Научная статья на тему 'МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ'

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
английский для специальных целей (ESP) / метод / контекст / коммуникация / аутентичность / компетентность / English for Specific Purposes (ESP) / method / context / communication / authenticity / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.А. Румянцева, О.Е. Орехова

Проблема активизации процесса обучения специалистов находится в центре внимания методологии. В статье рассматриваются методы активизации учебного процесса преподавания английского языка для специальных целей (ESP). Основным методом активизации преподавания ESP признано внедрение информационных технологий. При отборе материала для курса ESP учитывалось положение о том, что наиболее эффективный путь изучения иностранного языка – через контекст его применения. Содержание обучающей информации в таком случае конструируется на основе сочетания изучения фактического материала и языковых явлений. В условиях ограниченного количества аудиторных часов на первое место вынесена проблема организации самостоятельной работы студентов. В статье также анализируются преимущества применения аутентичных текстов, поскольку они активизируют мотивацию к обучению, помогают совершенствовать собственные навыки речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.А. Румянцева, О.Е. Орехова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ACTIVATING THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES

The problem of intensifying the process of training specialists is the focus of the methodology. The article discusses methods for enhancing the educational process of teaching English for Specific Purposes (ESP). The main method of enhancing ESP teaching is the introduction of information technology. When selecting material for the ESP course, the researchers take into account the position that the most effective way to learn a foreign language is through the context of its application, and the content of teaching information in this case is constructed based on a combination of studying factual material and linguistic phenomena. In conditions of a limited number of classroom hours, the problem of organizing students’ independent work has come to the forefront. The article also analyzes the advantages of using authentic texts, since they activate motivation for learning and help improve one’s own speaking skills.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»

9. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.

10. Kerimov M.M. Vzaimovliyanie kul'tur narodov Rossii: rol' konfessional'nogo faktora. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2009; № 4.

11. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

12. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.

Статья поступила в редакцию 15.02.24

УДК 372

Rumyantseva Z.A, English teacher, English Department Number 4, Moscow State Institute of International Relations MGIMO Ministry of Foreign Affairs of Russia

(Moscow, Russia), E-mail: zoey99@bk.ru

Orekhova O.E., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of German Language, Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia),

E-mail: frauo@bk.ru

METHODS OF ACTIVATING THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES. The problem of intensifying the process of training specialists is the focus of the methodology. The article discusses methods for enhancing the educational process of teaching English for Specific Purposes (ESP). The main method of enhancing ESP teaching is the introduction of information technology. When selecting material for the ESP course, the researchers take into account the position that the most effective way to learn a foreign language is through the context of its application, and the content of teaching information in this case is constructed based on a combination of studying factual material and linguistic phenomena. In conditions of a limited number of classroom hours, the problem of organizing students' independent work has come to the forefront. The article also analyzes the advantages of using authentic texts, since they activate motivation for learning and help improve one's own speaking skills.

Key words: English for Specific Purposes (ESP), method, context, communication, authenticity, competence

З.А. Румянцева, преп., Московский государственный институт международных отношений МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: zoey99@bk.ru

О.Е. Орехова, канд. ист. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: frauo@bk.ru

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Проблема активизации процесса обучения специалистов находится в центре внимания методологии. В статье рассматриваются методы активизации учебного процесса преподавания английского языка для специальных целей (ESP). Основным методом активизации преподавания ESP признано внедрение информационных технологий. При отборе материала для курса ESP учитывалось положение о том, что наиболее эффективный путь изучения иностранного языка - через контекст его применения. Содержание обучающей информации в таком случае конструируется на основе сочетания изучения фактического материала и языковых явлений. В условиях ограниченного количества аудиторных часов на первое место вынесена проблема организации самостоятельной работы студентов. В статье также анализируются преимущества применения аутентичных текстов, поскольку они активизируют мотивацию к обучению, помогают совершенствовать собственные навыки речи.

