О роли дополнительного профессионального образования в кадровом обеспечении государственных и муниципальных закупок
Акимов Николай Александрович
кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, [email protected]
В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы дополнительного профессионального образования в сфере государственных и муниципальных закупок. Автор анализирует положения нормативных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования для работников контрактной системы, а также систему подготовки кадров для сферы закупок с позиций передового мирового опыта. Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, государственные программы, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, Группа Всемирного банка, лучшие практики.
Государственные закупки являются важной составляющей национальной экономики и средством реализации государственной политики. Это драйвер развития хозяйственной жизни страны и средство достижения целей и задач, которые стоят перед правительством.
Важно отметить, что внутри системы государственных закупок действует баланс общественных и частных интересов, где первые представлены заказчиками, а вторые - поставщиками, подрядчиками и исполнителями1. При этом абсолютно чётко прослеживается общемировая тенденция к повышению государственных расходов, что было убедительно продемонстрировано в исследовании Группы Всемирного банка «Сравнительный анализ государственных закупок»2. В связи с вышеизложенным логично сделать вывод об усилении роли государственных закупок в экономиках государств
3
по всему миру .
Одним из ключевых условий эффективного функционирования контрактной системы является её обеспечение высокопрофессиональными кадрами. Как установлено нормами ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ), «работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок»4. Данное требование корреспондирует установленному ст. 9 44-ФЗ принципу профессионализма заказчика. Как видно из соответствующего Федерального закона5, дополнительное профессиональное образование направлено на профессиональное развитие личности, удовлетворение её профессиональных потребностей и на
1Конайков М.А. О вопросах соотношения публично-правового и частноправового аспектов в контрактной системе в сфере закупок // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8.
2 Benchmarking Public Procurement 2016 // URL: http://www.bpp.worldbank.org
3Акимов Н.А. Перспективные направления развития контрактной системы РФ в соответствии с мировыми трендами // Инновации и инвестиции. 2017. № 3.
4 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
обеспечение соответствия квалификации такой личности меняющимся условиям профессиональной деятельности. При этом дополнительное профессиональное образование может осуществляться как посредством программ повышения квалификации, так и программ профессиональной переподготовки.
Аналогичные положения касательно содержания дополнительного профессионального образования (которое включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации) содержатся в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1. Данный закон также подчёркивает важность постоянного повышения профессиональных навыков и уровня служебных компетенций, указывая, что профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы (ч. 2 ст. 62).
Также Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что программа профессиональной переподготовки направлена на приобретение новой квалификации, т.е. на получение необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности компетенции. Программа повышения квалификации, в свою очередь предназначена для совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) для повышения профессионального уровня в рамках уже имеющейся квалификации.
Важно отметить, что от слаженного и эффективного функционирования данной отрасли зависит очень многое: от качества предоставляемых государством услуг до надлежащего исполнения органами государственной власти своих полномочий. Как прямо указывают нормы ст. 13 44-ФЗ, заказчики осуществляют закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а конкретнее для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренными государственными и муниципальными программами, исполнения международных обязательств Российской Федерации и реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, а также закупки осуществляются для выполнения функций и полномочий государственных и муниципальных органов. Говоря о международном экспертном сообществе, стоит упомянуть Совет по вопросам государственных закупок Организации экономического сотрудничества и развития,
который подразделяет цели осуществления заку-
2
пок на два вида : основная и дополнительные.
Под основной целью понимается «предоставление товаров и оказание своевременным, эконо-х мичным и эффективным образом услуг, необхо-2 _
0» 1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государствен-о ной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. ^ 2004. № 31. Ст. 3215.
& 2 Рекомендация Совета ОЭСР по вопросам государственных ^ закупок // URL: http://www.oecd.org
димых для осуществления главных задач правительства».
Под дополнительными целями понимаются такие разноплановые задачи, как обеспечение устойчивого экологически-ориентированного роста, содействие развитию среднего и малого предпринимательства, внедрение стандартов ответственного ведения бизнеса, а также иные цели, направленные на профильные отрасли, при помощи которых государство реализует свою политику.
Исходя из вышеперечисленных целей осуществления закупок, становится очевидным, что кадровое обеспечение играет огромную роль в контрактной системе. Работники сферы закупок должны быть настоящими высококлассными профессионалами своего дела, и с этим согласно и международное экспертное сообщество3. В настоящее время можно утверждать, что развитие контрактной системы в сфере закупок движется в одном направлении с передовым мировым опытом, что является важным фактором дальнейшего устойчивого экономического
4
развития нашей страны .
