www.volsu.ru
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2015.2.11
УДК 336.1 ББК 65.26
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ США: ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Вовченко Наталья Геннадьевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
ул. Б. Садовая, 69, 344002 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Епифанова Татьяна Владимировна
Доктор экономических наук, профессор кафедры гражданского права, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
ул. Б. Садовая, 69, 344002 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Гурин Олег Юрьевич
о Ведущий специалист сектора контрактной службы,
. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
^ пер. Доломановский, 31, 344013 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
s
й С
И
н'
Аннотация. В статье исследована роль федеральной контрактной системы (ФКС) США как инструмента финансового регулирования экономики. ¡§ Предметом исследования являются организационно-институциональные осо-
« бенности формирования и развития федеральной контрактной системы США.
Основная цель работы - исследовать современный механизм осуществле-М ния государственных закупок в США и рассмотреть во взаимосвязи его структур-
4 ные элементы: нормативно-правовые акты, повлиявшие на формирование и развитие ^ ФКС США; субъектно-институциональный состав участников системы государствен-
5 ных закупок (президент, административно-бюджетное управление, управление поли-§ тики федеральных заказов; органы исполнительной власти, контролирующие и регу-® лирующие органы).
Методологическую основу исследования составили нормативный, системный, статистический и комплексный подходы к исследованию структурных элементов ФКС США.
Теоретический и практический материал исследования может быть использован в учебном процессе экономических вузов при проведении занятий по курсам «Федеральная контрактная система», «Управление государственными и муниципальными заказами»; при подготовке и повышении квалификации специалистов, занимающихся разработкой нормативно-правовых актов, регулирующих систему государственных закупок в РФ.
Правовое регулирование федеральной контрактной системы США определяет организационную структуру федеральных ведомств, функции и полномочия структурных подразделений, особенности осуществления контроля за выполнением государственных заказов, порядок заключения федерального контракта и процедуры по его оформлению и исполнению. В исследовании рассмотрены взаимосвязанные элементы системы государственных заказов в США, функционирование которой направлено на эффективное использование бюджетных средств.
Ключевые слова: государственные финансы, государственный заказ, федеральная контрактная система, государственный контракт, финансовое регулирование экономики.
В современный период в странах с развитой рыночной экономикой одним из стратегических инструментов для обеспечения экономического роста становится создание институциональных условий для эффективного функционирования системы государственных закупок. Одним из основополагающих институтов финансового регулирования в США является федеральная контрактная система, представляющая собой систему взаимоотношений государства и частных корпораций.
Актуальность вопросов, рассматриваемых в статье, обусловлена тем, что федеральная контрактная система США является мощнейшей в мире, и соответственно, знакомство с этой системой, опосредующей расходование федеральным правительством столь значительных объемов денежных средств, представляется абсолютно необходимым для получения системного представления о функционировании государственных финансов США.
Американское государство на сегодняшний день является крупнейшим покупателем в мире: объем заключаемых от имени федерального правительства контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на протяжении последних лет ежегодно превышает порог 500 млрд долл. и составляет более 15 % от объема совокупных государственных расходов. Место расходов по заключенным государственным контрактам в структуре рас-
ходов федерального правительства в 2014 финансовом году отражено в таблице 1.
Таблица 1
Структура расходов федерального правительства США в 2014 г.
Статья расходов % от общих расходов
Прямые выплаты 59,0
Страхование 0,1
Гранты 23,0
Госконтракты 16,0
Займы 0,1
Иное 2,0
Примечание. Источник: [6].
При этом расходы правительства США с 2002 г. устойчиво превышают порог в 30 % от ВВП страны, и в 2013 финансовом году составили 32,3 %, из которых на расходы федерального правительства пришлось 20,8 % ВВП [13, р. 354]. Это свидетельствует о беспрецедентно высоком уровне участия государства в экономике (более высокая доля участия государства носила чрезвычайный характер и имела место только во время Второй мировой войны) [9, р. 89]. Рост федеральных правительственных расходов с 1990 по 2014 г. в абсолютном выражении отчетливо виден на рисунке 1, на котором также отображена доля государственных кон-
трактов в составе расходов федерального правительства.
Выступая в качестве заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей экономики, государство оказывает влияние на ее динамику и структуру, превращая тем самым собственный спрос в мощный инструмент финансового регулирования экономики.
