Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макашина Ирина Илхамовна, Филатова Евгения Валентиновна

Необходимость мониторинга качества подготовки морских специалистов определяется быстро развивающимися технологиями, внедряемыми в морской отрасли и в этой связи, растущими требованиями к уровню подготовки специалистов, обслуживающих эту отрасль. Несмотря на обязательные стандарты качества морского образования, установленные, прежде всего, международной морской организацией, а также национальными образовательными стандартами, вопрос продолжает оставаться открытым, так как процесс этот бесконечен, как бесконечен прогресс. Поэтому идея подготовки специалиста, готового к выполнению постоянно возникающих новых задач, не теряет своей актуальности. В статье предложены принципы организации мониторинга качества образовательного процесса, позволяющие не только обеспечить его целостность с учётом материально-технического, научного, методического и правового обеспечения, но и реализовать процесс мониторинга с учётом своевременного информирования о текущих результатах с целью необходимой корректировки данного процесса и внесения новых вводных для получения реальной картины мониторинга. В предложенной статье также уделено внимание мониторингу качества дистанционного обучения, набирающему популярность, показаны трудности его организации и предложены способы их преодоления. Высказана мысль о создании научной лаборатории, целью которой будет создание специально разработанного учебно-методического комплекса, способного обеспечить вариативность содержания процесса мониторинга с помощью различных способов оценки уровней сформированности компетентности будущих морских специалистов, а также интерактивность взаимодействия субъектов образовательного процесса для контроля результатов обучения, дистанционного, в том числе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макашина Ирина Илхамовна, Филатова Евгения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MONITORING THE QUALITY OF TRAINING MARINE SPECIALISTS

The need to monitor the quality of marine specialists training is determined by the rapidly developing technologies implemented in the maritime industry and, in this regard, by the growing requirements to the level of training specialists serving this industry. Despite the mandatory quality standards of maritime education, set by the International maritime organization and national educational standards, the question remains open, since this process is endless, as progress is endless. Therefore, the idea of training a specialist ready to perform constantly emerging new tasks does not lose its relevance. The article proposes the principles of the arrangement of the educational process quality monitoring, which allow not only to ensure its integrity, taking into account the material, technical, scientific, methodological and legal support, but also to implement the monitoring process, taking into account timely information about the current results, in order to adjust this process as necessary and make new introductory ones to get a real picture of monitoring. The proposed article also pays attention to monitoring the quality of distance learning, which is gaining popularity, and shows the difficulties of its organization suggesting ways of overcoming them. The idea of creating a scientific laboratory is expressed, the purpose of which will be to create a specially developed educational and methodological complex that will be able to provide variability in the content of the monitoring process using various methods for assessing the levels of building competence in future marine specialists, as well as interaction of educational process participants aiming at monitoring the results of training, including distance learning.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 37.01:371 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.38.02

И.И. Макашина, Е.В. Филатова

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

МАКАШИНА Ирина Илхамовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков; начальник Центра дистанционной профессиональной переподготовки;

Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. пр. Ленина 93, г. Новороссийск, 353918, Россия; e-mail: irmak@inbox.ru

MAKASHINA Irina I. - Admiral Ushakov Maritime State University. Lenin Prospect, 93, Novorossiysk, 353918, Russia; e-mail: irmak@inbox.ru

ФИЛАТОВА Евгения Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного права;

Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. пр. Ленина 93, г. Новороссийск, 353918, Россия; e-mail: ev.filatova08@yandex.ru

FILATOVA Evgenia V. - Admiral Ushakov Maritime State University. Lenin Prospect, 93, Novorossiysk, 353918, Russia; e-mail: ev.filatova08@yandex.ru

