МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ЦВЕТКОВ В.А.,ЗОИДОВ К.Х.,ИОНИЧЕВА В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ II1
Аннотация. В статье рассматривается моделирование полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет на основе эконометрических методов. В исследовании особое внимание уделяется управленческим, экономическим и институциональным отношениям, возникающим между странами — участницами ЕАЭС, между таможенными органами и участниками ВЭД стран ЕАЭС в части взимания таможенных платежей. Актуальность исследования обусловлена тенденцией снижения поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, которая, с одной стороны, связана со снижением темпов роста экономики и неблагоприятными условиями для ведения внешнеторговой деятельности; с другой стороны, с применением «серых» схем ввоза товаров и несоблюдением таможенного законодательства. Поэтому назрела необходимость поиска причин недопоступления таможенных платежей в федеральный бюджет и определения объема потерь таможенных доходов в целях увеличения объемов таможенных доходов федерального бюджета. Целью исследования является формирования механизмов определения и регулирования полноты собираемости таможенных платежей на территории стран ЕАЭС для улучшения грузопотоков трансграничных путей сообщения. Выявлены причины снижения объемов поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, связанные с нарушением таможенного законодательства участниками ВЭД, а также со снижением объемов внешней торговли. Проведен анализ действий таможенных органов, контролирующих поступление таможенных платежей. Предложены меры по минимизации «серого» импорта в целях обеспечения полноты поступления таможенных платежей. Проанализированы существующие методы определения полноты поступления таможенных платежей, их преимущества и недостатки. Предложена методика определения полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет на основе совокупности существующих методов. Разработана эконометрическая модель, определяющая уровень расхождений в статистике внешней торговли РФ и стран — торговых партнеров.
Ключевые слова: эконометрическая модель, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, евразийская экономическая интеграция, таможенная статистика, внешняя торговля, взаимная торговля, таможенные платежи, таможенная служба, таможенные органы, ВВП, Европейский союз, Всемирная торговая организация.
TSVETKOV У.Л,ZOIDOV К.КН. ,ЮNICHEУA У.Я.
MODELLING OF COMPLETENESS OF RECEIPT OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE FEDERAL BUDGET BASED ON ECONOMETRIC METHODS. PART II
Abstract. The manuscript discusses modelling of completeness of receipt of customs payments in the federal budget based on econometric methods. In this study special attention is given to managerial, economic and institutional relations that occur between countries-participants of the EEU, between the customs authorities and participants of the Foreign Economic Activities of the EEU countries in the area of levying customs duties. The relevancy of the study is due to the tendency of reduction of receipt of customs payments in the federal budget that, on the one hand, is due to the reduction of economic growth and unfavorable conditions for international trade, and, on the other hand, due to using "shady" schemes of product imports and incompliance with the customs legislation. Therefore, it has been a long-standing need of looking for reasons for incomplete customs payments in the federal budget and determining the volume of loss of customs income to the federal budget. The goal of the study is forming mechanisms of determining and regulating completeness of collecting customs duties on territories of countries of the EEU to improve cargo traffic of near-border communication lines. Reasons of reduction of volumes of receipts of customs payments in the federal budget are found. They are connected with the violation of the customs legislation by the participants of the Foreign Economic Activities as well as with the reduction of volume of international trade. An analysis of actions of the customs authorities controlling the receipt of customs duties has been performed. Measures have been suggested in order to minimize "shady" import in order to provide for the completeness of receipts of customs duties. The existing methods of determining the completeness of receipts of customs duties, their advantages and disadvantages have been analyzed. A method to determine the completeness of receipts of customs payments in the federal budget has been suggested based on the total of the existing methods. An econometric model has been developed that determines the level of deviations in the statistics of international trade of the Russian Federation and countries -trading partners. Keywords: an econometric model, international business activity, the Eurasian Economic Union, Eurasian economic integration, customs statistics, international trade, mutual trade, customs fees, customs services, customs authorities, the GDP, the European Union, the World Trade Organization.
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00436а) и Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-08771а).
4. Анализ существующих методик определения полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет
На сегодняшний день нет единой методики определения объемов ввоза товаров с применением «серых» схем таможенного оформления, также не существует методики оценки полноты поступления ТП в федеральный бюджет. Вместе с тем применяются несколько методов оценки объемов нелегального ввоза товаров, используемых таможенной службой и другими государственными организациями.
1. Определение объемов нелегального ввоза товаров на основании данных платежного баланса. Информационная база для применения метода. Формирование показателей внешней торговли на основании методологии платежного баланса осуществляется на основе совместной деятельности Банка России, ФТС России и Росстата.
В соответствии с подп. 5. п. 1 единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов ТС, утвержденной решением Комиссии ТС от 28.01.22 № 525, в целях разработки платежного баланса и системы национальных счетов используются данные таможенной статистики внешней торговли. При этом Банк России использует сведения, предоставленные ФТС России (сборник «Таможенная статистика внешней торговли РФ» и справка об экспорте / импорте Россией важнейших товаров).
Сопоставление данных осуществляется на основании рекомендаций МВФ, который разработал Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ). В настоящее время Банк России пользуется шестым изданием РПБ (до 2012 года Банк России применял систему РПБ5). Концептуально РПБ6 сохраняет преемственность с методологией предыдущего (пятого) издания (РПБ5). В РПБ6 гармонизированы рекомендации МВФ в области статистики внешнего сектора с обновленной СНС, международными стандартами в области составления статистики прямых инвестиций и иных разделов макроэкономической статистики. Основные изменения в отдельных разделах платежного баланса включают: в торговом балансе — исключены товары, учитываемые в соответствии с таможенными режимами переработки товаров, и добавлен чистый экспорт товаров в рамках перепродажи товаров за границей; в балансе услуг — добавлены услуги по переработке товаров и услуги по финансовому посредничеству, измеряемые косвенным образом (FISIM); в баланс доходов добавлена рента; из счета операций с капиталом исключены трансферты мигрантов; в финансовом счете операции прочих секторов разбиты на операции прочих финансовых организаций и нефинансовых предприятий, домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Разделы «Баланс доходов» и «Баланс текущих трансфертов» переименованы в счета первичных и вторичных доходов соответственно [21].
Кроме того, применяется Методология ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения» (2010) [39].
Сущность метода. В рамках метода ЦБ России определяет количество проданных через розничную сеть товаров и сравнивает его с количеством ввезенных товаров и количеством товаров, произведенных внутри страны. При этом разница между этими цифрами составляет объем «серого» импорта [32]. Основу этой работы составляют сбор и обработка данных таможенных деклараций, подаваемых участниками ВЭД в таможенные органы.
В соответствии с Методологией ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения» (2010) страны по своему выбору могут определять стоимость товаров по типу ФОБ («франко-борт») или СИФ («стоимость, страхование и фрахт»). Стоимость по типу ФОБ включает стоимость товаров и стоимость услуг по доставке товаров на границу страны-экспортера. Стоимость по типу СИФ включает стоимость товаров, стоимость услуг по доставке товаров на границу страны-экспортера и стоимость услуг по доставке товаров от границы страны-экспортера до границы страны-импортера [39].
