Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ЗАКУПОК'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ СФЕРЫ ЗАКУПОК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ГОСЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрецов Г.Б.

Предмет. Поводом для написания статьи явился отмечаемый многими исследователями и практиками недостаточный уровень квалификации специалистов, задействованных в сфере закупок. Причина такого положения дел - в несоответствии сложившейся системы подготовки специалистов (базирующейся к тому же на устаревших методических рекомендациях) требованиям Федерального закона«О контрактной системе в сфере закупок…», постулирующего принцип профессионализмазаказчика. Актуальность проблемы усиливается тем фактом, что в сфере государственных закупок в стране занято до одного миллиона человек. Цель статьи - обосновать тезис о том, что система обучения специалистов в области закупок должна сочетать программы профессиональной переподготовки иповышения квалификации. Метод. Работа основана на анализе нормативных актов и профессиональных стандартов, регламентирующих деятельность специалистов в сфере закупок, методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программповышения квалификации в сфере закупок Минэкономразвития РФ и Минобрнауки РФ, собственного практического опыта. Результаты. Представлена программа профессиональной переподготовки «Специалист в сфере закупок», являющаяся базовой в единой системе дополнительного профессионального обучения (переподготовка + систематическое повышение квалификации) специалистов по закупкам. Практическая значимость. Приведенные в статье методические рекомендациимогут быть использованы специалистами, ответственными за планирование и организацию профильной подготовки в системе дополнительного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрецов Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RETRAINING AS THE BASIS OF PROCUREMENT SPECIALISTS TRAINING

Background. The reason for writing the article was the low level of qualificationof specialists involved in the field of procurement, noted by many researchers andpractitioners. The reason for this state of affairs is the inconsistency of the existingspecialists training system (based on outdated methodological recommendations)with the requirements of the Federal Law «On the contract system in the field ofprocurement ...», which postulates the principle of professionalism of the client. Theurgency of the problem is reinforced by the fact that up to one million people areemployed in the field of public procurement in the country.Objective. The aim of the article is to substantiate the thesis that the system of trainingspecialists in the field of procurement should combine professional retraining andadvanced training programmes.Methods. The work is based on the analysis of regulations and professional standardsregulating the activities of specialists in the field of procurement, methodologicalrecommendations for the implementation of additional professional training programsin the procurement field of the Ministry of Economic Development of the RussianFederation and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, theirown practical experience.Results. The programme of professional retraining «Specialist in the Field of Procurement»is presented, being the basic programme in the unified system of additional professionaltraining (retraining + systematic professional development) of procurement specialists.Practical significance. The methodological recommendations given in the article canbe used by specialists responsible for planning and organising specialised training in thesystem of additional training.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ЗАКУПОК»

Профессиональная переподготовка как основа подготовки специалистов сферы закупок

Г. Б. Добрецов1

1 Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия

Для цитирования Добрецов Г. Б. Профессиональная переподготовка как основа подготовки специалистов сферы закупок // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 143-154. https://doi.Org/10.52944/PORT.2022.48.1.009

For citation Dobretsov G. B. (2022). Professional retraining is the basis training of procurement specialists. Vocational Education and Labour Market, 1, 143-154, https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.48.1.009

Поступила Received 23 ноября 2021 г. November 23, 2021

Copyright © Добрецов Г. Б., 2022

Добрецов Григорий Борисович — кандидат исторических наук, доцент кафедры административного права, старший научный сотрудник НИЦ-1 Научно-исследовательского института ФСИН России, ORCID: 0000-0002-9091-9285, e-mail: 2096900@ mail.ru

Аннотация

Предмет. Поводом для написания статьи явился отмечаемый многими исследователями и практиками недостаточный уровень квалификации специалистов, задействованных в сфере закупок. Причина такого положения дел - в несоответствии сложившейся системы подготовки специалистов (базирующейся к тому же на устаревших методических рекомендациях) требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок...», постулирующего принцип профессионализма заказчика. Актуальность проблемы усиливается тем фактом, что в сфере государственных закупок в стране занято до одного миллиона человек. Цель статьи - обосновать тезис о том, что система обучения специалистов в области закупок должна сочетать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Метод. Работа основана на анализе нормативных актов и профессиональных стандартов, регламентирующих деятельность специалистов в сфере закупок, методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок Минэкономразвития РФ и Минобрнау-ки РФ, собственного практического опыта.