Необходимость мониторинга качества подготовки морских специалистов определяется быстро развивающимися технологиями, внедряемыми в морской отрасли и в этой связи, растущими требованиями к уровню подготовки специалистов, обслуживающих эту отрасль. Несмотря на обязательные стандарты качества морского образования, установленные, прежде всего, международной морской организацией, а также национальными образовательными стандартами, вопрос продолжает оставаться открытым, так как процесс этот бесконечен, как бесконечен прогресс. Поэтому идея подготовки специалиста, готового к выполнению постоянно возникающих новых задач, не теряет своей актуальности. В статье предложены принципы организации мониторинга качества образовательного процесса, позволяющие не только обеспечить его целостность с учётом материально-технического, научного, методического и правового обеспечения, но и реализовать процесс мониторинга с учётом своевременного информирования о текущих результатах с целью необходимой корректировки данного процесса и внесения новых вводных для получения реальной картины мониторинга. В предложенной статье также уделено внимание мониторингу качества дистанционного обучения, набирающему популярность, показаны трудности его организации и предложены способы их преодоления. Высказана мысль о создании научной лаборатории, целью которой будет создание специально разработанного учебно-методического комплекса, способного обеспечить вариативность содержания процесса мониторинга с помощью различных способов оценки уровней сформированности компетентности будущих морских специалистов, а также интерактивность взаимодействия субъектов образовательного процесса для контроля результатов обучения, дистанционного, в том числе.

МОНИТОРИНГ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ссылка при цитировании: Макашина И.И., Филатова Е.В. К вопросу о мониторинге качества

подготовки морских специалистов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 38.

С. 15-23. Б01: 10.18720/НиМ/!88М 2227-8591.38.02

Введение. Изменения, происходящие в мире, обществе, производстве и технологиях объясняют появление и новых требований к качеству подготовки специалиста для любой отрасли. Профессиональное образование должно не только отвечать требованиям сегодняшнего дня, но и работать на перспективу. Найти единую модель мониторинга, приемлемую для вузов, готовящих специалистов разных специальностей, тем более, учебных заведений разных стран, невозможно, но работа в этом направлении постоянно ведётся и охватывает широкий диапазон вопросов, требующих внимания и разрешения. Не исключение и морское образование, которое является сложным, многоуровневым процессом, предполагающим взаимодействие тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, и одновременно - результатом длительного исторического и экономического процесса и взаимодействия участников мирового морского образовательного сообщества.

Целью работы является рассмотрение проблемы мониторинга качества подготовки морских специалистов, а также обоснование основных принципов организации мониторинга, включая и дистанционное обучение.

Методы исследования: основным методом исследования выступил диалектический метод познания, позволивший всесторонне рассмотреть мониторинг как педагогическое явление и процесс в динамике, взаимодействии и взаимообусловленности. Сравнительно-сопоставительный анализ накопленного опыта в области организации мониторинга качества образовательного процесса дал возможность выделить конкретные принципы его организации.

Нормативно-правовое обеспечение мониторинга качества морского образования. Актуальность вопроса повышения качества морского образования определя-

ется развитием цифровых технологий и внедрением их как на берегу, так и на судах. Наряду с появлением новых технических и технологических задач немалую, а иногда ведущую роль играют законодательные документы, регулирующие деятельность в торговом мореплавании. Морское образование представляет собой особую категорию, что проявляется в необходимости соответствовать как Федеральным государственным стандартам, так и ряду международных, определяющих качество подготовки моряков и процесс их аттестации.

Конвенция о подготовке и дипломиро-вании моряков и несении вахты (ПДНВ), являясь основной в списке документов, регламентирующих подготовку морских специалистов, содержит правило 1/8, требующее чтобы деятельность по подготовке моряков управлялась системой стандартов качества [1]. Здесь встречаются различные термины: «качество», «система стандартов качества», «система менеджмента качества» и каждый термин имеет свое наполнение. Более того, в процессе реализации данного правила проявилось много проблем, связанных, прежде всего, с разным пониманием этих терминов. Так, например, под «качеством конвенционной подготовки» понимают степень соответствия заявленной конвенционной компетенции, под «системой стандартов качества» рассматривают совокупность организационной структуры, методик, процедур и процессов, обязательных для достижения конвенционных компетенций, а «система менеджмента качества» предполагает совокупность управленческих решений и действий, обеспечивающих достижение конвенционных компетенций.