Для перехода от розничных цен к ценам FOB (Инкотермс 2010) рассчитываются специальные коэффициенты, исходя из структуры цен конечного потребления импортной продукции, а также динамики цен и тарифов за соответствующий период. По этим коэффициентам объем незарегистрированных импортных товаров, реализованных на внутреннем потребительском рынке, приводится к виду показателей, применяемых в платежном балансе.
Для классификации и кодирования товаров применяется Товарная номенклатура ВЭД (ТН ВЭД ТС), в качестве классификаторов стран мира используется Общероссийский классификатор стран мира, соответствующий международным стандартам.
Экспорт товаров включает вывоз за пределы таможенной территории товаров, учитываемых ФТС России в соответствии с «общей» системой учета внешней торговли, также вывоз товаров, не учитываемых ФТС России: проданных нерезидентам без пересечения таможенной границы ТС; приобретаемых иностранными транспортными средствами в российских портах; использованных для ремонта; вывозимых эмигрантами; не декларируемых и/или недостоверно декларируемых при вывозе юридическими лицами; вывозимых из страны физическими лицами с целью их последующей реализации за пределами таможенной территории ТС; прочих товаров.
Импорт товаров включает ввоз на таможенную территорию ТС товаров, учитываемых ФТС России в соответствии с «общей» системой учета внешней торговли, а также поступление товаров, не учитываемых ФТС России: приобретаемых у нерезидентов без пересечения таможенной границы России; приобретаемых российскими транспортными средствами в иностранных портах, использованных для ремонта; ввозимых иммигрантами; не декларируемых и/или недостоверно декларируемых при ввозе юридическими лицами; ввозимых физическими лицами с целью последующей реализации; прочих товаров [24].
Транзитные товары или временно допущенные в страну, или временно вывозимые из нее (за исключением товаров, предназначенных для переработки вне таможенной территории ТС либо на таможенной территории ТС), а также арендуемые на срок более одного года, не подлежат включению в таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации.
Статистические данные во внешней торговле, применяемые Банком России по методологии МВФ и ООН, отличаются от данных таможенной статистики внешней торговли. В связи с этим Банком России применяются следующие поправки по методологии платежного баланса:
- товары и транспортные средства, приобретенные в портах;
- рыба, рыбопродукты, проданные за пределами России;
- корректировка импорта (экспорта) до цен СИФ (ФОБ);
- данные ФТС России об импорте/экспорте товаров по отдельным таможенным процедурам (например, таможенным процедурам переработки товаров на таможенной территории, вне таможенной территории и пр.);
- прочие товары, проданные/приобретенные без пересечения границы РФ;
- гуманитарная помощь (кроме учтенной в таможенной статистике);
- автомобили, ввезенные физическими лицами (кроме учтенной в таможенной статистике);
- прочие (производится оценка импорта/экспорта товаров, незарегистрированных ФТС России, с использованием данных Росстата и ФТС России, экспорта/импорта драгоценных металлов, не учтенных ФТС России, данные стран-партнеров).
Экспорт и импорт товаров учитывается по дате пересечения таможенной границ ТС.
Недостатки метода. Недостатки метода состоят в различиях в методологиях составления платежного баланса и методологии ведения таможенной статистики внешней торговли. Различия в методологиях требуют корректировки и поправок к методам составления платежного баланса и сопоставления данных. Необходимо использование коэффициента пересчета, исключающего стоимость международного фрахта и страхования.
2. Метод «зеркальной статистики» заключается в проведении сопоставительного анализа внешнеторговых потоков России по данным ФТС России и статистики внешней торговли стран — партнеров РФ по внешнеторговой деятельности [22]. С помощью данного метода выявлено, что практически весь «серый» импорт приходит из стран дальнего зарубежья — Германии, Италии и Финляндии (в основном это машины и оборудование), а также Китая, Польши и Турции (машины и оборудование, текстиль, обувь, кожа и т. п.) [35].
В рамках международного сотрудничества Управление таможенной статистики и анализа ФТС России организовывает сопоставительный анализ данных таможенной статистики внешней торговли РФ с данными стран — контрагентов РФ. С 1998 по 2004 год российскими специалистами проводились сопоставления данных и консультативные встречи со специалистами Финляндии, Франции, Бельгии, Италии, Германии, Швейцарии. В 2005-2008 годы в рамках
двухстороннего сотрудничества в области статистики аналогичная работа проведена с Болгарией, Польшей, Чехией, Германией, Канадой, Швецией. Налажено сотрудничество России с Евростатом, в рамках которого выявлялись причины, затрудняющие оценку реального товарооборота России со странами ЕС.
В целях обеспечения сопоставимости данных «зеркальной статистики» Департамент статистики ЕЭК организует разработку единых, сопоставимых на международном уровне стандартов, классификаций и методологии в области статистики, а также взаимодействие с уполномоченными органами государств — членов ТС и ЕЭП по их внедрению. Департаментом установлены плодотворные отношения со Статкомитетом СНГ и Евростатом [49], изучается опыт формирования статистики внешней и взаимной торговли в странах ЕС и осуществляется внедрение в практику ведения статистики внешней и взаимной торговли международных статистических классификаций.
Кроме того, ЕЭК заключаются международные соглашения с третьими странами, предусматривающие сотрудничество в области обмена статистической информацией. Например, Меморандумом о сотрудничестве по вопросам торговли между ЕЭК и Министерством коммерции КНР предусмотрен обмен статистической информацией о динамике торговых потоков между государствами-членами и КНР (заключен в Москве 06 декабря 2012 года) [27]. Укрепление сотрудничества в сфере статистики предусмотрено Меморандумом о сотрудничестве между ЕЭК и конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (заключен в Астане 23.05.2013) [27]. Согласно данному документу, стороны осуществляют сотрудничество, в том числе в направлении гармонизации методологических принципов ведения статистики в соответствии с международными стандартами. Меморандумом о взаимопонимании между ЕЭК и Европейской экономической комиссией ООН (Женева, 26.06.2013) предусмотрено сотрудничество по обмену статистическими данными по торговле древесиной [27].
Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов ТС, утвержденная решением Комиссии таможенного союза от 28.01.11 № 525 (п. 16.1), разъясняет причины наличия расхождений в данных о торговле государств — членов ТС с другими странами:
1) используемой системой учета торговли;
2) особенностями стоимостной оценки экспорта и импорта товаров;
3) применяемыми критериями определения стран-партнеров;
4) различием в моменте учета товаров;
5) различием в подходах к кодированию товаров;
6) используемыми принципами учета конфиденциальных данных;
7) существованием различных порогов статистического наблюдения;
8) особенностями учета отдельных товаров;
9) наличием фактов недостоверного декларирования товаров.
Недостатком этого метода является отсутствие возможности сравнения данных таможенной статистики ФТС России с данными таможенной статистики только стран, с которыми ФТС России не заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве.
Кроме того, имеют место расхождения данных о внешней торговле товарами различных стран в связи с различиями в методологиях ведения статистики внешней торговли. Например, Россия, как и большинство стран мира, использует рекомендации ООН и МВФ, в то время как некоторые страны (например, Кипр, Индонезия), помимо общей, применяют специальную систему учета. Если страна использует специальную систему учета, то в импорт включаются ввозимые товары, декларированные для внутреннего потребления, а при «общей» — все товары, поступившие на таможенную территорию страны. В экспорт при «специальной» системе учета включаются товары национального происхождения и ранее ввезенные товары, прошедшие таможенную очистку, декларированные для внутреннего потребления, а при «общей» системе в экспорт включаются все товары, вывозимые с территории страны.
