Научная статья на тему 'Специфика смысложизненных ориентаций старших подростков'

Специфика смысложизненных ориентаций старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2009
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SMYSLOZHIZNENNYE ORIENTATION / MEANING OF LIFE / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Мамонова Елена Борисовна, Сульдина Валерия Вячеславовна

Статья посвящена изучению смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте. Обсуждается проблема постановки данного вопроса именно в этот возрастной период. Раскрываются понятия смысложизненных ориентаций, смысла жизни, терминальных и инструментальных ценностей. Авторы приводят данные собственного исследования, которое позволило выявить особенности смысложизненных ориентаций старших подростков. Изучались такие компоненты как, отношение к понятию «смысл жизни», уровень сформированности и содержание смысложизненных и ценностных ориентаций. Результаты исследования показали, что специфика смысложизненных ориентаций старших подростков заключается в неоднородности и противоречивости разных показателей. Выявлены учащиеся, у которых высокий и средний уровень показателей по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, но при этом, низкий уровень сформированности терминальных ценностей «ответственность» и «образованность». Большинство подростков смысл жизни связывают с самореализацией, частично управляют своей жизнью, частично, то есть не в полной мере, осмысляют события своей прошлой, настоящей и будущей жизни. Поэтому старшие подростки нуждаются в развитии смысложизненных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Мамонова Елена Борисовна, Сульдина Валерия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY SMYSLOZHIZNENNYH ORIENTATIONS OF SENIOR TEENS

The article is devoted to the study of smyslozhiznennyh attitudes in adolescence. Discusses the performances of this issue precisely in this age period. Smyslozhiznennyh concepts, attitudes are revealed the meaning of life, Terminal and instrumental values. The authors cite studies of their own data, which revealed the features of the smyslozhiznennyh orientations older teens. Studied components such as attitude to the notion of "meaning of life", the level of articulation and smyslozhiznennyh content and value orientations. The results of the study showed that the specificity of the orientations of the smyslozhiznennyh older teens is heterogeneity and contradictions of different indicators. Identified students who have high and intermediate level indicators on test smyslozhiznennyh orientations D.a. Leontiev, but at the same time, the low level of terminal values of "responsibility" and "education". Most teenagers a sense of life associated with self-realization, partially manage their lives, in part, that is not fully comprehend the events of his past, present and future life. Therefore, older teens need to develop smyslozhiznennyh orientations.

Текст научной работы на тему «Специфика смысложизненных ориентаций старших подростков»

Главная особенность этого инструмента - неожиданность. Клиент не подозревает, что получит дополнительную выгоду, поэтому приятный бонус положительно влияет на отношение покупателя к продавцу. Этот способ формирования лояльности дешево обходится, однако формирует доброжелательный имидж и заставляет доверять компании.

Выводы. Названные выше методы психологического воздействия на целевую аудиторию, как правило, используются комбинированно при формировании портфеля проектов. Важно при выборе инструментов воздействия ориентироваться на особенности целевой аудитории, характеристики предлагаемого товара или услуги, существующий имидж компании. Эффективный способ формирования лояльности к одному товару может оказаться провальным в отношении другого. Динамично развивающийся рынок требует новых методов борьбы за клиентов и, как правило, новые методы являются модернизированными и адаптированными под настоящую конъюнктуру давно известными инструментами.

Литература:

1. Kenrick, D.T., Gutierres, S.E. Contrast Effects and Judgments of Physical Attractiveness: When Beauty Becomes a Social Problem // Journal of Personality and Social Psychology. - 1980. - № 1 - P. 131-140.

2. Чалдини, Р.Б. Психология влияния. - М.: Эксмо, 2018. - 416 с.

3. Freedman, J. L., Fraser, S. C. Compliance without pressure: The foot-in-the-door technique // Journal of Personality and Social Psychology. - 1966. - № 4 (2) - P. 195-202.

4. Brownstein, R.J., Katzev, R.D.. The Relative Effectiveness of Three Compliance Techniques in Eliciting Donations to a Cultural Organization // Journal of Personality and Social Psychology. - 1985. - № 2 - P. 195-202.

5. Mazis, M. B. Antipollution measures and psychological reactance theory: A field experiment // Journal of Personality and Social Psychology. - 1975. - № 31 (4) - P. 654-660.

6. Перекальски, Д. Бизнес - это страсть. Идем вперед! 35 принципов от топ-менеджера Оzоn.ru. - М.: Эксмо, 2018. - С. 114-116.

