УДК 37 . 014
DOI 10 . 23951/1609-624Х-2020-6-158-166
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
А. Е. Метлина
Томский государственный педагогический университет, Томск
Введение. Профессиональная аттестация специалистов государственных закупок вскрывает ключевые вопросы их обучения и подготовки на основе актуальных образовательных стандартов.
Цель - проанализировать квалификационные требования к специалисту в сфере государственных закупок.
Материал и методы. Исследование построено на анализе информационных баз по запросу «Специалист в сфере государственных закупок». Выполнен анализ и систематизация требований к вакансиям и трудовым функциям, моделирование и систематизация процессов подготовки специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования на основе современных образовательных и профессиональных стандартов.
Результаты и обсуждение. Исследование вопросов подготовки специалиста в сфере государственных закупок представляется актуальным и востребованным. Сфера государственных закупок товаров, работ или услуг - обособленная область профессиональной деятельности по обеспечению нужд государственных и муниципальных учреждений, организаций, министерств и ведомств, а также нужд госкомпаний на основе и с соблюдением установленных процедур. В соответствии с законодательством РФ специалисты несут персональную ответственность за качество выполняемых ими должностных обязанностей и соблюдение установленных требований. Квалификационные требования (знания, умения и опыт профессиональной деятельности) к специалисту в сфере государственных закупок имеют жесткий характер регламентации и высокий уровень реализации. Специалист в сфере государственных закупок обязан обладать предметно-ориентированными знаниями в сфере экономики и юриспруденции, а также навыками организации и ведения переговоров, подготовки и размещения заявок, и прежде всего с использованием электронных ресурсов. Подготовка квалифицированного в сфере государственных закупок специалиста требует разработки профильной образовательной программы обучения и создания необходимого качества образовательной среды: современная материально-техническая база, новейшее учебно-методическое обеспечение, профессиональный кадровый состав преподавательских работников. Подготовка по профилю «Специалист в сфере государственных закупок» наиболее обоснована в системе высшего образования, уровень подготовки - магистратура, что соответствует седьмому и восьмому квалификационным уровням подготовки. Подготовку целесообразно осуществляться в рамках двух направлений: «Государственное и муниципальное управление» и «Профессиональное обучение (по отраслям)». Важность подготовки в рамках направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» связана с необходимостью формирования профессиональных педагогических кадров, спрос на которые, как показал анализ запросов, как некоммерческих, так и коммерческих организаций, возрастает. Исследование построено на анализе информационных баз по запросам на специалиста в сфере государственных закупок, анализе и систематизации требований к вакансиям и трудовым функциям, моделировании и систематизации процессов подготовки специалистов разных уровней.
Заключение. Основными результатами следует считать обоснование предложения о востребованности профиля подготовки «Специалист в сфере государственных закупок». Представлена характеристика требований и условий подготовки.
Ключевые слова: закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, квалификация, уровни профессиональной квалификации, профессиональная подготовка, профессиональная компетенция, программа подготовки «Специалист в сфере государственных закупок», ФГОС по правлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГОС по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Введение
Конкурентоспособность экономики организации, региона, страны определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперации [1].
Человеческий ресурс, человеческий капитал, интеллектуальный капитал - категории, характеризующие актив организации как источника роста производительности, совершенствования производительных сил и усиления рыночной конкуренто-
способности. Объективно в этой связи стремление к повышению качества человеческого капитала и привлечение на рабочие места персонала высшей квалификации с более высоким потенциалом.
Возникает сложное понятие - «квалификация». Квалификация зависит от уровня знаний и практических умений, а также опыта профессиональной деятельности.
Министерством труда и социальной защиты [2] принята единая система квалификационных уров-
ней. Уровни дифференцированы в зависимости от сложности выполняемых работ, так называемых -«трудовых функций» (табл. 1).
Наименованию должности, профессии или специальности соответствует определенный квалификационный уровень, что регламентируется профессиональным стандартом, подготовленный экспертами и утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты.