Кроме того, в методиках статистического учета внешней торговли разных стран выявляются и другие расхождения:
- несовпадение в методике определения статистической стоимости (большинство стран мира оценивают стоимость товаров по ценам ФИФ при импорте и ФОБ при экспорте);
- использование различных способов перевода в валюту учета. По рекомендациям ООН данные внешней торговли ведутся в долларах США;
- различия в периодах включения данных, относящихся к одной и той же сделке (по рекомендации ООН за дату учета должна быть принята дата ввоза товаров);
- различия в определении страны-партнера. Обычно это страна происхождения товаров (при импорте) и страна последнего назначения (при экспорте);
- различия в товарных классификациях [22].
Метод опроса эксперта или экспертных оценок. Данный метод применим для оценки нелегального импорта в отдельном секторе торговли товарами, при этом экспертами чаще всего являются крупные бизнес-ассоциации, крупные импортеры — организации, знакомые со спецификой и ассортиментом импортных товаров (РАТЭК, РСПП, «Деловая Россия», Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) и пр.). Данный метод использовался специалистами ГУ «Высшая школа экономики», которые в качестве основного источника информации использовали интервью с руководителями бизнес-ассоциаций.
Представители крупных бизнес-ассоциаций охотно помогают государственным организациям в сборе статистической информации, которая будет способствовать соблюдению мер ТЗ на всей таможенной территории ТС. При этом они проводят опросы, анкетирование, собирают различные статистические данные по импорту и экспорту товаров среди компаний, являющимися их членами, самостоятельно структурируют, обобщают ее и передают в государственные органы. Нередко предприниматели выступают инициаторами решения проблемы нелегального ввоза товаров, «серого» импорта и предоставляют в таможенные органы всю необходимую информацию.
Меры, принимаемые таможенными органами по минимизации риска непоступления ТП в федеральный бюджет. Одной из функций таможенных органов РФ является контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов (пп. 4. п. 1 ст. 12 закона «О таможенном регулировании в РФ»). Проблема предотвращения нарушения ТЗ в части уплаты ТП осуществляется таможенными органами посредством применения средств и методов таможенного контроля.
ТЗ ТС предусматривает возможность осуществления таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров. В целях обеспечения выпуска товаров в кратчайшие сроки приоритет отдается контролю после выпуска, который, в соответствии со ст. 99 ТК ТС, может осуществляться в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
В 2012 году в ФТС создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров, в функции которого входит в том числе обеспечение принятия мер, направленных на довзыскание и уплату таможенных платежей в случаях выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов по результатам таможенной проверки (Приказ ФТС России от 17.04.2012 № 724).
Кроме того, в ФТС России функционирует Главное управление по борьбе с контрабандой, в функции которого входит борьба с уклонением от уплаты ТП, взимаемых с организации или физического лица (Приказ ФТС России от 23.04.2013 № 797).
Правительством РФ разработана система показателей работы таможенных органов, порядок и методика их мониторинга (Постановление Правительства РФ от 29.09.2015 № 994), при этом в целях определения своевременности и полноты поступления ТП используются следующие показатели:
а) уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (процентов);
б) доля ТП, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников ВЭД на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных ТП (процентов);
в) доля ТП, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных ТП (процентов).
Таким образом, в целях минимизации рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости в рамках формирования ТС принят ряд мер, совершенствующих методы таможен-
ного контроля. В частности, такими мерами являются:
- внедрение технологии предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах;
- внедрение принципа выборочности таможенного контроля;
- совершенствование системы управления рисками (СУР);
- создание и развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО).
Разработка и реализация положений дорожной карты «Совершенствование таможенного
администрирования» лишь отчасти решила проблему несовершенства таможенного регулирования и контроля, поскольку некоторые ее положения не реализованы или реализованы формально.
Следует обратить внимание на тот факт, что в ряде случаев таможенные органы фактически нарушают ТЗ, результатом чего сумма ТП, перечисляемых в федеральный бюджет, необоснованно завышается:
Сложилась практика, когда таможенные органы необоснованно осуществляют корректировку таможенной стоимости либо принимает решение о классификационном коде товаров, в результате чего производится доначисление ТП и декларанту выставляется требование об их уплате. Кроме того, в данном случае таможня возбуждает в отношении организации дело об административном правонарушении и взимает штраф. Данные о доначисленных ТП отражаются в статистике поступления ТП по итогам года. Таким образом, незаконная и необоснованная корректировка таможенной стоимости, доначисление ТП, вынесение штрафов способствуют росту показателей таможенной службы по выполнению годового плана. При этом большая часть судебных решений по вопросам обжалования корректировки таможенной стоимости и штрафов принимается в пользу участников ВЭД. Во исполнение таких судебных решений таможенная служба осуществляет возврат излишне уплаченных денежных средств из федерального бюджета.
Нарушения ТЗ ТС со стороны российской таможенной службы, несоблюдение условий Соглашения о распределении ввозных таможенных пошлин. Так, 13 мая 2015 года Счетная палата опубликовала данные о проверке полноты зачисления и распределения в бюджеты стран-участниц ТС за январь-март 2012 года специальных пошлин, в которых выявлены ряд недочетов в деятельности ФТС: таможенными органами не обеспечены полномочия администратора доходов в части начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой осуществления платежей в бюджет; выявлены случаи перечисления антидемпинговых и специальных пошлин, подлежащих распределению между членами ТС, в полном объеме в бюджет РФ; при этом их сумма составила более 15,6 млн руб., из которой 13,3 млн руб. приходится на антидемпинговую пошлину одного из российских металлургических комбинатов2.
Негативным образом влияет на собираемость ТП коррупция в таможенных органах на этапах:
- таможенного контроля после выпуска;
- возврата излишне уплаченных таможенных, авансовых платежей;
- включения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в соответствующие реестры;
- проверки отчетности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и пр.
Устоявшаяся коррупционная схема создает проблемы для реализации мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования. Проблема носит системный характер, формирование законодательной и нормативно-правовой базы в области таможенного дела дает основания для разноплановой трактовки правовых норм. Открытые перечни документов, необходимых для предъявления в таможенные органы, отсутствие четких регламентов действий инспекторов дают неограниченные возможности для недобросовестных сотрудников таможенных органов.
5. Разработка методики определения полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет
2 Выявлены нарушения при администрировании средств в рамках Соглашения о специальных мерах ТС (13 мая 2015 года [см. 27]).
Анализ приведенных выше методик оценки объемов «серого» импорта, поступающего в РФ в результате применения незаконных схем ввоза товаров, дает возможность выделить следующие источники информации, которая может быть использована для определения полноты поступления ТП в федеральный бюджет:
- данные таможенной статистики внешней торговли (ФТС России);
- данные государственной статистики (Росстат) — о производстве, ценах и торговле товарами внутри страны;
- о взаимной торговле России со странами — торговыми партнерами (с которыми ФТС России заключены соглашения о сотрудничестве).