Расходование государственных средств является первостепенным двигателем экономического, промышленного, общественного и научного прогресса страны. Институциональная основа осуществляемых государством закупок оформлена в виде федеральной контрактной системы, представляющей собой основу экономических взаимоотношений государства с частными корпорациями.
Современный механизм государственного хозяйствования в США представлен следующими институциональными инструментами:
- федеральная налоговая система;
- федеральный бюджет и программирование его расходной части;
- федеральная контрактная система.
Федеральная налоговая система США
служит главным инструментом поступления доходов в государственную казну, федеральный бюджет является инструментом аккумулирования и распределения доходов. Федеральная контрактная система США служит главным инструментом реализации финансовых средств казны, направляемых на
удовлетворение общественных потребностей и обеспечение всех форм государственных нужд.
Если говорить о тенденциях в развитии нормативно-правового регулирования федеральной контрактной системой, то здесь варьируются периоды регуляции и дерегуляции. Период регуляции характеризуется появлением множества правил осуществления закупочных процедур и сужением свободы усмотрения сотрудников федеральных ведомств, занятых в сфере закупок. Период де-регуляции характеризуется стремлением предоставить больше возможностей службам, занимающимся осуществлением закупок, и их сотрудникам, и зачастую ассоциируется с сокращением бюрократизма и повышением эффективности, но вместе с тем несет с собой возрастание зависимости участников федеральной контрактной системы от добросовестности друг друга и увеличения коррупционных издержек.
До начала 1990-х гг. федеральная контрактная система находилась в стадии максимальной регуляции: все закупочные процессы были подчинены единообразным правилам принятия решений, однако в 1990-х гг. начался процесс дерегуляции [11, р. 292].
На формирование и развитие в США федеральной контрактной системы значительное влияние оказали нормативно-правовые акты, перечисленные в таблице 2.
Рис. 1. Расходы по госконтрактам в составе государственных расходов США, 1990-2014 гг. Примечание. Составлено по: [13, р. 354; 14].
Таблица 2
Законодательные акты, повлиявшие на развитие федеральной контрактной системы США
Наименование закона Результат действия закона
«Закон о поставщике для государственных нужд», 1795 («Purveyor of Public Affairs Act») Разрешил государству (правительству) покупать товары и материалы, необходимые для выполнения его функций
«Закон об ассигнованиях на различные гражданские нужды», 1861 («Civil Sundry Appropriations Act») Распространил на государственные заказы принцип «приобретения по объявлению» (этот принцип действовал последующие 86 лет)
«Антимонопольный закон Шерма-на», 1890 («Sherman Antitrust Act») Защитил от большого бизнеса малые компании и их сотрудников
«Закон о восьмичасовом рабочем дне», 1892 («Eight-HourWorkLaw») Установил восьмичасовой рабочий день
Закон «Дэвиса-Бэкона», 1931 («The Davis-Bacon Act») Установил минимальную заработную плату для преобладающего на местном уровне размера оплаты труда в строительстве
Закон «Покупай американское», 1933 («Buy American Act») Потребовал от Правительства приобретать только американские товары
«Закон Вэлша-Хили о государственных контрактах», 1936 («Walsh-Healey Public Contracts Act») Потребовал от поставщика доказательства того, что он является либо производителем товара, либо его сертифицированным дилером (попытка исключить из контрактной индустрии посредников-брокеров. В 1994 г. закон был изменен)
«Закон о снабжении вооруженных сил», 1947 («Armed Services Procurement Act») Подтвердил, что предпочтительным методом организации снабжения ВС являются конкурсные торги; утвердил «Свод правил государственного регулирования заказов для вооруженных сил США» (ASPR), который в последующем стал основой для FAR
«Закон о малом бизнесе», 1953 («Small Business Act») Учредил в федеральном правительстве США Администрацию по малому бизнесу
«Закон об использовании на переговорах только правдивой информации», 1962 («Truth in Negotiation Act» - TINA) Потребовал от главных подрядчиков и от субподрядчиков, участвующих в контрактах стоимостью свыше 500 тыс. долл., подтверждать свои данные об издержках
«Поправка к Закону о малом бизнесе», 1978 («Amendment to the Small Business Act» - P.L. 95-507) Ввел в федеральные контракты стоимостью свыше 500 тыс. долл. обязательную статью с планом субподрядов для малого бизнеса
«Закон об упрощении федеральных заказов», 1994 («Federal Acquisition Streamlining Act» - FASA) Закон революционный по своему влиянию на организацию государственного хозяйствования. Он отменил или существенно изменил более 225 действовавших ранее положений и радикально ускорил контрактный процесс в соответствии с требованиями XXI века. Закон упростил и трансформировал процесс федеральных заказов, сократил груз бумажного документооборота (например, установил, что большинство официальных спецификаций и стандартов подлежат применению только если цена контракта превышает 100 тыс. долл.), а также способствовал внедрению электронной торговли и ввел использование правительственных кредитных карт при осуществлении закупок на сумму менее 3 000 долларов
«Закон о реформировании государственных закупок», 1996 («Federal Acquisition Reform Act» (FARA) or «Clinger-Cohen Act») Реформировал федеральную контрактную систему до наступления момента полного вступления в силу «Закона об упрощении федеральных заказов», исправил отдельные недостатки в ранее действовавшем законодательстве
Примечание. Составлено по: [5, p. 87; 7].