В Российской Федерации действуют два профессиональных стандарта «Специалист в сфере закупок»5 и «Эксперт в сфере закупок»6. Первый профессиональный стандарт устанавливает требование о наличии у занятых в сфере осуществления закупок специалистов среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в сфере непосредственно закупок. Эксперт в сфере закупок должен иметь степень бакалавра и также дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Дополнительное профессиональное образование, как уже говорилось выше, может быть получено в рамках освоения программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Также рассматриваемый профессиональный стандарт устанавливает широкий перечень знаний, необходимых для осуществления деятельности в сфере закупок. В частности, контрактному управляющему необходимо знать основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам, основы антимонопольного законодательства, особенности ценообразования на рынке и многое другое. Таким образом, важность наличия качественного образования у занятых в сфере закупок специалистов очевидна. Она наглядно иллюстрируется нормами указа Прези-
3 См. например: В Университете Правительства Москвы прошла конференция по лучшим мировым практикам госзакупок // URL: www.mguu.ru; Московским госслужащим рассказали о результатах исследования Всемирного банка и опыте государственных закупок Италии // URL: www.mguu.ru
4Акимов Н.А. Мировой опыт развития контрактных систем и его применение в Российской Федерации как условие устойчивого экономического развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 2А.
5 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» // URL: http://www.pravo.gov.ru
6 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» // URL: http://www.pravo.gov.ru
дента РФ от 21.02.2019 № 68 , которые устанавливают нижние пороговые значения для продолжительности программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (16 и 500 часов соответственно) государственных гражданских служащих.
Необходимо особо подчеркнуть, что к контрактной системе совершенно неприменим поверхностный подход. Работа специалистов в сфере закупок характеризуется многоплановостью, к ней нужен комплексный подход. На них лежит повышенная ответственность, поскольку они действуют в интересах государства и общества в целом. Законодательство в сфере закупок постоянно изменяется. Подобная частота изменений объясняется тем, что контрактную систему необходимо непрерывно приводить в соответствие с потребностями и вызовами времени. Поэтому процесс обучения государственным и муниципальным закупкам, равно как и профессиональная переподготовка и повышение квалификации в данной сфере деятельности, должен иметь непрерывный характер.
Необходимость постоянного повышения квалификации находит своё отражение не только в нормах федерального законодательства, но и в положениях законодательств субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим в качестве примера нормативную правовую базу города Москвы. Во-первых, в данном субъекте действует постановление Правительства Москвы «О системе закупок города Москвы»2. Данное постановление, во-первых, устанавливает требование о том, что не менее 50 процентов работников контрактных служб должны иметь диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации по образовательным программам в сфере закупок. Во-вторых, установлены нижние пороговые значения для продолжительности таких программ: 120 часов, если у лица опыт работы в сфере закупок составляет менее трёх лет, и 72 часа, если такой опыт превышает три года. На региональном уровне в городе Москве также закреплён принцип непрерывности обучения работников контрактных служб и руководителей контрактных служб: не реже одного раза в три года они обязаны проходить повышение квалификации по образовательным программам в сфере закупок со сроком освоения таких программ не менее 16 аудиторных часов.
Обязанность по повышению квалификации не реже одного раза в три года вообще всех гражданских служащих города Москвы также закреплена соответствующим постановлением Правительства Мо-
3
сквы .
1 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 8. Ст. 765.
2 Постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП «О системе закупок города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. № 13.
3 Постановление Правительства Москвы от 03.02.2009 № 67-ПП «О дополнительном профессиональном образовании госу-
дарственных гражданских служащих города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. № 10.
Более того, важно подчеркнуть, что вопросы обеспеченности сообщества работников контрактной сферы города Москвы становятся особенно актуальными в свете развития цифровой экономики города Москвы с учётом совершенствования системы закупок города Москвы4.
Высококлассное кадровое обеспечение жизненно важно для функционирования такого сложного и чрезвычайно чувствительного к современным вызовам механизма, как контрактная система. Поэтому обучение специалистов в сфере закупок должно не только быть самого высшего качества, но специалистам сферы закупок необходимо постоянно улучшать и обновлять свои знания, умения и навыки, чтобы обеспечивать стабильное и бесперебойное функционирование государства и его институтов.
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4571.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
5. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 8. Ст. 765.
6. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» // URL: http://www.pravo.gov.ru
7. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» // URL: http://www.pravo.gov.ru
8. Постановление Правительства Москвы от 03.02.2009 № 67-ПП «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. № 10.
9. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП «О системе закупок города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. № 13.