Практически все исследователи и практики, занимающиеся вопросами улучшения качества профессиональной подготовки в морских вузах, сталкиваются с

длинным перечнем показателей и критериев его оценки [2; 3; 4; 5; 6 и др.]. Возникает это из-за разного подхода образовательного учреждения и его заказчиков (производство) к качеству подготовки выпускника. Если для первых качество определяется объёмом и качеством знаний, умений и навыков выпускника по определённым учебным дисциплинам, то для вторых -это, прежде всего, готовность выпускника к решению комплексных задач, возникающих в профессиональной деятельности. Часты случаи, когда выпускники с высоким баллом диплома, оказываясь на судне в качестве уже не практикантов, а специалистов теряются и не могут применить полученные знания, что приводит к серьёзным авариям. Поэтому, принимая во внимание сложность выполнения профессиональной деятельности, необходимо постоянно развивать сотрудничество с судоходными компаниями, расширять базу плавательной практики, с возможностью её прохождения на разных типах судов (танкера, сухогрузы, контейнеровозы и др.) и учитывать требования потребителей услуг морского образования к уровню подготовки выпускников, т. е. к его качеству.

Ещё в 1995 году в пересмотренном варианте Конвенции ПДНВ, появились положения, связанные с пониманием и внедрением системы качества при подготовке моряков. В соответствии с уже упомянутым выше правилом 1/8 «Стандарты качества», все документы, выдаваемые морскими образовательными учреждениями или другими органами (администрация порта и др.) и подтверждающие компетенции моряков, обязательно должны, находиться под постоянным контролем специально разработанной системы стандартов качества. Суть другого правила А-1/6 «Подготовка и оценка» той же конвенции сводится к установлению круга лиц, занятых в подготовке и дипломировании моря-

ков (руководители, инструкторы, экзаменаторы) и требований к уровню их квалификации [1]. Причем эти стандарты международные, принятые Международной морской организацией и ратифицированы практически всеми мореходными странами, т. е. их соблюдение обязательно.

Считаем необходимым подчеркнуть, что, говоря о подготовке моряков, понятие «качество» приобретает особое значение, так как от их профессионализма зависит часто не только сохранность судна и груза, но и человеческая жизнь. Вопрос повышения качества подготовки будущих моряков продолжает оставаться актуальным, затрагивая кадровое, учебно-методическое, материально-техническое и др. обеспечение. Рассуждая о мониторинге качества подготовки, необходимо определить его показатели, и в этом случае возникает вопрос наличия базы сравнения в виде заданных норм, так как именно от этого будет зависеть результат и эффективность мониторинга [7: 98].

В данной работе мы считаем целесообразным развести близкие по своему содержанию понятия: «качество образования» и «качество профессиональной подготовки». Качество образования включает в себя целый перечень показателей, обычный для всех образовательных учреждений: научные школы; спрос на профессиональное образование; материально-техническую базу образовательного учреждения; востребованность выпускника; методическое обеспечение, квалификацию профессорско-преподавательского состава, укомплектованность библиотек, результаты научной и издательской деятельности и многое другое. Другими словами, речь идёт о показателях, рассматриваемых при оценке эффективности любого вуза. Однако, этого недостаточно. Качество профессиональной подготовки предполагает большее внимание к готовности выпуск-

ника к выполнению профессиональной деятельности в конкретной отрасли производства [16].

В логике предложенной работы целесообразно говорить и законодательной базе, включающей ряд документов, принятых в Российской Федерации, а также международных конвенций, главной из которых является Конвенция ПДНВ [1]. Эти документы отражают требования к организации деятельности учебно-тренажерных центров и их освидетельствованию, минимальные нормы материально-технического обеспечения реализации программ по морским специальностям и др. Указанные документы ещё раз подтверждают, что нормативное, организационное и учебно-методическое обеспечение, а также сам процесс обучения и подготовки остаются на усмотрение образовательных организаций. Принципиально важно, что международные стандарты качества для оценки знаний, понимания, навыков и компетентности не должны противоречить национальной системе аккредитации обучения и подготовки или стандартам качества.

Следующая категория, значимая для нашей работы, тесно связанная с категорией «качество» и требующая внимания - это мониторинг формирования знаний. С одной стороны, Конвенция ПДНВ, обязательная для морских вузов, чётко определяет необходимый уровень компетенций выпускника морских образовательных учреждений, но возникает много вопросов, касающихся и объективной оценки сформированной компетенции, и мониторинга её формирования [16]. И эти вопросы остаются открытыми, несмотря на активное их обсуждение на разных уровнях морского сообщества.

