрошенных на момент анкетирования не рассматривали эту возможность, еще раз актуализирует проблему информированности студентов о возможных маршрутах непрерывного образования, наличия умений управлять образовательными ресурсами и выстраивать наиболее эффективные образовательные маршруты.
1 Оставим за рамками данной статьи вопрос перестройки вузов с обучения специалистов на бакалаврские программы, требующие новые технологии организации образования, но отметим его крайнюю актуальность в контексте организации непрерывного образования студентов.
Четвертый блок вопросов был направлен на выявление образовательных потребностей студентов и их представлений о возможных направлениях дополнительного и дополнительного профессионального образования. Студентам предлагалось перечислить программы ДО и ДПО, в освоении которых они могут быть заинтересованы. Вопрос был разбит на три подвопроса, и, прежде чем начать отвечать, студенты получили необходимые разъяснения об особенностях программ дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Первый вопрос этого блока касался общеобразовательных и культурологических дополнительных программ, направленных на удовлетворение личных (непрофессиональных) потребностей учащихся. Мы получили достаточно большой список потенциальных образовательных программ, среди которых на первом месте по степени востребованности оказались:
- водительские курсы - 39 % опрошенных;
- иностранный язык - 39 % опрошенных;
- компьютерные технологии - 22 % опрошенных.
Полученные данные свидетельствуют о высокой потребности учащихся вузов в освоении умений, связанных с академической и социальной мобильностью: знание языков, управление автомобилем, владение компьютерными технологиями. Несмотря на наличие в университетской программе достаточно объемного курса иностранного языка, отдельных курсов по изучению специальных ИКТ в профессиональной деятельности, эта сфера знания остается актуальной. Беседы со студентами гуманитарных и технических факультетов показали, что они не в достаточной мере удовлетворены результатами освоения указанных курсов в рамках основных образовательных программ. Нами зафиксированы две проблемы. Во-первых, качество обучения иностранным языкам. Зачастую сформированные в школе стереотипы и психологические барьеры переносятся студентами в систему высшего образования. Часть студентов предпочитает учить язык на курсах за рамками основных образовательных программ в системе неформального образования. Что касается ИКТ, многие опрошенные студенты отметили необходимость освоения графических редакторов, редакторов по обработке видео, специальных пакетов программ (например, связанных с моделированием), которые не изучаются в университете.
Высок интерес студентов к изучению менеджмента и экономики (27 ответов), искусств, культурологии, музыки, дизайна, архитектуры, современного искусства (22), психологии, конфликтологии, курсам межличностного общения (19 ответов), права и юриспруденции (14 ответов), педагогики (8), медицины и основ здорового образа жизни (8), кулинарии (6), литературы и журналистики (4), истории (2), ораторского искусства (2). Ряд студентов отметил интерес к курсам косметологии, парикмахерского дела (6), массажа (5). Указали заинтересованность в дополнительном образовании в области спорта (5), туризма (2), хореографии (2), фотодела (1). Отметили необходимость курсов по составлению резюме. Студентами также были указаны курсы для получения рабочих специальностей: курсы монтажа, сварщика, слесаря. В целом это свидетель-
ствует о широком кругозоре и разнообразных интересах у современных учащихся вузов. Отметим, что у студентов есть возможность освоения более половины курсов на базе ПетрГУ в студиях, кружках, образовательных центрах. Вместе с тем целый ряд предложенных направлений может стать основанием для проектирования и открытия новых программ.
Следующий вопрос был направлен на выявление востребованных программ дополнительного профессионального образования, направленных на
углубление, расширение знаний, умений в получаемой профессии, получение дополнительного профиля, специализации. Студентам предлагалось конкретизировать, какие программы они хотели бы освоить. Был получен список из 87 позиций. Учитывая, что набор программ по каждому конкретному направлению подготовки имеет свою специфику, выделим относительно универсальные программы, которые получили наибольший интерес студентов:
1. Иностранный язык - 37 ответов.
2. Право - 31 ответов.
3. Туризм - 27 ответов.
4. Менеджмент - 26 ответов.
5. Экономика и бухгалтерское дело - 25 ответов.
6. Компьютерные технологии, информатика - 22 ответов.
7. Психология - 15 ответов.
8. Юриспруденция - 10 ответов.
9. Педагогика - 6.
Полученный список в целом совпадает с программами, указанными при ответах на первый вопрос, что свидетельствует не только об их универсальности, но также и о слабом различении студентами сфер личного и профессионального развития, отсутствии четкого представления о разнице в программах дополнительного и дополнительного профессионального образования. Это также может свидетельствовать и о том, что опрошенные не включают программы дополнительного образования в ресурс личного и профессионального развития, не рассматривают их как форму получения непрерывного образования. Эта проблема коррелирует с проблемой самооценки результатов своего обучения, своих образовательных ресурсов и умения формулировать образовательные задачи.