Ключевые слова: английский для специальных целей (ESP), метод, контекст, коммуникация, аутентичность, компетентность

Актуальность исследования определяется тем, что в современных реалиях владение иностранным языком (далее - ИЯ) является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности. Вместе с тем результаты исследований иноязычной подготовки выпускников неязыковых вузов говорят о том, что свободное владение английским демонстрирует лишь третья часть опрошенных, а использование знаний ИЯ в профессиональной деятельности - лишь 15% сотрудников [1]. Причиной указанной ситуации является множество факторов, оказывающих негативное влияние на профессиональное владение ИЯ [2], что вызывает потребность в разработке соответствующего подхода к организации, осуществлению и методическому обеспечению иноязычной подготовки будущих специалистов.

В ряде работ [3; 4] отмечается необходимость активизации профессионального общения, повышения профессионального уровня. При этом основным методом усовершенствования обучения ИЯ считается внедрение новейших информационных технологий, актуализированное инновационными путями развития высшего образования и иноязычной подготовки специалистов в условиях глобального информационного мира. Учеными изучены междисциплинарный подход в обучении ESP [5], методика преподавания ESP [6], анализируется проблема разработки учебных пособий для ESP-курсов [7]. По мнению М.В. Афанасьевой, цель преподавания ESP - усовершенствование межкультурной компетенции, охватывающей языковую, социальную, культурную и профессиональную компетенции [8].

Несмотря на то, что содержание обучения ИЯ как общеобразовательной дисциплины и содержание обучения профильно-ориентированному ИЯ отличаются, специалисты отмечают, что процессы изучения английского языка в пределах определенного профиля такие же, как в общеобразовательном курсе [9]. В общем, нет методик обучения курсу ESP, не свойственных обучению курсу General English. С другой стороны, специалисты в области преподавания английского для профессионального общения заключают, что курс обучения профильно-ориентированному ИЯ не должен применять методы обслуживаемых им дисциплин [10]. Следовательно, проблема сочетания традиционных и специальных методов и подходов при организации курса ESP остается крайне актуальной.

Исходя из вышесказанного, цель статьи - исследование методов активизации учебного процесса преподавания курса ESP.

Задачи исследования:

- на основании анализа научной литературы обобщить теоретические исследования относительно методов и форм активизации учебного процесса при преподавании курса ESP;

- проанализировать, определить практическую ценность методов и форм активизации учебного процесса при преподавании курса ESP;

- обосновать эффективность использования методов и форм активизации учебного процесса для формирования устойчивого интереса к предмету и роста уровня знаний, умений и навыков студентов.

Методы исследования: решение поставленных задач осуществлялось с использованием метода анализа научных источников по проблеме изучения ESP.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении значения активизации учебного процесса как средства формирования устойчивого интереса к изучению ESP.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в процессе обучения ESP в неязыковом вузе.

Научная новизна полученных результатов состоит в теоретическом обосновании методов и форм активизации учебного процесса при преподавании курса ESP.

Главными задачами усовершенствования существующей практики преподавания курса ESP являются выбор содержания учебного материала, форм и методов работы, которые обеспечат овладение студентами английским языком как средством коммуникации, формирование мотивационного обеспечения учебной деятельности, выработку критериев для объективной оценки. Не менее важной проблемой изучения курса ESP является проблема сохранения и повышения иноязычных компетенций. Полноценное вхождение специалиста в профессиональную сферу по окончании вуза требует владения ИЯ. Однако программа изучения языка в университете ограничена 1-2 курсом, а дальнейшее развитие иноязычных компетенций проходит вне аудитории и находится в зависимости от самого студента. В связи с чем исследователи полагают, что обучение ИЯ должно носить развивающий характер. Для реализации развивающего подхода следует сформировать педагогическую среду, в которой участникам процесса обучения присущ высокий уровень активности, способный обеспечить им полноценную иноязычную коммуникацию.

Еще одним условием успешности обучения ИЯ, по мнению ученых, является интеграция [2]. Вовлеченность студентов в иноязычное лингвокультурное пространство, использование его информативных ресурсов в будущей профессиональной деятельности обеспечивается применением в процессе обучения ИЯ

различных видов интеграции - межпредметной, поликультурной, организационной, методической и т. п., а также развивающих технологий.