Выделено девять уровень профессиональной квалификации, которые тесно связны с уровнем образования.
Должность и возложенные на сотрудника трудовые функции определяют область его профессиональной компетенции. Профессиональная компетенция - это готовность и способность в рамках установленных полномочий и прав исполнять профессиональные обязанности.
Требования к профессиональной компетентности регламентированы следующими нормативными документами:
Должностная инструкция устанавливает должностные обязанности, права и ответственность должностного лица, перечень выполняемых работ. Там же в разделе «Порядок и условия работы» установлены требования к образованию, опыту, знаниям, навыкам и т. д.
Трудовой договор регулирует права и обязанности работодателя и работника, включает указа-
ние на выполняемые трудовые функции, а также характеристику места работы, условий и режим труда.
Квалификационные справочники устанавливают квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также работников. Квалификационные характеристики включают: должностные обязанности; объем и круг общих и специальных знаний, умения и навыки; уровень профессиональной подготовки и стаж работы. На основе квалификационных справочников разрабатываются внутренние организационно-распорядительные документы, в частности должностные инструкции.
ГОСТы и профессиональные стандарты устанавливают требования качества к процессу, результату или товару/услуге, в частности требования к образовательной услуге.
Система образования служит основой подготовки профессиональных кадров и формирования их квалификационного уровня.
Первичная профессиональная ориентация молодежи реализуется в системе среднего общего образования. Цель: подготовить школьника к осознанному выбору профессии. Профориентационная работа на уровне общего образования включает профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, базовые элементы профессионального воспитания.
Таблица 1
ьной квалификации
Уровень квалификации Уровень образования Трудовые функции Полномочия Ответственно сть
1 Краткосрочные курс обучения или инструктаж Выполнение технологических операций Несамостоятельность Индивидуальная ответственность
2 Основные программы профессионального обучения Выполнение технологических операций Самостоятельность в выполнении повторяющихся операций Индивидуальная ответственность
3 Основные программы профессионального обучения Выполнение технологических операций Самостоятельность в решении типовых задач Индивидуальная ответственность
4 Образовательные программы СПО Организация, контроль и учет операций (текущая деятельность) Планирование собственной деятельности Индивидуальная ответственность
5 Образовательные программы СПО Контроль и учет операций (текущая деятельность) Участие в управлении подразделением Ответственность за группу
6 Образовательные программы ВО Разработка, управление, контроль и учет операций (текущая деятельность) Руководство деятельностью подчиненных Ответственность за подразделение
7 Образовательные программы ВО Разработка, управление, контроль и учет операций и процессов (текущая деятельность) Управление процессами Ответственность за организацию
8 Образовательные программы ВО Разработка, управление, контроль и учет процессов и систем (стратегическая деятельность) Управление системами Ответственность за организацию, регион или отрасль
9 Программы подготовки в аспирантуре (ординатуре) Создание новых знаний Управление комплексами Ответственность на государственном или международном уровне
Среднее профессиональное образование (СПО) -это обучение рабочим профессиям, подготовка служащих, а также специалистов среднего звена.
Высшее образование осуществляет подготовку по уровням: бакалавр и магистр соответствующего направления и направленности (профилю(ям)) подготовки. Степень «бакалавр» предполагает получение базовых профессиональных компетенций, необходимых для трудоустройства. Магистратура - это следующая ступень в подготовке специалистов, экспертов или руководителей. Важнейшая характеристика магистерской программы подготовки - формирование способности к самостоятельной профессиональной деятельности, т. е. создание и развитие способности анализировать ситуацию, вырабатывать и принимать решения, а также нести за них ответственность.
Следующая - третья ступень Болонской системы образования - подготовка кадров высшей квалификации: кандидат наук и доктор наук, что соответствует 8-му и 9-му квалификационным уровням (табл. 1).
Необходимо соблюдать преемственность образовательных программ на всех уровнях профессиональной подготовки, что позволяет реализовать принцип непрерывности профессионального образования, роста и развития.