Мониторинг качества подготовки будущих моряков. Мониторинг качества образовательного процесса предполагает наблюдение за образовательным процес-

сом, его системную диагностику, с целью его корректировки в случае необходимости и дальнейшего совершенствования. Мониторинг качества образовательного процесса в морских вузах в целом не отличается от мониторинга в других отраслевых вузах, но все же имеет свою специфику. В настоящее время он, среди прочего, предусматривает следующее:

- соответствие требованиям международной Конвенции ПДНВ, 2010 г.;

- анализ содержания учебных программ и корректировку с учётом требований работодателей (которые меняются в связи с активным использованием цифровых технологий);

- оценку качества программных продуктов, всех видов морских тренажеров и др.);

- создание подразделений для оперативной оценки и анализа текущего качества процесса обучения и его сравнения с заданным (например, конвенционными) и др.

Во время мониторинга качества образовательного процесса в морском вузе нами были определены конкретные принципы его организации:

- системности, позволяющим обеспечить целостность процесса мониторинга, с учётом материального-технического, научного, методического и правового обеспечения;

- бинарности, отражающего отношения, возникающие между преподаванием и самообучением, внешним управлением и самодисциплиной;

- управления, предполагающего реализацию процесса мониторинга, а именно: измерение, анализ, корректировку и оценку;

- информативности, предполагающего своевременное информирование о результатах мониторинга, с целью корректировки процесса и внесения новых данных для получения реальной картины;

- преемственности в содержании обучения; в методах, формах, средствах обучения; в дидактических приемах обучения,

где все составляющие преемственности взаимодействуют между собой и обуславливают друг друга;

- прогнозируемости, определяемого рынком труда и материально-техническими, технологическими, научными и методическими возможностями образовательного учреждения.

Учёт обозначенных принципов организации процесса мониторинга качества подготовки будущего специалиста будет способствовать достижению лучшего и достоверного результата [16].

Обычно мониторинг в морском вузе включает в себя: общий контроль образовательного процесса; оценку процесса плавательной практики; уровень востребованности выпускника на рынке труда; регулярную аттестацию образовательного процесса национальными органами и международной морской организацией. Полученные результаты предполагают их анализ и при необходимости внесение конкретных предложений по совершенствованию образовательного процесса [16]. Как правило, количество контролируемых параметров в каждом учебном заведении разное и зависит от многих факторов, но есть и характерные для всех, по которым определяется эффективность конкретного вуза.

Вопросу создания нормативно-методической базы для оценки качества процесса профессиональной подготовки всегда уделяется много внимания, но, прежде всего, необходимо помнить, что методика оценки результатов качества подготовки выпускников должна строиться на основе системно-структурного анализа с учётом специфики будущей профессии, всех внутренних возможностей вуза (тренажерного оснащения, в том числе) и внешних факторов, влияющих на его деятельность. Другими словами, мы говорим о программно-целевом управлении мониторинга качества, включающего в себя целе-

вой (выявление целей мониторинга качества), ресурсный (имеющиеся в наличие ресурсы), управляющий (программа, обеспечивающая управление мониторингом качества) и сопутствующий целереализу-ющий (совокупность условий и принципов их организации) блоки.

Контроль качества дистанционного морского образования. Учёные и практики, занимающиеся вопросами мониторинга качества образования, признают, что в процессе обучения можно оценить только сам процесс, но не качество подготовки специалиста, так как оно проявляется уже в реальной профессиональной деятельности обучаемого [7:98-99; 8: 19-27; 9:36]. Особую актуальность вопрос оценки качества приобретает в связи с набирающим популярность дистанционным форматом обучения, специфика которого выражается в том, что в основе заложена самостоятельная деятельность обучающихся. Как контролировать качество, с помощью каких методов, как наладить достоверную обратную связь? Вопросов много особенно если речь идёт о продуктивном процессе обучения в дистанционном формате, где необходимо также получать систематическую и полную информацию, обеспечить индивидуальный характер процесса обучения, наладить контроль, оставаясь при этом объективным.

Дистанционное обучение активно внедряется в морском образовании, и это не дань моде, а очень удобный подход, особенно для тех, кто получает образование либо заочно, либо в процессе плавательной практики, длящейся, как правило, от 3 до 6 месяцев [10: 210; 11: 158; 12: 280 и др.]. Текущий и итоговый контроль при дистанционном обучении представляется в виде тестирования, что требует специально организованной виртуальной информационно-образовательной среды вуза, где техническая поддержка процесса должна быть постоянной.

