Научная статья на тему 'Внешнеторговый оборот Российской Федерации и ее позиции в рейтинге международной логистики'

Внешнеторговый оборот Российской Федерации и ее позиции в рейтинге международной логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
776
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЛОГИСТИКА / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNATIONAL TRADE / LOGISTICS / COMMODITY STRUCTURE / IMPORT / EXPORT / BORDER CONTROL / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малевич Юлия Валерьевна, Аитова Ксения Алексеевна

В статье проведен комплексный анализ внешнеторгового оборота Российской Федерации, проведено сравнение показателей до и после введения санкций ЕС, США и другими странами. Анализ позиций России в между-народных рейтингах логистики по выбранным показателям показал привлекательность РФ для ведения торговли даже в условиях введения санкций. Отмечено авторами, что для полной интеграции в рамках единой таможенной территории необходимо свести показатели к единому оптимальному значению. Необходима разработка механизма «Единогоокна» и единой электронной базы для государственных контролирующих органов всех стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малевич Юлия Валерьевна, Аитова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN TRADE TURNOVER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS POSITION IN THE RANKING OF INTERNATIONALLOGISTICS

The article provides a comprehensive analysis of the foreign trade turnover of the Ru ssian Federation and compares indicators be fore and af ter the imposition of sanctions by the EU, the US and other countries. The positions of Russia in the international rankings of logistics on the selected indicators are analyz ed show ing the attrac tiv e ne ss of the R u ssi an Fed e rati on for conducting trade, even in the context of sanctions. The author notes that for full integration within the single customs territory it is necessary to reduce the indicators to a single optimal value. It is necessary to develop the «Single window» mechanism and a single electronic database for the state regulatory authorities of all EAEU countries.

Текст научной работы на тему «Внешнеторговый оборот Российской Федерации и ее позиции в рейтинге международной логистики»

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ПОЗИЦИИ В РЕЙТИНГЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКИ

FOREIGN TRADE TURNOVER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS POSITION IN THE RANKING OF INTERNATIONAL

УДК 339.5 DOI: 10.25631/PEJ.2018.3.11

МАЛЕВИЧ Юлия Валерьевна

декан факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности, заведующая кафедрой таможенного дела Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, malevich.yu@unecon.ru

MALEVICH Ju. V.

Dean of the Faculty of Business, Customs and Economic Security, Head of the Department of Customs, the Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor, malevich.yu@unecon.ru

АИТОВА Ксения Алексеевна

ассистент кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского государственного экономического университета, ovsiannikova.ks@gmail.com

AITOVA, Ksenia Alekseevna

Assistant at the Department of Customs, the Satin-Petersburg State University of Economics, ovsiannikova.ks@gmail.com

LOGISTICS

Аннотация.

В статье проведен комплексный анализ внешнеторгового оборота Российской Федерации, проведено сравнение показателей до и после введения санкций ЕС, США и другими странами. Анализ позиций России в международных рейтингах логистики по выбранным показателям показал привлекательность РФ для ведения торговли даже в условиях введения санкций. Отмечено авторами, что для полной интеграции в рамках единой таможенной территории необходимо свести показатели к единому оптимальному значению. Необходима разработка механизма «Единого окна» и единой электронной базы для государственных контролирующих органов всех стран ЕАЭС.

Ключевые слова: международная торговля, логистика, товарная структура, импорт, экспорт, пограничный контроль, таможенный контроль.

© Малевич Ю. В., Аитова К. А., 2018.

The article provides a comprehensive analysis of the foreign trade turnover of the Russian Federation and compares indicators before and after the imposition of sanctions by the EU, the US and other countries. The positions of Russia in the international rankings of logistics on the selected indicators are analyzed showing the attractiveness of the Russian Federation for conducting trade, even in the context of sanctions. The author notes that for full integration within the single customs territory it is necessary to reduce the indicators to a single optimal value. It is necessary to develop the «Single window» mechanism and a single electronic database for the state regulatory authorities of all EAEU countries.

Key words: international trade, logistics, commodity structure, import, export, border control, customs control.