Основными целями непрерывного обучения становятся:
- поддержание профессиональной компетентности;
- повышение уровня профессиональной подготовки;
- расширение сфер профессиональной деятельности;
- высокая профессиональная адаптивность, активность, мобильность и пр.
Образование в России регламентируется основополагающим в этой сфере нормативным документом - Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который устанавливает требования:
- к объему в виде пороговых значений зачетных единиц (з.е.) и структуре образовательной программы: блок 1 - дисциплины, блок 2 - практика и блок 3 - государственная итоговая аттестация;
- условиям реализации образовательной программы в числе общесистемных требований, требований материально-технического обеспечения, учебно-методического обеспечения, требований к профессорско-преподавательскому кадровому составу, финансовым условиям реализации программы;
- результатам освоения образовательной программы в виде достижения сформированности компетенций.
При этом ФГОС закрепляет самостоятельность образовательной организации в содержании, а так-
же определении механизма и средствах оценивания результата освоения образовательной программы.
Положительным результатом процесса реформирования системы образования стала соорганиза-ция квалификационных требований работодателя и компетенций выпускника образовательного учреждения, что позволяет:
- учитывать потребности рынка труда;
- осуществлять подготовку компетентных кадров;
- достичь единства требований и результата профессиональной подготовки.
Единым связующим звеном стали профессиональные стандарты. Кадровая политика организации в вопросах процедур обучения, аттестации сотрудников и специалистов, заключения трудовых договоров, разработки должностных инструкций и установления систем оплаты труда должна основываться на профессиональных стандартах. Те же профессиональные стандарты заложены в основе образовательных стандартов и образовательных программ.
ФГОС нового поколения базируется на применении компетентностного подхода в обучении [3], т. е. на развитии способностей к анализу проблемной ситуации и применении знаниевого компонента на практике в решении стандартных и нестандартных задач. Получение «опыта самостоятельного решения проблем рассматривается не как некое приложение к полученным знаниям, а как ядро, как смысл всего образовательного процесса» [4]. Проявление профессиональной самостоятельности служит наивысшим критерием эффективности обучения.
Целью статьи стало исследование квалификационных требований к специалисту в сфере государственных закупок.
Результаты и обсуждение
Подготовка компетентных в сфере экономики преподавателей (педагогов) - актуальная задача кадрового обеспечения образовательных учреждений [5] молодыми и инициативными кадрами, обладающими социально значимыми и положительными личностными качествами, способными к профессиональной самореализации и саморазвитию, владеющими навыками работы с современными техническими средствами.
Направление «Профессиональное обучение (по отраслям)» предполагает подготовку:
- профессорско-преподавательского персонала организаций высших образовательных учреждений;
- преподавателей среднего профессионального образования (СПО);
- специалистов по методике обучения.
Выпускник, освоивший образовательную программу по данному направлению подготовки, овладевает педагогическими компетенциями, в числе которых организация и осуществление учебно-производственного процесса, выполнение педагогического сопровождения обучающихся и их групп, реализация методического сопровождения образовательного процесса.
Кроме того, совмещает с компетенциями профессионального стандарта направления (профили) подготовки. К профильным направлениям следует отнести группу 38.00.00, которая включает следующие направления подготовки: «Экономика»; «Менеджмент»; «Управление персоналом»; «Государственное и муниципальное управление»; «Бизнес-информатика»; «Торговое дело»; «Товароведение»; «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура».
Для этих направлений на текущий момент разработано 37 профессиональных стандартов, перечень не является исчерпывающим и продолжает дополняться.
Профессиональный стандарт устанавливает квалификационные требования применительно к возможным должностям трудоустройства, а именно:
- выполняемые трудовые действия;
- профессиональные умения и навыки;
- профильные или специальные знания;
- уровень образования: бакалавр, магистратура и т. д.;
- требования к опыту (стажу) работы;
- особые условия допуска (например, отсутствуют ограничения на занятие определенной деятельностью);
- дополнительные характеристики (например, соответствие этическим принципам).
