Научная статья на тему 'Специфика создания и развития особых экономических зон регионального уровня как инструмента привлечения инвестиций в регион'

Специфика создания и развития особых экономических зон регионального уровня как инструмента привлечения инвестиций в регион Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особые экономические зоны / особые экономические зоны регионального уровня / ОЭЗ / резидент / инвестиции / капиталовложения / special economic zone / special economic zones at the regional level / SEZ / resident / investment / capital investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Ольга Анатольевна, Козлова Елена Ивановна

В статье представлен анализ особых экономических зон регионального уровня, их особенности и отличия от ОЭЗ федерального уровня, а так же проанализирована перспективность ОЭЗ РУ на примере Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF REGIONAL LEVEL AS AN INSTRUMENT TO ATTRACT INVESTMENTS TO THE REGION

The article presents the analysis of special economic zones of the regional level, their features and differences from the SEZ of the Federal level, as well as the prospects of the SEZ RU on the example of the Lipetsk region

Текст научной работы на тему «Специфика создания и развития особых экономических зон регионального уровня как инструмента привлечения инвестиций в регион»

УДК 339.543

СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН Черникова Ольга Анатольевна, магистрант (e-mail: chernikova_o.a@mail.ru) Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент, (e-mail: kozlova.e.i@kzlvs.com) Липецкий государственный технический университет, Россия

В статье представлен анализ особых экономических зон регионального уровня, их особенности и отличия от ОЭЗ федерального уровня, а так же проанализирована перспективность ОЭЗ РУ на примере Липецкой области.

Ключевые слова: особые экономические зоны, особые экономические зоны регионального уровня, ОЭЗ, резидент, инвестиции, капиталовложения.

В Российской Федерации одним из инструментов развития и улучшения состояния в целом отечественной экономики является создания региональных особых экономических зон (ОЭЗ РУ). ОЭЗ РУ позволяют на уровне субъекта РФ сформировать устойчивые точки роста, создать дополнительные рабочие места, привлечь инвестиции, что в итоге помогает регионам приобрести устойчивую экономическую базу. Однако в связи с существующими в настоящее время разногласиями по поводу эффективности особых экономических зон как инструмента улучшения состояния экономики в целом, становится важным изучение ОЭЗ и их специфики.

Ключевым отличием ОЭЗ РУ является то, что действующим федеральным законодательством не регламентирована деятельность, создание и функционирование особых экономических зон регионального уровня, что оставляет за регионами своеобразную свободу в определении порядка формирования, функционирования и развития подобных зон. В Липецкой области деятельность ОЭЗ РУ регламентирует закон от 18 августа 2006 года N З16-ОЗ «Об особых экономических зонах регионального уровня», согласно которому под особой экономической зоной регионального уровня понимается «территориально обособленный комплекс на участке, имеющем общую границу (кроме туристско-рекреационной зоны, технико-внедренческой зоны и зоны агропромышленного типа), в пределах которого созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности» [1].

На федеральном уровне законодательно не установлен порядок создания ОЭЗ РУ, при этом в некоторых субъектах РФ практика функционирования и создания разработана и закреплена в региональных законах. В ст.4 закона Липецкой области от 18 августа 2006 года N З16-ОЗ «Об особых экономических зонах регионального уровня» прописаны определенные условия

создания ОЭЗ регионального уровня. Первым условием является то, что на момент создания зон регионального уровня промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и тури-стско-рекреационного типа на земельных территориях, составляющих эту зону, могут находиться объекты, являющиеся государственной, муниципальной, частной собственностью. Во втором условии указана документация, которая должна разрабатываться при территориальном планировании особой экономической зоны. К обязательным документам относятся:

- проект планировки ОЭЗ РУ в тех случаях, когда ОЭЗ РУ располагается в пределах одного населенного пункта или поселения;

- проект генерального плана ОЭЗ РУ - если территория зоны захватывает территорию ряда населенных пунктов разных поселений или нескольких поселений. Границы территории ОЭЗ РУ могут не сходиться с границами населенных пунктов, поселений и (или) муниципальных районов [1].

В Липецкой области инициатива создания ОЭЗ РУ может исходить только от органов местного самоуправления. Для получения статуса особой экономической зоны регионально уровня необходимо сформировать заявку, содержащую обоснование эффективности и целесообразности создания ОЭЗ РУ достижения поставленных в регионе или районе целей, решения задач.

