УДК 376 JEL H57 DOI 10.26425/2309-3633-2019-4-16-23
Получено: 21.10.2019 Одобрено: 20.11.2019 Опубликовано: 20.12.2019
О зарубежном опыте подготовки специалистов по государственным закупкам на примере США, Великобритании и Китая
Цибиков Виктор Александрович
канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация, ORCID: 0000-0003-2351-033X, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрыты особенности подготовки специалистов по государственным закупкам в странах с различным типом экономики и формами государственной власти с точки зрения системы обучения, применяемых педагогических форм, методов и средств. Проанализированы учебные программы подготовки иностранных образовательных учреждений, отличающиеся достаточной вариативностью и адаптивностью в соответствии с потребностями обучающихся, интенсивностью использования различных форм обучения: очной (аудиторной), дистанционной (в режиме видео-конференц-связи при проведении вебинаров), а также через пересылку учебного материала и контроль успеваемости через электронную почту. Учтено содержание иных учебно-методических документов и официальных публикаций в средствах массовой информации, а также результаты переписки (через общение в чатах и по электронной почте) с представителями учебных курсов и ведущих учебных центров, ответы на информационные запросы в органы государственной власти, ответственные за функционирование контрактной системы.
По итогам анализа выделены следующие ключевые позиции, позволяющие выделить принципиальные различия в подготовке специалистов по государственным закупкам в государствах Запада и Востока: степень государственного участия в регулировании системы подготовки и степень выраженности воспитательной функции при формировании необходимого уровня правосознания специалистов в сфере закупок. Установлено, что в США и Великобритании обучением специалистов по государственным закупкам занимаются частные лицензированные организации, конкурирующие между собой в сфере предоставления желающим такого рода образовательных услуг. В Китае по причине наличия проблем в сфере борьбы с коррупционными проявлениями в действиях государственных заказчиков самое пристальное внимание уделяют вопросам формирования необходимых качеств личности должностных лиц, способствующих минимизации рисков совершения ими правонарушений в контрактных правоотношениях.
Ключевые слова: специалист по государственным закупкам, контрактная система, управление контрактами, обучение, воспитание, сертификация специалистов, уровни подготовки, учебные сборы специалистов.
Цитирование: Цибиков В. А. О зарубежном опыте подготовки специалистов по государственным закупкам на примере США, Великобритании и Китая//Управление. 2019. № 4. С. 16-23.
© Цибиков В.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
JEL H57 DOI 10.26425/2309-3633-2019-4-16-23
Received: 21.10.2019 Approved: 20.11.2019 Published: 20.12.2019
The foreign experience in training public procurement specialists on the example of the USA, Great Britain and China
Tsibikov Viktor
Candidate of Pedagogical Sciences, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia, ORCID: 0000-0003-2351-033X, e-mail: [email protected]
Abstract
The article reveals the features of the training of specialists in public procurement in countries with different types of economies and forms of state power in terms of the training system, applied pedagogical forms, methods and tools. The training programs for training foreign educational institutions, which are characterized by sufficient variability and adaptability in accordance with the needs of students, the intensity of the use of various forms of training: full-time (classroom), distance (in the mode of video conferencing during webinars), as well as by sending educational material and monitoring performance via email have been analyzed. The content of other educational documents and official publications in the media, as well as the results of correspondence (through chatting and e-mail) with representatives of training courses and leading training centers, answers to information requests to state authorities responsible for functioning contract system, - have been taken into account.
Based on the results of the analysis, the following key positions, allowing us to observe fundamental differences in the training of public procurement specialists in the West and East countries: the degree of state participation in the regulation of the training system and the degree of severity of the educational function in the formation of the necessary level of legal awareness of procurement specialists have been highlighted. It has been established, that in the United States and Great Britain, private licensed organizations compete with each other in providing such educational services to those involved in the training of public procurement specialists. In China, due to the presence of problems in the fight against corruption in the actions of state customers, the closest attention is paid to the formation of the necessary personality traits of officials to minimize the risks of committing offenses in contractual legal relations.