Федеральная контрактная система США обладает чрезвычайно сложной и разветвленной организационной структурой. Это обусловлено в первую очередь тем, что федеральная контрактная система действует в условиях демократического общественно-политического режима, испытывая на себе властное воз-
действие всех трех ветвей власти - законодательной, судебной и исполнительной. Судебная система напрямую не формирует политику в сфере осуществления закупок, однако суды занимаются разрешением всех правовых споров, в которые вовлечено федеральное правительство, включая споры по госу-
дарственным контрактам, и их решения становятся источником нормативного регулирования в сфере осуществления закупок.
Конгресс оказывает влияние на федеральную контрактную систему преимущественно посредством принятия законов и управления бюджетными ассигнованиями, а также путем реализации своих надзорных полномочий. Надзор в сфере функционирования федеральной контрактной системы осуществляется многочисленными постоянными комитетами Конгресса США, как показано в таблице 3, и Счетной палатой США (General Accountability Office, GAO). Также Конгресс наделяет Счетную палату полномочиями предлагать главам министерств и ведомств решения в делах по обжалованию процедур присуждения контрактов, и такие решения становятся значительным источником федерального регулирования в сфере закупок.
Президент несет ответственность за реализацию законодательства о федеральной контрактной системе, выполнение решений и освоение ассигнований. Посредством издания президентских указов он принимает управленческие решения и формирует политику в сфере осуществления закупок, распространяющуюся на все федеральное правительство. Также президент назначает глав министерств и ведомств, косвенно или напрямую контролирующих организацию закупок в федеральной контрактной системе.
Поскольку федеральное правительство расходует на осуществление закупок огромные средства и приобретает громадный ассортимент товаров, работ и услуг, управление федеральной контрактной системой имеет централизованные структуры, обеспечивающие единообразие стандартов и надлежащий контроль, и децентрализованные структуры, позволяющие развить определенную хозяйственную гибкость и удовлетворить специфи-
ческие, а зачастую и уникальные потребности каждого из свыше 60 федеральных ведомств. В настоящее время федеральная контрактная система на уровне органов исполнительной власти представляет собой весьма разветвленную структуру, состоящую из множества децентрализованных ведомственных систем осуществления закупок - многочисленных управлений по осуществлению закупок, служб и советов (см. рис. 2).
Административно-бюджетное управление (АБУ) устанавливает уровни финансирования целевых программ, в том числе и тех, которые предусматривают осуществление закупок; проводит мониторинг реализации целевых программ и по мере необходимости корректирует уровни их финансирования; разрабатывает и с помощью Управления политики федеральных заказов доводит до правительственных ведомств указания по осуществлению закупок для федеральных нужд; производит анализ предлагаемых изменений законодательства об осуществлении закупок на соответствие проводимой политике.
Управление политики федеральных заказов (УПФЗ) является одним из структурных подразделений АБУ и играет ключевую роль в формировании и проведении государственной политики в сфере федеральной контрактной системы. УПФЗ наделено следующими полномочиями [1]:
- совершенствование правил федеральных закупок (Federal Acquisition Regulation, FAR), в том числе путем подготовки и направления в администрацию Президента законодательных предложений, направленных на развитие федеральной контрактной системы;
- руководство деятельностью Совета директоров по осуществлению закупок (Chief Acquisition Officers Council, CAOC), объединяющего руководителей заказывающих под-
Комитеты Сената Комитеты Палаты представителей
Комитет по вооруженным силам Комитет по национальной безопасности
Комитет по делам правительства Комитет по надзору и реформированию правительства
Комитет по малому предпринимательству Комитет по малому предпринимательству
Таблица 3
Комитеты Конгресса США, осуществляющие надзор в сфере федеральной контрактной системы
XZ
Глава органа исполнительной власти
Контрактны й управляющ ий
П одразделение, осуществляющее закупки
П РЕЗИДЕНТ
]
Н
Совет по обжалованию контрактов
]
Рис. 2. Структура федеральной контрактной системы на уровне федеральных органов исполнительной власти Примечание. Источник: [10, р. 87].
