Научная статья на тему 'Специфика совершенствования таможенного администрирования в условиях развития механизма «Единого окна»'

Специфика совершенствования таможенного администрирования в условиях развития механизма «Единого окна» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS ADMINISTRATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / РЕЙТИНГ "DOING BUSINESS" / RANKING "DOING BUSINESS" / ОБЛЕГЧЕНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ / FACILITATING GLOBAL TRADE / КОНТРОЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / "ЕДИНОЕ ОКНО" / "SINGLE WINDOW" / PILOT LIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна

В статье рассматриваются проблемы глoбализации мирoвoй экономики и дальнейшей активизации международного тoварообмена, их влияние на фoрмирoвание и эффективнoе функциoнирoвание нациoнальных тамoженных систем. В целях максимальнoгo сoдействия развитию внешнетoргoвoй деятельнoсти без ущерба для результативнoсти тамoженнoгo кoнтрoля и oбеспечения нациoнальнoй экoнoмическoй безoпаснoсти необходима интеграция наиболее действенных инструментов и принципов регулирования во всей системе управления в сфере таможенного дела, зарекомендовавших себя и результативно работающих в странах, имеющих лучшую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PERFECTION CUSTOMS ADMINISTRATION WITH THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF «SINGLE WINDOW»

The article deals with the challenges of globalization of the world economy and foreign trade further enhance, their influence on formation and effective functioning of the national customs systems. In order maximum assistance development of activities of foreign trade without prejudice to result custom control and or assume national economic security need to integrate the most effective tools and principles for the management of the entire control system in the field of customs, proven and effective working in countries with best practice.

Текст научной работы на тему «Специфика совершенствования таможенного администрирования в условиях развития механизма «Единого окна»»

УДК 339.543

МВ. Боикова СПЕЦИФИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА»

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы глобализации мировой экономики и дальнейшей активизации международного товарообмена, их влияние на формирование и эффективное функционирование национальных таможенных систем. В целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности без ущерба для результативности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности необходима интеграция наиболее действенных инструментов и принципов регулирования во всей системе управления в сфере таможенного дела, зарекомендовавших себя и результативно работающих в странах, имеющих лучшую практику. Ключевые слова: таможенное администрирование, международная торговля, рейтинг «Doing Business», облегчение мировой торговли, контрольные индикаторы, «единое окно».

Mrnya Boikova SPECIFICS OF PERFECTION CUSTOMS

ADMINISTRATION WITH THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF «SINGLE WINDOW»

Annotation. The article deals with the challenges о f globalization о f the м>огМ есопоту and foreign trade further enhance, their influence оп formation and effective functioning of the nattonal customs systems. In о^г maximum assistance devehpment of activities of foreign trade withcM prejudice to result custom control and ог assume national ecanamic security need to integrate the most effective tools and principles for the management qf the entire жМго1 system in the field qf customs, pmven and effective working in countries with best practice.

Keywords: customs administratton, internattonal trade, ranking «Doing Business», facilitating ghbal trade, piht lights, «single window».

Дальнейшая либерализация и унификация таможенных oтнoшений ставит перед наукой широкий спектр нерешенных задач и сгорных вoпрoсoв, требующих углублению изучения тамoженнoй системы РФ [3]. Одним из таких направлений, позволяющих провести параллель между условиями ведения бизнеса и экономическим развитием государства, стал проект «Ведение бизнеса», посвященный анализу деятельности предприятий в условиях регулирования их деятельности на национальном, субнациональном и региональном уровнях.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами. Тем самым проект побуждает государство к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит информационным ресурсом для заинтересованных структур. В реализации проекта участвуют более 7000 экспертов из разных странах мира - экономисты, консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, представители правительств, ведущие ученые разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Исследование содержит рейтинг стран мира по показателю благоприятствия ведения бизнеса, который рассчитывается по среднему арифметическому следующих контрольных индикаторов:

1) регистрация предприятий;

2) получение разрешений на строительство;

3) подключение к системе электроснабжения;

4) регистрация собственности;

© Бойкова М.В., 2015

5) кредитование;

6) защита инвесторов;

7) налогообложение;

8) международная торговля;

9) обеспечение исполнения контрактов;

10) ликвидация предприятий.