Keywords: public procurement specialist, contract system, contract management, training, education, certification of specialists, training levels, training fees of specialists.
For citation: Tsibikov V.A. The foreign experience in training public procurement specialists on the example of the USA, Great Britain and China (2019) Upravlenie, 7 (4), pp. 16-23. doi: 10.26425/2309-3633-2019-4-16-23
© The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
В ведущих странах мира подходы к подготовке специалистов в сфере закупок для обеспечения государственных нужд концептуально различаются. При этом используемые формы, методы и средства обучения, обусловленные современным уровнем развития науки и технологий, практически идентичны.
Современный механизм госзакупок США в основном сложился к 1984 г., когда был принят свод законодательных и подзаконных актов, в совокупности именуемый «Правила закупок для федеральных нужд» (FAR - Federal Acquisition Regulations) [1]. Подготовку специалистов в области государственных закупок осуществляют ряд ведущих учебных заведений, в том числе Гарвардский университет, Federal Acquisition University, Defense Acquisition University, Institute for Public Procurement и др. Всего более 70 образовательных учреждений [6]. Государственное участие ограничивается изданием законов и подзаконных актов в сфере закупок, обобщением и систематизацией судебной практики. Предлагаемые учреждениями учебные программы предусматривают подготовку как по общим, так и по узкоспециальным вопросам в зависимости от уровня квалификации (наличия квалификации как таковой) у обучающегося и его персональных пожеланий. К примеру, Национальный институт государственных закупок (Institute for Public Procurement, далее - NIGP) предлагает более 100 вариантов курсов либо в режиме онлайн, в том числе в форме ежемесячных виртуальных конференций, вебинаров, либо в плановых традиционных аудиторных формах и ежегодных научно-практических конференций, а также курсов по требованию (вне плана — по запросу клиента) [7]. Ежемесячные виртуальные конференции проводятся в течение трех дней. Вебинары проводятся еженедельно в течение одного часа (четыре вебинара в месяц — всего 4 учебных часа). Возможна как индивидуальная, так и групповая регистрация. Продолжительность аудиторных курсов в зависимости от учебных планов различается и составляет от одного до двадцати пяти учебных часов [8]. При обучении в классе с преподавателем, как правило, используются интерактивные доски и тематические презентации. По итогам учебного курса проводится зачет с последующей выдачей сертификата о прохождении обучения, который направляется по электронной почте или вручается лично на руки.
В целях более эффективной подготовки специалистов NIGP совместно с Национальной ассоциацией должностных лиц по государственным закупкам (NASPO) в 1978 г. создали Универсальный совет по сертификации государственных закупок (Universal Public Procurement Certification Council,
далее - UPPCC) [9]. UPPCC -независимая организация, обучающая специалистов по программам Certified Public Procurement Officer (далее - CPPO) и Certified Professional Public Buyer (далее - CPPB). Уровень CPPO необходим лицам, занимающим руководящие должности в сфере закупок, в то время как уровень CPPB необходим участникам закупок, чья работа не связана с управлением контрактной системой. Программы UPPCC применимы ко всем сотрудникам государственных закупок в федеральных, штатных и местных государственных организациях и агентствах. Выдаваемые в рамках реализации образовательных программ CPPO и CPPB сертификаты являются наиболее престижными среди специалистов по закупкам в государственном секторе и их работодателей. На сегодняшний день UPPCC сертифицировал более 10 тысяч специалистов не только в США и Канаде, но и в других странах мира.
Обучение закупкам для обеспечения государственных нужд предлагает и Всемирный банк (США) по программе, позиционируемой как наиболее передовой в данной области (Certificate Program in Public Procurement, далее - CPPP) и предлагаемой бесплатно в онлайн-формате (Massive Open Online Course) [10]. Курс, сочетает электронное обучение, самостоятельное обучение и социальное обучение (практику). CPPP состоит из восьми разделов в составе трех основных модулей: введение в систему государственных закупок; операции по государственным закупкам; управление контрактами. Продолжительность обучения составляет 13 недель. По окончании каждого модуля кандидату необходимо сдать зачеты. Сертификат выдается в случае, когда совокупный балл в сумме правильных ответов по всем модулям превышает 60 %. Данный курс предназначен для специалистов по государственным закупкам, желающих актуализировать свои знания, специалистов, отчасти участвующих в реализации закупочной функции, а также специалистов по закупкам со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя.