разделений федеральных ведомств. Данный Совет является основным межведомственным институтом, предназначенным для мониторинга и совершенствования федеральной контрактной системы. Совет проводит в этой области политику президента, реализует его программы и инициативы;
- предоставление официальных разъяснений законодательства о федеральных заказах, в том числе консультирование комитетов Конгресса США и сотрудников юридических служб АБУ по вопросам нормативно-правового регулирования контрактной системы;
- координация работы по формированию правительственными ведомствами единообразных стандартов осуществления закупок в федеральной контрактной системе, предоставление федеральным ведомствам указаний по развитию их собственных внутриведомственных систем осуществления закупок. Руководитель УПФЗ по согласованию с директором АБУ вправе отменить правила осуществления закупок, принятые для своих внутренних целей каким-либо федеральным ведомством, если они не соответствуют FAR;
- руководство деятельностью федерального института заказов (Federal Acquisition Institute - FAI), обеспечивающего повышение
уровня профессиональной подготовки сотрудников, занятых в сфере осуществления закупок для федеральных нужд;
- создание благоприятных условий для участия в государственных закупках субъектов малого предпринимательства. Наряду с Администрацией малого бизнеса (Small Businesses Administration, SBA) УПФЗ отвечает за предоставление преимуществ льготным формам малого бизнеса (предприятия, возглавляемые женщинами, ветеранами, инвалидами, а также представителями других льготных категорий населения США);
- администрирование информационной системы федеральных заказов.
Советы по регулированию федеральных заказов также играют важную роль в управлении федеральной контрактной системой США, к их числу относятся:
- Совет по регулированию оборонных заказов (Defence Acquisition Regulatory Council, DARC) - включает представителей департаментов ВВС, ВМС и ВСС, управления тыла минобороны США и национального аэрокосмического агентства (НАСА) и отвечает за регулирование оборонных заказов [2];
- Совет по регулированию гражданских заказов (Civilian Agency Acquisition Council,
CAAC). К компетенции данного Совета относится регулирование всех заказов, за исключением оборонных [12];
- Совет по регулированию федеральных заказов (Federal Acquisition Regulatory Council, FARC) - оказывает УПФЗ помощь в нормотворческой деятельности, а также координирует политику в сфере федеральных заказов [4].
Если один из Советов разрабатывает проект поправок к FAR, такой проект передается в другой Совет для рассмотрения и получения одобрения. Прежде чем появиться на свет, поправка к FAR рассматривается руководителем УПФЗ и подписывается всеми членами Совета по регулированию федеральных заказов.
Коллегии по обжалованию контрактов (Boards of contract appeals, BCA) разрешают споры по государственным контрактам, возникающие между органами исполнительной власти и их контрагентами. Практика разрешения споров указанными коллегиями также получила признание в качестве источника нормативного регулирования федеральной контрактной системы.
Руководители федеральных органов исполнительной власти утверждают дополнительные правила осуществления закупок и другие внутренние правила осуществления закупок, и несут ответственность как за удовлетворение потребностей своего ведомства, так и за соблюдение обязательных предписаний FAR.
Все ведомства и директивные органы так вовлечены в процесс создания и поддержания единого свода правил осуществления закупок (FAR) для федеральных нужд в пределах своих компетенций.
Отдельного рассмотрения требует правовое положение Федерального управления служб общего назначения (General Services Administration, GSA), основная цель которого - поддержка материально-технического обеспечения функционирования всех остальных федеральных ведомств.