Принятое органами местного самоуправления решение о необходимости создания ОЭЗ РУ на территории субъекта РФ требует достаточно основательной подготовки по ряду направлений. К этим направлениям относиться определение территориальных границ ОЭЗ РУ, которое должно соответствовать требования Федеральному закону "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ и регионального законодательства [5]. Так же не должно быть противоречий между основными градостроительными требованиями и планом по размещению и.

При определении площади территории ОЭЗ РУ учитывается максимальное использование существующих инженерных сетей, объектов транспортного и энергетического хозяйства, наличие хорошо развитой социальной инфраструктуры. Расположение объектов должно быть наиболее эффективно и рационально с позиции землепользования. Так же осуществляя распределение участков между заявленными инвесторами необходимо оставлять резерв свободных участков, который будет использоваться в дальнейшем в случае увеличения количества предприятий-участников. Зачастую осуществляя отбор муниципальных районов, региональные органы власти в качестве основного критерия используют уровень социально-экономического развития территории. Одновременно существуют регионы, в отношении которых поощряется формирование ОЭЗ РУ на территориях муниципальных районов, особенно удаленных от муниципального центра.

Ключевым этапом подготовки проекта ОЭЗ РУ является создание экономического обоснования, дающего описание целесообразности превра-

щения отдельного муниципального образования в территорию особого налогового стимулирования бизнеса. Экономическое обоснование формируется с использованием данных инвесторов, предоставляемых в администрацию местных органов власти бизнес-планы, составленных по утвержденной форме Минэкономразвития России.

В дальнейшем сформированная заявка подается в конкурсную комиссию администрации области, где уже осуществляется отбор наиболее значимых. В соответствии с п. 5 Постановления от 4 сентября 2006 г. N 122 «О порядке конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон регионального уровня» существует ряд критериев, которые необходимо рассматривать при принятии решения о создании ОЭЗ, среди которых можно выделить общие и различные для всех видов ОЭЗ [3]. Наиболее важными и общими для всех типов ОЭЗ РУ являются такие критерии, как:

- уровень финансово-экономического состояния муниципального образования;

- степень обеспеченности ОЭЗ РУ объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

- предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ РУ и оценка стоимости затрат на их развитие;

- планируемые объемы инвестиций на территории ОЭЗ РУ;

- срок окупаемости проекта;

- показатель бюджетной эффективности (показатель определяется как отношение суммы налоговых поступлений и обязательных платежей в бюджеты всех уровней, связанных с реализацией проекта, к объему государственной поддержки);

- объемы и доли расходов областного бюджета, местного бюджета и иных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ РУ;

- предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, областной бюджет и местный бюджет, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ РУ.

Последним этапом в процессе создания ОЭЗ РУ после одобрения комиссией заявки является формирование администрацией области акта, содержащего следующие положения: тип и наименование; границы территории; иные разделы, определяющие особенности функционирования ОЭЗ РУ.

Законодательно период существования ОЭЗ РУ не ограничивается, однако экономическая зона может потерять свой статус, если в течение трех лет подряд на ее территории резидентами не будет вестись деятельность, которая была определена в акте о создании ОЭЗ РУ. Существование особой экономической зоной прекращается посредством закрепленного правовым актом решения администрации области о её закрытии.

Отсутствие установленных на федеральном уровне правил деятельности ОЭЗ РУ раскрывают региональным властям множество возможностей для

стимулирования резидентов и развития особых экономических зон. В частности, установленные законодательно четыре возможных типа ОЭЗ для федеральных зон, для региональных ОЭЗ могут быть дополнены, так же могут быть изменены и требования к резидентам. Одновременно перечень льгот, возможных для предоставления резидентам, в региональных ОЭЗ уже, чем в зонах регионального уровня, так как устанавливая льготы в сфере налогов региональные законодатели не имеют права выходить за пределы своей компетенции.

Таблица 1. Налоговые льготы и преференции для участников ОЭЗ РУ [2].

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ РУ Общий режим налогообложен ия

Налог на прибыль организаций

15,5% на 5 лет с момента получения прибыли, в случае выпуска экспортно-ориентированной и/или импортозамещающей продукции, если в общем доходе от реализации товаров/работ/услуг доля дохода от реализации указанной продукции составляет не менее 50%, на 7 лет с момента получения прибыли 20%

Налог на имущество организаций

0% в течение 7 лет с момента регистрации права собственности 2,20%

Транспортный налог

0 руб. на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет От 15 руб. л. с.