Вторая группа предложенных студентами программ содержательно связана со спецификой основных образовательных программ, которые они осваивают в вузе. Однако студенты дали очень общие названия программ ДПО в качестве дополнительных профилей и специализаций к основному образованию. Это: медицина (9), журналистика (9), проектирование (7), география (2), дизайн (6), строительство (6), история (5), биохимия (3), программирование (3), архитектура (3), социология (3), реклама (3), геодезия (3), литература (3), энергосбережение; документоведение; археология; гистология, физика и др.
В третью группу объединены программы, которые содержат в своих названиях конкретизацию той или иной сферы профессиональной деятельности, например, не просто программа «Медицина», а «Лучевая диагностика» и т. д. Для гуманитарных специальностей это курсы переводчика (2), экскурсово-
да (2), музейных работников. Программы «Гостиничный сервис», «Банковское дело», «Связь с общественностью», «Этнология», «Прикладная лингвистика», «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Корректор». Для технических специальностей: «Курсы по сборке автоматов», «Направление архитектурных решений», «Работа в веб-пространстве», «Программа САПР». Для медицинских специальностей «Фибро-гастро-дуоденоскопия (ФГДС)», «Дер-матоневрология». Выход на конкретные программы может свидетельствовать о сформированности у студентов умения оценивать результаты своего обучения, перспективы трудовой занятости и формулировать образовательные задачи для ликвидации пробелов между первым и вторым. В отдельных ответах предложены такие программы профессионального обучения, как каменщик (2), сварщик, пенсионное обеспечение, страхование. Обучение по таким программам может заканчиваться присвоением рабочей квалификации и квалификации служащего. Важно, что они также попадают в зону интересов студентов.
Отметим и ряд выделенных студентами программ, направленных на получение достаточно общих знаний и умений, таких как работа с презентацией; создание мультипликационных фильмов; написание курсовых работ. В ответах студентов упоминаются и новые организационные формы получения профессионального образования, такие как практика иностранного языка за границей (3), дополнительные консультации специалистов в профессии. Особое внимание уделено практике - указание на ее необходимость встретилась в 7 ответах.
Несмотря на широкий перечень предложенных студентами программ, трудно говорить о том, что большинство респондентов задумывались о получении дополнительного образования до опроса, имеют реальное представление о том, как расширить получаемое основное образование через дополнительные программы.
Третий вопрос этого блока был направлен на выявление интересов студентов к дополнительным программам за рамками получаемой специальности. Полученный перечень частично совпадает с программами, указанными выше. Наибольший интерес у студентов вызывают такие сферы, как:
1. Юриспруденция, право - 321 ответ.
2. Менеджмент - 259 ответов.
3. Туризм - 189 ответов.
4. Экономика и маркетинг - 188 ответов.
Рынок образовательных услуг активно реагирует на этот запрос и предоставляет большое количество программ этих направлений, в т. ч. и в Республике Карелия их можно освоить на базе более 10 образовательных организаций, включая вузы.
Во вторую группу можно объединить программы, которые востребованы у части студентов, но достаточно слабо представлены в системе дополнительного профессионального образования. Это психология (18), иностранный язык (17), медицина (12), строительство и архитектура (8), дизайн (6), связь с общественностью и реклама (7), журналистика (5), история и обществознание (5), актерское мастерство (4), информатика (3), искусствоведение (3), политология (3), предпринимательство (3),
По ряду ответов студентов, включивших в свои ответы такие общеобразовательные предметы, как биология (2), физика (2), химия (2), литература и др., можно сделать вывод о непонимании отдельными студентами сути и возможностей дополнительного профессионального образования. Вместе с тем в перечень не вошли такие программы, как «Педагогика и методика преподавания физики / математики и т. д.», актуальность получения которой как дополнительную возможность трудоустройства отметили многие студенты физико-технического факультета в ходе интервьюирования.
Таким образом, анализ предложенных студентами к освоению программ дополнительного и дополнительного профессионального образования позволяет зафиксировать:
1. Уже отмеченную выше низкую информированность студентов о том, что такое программы ДО и ДПО, что дает их освоение для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
2. Слабое представление студентов о рынке труда, дальнейшей профессиональной деятельности, необходимых компетенциях на будущем рабочем месте.
3. Низкую сформированность умений оценивать свои образовательные результаты и проектировать дальнейшие образовательные маршруты, исходя из будущих профессиональных задач.
4. Зачастую формальное отношение к образованию как инструменту личного и профессионального развития.
Анкета также носила образовательный характер и компенсировала некоторые пробелы в знаниях студентов о сфере ДО и ДПО. После ее проведения сотрудниками Института непрерывного образования было получено около 30 вопросов и предложений о востребованных программах ДО, ДПО. В основном обращения студентов дублировали уже обозначенные курсы, но звучали и просьбы повторить уже изученные на младших курсах учебные дисциплины, знание которых оказалось недостаточно сформированным, но востребованным в практической деятельности.