На основании указанной информации ниже приводится методика определения суммы ТП, не поступающей в федеральный бюджет в связи с нарушением ТЗ.
В целях определения расхождений в статистике внешней торговли РФ (ТСВТ) и стран-партнеров по группам товаров, при перемещении которых через границу РФ ТП в совокупности составляют более 50 % от всех платежей в годовом исчислении, лежит сопоставительный анализ данных таможенной статистики (метод «зеркальной статистики») с вычетом той части расхождений, которые условно можно объяснить методологическими причинами (например, учет экспорта по FOB, а импорта по CIF, а также применение других условий ИНКОТЕРМС 2010: EXW, DAF, DDP и др.)
Для определения уровня «методологических» расхождений используются данные по импорту-экспорту 10-20 ведущих стран мира (например, члены G20), доля которых в мировой торговле совокупно составляет более 50 %. Результаты анализа этих данных могут быть приняты в качестве базовой модели. Следует отметить, что в январе-июне 2015 года основными торговыми партнерами России среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 30,6 млрд долл. (71,3 % к январю-июню 2014 года), Нидерланды — 23,6 млрд долл. (62,6 %), Германия — 23,2 млрд долл. (65,8 %), Италия — 16,9 млрд долл. (68,1 %), Турция — 12,5 млрд долл. (79,8 %), Япония — 11,5 млрд долл. (74,5 %), США — 11,2 млрд долл. (75,3 %), Республика Корея — 8,9 млрд долл. (69,2 %), Польша — 7,1 млрд долл. (56,7 %), Соединенное Королевство — 6,1 млрд долл. (56,4 %) [33].
Средний уровень расхождений при применении метода «зеркальной статистики» для таких стран принимается в качестве «нулевого».
После выявления расхождений, предположительно связанных с недостоверным декларированием, изменением таможенной стоимости и другими нарушениями ТЗ, суммы потенциальных бюджетных потерь рассчитываются исходя из средневзвешенных сумм ТП по соответствующим товарам.
Отдельно следует остановиться на понятии «величина средневзвешенных ТП». Помимо ввозной и вывозной таможенных пошлин таможенные органы взимают следующие виды ТП: НДС при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, акциз при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, таможенные сборы. До настоящего времени на практике, в частности для определения уровня связывания Единого таможенного тарифа ТС (ЕТТ ТС) в соответствии с обязательствами России по ВТО, использовалось понятие «средневзвешенная ставка таможенной пошлины», или «средневзвешенный таможенный тариф». Расчет данного показателя производился на базе адвалорных эквивалентов ставок комбинированных и специфических пошлин, при этом за адвалорный эквивалент комбинированных ставок таможенных пошлин принимались адвалорные составляющие таможенных пошлин, которые рассчитывались на базе таможенной статистики исходя из средней таможенной стоимости.
Таким образом, показатель, необходимый для расчета полноты поступления ТП в федеральный бюджет, должен включать в себя все виды ТП, а также виды ставок таможенных пошлин в соответствии с ЕТТ ТС (адвалорные, специфические и комбинированные). Кроме того, для выявления расхождений следует учитывать применение льгот по уплате таможенных платежей (в том числе льгот по уплате таможенной пошлины, НДС, тарифные преференции).
Для всех остальных групп товаров, при перемещении которых через границу РФ ТП совокупно составляют менее 50 % в годовом исчислении, а также для тех групп товаров, по которым в силу их специфики сложно определить уровень расхождений с применением метода «зеркальной статистики», применяется методика анализа внутреннего рынка. При применении
этого способа анализируется официальная внутренняя статистика РФ. Данные по объемам производства исследуемых групп товаров на территории РФ, по сведениям Росстата, сравниваются с показателями объемов внутреннего рынка в разрезе соответствующего товара (группы товаров). Полученная разница сравнивается с данными таможенной статистики ФТС России за соответствующий годовой период. Выявленные расхождения, умноженные на величину средневзвешенных ТП (в процентах), показывают примерный уровень возможных бюджетных потерь в годовом пересчете.
В основе методики определения полноты собираемости ТП в бюджет РФ лежит сопоставительный анализ данных таможенной статистики ФТС России с данными национальных таможенных органов стран — торговых партнеров (метод «зеркальной статистики»). Данная методика разработана для применения по основным группам товаров, при оформлении которых объемы ТП в годовом исчислении являются наиболее чувствительными для формирования бюджета и составляют их большую часть.
Данная методика является инструментом, позволяющим оценить реальное положение дел во внешней торговле, выявить возможные злоупотребления во ВЭД, а также рассчитать потенциальные бюджетные потери от недоимки ТП. Такая методика применяется сегодня большинством развитых стран — основных участников мировой внешней торговли (G20) для минимизации потерь от возможных нарушений ТЗ, а также для поддержания необходимого уровня прозрачности и цивилизованности во ВЭД. Данный метод использовался Министерством внешних экономических связей СССР для анализа экспорта и импорта и полноты собираемости таможенных платежей.
1. Определение расхождений данных статистики внешнеторговой деятельности РФ и стран — торговых партнеров по методу «зеркальной статистики» и расчет примерной величины потенциальных бюджетных потерь. Источники данных для сравнительного анализа таможенной статистики за исследуемый период (год или несколько календарных лет). Для применения настоящей методики исследований используются следующие базы данных внешнеторговой статистики:
- ООН (UN Commodity Trade Statistics Database, www.comtrade.un.org);
- интерактивные базы данных ВТО (WTO international trade statistics);
- непосредственно общедоступные сведения таможенных органов стран — торговых партнеров, полученные по запросам соответствующих торговых представительств РФ;
- данные статистики ФТС России.
2. Определение уровня расхождений в статистике внешней торговли (по данным ФТС России) и стран торговых партнеров. Для расчетов уровня расхождений по импорту используются пары встречных значений торговых потоков: импорт России из страны X и экспорт из страны X в Россию, в разрезе основных по объемам ввоза и наиболее чувствительных для формирования бюджета товаров (групп товаров). В итоге получается величина возможного расхождения по импорту (товар — страна, экспортер — Россия).
Для расчетов уровня расхождений по экспорту используются пары встречных потоков: экспорт из России в страну Y и импорт страны Y из России, в разрезе основных по объемам вывоза и наиболее чувствительных для формирования бюджета товаров (групп товаров). В итоге получается величина возможного расхождения по экспорту (товар — Россия — страна, импортер).
Данные расчеты производятся в рамках выбранного периода следующими выражениями:
DIFIM = IMP
IM
рф J
ЕХСТП\ « 30-50%
DIFТ = EXP
EX
РФ i]
1МСТП\ « 5 -10%
, где
импорт в РФ -го товара -ой страны — торгового партнера (СТП);
i
J
экспорт в РФ i -го товара из -ой страны — торгового партнера;
EX™
1МСТП
У
— экспорт из РФ 1 -го товара в ^ -ую страну — торгового партнера;
— импорт из РФ 1 -го товара в ^ -ую страну — торгового партнера;
DIF™ 1МРФ ЕХстп
— разница импорта в РФ и экспорта в РФ ;
DIFex ЕХрф 1МСТП
— разница экспорта из РФ и импорта из РФ .