Решая проблему отбора учебного материала, следует учитывать положение о том, что наиболее эффективный путь изучения ИЯ - через контекст его применения. Теоретики и педагоги-практики указывают на необходимость использования аутентичных текстов, отвечающих языковым потребностям студентов [5]. Они придают конкретную форму структурам, функциям и признакам речи, подлежащим изучению [3]. Проблема конструирования учебной информации будет заключаться в полученном сочетании изучения фактического материала и языковых явлений.

Ученые подчеркивают, что специалисту любой сферы необходимы навыки работы с иноязычными источниками информации, умение ее творчески интерпретировать и передавать [8].

Среди коммуникативных ситуаций, в которых может оказаться специалист отдельной сферы, следует назвать участие в презентациях, рекламных акциях, конференциях, конгрессах с участием международных коллег, диалоги во время таких встреч, налаживание бизнес-контактов, обсуждение соглашений, контрактов в рамках профессиональной деятельности [8]. Интересы студентов предопределяются заинтересованностью своей будущей профессией, поэтому в аудитории создается коммуникативная среда, в которой коммуникативная ситуация станет имитацией процесса реального общения [6]. Следовательно, повышается интерес к тем видам речевой деятельности, благодаря которым решаются сложные профессиональные задачи.

Коммуникативная методика построена на следующих основных принципах: 1) студенты активно участвуют в иноязычном общении; 2) время говорения преподавателя сводится к минимуму; 3) предпочтение отдается групповым видам работы студентов, их взаимодействию; 4) студенты учатся критически мыслить, выражать свое мнение на английском языке; 5) используются ролевые игры, кве-сты, презентации и т. п.; 6) применяется метод «погружения» в языковую среду, когда общение на родном языке почти исключено [10].

Перед преподавателем курса ESP ставится цель создания условий погружения в языковую среду, чтобы студенты не боялись ошибаться и активно участвовали в коммуникации. Занятия должны проходить по принципу доминирования речевой практики, теоретические объяснения происходят при необходимости. Для внедрения коммуникативного подхода кафедрам иностранных языков необходимо разрабатывать программы, адаптированные к специальностям, уровню студентов в отдельных группах, а практические занятия будут разрабатываться с учетом упомянутых выше принципов. Эти условия выполняются для студентов неязыковых специальностей, поскольку основной целью их обучения является формирование коммуникативных компетенций разного уровня, умение пользоваться специальной терминологией, осуществлять поиск и обмен необходимой информацией.

Рассматривая вопрос о содержании курса ИЯ для той или иной специальности, методисты отмечают, что профессиональные темы, изучаемые в курсе ESP, должны быть тщательно отобраны для достижения целей курса. Профессиональные темы и ситуации в своем взаимодействии будут определять содержание коммуникации, социолингвистические и прагматические навыки, необходимые участникам общения, а также языковой материал [9].

При этом выбор содержания учебного материала происходит субъективно, на основании тематических предпочтений авторов учебно-методических материалов. Как следствие, содержание курса ESP может необоснованно расширяться или сужаться, в него включают малозначимые компоненты, в то время как некоторые базовые элементы совсем не рассматриваются. Поэтому в неязыковых вузах сначала нужно проводить подбор профессиональных тем для обучения, а под эти темы отбирать ситуации, адекватные общению [9]. Следовательно, само понятие темы является базовым для всего содержания обучения ИЯ в неязыковом вузе и подбора этого содержания, т. е. отбор речевых материалов (тексты профессиональной тематики) осуществляется только после того, как было выбрано содержание этих материалов.

Состав собственно содержания курса ESP предполагает предварительный отбор тематики и ситуаций для устно-речевого и письменно-речевого общения, в рамках которого будет осуществляться выработка автоматизма, умений и навыков речевой коммуникации. Исследователи отмечают, что если тематика и ситуации выбраны первыми, то это определяет, как содержание текстов, так и значение, и смысл языковых знаков, функционирующих при осуществлении речевых актов в тех ситуациях, где коммуникация происходит по определенной тематике. На этой основе возникает возможность обоснованно подбирать и сами тексты, и языковой инвентарь. Наконец, из отобранных текстов, языкового инвентаря, социолингвистических и прагматических знаний можно вывести те знания, автоматизмы, навыки и умения, которыми обучающиеся должны овладеть в процессе обучения ИЯ [7].