По результатам исследований может быть сделан ряд общих выводов. Исследование показало, что студенты не в полной мере готовы к непрерывному образованию в форме ДО и ДПО. Включение студентов с систему ДПО - это многофакторный процесс. Важную роль в нем играют предпосылки выбора абитуриентом профессиональной сферы, осознанный выбор вуза и направления обучения, мотивация на овладение профессией, владение основами самоорганизации. Представляется, что в ходе обучения студент также должен освоить технологию проектирования параллельных образовательных маршрутов, стратегии самоорганизации, методы прогнозирования различных ситуаций и сюжетов, разворачивающихся на рынке труда в сфере получаемой профессии, методов анализа достигнутых образовательных результатов и требований рынка труда к необходимым компетенциям.
Проблема реализация вузами «третьей миссии университетов» в части организации непрерывного образования студентов носит системный характер. Современный вуз имеет слабые представления о потребностях студентов в дополнительном образовании, что является серьезным препятствием в проектиро-
вании и открытии новых образовательных программ для студенческой аудитории. Отсутствие в регионах крупных заказчиков на программы ДПО также препятствует развитию этого сектора на базе вузов.
Студент, включенный в систему дополнительного образования, - это субъект, освоивший технологию получения образования, которое необходимо ему для решения личных и профессиональных задач в течение жизни. Вузы должны быть крайне заинтересованы в развитии субъектной позиции студента как человека, готового к активному участию в системе непрерывного образования, в том числе в стенах своего родного вуза после получения основного образования. Условия для подготовки такого человека в современных российских вузах еще только начинают создаваться.
Список литературы
1. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/ journal/ atricle.php?id=1941 (дата обращения 05.05.2015).
2. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1949 (дата обращения 15.05.2015).
3. Колесникова И. А. Культура непрерывного образования: к обоснованию понятия // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 5. URL: http://Ш21.petrsu.m/joumal/artide.php?id=2261(дата обращения 20.05.2015)
4. Вергун А. И., Шамаева О. П. Система дополнительного профессионального образования студентов и повышение квалификации специалистов // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов третьей Всероссийской научно-практической конференции / Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. Белгород, 2011. с.
5. Дубяго Н. М., Юдов О. С. Дополнительное профессиональное образование студентов - будущих специалистов по туризму среднего звена в условиях нового законодательства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 232.
6. Ершова В. Б. Новые подходы и современные модели организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного образования // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвузовский сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула, 2013. с.
7. Фейлинг Т. Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования / Т. Б. Фейлинг // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2012. № 2. с.
8. Черкасова В. А. Мотивационные основы привлечения студентов к дополнительному профессиональному образованию // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2009. № 1, С. 14-20.
9. Иванова И. В. Формирование культуры студентов вуза дополнительного профессионального образования // Омский научный вестник. 2007. № 5(59). С. 188-190.
Приложение 1
Анкета
Уважаемые студенты! С 1 сентября 2013 года в силу вступил новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым каждый студент приобретает право параллельно с основным образованием получить дополнительное профессиональное образование (далее ДПО), освоить профессию рабочего или служащего.
Ваши ответы на вопросы данной анкеты позволят разработать наиболее востребованные программы ДПО для студентов.
1. Довольны ли Вы выбором направления своей профессиональной подготовки? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
2. Планируете ли Вы работать по специальности, которую получаете в вузе?
А) Да Б) Затрудняюсь ответить В) Нет, потому что (просим Вас пояснить)
Хотели бы Вы работать, одновременно получая высшее образование? Готовы ли Вы совмещать работу с учебой?
А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
2.1. Укажите, что может помешать Вам совмещать работу с учебой.
3. Готовы ли Вы совмещать учебу по основной и дополнительной программе? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
3.1. Укажите, что может помешать Вам совмещать обучение по основной и дополнительной программе.
4. Планируете ли Вы продолжить обучение
4.1. В магистратуре А) да Б) нет В) возможно
4.2. В аспирантуре А) да Б) нет В) возможно
5. Если бы у Вас была такая возможность, какое дополнительное образование Вы хотели бы получить на базе вуза?
5.1. Для удовлетворения личных потребностей (подчеркните подходящие ответы, допишите свои): водительские курсы; иностранный язык; компьютерные технологии; другое.
5.2. Для углубления, расширения знаний, умений в получаемой профессии, профилизации, специализации (укажите, по какому направлению, что конкретно).
5.3. Для освоения нового вида профессиональной деятельности за рамками основного образования (укажите, в какой области, например: менеджмент, экономика, право, туризм и др.).
Укажите, что может Вам помешать в получении дополнительного образования, в продолжении обра-
получить
4.3. Второе высшее образование
4.4. Профессиональную переподготовку
А) да Б) нет А) да Б) нет
В) возможно В) возможно
зования?
БЛАГОДАРИМ ЗА ОТВЕТЫ!