Научная статья на тему 'Дистанционное образование как компонент виртуального образовательного пространства университета'

Дистанционное образование как компонент виртуального образовательного пространства университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуализация / образовательное пространство / дистанционное образование / качество обучения / virtualization / educational space / distance education / quality of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. И. Макашина

В статье показана актуальность развития дистанционного образования как компонента виртуального образовательного пространства. Предложено определение понятия «виртуального образовательного пространства», согласно которому виртуальное образовательное пространство выступает в качестве внешних и внутренних условий выполнения образовательной деятельности на основе информационных технологий. Дано краткое описание этих условий. Выделены требования к организации виртуального образовательного пространства. Обоснована необходимость решения вопросов выработки критериев оценки качества предоставляемого дистанционного образования. Представлены специфические требования к педагогу, работающему в системе дистанционного образования, предложены способы его подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION AS A COMPONENT OF VIRTUAL EDUCATION EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article shows the relevance of the development of distance education as a component of the virtual educational space. A definition of the concept of “virtual educational space” is proposed, according to which the virtual educational space acts as external and internal conditions for performing educational activities on the basis of informational technologies. Short description of these conditions is given. The requirements for the organization of a virtual educational space are highlighted. The necessity of solving the issues of developing criteria for assessing the quality of distance education is justified. The article presents specific requirements for a teacher working in the distance education system, and suggests the way of teachers training.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование как компонент виртуального образовательного пространства университета»

сам, возникающим в процессе внеаудиторной самостоятельной учебной работы. Педагогическое взаимодействие здесь направлено на развитие самостоятельности и инициативности студента, его творческого потенциала, необходимого для успешного осуществления профессиональных функций на морском транспорте. Практика организации образовательного процесса в высшей школе показывает, что формирование индивидуального стиля самообразования и самоорганизации студентов на основе реализации специальных педагогических технологий и обучения в сотрудничестве способствует развитию индивидуального стиля их будущей профессиональной деятельности [8].

Электронные обучающие ресурсы инициируют переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения знаний к овладению

Библиографический список

умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия в предметной среде. Это позволяет формировать умение студентов работать с различными источниками информации, в том числе распределенными в локальных и глобальной мировой информационных сетях.

Экспериментальная апробация мотивационных, методологических, технологических и электронных обучающих ресурсов в процессе учебных занятий по курсу «Физика» в морском университете показывает их достаточно высокую эффективность в плане повышения качества физического образования и уровня базисной подготовки специалистов морской отрасли в целом.

1. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. Москва: Издательство Московского университета, 1985.

2. Белогуров А.Ю., Яровова Т.В. Междисциплинарность в стратегии развития университетского образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017; 5: 21 - 26.

3. Топилина Н.В. Инновации в процессе обучения: понятия, технология и условия внедрения. Образовательно-инновационные технологии; теория и практика. Воронеж: ВГПУ 2008.

4. Образование и наука: современные тренды: коллективная монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

5. Жук Ю.А. Дидактические условия использования дисплейных форм наглядности в обучении студентов. Автореферат ...кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2010.

6. Баляева С.А., Хвингия Т.Г., Калинина С.А. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019; 2 (238): 15 - 21.

7. Баляева С.А., Хвингия Т.Г Электронные обучающие средства как резерв оптимизации учебного процесса в морском университете. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017; 5: 65 - 72.

8. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013; № 4 (129): 82 - 88.

References

1. Reshetova Z.A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1985.

2. Belogurov A.Yu., Yarovova T.V. Mezhdisciplinarnost' v strategii razvitiya universitetskogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; 5: 21 - 26.

3. Topilina N.V. Innovacii v processe obucheniya: ponyatiya, tehnologiya i usloviya vnedreniya. Obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii; teoriya ipraktika. Voronezh: VGPU, 2008.

4. Obrazovanie i nauka: sovremennye trendy: kollektivnaya monografiya. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.