3. Определение среднего уровня допустимых расхождений в таможенной статистике ведущих стран мира, объясняемого методологическими причинами. Для определения уровня допустимых методологических расхождений (учет экспорта по FOB, а импорта по CIF, применение условий ИНКОТЕРМС: EXW, DAF, DDP и др.) используются в этой части данные по импорту-экспорту ведущих стран мира (члены G20), на которые в целом приходится большая часть мировой внешней торговли. Средний уровень расхождений при применении метода «зеркальной статистики» для таких стран принимается в качестве поправочного коэффициента.
Для расчета уровня методологических расхождений используются пары встречных значений торговых потоков (импорт страны X из страны Y — экспорт из страны Y в страну X) в разрезе основных по объемам ввоза товаров для страны X в рамках исследуемого периода.
Таким образом, выявляются усредненные в течение исследуемого периода времени расхождения: по экспорту группы стратегических товаров из страны в страну (товар — страна — страна) и импорту группы стратегических товаров из страны в страну. По данным для ведущих стран мира (члены G20 без учета РФ) определяется средний уровень методологических расхождений для экспорта-импорта из стран мира в страны мира (товар-мир-мир) для исследуемого периода.
Здесь данные расчеты производятся в рамках выбранного периода следующими выражениями:
GDIF ,'М = \GmCm -GEXСТП\ «10 %
V I V V |
?
GDIF™ = ¡GEX.. -GIM \ » 10 %
V У V
, где
стп
GIM j
ОЕХЦтп
У
GEXj
1 и „
— импорт в страну — торгового партнера -го товара -ой страны;
1 ] „
— экспорт в страну — торгового партнера - го товара из - ой страны;
1 ]
экспорт из страны — торгового партнера -го товара в -ую страну;
1 И
— импорт из страны — торгового партнера -го товара в -ую страну;
GDIFjM
— разница импорта в страну — торгового партнера и экспорта в страну — торгового партнера;
GDIFEX
— разница экспорта из страны — торгового партнера и импорта в страну — торгового партнера.
4. Определение уровня расхождений в статистике внешней торговли и стран — торговых партнеров, обусловленного возможными нарушениями ТЗ и злоупотреблениями во внешнеторговой деятельности. Для расчетов уровня расхождений по импорту в рамках рассматриваемого годового периода необходимо из величины уровня расхождений по импорту (определяемого в соответствии с разделом 2 настоящей методики) вычесть величину среднего уровня допустимых расхождений (определяемого в соответствии с разделом 3). Полученная разница будет представлять уровень расхождений по импорту, обусловленный возможными
нарушениями ТЗ с целью уклонения от уплаты ТП. А1М = DIFIM - GDIFIM « 20 -30 %
V V
Для расчетов уровня расхождений по экспорту в рамках рассматриваемого годового периода необходимо из величины уровня расхождений по экспорту (определяемого в соответствии с разделом 2) вычесть величину среднего уровня допустимых расхождений (определяемого в соответствии с разделом 3). Полученная разница будет представлять уровень расхождений по экспорту, обусловленный возможными нарушениями ТЗ с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.
Аех = DIFjEX - GDIFiEX « 20- 30 %
V V
5. Определение величины возможных потерь для бюджета РФ, связанных с нарушением ТЗ и злоупотреблениями во внешнеторговой деятельности при перемещении товаров через таможенную границу ТС. На основании полученных данных можно вычислить сумму ТП, не поступающую в федеральный бюджет, на основании рассчитанных данных:
АЕ=(А1М +Аех )х Ккстп
Ь \ I КСТП 1
— сумма мимо федерального бюджета;
А1М
— разница расхождений по импорту РФ и СТП;
Аех
— разница расхождений по экспорту РФ и СТП;
к
л кстп , ,
— коэффициент средневзвешенного таможенного платежа.
Примерная величина потенциальных потерь ТП при импорте в РФ определенных товаров (групп товаров) из стран — торговых партнеров в рамках исследуемого периода времени вычисляется путем умножения величины выявленного уровня расхождений по импорту (определяемой в соответствии с разделом 4) для конкретного товара (группы товаров) на величину (в процентах) средневзвешенных ввозных таможенных платежей по данной товарной группе. Полученный результат (в долларах США) пересчитывается в рублевый эквивалент по среднегодовому курсу в рамках рассматриваемого периода. В итоге получается примерная сумма потенциальных бюджетных потерь при импорте в Россию из стран — торговых партнеров в исследуемом периоде по конкретным товарам (группам товаров).
Примерная величина потенциальных потерь ТП при экспорте из РФ в страны-партнеры (группы стран) в рамках исследуемого годового периода вычисляется путем умножения величины реального расхождения по экспорту (определяемой в соответствии с разделом 4) для определенного товара (группы товаров) на величину (в процентах) средневзвешенных вывозных таможенных платежей по данной товарной группе. Полученный результат (в долларах США) пересчитывается в рублевый эквивалент по среднегодовому курсу в рамках рассматриваемого годового периода. В итоге получается примерная сумма потенциальных бюджетных потерь при экспорте из России в страны-партнеры в исследуемом годовом периоде.
6. Исследование с применением методики сравнительного анализа физических данных. При невозможности использовать финансовые данные таможенной статистики для сравнительного анализа внешнеторговой деятельности по методу «зеркальной статистики» (отсутствие достаточных данных по определенным группам товаров и др.) применяется анализ на основе данных по физическому объему товаров. В этом случае анализируются данные ФТС России по физическим объемам перемещаемых через границу РФ товаров (грузов) в сравнении с физическими данными таможенных органов стран — торговых партнеров за соответствующий период. Полученная величина расхождений переводится в стоимостный эквивалент на основании соответствующей таможенной стоимости данного товара (группы товаров) в рамках исследуемого периода. Для получения примерной суммы потенциальных бюджетных потерь данный эквивалент умножается на средневзвешенную величину ТП (в процентах) по соответствующим товарам.
Данная методика применяется к группе наиболее налогоемких товаров, формирующих большую часть ТП в бюджет РФ.
7. Исследование с применением методики анализа внутреннего рынка. Для всех остальных
групп товаров, при перемещении которых через границу РФ объемы ТП в годовом исчислении являются менее чувствительными для формирования бюджета, применяется методика анализа внутреннего рынка. При применении этого метода анализируется официальная внутренняя статистика РФ. Данные по объемам производства исследуемых групп товаров на территории России, по сведениям Росстата, сравниваются с показателями объемов потребления внутреннего рынка в разрезе соответствующего товара (группы товаров). Полученная разница сравнивается с данными таможенной статистики ФТС России за соответствующий период. Выявленные расхождения, умноженные на величину средневзвешенных ТП по группам товаров (в процентах), показывают примерный уровень возможных бюджетных потерь в годовом исчислении.
Заключение
В современных условиях назрела необходимость совершенствования системы взимания ТП путем разработки и внедрения методики определения полноты их поступления в федеральный бюджет. Существующая система определения полноты поступления ТП в федеральный бюджет является устаревшей и не отвечает современным экономическим реалиям.