Высокая позиция страны означает, что ее регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. При расчете не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учета политических аспектов, исключительно на уровне законодательных положений и нормативов.

С середины 2012 г. и по настоящее время Федеральной таможенной службой (ФТС) проводятся масштабные реформы в области таможенного администрирования, которые направлены на создание благоприятных условий для участников ВЭД. По контрольному показателю «Позиция в рейтинге «Doing Buiseness» Всемирного банка по показателю «международная торговля» Российская Федерация показывает положительную динамику и занимает 62 место в рейтинге среди 189 стран мира. Вместе с тем результаты «Doing business-2014» показали, что, несмотря на все усилия Федеральной таможенной службы, позиция Российской Федерации в рейтинге по показателю «международная торговля» существенно не изменилась (см. табл. 1).

Таблица 1

Позиция РФ в рейтинге «Doing Buiseness» Всемирного банка по показателю

«международная торговля»

Показатель 2012 2013 2014

Показатель в рейтинге «Doing Buisiness» Всемирного банка факт уст. факт уст. факт уст.

162 160 157 155 155 130

Реализация ФТС России мероприятий в рамках «дорожной карты» дала очевидный результат: время при импорте, учитываемое Всемирным банком в рейтинге, сократилось с двух дней до одного и соответствует лучшим практикам в области внешнеторговой деятельности. Следовательно, реализация мероприятий по дальнейшему сокращению сроков совершения таможенных операций и таможенных процедур, предусмотренных «дорожной картой», не окажет существенного влияния на срок «таможенной очистки и технического контроля» в будущем.

Выводы о том, что реализация реформ в области таможенного администрирования в будущем окажет незначительное влияние на улучшение позиции России в рейтинге «Doing Business», подтверждены и представителями Всемирного банка на экспертных консультациях по направлениям сотрудничества ФТС России и Всемирного банка 30-31 октября 2014 г.. В частности, отмечены успехи таможенной службы Российской Федерации в части сокращения сроков осуществления таможенных процедур. При этом было выражено понимание того, что в дальнейшем улучшение позиции России по показателю «международная торговля» возможно только путем оптимизации логистических составляющих экспортных/импортных процедур: портовых операций, погрузо-разгрузочных и иных операций, автомобильных транспортных операций.

Создание оптимальных условий невозможно без налаживания механизмов взаимодействия

государственных органов с участниками процессов международной торговли. Создание таких условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу возможно при повышении эффективности таможенного контроля за счет повышения уровня межведомственного взаимодействия и сокращения времени совершения таможенных операций.

Важным фактором, влияющим на цену товара и условия ведения бизнеса в едином таможенном пространстве, выступает стоимость оказания таможенных услуг. Стоимость таможенных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности таможенными представителями по основным позициям составляет в Российской Федерации - 15153 руб., Республике Беларусь - 4230 руб., Республике Казахстан - 10 229 руб. [4].

Опросы участников ВЭД отмечают, что значительное влияние на проблему роста издержек участников ВЭД оказывает длительность и высокая стоимость услуг, связанных с процессом обработки, в частности, контейнеров в морских портах. Согласно данным исследования «Doing Business» время осуществления экспортных/импортных операций «в портах и терминалах» занимает до 3 дней, время «наземной перевозки» до 5 дней, что значительно превышает время «таможенной очистки и технического контроля» 1 день.