5. Zhuk Yu.A. Didakticheskie usloviya ispol'zovaniya displejnyh form naglyadnosti vobucheniistudentov. Avtoreferat ...kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

6. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G., Kalinina S.A. Problemy modernizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; 2 (238): 15 - 21.

7. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G. 'Elektronnye obuchayuschie sredstva kak rezerv optimizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; 5: 65 - 72.

8. Filonenko V.A., Pet'kov V.A. Samoorganizaciya v professionalem stanovlenii lichnosti buduschego pedagoga. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2013; № 4 (129): 82 - 88.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

УДК 378

Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, English Department, Director of Distance Professional Retraining Center, Admiral Ushakov Maritime

State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: irmak@inbox.ru

DISTANCE EDUCATION AS A COMPONENT OF VIRTUAL EDUCATION EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY. The article shows the relevance of the development of distance education as a component of the virtual educational space. A definition of the concept of "virtual educational space" is proposed, according to which the virtual educational space acts as external and internal conditions for performing educational activities on the basis of informational technologies. Short description of these conditions is given. The requirements for the organization of a virtual educational space are highlighted. The necessity of solving the issues of developing criteria for assessing the quality of distance education is justified. The article presents specific requirements for a teacher working in the distance education system, and suggests the way of teachers training.

Key words: virilization, educational space, distance education, quality of education.

И.И. Макашина, д-р пед. наук, доц., проф., нач. Центра дистанционной профессиональной переподготовки ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск, Е-mail: irmak@inbox.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА

В статье показана актуальность развития дистанционного образования как компонента виртуального образовательного пространства. Предложено определение понятия «виртуального образовательного пространства», согласно которому виртуальное образовательное пространство выступает в качестве внешних и внутренних условий выполнения образовательной деятельности на основе информационных технологий. Дано краткое описание этих условий. Выделены требования к организации виртуального образовательного пространства. Обоснована необходимость решения вопросов выработки критериев оценки качества предоставляемого дистанционного образования. Представлены специфические требования к педагогу, работающему в системе дистанционного образования, предложены способы его подготовки.

Ключевые слова: виртуализация, образовательное пространство, дистанционное образование, качество обучения.

Быстрое развитие мирового информационного пространства, сопровождающееся внедрением новых образовательных технологий, значительно изменили содержание подходов к решению традиционных задач образования. Внедрение информационных технологий привело к существенным изменениям информационно-образовательной среды, превратило её в более открытую, динамичную систему и способствовало её интеграции в единое мировое образовательное пространство.

Дистанционное образование, рассматриваемое нами как компонент виртуального образовательного пространства, несомненно, имеет много достоинств, что обусловлено реализацией основных направлений и программ образовательной политики государства. В основополагающих документах системы образования поддержке внедрения дистанционных образовательных технологий уделяется особое внимание, и их статус закреплён ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении

Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», и др.

Вопрос о сущности и механизмах виртуализации продолжает оставаться актуальным, несмотря на большое количество работ, посвященных этой проблематике. В основном понятие виртуальности связывают с искусственно созданной на основе компьютерных информационных технологий реальности. Такой подход нам видится не всегда оправданным. Нам близка позиция В. Руднева, согласно которому «всякая реальность является виртуальной», т.к. наша действительность «сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами (от идеологии до религии, понимаемой как языковая игра)» [1, с. 80]. Принимая во внимание среди прочего и такую точку зрения, можно рассматривать образовательный процесс как виртуальный, т.к. участники этого процесса, выступающие в роли субъектов взаимодеятельности, действуют уже в иной роли, чем до начала этой взаимодеятельности. Именно эти субъекты участвуют в образовательном виртуальном пространстве и во многом определяют и его (пространство), и его участников.

Другими словами, можно утверждать, что природа виртуального имеет и различные основания, и различный характер, т.е. виртуальность, опосредованная человеком, возникающая в процессе непосредственного взаимодействия субъектов образовательного процесса (при любой форме обучения: очной, заочной, дистанционной и др.), и виртуальность, опосредованная машиной, создаваемая на основе компьютерных технологий (например, 3D-программы и др.).