Последнее десятилетие характеризуется стремительным развитием международной торговли, что связано и с тенденциями глобализации мировой экономики, стремлением компаний к выходу на новые рынки в различных регионах мира, с созданием новых транснациональных корпораций.

В условиях глобализации возникает необходимость в развитии моделей международной логистики и подходов к проектированию цепей поставок внешнеторговых грузов в связи с расширением рынка сбыта до международных масштабов и повышением уровня сложности самих цепей поставок, которые включают в себя все большее число участников цепи, следовательно, и расстояния между ними. Более того, в виду вышеперечисленного происходит также и увеличение совокупных логистических затрат в цепях поставок внешнеторговых грузов. Следует отметить, что развитие подходов к оптимизации совокупных логических затрат является крайне актуальным, так как в условиях глобализации происходит переход от конкуренции предприятий к конкуренции цепей поставок. Это связано с тем, что компании осознают, что для достижения высокого уровня конкурентоспособности необходимо тесное взаимодействие между собой.

Одним из основных индикаторов успешности страны в бизнес-регулировании является рейтинг стран Doing Business, ежегодно составляемый Всемирным банком. По данным рейтинга, в который входят 190 стран, за последние несколько лет положение Российской Федерации значительно улучшилось, так как за последние 5 лет произошел подъем практически на 60 позиций, что представлено на рисунке 1 [1].

Даже несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в 2014 г. в связи с введением санкций как со стороны России, так в отношении нее со стороны других стран, в рейтинге Doing Business позиция в разделе «Международная торговля» также постепенно улучшается. Так, в 2013 г. по данному показателю было 157-е место в рейтинге, в 2016 -140-е, в 2017 г. уже 100-е.

Очевидно, что в сравнении с общим рейтингом ситуация с внешней торговлей у Российской Федерации значительно хуже. Однако следует отметить, что перспективы также присутствуют, так как, даже в нынешних условиях санкций, за 5 лет Российская Федерация поднялась на 57 позиций.

Рассмотрим основные показатели внешней торговли Российской Федерации за 2013 и

92-е место

40-е место

35-е место

Рисунок 1

Позиции Российской Федерации в общем рейтинге Doing Business [2]

2016-2018 гг. Для анализа был взят именно такой временной промежуток для того, чтобы наглядно представить изменения в объемах внешней торговли после введения санкций и сравнить с нынешними объемами. После введения санкций в 2014 г. наблюдается значительное снижение объемов товарооборота, что наглядно представлено на рисунке 2.

За весь рассматриваемый период наименьшее значение показателей внешней торговли

России, после введения санкций, наблюдается в 2016 г., однако все же объемы внешнеторгового оборота постепенно увеличиваются, в первую очередь за счет увеличения объемов экспорта.

Объемы внешней торговли всей страны складываются из внешнеторгового оборота федеральных округов Российской Федерации. Рассмотрим структуру внешнеторгового оборота России за 2017 г., представленную на ри-

900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000

2013 2014 2015

^—Товарооборот ^—Экспорт

2016 Импорт

2017

Рисунок 2

Итоги внешней торговли Российской Федерации в 2013-2018 гг., млн долл. США [2; 3]

сунке 3, для выявления федеральных округов, ведущих наиболее интенсивную внешнюю торговлю.

Чуть больше половины объемов внешнеторгового оборота России в 2017 г. приходится на ЦФО. Второе место в области внешней торговли занимает СЗФО, чьи объемы со-

ставили 13,3% от общего внешнеторгового оборота РФ [2].

Значительное снижение интенсивности внешней торговли Российской Федерации произошло после введения санкций в 2014 г. В таблице 1 представлены итоги внешней торговли СЗФО за 2013 и 2016-2018 гг.

Рисунок 3

Структура внешнеторгового оборота по федеральным округам Российской Федерации [2]

Таблица 1

Итоги внешней торговли СЗФО за несколько последних лет, млн долл. США [3]

Показатель Годы

2013 2016 2017

Товарооборот 103526,7 64057,1 77196,4

Экспорт 47940,2 31892,1 41249,7

Импорт 55586,6 32164,9 35946,6

При сравнении значений показателей по общему товарообороту за 2013 и 2016 гг. очевидно, что в 2016 г. объемы сократились практически в два раза, в первую очередь за счет снижения объемов импортной продукции в связи с санкциями. Однако в 2017 г. ситуация немного улучшилась благодаря увеличению объемов экспорта.