Одним из условий сохранения объемов поступления ТП является минимизация случаев нарушения ТЗ и применения «серых» схем таможенного оформления. При этом чрезвычайно важным становится определение объемов нарушений таможенных правил, а также объемов непоступления ТП в бюджет страны. Данная задача может быть выполнена в том числе путем сопоставления сведений таможенной статистики зарубежных стран и таможенной статистики ЕАЭС, а также ФТС России.
В исследовании выявлена тенденция снижения поступления ТП в федеральный бюджет, которая, с одной стороны, связана со снижением темпов роста экономики и неблагоприятными условиями для ведения внешнеторговой деятельности, с другой стороны, с применением «серых» схем ввоза товаров и несоблюдением ТЗ.
Кроме того, выявлены причины снижения объемов поступления ТП в федеральный бюджет, связанные с нарушением ТЗ участниками ВЭД (применением «серых» схем таможенного контроля), а также со снижением объемов внешней торговли в IV квартале 2014 и первом полугодии 2015 годов.
Проведенный анализ существующих методов определения полноты поступления ТП, их преимущества и недостатки позволил разработать предложения по совершенствованию методов определения полноты поступления ТП в федеральный бюджет. Предложенная методика определения полноты поступления ТП в федеральный бюджет основана на совокупности существующих методов определения полноты поступления ТП в федеральный бюджет, кроме того, разработана формула, определяющая уровень расхождений в статистике внешней торговли РФ и стран — торговых партнеров.
Проведенное исследование позволило сформулировать меры, необходимые для минимизации «серого» импорта в целях обеспечения полноты поступления ТП. Поскольку одной из главных проблем «серого» импорта является недостоверное декларирование таможенной стоимости в целях снижения объема подлежащих уплате ТП, вопрос контроля и корректировки таможенной стоимости является одним из самых актуальных. Поэтому в целях минимизации рисков занижения таможенной стоимости предлагается внести следующие изменения в теорию и практику контроля таможенной стоимости:
Необходима независимая оценка таможенной стоимости. В настоящее время уже существует независимая оценка рыночной стоимости товаров. Оценку таможенной стоимости можно проводить приблизительно на той же основе, но это потребует внесения изменений в законодательство РФ.
Требуется организация взаимодействия таможенных и налоговых органов при контроле таможенной стоимости. Построение системы сквозного контроля в отношении всех последующих перепродаж товаров после ввоза и таможенного оформления. В случае занижения таможенной стоимости потери федерального бюджета будут компенсированы за счет уплаты налогов при продаже товаров на территории ТС. При этом отпадет необходимость контроля таможенной стоимости, формирования ценовых профилей рисков. Со стороны таможни должен
производиться учет (фиксация) уровня таможенной стоимости товаров для последующей передачи данных для контроля в ФНС. В целях осуществления контроля таможенной стоимости товаров переход от таможенного контроля к налоговому необходимо осуществлять поэтапно. На первом этапе контроль стоимости товаров налоговым органом при ослаблении таможенного контроля должен осуществляться в отношении добросовестных участников ВЭД.
Таким образом, для повышения эффективности применения разработанной методики расчетов и обеспечения прозрачности и объективности данных, отражающих результаты внешнеторговой деятельности, в будущем можно предложить Правительству РФ создать в рамках ТС ЕАЭС единую систему таможенного статистического учета, не зависимую от таможенных органов стран — участниц ТС ЕАЭС. При таком подходе каждый участник ВЭД будет предоставлять данные о движении товаров и грузов через таможенную границу РФ и других стран — членов ТС ЕАЭС в единый уполномоченный орган по ведению статистического учета внешнеторговой деятельности, в том числе в порядке предварительного информирования.
Литература
1. Бондаренко Н. П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014 (Серия «Учебный курс»).
2. Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Концепт «Евразийский экономический союз» как новая интеграционная парадигма // Управленческое консультирование. — 2013. № 10 (58). — С. 78-89.
3. Глазьев С. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России: запуск механизмов. Российский экономический журнал. — 2009. — № 11, № 12.
4. Годовой отчет ЕЭК о своей деятельности в 2014 году и планах на 2015 год. [Электронный ресурс]. — М., 2010. — Режим доступа: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/ EEC_ar2014.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
5. Данильцев А. В., Данилова Е. В. и др. Основы торговой политики и правила ВТО. [Электронный ресурс]. — М., 2015. — Режим доступа: URL: http://www.wcoomd.org/home_about_us_strategic_plan.htm, свободный. — Загл. с экрана.
6. Делягин М. Г. Из СНГ в ВТО: крестный путь постсоветского пространства // Независимая газета. — 2008. — № 4. — С. 18-21.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе от 21.05.2014. [Электронный ресурс]. — М., 2015. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170264 (дата обращения 05.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
8. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (подписан в г. Душанбе 06.10.2007) // «Собрание законодательства РФ», 21.03.2011, № 12, ст. 1552. — «Бюллетень международных договоров». — № 7, июль, 2011.
9. Дохолян А. С. Стратегия комплексного инновационного развития как основа эффективной экономической и социальной политики региона / А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — №2. — С. 55-64.
10. Дохолян С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона как социоэкономико-экологической системы / С. В. Дохолян, А. М. Садыкова, А. С. Дохолян //Апробация. — № 5. — 2015. С. — 60-66.
11. Дохолян С. В. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 3. — 2013. — С. 78-84.
12. Дохолян С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. — № 9. — 2013. — С. 139-144.
13. Дохолян С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство. — № 6. — 2011. — С. 14-22.
14. Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 525.
15. Зоидов К. Х., Ионичева В. Н., Кобил Ш. Моделирование опыта участия в ВТО стран постсоветского пространства в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и нестабильности. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 2(52). — С. 97-116.
16. Зоидов К. Х., Ионичева В. Н., Кобил Ш. Моделирование опыта участия в ВТО стран постсоветского пространства в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 3(53). — С. 87-105.
17. Зоидов К. Х., Ионичева В. Н., Медков А. А. Современные проблемы и перспективы развития Евразийской экономической интеграции в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 9(47). — С. 247-258.
18. Ивантер А. Серые зоны Таможенного союза. 20.01.2014. Журнал «Эксперт». [Электронный ресурс]. — М., 2015. — Режим доступа: URL: http://expert.ru/expert/2014/04/seryie-zonyi-tamozhennogo-soyuza--rezultat-nedointegratsii/, свободный. — Загл. с экрана.
19. Интервью Министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимира Гошина. [Электронный ресурс]. — М., 2015. — Режим доступа: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-
05-2015-2.aspx (дата обращения 10.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
20. Информационный портал Государственной таможенной службы при Правительстве Республики Киргизии [Электронный ресурс]. — Бишкек. — 2015 // URL: http://www.customs.kg/, свободный. — Загл. с экрана.
21. Информация Банка России от 27.06.2012. — [Электронный ресурс]. — М., 2015. Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=120627_180506intern1.htm (дата обращения 09.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
22. Каульбарс А. А. Разработка комплексного подхода к оценке существующих рисков недостоверного декларирования товаров. [Электронный ресурс]. — М., 2015. Режим доступа: URL: http:// unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/SSPE/UNPAN028523.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
23. Козырин А. Н. Таможенное регулирование в таможенном союзе ЕврАзЭС: международный, наднациональный и национальный уровни //Право и экономика. — 2013. — № 3.