Актуальные темы для курса ESP не должны отбираться только при участии преподавателей ИЯ и методистов. Систематизация и выделение базовых для отдельной отрасли тем, которые создают целостную обобщенную картину специальности у студентов, возможны только если опираться на рекомендации ученых соответствующей сферы. После отбора тем и ситуаций уместно подбирать речевые материалы (тексты профессиональной направленности), которые имеют следующие характеристики: соответствие основному предметному содер-

жанию каждой из выбранных тем, типичность для ситуаций профессионального общения, аутентичность.

Существует множество источников типичных аутентичных текстов. Скажем, источником отбора текстов, во многом активизирующих процесс изучения английского для чисто профессиональных целей, могут служить аутентичные учебники по профессиональным дисциплинам, которые используются в англоязычных странах для подготовки будущих специалистов по той или иной специальности. Но наиболее доступными источниками подбора типичных аутентичных профессиональных текстов являются интернет-ресурсы (различные профессиональные сайты). На таких сайтах можно найти множество задач для речевой практики, которая, учитывая опору на коммуникативный подход, является одним из важных методов обучения ИЯ. Речевая практика связана с участием студентов в реальном или смоделированном иноязычном общении, то есть они практикуются в таком общении. Именно эта практика обеспечивает окончательное формирование иноязычных речевых навыков и развитие иноязычных речевых умений во всех видах речевой деятельности.

В условиях ограниченного количества аудиторных часов, отведенных на изучение курса ESP, актуальна проблема активизации самостоятельной работы студентов, которой будет способствовать обеспечение целесообразного сочетания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; методическая организация разных видов самостоятельных работ студентов; обеспечение студента необходимыми учебными источниками, интернет-ресурсами; оценка и контроль организации и хода самостоятельной работы; использование средств поощрения студента за качественное исполнение.

В современной методической практике среди наиболее эффективных ин-струменов самостоятельной работы студентов следует выделить проблемно-поисковые методы, метод проектного обучения, создание языкового портфолио, применение новейших ИКТ в обучении.

Проблемно-поисковые методы нацелены на активизацию умения поиска и обработки информации. Их применение побуждает студентов к самостоятельным исследованиям, повышает мотивацию к дальнейшей работе, способствует развитию аналитического и логического мышления. Составными частями этих методов являются самостоятельная работа студента и его работа под руководством преподавателя. Например, работая с иноязычными периодическими изданиями, рекомендовано больше сосредоточиться на коротких поисковых задачах: выписать профессиональные термины, проанализировать заголовки статей, составить объявление по образцу, составить план заинтересовавшей статьи, проанализировать рекламные тексты и создать свой слоган или небольшую рекламу, например, собственного производства.

Следующий путь активизации процесса изучения ИЯ - метод проектов, позволяющий сосредоточить исследовательские способности студентов вокруг решения одной проблемы и дающий возможность применить полученные знания на практике. Введение в обучающий процесс метода проектов позволяет показать умение студента или группы студентов использовать арсенал поиска информации, реализовать свой интерес к предмету исследования, расширить знания о нем, продемонстрировать свой прогресс в освоении курса ESP. Организуя работу над проектом, важно так сформулировать проблему, чтобы ориентировать студентов на использование самых современных фактов своей отрасли и различных источников информации, привлечь для работы всех студентов, предложив каждому задание в соответствии с уровнем его языковой подготовки. Наконец, активизация деятельности студентов зависит от того, насколько интересна и современная тема проекта. Проектная методика позволяет сочетать вербальные средства выражения и учит применять различные приемы визуализации: слайды, видеоматериалы, рисунки, коллажи, графики и диаграммы. Метод проектов помогает не только активизировать процесс изучения языка, но и превратить занятия в дискуссионное ток-шоу, на котором решаются интересные, практически значимые и актуальные для специалистов отдельной области проблемы.