Управление состоит из Службы общественных зданий (Public Buildings Service, PBS), которая управляет всеми объектами недвижимого имущества, принадлежащими ведомствам США, и Федеральной службы
закупок (Federal Acquisition Service, FAS). Данная служба обеспечивает остальные федеральные ведомства готовыми решениями в части приобретения ими необходимых им товаров и услуг по минимально возможным ценам. С этой целью служба поддерживает Каталог Управления служб общего назначения (GSA Schedule) [8], содержащий свыше 11 млн наименований стандартных товаров и услуг. Каталог можно рассматривать как собрание предварительно заключенных долгосрочных контрактов, сроки поставки и количество товара по которым являются неопределенными (Indefinite Delivery Indefinite Quantity, IDIQ, contracts). Сотрудники, занимающиеся закупками в других федеральных ведомствах, могут заказывать любые товары из этого каталога, при этом все юридические обязательства берет на себя Федеральная служба закупок. Поэтому Управление служб общего назначения в отечественной экономической литературе зачастую сравнивают с советским Госснабом [9, р. 517].
Особого внимания заслуживает исследование роли института контрактных офицеров в федеральной контрактной системе США. Общее количество ежегодно заключаемых государственных контрактов достигает 1215 млн, при том что стоимость каждого из них составляет от 2,5 тыс. долл. до 10-15 млрд долларов. Суммарно общая стоимость текущего пакета федеральных контрактов (портфеля заказов настоящего, прошлого и будущего периодов) сопоставима с годовым федеральным бюджетом США.
Процесс осуществления закупки для федеральных нужд включает три этапа: размещение, управление, прекращение действия федерального контракта. В соответствии с FAR эти этапы должны выполняться тремя различными категориями контрактных офицеров, хотя в отдельных случаях могут быть успешно осуществлены и одним контрактным офицером. В зависимости от политики, проводимой в конкретном заказывающем ведомстве, полномочия по размещению заказов, управлению контрактом и прекращению контракта могут быть делегированы одному, двум или большему числу контрактных офицеров [1].
Статус контрактного офицера выражается прежде всего в том, что никакое иное лицо
в государственном аппарате США, - будь то министр или член Конгресса, - не имеет права подписывать государственный контракт от имени Федерального правительства США, и обязывать его оплачивать из федерального бюджета. Признаком особых полномочий контрактного офицера является наличие у него особого документа - сертификата о назначении. Этот документ выдается от имени федерального правительства и уполномочивает его обладателя действовать в вопросах государственных заказов в качестве представителя (агента) федерального правительства США.
Контрактный офицер по размещению заказов/заключению контрактов действует как представитель (агент) Федерального правительства США в части приобретения товаров или услуг, необходимых для выполнения задач его ведомства. Он обязан не только обеспечивать публикацию условий государственных заказов или осуществлять первоначальные переговоры по размещению федеральных контрактов, но и вносить изменения и поправки, выдавать разрешения на их продление. Контрактный офицер по заключению контрактов опирается в своей деятельности на особую команду, куда входят следующие специалисты:
1) представитель контрактного офицера по заключению контракта;
2) эксперт-аналитик по вопросам рыночной конъюнктуры и ценообразования;
3) технический представитель контрактного офицера - управляющий проектом;
4) эксперт-финансист - специалист по бюджетному планированию;
5) государственный инспектор на предприятии (эксперт по управлению дополнительными государственными ресурсами и собственностью);
6) юрисконсульт;
7) Совет по выбору корпорации-подрядчика;
8) инспекционный комитет по осуществлению закупок.
Контрактный офицер по управлению контрактами. Если Государственный представитель по заключению контракта обычно работает в штаб-квартире федерального ведомства, являющегося инициатором
закупки, то Государственный представитель по управлению контрактами и его команда, как правило, размещаются на предприятиях подрядчика. В команду контрактного офицера по управлению контрактами может входить широкий круг органов и специалистов:
1) бюро регионального (заводского) представителя;
2) вторичная подчиненная администрация;
3) аналитик по ценообразованию;
4) аудитор;
5) финансовый эксперт;
6) администратор государственной собственности;
7) инспектор по качеству продукции и контролю за производством;
8) советник по обеспечению государственной безопасности.
Контрактный офицер по прекращению контракта включается в работу только в случае прекращения контракта и несет единоличную ответственность за урегулирование неисполненной его части.
В команду контрактного офицера по прекращению контракта входят:
1) советник по государственной безопасности и ликвидации заделов по военному контракту, не использованных при выполнении или прекращении государственного заказа;
2) ревизоры Счетной палаты США;
3) наблюдательные советы по реорганизации и освобождению подрядчика или его предприятий от обязательств.