В Великобритании государственный орган -регулятор контрактной системы был создан в1833 г. Современная система государственных закупок сложилась здесь после принятия в 1984 г. Рекомендаций по конкурсным закупкам» [2]. Британская контрактная система носит централизованный характер и регулируется не только национальным законодательством, но и законодательством Европейского Союза (далее - ЕС) [3]. Подготовка специалистов в сфере закупок для обеспечения государственных нужд ведется как в высших учебных заведениях, так и на краткосрочных курсах. К примеру, образовательные услуги по данному профилю
предлагают King's College London, Chartered Institute of Procurement and Supply, SR Supply Chain Consultants, Innoverto и др. [11]. Всего более 20 организаций.
Целями курсов являются формирование у обучающихся:
• знаний законодательства Великобритании и ЕС по вопросу государственных закупок и судебной практики;
• знаний юридических процедур закупок, умений использовать знания применительно к специфике своей организации — места работы, обеспечивая при этом справедливое и равное отношение к потенциальным поставщикам;
• умений и навыков оценки тендеров, присуждения денежных средств согласно цене контрактов поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и навыков управления контрактами в ходе выполнения обязательств контрагентов.
В частности, в King's College London прохождение стандартного образовательного курса осуществляется в дистанционной форме путем пересылки учебных материалов по электронной почте. Учебный план состоит из 2-х модулей и 10 блоков, рассчитан на обучение в течение 8 месяцев с октября 2019 г. по май 2020 г. (цена курса 6,180 фунтов) [12]. Итоговая форма контроля — экзамен с последующей выдачей диплома (проводится очно в Лондоне).
Первый модуль включает основные положения в сфере закупок, обучение закупочным процедурам. Модуль состоит из пяти блоков:
• блок 1 — политика, сфера и принципы правового регулирования, основные нормативные правовые актыо закупках;
• блок 2 — сфера применения закона о закупках и типы заключаемых контрактов;
• блок 3 — оценка тендера, критерии и подходы, информирование участников закупок о результатах;
• блок 4 — отбор участников тендера, их защита от предвзятости заказчика и возможного конфликта интересов;
• блок 5 — основные принципы закупочного законодательства ЕС.
Второй модуль включает особенности применения контрактного законодательства в современных условиях, возможные проблемы и пути их разрешения. Модуль состоит из двух блоков:
• блок 6 — государственные закупки в разрезе достижения политических целей закупочной деятельности;
• блок 7 — способы проявления гибкости при назревании проблемных ситуаций в сфере закупок в рамках правового поля контрактных отношений;
• блок 8 — центральные органы управления сферой закупок и другие системы государственных закупок, модели рамочных соглашений по проведению совместных тендеров в ЕС, вопросы электронных тендеров;
• блок 9 — государственная помощь и обеспечение конкуренции. Точки соприкосновения законодательства о государственных закупках, государственной помощи и конкурентном праве;
• блок 10 — а) осуществление государственных закупок в отдельных отраслях экономики и экономической деятельности; б) особенности проведения закупокв оборонной сфере, анализ мирового опыта реализации гособоронзаказа, закупок в рамках деятельности межгосударственных организаций (на примерах военных альянсов и др.).