Результаты рейтинга Всемирного банка «Doing business 2015» свидетельствуют о необходимости проведения работы по различным направлениям, связанным с осуществлением внешнеторговой деятельности. Это не только задача совершенствования таможенного администрирования, но и улучшения работы администрации портов, их технического обустройства и оснащения, координации работы портовых служб и стивидорных компаний, улучшения качества российских автомобильных и железных дорог, сокращения времени на подготовку документов, банковских операций, ценообразования на рынке брокерских, транспортных и юридических услуг, оптимизации работы складов, внедрения технологии «единого окна» и организации «безбумажного» документооборота в федеральных органах исполнительной власти и организациях. Технология «единого окна» является элементом корпоративного взаимодействия и актуальна для специалистов в области внешней торговли всего мира, в связи с чем международными организациями были разработаны документы, регламентирующие содержание и порядок деятельности при создании данного механизма. К числу ведущих из них относятся [5]:

1. рекомендации и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами (Рекомендация ООН № 33);

2. упрощение и стандартизация данных международной торговли (Рекомендация ООН

№ 34);

3. выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле (Рекомендация ООН № 35) [3].

Так, согласно Рекомендации ООН № 33 «единое окно» есть механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых операциях, предоставлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся экспорта, импорта и транзита [3]. Отправной точкой в работе по созданию и внедрению механизмов «единых окон» в странах-членах Таможенного союза стало принятие решения Коллегией Евразийской экономической комиссии № 52 от 8 апреля 2014 г. «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Согласно содержанию документа создание этого механизма позволит упростить, оптимизировать и повысить взаимодействие между государственными органами контроля и участниками ВЭД. Среди мер, которые предлагаются к применению для достижения этой первоочередной цели, можно назвать следующие:

- сближение подходов по развитию национальных механизмов «единых окон»;

- развитие национальных механизмов «единых окон»;

- обеспечение принятия концепции «единого окна»;

- определение уполномоченного государственного органа, ответственного за реализацию национального механизма «Единого окна» [1].

Вопрос определения государственного органа, ответственного за разработку данного механизма, имеет уже неформальный ответ - таможенная служба, а единой методологической обеспеченности принятия и гармонизированной реализации «Единого окна» пока не существует. Среди стран, опыт которых наиболее успешен по внедрению механизма «единого окна», Сингапур (1-ое место в рейтинге), Республика Корея (5-ое место) и Швеция (11-ое место). Как видно из таблицы 2, по индикатору «международная торговля», показатели каждой из трех стран значительно выше, чем Российской Федерации [6]. Так, например, количество дней на экспорт в России в 3 раза больше, нежели в других странах, а количество дней, затрачиваемых на осуществление импорта, в нашей стране в 4,9 раз больше, чем в Сингапуре, в 3,2 раза, чем в Швеции и в 2,7 раз, чем в Корее [2].

Таблица 2

Показатели стран по индикатору «международная торговля «Doing Business-2014»

Страна Документы для экспорта (количество) Время на экспорт (в днях) Стоимость экспорта (долл. США за контейнер) Документы на импорт (количество) Время на импорт (в днях) Стоимость импорта (долл. США за контейнер)

Республика Корея 3 8 670 3 7 695

Российская Федерация 9 21,1 2 400,5 10 19,4 2594,5

Сингапур 3 6 460 3 4 440

Швеция 3 9 725 3 6 735

Таким образом, анализ зарубежного опыта деятельности таможенных администраций показал, что механизм «единое окно» является мировым трендом в повышении эффективности деятельности таможенных органов. Страны, использующие данный механизм, являются ведущими по показателю «международная торговля». Принципы, заложенные в данную систему призваны обеспечить резкое повышение эффективности государственного контроля на границе, придать импульс развитию внешней торговле в целом, что в конечном итоге дадут положительные результаты для всех участников процесса за счет снижения как материальных, так и временных издержек при перемещении товара.

Библиографический список

1. Бойкова, М. В. К вопросу о формировании понятия «таможенное администрирование» в условиях международной интеграции / М. В. Бойкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 1. - С. 8-13.

2. Доклад группы Всемирного банка «Doing Business 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : World Wide Web. URL : http://www.gfintegrity.org (дата обращения : 19.03.2015).

3. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа : World Wide Web. URL : http://www.un.org (дата обращения : 17.03.2015).

4. Рудакова, Е. Н. Система показателей эффективности таможенного дела : особенности формирования и совершенствования / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 1. - С. 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.