Земельный налог

0% в течение 5 лет с момента возникновения права собственности 1,50%

Аренда земельных участков

0,3% кадастровой стоимости

Руководство ОЭЗ РУ в Липецкой области может осуществляться администрацией ОЭЗ РУ, а так же исполнительными органами государственной власти области, которые были уполномочены осуществлять функции по управлению. Источниками финансирования формирования и развития ОЭЗ РУ, обеспечения её необходимой инфраструктурой, являются средства участников экономической зоны. Помимо этого могут использоваться средства из других источников, в том числе средства областного бюджета. Инвестиционная деятельность участников ОЭЗ РУ в Липецкой области может поддерживаться государствам при помощи следующих, определенных в ст. 10 Закона Липецкой области от 18 августа 2006 г. N 316-ОЗ «Об особых экономических зонах регионального уровня», методов:

- понижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу в соответствии с законами области о налогах;

- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками ОЭЗ РУ для реализации инвестиционных проектов;

- предоставление субсидий на благоустройство территорий предприятий-участников ОЭЗ РУ;

- предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов.

На сегодняшний день в Липецкой области функционируют 10 особых экономических зон регионально уровня (3 агропромышленного, 2 турист-ско-рекреационного, 4 промышленно-производственного и 1 технико-внедренческого типа), что благоприятно сказывает на экономике региона. Промышленно-производственная ОЭЗ «Чаплыгинская» располагается на 473 га вдоль трассы М-6 «Каспий». В связи с этим особое внимание инвесторы уделяют объектам придорожного сервиса. Также в ОЭЗ зарегистрировано двенадцать резидентов (25 млрд руб. инвестиций), планирующих различные производства - от переработки шин до выпуска сельхозтехники. В ОЭЗ «Тербуны» числится шесть резидентов с общим объемом инвестиций в 8 млрд руб. ОЭЗ «Данков» включает семь резидентов, среди которых выделяется ООО «Данковская сахарная компания» и ООО «Ангел Ист Рус» (строительство завода по производству дрожжей). Общий объем инвестиций в эту зону - 21 млрд. руб. ОЭЗ «Елецпром» базируется вокруг структуры группы «Черкизово» ОАО «Куриное царство», возводящей целый ряд объектов на общую сумму порядка 18 млрд. руб. А особняком стоит особая экономзона технико-внедренческого типа и кластер «Липецк-Технополюс»: объем инвестиций его десяти резидентов невелик, но предполагает в основном затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по различным темам - от геофизического оборудования до энергосберегающих светильников. В Туристско-рекреационной зона «Задонщина» уже около десятка резидентов. Инвесторам предлагают возводить объекты дорожной и туристической инфраструктуры, заводы по розливу питьевой воды, коммунальные предприятия, оздоровительные, культурные и бизнес-центры. Подобные объекты должны также быть возведены в туристской ОЭЗ «Елец» [4].

Обеспечив таким образом поток инвестиций и предоставив ряд преференций, региональные власти многократно снизили негативное влияние современного финансового кризиса.

Таким образом, можно говорить о том, что система льгот формирует благоприятную экономическую среду для инвесторов, способствует развитию производства, что ведет к увеличению поступлений в бюджет и, как следствие, своевременному финансированию социальной сферы. Основой

региональных зон развития следует считать профиль и ресурсы территорий их местонахождения, промышленный и кадровый потенциал.

Список литературы

1. Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. N 316-ОЗ "Об особых экономических зонах регионального уровня" (с изменениями и дополнениями) - Режим доступа: http://base.garant.ru/33706064/

2. Инвестиционный гид по Липецкой области- Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/investicionniy-gid-po-lipetskoi-oblasti.pdf

3. Постановление Администрации Липецкой области от 4 сентября 2006 г. № 122 «О порядке конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон регионального уровня» - Режим доступа: http://base.garant.ru/33707368/

4. Региональные особые экономические зоны - Режим доступа: http://admlip.ru/ econ-omy/regions/

5. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_54599/

Chernikowa Olga Anatoliewna, undergraduate

(e-mail: chernikova_o.a@mail.ru)

Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia

Kozlova Elena Ivanovna, Cand.Econ.Sci., associate professor

Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia

THE SPECIFICITY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF REGIONAL LEVEL AS AN INSTRUMENT TO ATTRACT INVESTMENTS TO THE REGION

Abstract. The article presents the analysis of special economic zones of the regional level, their features and differences from the SEZ of the Federal level, as well as the prospects of the SEZ RU on the example of the Lipetsk region.

Keywords: special economic zone, special economic zones at the regional level, SEZ, resident, investment, capital investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.