> <
X
■X.
о
LM
т s
о
X
о
со
164
CUSTOMS ADMINISTRATION OF SMALL BUSINESS FOREIGN TRADE COMMODITY FLOWS
Musanev Dmitry Mikhaylovich, Post-graduate student, Chair of Applicant, St. Petersburg State Economic University, St. Petersburg
E-mail: d.musanev/S>rambier.ru
in the article customs administration conceptual bases of small business foreign trade commodity flows are stated, relevance and prospects of this subject for a further theoretical research is proved, the factors are negatively influencing their effective movement are analyzed. Also offers on optimization of this category trade flows customs control are formulated, that practical realization will promote innovative development, improvement of branch economy structure and investment climate in Russia.
Keywords: customs administration; small business; commodity flow; categorization of foreign trade activity subjects; Doing business index; risk management.
УДК 339.543 ВАК РФ 08.00.14
© Мусанёв Д.М., 2016
МУСАНЁВ Дмитрий Михайлович, соискатель, кафедра Таможенного дела, Санкт-Пе тербургский государственный экономический университет, Санкт-Пе тербург d. ти$апе vlS>rambler. г и
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА
В статье изложены концептуальные основы таможенного администрирования внешнеторговых потоков субъектов малого предпринимательства, обоснована актуальность и перспективность обозначенной тематики для дальнейшего теоретического исследования, проанализированы факторы, негативно влияющие на их эффективное движение. Также сформулированы предложения по оптимизации таможенного контроля товарных потоков данной категории, практическая реализация которых будет способствовать, инновационному развитию, улучшению отраслевой структуры экономики и инвестиционного климата в России.
Ключевые слова: таможенное администрирование; субъект малого предпринимательства; товарный поток; категорирование участников ВЭД; рейтинг Doing business; система управления рисками.
I
Кризисные и стагнационные процессы в национальной экономике последних двух лет обусловили необходимость реализации на государственном уровне экономической политики двойственной направленности. С одной стороны, наблюдается ужесточение мер контроля в сфере движения денежных потоков, пополнения доходной части федерального бюджета как основного фактора финансовой дееспособности государства. С другой, - поиск и практическое исполнение решений (проведение институциональных реформ, утверждение комплексных программ, стратегий), целью которых является изменение курса в направлении роста, перехода к инновационной форме организации народного хозяйства. Одна из перспективных задач - развитие малого и среднего предпринимательства как основы создания адаптивной, конкурентоспособной на мировом уровне экономики, обеспечивающей высокую скорость технологического обновления, индивидуализацию товаров и услуг, стабильную занятость [7].
По состоянию на 10 ноября 2016 г. в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 2762274 юридических лица, из них микропредприятий 2501324, малых предприятий 240640, средних предприятий 20310 [14]. Из общего числа зарегистрированных коммерческих юридических лиц (3990335) [15] доля предприятий данной категории составляет 69,2%, доля от общего численности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) около 70%. В дальнейшем при рассмотрении исследуемого вопроса введем допущение: под субъектами малого предпринимательства понимать совокупность микро-, малых и средних предприятий.
Для таможенного администрирования внешнеторговых товарных потоков на современном этапе также характерен дуализм. Ос-
новная функция таможенных органов - фискальная, что объясняется весомой долей таможенных платежей в общей структуре доходов федерального бюджета (табл. 1) [13, 17], для выполнения которой создана система единого администрирования налоговых и неналоговых платежей [2], усилен контроль таможенной стоимости товаров [11].
Таблица 1 - Динамика доли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета (по материалам [13,17])
Показатели 2012 2013 2014 2015
Таможенные платежи, млрд руб. 6029,3 6486,7 6565,4 7100,6
Доходы федерального бюджета, млрд руб. 12853,7 13019,9 14496,8 15082,4
Доля таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета, % 46,9 49,8 45,3 47,1
Одновременно в работе таможенных органов успешно применяются новые методики и технологии, направленные на сокращение сроков совершения таможенных операций в отношении внешнеторговых грузов,уменьшение административной нагрузки на участников ВЭД, что в целом приводит к снижению логистических затрат в цепях поставок, повышению конкурентоспособности продукции на рынке, улучшению инвестиционной привлекательности России [3,4,5,6].
Наиболее перспективной, на наш взгляд, разработкой является категорирование участников ВЭД при осуществлении таможенного контроля внешнеторговых товарных потоков с применением системы управления рисками (СУР). Важность данного инструмента государственного регулирования таможенно-логис-тических процессов закреплена на межнациональном уровне [1,12].