Несмотря на введенные санкции, ведущие позиции основных торговых партнеров СЗФО за рассматриваемый период оставались за Китаем, Нидерландами и Германией. Объемы товарооборота с данными странами, а также доля товарооборота в общем объеме приведены на рисунке 4.

По данным рисунка 4 очевидно, что после введения санкций произошел спад интенсивности торговли с данными странами, однако сейчас наблюдается постепенное увеличение товарооборота, и в данный момент лидирующую позицию в объемах внешней торговли СЗФО занимает Китай.

Несмотря на то, что значения показателей внешнего товарооборота в сравнении с 2013 г.

сократились, ежегодно число предприятий, которые зарегистрированы в СЗФО, ведущих внешнеэкономическую деятельность, увеличилось, что представлено в таблице 2.

По данным таблицы 2 видно, что даже несмотря на санкции, количество импортеров не уменьшилось, наоборот, следует отметить, что с каждым годом количество участников ВЭД увеличивается. Возможно предположить, что данная динамика связана с активной работой Федеральной таможенной службы над созданием благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности предприятиями.

Однако, несмотря на то, что, как говорилось ранее, СЗФО занимает второе место по объемам внешнеторгового оборота среди федеральных округов России, стоит отметить, что не все субъекты СЗФО в равной мере ведут интенсивную внешнюю торговлю. Для выявления наиболее развитых субъектов в области внешней торговли рассмотрим показатели объема экспорта и импорта субъектов СЗФО за рассматриваемый период, представленные на рисунке 5.

14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

Китай

Нидерланды 2013 I 2016 «2017

Германия

Рисунок 4

Товарооборот СЗФО с основными торговыми партнерами за несколько последних лет, млн долл. США [3]

Таблица 2

Участники ВЭД, осуществляющие деятельность в СЗФО за несколько последних лет [4]

Показатель Годы

2013 2016 2017

Количество участников ВЭД 15955 18009 18783

В том числе: экспорт 3655 6958 7370

импорт 13940 13975 14502

Псковская область Новгородская область Мурманская область Ленинградская область Республика Коми Республика Карелия Калининградская область Вологодская область Архангельская область Санкт-Петербург

5000 10000 2017 i 2016 «2013

15000

20000

Рисунок 5

Данные по экспорту товаров по субъектам СЗФО за несколько последних лет, млн долл. США [3]

Ведущие позиции по объемам экспорта в СЗФО занимают Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская и Вологодская области. Практически во всех субъектах значения показателя объема экспорта в сравнении с 2013 г. снизились, однако в Санкт-Петербурге зна-

чение показателя увеличилось. Аналогичная ситуация с показателями импорта в СЗФО (рисунок 6), здесь лидирующие позиции занимают Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Следует отметить, что после введения санкции ни один субъект

Псковская область Новгородская область Мурманская область Ленинградская область Республика Коми Республика Карелия Калининградская область Вологодская область Архангельская область Санкт-Петербург

11._

{ 1_

I _

5000 10000 2017 I 2016 «2013

15000

20000

Рисунок 6

Данные по импорту товаров по субъектам СЗФО за несколько последних лет, млн долл. США [3]

по объемам импорта не достиг значений показателя 2013 г.

Лидирующую позицию как по объемам экспорта, так и импорта занимает Санкт-Петербург. Более того, значения его показателей превышают значения показателей других субъектов в несколько раз. Санкт-Петербург является городом федерального значения, и его развитая внешняя торговля обусловлена выгодным географическим расположением, развитой транспортной инфраструктурой, а также большим числом морских портов, через которые идет основной поток грузов в СЗФО.

Специфика товарной структуры экспорта в большей мере зависит от отраслевой специализации страны. Рассмотрим товарную структуру экспорта СЗФО, которая приведена в таблице 3, для выявления основных групп экспортируемых товаров.

