Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности участников системы закупок'

Особенности профессиональной деятельности участников системы закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЗАКАЗЧИК / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ / КОРПОРАТИВНЫЕ НУЖДЫ / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD / CUSTOMER / CONTRACT SYSTEM / MUNICIPAL / CORPORATE NEEDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Елена Рафаиловна

На основе комплексного исследования сущности профессиональной деятельности участников системы закупок продукции для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд выделены особенности такой деятельности. Определены дополнительные требования, зафиксированные в профессиональных стандартах, к лицам, занятым в закупочной сфере. Дано авторское определение профессиональной деятельности работников заказчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional activity of employees for customers in procurement system

On the basis of complex research of professional activity of participants in the procurement system to meet state, municipal and corporate needs, the features of such activity are defined. Additional requirements stated in professional standards for those engaged in procurement are determined. The author’s definition of professional activity of employees for the customer is given.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности участников системы закупок»

Список литературы

1. Борисова Е.В. Стратегическое планирование в управлении экономическими системами // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 12-15.

2. Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 16-18.

3. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd.

4. Burrows M.J. From rapid demographic change. Zurich: Atlantic Council's Brent Scowcroft Center on International Security, 2016. 34 p.

5. Global growth: Can productivity save the day in an aging world? London: McKinsey Global Institute. 2015.139 p.

6. World Development Indicators. World Bank URL: http://databank.worldbank.org.

7. World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2016-2017 URL: https://www.we-forum.org/reports.

БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: cath.borisova@gmail.com.

BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate Student. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: cath.borisova@gmail.com.

УДК 338.22

особенности профессиональной деятельности участников системы закупок

Е.Р. Борисова

На основе комплексного исследования сущности профессиональной деятельности участников системы закупок продукции для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд выделены особенности такой деятельности. Определены дополнительные требования, зафиксированные в профессиональных стандартах, к лицам, занятым в закупочной сфере. Дано авторское определение профессиональной деятельности работников заказчика.

Ключевые слова: профессионализм; профессиональная деятельность; профессиональный стандарт; заказчик; контрактная система; государственные, муниципальные, корпоративные нужды.

E.R. Borisova. FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES FOR CUSTOMERS IN PROCUREMENT SYSTEM

On the basis of complex research of professional activity of participants in the procurement system to meet state, municipal and corporate needs, the features of such activity are defined. Additional requirements stated in professional standards for those engaged in procurement are determined. The author's definition of professional activity of employees for the customer is given.

Keywords: professionalism; professional activity; professional standard; customer; contract system; municipal, corporate needs.

Профессиональная деятельность должностных лиц, занятых в сфере государственных и муниципальных закупок, регулируемых Федеральным законом от 05.04.2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон ФЗ-44), приобретает особую актуальность в связи с необходимостью решения вопросов повышения эффективности расходования государственных средств, вы-

деляемых на закупку продукции для нужд государства [2; 5]. Несмотря на то что профессионализм заказчика определен в Федеральном законе ФЗ-44 как один из базовых принципов, ввиду недостаточного правового регламентирования требований к должностным лицам заказчиков, занятым в сфере закупок, существует ряд проблем, требующих своего разрешения. Так, одной из них является противоречие в трактовке понятия профессиональной деятельности заказчика.

Теоретическое осмысление понятий профессионализма и профессиональной деятельности проводится в работах А.А. Ангеловско-го, М.В. Кузнецова, А.Ф. Федорова и других исследователей. Однако, по нашему мнению, на сегодняшний день отсутствует комплексный подход к сущности профессиональной деятельности заказчика.

Согласно ст. 9 Федерального закона ФЗ-44 заказчики должны осуществлять свою деятельность на профессиональной основе. Исходя из этого, деятельность должностных лиц, занятых в сфере закупок, относится к профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что работники, занятые в процессе планирования, определения поставщика, заключения с ним контракта и исполнения контракта, не всегда выполняют этот вид деятельности по должности, в большинстве случаев выполняя только функции, наделенные им руководителем [7].