В 1970-1980-х гг. в США насчитывалось 100-120 тыс. человек контрактных офицеров, на сегодняшний день их численность уменьшилась до 80-90 тыс. человек. Помимо сокращения численности контрактных офицеров, предпринятого Конгрессом США в целях рационализации государственного управления, на протяжении последних двадцати лет данный институт страдал от недостатков в системе профессиональной подготовки персонала, а также понес репутационные потери. Контрактный офицер, занимающийся планированием закупок или управлением контрактами, выполняет чрезмерно большое число функций, при этом уровень его подготовки и уровень оплаты невысокий.
Кроме того, по оценке Д. Гордона, среди ведомственных специалистов в сфере заку-
пок сохраняется возрастная диспропорция -многие из них находятся в предпенсионном возрасте, исходя из чего можно предположить сокращение корпуса контрактных офицеров за счет значительного числа выходов на пенсию в течение ближайших пяти лет [3, р. 3].
Выводы
Основное содержание регулирования отношений в сфере контрактной системы США состоит, во-первых, в определении круга и организационной структуры федеральных ведомств, имеющих полномочия заказывать товары, строительные объекты, работы и услуги для удовлетворения различных нужд американского государства; и, во-вторых, в установлении законодательством правового механизма реализации государственных заказов, в том числе структуры федерального контракта и процедуры его оформления и исполнения.
В небольших правительственных образованиях деятельность по осуществлению закупок характеризуется сравнительно простой организационной структурой, в то время как в большинстве федеральных органов исполнительной власти имеются еще и децентрализованные службы закупок, локализованные в структурных подразделениях ведомства. Такое разветвление, как и передача правительством части функций частным корпорациям, позволяет снизить издержки на узкоспециализированные услуги, повысить качество таких услуг, уменьшить бюрократизацию, усилить конкуренцию, тем самым получить товары и услуги по действительно справедливым ценам.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Федорович, В. А. США: военная экономика (организация и управление) / В. А. Федорович, В. Б. Муравник, О. И. Бочкарев ; под общ. ред. П. С. Золотарева и Е. А. Роговского. - М. : Между-нар. отношения, 2013. - 613 с.
2. Civilian Agency Acquisition Council (CAAC). - Electronic text data. - Mode of access: http://acquisition.gov/COMP/caac/index.html (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
3. Code of Federal Regulations, 2014. Title 48. Federal Acquisition Regulations. - Electronic text
data. - Mode of access: http://www.ecfr.gov/cgi-bin/ text-idx?SID=da105a10ae49e585b686c150b864b 9a7& tpl=/ecfrbrowse/Title48/48tab_02.tpl (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
4. Defence Acquisition Regulatory Council (DARC). - Electronic text data. - Mode of access: https://dap.dau.mil/glossary/pages/1745.aspx (date of access: 11.02.2015).
5. Drabkin, D. U. S. Federal government procurement: structure, process and current issues. Public Procurement: International Cases and Commentary / David Drabkin, Khi V Thai. - N. Y., 2007.
6. Federal Acquisition Regulatory Council (FARC). - Electronic text data. - Mode of access: http:/ /www.whitehouse.gov/omb/procurement_far_council (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
7. Federal Deposit Insurance Corporation. -Electronic text data. - Mode of access: https:// www.fdic.gov/about/diversity/sbrp/49.ppt (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
8. Federal Procurement Dara System (FPDS-NG). - Electronic text data. - Mode of access: https:// www.fpds.gov/fpdsng_cms/index.php/en/ (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
9. Federal Spending Trends, FY 2014. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www.usaspending.gov (date of access: 11.02.2015). -Title from screen.
10. Gordon, D. I. Reflections On The Federal Procurement Landscape / D. I. Gordon // Government Contractor. - 2012. - №№ 51. - P. 3.
11. Government Procurement Laws and Regulations. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.wingovernmentcontracts.com/ government-procurement-laws-and-regulations.htm (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
12. GSA Schedule. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.gsaelibrary.gsa.gov/ElibMain/ home.do (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
13. Kristi, D. Caravella Robinson. U. S. Federal Government Procurement: Organizational Structure, Process, and Current Issues. International Handbook of Public Procurement / D. Kristi. - N. Y., 2009.
14. The Budget For Fiscal Year-2015. Historical Tables. - Electronic text data. - Mode of access: http://www. white house. gov/omb/budget/ Historicals (date of access: 11.02.2015). - Title from screen.