В морских вузах, в частности в Государственном морском университете им. адм. Ф.Ф. Ушакова, внедрены различные комплексы, предназначенные для обучения и автоматизированной проверки знаний членов экипажей судов и слушателей учебных заведений водного транспорта, в соответствии с международными и национальными требованиями как в очном, так и в дистанционных режимах [13:124; 14:57]. Среди них выделяются: «Дельта-Судоводитель»; «Дельта-Инженер»; «Дельта-ГМССБ» «Дельта-Танкер» «Транспортная безопасность» «ГИМС-ТЕСТ» и др.

Так, например, для действующих моряков, так и для студентов плавательных специальностей самыми популярными онлайн тестами считаются Тесты Seagull CES TEST 6.0.3, разработанные Норвежской компанией Seagull Maritime и позволяющие судовладельцам и крюинговым компаниям проводить комплексную оценку компетентности моряка, включая знания по английскому языку и по конкретной специализации. Обучающие программы доступны на стандартном и продвинутом уровнях: onboard course (проводятся непосредственно на борту судна с использованием судового оборудования), distance course (удаленное самостоятельное обучение) и e-learning (как правило, длятся несколько часов). CES - один из наиболее часто используемых тестов в отрасли для оценки знаний экипажа, разработанный в 1995 году и ставший первым онлайн-решением начиная с 2010 года.

С тех пор система зафиксировала несколько миллионов результатов и в настоящее время установлена более чем в 350 компаниях по всему миру. Тестирование состоит из базы вопросов с более чем 6500 вопросами по всем разделам STCW (ПДНВ). Функция тестирования предлагает предопределенные типы тестов с расширенной «рандомизацией» вопросов,

чтобы пользователи не запоминали конкретные условия вопросов [15:156]. Преимущества указанных программ в том, что они просты в использовании с любого компьютера, в любом месте, в любое время; не требуют какой-либо дополнительной установки программного обеспечения и результаты пройденного тестирования хранятся и доступны онлайн как для образовательных учреждений, так и для работодателей.

Несмотря на масштабное внедрение дистанционного обучения, практика оценки его качества носит часто поверхностный характер. Накопленный опыт преподавательской деятельности позволяет утверждать, что здесь имеет место недоверие к результатам обучения со стороны инструкторов и преподавателей ввиду сложности толкования результатов, полученных в дистанционном формате, но, тем не менее, авторы статьи уверены, что это правильный вектор развития и он требует более пристального внимания со стороны как исследователей, так и практиков, работающих в системе дистанционного образования, морского, в том числе.

Выводы. Под качеством образовательного процесса понимается интегральная характеристика, достигаемая в результате процесса обучения с учётом требований Международной морской организации и национальных образовательных стандартов, рынка труда и потребителей образовательных услуг. Организация мониторинга качества и процесса обучения морского специалиста и конечного результата -уровня сформированных компетенций представляет собой достаточно сложный процесс, несмотря на большое количество наработанных методов. Предложить алгоритм, состоящий из пошаговых процедур оценивания уровней подготовки достаточно сложно, учитывая специфику вузов,

специальностей и др. Работы в данном направлении очень много, и она не под силу ни отдельному исследователю, ни отдельному учебному заведению. Целесообразно создание научной лаборатории, которая могла бы не только проанализировать огромный опыт, накопленный и осо-

бенно быстро внедряемый в связи с пандемией, охватившей весь мир и открывшей новые реалии образования, но и способной разрабатывать, внедрять, оценивать и предлагать новые способы решения вопроса мониторинга образования, в том числе, и дистанционного.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенция ПДНВ и Кодекс ПДНВ (третье сводное издание 2011 года). - Лондон: Международная морская организация, 2013. - 425 с.

2. Боран-Кешишьян А. Л., Кондратьев С.И., Томилин А.Н., Хекерт Е.В. Разработка банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций // Морские интеллектуальные технологии. 2019. №1-2 (43). С. 149156. ISSN: 2073-7173eISSN: 2588-0233

3. Филатова Е.В. Формирование и управление качеством транспортно-экспедицион-ного обслуживания в сфере морских перевозок. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 120 с.