Сущность категорирования заключается в группировке участников ВЭД по категориям уровня риска нарушения таможенного законодательства (низкий, средний, высокий) [10] на основе характеризующих их критериев [9] для использования сведений с учетом принципов выборочное™ и субъектного ориентирования при применении мер по минимизации рисков. [8,10]
Выделяют два типа категорирования: отраслевое (в отношении товаров), реализуемое по заявительному порядку обращения участника ВЭД в таможенные органы и автоматизированное (в отношении субъектов ВЭД), реализуемое в автоматическом режиме штатными программными средствами таможенных органов [8,13].
В рамках данного исследования для нас представляет интерес автоматизированное
категорирование с точки зрения возможности его применения к субъектам малого предпринимательства. По данным ФТС России к категории низкого уровня риска отнесены более 2000 участников ВЭД (около 44% от общего количества оформленных импортных ДТ, более 57% от общей суммы уплаченных таможенных платежей при импорте). Таможенный досмотр товаров данной категории лиц проводился в 1,1 % случаев. [13].
Одно из условий проведения автоматизированного категорирования - не менее 100 выпущенных деклараций на товары (ДТ) за последние 12 календарных месяцев [8], которое исключает возможность применения процедуры категорирования к субъектам малого предпринимательства. Разработанная методология категорирования также не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования [7].
Как уже упоминалось выше, субъекты малого предпринимательства составляют значительную долю от общего числа участников ВЭД (около 56% от общего количества оформленных импортных ДТ), на них возлагается основная нагрузка при перемещении внешнеторговых товарных потоков как со стороны государства в виде административных мер воздействия (таможенные досмотры, осмотры с применением инспекционно-досмотровых комплексов, взвешивание в рамках СУР), так и со стороны организаций, обслуживающих товарные потоки, в виде финансовых издержек на осуществление логистических операций в процессе осуществления таможенного контроля, например, перемещение контейнеров, погрузо-разгрузочные работы при проведении досмотров и т.п., что в конечном итоге приводит к росту себестоимости ввозимых товаров, снижению возможности конкуренции с крупными игроками рынков сбыта и дальнейшего развития.
Реализация "дорожной карты" "Совершенствование таможенного администрирования" без учета интересов субъектов малого предпринимательства и отсутствия прямо предусмотренных мер поддержки осуществляемой ими внешнеторговой деятельности не приносит должного экономического эффекта. В качестве целевого ориентира успешного выполнения мероприятий плана закреплена позиция страны в рейтинге Doing business Всемирного банка по обобщенному показателю
со
1-й
о
CU
-О 0-
ш <
1=с
си
2Г
Kj^ С Ё
165
"международная торговля", динамика которого представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика позиции России в рейтинге Doing business по показателю "международная торговля" (по материалам [1 б])
* расчет с допущением при прочих равных условиях значения планового показателя в 2017 г. равному в 2018 г.
Как видно из таблицы 2, наблюдается резко отрицательная динамика по достижению фактической позиции России в рейтинге по сравнению с плановым уровнем.
Следует также отметить проблемный аспект, связанный с тем, что среди добросовестных участников ВЭД - представителей малых предприятий также велика доля так называемых "фирм-однодневок", целью деятельности которых является извлечение максимальной прибыли путем занижения сумм подлежащих уплате таможенных платежей. Данный факт наноситущерб по репутации всех малых предприятий, формирует негативный имидж добросовестных предпринимателей.
В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы требуется принятие мер по ее разрешению. Основными направлениями совершенствования таможенного администрирования внешнеторговых товарных потоков субъектов малого предпринимательства и дальнейшего теоретического исследования, по нашему мнению, являются следующие:
1) утверждение на государственном уровне целевой программы таможенного администрирования процедур, отражающей специфику деятельности субъектов малого предпринимательства;
2) применение качественно новой методики выявления недобросовестных участников ВЭД среди малых предприятий;
3) разработка методологии категорирова-ния участников ВЭД - субъектов малого предпринимательства на основе построения сбалансированной системы показателей;
4) предоставление государственной услуги таможенными органами по категорированию субъектов малого предпринимательства и принятие соответствующего административного регламента.
Предвидимым эффектом от практической реализации предложенных мер ожидается сокращение времени прохождения таможенных
операций, и, как следствие, всего логистического цикла обработки товарных потоков, наиболее рациональное распределение ограниченных ресурсов таможенных органов, необходимых для выполнения возложенных на них государством задач, сокращение издержек в цепях поставок, рост и укрепление малого предпринимательства как субъекта экономической деятельности, улучшение инвестиционного климата, повышение позиции России в рейтинге Doing business по показателю "международная торговля".