Chartered Institute of Procurement and Supply (Лондон, далее — CIPS) предлагает образовательные программы по 5 уровням от начального до профессионального. Кроме того, CIPS является организацией, осуществляющей аккредитацию учебных программ по подготовке специалистов в сфере закупок. Так, при ООН действуют аккредитованные CIPS образовательные программы для сотрудников системы ООН, неправительственных организаций, международных учреждений, правительств государств [13]. Они разработаны с учетом общих правил, политики и процедур ООН в сфере государственных закупок. Программы, состоящие из нескольких модулей, обеспечивают соответствие уровня подготовки специалиста общепринятым международным квалификационным стандартам, а также предоставляют обучающимся возможность вступить во всемирное сообщество профессионалов в области государственных закупок. Каждый учебный модуль начинается с обзора правил, политики, передового теоретического и практического опыта применительно к целям и задачам модуля. Затем следуют практические занятия — тематические исследования, групповое обсуждение и упражнения. Занятия по данной системе способствуют формированию группы единомышленников, способных применять теорию и изученные методы на практике, продуктивно обменивающихся знаниями и опытом. Реализация образовательных программ в форме учебных курсов проводится на регулярной основе в Бангкоке, Нью-Дели, Дубае, Найроби, Абудже, Риме, Вене, Копенгагене, Нью-Йорке, Вашингтоне, округе Колумбия и Панаме.
Политика государственных закупок в Китае проводится в целях уменьшения технологической и финансовой зависимости от импорта иностранных товаров, работ, услуг, а также для поддержания национального экспорта [5]. При этом упор сделан
на экономию ресурсов, выражающихся в приобретении энергоэффективной, водосберегающей продукции, применении экомаркировок [4] Обучение специалистов в сфере государственных закупок организовывают органы государственной власти, в частности, министерство финансов с подведомственными органами — финансовыми департаментами на уровне провинций и выше, а также подконтрольные им некоммерческие организации. По взглядам китайского руководства предприятию, которое участвует в торгах, необходимо иметь обученных сотрудников — специалистов в сфере закупок, уровень квалификации которых позволяет справиться с размером и уровнем сложности проекта закупки.
Ведущим организационно-методическим центром по подготовке и повышению квалификации специалистов по государственным закупкам является Сектор государственных закупок в составе Китайской федерации логистики и закупок (далее — СРЬР), являющейся некоммерческой организацией и основанной решением Госсовета Китая в 2001 г. Организация систематически проводит обучающие мероприятия во всех регионах. Представители органов государственной власти, подведомственных министерству финансов КНР, также проводят сборы и тренинги с подчиненными руководителями местных тендерных отделов и их специалистами по государственным закупкам, подводят итоги отчетного периода и ставят задачи на следующий период. Обучающие мероприятия, как правило, проходят в форме трехдневных сборов по регионам в несколько этапов, в ходе которых изучаются вновь принятые нормативные акты и отраслевые правила по государственным закупкам. Сборы включают официальную часть — собственно занятия, и не официальную часть — совместные обеды и неформальное общение лекторов-экспертов и обучающихся [14].
На текущий момент в Китае достаточно актуальны проблемы реализации принципов «справедливости» при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), «снижения себестоимости и повышения эффективности закупок» согласно целям расходования бюджетных средств, определенным законом (эффективность — соответствие проведенных закупок целям контрактной системы, — прим. автора), «соответствия нормативных требований» при определении фактических объемов и качества закупаемых товаров, работ, услуг, а также «снижения затрат» без потери количественно-качественных характеристик закупок [15]. Необходимость решения данных проблем обусловлена также необходимостью обеспечения чистоты в партийных рядах Коммунистической партии
Китая и неподкупности должностных лиц государственных предприятий, борьбы с коррупцией, а также достижения общего прогресса в сфере закупок, в связи с чем органами контроля выдвигаются все более строгие требования к соблюдению государственными предприятиями принципов и процедур закупок. Органы власти и государственные предприятия, в свою очередь, создают условия и способствуют всеми доступными формами и средствами повышению уровня квалификации подчиненных специалистов по закупкам. Проблемы реализации указанных принципов и повышения общего уровня правосознания заказчиков решаются путем систематического проведения семинаров. К примеру, цикл обучающих семинаров проведен с момента принятия СРЬР в мае 2019 г. «Операционных стандартов государственных закупок» (далее — Стандарты). Ответственные за обучение органы оперативно реагируют на издание подобного рода документов, дополняющих контрактное законодательство. Чтобы помочь всем специалистам изучить Стандарты, Сектор государственных закупок СРЬР в этом же месяце провел трехдневный учебный сбор под названием «Комментарии к операционным стандартам государственных закупок». Сбор по повышению квалификации специалистов по государственным закупкам стал четвертым по счету после аналогичных мероприятий, проведенных с мая по июнь в Пекине, Чжухае и Иньчуане. Аналогичным образом в целях оказания методической помощи большинству государственных предприятий в обучении специалистов-практиков и управленческого персонала Стандартам, Сектор государственных закупок СРЬР в июне 2019 г. издал методическое пособие «Руководство по эксплуатации государственных предприятий» [16].