4. E. Koroleva, S. Sokolov, I. Makashina, E. Filatova. Information technologies as a way of port activity optimization in conditions of digital economy // E3S Web of Conferences 138, 02002 (2019) CATPID-2019, https://doi.org/10.1051/ e3sconf/201913802002

5. Saarheim S., Brown, S. Assessment of STCW Competences aboard a maritime academy training vessel //17th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings «Working together: the key way to enhance the quality of maritime education, training and research». Vietnam maritime university. 2016. - pp.78-86.

6. Tor Erik Jensen and Tron Resnes. Comparing nautical bsc programs by quality indica-tors//19th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings «Time for action: a new thrust for the future of MET and research». Barcelona School of Nautical Studies of the Universitat Politécnica de Catalunya - BarcelonaTech. A publication of: International Center for Numerical Methods in Engineering (CIMNE) Barcelona, Spain. 2018. - pp.71-78.

7. Макашина И.И., Маричев И.В. Мето-долого-теоретические основы становления и развития морского образования в России (исто-рико-педагогический анализ). - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2020. - 144 с.

8. Moyseenko, S., Meyler, L. Methodological approach to training maritime specialists on risk assessment of emergencies in navigation // 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings «Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport». Volume 1, Varna, Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017. - Pp.19-27.

9. Loginovsky, V. Risk assessment, as a competence of maritime professional // 20th Commemorative Annual General Assembly. International association of maritime universities (IAMU) Conference book. Tokyo, Japan 2019. - P.36.

10. Lokuketagoda, G., Ranmuthagala, D., Jayasinghe, S. Distance delivery of IMO STCW competency courses making the concept a realty through modern technologies and learning tools //AGA IAMU proceedings. University of Rijeka, Faculty of Maritime Studies, Croatia, 2015. -Pp. 209-215.

11. Popov A. et al. Model course to demonstrate and revalidate deck officer's competences by using simulators // IAMU 2013 Research Project (№2013-1), August 2014. - Pp. 1-160

12. B.Mednikarov, K.Ralinov, D. Kanev, T. Madjarova and S. Lutzkanova. Current trends in the maritime profession and their implications for the maritime education // 20th Commemorative Annual General Assembly. International association of maritime universities (IAMU) Conference book. Tokyo, Japan 2019.- Pp. 275-286.

13. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготов-

ки менеджеров для морского торгового флота: монография. - Новороссийск. РИО МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова. 2011, 228 с.

14. Nazir, S., Kim, T., Enhancing the effectiveness of marine engine room simulator-based training //17th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings «Working together: the key way to enhance the quality of maritime education, training and research». Vietnam maritime university. 2016. - Pp.56-62.

15. Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А. Л., Томилин А.Н. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций // Морские интеллектуальные технологии. 2019. №1-2 (43). С. 142-149. ISSN: 2073-7173eISSN: 2588-0233

16. Маричев И.В. Специфика организации мониторинга качества в морском образовании // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 9-13. ISSN: 1726-667X

REFERENCES

1. The STCW Convention and the STCW Code (Third Consolidated Edition, 2011). -London: International Maritime Organization, 2013. - 425 p.

2. Boran-Keshishyan A.L., Kondratiev S.I., Tomilin A.N., Heckert E.V. Development of a bank of test assignments (BTA) for state final certification of graduates of maritime educational organizations. Marine intellectual technologies. 2019. No 1-2 (43). Pp.149-156.

3. Filatova E.V. Formirovanie i upravlenie kachestvom transportno-ekspedicionnogo obsluzhivaniya v sfere morskix perevozok. - Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015. - 120 s.

4. E. Koroleva, S. Sokolov, I. Makashina, E. Filatova. Information technologies as a way of port activity optimization in conditions of digital economy // E3S Web of Conferences 138, 02002 (2019) CATPID-2019, https://doi.org/10.1051/ e3sconf/201913802002

5. Saarheim S., Brown, S. Assessment of STCW Competences aboard a maritime academy training vessel //17th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings «Working together: the key way to enhance the quality of maritime education, training and research». Vietnam maritime university. 2016. - Pp.78-86.

6. Tor Erik Jensen and Tron Resnes. Comparing nautical bsc programs byquality indicators//19th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings «Time for action: a new thrust for the future of MET and research». Barcelona School of Nautical Studies of the Universitat Politécnica de

Catalunya - BarcelonaTech. A publication of: International Center for Numerical Methods in Engineering (CIMNE) Barcelona, Spain. 2018. -Pp.71-78.