10.Акимов Н.А. Перспективные направления развития контрактной системы РФ в соответствии с мировыми трендами // Инновации и инвестиции. 2017. № 3.
4Дёгтев Г.В., Акимов Н.А., Гладилина И.П., Ященко В.В. Актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок // Инновации и инвестиции. 2017. № 11.
5
-о
-С
m
о т;
>
У
т; А
11.Акимов Н.А. Мировой опыт развития контрактных систем и его применение в Российской Федерации как условие устойчивого экономического развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра.
2017. Том 7. № 2А.
12.Акимов Н.А., Ященко В.В., Конайков М.А. Развитие нормативного правового регулирования сферы государственных закупок в Российской Федерации с позиции применения передового мирового опыта // Евразийский юридический журнал.
2018. № 1.
13.Дёгтев Г.В., Акимов Н.А., Гладилина И.П., Ященко В.В. Актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок // Инновации и инвестиции. 2017. № 11.
14. Конайков М.А. О вопросах соотношения публично-правового и частноправового аспектов в контрактной системе в сфере закупок // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8.
15. В Университете Правительства Москвы прошла конференция по лучшим мировым практикам госзакупок // URL: www.mguu.ru
16. Рекомендация Совета ОЭСР по вопросам государственных закупок // URL: http://www.oecd.org
17. Benchmarking Public Procurement // URL: http://www.bpp.worldbank.org
On the role of additional professional education in the staffing
of state and municipal procurement Akimov N.A.
Moscow City University of Management of the Government of Moscow
The present article deals with the urgent issues of public procurement management skills upgrading. The author analyzes the legal framework's provisions that stipulate qualification requirements for procurement officers as well as the public procurement talent development system within the scope of the best world practices. Keywords: public procurement, government contracts, procurement management skills upgrading, occupational retraining, World Bank Group, best world practices.
References
1. Federal Law of 07.27.2004 No. 79-03 "On the State Civil Service
of the Russian Federation" // SZ RF. 2004. № 31. Art. 3215.
2. Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ "On Procurement of
Goods, Work, Services by Certain Types of Legal Entities" // SZ RF. 2011. No. 30 (Part I). Art. 4571.
3. Federal Law dated December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" // SZ RF. 2012. № 53 (Part 1). Art. 7598.
4. Federal Law of 05.04.2013 No. 44-03 "On the contract system in
the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" // SZ RF. 2013. № 14. Art. 1652.
5. Presidential Decree of February 21, 2019 No. 68 "On the Professional Development of Civil Servants of the Russian Federation" // SZ RF. 2019. № 8. Art. 765.
6. Order of the Ministry of Labor of Russia of September 10, 2015
No. 626n "On approval of the professional standard" Expert in the field of procurement "// URL: http://www.pravo.gov.ru
7. Order of the Ministry of Labor of Russia of September 10, 2015
No. 625n "On the approval of the professional standard" Procurement Specialist "// URL: http://www.pravo.gov.ru
8. Decree of the Government of Moscow of 03.02.2009 No. 67-PP
"On Additional Professional Education of State Civil Servants of the City of Moscow" // Herald of the Mayor and Government of Moscow. 2009. № 10.
9. Resolution of the Government of Moscow dated February 24,
2012 No. 67-PP "On the procurement system of the city of Moscow" // Herald of the Mayor and Government of Moscow. 2012. № 13.
10. Akimov N.A. Prospective directions of development of the contractual system of the Russian Federation in accordance with global trends // Innovations and investments. 2017. № 3.
11. Akimov N.A. World experience in the development of contractual systems and its application in the Russian Federation as a condition for sustainable economic development // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2017. Volume 7. № 2A.
12. Akimov N.A., Yashchenko V.V., Konaykov M.A. Development of regulatory legal regulation of public procurement in the Russian Federation from the standpoint of applying international best practices // Eurasian Law Journal. 2018. № 1.
13. Degtev G.V., Akimov N.A., Gladilina I.P., Yashchenko V.V. Actual issues of the development of the digital economy in the field of procurement // Innovations and investments. 2017. № 11.
14. Konaykov M.A. On the issues of the relationship between public law and private law aspects in the procurement contract system // Eurasian Law Journal. 2017. № 8.
15. The Moscow Government University hosted a conference on the best international practices of public procurement // URL: www.mguu.ru
16. OECD Council Recommendation on Public Procurement // URL: http://www.oecd.org
17. Benchmarking Public Procurement // URL: http://www.bpp.worldbank.org
Н
2
0
СЧ
01