На подобных мероприятиях также проходит толкование последних изменений законодательства, практические занятия, вопросы и ответы, обмен опытом и выдача сертификатов [17]. Сертификаты однообразием не отличаются, поскольку единого государственного стандарта к их форме и основаниям выдачи на данный момент нет. Но по окончанию обучения, если предусмотрено регламентом, специалисты проходят аттестацию. Прошедшие аттестацию включаются в пул экспертов по государственным закупкам конкретной провинции, в которой проводился учебный сбор. В последующем они могут получить квалификацию эксперта по государственным закупкам [18].
Подготовка специалистов по государственным закупкам осуществляется также разветвленной сетью
учебных центров. Они предлагают всем желающим пройти подготовку «с нуля» как по очной форме, так и в форме онлайн обучения [19]. Структурно учебные программы существенно не отличаются от программ, по которым проводится обучение в США и Великобритании. Они также включают как общие вопросы управления контрактной системой, так и специальные вопросы по отдельным ее аспектам. Продолжительность учебных программ до одного года. Лекторы представлены авторитетными экспертами в области осуществления торгов, имеющими богатые теоретические знания и практический опыт, признанными на уровне Китайской ассоциации торгов.
Исходя из существующих проблем контрактной системы самое пристальное внимание в Китае, помимо обучения специалистов, уделяется реализации воспитательной функции, способствующей снижению коррупционных проявлений в сфере закупок:
«...вопросы социальной справедливости и повышения эффективности, борьба с коррупцией — вот основные задачи, стоящие перед государственными закупками» [20];
«Лу Цзе, заместитель директора Аппарата окружного правительства, подчеркнул, что... необходимо и дальше повышать уровень идеологического понимания специалистами по закупкам государственной политики в данной сфере...» [21].
Таким образом, образовательные программы США, Великобритании и Китая отличаются достаточной вариативностью и ориентированностью на клиента: по количеству учебных часов (от однодневных до двухнедельных и многомесячных), специализацией (общеобразовательной, обучение процедуре закупок
Библиографический список
1. Коношко, Л. В., Сураева, А. Ю. Зарубежный опыт организации государственных закупок//Сборник материалов IV международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития». 2016. С. 27—30.
2. Мубаракшина, Э. Р. Зарубежный опыт организации государственных закупок//Вестник науки и образования. Часть 1. 2018. № 16(52). С. 69—73.
3. Семенова, Ф. З., Борлакова, М. Б., Боташева, Л. С. Зарубежный опыт организации государственных за-купок//Фундаментальные исследования. 2016. № 6 (часть 2). С. 465—469.
4. Шадрина, Е. В., Ромодина, И. В. Государственные закупки для устойчивого развития: международный опыт//Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 149—172.
5. Экономика, управление, финансы: материалы X Международной научной конференции. (г. Краснодар,
отдельными способами, порядку заключения и управления контрактами и пр.), а также формами проведения занятий (аудиторными, онлайн и дистанционными формами). Курсы ведутся практикующими юристами и авторитетными учеными, которые составляют основу преподавательского состава.
В США и Великобритании, в отличие от России, утвержденных государственных профессиональных стандартов специалиста в сфере закупок нет (профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» утверждены приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н — прим. автора). Участие органов государственной власти в учебном процессе минимизировано. Обучением и сертификацией специалистов в сфере закупок занимаются лицензированные организации по корпоративным учебным программам. При составлении учебных программ учитывается действующее контрактное законодательство страны и складывающаяся практика. Учреждения конкурируют между собой на рынке образовательных услуг и заинтересованы в повышении качества обучения и, как следствие, своего престижа.