Важным фактором повышения активности студентов в освоении курса ESP является использование информационных технологий, которое позволяет подать информацию в обновленной и современной форме, сделать ее более обобщенной, интересной и максимально приближенной к профессиональной сфере. Мультимедийные средства позволяют заинтересовать студентов с разным способом восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, дискреты), интегрируя печатный текст, графическое изображение, видео, фото и аудио при создании «виртуальной реальности» иноязычного общения [6].

В процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности действенным методом активизации учебного процесса преподавания курса ESP является создание так называемого языкового портфолио (Language Portfolio) как инструмента поддержки развития межкультурной коммуникации. Согласно мнению исследователей, систематическое ведение языкового портфолио повышает мотивацию студентов, способствует развитию сознательного отношения к обучению и его результатам. Эта методика позволяет конкретизировать задачи обучения ИЯ, лучше организовать самостоятельную работу [9]. Языковое портфолио может быть, как в бумажном, так и в электронном варианте, включая в себя выполненные и оцененные итоговые работы и тесты с комментарием преподавателя, проекты, презентации, отзывы о различных видах иноязычной деятельности. Методисты отмечают, что невозможно говорить о едином правильном способе ведения портфолио или единой его структуре [9]. Возможны вариации

этой гибкой методики, чтобы приспособить ее к содержанию обучения и потребностям студентов.

Таким образом, путем активизации обучения ИЯ с помощью мультимедийных средств и современных методик преподаватель получает дополнительные возможности управления процессом иноязычного обучения. Применение продуманной системы задач с ориентацией на будущую профессиональную деятельность позволяет переключить студентов с уровня полного управления со стороны преподавателя на автономный уровень учебной деятельности.

Библиографический список

Практика преподавания ESP свидетельствует, что использование новейших методик, требующих дальнейшего развития и совершенствования, и современных ИКТ является мощным средством подготовки будущих специалистов, поскольку они значительно расширяют возможности традиционного обучения, активизируют учебный процесс, способствуют его индивидуализации и разнообразию. Чрезвычайно важно внедрять их в самостоятельную работу студентов с целью развития коммуникативных навыков и улучшения межкультурных отношений.

1. Волегова Е.А. К вопросу об английском языке для профессиональных целей в неязыковом вузе. Полиязычная образовательная среда: модели и технологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018: 14-22.

2. Novoselov M., Novoselova S., Kostarev A. Approaches to foreign language for specific purposes learning. Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017; № 13: 206-211.

3. Андриенко А.С. Компетентностный подход к обучению иностранному языку в системе профессиональной подготовки студентов неязыкового вуза: монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

4. Безукладников К.Э., Жигалев Б.А., Крузе Б.А., Новоселов М.Н. и др. Профессионально ориентированное обучение английскому языку: методы, приемы, оценивание. Пермь: ПГГПУ; НГЛУ 2017.

5. Чилингарян К.П. Английский для специальных (АСЦ) целей в совресменном обществе. Международный журнал экспериментального образования. 2014; № 3: 145-150.

6. Dzugaeva Z.R. Teaching English for specifi c Purposes (ESP). Internationalscientificreview. 2017; № 2 (33): 91-92.

7. Борисова П.В. Принципы разработки учебного пособия по английскому языку для специальных целей в техническом вузе. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017; Т. 6, № 20: 80-93.

8. Афанасьева М.В. ESP - английский для специальных целей: история и современность. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012; № 3 (7): 68-70.

9. Поскребышева Т. А. Организация эффективного обучения ESP в вузе. MODERN HIGH TECHNOLOGIES. 2021; № 2: 204-208.

10. Tenieshvili A. Towards Various Aspects of Teaching Language for Specific Purposes (LSP) at Higher Education Institutions. Journal of Foreign Language Education and Technology. 2019; № 4 (1):111-126.

References

1. Volegova E.A. K voprosu ob anglijskom yazyke dlya professional'nyh celej v neyazykovom vuze. Pollyazychnaya obrazovatel'naya sreda: modeli i tehnologii: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018: 14-22.

