Научная статья на тему 'Перспективные направления развития внешней торговли России'

Перспективные направления развития внешней торговли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4007
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Елена Ивановна, Варфоломеев Дмитрий Алексеевич

Данная статья посвящена определению наиболее перспективных путей развития внешней торговли России в условиях действия введенных западными странами антироссийских санкций. В статье рассмотрены товарная и географическая структура внешней торговли России, динамика главных показателей внешнеторговой деятельности в результате введения санкций. В качестве перспективных направлений государственной внешнеторговой политики России выделены участие в новых региональных интеграционных объединениях и форматах региональных торговых соглашений в зоне свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, а также дальнейшее усиление экономической интеграции государств-участников СНГ в рамках Евразийского экономического союза и Единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития внешней торговли России»

УДК 339.56

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ

ТОРГОВЛИ РОССИИ

Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Варфоломеев Дмитрий Алексеевич, магистрант Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия (e-mail: [email protected])

Данная статья посвящена определению наиболее перспективных путей развития внешней торговли России в условиях действия введенных западными странами антироссийских санкций. В статье рассмотрены товарная и географическая структура внешней торговли России, динамика главных показателей внешнеторговой деятельности в результате введения санкций. В качестве перспективных направлений государственной внешнеторговой политики России выделены участие в новых региональных интеграционных объединениях и форматах региональных торговых соглашений в зоне свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, а также дальнейшее усиление экономической интеграции государств-участников СНГ в рамках Евразийского экономического союза и Единого экономического пространства.

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, внешнеторговая политика государства, региональное интеграционное объединение.

Внешней торговле России свойственны сырьевая направленность экспорта и промышленная направленность импорта, а также ориентация в большей степени на страны дальнего зарубежья. Сильная зависимость экономического развития страны от сырьевой ориентации экспорта чрезвычайно опасна в условиях сформировавшейся тенденции чередования периодов высоких и низких цен на энергоресурсы, но существенных изменений в структуре экспорта России не происходит уже многие годы.

Внешнеторговый оборот России в 2017 г. составил 584 млрд. долл. США, экспорт - 357 млрд. долл. США, импорт - 227 млрд. долл. США [1]. Сальдо торгового баланса составило 130 млрд. долл. США. Топливно-энергетические товары традиционно заняли основную долю в стоимостном объеме экспорта России в 2017 г. - 59%. Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров, которыми главным образом являлись металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, химическая продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, в общем объеме экспорта в стоимостном выражении составила 37,5% [2].

Машины, оборудование и транспортные средства заняли наибольшую долю в стоимостном объеме импорта России в 2017 г. - 49%. Доля хими-

ческой продукции в импорте составила - 18%, продовольственных товаров - 13%, металлов и изделий из них - 7%, обуви и текстильных изделий -6%.

В 2017 г. крупнейшим экономическим партнером России по-прежнему являлся Европейский союз (ЕС), с долей 40% от общего объема товарооборота. Доля стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) составила 27%. Доля стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ) составила 12%, из которых на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) пришлось 9%. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - 32%, стран БРИКС - 18%, стран Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - 3% [1].

Сформировавшаяся модель участия России в международном разделении труда, базирующаяся по большей части на экспорте товаров топливно-энергетического комплекса, не позволит нашей стране укрепить свою позицию на развивающихся мировых рынках. Роль России в развитии мировой экономики будет постепенно снижаться без разработки путей по выходу на новые рынки товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, в долгосрочной перспективе цель внешнеэкономической политики России заключается в повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства на основе эффективного участия в мировом разделении труда.

В последние годы все отчетливее прослеживается тенденция замены рыночной конкуренции тайным ценовым сговором или политическим ходом. Уже неоднократно отмечалось, что причиной колебания цен на нефть является не результат взаимодействия спроса и предложения или саморегуляция мировой экономической системы, а политическая договоренность отдельных государств. В связи с этим, несмотря на очевидную значимость ВТО, роль данной организации в развитии международной торговли снижается. В рамках ВТО за последние годы не было принято ни одного значимого документа или решения [3]. Помимо этого, отмечено снижение динамики развития мировой торговли, а в 2016 г. зафиксирован самый низкий темп ее роста с момента финансового кризиса 2008 г., который составил 1,3%.