Результаты. Представлена программа профессиональной переподготовки «Специалист в сфере закупок», являющаяся базовой в единой системе дополнительного

30PEN ACCESS

профессионального обучения (переподготовка + систематическое повышение квалификации) специалистов по закупкам.

Практическая значимость. Приведенные в статье методические рекомендации могут быть использованы специалистами, ответственными за планирование и организацию профильной подготовки в системе дополнительного обучения.

Ключевые слова: специалист сферы закупок, дополнительное профессиональное образование, профессиональный стандарт, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, госзакупки

Professional retraining as the basis of procurement specialists training

G. B. Dobretsov1

1 Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation

Grigory B. Dobretsov — Candidate of Science (History), Associate Professor at the Department of Administrative Law, Senior Researcher of Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, ORCID: 0000-0002-9091-9285, e-mail: 2096900@mail. ru

Abstract

Background. The reason for writing the article was the low level of qualification of specialists involved in the field of procurement, noted by many researchers and practitioners. The reason for this state of affairs is the inconsistency of the existing specialists training system (based on outdated methodological recommendations) with the requirements of the Federal Law «On the contract system in the field of procurement ...», which postulates the principle of professionalism of the client. The urgency of the problem is reinforced by the fact that up to one million people are employed in the field of public procurement in the country.

Objective. The aim of the article is to substantiate the thesis that the system of training specialists in the field of procurement should combine professional retraining and advanced training programmes.

Methods. The work is based on the analysis of regulations and professional standards regulating the activities of specialists in the field of procurement, methodological recommendations for the implementation of additional professional training programs in the procurement field of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, their own practical experience.

Results. The programme of professional retraining «Specialist in the Field of Procurement» is presented, being the basic programme in the unified system of additional professional training (retraining + systematic professional development) of procurement specialists. Practical significance. The methodological recommendations given in the article can be used by specialists responsible for planning and organising specialised training in the system of additional training.

Keywords: procurement specialist, additional professional education, professional standard, professional retraining, advanced training, public procurement

Принятые сокращения

ДОТ и ЭО - дистанционные образовательные технологии и электронное обучение; ДПО - дополнительное профессиональное образование; ДПП - дополнительная профессиональная программа;

ДПП ПК - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации;

ДПП ПП - дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки;

НПА - нормативный (-ые) правовой (-ые) акт (-ы); Профстандарт - профессиональный стандарт.

Термины и определения

Квалификация - «уровень знаний, умений, навыков и компетенции (курсив автора), характеризующих подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»1. При этом под компетенцией работника, как правило, понимается комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности, то есть навыки. В соответствии с Трудовым кодексом РФ квалификация работника - это «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (курсив автора)2. Однако ни тот, ни другой документ не определяют квалификацию с точки зрения ее оценки и фиксации (присвоения) - процедуры, которая подтверждает получение или приобретение во время работы компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей в рамках того или иного вида профессиональной деятельности. В ходе данной процедуры заявитель демонстрирует имеющиеся компетенции, а организация, присваивающая квалификацию, оценивает соответствие продемонстрированных компетенций квалификационному уровню и, при вынесении положительного решения, выдает соответствующий документ о квалификации. Контрактный управляющий - должностное лицо, ответственное за осуществление закупок в организации, являющейся заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Профессиональный уровень - уровень владения компетенциями (знаниями, навыками и умениями). Синоним дефиниции «квалификация».

Профессиональный стандарт - «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности»3.

Трудовая функция - работа по должности, профессии, специальности с указанием квалификации. Включается в трудовой договор4.

1 Закон об образовании в РФ. https://docs.cntd.ru/document/902389617 (ст. 2, п. 5).

2 Трудовой кодекс РФ. https://docs.cntd.ru/document/901807664

3 Там же. Ст. 195.1, ч. 2.

4 Там же. Ст. 57.

Введение

В Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) зарегистрировано более 240 тысяч заказчиков. Исходя из этого, можно рассчитать, что в сфере государственных закупок в стране занято до одного миллиона человек. Часть из них - на постоянной основе. Это контрактные управляющие, для которых закупки - единственная обязанность, а также специалисты контрактных служб, созданных в качестве самостоятельных подразделений. Для других участие в закупках является дополнительной нагрузкой. Речь идет о контрактных управляющих по совместительству, о сотрудниках контрактных служб, созданных без образования самостоятельного подразделения (например, путем включения в контрактную службу работников отдела снабжения, планового, юридического отдела, бухгалтерии и т. д.), а также членах комиссий по осуществлению закупок.

Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает принципы контрактной системы. Выделим некоторые из них: «контрактная система в сфере закупок основывается на принципах „.профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, ... эффективности осуществления закупок»1. Названные принципы определяют требования к квалификации кадров: работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Требование указано в Трудовом кодексе2 и Типовом положении о контрактной службе, утвержденном Приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н3, на основании которого каждый заказчик принимает свое Положение о контрактной службе4. В соответствии с Законом в состав закупочных комиссий преимущественно включаются лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повысившие квалификацию в сфере закупок (а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки)5.

Таким образом, с одной стороны, Закон устанавливает принцип профессионализма заказчиков, с другой - допускает к работе в контрактной службе лиц с любым высшим образованием (часто не имеющим отношения к закупкам) или со средним специальным после повышения квалификации в сфере закупок на любых курсах (это может быть и 16 акад. часов).

С момента вступления в силу Закона прошло около восьми лет. С тех пор в него внесено большое количество поправок: поменялись

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: ФЗ РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. ЬйрвУ/сЬсв. cntd.ru/document/499011838

2 Трудовой кодекс. Ст. 38, ч. 6.

3 Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе. Ьйр8:// docs.cntd.ru/document/565649089

4 О контрактной системе в сфере закупок... Ст. 38, ч. 3.

5 О контрактной системе в сфере закупок... Ст. 39, ч. 5.

технологии, способы и процессы закупок, требования к субъектам и объектам процесса. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок Минэкономразвития РФ и Минобрнауки РФ 2015 года устарели, однако продолжают применяться большинством заказчиков.

Роль ДПО в формировании профессиональных компетенций в сфере закупок, а также проблемы, недостатки в организации обучения и пути их решения рассмотрены в ряде исследований. Так, Г. Б. Добрецов и Е. Н. Сочнева отмечают, что приобретение компетенций в области закупочной деятельности возможно, в основном, в рамках дополнительного профессионального образования. Это накладывает на программы ДПО в сфере закупок особую ответственность и вынуждает разрабатывать программы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации строго в соответствии с профессиональным стандартом (Добрецов и др., 2018, с. 298).

Проанализировав практику подготовки специалистов в сфере государственных закупок в ряде образовательных организаций, П. В. Лисин и А. И. Петрошенко выделили ряд проблем, отрицательно влияющих на качество подготовки: с одной стороны, значительная по объему законодательная база в сфере закупок и частое ее изменение, с другой - устаревшие образовательные программы, не основанные на современных информационных технологиях (Лисин, Петрошенко, 2019, с. 50).

А. Е. Метлина считает, что обучение должно строиться на основе программы «Специалист в сфере закупок» с использованием мульти-дисциплинарного подхода, интегрирующего такие науки, как юриспруденция, экономика и управление, информационные и информационно-компьютерные системы и технологии, прикладная этика. При этом, подчеркивает автор, программы обучения специалиста в сфере государственных закупок должны соответствовать установленным требованиям образовательного и профессионального стандарта (Метлина, 2020, с. 163). По мнению И. П. Гладилиной и А. Ю. Даниловой (2019, с. 113), особую актуальность приобретает формирование и развитие у специалистов в сфере закупок соответствующих цифровых компетенций (Гладилина, Данилова, 2019, с. 113). Таким образом, делают вывод Э. П. Печерская и Л. В. Аверина, необходимо развивать ДПО в сфере закупок, расширять применение технологий электронного обучения (е-1еагшп§), популяризировать данные программы и комплексно совершенствовать нормотворчество в данной сфере (Печерская, Аверина, 2018, с. 153).

Задача данной статьи - проанализировать применяемые в подготовке кадров для сферы закупок образовательные технологии и сформировать предложения по их совершенствованию.

Дополнительные профессиональные программы и требования профессионального стандарта к специалистам в сфере закупок

ДПП в РФ представлены программами двух уровней: программами повышения квалификации и программами профессиональной переподготовки (более высокий уровень). Важно отметить, что в соответствии с законом об образовании проходить обучения по ДПП могут только лица, получившие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование.

Данные программы отличаются, в основном, рамками приобретаемой квалификации. Если ДПП ПК совершенствует и (или) формирует новую компетенцию, которая требуется для профессиональной деятельности, либо повышает профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации, то ДПП ПП нацелена на приобретение новой квалификации1, то есть компетенции, которая позволит освоить новый вид профессиональной деятельности.