Виртуальное образовательное пространство

Виртуальное образовательное пространство рассматривается нами как интегральная часть общего образовательного пространства, анализируя которое мы опираемся на подход, предложенный Маричевым И.В., согласно которому образовательное пространство представляет собой совокупность условий (объектов), обеспечивающую существование образования.

Среди выделенных Маричевым И.В. признаков (наполнение пустоты материальными и (или) виртуальными образовательными объектами; распространенность и взаимосвязанность образовательных объектов; отграниченность образовательных объектов пространства и детерминация образовательных объектов пространства) основным является обусловливание действий образовательной взаимодеятельности, заключающееся в предоставлении ее участникам возможностей, таких как установление актуальных направлений образовательных действий; привлечение внимания обучаемых к выполнению действий, адекватных природе изучаемых материальных и виртуальных объектов; включение объектов пространства в такие действия, в совокупности с которыми они образуют актуальные интеграционные единства, проявляющие свойства изучаемых объектов; применение способов выполнения действий, обеспечивающих адекватное раскрытие свойств изучаемых объектов [2, с. 64]. Другими словами, речь идёт о совокупности условий (являющихся его объектами) выполнения образовательных действий.

Рассмотрим эти условия применительно к виртуальному образовательному пространству, под которым мы понимаем совокупность условий (объектов), выполнения образовательных действий в особой предметно-искусственной области, включающей предметную, педагогическую и информационную среды.

Отметим, что виртуальное образовательное пространство - это часть, обладающая как общими характеристиками всего образовательного пространства, так и свойственными только данному подпространству, создаваемому посредством применения дистанционных и информационных технологий.

Все области (среды), а именно предметная, педагогическая и информационная имеют свою многоуровневую и многофункциональную структуру, включающую большое количество компонентов, взаимосвязанных между собой и взаимозависимых. Виртуальное образовательное пространство иерархично, и каждый конкретный уровень обладает всеми признаками общего образовательного пространства. Рекомендованный объём данной статьи не предполагает анализа всех составляющих виртуального образовательного пространства, поэтому мы остановимся только на основных компонентах педагогической области, а именно: субъектах (участниках виртуального образовательного пространства); механизмах управления дистанционным обучением и технологиях, обеспечивающих учебный процесс.

Считаем важным подчеркнуть, что организация этого процесса рассматривается нами с позиций ситуационно-функционального подхода, заключающегося в планомерном создании образовательной ситуации, предусматривающей адекватную подготовку контингента, кадров, учебно-материальной базы, текущую подготовку условий для образовательной деятельности, включение функциональной системы образовательной деятельности и управление ее функционированием путем отслеживания выполняемых действий и их результатов и направление внимания обучаемых на действия, адекватные текущим изменениям их образованности [3].

Как было отмечено выше, виртуальное образовательное пространство выступает в виде условий для выполнения образовательной деятельности на основе информационных технологий. Условия для этой деятельности подразделяются как на внешние, так и на внутренние.

К внешним условиям мы относим:

- обширное географическое пространство;

- экономические условия;

- политические условия внутри страны и на международном уровне;

- социокультурные события;

- государственные документы, регулирующие образование.

К внутренним условиям деятельности виртуального образовательного пространства отнесены:

- директивные (ФГОС, инструкции, приказы, распоряжения и др.);

- субъектные (готовность педагогов и учащихся и других субъектов образования работать в информационной среде вуза);

- организационно-хозяйственные (создание условий для обучения, в том числе дистанционного; внеучебной деятельности и др.).

Внешние условия способствуют возникновению и развитию виртуального образовательного пространства; внутренние, отражающие характер отраслевого вуза, порождаются объединяющими в систему отдельными элементами. Их влияние на виртуальное образовательное пространство обусловливает его функционирование и эффективность. Условия виртуального образовательного пространства выделены нами не спонтанно. Они динамичны, поэтому и содержание описываемого пространства не постоянно. Изменение запроса на получение образовательного продукта и возможностей организаторов образовательного пространства предоставить эту услугу обусловливает поиск новых продуктивных решений, обеспечивающих как образовательный процесс в дистанционном формате, так и сам результат дистанционного обучения. Для того чтобы виртуальное пространство качественно функционировало, необходимо добиться взаимодействия всех основных его компонентов.