24. Методологический комментарий ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. — М. — 2010. Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/statistics/data_standard/met_sm.pdf (дата обращения 11/06/2015), свободный. — Загл. с экрана.
25. Об итогах работы Минфина России за прошедший год и задачах на предстоящий период. [Электронный ресурс]. — М. — 2015. Режим доступа: URL: http://government.ru/news/17647/ (дата обращения 10.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
26. Официальный сайт Всемирного Банка. [Электронный ресурс]. — М. — 2010. Режим доступа: URL: http://www.worldbank.org., свободный. — Загл. с экрана.
27. Официальный сайт ЕЭК. [Электронный ресурс]. — М. — 2010. Режим доступа: URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/memorandymi/Documents/Mem4.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
28. Официальный сайт Международного статистического комитета СНГ. [Электронный ресурс]. — М., 2010. Режим доступа: URL: http://www.cisstat.com/ (Дата обращения 11.05.2015), свободный. — Загл. с экрана.
29. Официальный сайт Минфина России. [Электронный ресурс]. — М., 2015. — Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения 04.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
30. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. — М., 2015. — Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru., свободный. — Загл. с экрана.
31. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. — М. — 2015. — Режим доступа:URL: http://www.gks.ru, свободный. — Загл. с экрана.
32. Официальный сайт Счетной палаты России. [Электронный ресурс]. — М., 2015. — Режим доступа: URL: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/19290/, свободный. — Загл. с экрана.
33. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс]. — М. — 2015. — Режим доступа: URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20992:2015-05-07-07-01-05&catid=185:2011-05-15-14-11-59&Itemid=1830&Itemid=2099, свободный. — Загл. с экрана.
34. Петросянц В. З. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, А. С. Каллаева // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. — № 1. — С. 4-17.
35. Пухов С. Почему растет «серый» импорт? //Бюллетень «Кризис. Государство. Бизнес». — 2009. — № 22.
36. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс: учебное пособие / под общ. ред. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. М.: Митель Пресс. — 2011. — 416 с.
37. Результаты исследования данных внешнеторговой статистики в соответствии с методикой определения полноты собираемости таможенных платежей за 2013 год. [Электронный ресурс]. — М., 2015. — Режим доступа: URL: http://www.rbc.ru/politics/24/09/2015/560443a39a79475c70e30b30, свободный. — Загл. с экрана.
38. Смитиенко Е. О. Занижение таможенной стоимости товаров в России: оценка масштабов и финансовых потерь //Аудит и финансовый анализ. — 2009. — № 3. — С. 35-40.
39. Статистика международной торговли товарами: концепции и определения. [Электронный ресурс]. — М., 2010. — Режим доступа: URL: http://www.un.org/ru/publications/pdfs/ intl_trade_concepts_2010_rus.pdf // Дата обращения 11.06.2015, свободный. — Загл. с экрана.
40. Табаков В. А. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности России в условиях международной экономической интеграции. Сборник материалов международной научно-практической конференции 19-20 ноября 2014 года «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма «единого окна».
41. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
42. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О таможенном регулировании в РФ» // «Российская газета», № 269, 29.11.2010, «Собрание законодательства РФ», 09.11.2010, № 48, ст. 6252, «Парламентская газета», № 63, 03-09.12.2010.
43. Хейфец Б. А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект. — М. — 2011.
44. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А., Ионичева В. Н. Институциональные и организационные проблемы таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе. Часть I // Экономическая наука современной России. — 2015. —
№ 3(70). — С. 81-95.
45. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А., Ионичева В. Н. Институциональные и организационные проблемы таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе. Часть II // Экономическая наука современной России. — 2015. — № 4(71).
46. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А., Ионичева В. Н. Институционально-организационные особенности трансграничных перевозок грузов в условиях интеграции на постсоветском экономическом пространстве. Часть I // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 188-204.
47. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А., Ионичева В. Н. Институционально-организационные особенности трансграничных перевозок грузов в условиях интеграции на постсоветском экономическом пространстве. Часть II // Экономика региона. — 2015. — № 4. — С. 249-259.
48. Цветков В. А., Чуев А. В., Зоидов К. Х. и др. Администрирование внешнеторговых грузопотоков. Труды ЭАЦ «Модернизация», вып. 7. — М.: ЭАЦ «Модернизация». — 2013. — 480 с.
49. Шокаманов Ю. К. Евразийская экономическая комиссия. «О деятельности Евразийской экономической комиссии в сфере статистики». [Электронный ресурс]. — М., 2010. — Режим доступа: URL: http://www.eurasiancommission.org, свободный. — Загл. с экрана.
50. Электронный ресурс Группы Всемирного Банка Doing business. [Электронный ресурс]. — М.,
2010. — Режим доступа: URL: http:// russian.doingbusiness.org, свободный. — Загл. с экрана.
References:
1. Bondarenko N. P. Customs-tariff regulation offoreign trade. Moscow: ICC "March"; Rostov n/D: Publishing center "March". 2014 (Series "Training course").
2. Vasilieva N. A., Lagutina M. L. the concept of the "Eurasian economic Union" integration as new paradigm //Management consulting, 2013. No. 10(58). P. 78-89.
3. Glazyev S. The Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia: triggering mechanisms. Russian economic journal, 2009. No. 11. No. 12.
4. Annual report of the ECE on its activities in 2014 and plans for 2015. [An electronic resource]. M. 2010. Access mode: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_ar2014.pdf free. — The ingestion. screen.
5. Danilychev A. V., Danilova E. V. etc. The Basics of trade policy and WTO rules. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://www.wcoomd.org/home_about_us_strategic_plan.htm free. The ingestion. Screen.
6. Delyagin M. G. From the CIS to the WTO: the way of the cross post-Soviet space // Independent newspaper. 2008. No. 4. P. 18-21.
7. The Treaty on the Eurasian economic Union dated 21.05.2014. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170264 (05.06.2015), free. The ingestion. Screen.
8. The agreement on creation of uniform customs territory and formation of customs Union (signed in Dushanbe 06.10.2007) // "Collection of legislation of the Russian Federation", 21.03.2011. No. 12. P. 1552. "Bulletin of international treaties". No. 7, July, 2011.
9. Dokholyan A. S. A comprehensive Strategy of innovative development as the basis for effective economic and social policy of the region / A.S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. 2011. No. 2. P. 55-64.
10. Dokholyan S. V. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socio-economic-ecological systems / S. V. Dokholyan, M. A. Sadykov, A. S. Dokholyan // Testing. No. 5. 2015. P. 60-66.
11. Dokholyan S. V. Methodological aspects of forming the regional social and economic policy / S. V Dokholyan., V. Z. Petrosyants, A. M. Sadykov // Regional problems of transformation of economy. No. 3. 2013. P. 7884.
12. Dokholyan S. V. Strategic approach to the formation and implementation of regional socio-economic policy //Economics and entrepreneurship. No. 9. 2013. P. 139-144.
13. Dokholyan S. V. Management of sustainable development of territorial socio-economic systems of the region //Economics and entrepreneurship. No. 6. 2011. P. 14-22.