Ключевое понятие здесь - приобретение новой квалификации, под которым следует понимать присвоенный сертификационной организацией квалификационный уровень компетенций (знаний, умений, навыков), подтвержденный специальным документом о квалификации.

В этой связи отметим важный момент: квалификация присваивается только по результатам освоения программы профессиональной переподготовки (например, квалификация «Специалист в сфере закупок»). Успешно освоившим соответствующую ДПП и прошедшим итоговую аттестацию выдается документ о квалификации: удостоверение о повышении квалификации (по итогам ДПП ПК) или диплом о профессиональной переподготовке (ДПП ПП)2. ДПП ПК имеет объем 16-250 акад. часов, ДПП ПП - более 250 часов3.

В 2015 году Минэкономразвития РФ и Минобрнауки РФ предложили использовать при обучении в сфере закупок Методические рекоменда-ции4. Однако произошедшие впоследствии изменения (внесение многочисленных поправок в Закон, перевод закупок в электронный формат, переход к очно-заочной форме обучения, применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и т. д.) вынуждают переосмыслить указанные Методические рекомендации - в первую очередь, объем и содержание программы, формы обучения, - делая акцент на профессиональной переподготовке начинающих специалистов.

1 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499. https://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html

2 Закон об образовании. Ст. 76, ч. 15.

3 Об утверждении Порядка организации.

4 О направлении методических рекомендаций. Письмо от 12.03.2015 Минэкономразвития РФ № 5594-ЕЕ/Д28 и Минобрнауки РФ № АК-553/06. https://base.garant. го/70892518

Так, Минтруд РФ утвердил профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок»1 и «Эксперт в сфере закупок»2 (Приказы от 10.09.2015 № 625н и № 626н). Обязательность их применения регулируется Трудовым кодексом РФ: если «нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профстандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой рассматриваемой статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями ...»3.

Профстандартом определен вид профессиональной деятельности специалиста в сфере закупок (совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда) -«деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Основная цель вида профессиональной деятельности - «контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд»4.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» выделяет четыре обобщенные трудовые функции (то есть четыре уровня квалификации): «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» (5-й уровень), «Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» (6-й уровень), «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта» (7-й уровень) и «Контроль в сфере закупок» (8-й уровень).

Вместе с тем анализ компетенций специалиста с уровнями квалификации, указанными в профстандарте, позволяет сделать вывод о том, что в отдельности каждая из них обеспечивает получение от 10% до 65% объема компетенций контрактного управляющего. Уровни профстан-дарта в своем большинстве не предусматривают некоторые знания и умения, требующиеся для выполнения функций контрактного управляющего.

Тем не менее профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» обязывает руководителей организаций определять требования к квалификации специалистов контрактных служб на основе функций и

1 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510120029

2 Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок». http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510140047

3 Трудовой кодекс РФ. Ст. 195.3.

4 Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок».

полномочий, установленных Положением о контрактной службе1 и Трудовым кодексом2.

Профессиональный уровень контрактного управляющего должен соответствовать трем обобщенным трудовым функциям профстандар-та «Специалист в сфере закупок» (пятый, шестой и седьмой уровни), то есть его квалификация обеспечиваться дополнительными профессиональными программами, которые формируют сумму компетенций, определенных профстандартом.

Сформировать такой объем компетенций может лишь ДПП ПП объемом не менее 300 часов. Н. С. Григорьев справедливо считает, что: «освоение такого объема знаний выходит за рамки программы повышения квалификации и требует профессиональной переподготовки для нового вида профессиональной деятельности в сфере закупок» (Григорьев, 2016, с. 26).

Программа переподготовки как значимый элемент системы обучения специалистов контрактных служб

В настоящее время специалистов контрактных служб готовят в основном с помощью ДПП повышения квалификации - как правило, унифицированных (одинаковых для всех категорий специалистов).

По мнению автора, к реализуемым программам повышения квалификации целесообразно добавить базовый курс - профессиональную переподготовку специалистов в сфере закупок, осуществляемую преимущественно высшими учебными заведениями в очно-заочном (онлайн) формате с применением ЭО и ДОТ. При этом теоретическую часть обучения следует дополнять практикой, используя тренажеры учебных электронных площадок (напр., учебную версию электронной площадки РТС-тендер: https://demo1.rts-tender.ru). Кроме того, профессиональная переподготовка нужна при назначении рядового специалиста контрактной службы на должность контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.