Изучение сущности виртуального образовательного пространства даёт нам возможность для разработки его структуры, основные положения которой представлены ниже:

- виртуальное образовательное пространство отдельного университета обслуживает образовательную деятельность на любом уровне конкретности;

- организация виртуального образования на уровне отдельного вуза заключается в предоставлении возможностей участникам образовательной взаимодеятельности выполнять все действия, необходимые для решения образовательных задач;

- при выполнении образовательного действия в рамках дистанционного обучения его исполнителю должна быть предоставлена возможность выбора способа его выполнения;

- должна четко работать обратная связь, создающая условия для мониторинга выполняемых действий и оценивания исполнителем их результата. Именно роль обратной связи в управляемой системе педагогического процесса определяет успех педагогического воздействия. Полноценное обратное воздействие помогает учащемуся понять свои достижения, что служит предпосылкой проявления активности и выполнения следующих действий.

Очень часто требования этих позиций в дистанционном образовательном процессе выполняются только в некоторой мере, в то время как от полноты их выполнения зависит результативность процесса.

Дистанционное образование как компонент виртуального образовательного пространства

Дистанционное образование можно рассматривать как один из самых популярных и результативных путей организации виртуального образовательного пространства. Под дистанционным обучением понимается педагогическая деятельность, в рамках которой организовывается интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий [4].

Использование дистанционных технологий в образовании достаточно популярно. Организаторам дистанционного обучения предлагается на выбор широкий диапазон платформ, основными критериями выбора которых являются функциональность, простота администрирования и возможность в случае необходимости обновления контента, стабильность, удобство использования, стоимость, масштабируемость, мультимедийность и качество техподдержки. Соответствие всем перечисленным критериям обязательно, так как именно их совокупность определяет качество окончательного продукта - качество дистанционного обучения.

Особую популярность в современном мире завоевали такие системы открытого образования, как Moodle, МООС (Massive Open Online Courses), M-Lerning, iSpring Online, онлайн университеты, веб-квесты и др.

Все эти системы, в той или иной степени отвечая потребностям потребителя, имеют свои достоинства и недостатки. Например, большинство слушателей MOOC-курсов не оканчивают сложные онлайн-курсы по причине не до конца продуманной обратной связи, системы оценки знаний студентов, а также отсутствия практических занятия. По этим причинам очень интересные и актуальные курсы пользуются спросом в основном у слушателей, самостоятельно работающих над совершенствованием себя как специалиста.

Обучение в среде Moodle направлено на то, чтобы использовать принцип индивидуализации деятельности, быструю обратную связь, наглядность, быстрое предоставление материала и активность слушателя. Однако, нельзя

проверить, самостоятельно выполнял студент задания, или с помощью консультанта (что характерно для большинства дистанционных курсов), нет непосредственного контроля знаний студента после изучения темы со стороны преподавателя.

Обучение в среде M-Learning (Smart Education) включает технологию мобильного обучения с использованием мобильных телефонов, планшетов и других средств. Указанные устройства позволяют читать блоги, прослушивать аудиокниги, просматривать видеофайлы, использовать социальные сети и др. К достоинствам M-Learning относят: доступность использования, разнообразие форм и видов работы и индивидуализацию процесса образования. Что касается недостатков, то отмечают сложность контроля процесса самостоятельной работы и невозможность оценить временные затраты. Именно этот факт часто рассматривается как минус такого обучения.