По данным таблицы 3 очевидно, что ключевой группой товаров в товарной структуре экспорта СЗФО являются минеральные продукты, а именно топливно-энергетические товары.

Товарная структура импорта СЗФО также имеет свою специфику. На рисунке 7 представлены данные по группам импортируемых товаров за рассматриваемый период. Так, основной группой импортируемых товаров являются машины, оборудование и транспортные средства. Эта группа составляет практически половину объема импорта СЗФО. Второй по объему группой являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, которое составляют практически четверть всего объема импорта.

Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза импортные и экспортные товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, являются объектами обложения таможенными пошлинами, налогами и акцизами [4]. Кроме того, организация импортых и экспортных поставок включает в себя уплату и других таможенных платежей, таких как таможенные сборы. Таможенные платежи взимаются Федеральной таможенной службой Российской Федерации и перечисляются в федеральный бюджет.

Таблица 3

Товарная структура экспорта СЗФО [3]

Код ТН ВЭД Наименование группы товаров Годы

2013 2016 2017

Объем, млн долл. США Доля в общем объеме, % Объем, тыс. долл. США Доля в общем объеме, % Объем, тыс. долл. США Доля в общем объеме, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 2136,3 4,5 2621,6 8,2 3085,9 7,5

25-27 Минеральные продукты В том числе 29084,9 60,7 14966,1 46,9 19445,7 47,1

27 топливно-энергетические товары 28011,4 58,4 14197,5 44,5 18380,8 44,6

28-40 Продукция химической промышленности, каучук 3899,5 8,1 3061,8 9,6 3520,2 8,5

41-43 Кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них 299,9 0,6 55,7 0,2 67,5 0,2

44-49 Древесина, целлюлозно-бумажные изделия 3350,1 7,0 3386,5 10,6 3983,2 9,7

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 73,6 0,2 134,1 0,4 164,9 0,4

72-83 Металлы и изделия из них 4859,7 10,1 4227,5 13,3 5908,5 14,3

84-90 Машины, оборудование, транспортные средства 2982,4 6,2 2712,5 8,5 3138,4 7,6

6871,9197 Прочие товары 1253,5 2,6 725,9 2,3 1934,9 4,7

СЗФО находится в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления.

Ежегодно в федеральный бюджет стабильно перечисляется чуть более 520 млрд рублей за счет внешней торговли СЗФО. СЗТУ включает в себя 9 таможен и 1 оперативную таможню.

В 2017 г. основной объем взимания таможенных платежей в СЗФО приходится на Балтийскую (64,98%), Санкт-Петербургскую (18,04%), Псковскую (4,91%) и Кингисеппскую таможни (4,43%) [5].

Таким образом, следует отметить, что регулярное пополнение федерального бюджета

за счет средств взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу является положительной стороной ведения внешней торговли для России.

Существенную роль в развитии внешней торговли играет предпринимательство. Существует ряд факторов, влияющих на благоприятные условия для ведения бизнеса в стране. Одним из таких факторов является развитая логистическая инфраструктура в стране и совокупные логистические затраты. Компанией «Armstrong and Associates Inc». были опубликованы данные о доле логистических затрат в

Прочие товары

Машины, оборудование, транспортные средства Металлы и изделия из них Текстиль, текстильные изделия и обувь Древесина, целлюлозно-бумажные изделия Кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них Продукция химической промышленности, каучук

Минеральные продукты

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

10000

20000

2018 "2017 "2016 I 2013

Рисунок 7

Товарная структура импорта СЗФО, млн долл. США [3]

валовом внутреннем продукте стран за 2016 г., которые представлены в таблице 4.

Так, Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических затрат, что существенно влияет на конкурентоспособность цепей поставок. Доля логистических затрат в валовом внутреннем продукте России составляет 16,1%, в то время как в Германии доля состав-

ляет 8,8%, а в Соединенных Штатах Америки -8,2%. Средний мировой показатель логистических затрат оценивается в 10,9%. Очевидно, что отставание России значительно.