7. Makashina I.I., Marichev I.V.

Metodologo-teoreticheskie osnovy' stanovleniya i razvitiya morskogo obrazovaniya v Rossii (istoriko-pedagogicheskij analiz).- Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2020. - 144 s.

8. Moyseenko, S., Meyler, L. Methodological approach to training maritime specialists on risk assessment of emergencies in navigation//18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings «Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport». Volume 1, Varna, Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017. - Pp.19-27.

9. Loginovsky, V. Risk assessment, as a competence of maritime professional/ 20th Commemorative Annual General Assembly. International association of maritime universities (IAMU) Conference book. Tokyo, Japan 2019.-P.36.

10. Lokuketagoda, G., Ranmuthagala, D., Jayasinghe, S. Distance delivery of IMO STCW competency courses making the concept a realty through modern technologies and learning tools //AGA IAMU proceedings. University of Rijeka, Faculty of Maritime Studies, Croatia, 2015. -Pp.209-215.

11. Popov A. et al. Model course to demonstrate and revalidate deck officer's competences by using simulators // IAMU 2013 Research Project (№2013-1), August 2014. - Pp.1-160

12. B. Mednikarov, K. Kalinov, D. Kanev, T. Madjarova and S.Lutzkanova. Current trends in the maritime profession and their implications for the maritime education//20th Commemorative Annual General Assembly. International association of maritime universities (IAMU) Conference book. Tokyo, Japan 2019.- Pp. 275-286.

13. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogo obespecheniya poliprofiFnoj podgotovki menedzherov dlya morskogo torgovogo flota: monografiya. -Novorossijsk. RIO MGA im. adm. F.F.Ushakova. 2011, 228 s.

14. Nazir, S., Kim, T., Enhancing the effectiveness of marine engine room simulator-based training // 17th Annual General Assembly. International

association of maritime universities proceedings «Working together: the key way to enhance the quality of maritime education, training and research». Vietnam maritime university. 2016. - Pp.56-62.

15. Kondratiev S.I., Boran-Keshishyan A.L., Tomilin A.N. Conceptual bases for development of the bank of test tasks for the state final certification of graduates of maritime educational institutions. Marine intellectual technologies. 2019. No 1-2 (43). Pp. 142-149. ISSN: 2073-7173eISSN: 2588-0233

16. Marichev I.V. Specifika organizacii monitoringa kachestva v morskom obrazovanii. Higher Education Today. 2017. No 3. Pp. 9-13. ISSN: 1726-667X

Makashina Irina I., Filatova Evgeniya V. On the issue of monitoring the quality of training marine specialists. The need to monitor the quality of marine specialists training is determined by the rapidly developing technologies implemented in the maritime industry and, in this regard, by the growing requirements to the level of training specialists serving this industry. Despite the mandatory quality standards of maritime education, set by the International maritime organization and national educational standards, the question remains open, since this process is endless, as progress is endless. Therefore, the idea of training a specialist ready to perform constantly emerging new tasks does not lose its relevance. The article proposes the principles of the arrangement of the educational process quality monitoring, which allow not only to ensure its integrity, taking into account the material, technical, scientific, methodological and legal support, but also to implement the monitoring process, taking into account timely information about the current results, in order to adjust this process as necessary and make new introductory ones to get a real picture of monitoring. The proposed article also pays attention to monitoring the quality of distance learning, which is gaining popularity, and shows the difficulties of its organization suggesting ways of overcoming them. The idea of creating a scientific laboratory is expressed, the purpose of which will be to create a specially developed educational and methodological complex that will be able to provide variability in the content of the monitoring process using various methods for assessing the levels of building competence in future marine specialists, as well as interaction of educational process participants aiming at monitoring the results of training, including distance learning.

MONITORING; QUALITY OF EDUCATION; MARITIME EDUCATION

Статья поступила в редакцию 18.06.2021; одобрена после рецензирования 25.07.2021; принята к публикации 28.09.2021.

The article was submitted 18.06.2021; approved after reviewing 25.07.2021; accepted for publication 28.09.2021

Citation: Makashina I.I., Filatova E.V. On the issue of monitoring the quality of training marine specialists. Teaching Methodology in Higher Education. 2021. Vol. 10. No 38. P. 15-23. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.38.02

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.