Одной из популярных платформ на сегодняшний день считается iSpring Online, предлагающую ряд преимуществ, среди которых следующие: поддержка всех популярных форматов обучения и возможность подавать материал в разных формах - создавать видеокурсы, диалоговые тренажёры, тесты и т.д. К серьезным недостаткам можно отнести, например, высокую стоимость и минимальное количество учащихся (50 человек), которые могут проходить обучение с помощью iSpring Online и ограниченное количество типов пользователей. Другим недостатком выступает то, что iSpring Online не подойдет организациям, которые хотят установить систему дистанционного обучения на собственный сервер. В этой связи использование данной платформы для развития и широкого применения дистанционного обучения в структуре вуза нецелесообразно.

К плюсам онлайн-образования относят: возможность обучения по любой дисциплине или модулю из нескольких дисциплин. Как правило, онлайн-курсы включают большой объём видеоматериалов, электронных учебников и др. Индивидуальный темп, установленный слушателем, дает возможность выбора порядка выполнения заданий можно отнести к преимуществам. Недостатки такого образования заключаются, прежде всего, в отсутствии реального общения между преподавателем и слушателем, отсутствии практических занятий, необходимости всегда иметь выход в Интернет.

Отмеченные выше платформы, безусловно, играют и будут играть огромную роль в образовании, но каждому образовательному учреждению необходимо решить ряд вопросов, связанных с использованием не только конкретной платформы, но и с организацией наиболее оптимального для конкретного учебного заведения процесса обучения. При этом необходимо отработать и выработать:

- критерии оценки качества предоставляемого дистанционного образования;

- требования к оформлению и наполнению учебно-методического комплекса дистанционного курса;

- показатели оценки трудозатрат преподавателя, работающего в дистанционном образовании;

- критерии оценки трудозатрат разработчика учебно-методического комплекса дистанционного курса с целью приобретения его в собственность учреждения, оказывающего образовательную услугу и др.

В настоящий момент указанные вопросы не отработаны в правовом поле и решать их нужно путём принятия локальных актов. Возможно, в этом есть и свои плюсы, учитывая разную отраслевую специфику учебных заведений, разные требования к количеству часов по конкретным направлениям, и, конечно, разное наполнение самих дистанционных курсов.

Очевидно, что процесс развития дистанционного обучения в высшей школе сопровождается рядом противоречий. С одной стороны, использование дистанционных образовательных технологий делает получение высшего образования более доступным, а с другой, - отсутствие четкой организации процесса обучения, недостаточная разработанность критериев оценки качества обучения, что в конечном результате может привести к снижению уровня подготовки слушателей дистанционных курсов.

Самым удобным способом с точки зрения организации процесса дистанционного обучения считается специальная образовательная среда. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых, таких как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др. Под образовательной средой чаще всего понимают совокупность возможностей системы обучения, способствующую творческому самовыражению и самореализации личности обучающегося. Как правило, такая среда создается на базе образовательных порталов.

В мировой образовательной практике популярны три вида образовательных порталов: организационно-ориентирующие порталы, осуществляющие помощь в выборе абитуриентами очного учебного заведения; порталы дистанционного образования; вспомогательные порталы, дополняющие базы данных учебных заведений. По нашему мнению, использование действующих образовательных порталов в качестве основной платформы для развития дистанционного обучения имеет свои плюсы. Во-первых, они, как правило, характеризуются техническим (материальным) обеспечением, информационными технологиями и ресурсами, программным обеспечением и сознательным присутствием участников среды. Обеспечение взаимодействия образовательных ресурсов; создание доступа обучающихся и сотрудников с любого устройства, подключенного к сети; выработка механизма мониторинга качества образовательного процесса и обе-

спечение индивидуализации обучения являются основными задачами размещения курсов на образовательных порталах вуза.

Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного образования

Следующим важным аспектом внедрения и развития системы дистанционного образования выступает подготовка преподавателя для работы в этой системе. Но, несмотря на широкое использование в образовательном пространстве дистанционных технологий, существует противоречие между потребностью в организации дистанционного образования как эффективной, общедоступной формы получения высшего/среднего образования/программ переподготовки и недостаточной подготовкой педагогов для работы в новых условиях информационного пространства.