14. Unified methodology of conducting customs statistics of foreign trade and statistics of mutual trade of member States of the Customs Union, approved. The decision of the Customs Union Commission of 28 January
2011. No. 525.
15. Zoidov K. Kh., Ioncheva V. N., Kobil Sh. Simulation of the experience of participation in the WTO postSoviet countries in terms of integration within the EEU and instability. Part I // Regional problems of transformation of economy. 2015. No. 2(52). P. 97-116.
16. Zoidov K. Kh., Ioncheva V. N., Kobil Sh. Simulation of the experience of participation in the WTO postSoviet countries in terms of integration within the EEU and instability. Part II // Regional problems of transformation of economy. 2015. No. 3(53). P. 87-105.
17. Zoidov K. Kh., Ioncheva V. N., Medkov A. A. Modern problems and prospects of development of Eurasian economic integration in the conditions of instability // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 9(47). P. 247- 258.
18. Ivanter A. Grey zones in the Customs Union. 20.01.2014. Magazine Expert. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://expert.ru/expert/2014/04/seryie-zonyi-tamozhennogo-soyuza--rezultat-nedointegratsii/free. The ingestion. Screen.
19. Interview with the Minister for customs cooperation Vladimir Goshin. [An electronic resource]. M. 2015.
Access mode: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-05-2015-2.aspx (10.06.2015), free. The ingestion. Screen.
20. Information portal of the State customs service under the Government of the Republic of Kyrgyzstan [An electronic resource]. Bishkek, 2015 // URL: http://www.customs.kg/free. The ingestion. Screen.
21. Information Bank of Russia 27.06.2012. . [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http:// www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=120627_180506intern1.htm (09.06.2015), free. The ingestion. Screen.
22. Kaulbars A. The development of an integrated approach to the assessment of existing risks offalse Declaration of goods. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/ public/documents/SSPE/UNPAN028523.pdf., free. The ingestion. Screen.
23. Kozyrin A. N. Customs regulation in the EurAsEC customs Union: international, supranational and national levels of Law and Economics. 2013. No. 3.
24. Methodological review of the CBR. [An electronic resource]. M. 2010. Access mode: URL: http:// www.cbr.ru/statistics/data_standard/met_sm.pdf (11/06/2015), free. The ingestion. Screen.
25. The outcome of the work of the Ministry of Finance over the past year and goals for the coming period. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://government.ru/news/17647/ (accessed on 10.06.2015), free. The ingestion. Screen.
26. The official website of the world Bank. [An electronic resource]. M. 2010. Access mode: URL: http:// www.worldbank.org, free. The ingestion. Screen.
27. The official website of the EEC. [An electronic resource]. M. 2010. Access mode: URL: http:// www. eurasiancommission. org/ru/act/trade/dotp/memorandymi/Documents/Mem4.pdf free. The ingestion. Screen.
28. Official website of the International statistical Committee of the CIS. [An electronic resource]. M., 2010. Access mode: URL: http://www.cisstat.com/ (accessed on 11.05.2015), free. The ingestion. Screen.
29. The official website of the Ministry of Finance. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://info.minfin.ru/fbdohod.php (04.06.2015), free. The ingestion. screen.
30. The official website of the Ministry of economic development. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://economy.gov.ru, free. The ingestion. screen.
31. Official website of Rosstat. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://www.gks.ru., free. The ingestion. Screen.
32. The official website of the audit chamber of Russia. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/19290/, free. The ingestion. Screen.
33. Official website of FCS of Russia. [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: URL: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20992:2015-05-07-07-01-05&catid=185:2011-05-15-14-11-59&Itemid=1830&Itemid=2099free. The ingestion. Screen.
34. Petrosyants V. Z. Econometric model forecasting and scenarios for the modernization of the regional economy / V. Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, A. S. Kulaeva // Regional problems of transformation of economy. 2008. No. 1. P. 4-17.
35. Pukhov S. Why is "grey" import? // The Bulletin «Crisis. State. Business», 2009. No. 22.
36. Regulation of foreign trade of the Customs Union within the EurAsEC: the textbook / under the editorship of S. Yu. Glaziev and T. A. Mansurov. M: Metal Press. 2011. 416p.
37. The results of the research data offoreign trade statistics in accordance with the method of determining the completeness of collection of customs payments for 2013 [An electronic resource]. M. 2015. Access mode: // URL: http://www.rbc.ru/politics/24/09/2015/560443a39a79475c70e30b30free. The ingestion. Screen.
38. Smitienko E. O. Understating of customs cost of the goods in Russia: assessment of the extent of financial loss and //Audit and financial analysis. 2009. No. 3. P. 35-40.
39. Statistics of international trade in goods: concepts and definitions. [An electronic resource]. — M. 2010. Access mode: URL: http://www.un.org/ru/publications/pdfs/intl_trade_concepts_2010_rus.pdf // accessed on 11.06.2015, free. The ingestion. Screen.
40. Tabakov V. A. Assistance to foreign economic activity and ensuring economic security of Russia in conditions of international economic integration. Proceedings of the international scientific-practical conference 19 -20 November 2014 "Prospects of the customs legislation of the Customs Union (international and regional experience) and technological aspects of realization of mechanism of "single window".
41. Customs code of the customs Union (Annex to the Agreement on the Customs code of the Customs Union adopted by the Decision of the EurAsEC Interstate Council at the level of heads of state from 27.11.2009 No. 17) (as amended as of 16/04/2010) "the Collection of RFlegislation", 13.12.2010. No. 50, article 6615.
42. Federal law of27.11.2010 No. 311-FZ (as amended on 30.12.2012) "On customs regulation in the Russian Federation"//Rossiyskaya Gazeta, No. 269. 29.11.2010, "the Collection of RF legislation", 9.11.2010, No. 48, item 6252, "parliamentary newspaper", No. 63, 03-09.12.2010.
43. Kheifets B. A. Russian business in EurAsEC countries. Modernization aspect. M., 2011.
44. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A., Ioncheva V. N. Institutional and organizational problems of customs regulation of export-import and transit cargo transportation in the Eurasian economic Union. Part I // Economic science of modern Russia. 2015. No. 3(70). P. 81-95.
45. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A., Ioncheva V. N. Institutional and organizational problems of customs regulation of export-import and transit cargo transportation in the Eurasian economic Union. Part II // Economic science of modern Russia. 2015. No. 4(71).
46. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A., Ioncheva V. N. Institutional and organizational features of cross-border transport of goods in the integration ofpost-Soviet economic space. Part I // Economy of region. 2015. No. 3. P. 188-204.
47. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A., Ioncheva V. N. Institutional and organizational features of
cross-border transport of goods in the integration ofpost-Soviet economic space. Part II // Economy of region. 2015. No. 4. P. 249-259.
48. Tsvetkov V. A., Chuev A. V., Zoidov K. Kh. etc. The administration of the trade flows. Proceedings ofEAC "Modernization". vol. 7. M. EAC «Modernization». 2013. 480 s.
49. Shokamanov Yu. K. The Eurasian economic Commission. "On the activities of the Eurasian economic Commission in the field of statistics". [An electronic resource]. M. 2010. Access mode: URL: http:// www. eurasiancommission. org, free. The ingestion. Screen.
50. An electronic resource of the world Bank Group Doing business. [An electronic resource]. M. 2010. Access mode: URL: http:// russian.doingbusiness.org, free. — The ingestion. Screen.