Данное обстоятельство обосновывает необходимость определения признаков дефиниции «профессиональная деятельность». Рассмотрим значения слов «профессия» и «деятельность». В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие «деятельность» рассматривается как «работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области» [9], в толковом словаре С.И. Ожегова - как «занятие, труд» [8]. Профессия - это определенный вид трудовой деятельности специалиста, прошедшего профессиональную подготовку. На наш взгляд, можно выделить несколько базовых признаков сущности дефиниции «профессия». Во-первых, понятие профессии относится к деятельности человека, индивидуума. Во-вторых, данный вид деятельности относится к трудовой деятельности. В-третьих, понятие профессии сопряжено с необходимостью получения профессиональных знаний и в дальнейшем - с практическим опытом ее реализации. В-четвертых, понятие профессии, как более общее понятие, включает в себя видовые понятия, например специальности. Главным признаком профессиональной деятельности является необходимость получения профессионального образования.

Содержание признака профессионализма заказчика обуславливается необходимостью в соответствии с Федеральным законом ФЗ-44 работникам контрактной службы, контрактным управляющим иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ст. 38). Также не менее половины всех членов созданных заказчиком комиссий должны иметь такое образование

(ст. 39). Таким образом, работники контрактной службы должны или иметь высшее образование в сфере закупок, или получить дополнительное образование в сфере закупок. Программы дополнительного образования в сфере закупок, включающие программы повышения квалификации и профессиональной подготовки, должны учитывать профессиональные стандарты закупочной деятельности «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (далее - профессиональные стандарты) [3; 4; 6].

Профессиональные стандарты разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и принципом профессионализма заказчика Федерального закона ФЗ-44. В них в первоочередном порядке описывается вид профессиональной деятельности заказчика, т.е. деятельность работников по осуществлению, контролю и управлению закупками продукции для обеспечения государственных, муниципальных и, что важно отметить, корпоративных нужд. То есть данные стандарты описывают трудовые функции участников системы закупок, регламентируемых не только Федеральным законом ФЗ-44, но и Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1]. Вид профессиональной деятельности фиксирует некие границы профессии, которые обозначены основной целью вида профессиональной деятельности. В профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупки» такой целью является контроль и управление закупками, которые должны осуществляться при эффективном и результативном использовании средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд; в стандарте «Эксперт в сфере закупки» - изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование.

Профессиональные стандарты определяют, какие конкретные действия должны осуществлять работники заказчика, занятые в данном виде профессиональной деятельности на всех этапах сферы закупки, а также какие знания, опыт и умения должны быть у работника, чтобы успешно выполнять указанные в стандарте действия. Профессиональные стандарты обозначают возможное наименование должностей работников, осуществляющих данные функции заказчика.

Трудовые функции работников охватывают весь процесс закупок, который, на наш взгляд, можно разбить на три основных этапа: 1) планирование, обоснование, нормирование;

2) определение поставщика и заключение с ним контракта; 3) исполнение контракта. При этом функции контроля, мониторинга и аудита осуществляются на всех трех этапах закупочного процесса. Отсюда следует и разбивка профессионального стандарта по уровням квалификации.

С 1 июля 2016 г стандарты стали обязательными для работодателей, но только в части требований в сфере закупок, которые, как изложено выше, указаны в ст. 38 и 39 Федерального закона ФЗ-44. Применительно к другим требованиям стандарты на сегодняшний день носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями на их усмотрение в качестве основы для выработки кадровой политики, аттестации сотрудников, направления на повышение квалификации или профессиональную подготовку и при определении оплаты труда. Помимо работодателей, профессиональные стандарты стали обязательными для образовательных учреждений, реализующих программы обучения в сфере закупок продукции для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Однако Федеральный закон ФЗ-44 кроме требований к образованию работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий устанавливает необходимость осуществлять закупочную деятельность на профессиональной основе, т.е. «с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок» (ч. 1 ст. 9 Федерального закона ФЗ-44). Под такое определение подпадают требования образования, стажа, навыков, знания и других, определенных профессиональными стандартами, неисполнение которых влечет административную ответственность (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях).

Из вышеизложенного следует, что профессиональная деятельность заказчика в сфере закупок - это деятельность, осуществляемая должностными лицами, лицами, осуществляющими функции члена комиссии по определению поставщика, работника контрактной службы, контрактного управляющего, имеющими профессиональное образование или профессиональную подготовку, владеющими необходимыми специальными знаниями, практическим опытом и навыками в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, к гражданско-правовому статусу которых устанавливаются повышенные дополнительные требования, в том числе обозначенные в профессиональных стандартах.