Широкомасштабное внедрение дистанционного обучения, характеризующегося высокой степенью интерактивности, предполагает активность как учебной деятельности обучаемых, так и профессиональной деятельности педагогов [5]. Преподавателю вуза никогда не скучно. Ему приходится идти в ногу со временем, а это в первую очередь требует от него готовности работать в современном Интернет-пространстве. Особенно это актуально для тех, кто работает в системе дистанционного образования. Контент, предлагаемый слушателям в дистанционном образовании, должен быть технологически выстроен, чтобы обеспечить и качество подачи материала, и качество процесса обучения, и, конечно, качество результата обучения. Применение современных технологий, умение работать в Интернет-пространстве и подавать материал в разных формах, таких как видеокурсы, презентации, тесты и др., часто требуют переподготовки и повышение квалификации работников образования [6].

Для работы в системе ДО преподаватель должен быть «специалистом по образовательным телекоммуникациям, способным организовать и осуществлять дистанционное обучение» [7], «ведущим обучение дистанционно, обладающим знаниями в области информационных технологий, учитывающим специфику дистанционного обучения, психологические особенности взаимодействия с учащимися в процессе дистанционного обучения» [8]. Как правило, быть компетентным и в своей предметной области, и в области информационных технологий довольно сложно, и без помощи программистов не обойтись. Но в то же время надо помнить, что основную нагрузку по обучению придется выполнять всё-таки преподавателю-предметнику, а поэтому его надо подготовить к такой деятельности.

Анализ деятельности педагога в системе дистанционного образования позволил нам выделить специфические требования к педагогу, который должен уметь:

- проектировать образовательный процесс в условиях сетевого взаимодействия с обучающимися;

- конструировать электронные учебно-методические комплексы;

- управлять учебной деятельностью учащихся, в том числе дистанционно консультировать слушателей;

- соблюдать правила взаимодействия в сети и др.

Другими словами, для эффективной работы в системе дистанционного образования преподаватель должен быть компетентен не только в области классической педагогики, но иметь базовую информационную грамотность работы в сети Интернет и быть компетентным в методике организации и проведения дистанционного обучения. С целью решения данной задачи считаем целесообразным проводить подготовку преподавателя, например, на курсах повышения квалификации для работы на конкретной платформе. Такая подготовка может быть организована силами конкретного вуза и не потребует больших затрат.

Существует мнение, что часть функций преподавателя, работающего в системе дистанционного образования (методическая разработка дистанционных курсов, организация решения технических проблем и др.), необходимо передать другим участникам процесса, позволив преподавателю только управлять учебной деятельностью обучаемых, контролировать и комментировать выполненные работы, выступления на форуме, осуществлять мониторинг процесса обучения и пр. В какой-то степени эта версия имеет смысл, но не всегда.

Для популяризации дистанционного обучения в конкретном вузе требуется рассмотрение и другого аспекта. Не каждый преподаватель, работающий в системе дистанционного образования, способен создать сам дистанционный курс. В этой связи возникает ряд этических вопросов, которые необходимо решить (авторство, трудозатраты разработчика и др.). Все нюансы создания дистанционных курсов и проведения дистанционного обучения должны быть отражены в виде описания этапов процесса реализации дистанционного обучения на конкретном портале и закреплены в локальных актах.

Контроль качества дистанционного образования

Известно, что особенностью образования является то, что его качество нельзя в полной мере измерить и оценить непосредственно в ходе самого процесса обучения. Качество полученных знаний, навыков и умений проявляется только в дальнейшей профессиональной практической или научной деятельности обучаемого.

Проблема организации оценки качества обучения в условиях дистанционного образования видится наиболее острой, так как участники процесса разделены пространственными и временными границами и общаются опосредованно. Рассматривая вопросы организации контроля качества дистанционного образования, необходимо разрешить противоречие между потребностью в организации

дистанционного образования как общедоступной формы получения высшего образования и недостаточной разработанностью системы оценки его качества в вузе [9, 10, 11].