В Китае управление обучением специалистов осуществляется через государственные органы и подконтрольные им некоммерческие организации, при этом носит системный характер. Его особенностью является то, что в рамках обучения специалистов успешно реализуется воспитательная функция, направленная на формирование у руководителей и подчиненных высокого уровня правосознания и профилактику коррупции в контрактных правоотношениях.
References
1. Konoshko L. V., Suraeva A. Yu. Zarubezhnyi opyt organi-zatsii gosudarstvennykh zakupok [Foreign experience in public procurement], Sbornik materialov IV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Ekonomika i upravle-nie: problemy, tendentsii, perspektivy razvitiya" [. Proceedings of the IV international scientific and practical conference: "Economics and management:problems, trends, development prospects"], 2016, pp. 27-30.
2. Mubarakshina E. R. Zarubezhnyi opyt organizatsii gosudarstvennykh zakupok [Foreign experience in public procurement], Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education], 2018, no. 16 (52), part 1, pp. 69-73.
3. Semenova F. Z., Borlakova M. B., Botasheva L. S. Zarubezhnyi opyt organizatsii gosudarstvennykh zakupok [Foreign experience in public procurement], Fundamental'nye issle-dovaniya [Fundamental research], 2016, no. 6, part 2, pp. 465-469.
4. Shadrina E. V., Romodina I. V. Gosudarstvennye zakupki dlya ustoichivogo razvitiya: mezhdunarodnyi opyt [Public
октябрь, 2019 г.). Научное издание. Краснодар: Новация, 2019. 42 с.
6. Public Procurement in Higher Education [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nigp.org/home/ your-learning-journey/education/higher-education-procurement (дата обращения: 18.10.2019).
7. Coursework [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nigp.org/home/your-learning-journey/ education/take-a-course (дата обращения: 11.10.2019).
8. Coursecatalogue [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsite.nigp.org/coursecatalog/course-catalog (дата обращения: 17.10.2019).
9. Welcome to the UPPCC Website [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.uppcc.org/ (дата обращения: 18.10.2019).
10. Certificate Program in Public Procurement [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. procurementlearning.org/certificate-program-public-procurement-cppp/ (дата обращения: 10.10.2019).
11. Public Procurement Training Courses [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.findcourses.co.uk/ search/public-procurement-training-courses (дата обращения: 18.10.2019).
12. Postgraduate Diploma in Public Procurement Regulation in the EU and in its Global Context [Электронныйре-сурс]. — Режим доступа: http://www.courses.knect365-learning.com/event/eu-public-procurement-regulation-postgraduate-diploma-distance-learning-course-from-kings-college-london-kcl?utm_source=findcourses&utm_ medium=referral&utm_content=listing (дата обращения: 17.10.2019).
13. Procurement training [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.undp.org/content/undp/en/home/ procurement/procurement-training.html (дата обращения: 17.10.2019).
14. (Я! if Ж i Ш № Ш Ш » Ш ад Siftgff Ш! [Учебный курс по закупочной деятельности государственных предприятий начался в Пекине!] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. chinawuliu.com.cn/office/50/500/14497.shtml (дата обращения: 19.10.2019).
15. [В районе Иль Инь состоялась тренинговая встреча по закупкам для общественности] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.10.gov.cn/content-636-525716-1.html (дата обращения: 19.10.2019).
16. яж^тш^ «Я!^Ж№Ш№ШШ» ^шшадш
[Китайская корпорация по государственным закупкам выступила организатором специального учебного курса «Регламент проведения операций по закупкам государственных предприятий»] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cppchina.cn/ yaowenzixun/19961.html (дата обращения: 19.10.2019).
"Ж&титштт" шадш
[Сектор государственных закупок провел учебный курс на тему «Последнее применение закона о закупках»] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. sohu.com/a/204890198_646767 (дата обращения: 19.10.2019).
18. [Чанчжоу:
проведение ежегодного обучения экспертов по оценке государственных закупок в 2018 г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ggzy.gov.cn/info/
procurement for sustainable development: international experience], Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uprav-leniya [Public Administration Issues], 2017, no. 1, pp. 149—172.