Примечания:
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 г. № 233 "О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза". Доступ из справ.-право-вой системы "КонсультантПлюс".
2. Указ Президента РФ от 15.01.2016 г. № 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 г. № 1125-р "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Совершенствование таможенного администрирования". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 г. № 1128-р "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
7. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
8. Приказ ФТС России № 1809 от 07.09.2012 г. "Об утверждении Временного порядка категорирова-ния участников внешнеэкономической деятельности на основе критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
9. Приказ ФТС России № 589 от 26.03.2013 г. "Об утверждении перечня критериев, характеризующих участника внешнеэкономической деятельности, для использования в рамках системы уп-
Позиция России в рейтинге 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Doing business по показателю
«международная торговля»
Плановая 160 155 130 79 - - 17
Фактическая 160 162 157 155 138 140 -
Доля отклонения фактической позиции от плановой,% - -4,5 -20,8 -96,2 - -723,5* -
равления рисками и порядка их разработки и (или) актуализации". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". Ю.Приказ ФТС России № 1677 от 18.08.2015 г. "Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
11.Приказ ФТС России № 280 от 16.02.2016 г. "О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
12.Компендиум Всемирной таможенной организации по управлению таможенными рисками. [Электронный ресурс], http://www.wcoomd.org/ епЛор1с5Дас1П1а1юп/т51гитеп1-апс1-1оо15Лоо15/~/
media/45BE65FFE12748FDA6D41BA7F3451 C75.ashx (дата обращения: 20.11.2016 г.).
13.Сборник "Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году" [Электронный ресурс], http:/ /www.customs.ru/ind ex. php?opti on = com_ content&view=article&id =7995<emid=1845 (дата обращения: 19.11.2016 г.).
14.Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс], https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 20.11.2016 г.)
15.Статистические данные о зарегистрированных юридических лицах [Электронный ресурс], http:// www.vestnik-gosreg.ru/info_ul (дата обращения: 20.11.2016 г.).
16.Статистические данные о рейтинге Doing business. [Электронный ресурс], http://russian. doingbusiness.org/data (дата обращения: 21.11. 2016 г.).
17.Статистические данные о структуре и динамике доходов федерального бюджета [Электронный ресурс], http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения: 20.11.2016 г.).
СО
1-Н
О cu
-О 0-
ш <
1=с
cu
2Г
PROCESSING METHOD OF UNIT COST DETERMINATION
Petrov Alexander Mikhailovich, DSc of Economics, Professor, Department of the Accounting, Analysis and Audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: palmiigiinbox.ru
Melnikova Lubov Anatolyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Accounting, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: iameinikovaiS>mail.ru
in the conditions of the increased risk and uncertainty many entities need in a special way the prepared information for the purposes of management in general including for the purposes of expenditure management. One of the most important tasks of any economic subject is optimization of management process for an effective expenditure of material, labor and money resources. Thus, the expense accounting is the efficient management tool the organization. Production process is the most important stage of a circulation of means of the organization during which accounting entities, spending all types of the resources which are available for it, create cost value of finished goods that, eventually, significantly influences a financial result of work - its gross profit or a loss. Weii delivered production expense accounting, first, provides necessary control over effective consumption of material, labor and financial resources at the entity and, secondly, gives the chance to the entity to avoid problems with the tax legislation in the questions concerning the taxation.
Keywords: managerial accounting; process cost system; process method of cost accounting; job order cost system; cost value calculation; cost accounting.
ПОПЕРЕДЕЛЫЧЫИ МЕТОД УЧЕТА ЗА ТРА Т И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
В условиях повышенного риска и неопределённости многим предприятиям требуется специальным образом подготовленная информация для целей управления в целом, в том числе и для целей управления расходами. Одной из важнейших задач любого хозяйственного субъекта является оптимизация управленческого процесса для эффективного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Таким образом, уче т расходов являе тся действенным инструментом управления организацией. Производственный процесс является важнейшей стадией кругооборота средств организации, в течение которого хозяйствующие субъекты, расходуя все виды имеющихся у него ресурсов, формируют себестоимость готовой продукции, что, в конечном счете, существенно влияет на финансовый результат работы - его валовую прибыль или убыток. Хорошо поставленный учет производственных расходов, во-первых, обеспечивает необходимый контроль над эффективным потреблением материальных, трудовых и финансовых ресурсов на предприятии и, во-вторых, дает возможность предприятию избежать проблем с налоговым законодательством в вопросах, касающихся налогообложения.
УДК 338 ВАК РФ 08.00.05
© Петров A.M., 2016 © Мельникова Л.А., 2016
167