Специфика образовательного процесса при дистанционном обучении выражается в том, что его (процесса) основу составляет контролируемая самостоятельная деятельность обучающихся. При этом контроль качества осуществляется с помощью разнообразных методов, обеспечивающих систематическую и полную информацию об учебном процессе. В системе дистанционного обучения контроль имеет свои характерные черты:

- индивидуальный характер, проявляющийся в контроле каждого отдельно взятого обучающегося;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- систематичность, предполагающая определённую периодичность проведения контроля;

- разнообразие форм, выраженное в тестах, опросах и т.д.;

- объективность, исключающая предвзятое отношение преподавателя к обучающемуся и др.

Реализация процесса оценивания результатов обучения, так же как и при очном процессе обучения, проводится на различных его этапах и является частью мониторинга всего учебного процесса. Как правило, текущий и итоговый контроль при дистанционном обучении представлен в виде заданий со свободно конструируемым ответом, например, обсуждения в форуме, вебинарах, круглый стол в режиме телеконференции и т.д.). Очень важно, что оценка процесса и результата обучения происходит в виртуальной информационно-образовательной среде вуза и обеспечивается технологическими и программными средствами. Техническая поддержка процесса контроля должна быть постоянной.

Несмотря на масштабные действия в области предложений по дистанционному обучению, в настоящее время практика оценки его качества носит стихийный и часто поверхностный характер. Имеет место слабая рефлексия результатов обучения со стороны преподавателей из-за сложности интерпретации удаленно полученных результатов, что в целом снижает качество дистанционного обучения в вузе.

Технология оценки качества дистанционного обучения в вузе должна представлять собой алгоритм, состоящий из пошаговых процедур оценивания уровней сформированности заданных компетенций, сравнивания результатов оценки с установленным эталоном и коррекции в случае необходимости. Для оценки качества целесообразно разработать критериально-ориентированные тесты по различным дисциплинам, включающие вопросы, не предполагающие двусмысленного толкования.

Во время написания данной статьи в мире произошло очень серьёзное событие - коронавирус. Этот факт повлёк за собой ряд действий во всех сфе-

Библиографический список

рах жизнедеятельности, в том числе и в образовании, вернее, в его организации.

Вузы, имеющие опыт использования онлайн-курсов, оказались в более легкой ситуации, но вопросы широкого внедрения дистанционной формы обучения сегодня как никогда актуальны.

Необходимо находить быстрые решения следующих вопросов:

- возможность использования онлайн-курсов других вузов (Минобр уже опубликовал список вузов, предлагающих открытые лекции);

- наличие у студентов и у преподавателей Интернет-браузера и подключения к сети Интернет, программного обеспечения, необходимого оборудования (микрофона, динамиков (наушников), веб-камер и др.;

- необходимость методической разработки занятий в новом формате и модификации уже существующих программ обучения;

- неготовность преподавателей к массовому переходу на дистанционное обучение;

- организация самостоятельной работы студентов;

- дополнительное финансирование материально-технического обеспечения и др.

Потенциальные проблемы с переводом на дистанционное обучение лежат как в педагогической плоскости, так и на уровне управления. Вопросов много, и их приходится решать быстро. В условиях пандемии коронавирусной инфекции дистанционное образование становится способом защиты здоровья и жизни всех участников образовательного пространства. Насколько готова отечественная система образования к вводимой для предупреждения распространения коронави-руса дистанционной форме, покажет время. Но поставленная задача массового перехода на дистанционную форму обучения уже решается на всех уровнях, и вполне возможно, что вынужденный переход на дистанционное образование в вузах приведёт к новому всплеску развития в этой сфере.

Виртуальное образовательное пространство, выступая частью общего образовательного пространства, представляет собой особую систему предоставления образовательных услуг, онтологическим статусом которой служит использование современных информационных технологий. При его проектировании необходимо опираться на основные признаки образовательного пространства и учитывать их при организации дистанционного обучения на любом уровне конкретности. Бесспорно, что дистанционное обучение на основе современных информационных технологий вносит в учебный процесс новые возможности, сочетая высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса, существенно решая проблему массовой доступности образования. В то же время существует ряд вопросов, требующих внимания и доработки. Именно от их решения зависит качество дистанционного образования.