Таким образом, центральное звено образовательного процесса - это обучение трудовым функциям, т. е. формирование навыка или опыта выполнения определенного набора трудовых действий. Профессиональное обучение (по отраслям) обеспечивает отраслевые потребности в педагогиче-
Распределение ВВП по
ских кадрах, способных организовать продуктивный образовательный процесс формирования и развития компетенций обучающихся - квалифицированных специалистов на местах, обладающих необходимым уровнем компетентности в части знаний и навыка выполнения профессиональных обязанностей.
Предметная область профессионального обучения - экономика определенной отрасли (табл. 2).
Отраслевая структура, в соответствии с методологическими положениями по статистике [6], определяется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). По состоянию на 2020 г. ОКВЭД [7] включает 21 раздел, 88 классов, подклассов, групп, подгрупп и видов экономической деятельности.
Знаниевый компонент экономики отрасли включает:
- закономерности и прогнозы развития отрасли;
- условия и факторы влияния;
- ценообразование;
- условия конкуренции;
- ресурсное обеспечение.
Планируемые к освоению профессиональные компетенции определяются спецификой предметной области подготовки, которая обуславливает передачу знаний и получение практического опыта выполнения трудовой(ых) функции(й) профессиональной деятельности. Направление (профиль) подготовки определяет специализацию выпускника (специалиста) в области его будущей трудовой деятельности.
Исследуем одну из наиболее перспективных программ подготовки - «Специалист в сфере государственных закупок». Программа подготовки отличается от других экономических или юридических профилей подготовки. Данный профиль следует рассматривать как самостоятельный профиль подготовки, который предусматривает обучение и формирование обособленных способностей по осуществлению узкоспециализированного набора трудовых функций: умение работать с закупочной
Таблица 2
отраслям экономики
Отрасли с наибольшей долей в структуре экономики России [81 Распределение занятого по видам экономической деятельности [9]
Обрабатывающее производство 14,3 % Промышленное производство 19,7 %
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 13,9 % Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 18,5 %
Добыча полезных ископаемых 13,2 % Транспорт и связь 10,3 %
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 9,4 % Строительство 7,3 %
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 7,4 % Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 5,8 %
Прочие в т. ч. образование 41,8 % 3,1 % Прочие 38,3 %
документацией, в электронных системах, осуществлять оценку эффективности и т. д.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Томской области, число организаций государственной и муниципальной собственности (включая смешанную форму) составляет 2 745 ед. [10] Согласно Федеральному закону [11]: компании, организации и учреждения, которые полностью или частично принадлежат государству, обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг по нормам закупочного законодательства, т. е. на контрактной основе (статья 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013). Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (п. 1 ст. 9 № 44-ФЗ от 05.04.2013) .
Частный сектор также заинтересован в привлечении высококвалифицированных специалистов в сфере государственных закупок. Объем государственных закупок растет, в 2019 г. составил 9,6 трлн руб. [12], что делает данный сегмент достаточно привлекательным. И профессионализм частной коммерческой организации в сфере госзакупок становится залогом его финансового и коммерческого успеха, а также конкурентоспособности.
Мониторинг сайтов с базами вакансий «Специалист по закупкам» показал наличие спроса на рынке труда. Оценка заявок на оказание платных образовательных услуг выявила запрос на подготовку специалиста контрактной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ образовательных услуг Томска показал наличие трех предложений программ переподготовки, одной программы повышения квалификации, остальной объем предложений - курсы дистанционного обучения других регионов. Итак, проведенный анализ выявляет потребность в подготовке специалистов. Причем, учитывая емкость сектора, динамичность изменений законодательства, развитие технологий, институциональные трансформации, следует спрогнозировать рост потребности в системной подготовке специалистов в сфере государственных закупок на всех уровнях подготовки.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» [13-16]. Стандарт устанавливает квалификационные требования подготовки квалифицированного специалиста, способного выполнять обособленный вид про-
фессиональной деятельности, а именно деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Базовыми принципами осуществления закупочной деятельности являются эффективное и результативное использование бюджетных средств.