2. Novoselov M., Novoselova S., Kostarev A. Approaches to foreign language for specific purposes learning. Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. 2017; № 13: 206-211.

3. Andrienko A.S. Kompetentnostnyj podhod k obucheniyu inostrannomu yazyku v sisteme professional'noj podgotovki studentov neyazykovogo vuza: monografiya. Cheboksary: CNS "Interaktiv plyus", 2017.

4. Bezukladnikov K.'E., Zhigalev B.A., Kruze B.A., Novoselov M.N. i dr. Professional'noorientirovannoeobuchenieanglijskomuyazyku: metody, priemy, ocenivanie. Perm': PGGPU; NGLU, 2017.

5. Chilingaryan K.P. Anglijskij dlya special'nyh (ASC) celej v sovresmennom obschestve. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № 3: 145-150.

6. Dzugaeva Z.R. Teaching English for specifi c Purposes (ESP). International scientifi c review. 2017; № 2 (33): 91-92.

7. Borisova P.V. Principy razrabotki uchebnogo posobiya po anglijskomu yazyku dlya special'nyh celej v tehnicheskom vuze. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2017; T. 6, № 20: 80-93.

8. Afanas'eva M.V. ESP - anglijskij dlya special'nyh celej: istoriya i sovremennost'. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2012; № 3 (7): 68-70.

9. Poskrebysheva T. A. Organizaciya 'effektivnogo obucheniya ESP v vuze. MODERN HIGH TECHNOLOGIES. 2021; № 2: 204-208.

10. Tenieshvili A. Towards Various Aspects of Teaching Language for Specific Purposes (LSP) at Higher Education Institutions. Journal of Foreign Language Education and Technology. 2019; № 4 (1):111-126.

Статья поступила в редакцию 10.02.24

УДК 37.01:371 (075)

Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages, Full Member of APSC, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University

(Novorossiysk, Russia), E-mail: irmak@inbox.ru

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS' SUBJECTIVITY IN THE ERGATIC EDUCATIONAL ENVIRONMENTS. The article substantiates the need to consider the problem of the development of subjectivity of future specialists during their training using ergatic educational environments, which is caused by the development of information technologies and their implementation in various industries and in the educational process. The advantages of relying on a situational and functional approach in the organization of the learning process and the formation of subjectivity of future specialists are shown. It is proved that the application of a polyprofile-communicative approach to the selection of the educational content of future specialists allows not only to analyze industrial polyprofile situations, but also to create conditions that guarantee a clear organization of actions aimed at the formation of a given quality in ergatic educational environments.

Key words: subjectivity, professional training, competence, situational and functional approach, educational situation, maritime university, educational space

И.И. Макашина, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: irmak@inbox.ru

СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭРГАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

В статье обоснована необходимость рассмотрения проблемы развития субъектности будущих специалистов в период их обучения с использованием эргатических образовательных сред, что обусловлено развитием информационных технологий и их внедрением и в различные отрасли производства, и в образовательный процесс. Показаны преимущества опоры на ситуационно-функциональный подход в организации процесса обучения и формирования субъектности будущих специалистов. Обосновано, что применение полипрофильно-коммуникативного подхода к отбору содержания образования будущих специалистов позволяет не только анализировать производственные полипрофильные ситуации, но и создавать условия, гарантирующие чёткую организацию действий, направленных на формирование заданного качества в эргатических образовательных средах.

Ключевые слова: субъектность, профессиональная подготовка, компетенция, ситуационно-функциональный подход, образовательная ситуация, морской вуз, образовательное пространство

Вопросы существования и поведения субъекта в эпоху цифровизации и научное осмысление его роли не теряет актуальности. Цифровизация принесла с собой новые роли для человека и исчезать никуда не собирается. В этой связи возникают проблемы, касающиеся критериев оценки субъектной позиции

человека и в личностном, и в профессиональном аспектах. В то же время существует и опасность десубъективации человека как результата внедрения информационных технологий в обычную жизнь, в которой значительно снижается его (субъекта) потенциал. Разумеется, речь не идёт о технофобии. Прогресс не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.