REFERENCES
1. Fedorovich V.A., Muravnik V.B., Bochkarev O.I. SShA: voennaya ekonomika (organizatsiya i upravlenie) [USA: Military Economy (Organization
and Management)]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2013. 613 p.
2. Civilian Agency Acquisition Council (CAAC). Available at: http://acquisition.gov/COMP/ caac/index.html (accessed February 11, 2015).
3. Code of Federal Regulations, 2014. Title 48. Federal Acquisition Regulations. Available at: http:// www.ecfr.gov/cgi-bin/textidx?SID=da105a10ae49e585 b686c150b864b9a7&tpl=/ecfrbrowse/Title48/48tab_ 02.tpl (accessed February 11, 2015).
4. Defence Acquisition Regulatory Council (DARC). Available at: https://dap.dau.mil/glossary/ pages/1745.aspx (accessed February 11, 2015).
5. Drabkin D., Khi V T. U. S. Federal Government Procurement: Structure, Process and Current Issues. Public Procurement: International Cases and Commentary. New York, 2007.
6. Federal Acquisition Regulatory Council (FARC). Available at: http://www.whitehouse.gov/omb/ procurement_far_council (accessed February 11, 2015).
7. Federal Deposit Insurance Corporation. Available at: https://www.fdic.gov/about/diversity/ sbrp/49.ppt (accessed February 11, 2015).
8. Federal Procurement Data System (FPDS-NG). Available at: https://www.fpds.gov/fpdsng_cms/ index.php/en/ (accessed February 11, 2015).
9. Federal Spending Trends, FY 2014. Available at: http://www.usaspending.gov (accessed February 11, 2015).
10. Gordon D.I. Reflections on The Federal Procurement Landscape. Government Contractor, 2012, no. 51, p. 3.
11. Government Procurement Laws and Regulations. Available at: http://www.wingovernment contracts.com/government-procurement-laws-and-regulations.htm (accessed February 11, 2015).
12. GSA Schedule. Available at: http:// www.gsaelibrary.gsa.gov/ElibMain/home.do (accessed February 11, 2015).
13. Robinson K.D. U.S. Federal Government Procurement: Organizational Structure, Process, and Current Issues. International Handbook of Public Procurement. New York, 2009.
14. The Budget For Fiscal Year 2015, Historical Tables. Available at: http://www.whitehouse.gov/omb/ budget/Historicals (accessed February 11, 2015).
INSTITUTIONAL AND ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE FEDERAL PROCUREMENT SYSTEM OF THE UNITED STATES
Vovchenko Natalya Gennadyevna
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Finance, Rostov State Economic University [email protected]
B. Sadovaya St., 69, 344002 Rostov-on-Don, Russian Federation
Epifanova Tatyana Vladimirovna
Doctor of Economic Sciences Professor, Department of Civil Law, Rostov State Economic University [email protected]
B. Sadovaya St., 69, 344002 Rostov-on-Don, Russian Federation
Gurin Oleg Yuryevich
Leading Specialist, Department of Contract Security Service, Ministry of General and Professional Education of the Rostov Region ottorolend@gmail. com
Dolomanovskiy Lane, 31, 344013 Rostov-on-Don, Russian Federation
Abstract. The paper deals with the role of the Federal procurement system of the United States as a regulatory tool of the U.S. economy.
The scope of research is focused on organizational and institutional aspects of forming and developing the U.S. Federal procurement system.
The main purpose of the paper is to study up-to-date mechanism of government acquisition in the United States and to consider all its structural elements taken in conjunction
with each other, such as the President, the Office of Management and Budget (OMB), the Office of Federal Procurement Policy (OFPP), the General Services Administration (GSA), other executive and regulatory agencies.
The methodological background of the research is based on normative, system-wide, statistical and complex approaches to the study of structural elements of the U.S. Federal procurement system.
The theoretical and practical material of the present research can be used in teaching and learning activities at economic faculties, for instance, in the course of lectures on government contacting and public procurement management. It also can be used in training and advanced training of specialists who draft public procurement regulations in the Russian Federation.
The statutory regulation of the U.S. Federal procurement system constitutes an organizational framework of executive agencies, their functions and responsibilities, specifics of government control over contract performance, competition requirements and contracting methods. The paper considered interrelated components of the U.S. Federal procurement system, which operates in furtherance of efficient utilization of Federal budget.
Key words: state finance, government order, Federal procurement system, government contracting, financial regulation of economy.