Основной задачей профессиональной деятельности специалиста в сфере государственных закупок должны стать повышение эффективности использования средств бюджета при осуществлении закупок, качества предоставляемых товаров, работ и услуг для государственных нужд, профессионального уровня, конкурентоспособности и мотивации персонала.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта подготовка специалистов должна осуществляться на всех уровнях профессиональной подготовки, а именно в системе среднего профессионального и высшего образования, с тем, чтобы обеспечить потребность в должностях и рабочих местах разного уровня квалификации (см. табл. 1).
В системе высшего образования должна осуществляться подготовка по следующим должностям:
- руководитель и зам. руководителя;
- советник;
- руководитель и зам. руководителя подразделения;
- руководитель контрактной службы;
- контрактный управляющий;
- консультант по закупкам;
- ведущий специалист;
- старший специалист по закупкам;
- работник контрактной службы.
Причем обязательным требованием к должностям ведущего специалиста, руководителя и зам. руководителя, советника является обучение в магистратуре по профильному направлению обучения.
Учреждения среднего профессионального образования вправе готовить специалистов на должности:
- специалист по закупкам;
- инспектор по ценам;
- среднетехнический персонал на государственной службе, служащие по обработке информации и ведению расчетов и т. д.
В отношении должностей контрактного управляющего и работника контрактной службы обнаруживается несогласованность требований. Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (приказ от 10.09.2015 № 625н) для указанных должностей устанавливает среднее профессиональное образование. Тогда как, согласно Федеральному закону № 44-ФЗ, ст. 38. Контрактная служба, п. 6: «Работники контрактной службы,
контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок».
Таким образом, на уровне среднего профессионального образования должна осуществляться подготовка специалистов, выполняющих функцию поиска и обработки информации, работу с первичной документацией, информационно-коммуникационное или сервисное обслуживание.
Непосредственно подготовку специалиста по государственным закупкам целесообразно осуществлять в системе высшего образования путем выделения соответствующего профиля, а также предложения программ дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации.
Спрос на образовательную программу «Специалист в сфере государственных закупок» должен оказаться достаточно устойчивым, учитывая качественное состояние, свойства и характеристики информационной среды профессиональной сферы. Потребность в курсах переподготовки или повышения квалификации усиливается как со стороны специалиста, который стремится поддерживать актуальность своей профессиональной компетентности, подтверждать соответствие квалификационным требованиям, так и организации.
Обучение по программе «Специалист в сфере закупок» должно реализовываться на основе муль-тидисциплинарного подхода, интегрирующего широкий спектр направлений научных знаний, в числе которых юриспруденция, экономика и управление, информационные и информационно-компьютерные системы и технологии, прикладная этика.
Для подготовки специалистов в сфере государственных закупок требуется специализированная материально-техническая база (программные продукты и программно-аппаратные комплексы, симу-лятор электронных торговых площадок, электронные агрегаторы закупок).
Другими важнейшими составляющими образовательного процесса являются научно-методическое и учебно-методическое обеспечение, а также организация учебно-производственной деятельности и организационно-педагогическое сопровождение.
Специалист в сфере государственных закупок должен владеть:
- знаниями нормативно-правового регулирования закупочной деятельности;
- навыками планирования, организации, осуществления и контроля закупок, а также оценки эффективности закупочной деятельности;
- опытом выполнения профессиональных функций: составление закупочной документации, осуществление мониторинга, экспертиза товара, документов и т. д.
Запрос рынка на подготовку специалистов в сфере государственных закупок создает необходимость подготовки квалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимым уровнем квалификации и компетентности.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что сфера государственных закупок нуждается в квалифицированных кадрах. Специалисты данной сферы обязаны поддерживать и повышать уровень своей квалификации и профессионального образования путем обучения на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Это может являться стимулом для разработки и предложения соответствующего образовательного продукта - образовательной программы. Образовательная программа обучения специалиста в сфере государственных закупок должна отвечать установленным требованиям образовательного и профессионального стандарта.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069&fM=134&dst=100007,0&rnd=0.537605939099286#06304445680340189 (дата обращения: 10.02.2019).
2. Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г № 148н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» // Сайт Министерства труда и социальной защиты. URL: https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/382ca38e-1500963337.doc (дата обращения: 10.02.2019).
3. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2016. 176 с.
4. Исак В. Ю. Компетентностный подход в современном образовании // Труды Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, 2014. № 642. С. 173-176.
5. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2019. С. 65-67. URL: https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/oc2019.PDF (дата обращения: 13.02.2020)
6. Общие положения по внедрению ОКВЭД в статистическую практику. Методологические положения по статистике. Вып. 5. URL: https://gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d040/ii%201-1.htm (дата обращения: 27.11.2019).
7. Новый классификатор кодов ОКВЭД-2 от 2020 // Бухпрофи. Ведение бухгалтерского и налогового учета российских и иностранных компаний. URL: https://www.buxprofi.ru/spravochnik/okved-2 (дата обращения: 08.02.2020).
8. Данные по разделам ОКВЭД. Структура валовой добавленной стоимости по отраслям экономики. Произведенный ВВП. Годовые данные по ОКВЭД 2 (КДЕС Ред. 2) (с 2014 г.) // Валовой внутренний продукт. Национальные счета. Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/ (дата обращения: 12.03.2020).
9. Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах. Рынок труда, занятость и заработная плата // Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/ (дата обращения: 12.03.2020).
10. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (данные за 2018 г.) // Предприятия и организации. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области. URL: https://tmsk.gks.ru/ storage/mediabank/Распределение%20предприяшй%20и%20организаций%20поo/o20формамo/o20собственности1(1).pdf (дата обращения: 24.02.2020).
11. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 18.11.2019).
12. Объем госзакупок в РФ в 2019 г. вырос на 15 %, до 9,6 трлн рублей - Казначейство // Аналитический центр Интерфакс -pr^^ma URL: https://prozakupki.interfax.ru/articles/1589 (дата обращения: 22.03.2020).
13. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 № 39210). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_187278/ (дата обращения: 08.03.2019).
14. Методические материалы по теме «Повышение качества финансового менеджмента учреждений как инструмент обеспечения эффективности их деятельности» // Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки. URL: https://www.cbias.ru/ wp-content/uploads/2016/10/2016_10_10_Metod_rekom_po_kach_fin_menedzhmenta.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
15. Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Perecheny_napravlenij_ maj_2015.docx (дата обращения: 15.03.2019).
16. Юдина О. Новые профессиональные стандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год. URL: https://yandex.ru/turb o?text=https%3A%2F%2Fgoscontract.info%2Fshkola-goszakupok%2Fkakie-trebovaniya-predyavlyayutsya-k-spetsialistam-po-goszakupkam (дата обращения: 01.02.2020).
Метлина Анастасия Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.07.2020.
DOI 10 . 23951/1609-624X-2020-6-158-166
PROFESSIONAL EDUCATION AND TRAINING OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT
А. Е. Metlina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Introduction. Professional certification of public procurement specialists reveals the key issues of their education and training based on current educational standards.
Aim and objectives. The qualification requirements are researched for a specialist in public procurement in this article.
Material and methods. This research is based on analysis of information base for the request: «Specialist in public procurement». Analysis and systematization of requirements are performed for vacancies and labor functions. Modeling and systematization of specialist training processes based on modern educational and professional standards in the system of secondary vocational and higher education.