Подготовка специалистов в сфере закупок, пишет Е. В. Безвиконная, становится сегодня предметом многочисленных дискуссий в педагогической науке, поскольку действующее законодательство предполагает только реализацию программ ДПО (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) - при том, что отсутствие экономического и юридического высшего образования зачастую снижает уровень компетентности специалистов в сфере закупок. Разрешить возникшую ситуацию можно, используя потенциал всех программ профессиональной переподготовки, продолжительность которых должна составлять не менее 250 часов (Безвиконная, 2019, с. 17).

1 Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе: Приказ Минфина России от 31.07.2020 № 158н. http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202010200032

2 Трудовой кодекс РФ. Ст. 195.3.

Авторская программа повышения квалификации «Специалист в сфере закупок»

Аннотация. Программа составлена в соответствии с Законом и другими НПА, принятыми согласно законодательству о контрактной системе.

Цель программы — приобретение квалификации «Специалист в сфере закупок» работниками контрактных служб заказчиков.

Объем программы: 305 акад. часов.

Продолжительность обучения: 4 месяца.

Форма обучения: очно-заочная, без отрыва (с частичным отрывом) от работы с применением ЭО и ДОТ. Проводится в смешанной форме: групповой-синхронной (курсы I—IV) и индивидуальной-асинхронной (курсы V, VI).

Программа реализуется в сетевой форме на электронной площадке РТС-тендер (электронный курс «Специалист в сфере закупок — 2022»), а при проведении практических занятий используется тренажер личного кабинета заказчика в ЕИС и учебная электронная площадка РТС-тендер. На тренажере и учебной площадке отрабатывается план-график и четыре сквозные задачи по закупке товаров (работ, услуг), в процессе которых формируются компетенции, которые необходимы для того, чтобы подготовить и разместить в ЕИС извещения о закупке, провести процедуры и заключить контракты.

Рабочий учебный план ДПП ПП «Специалист в сфере закупок»

В том числе:

№ n/n Наименование модулей (курсов, разделов) Всего часов Аудиторные (онлайн)занятия СМР Контроль

Лекции Практ.

1 Курс I. Обеспечение закупок для государственных нужд 30 12 10 8 Тест, практические задания

2 Курс II. Осуществление закупок для государственных нужд. 28 8 12* 8 Тест, практические задания

3 Курс III. Экспертиза результатов и приемка контракта 20 6 6 8 Тест, практические задания

4 Курс IV. Актуальные вопросы контрактной системы 12 4 - 8 Тест

5 Курс V. Специалист в сфере закупок (в ресурсах РТС-тендер) 120 71 25 24 Тест

6 Курс VI. Практико-аттестационный 95 6 38 51 Отчет о практике. Экзамен (тестирование). Защита ВКР

7 Итого 305 107 91 107

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Профессионализм заказчика определяется квалификацией специалистов, работающих в сфере закупок. Под квалификацией специалиста следует понимать не только некий условный уровень знаний (умений, навыков, компетенций, опыта), характеризующих продолжительность работы в сфере закупок и готовность работника к выполнению профессиональной деятельности определенного вида, но и реально измеренный, присвоенный сертификационной организацией квалификационный уровень компетенций (знаний, умений, навыков), подтвержденный специальным документом о квалификации. Другими словами, наличие у работника присвоенной квалификации, например, специалиста в сфере закупок, - обязательно.

Целесообразно, чтобы работодатели периодически проверяли уровень квалификации своих специалистов в сфере закупок в соответствии с Законом о независимой оценке квалификации.

Комплексные программы дополнительного профессионального образования специалистов такого рода должны сочетать в себе программы профпереподготовки и программы повышения квалификации. Каждый специалист в сфере закупок, как начинающий, так и назначаемый на должность контрактного управляющего (руководителя контрактной службы), должен пройти обучение по ДПП ПП и получить квалификацию «Специалист в сфере закупок», а затем периодически повышать свою квалификацию.

Содержание таких программ повышения квалификации варьируется с учетом выполняемых трудовых функций:

- контрактных управляющих (руководителей контрактных служб);

- инициаторов закупок (разработчиков описаний объектов закупки);

- юристов - сотрудников контрактных служб;

- финансистов - сотрудников контрактных служб;

- сотрудников контрактных служб (специализация - электронные технологии);

- членов закупочных комиссий.