Возросший уровень политизации мировой торговли и расширение внешнеторговых ограничений, обусловленных применением США и Европейскими государствами с 2014 г. в отношении России различного рода санкций, связанных с присоединением Крыма к России, и ответной на них реакцией, существенно усилили геополитические вызовы и привели к необходимости корректирования стратегии развития внешней торговли для повышения ее конкурентоспособности в мировой экономической системе.

Следствием преобладания в экспорте России топливно-сырьевых товаров является высокая чувствительность экономики к колебаниям мировой конъюнктуры, без снижения которой будет невозможно усилить позиции страны на мировой арене. Именно поэтому актуальной задачей внешнетор-

говой политики России становится задача расширения конкурентоспособного экспорта, диверсифицированного в товарном аспекте. В качестве ответа на западные санкции в 2014 г. в России разворачивается политика им-портозамещения.

Негативное воздействие отмеченных внешних факторов и внутренних проблем, вызванных территориальными и отраслевыми диспропорциями национальной экономики, повлияло на динамику важнейших показателей международной торговли России (рис. 1) [1].

<

3

и

е;

о >±

а е;

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

763 5 821,9 839,5 841,3

625, 784,5

4 584

49 467,6 5,2 516,5 525,4 526 497,8 Л ф ф__ж' « Э2/ 468

396,4 344 357

301,7 295,9 305,4 314,1 315,3 X ^ А А-*__' 286

¿-¿-Э А "чет 11-, 193,5 183 182 227 183 182

211,1 211,3 210,7 211,1 [—-*--

171,7 167,4 108,2 161 104 130 104

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 9 Вн. оборот Ф Экспорт А Импорт И Сальдо

Рисунок 1 - Основные показатели внешней торговли России

в 2008-2017 гг.

Как видно из графика, введенные США и ЕС санкции привели к значительному снижению объемов внешней торговли по всем основным показателям. Лишь в 2017 г. после трехлетнего спада внешнеторговый оборот России вырос.

Сложности, возникшие во внешней торговле со странами Запада, усугубляют экономическую ситуацию в стране, даже несмотря на объявленную политику импортозамещения. Введенные антироссийские санкции оказывают негативное влияние на нефтяной, оборонный и банковский секторы, а также на металлургическую и высокотехнологичные отрасли.

В условиях обострившейся геополитической напряженности отдельные государства все чаще используют альтернативные региональные договоренности. На мировых рынках конкурируют не отдельные страны, а торговые блоки стран и интеграционные объединения, которым легче выступить с единой позицией. Данный подход взаимовыгоден для всех объединившихся стран и оказывает благоприятное влияние на внешнеторговые показатели и состояние экономики каждого отдельного участника региональных торговых соглашений. По этой причине заключение региональных торговых соглашений с другими странами или торговыми блоками может

стать одним из приоритетных направлений национальной стратегии развития внешней торговли и ключевым инструментом усиления позиций и повышения конкурентоспособности нашей страны в мировой экономической системе.

В настоящее время действуют 13 заключенных Россией региональных торговых соглашений, большей частью со странами бывшего СССР и СНГ. Заключение новых региональных торговых соглашений и дальнейшее расширение интеграционных процессов позволит сформировать устойчивую многостороннюю торговую систему, использовать лучшие практики и опыт участников внешнеторговых соглашений, а также развивать отдельные регионы страны, ликвидируя таким образом сложившийся сегодня территориально-экономический дисбаланс.

Взятый курс на импортозамещение и переориентирование на Восток заставляют посмотреть на современное экономическое развитие России по-новому. Усиление азиатского вектора в геополитике, в том числе в рамках евразийского партнерства [4], подразумевающего сотрудничество между ЕАЭС, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), также служит основанием для поиска общих направлений развития.