Высокий уровень логистических затрат в России связан как с объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам можно отнести большую террито-

Таблица 4

Доля логистических затрат в валовом внутреннем продукте ряда стран за 2016 г. [6]

Страна Доля логистических затрат, %

Соединенные Штаты Америки 8,2

Германия 8,8

Европейские страны 9,5

Китай 14,5

Российская Федерация 16,1

рию страны и в то же время плохо развитую инфраструктуру, например, дорожная сеть на некоторых участках отсутствует, либо движение автомобильного транспорта затруднено. Также одним из факторов является нерациональное размещение производств и сырьевое направление экономики страны.

К субъективным факторам в свою очередь относится нерациональное проектирование цепей поставок, в том числе некорректный учет совокупных логистических затрат.

Несмотря на большое количество факторов, негативно влияющих на размер логистических

затрат в России, в то же время есть возможности и предпосылки для сокращения логистических затрат в цепях поставок внешнеторговых грузов, которые в ближайшем будущем могут поспособствовать приближению российских показателей логистических затрат к показателям европейских стран и Соединенных Штатов Америки.

Скорость совершения таможенных и логистических операций в цепях поставок внешнеторговых грузов является одним из ключевых факторов, влияющих на совокупные логистические затраты. В таблице 5 представлены временные показатели совершения пограничного

Таблица 5

Временные показатели проведения пограничного и таможенного контроля в ряде стран [1]

Время на экспорт, ч Время на импорт, ч

Страна Пограничный и таможенный контроль Оформление Пограничный и таможенный контроль Оформление

документов документов

Соединенные Штаты Америки 1,5 1,5 1,5 1,5

Германия 36 1 0 1

Китай 25,9 21,2 92,3 65,7

Российская Федерация 72 25,4 38,6 42,5

Таблица 6

Временные показатели совершения пограничного и таможенного контроля в странах [1]

Время на экспорт, ч Время на импорт, ч

Страна Пограничный и таможенный контроль Оформление Пограничный и таможенный контроль Оформление

документов документов

Беларусь 5 4 1 4

Армения 39 2 41 2

Российская Федерация 72 25,4 38,6 42,5

Казахстан 133 128 2 6

и таможенного контроля, а также оформления документов при импорте и экспорте в некоторых странах.

К сожалению, здесь Россия является далеко не лидером. Ведущие позиции занимают европейские страны и Соединенные Штаты Америки.

В рамках Евразийской интеграции важно сокращение сроков совершения таможенных операций в цепях поставок внешнеторговых грузов, в том числе при пересечении таможенной границы ЕАЭС. В таблице 6 представлены аналогичные данные о времени пограничного и таможенного контроля в странах ЕАЭС.

Очевидно, что временные показатели у всех стран разные, однако для полной интеграции

в рамках единой таможенной территории необходимо свести все показатели к единому оптимальному значению. В настоящее время ведется работа над разработкой механизма «Единого окна», который будет представлять собой единую электронную базу для государственных контролирующих органов всех стран ЕАЭС. Данное нововведение направлено на облегчение обмена информацией между странами ЕАЭС. Помимо этого, Федеральная таможенная служба России ведет активную работу над внедрением современных таможенных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для ведения внешней торговли и упрощению взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами.

Список литературы

1. Годовые доклады Всемирного банка Doing Business // Сайт проекта «Ведение бизнеса». URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/ (дата обращения: 18.08.2018).

2. Отчеты о внешней торговле Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/ (дата обращения: 22.08.2018).

3 Отчеты о внешней торговле Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977/ (дата обращения: 21.08.2018).

4. Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база для исчисления таможенных пошлин, налогов Ст.51// Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. URL: http://tkeaes.ru/razdel-2/glava-7/st-51-tk-eaes/ (дата обращения: 23.08.2018).

5. Деятельность Северо-Западного таможенного управления // Официальный сайт Северо-Западного таможенного управления. URL: http://sztu.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=section&id=13&Itemid=91/ (дата обращения: 23.08.2018).

6. Global Logistics Costs and Third-Party Logistics Revenues // Armstrong & Associates, Inc. URL: https://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/ global-3pl-market-size-estimates/ (дата обращения: 03.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.