Results and discussion. A research of the issues of training a specialist in public procurement represents actual and relevant nowadays. The area of public procurement of goods, labor or services is a separate area of professional activity to supply the needs of state and municipal institutions, organizations, ministries and departments, as well as the needs of state-owned companies, based on and in observance with established procedures. Activities in the area of public procurement should be realized on a professional basis with the involvement of qualified specialists with theoretical knowledge and skills in the area of procurement. Specialists are personally responsible for the quality of their job duties and observance with established requirements. A specialist in public procurement has to possess subject-oriented knowledge in the field of economics and jurisprudence, also skills in organizing and negotiating; preparation and placement of applications, and above all using electronic resources. A qualified specialist training in
the area of public procurement requires the development of a specialized educational program of training and the creation of the necessary quality of educational environment: a modern material and technical base, the latest educational and methodological support, and professional staff of teachers. A specialist training in public procurement is the most reasoned in the system of higher education, the level of education is a master degree, which corresponds to 7 and 8 qualification levels of training. Training is effectually to realize in two areas: State and municipal government and Vocational training (by branches). The importance of training in the area of vocational training (by branches) is associated with the need of forming professional teaching staff. Nowadays the demand shows us, that analysis of requests from both non-profit and commercial organizations is growing. The research is based on the analysis of information bases upon requests for a specialist in public procurement; analysis and systematization of requirements for vacancies and labor functions. The research is based on modeling and systematization of training processes for specialists of different levels.
Conclusion. The main results should be considered the justification of the offer about the demand for the area of training a specialist in public procurement. The characteristics of the requirements and conditions of preparation are presented.
Keywords: purchase of goods, labor, services to supply state and municipal needs, qualifications, professional qualification levels, vocational training, professional competence, training program: «specialist in public procurement», Federal State Educational Standard in the area of study: State and municipal government, Federal State Educational Standard in the area of study: vocational training (by branches).
References
1. Rasporyazheniye Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r «Kontseptiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r «Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020»] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/ons/c/gi.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069&fld=134&dst=100007. 0&rnd=0.537605939099286#06304445680340189 (accessed 2 October 2019).
2. Prikaz Mintruda RF (№ 148n ot 12 aprelya 2013 g.) «Urovni kvalifikatsii v tselyakh razrabotki proyektov professional'nykh standartov» [Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation (No. 148n dated April 12, 2013) «Qualification levels for the development of draft professional standards»]. Sayt: Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity [Website: Ministry of Labor and Social Protection] (in Russian). URL: https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/382ca38e-1500963337.doc (accessed 2 October 2019).
3. Troyanskaya S. L. Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoye posobiye [The basics of the competency-based approach in higher education: a textbook]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2016. 176 p. (in Russian).
4. Isak V. Yu. Kompetentnostnyy podkhod v sovremennom obrazovanii [Competency-based approach in modern education]. Trudy Voyenno-kosmicheskoy akademii im. A. F. Mozhayskogo - Proceedings of the Mozhaisky Military Space Academy, 2014, no. 642, pp. 173-176 (in Russian).
5. Bondarenko N. V., Gokhberg L. M., Kovaleva N. V. et al. Obrazovaniye v tsifrakh: 2019: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2019: a brief statistical digest]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2019. Pp. 65-67 (in Russian). URL: https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/oc2019.PDF (accessed 13 February 2020).
6. Obshchiye polozheniya po vnedreniyu OKVED v statisticheskuyu praktiku. Metodologicheskiye polozheniya po statistike (vypusk 5) [General provisions for the implementation of OKVED in statistical practice. Methodological provisions on statistics (issue 5)] (in Russian). URL: https://gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d040/ii%201-1.htm (accessed 27 November 2019).
7. Novyy klassifikator kodov OKVED-2 ot 2020 [The new classifier of codes OKVED-2 from 2020]. Bukhprofi. Vedeniye bukhgalterskogo i nalogovogo ucheta rossiyskikh i inostrannykh kompaniy [Bukhprofi. Conducting Accounting and tax accounting of Russian and foreign companies] (in Russian). URL: https://www.buxprofi.ru/spravochnik/okved-2 (accessed 8 February 2020).