На сегодняшний день для России особым стратегическим интересом является усиление взаимодействия в зоне свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и расширение сотрудничества со странами с интенсивным реальным сектором экономики, среди которых безусловным лидером выступает Китай. Рынки динамично развивающихся стран АТР являются одними из самых перспективных для экспорта российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, станков и оборудования, автомобильной и авиационной техники.

С 1999 г. Россия в роли полноправного члена регулярно участвует в ежегодных саммитах АТЭС. Российскими представителями принимается активное участие в отраслевых министерских встречах, заседаниях экспертных и рабочих групп АТЭС по наиболее актуальным вопросам: торговля, финансы, инвестиции, малое и среднее предпринимательство, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, рыболовство. В работу в сфере АТЭС включается и российский бизнес.

В своей статье «XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному развитию», опубликованной на официальном сайте Кремля в ноябре 2017 г., президент России Владимир Путин отмечает, что «страны стремятся взаимодействовать на основе принципов консенсуса и добровольности, взаимного уважения и готовности к компромиссу, вне зависимости от политической конъюнктуры» [5].

Страны АТЭС в 2017 г. стали основными торговыми партнерами России по импорту с общей долей 40%. Главными торговыми партнёрами России среди стран АТЭС в 2017 г. стали: Китай - 14,9% внешнеторгового оборо-

та России, США - 4,0%, Республика Корея - 3,3%, Япония - 3,1%, Тайвань - 0,9%, Вьетнам - 0,9%, Сингапур - 0,8% [2].

Россия и Китай активно взаимодействуют в торгово-экономической области и на международной арене. Китай в 2017 г. стал главным торговым партнёром России среди отдельных стран с долей 14,9% всего внешнеторгового оборота России. Объем экспорта России в Китай составил 38,9 млрд. долл. США или 11%, объем импорта - 48 млрд. долл. США или 21%. Из этого следует, что проектирование перспектив трансграничного взаимодействия России и Китая является чрезвычайно актуальной задачей.

Относительно перспектив трансграничного взаимодействия России и Китая экспертами была построена дорожная карта (рис. 2) [6]. В «Дорожной карте» были учтены два главных параметра: возможные программы сотрудничества стран и внешнеторговый оборот.

Прогнозирусмые изменения показателей экспорта, млн. долл. США

34561

^ 3^240 ^ 36560^, 37301 4354р| ^ 46230 ^^ ^

Прогнозируемые изменения показателей импорта, млн, долл. США

3656«;

I =

Зэ

- а.

к

Е I

Ц и

о

~ ю

^ 41320 ^ 4234^ 43761 ^

47681

Переход к новой модели сотрудничества

Строительство первого трансграничного _моста_

$0341^, 5|4787^ 582|30 ^

Осуществление поставок природного газа в Китай по «восточному маршруту»

Сотрудничество порта Инкоу и ОАО «РЖД»

Реализация соглашений в сфере авиастроения

Строительство восточной

ветки китайско-российского газопровода

развитие китаиско-россииском электронной торговли

2017 2018 2014 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2Ш 2029 2030

Рисунок 2 - Дорожная карта трансграничного взаимодействия России

и Китая

В результате оценки экспертами был определён «позитивный» характер трансграничного взаимодействия России и Китая. На рисунке отражена прогнозируемая динамика развития экспорта и импорта России и Китая с указанием временных периодов важнейших мероприятий, составляющих трансграничное взаимодействие. Осуществление совместных мероприятий будет способствовать дальнейшему сближению стран.