Объем их может составлять от 72 до 200 часов.

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны иметь достаточный объем практических занятий, в том числе формирующих навыки работы в электронных системах с использованием тренажеров, имитирующих работу в личном кабинете заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронных площадках.

При закупке услуг дополнительного профессионального образования желательно избегать аукционов и конкурса котировок, исходить из того, что образовательные услуги надо закупать не по самой низкой цене, а по совокупности критериев: качества, квалификации исполнителя, цены.

Литература

1. Безвиконная Е. В. Дополнительное профессиональное образование в подготовке специалистов в сфере закупок (контрактных управляющих) // Научный форум: педагогика и психология: сб. ст. по мат-м XXXII Межд. науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2019. С. 14-18.

2. Гладилина И. П., Данилова А. Ю. Профессиональные компетенции заказчиков в области управления рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности // Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 111114.

3. Григорьев Н. С. Дополнительное образование для достижения квалификационных требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6-3. С. 25-28.

4. Гуцелюк Е. Ф. Конкурс как предпочтительный способ закупки образовательных услуг // Прогосзаказ.рф. 2016. № 11. С 20-28.

5. Добрецов Г. Б. Закупка образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию для государственных нужд: от описания объекта и выбора способа закупки до приемки качества // Сб. тр. конф. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2019. С. 105-117.

6. Добрецов Г. Б. Эффективная закупка образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 3. С. 334-343.

7. Добрецов, Г. Б., Сочнева Е. Н. Независимая система квалификаций в рамках профессионального стандарта специалиста в сфере закупок // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сб. науч. тр. Межд. конф. (Севастополь, 26-30 апреля 2018 г.). Севастополь: Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 2018. С. 294-298.

8. Лисин П. В., Петрошенко А. И. Применение информационных технологий в обучении специалистов в сфере государственных закупок: опыт и направления повышения эффективности // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 48-53. https://doi.Org/10.25586/RNU.HET.19.03.P.48

9. Метлина А. Е. Профессиональное обучение и подготовка специалиста в сфере государственных закупок // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (212). С. 158-166. https:// doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-158-166

10. Печерская Э. П., Аверина Л. В. Перспективы развития ДПО в сфере закупок // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Пенза, 20 февраля 2018 г.). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 152-154.

References

Bezvikonnaya, E. V. (2019). Additional professional education in the training of specialists in the field of procurement (contract managers). Proceedings of XXXII Moscow international scientific and practical conference (pp.14-18). (In Russ.)

Gladilina, I. P., & Danilova, A. Yu. (2019). Professional competences of customers in the field of risk management in the conditions of digitalization of procurement activities. Innovations and Investments, 11, 111-114. (In Russ.)

Grigoriev, N. S. (2016). Additional education to achieve the qualification requirements of the professional standard "Specialist in the field of procurement". Actual Problems of Humanities and Natural Sciences, 6-3, 25-28. (In Russ.)

Gutselyuk, E. F. (2016). Competition as a preferred way of purchasing educational services. Progoszakaz.rf, 11, 20-28. (In Russ.)

Dobretsov, G. B. (2019). Procurement of educational services for additional professional education for state needs: from the description of the object and the choice of the procurement method to the acceptance of quality. In Actual problems of socio-economic development of Russia (pp. 105117). (In Russ.)

Dobretsov, G. B. (2021). Effective procurement of educational services for state and municipal needs. Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, 1 (3), 334-343. (In Russ.)

Dobretsov, G. B., & Sochneva, E. N. (2018, April). Independent qualification system within the framework of the professional standard of a specialist in the field of procurement Proceedings of International Conference "Management in the context of global world transformations: economics, politics, law" (Sevastopol, April 26-30) (pp. 294-298). (In Russ.)

Lisin, P. V., & Petroshenko, A. I. (2019). Application of information technologies in the training of specialists in the field of public procurement: experience and directions of increasing efficiency. Higher Education Today, 3, 48-53. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.03.P48 (In Russ.)

Metlina, A. E. (2020). Professional education and training of a specialist in the field of public procurement. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 6, 158-166. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-158-166 (In Russ.)

Pecherskaya, E. P., & Averina, L. V. (2018). Prospects for the development of DPO in the field of procurement. Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Pedagogy and modern education: traditions, experience and innovations" (Penza, 20 Febr.) (pp. 152-154). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.