Следовательно, обобщая результаты иссле-

дования, можно выделить следующие особенности профессиональной деятельности участников системы закупок:

1. Профессия - это определенный вид трудовой деятельности специалиста, прошедшего профессиональную подготовку.

2. Такая деятельность осуществляется определенным кругом лиц, занятых на той или иной стадии закупочной деятельности; к таким лицам в первую очередь относятся руководители заказчиков, которые подписывают документацию о закупке и контракты с поставщиками, работники контрактных служб, контрактные управляющие, члены комиссии.

3. Наличие профессионального образования в сфере закупок, которое регламентируется Федеральным законом ФЗ-44 и профессиональными стандартами.

4. К гражданско-правовому статусу работников заказчика, занятых в сфере закупок продукции для государственных, муниципальных и корпоративных нужд, предъявляются специальные дополнительные требования. Повышенные требования предусматривают необходимость соответствия знаний, навыков, опыта работника профессиональным компетенциям, обозначенным в вышеупомянутых профессиональных стандартах, в которых указаны характеристики квалификаций, необходимых работнику для выполнения определенного вида деятельности сферы закупок товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Список литературы

1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (ч. 1), ст. 4571.

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»: приказ Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н. URL: http://www.pravo.gov.ru.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок»: приказ Минтруда России от 10.09.2015 г. №626н. URL: http://www.pravo.gov.ru.

5. Борисова Е.В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 11-15.

6. Борисова Е.Р. Профессионализм заказчика - базовый принцип контрактной системы государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2 (24). С. 24-26.

7. Змиевский Д.В. Проблемные аспекты механизма гражданско-правовой ответственно-

сти сторон государственного (муниципального) контракта // Право и практика. 2015. N° 2. С. 77-85.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз. 1986. 750 с.

9. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. URL: http://ushakovdictionary.ru.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail.ru.

УДК 338(470)-047.36:519.62

мониторинг тенденции развития экономики россии на основе модели межрегиональной конкуренции

А.Н. Ванюлин, Г.Н. Егорова

В статье описаны результаты мониторинга состояния экономики России на основе модели межрегиональной конкуренции. Произведенные расчеты показывают согласованность значений параметров модели с реальными данными о состоянии экономики.

Ключевые слова: валовой внутренний продукт; конкуренция за ресурсы; экономические кризисы.

A.N. Vanulin, G.N. Egorova. MONITORING OF TRENDS IN RUSSIA'S ECONOMY ON THE BASIS OF INTER-REGIONAL COMPETITION MODEL

The article describes the results of monitoring of the state of the Russian economy based on interregional competition model. The made calculations show coherence of values of parameters of model with real data on state of the economy.

Keywords: gross domestic product; competition for resources; economic crises.

Анализ тенденций развития экономики любой страны или региона является одним из компонентов общего анализа экономики страны или региона. Предполагается, что результаты такого анализа представляются достаточно востребованными и могут быть использованы для оценки средне- и долгосрочных перспектив развития экономики. Кроме того, эти результаты могут служить основой для принятия политических, административных и хозяйственных решений - здесь все зависит от уровня и функций лиц или административных структур, принимающих решения.

Для проведения анализа могут быть использованы различные методы. Но наиболее перспективными считаются методы, основанные на некоторых экономико-математических моделях [3]. Отличия описанных моделей [3; 4] заключаются в базовых предпосылках, лежащих в основе этих моделей и, соответственно,

в применяемом математическом аппарате. Тем не менее, несмотря на то что некоторые модели очень сложны и в них делаются попытки учесть множество параметров экономики страны/региона, не наблюдается особых успехов в применении этих моделей, в частности для прогнозирования.

В одной из наших работ [2] предложена модель межрегиональной конкуренции. Ее суть заключается в описании взаимодействия конкурирующих регионов (стран, объединений) с помощью системы дифференциальных уравнений.

dt к10 + k11V1 + ^2^2

dV- = к + к V + к V

20 21 1 22 2

(1)

dt

где V, У2 - параметры 1 и 2 региона; к10 ... к22 - некоторые коэффициенты.

В биологии данная модель используется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.