5. Ekonomika, upravlenie, finansy: materialy X Mezhdunarod-noi nauchnoi konferentsii (Krasnodar, Oktyabr', 2019) [Proceedings of the X International scientific conference "Econom -ics, management, finance", Krasnodar, October, 2019], Krasnodar, Novatsiya, 2019, 42 p.
6. Public Procurement in Higher Education. Available at: https://www.nigp.org/home/your-learning-journey/educa-tion/higher-education-procurement (accessed 18.10.2019).
7. Coursework. Available at: https://www.nigp.org/home/ your-learning-journey/education/take-a-course (accessed 11.10.2019).
8. Coursecatalogue. Available at: https://nsite.nigp.org/cour-secatalog/course-catalog (accessed 17.10.2019).
9. Welcome to the UPPCC website. Available at: https://www. uppcc.org/ (accessed 18.10.2019).
10. Certificate Program in Public Procurement. Available at: https://www.procurementlearning.org/certificate-program-public-procurement-cppp/ (accessed 10.10.2019).
11. Public Procurement Training Courses. Available at: https:// www.findcourses.co.uk/search/public-procurement-train-ing-courses (accessed 18.10.2019).
12. Postgraduate Diploma in Public Procurement Regulation in the EU and in its Global Context. Available at: http:// www.courses.knect365-learning.com/event/eu-public-procurement-regulation-postgraduate-diploma-distance-learning-course-from-kings-college-london-kcl?utm_ source=findcourses&utm_medium=referral&utm_ content=listing (accessed 17.10.2019).
13. Procurement training. Available at: https://www.undp.org/ content/undp/en/home/procurement/procurement-train-ing.html (accessed 17.10.2019).
14. A training course on procurement of state-owned enterprises began in Beijing. Available at: http://www.chinawu-liu.com.cn/office/50/500/14497.shtml (accessed 19.10.2019).
15. A public procurement training meeting was held in Il Yin district. Available at: http://www.10.gov.cn/con-tent-636-525716-1.html (accessed 19.10.2019).
16. The Chinese Corporation for public procurement organized a special training course "Regulation of procurement operations of state enterprises". Available at: http://www.cp-pchina.cn/yaowenzixun/19961.html (accessed 19.10.2019).
17. The public procurement sector conducted a training course on "The latest application of the procurement law". Available at: http://www.sohu.com/a/204890198_646767 (accessed 19.10.2019).
18. Changzhou: conduct annual training of experts on public procurement evaluation in 2018. Available at: http://www. ggzy.gov.cn/info/localns/2019-01/25/content_45f292f782f 24139b1783689823bf8da.shtml (accessed 19.10.2019).
19. Notice of the start of the online training "Lecture hall for bidding and procurement". Public bidding service platform in China. Available at: http://www.cebpubservice.com/ monitorindustry/monitorplat/2017/12/9600. shtml (accessed 19.10.2019).
20. The department of public procurement held a seminar "Management and practice of public procurement". Available at: http://www.chinawuliu.com.cn/of-fice/50/498/14074.html (accessed 19.10.2019).
localns/2019-01/25/content_45f292f782f24139b17836898 23bf8da.shtml (дата обращения: 19.10.2019).
"тишхш"
■УСТЖЙЯЛ [Уведомление о начале онлайн-тренинга «Лекционный зал по проведению торгов и закупок» Платформы обслуживания публичных торгов в Китае] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. cebpubservice.com/monitorindustry/ monitorplat/2017/12/9600.shtml (дата обращения: 19.10.2019).
20. [В отделе государственных закупок прошел семинар «Управление и практика государственных закупок»] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. chinawuliu.com.cn/office/50/498/14074.shtml (дата обращения: 19.10.2019).
21. [В районе Иль Инь состоялась тренинговая встреча по закупкам для общественности] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.10.gov.cn/content-636-525716-1.html (дата обращения: 19.10.2019).
21. A public procurement training meeting was held in II Yin district. Available at: http://www.10.gov.cn/con-tent-636-525716-1.html (accessed 19.10.2019).