В аспекте многостороннего сотрудничества со странами СНГ одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики России, безусловно, является дальнейшее расширение и углубление экономической интеграции государств-участников СНГ, в том числе в рамках уже сущест-

вующих интеграционных объединений: ЕАЭС, а также Единого экономического пространства (ЕЭП) [7]. В настоящий момент в Содружестве достигнут консенсус касательно принципиальных основ, целей и критериев многостороннего взаимодействия. Согласно внешнеэкономической стратегии Российской Федерации в рамках СНГ приоритетными направлениями сотрудничества для нашей страны являются:

- совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ;

- взаимодействие в области транспорта, включающее в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

- расширение и углубление сотрудничества в области энергетики с целью повысить надежность энергоснабжения и оптимизировать использование топливно-энергетических ресурсов;

- формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, которое способствовало бы более эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, вне зависимости от страны происхождения;

- создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений [8].

Утрата значения регламента ВТО в регулировании торгово-политических отношений, а также введенные западом антироссийские санкции вызвали необходимость корректирования стратегии развития внешней торговли и участия в новых региональных интеграционных союзах, а также форматах региональных торговых соглашений для повышения конкурентоспособности и усиления позиций России в мировой экономической системе. В этой связи разумным шагом видится смена курса внешней торговли на Восток, на рынках развивающихся стран которого Россия сможет конкурировать в области высокотехнологичной продукции.

Список литературы

1. Статистика внешней торговли Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option= com_content& view= article&id=26274:20 (дата обращения: 30.10.2018).

2. Внешняя торговля России в 2017 году // Внешняя торговля России: сайт. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2017-godu/ (дата обращения: 30.10.2018).

3. Линецкий А.Ф., Тарасов А.Г., Ковалев В.Е. Роль регионов во внешнеторговой деятельности России в условиях новых геополитических вызовов // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 3. С. 827-838.

4. Программа Правительства по импортозамещению до 2020 года // Официальный сайт импортозамещения в России. URL: http://zimport.ru/programma-pravitelstva-po-importozameshheniyu-do-2020-goda (дата обращения: 30.10.2018).

5. Владимир Путин «XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному развитию» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/ 56023 (дата обращения: 30.10.2018).

6. Вертакова Ю.В., Некипелова А.С. Реализация конкурентных преимуществ евразийского экономического союза: форсайт-проектирование // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 5(74). С. 123-130.

7. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики / Д.А. Медведев // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - с. 5-30.

8. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreigneconomicactivity/vec2020 (дата обращения: 30.10.2018).

Kozlova Elena Ivanovna, Cand.Econ.Sci., associate professor Varfolomeev Dmitry Alekseevich , Undergraduate

Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT FOREIGN TRADE OF RUSSIA

Abstract. This article is devoted to the definition of the most promising ways of development of foreign trade of Russia in the conditions of action of the anti-Russian sanctions imposed by the Western countries. The article deals with the commodity and geographical structure of foreign trade in Russia, the dynamics of the main indicators of foreign trade activities as a result of the sanctions. Participation in new regional integration associations and formats of regional trade agreements in the free trade zone of the Asia-Pacific region, as well as further strengthening of economic integration of the CIS member States within the framework of the Eurasian economic Union and the Common economic space are highlighted as promising areas of the state foreign trade policy of Russia. Key words: foreign trade, foreign trade turnover, export, import, trade balance, foreign trade policy of the state, regional integration Association.

УДК 332.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЗОР МЕТОДИК ВЫЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИНАМИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО

ПРОДУКТА

Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент

(e-mail: [email protected]) Новак Максим Андреевич, к.э.н., доцент Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия

(e-mail: [email protected])

В статье проводится обзор подходов к определению макроэкономических закономерностей на уровне регионов. Отправной точкой исследования выступает взгляд на человеческий фактор как важнейшую производительную силу, одно из условий экономического роста. Поэтому в качестве основного связующего звена для выявления таких закономерностей выбраны численность населения и уровень его занятости.

Ключевые слова: экономический рост, статистическая взаимосвязь показателей, валовой региональный продукт, демографические изменения, численность населения, занятое население.

Введение. Долгосрочные стратегии хозяйствующих субъектов страны ориентированы на обеспечение динамичных количественных и качественных прогрессивных изменений в экономической сфере, то есть на экономический рост. Экономический рост как комплексная характеристика ох-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.