1. Руднев В. Прочь от реальности: исследования по философии текста. Москва: Аграф, 2000.

2. Маричев И.В. Системная организация образовательного пространства. Новороссийск. РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2013.

3. Макашина И.И., Малиночка Э.Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. Краснодар: КРО АПСН, 2007.

4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. Составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

5. Makashina I. Scientific and pedagogical support of distance maritime education. Conference proceedings. Th International Conference on maritime transport. Universitat Politécnica de Catalunya. BarcelonaTech. Barcelona. Spain, 2016: 118 - 124.

6. Makashina I., Filatova E., Koroleva and etc. Advantages of networking and distance learning use in maritime education and training. Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus. 2018.

7. Хуторской А.В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. Москва: ИОСО РАО, 2000.

8. Теория и практика дистанционного обучения. Под редакцией Е.С. Полат. Москва: Академия, 2004.

9. Makashina I. Distant Maritime Education: advantages and disadvantages. Innovation Challenges of the Maritime Industry: maritime transport, engineering, technology logistics, tourism. Conference proceedings. The 2d International Conference. Batumi, Georgia, Batumi State Maritime Academy, 2016: 166 - 170.

10. Makashina I., Truschenko I., Fayvisovich A. Distant learning assessment system opportunities for improvement quality of maritime education. Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport: 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings. Varna, Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017: 36 - 44.

11. Makashina I., Filatova E., Naumenko A. The Network-Centric approach to arrangement and management of the Maritime University as a component of transport space. International association of maritime universities (IAMU) Conference book: 20th Commemorative Annual General Assembly. Tokyo, Japan 2019: 34 - 35.

References

1. Rudnev V. Proch' ot real'nosti: issledovaniya po filosofii teksta. Moskva: Agraf, 2000.

2. Marichev I.V. Sistemnaya organizaciya obrazovatel'nogo prostranstva. Novorossijsk. RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2013.

3. Makashina I.I., Malinochka 'E.G. Situacionno-funkcional'nyjpodhod vpodgotovke menedzherovmorskogo torgovogo flota. Krasnodar: KRO APSN, 2007.

4. Tolkovyj slovar' terminovponyatijnogo apparata informatizaciiobrazovaniya. Sostaviteli I.V. Robert, T.A. Lavina. Moskva: Binom. Laboratoriya znanij, 2012.

5. Makashina I. Scientific and pedagogical support of distance maritime education. Conference proceedings. Th International Conference on maritime transport. Universitat Politécnica de Catalunya. BarcelonaTech. Barselona. Spain, 2016: 118 - 124.

6. Makashina I., Filatova E., Koroleva and etc. Advantages of networking and distance learning use in maritime education and training. Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus. 2018.

7. Hutorskoj A.V. Internet v shkole: praktikum po distancionnomu obucheniyu. Moskva: IOSO RAO, 2000.

8. Teoriya i prakíika distancionnogo obucheniya. Pod redakciej E.S. Polat. Moskva: Akademiya, 2004.

9. Makashina I. Distant Maritime Education: advantages and disadvantages. Innovation Challenges of the Maritime Industry: maritime transport, engineering, technology logistics, tourism. Conference proceedings. The 2d International Conference. Batumi, Georgia, Batumi State Maritime Academy, 2016: 166 - 170.

10. Makashina I., Truschenko I., Fayvisovich A. Distant learning assessment system opportunities for improvement quality of maritime education. Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport: 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings. Varna, Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017: 36 - 44.

11. Makashina I., Filatova E., Naumenko A. The Network-Centric approach to arrangement and management of the Maritime University as a component of transport space. International association of maritime universities (IAMU) Conference book: 20th Commemorative Annual General Assembly. Tokyo, Japan 2019: 34 - 35.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.