8. Dannyye po razdelam OKVED. Struktura valovoy dobavlennoy stoimosti po otraslyam ekonomiki. Proizvedennyy VVP. Godovyye dannyye po OKVED 2 (KDES Red. 2) (s 2014 g.) [Data on the sections of OKVED. The structure of gross value added by industry. GDP generated. Annual data on OKVED 2 (NACE Rev. 2) (since 2014)]. Valovoy vnutrenniyprodukt. Natsional'nyye scheta. Ofitsial'naya statistika. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Gross domestic product. National accounts. Official statistics. Federal State Statistics Service] (in Russian). URL: https://gks.ru/ (accessed 12 March 2020).
9. Situatsiya na rynke truda v tablitsakh, grafikakh, diagrammakh. Rynok truda, zanyatost' i zarabotnaya plata [The situation on the labor market in tables, graphs, charts. Labor market, employment and wages]. Ofitsial'naya statistika. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Official statistics. Federal State Statistics Service] (in Russian). URL: https://gks.ru/ (accessed 12 March 2020).
10. Raspredeleniye predpriyatiy i organizatsiy po formam sobstvennosti (dannyye za 2018 g.) [Distribution of enterprises and organizations by ownership (data for 2018)]. Predpriyatiya i organizatsii. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Tomskoy oblasti [Enterprises and organizations. Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Tomsk Region] (in Russian). URL: https://tmsk.gks.ru/storage/mediabank/PacnpegeneHHe%20npegnpH3THH%20 н%20оpraннзaцнн%20по%20$оpмaм%20cо6cтвeнноcтн1(1).pdf (accessed 24 February 2020).
11. Federal'nyy zakon № 44-FZ ot 05.04.2013 «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» [Federal law No. 44-FZ dated 04/05/2013 «On the contract system in the field of procurement of goods, work, services to meet state and municipal needs»] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624 / (accessed 18 November 2019).
12. Ob"yem goszakupok v RF v 2019 g. vyros na 15 %, do 9,6 trln rubley - Kaznacheystvo [The volume of state purchases in the Russian Federation in 2019 grew by 15%, to 9.6 trillion rubles - the Treasury]. Analiticheskiy tsentr Interfaks - prozakupki [Analytical Center Interfax - pro-purchases]. (in Russian). URL: https://prozakupki.interfax.ru/articles/1589 (accessed 22 March 2020).
13. Prikaz Mintruda Rossii ot 10.09.2015 N 625n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist v sfere zakupok» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 07.10.2015 N 39210) [Order of the Ministry of Labor of Russia dated September 10, 2015 N 625h «On approval of the professional standard» Specialist in the field of procurement» (Registered in the Ministry of Justice of Russia October 7, 2015 No. 39210)] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/ ons_doc_LAW_187278/ (accessed 3 August 2019).
14. Metodicheskiye materialy po teme «Povysheniye kachestva finansovogo menedzhmenta uchrezhdeniy kak instrument obespecheniya effectivnosti ikh deyatel'nosti» [Methodological materials on the topic: «Improving the quality of financial management of institutions as a tool to ensure the efficiency of their activity»]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Departamentfinansov, organizatsii byudzhetnogo protsessa, metodologii i ekonomiki obrazovaniya i nauki [Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Department of finance, organization of the budget process, methodology and economics of education and science] (in Russian). URL: https://www.cbias.ru/wp-content/uploads/2016/10/2016_10_10_Metod_ rekom_po_kach_fin_menedzhmenta.pdf (accessed 15 March 2019).
15. Perechen' oblastey i vidov professional'noy sluzhebnoy deyatel'nosti, v sootvetstvii s kotorymi munitsipal'nyye sluzhashchiye ispolnyayut dolzhnostnyye obyazannosti [The list of areas and types of professional performance according to which municipal servants perform their duties] (in Russian). URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Perecheny_napravlenij_ maj_2015.docx (accessed 15 March 2019).
16. Yudina O. Novyye professional'nyye standarty dlya spetsialistov po goszakupkam na 2020 god [New professional standards for public procurement specialists for 2020] (in Russian). URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fgoscontract. info%2Fshkola-goszakupok%2Fkakie-trebovaniya-predyavlyayutsya-k-spetsialistam-po-goszakupkam (accessed 1 February 2020).
Metlina A. E., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]