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет), (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет), (г. Нижний Новгород); студент Сульдина Валерия Вячеславовна

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет), (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте. Обсуждается проблема постановки данного вопроса именно в этот возрастной период. Раскрываются понятия смысложизненных ориентаций, смысла жизни, терминальных и инструментальных ценностей. Авторы приводят данные собственного исследования, которое позволило выявить особенности смысложизненных ориентаций старших подростков. Изучались такие компоненты как, отношение к понятию «смысл жизни», уровень сформированности и содержание смысложизненных и ценностных ориентаций. Результаты исследования показали, что специфика смысложизненных ориентаций старших подростков заключается в неоднородности и противоречивости разных показателей. Выявлены учащиеся, у которых высокий и средний уровень показателей по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, но при этом, низкий уровень сформированности терминальных ценностей «ответственность» и «образованность». Большинство подростков смысл жизни связывают с самореализацией, частично управляют своей жизнью, частично, то есть не в полной мере, осмысляют события своей прошлой, настоящей и будущей жизни. Поэтому старшие подростки нуждаются в развитии смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, смысл жизни, терминальные и инструментальные ценности.

Annоtation. The article is devoted to the study of smyslozhiznennyh attitudes in adolescence. Discusses the performances of this issue precisely in this age period. Smyslozhiznennyh concepts, attitudes are revealed the meaning of life, Terminal and instrumental values. The authors cite studies of their own data, which revealed the features of the smyslozhiznennyh orientations older teens. Studied components such as attitude to the notion of "meaning of life", the level of articulation and smyslozhiznennyh content and value orientations. The results of the study showed that the specificity of the orientations of the smyslozhiznennyh older teens is heterogeneity and contradictions of different indicators. Identified students who have high and intermediate level indicators on test smyslozhiznennyh orientations D.a. Leontiev, but at the same time, the low level of terminal values of "responsibility" and "education". Most teenagers a sense of life associated with self-realization, partially manage their lives, in part, that is not fully comprehend the events of his past, present and future life. Therefore, older teens need to develop smyslozhiznennyh orientations.

Keywords: smyslozhiznennye orientation, meaning of life, Terminal and instrumental values.

Введение. Наиболее важным и центральным! новообразованием в старшем подростковом возрасте является самоопределение, характеризующееся^ активнымo процессом понимания самого себя, своего места в мире. В связи с этим^ принципиально значимым, является изучение и развитие смысложизненных ориентаций старших подростков, поскольку будущее общества неразрывно связано с молодежью и теми изменениями, которые происходят сейчас в духовно-нравственнойo сфере.

Исследователи различныхо направлений указывают на то, что тема смысла жизни в старшемо школьном возрасте должна стать приоритетнойо во всех отношениях. Проблеме смысложизненных ориентаций посвящены труды В.Г. Алексеевой, С.И. Григорьева, Е.И. Головахи, А.А. Козлова, И.С. Кона,

B.Т. Лисовского и др.

Теоретические основы формирования смысложизненных ориентаций как важного условия жизнедеятельности представлены в трудах зарубежных и отечественных философов Г. Гегеля, И. Канта,

C. Франка, Э. Фромма, психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.В. Столина, В.Э. Чудновского и др.

Однимо из сенситивныхо периодов в развитии смысложизненных ориентаций является старшийо подростковый возраст. Старший подросток стремится понять себяо и свои возможности наряду с пониманиемо своего назначения в мире. В это время формируется и Я-концепция, а значит, закладываются основы жизненного сценария [3, с. 121].

Согласно взглядам И.Ю. Истошина, Ш.А. Надирашвиди, именно в старшем подростковом, а не в более раннем возрасте, формируются ценностные ориентации. По мнению авторов, наличие главного условия их формирования - достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения [7, с. 149].

Занимаясь исследованием смысложизненныхо ориентаций школьников, З.К. Голышева пришла к выводу, что широкая вариативность сформулированного смысла жизни, его слабая иерархизация и дифференциация ситуативных целей свидетельствует об инфантилизме старшеклассников, надежде на поддержку родителей, друзей, неготовность к самостоятельной жизни. Автор считает, что происходит расхождение «желаемого» и «возможного» - около 46,8% учащихся считают препятствием к достижению цели отсутствие денег у их родителей [5, с. 214].

Таким образом, к подростковому возрасту создаются предпосылки для проявления психологического новообразованияо - смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдаленным будущим [4, с. 125].

оВыделяя у человека личностную способность к осознанию смысла жизни как центральную, Д.А. Леонтьев говорит о составляющих смысла жизни на двух уровнях:

1) смысложизненные ориентации - цели в жизни (переживание индивидом онтологической значимости жизни), эмоциональная насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией;

2) локус контроля - (интернальный), отражающий уверенность в способности влиять на ход собственной жизни, самостоятельно осуществлять жизненный выбор. Смысложизненные ориентации «соотносятся с тремя составляющими жизнедеятельности и временными ориентациями жизни: целью (будущим), процессом (настоящим), результатом (прошлым). Цель подразумевает «цели жизни» в определенной системе ценностей, процесс - эмоциональная насыщенность жизни; результат -«удовлетворенность самореализацией» [6, с. 158].

Наиболее полно проблема ценностей и ценностных ориентаций представлена в трудах М. Рокича [1, с. 174].

В исследованиях М. Рокича под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуаций, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [1, с. 176].

М. Рокич определяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности -это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные ценности - это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях [2, с. 124].

оОгромный в разработку вопроса смысла жизни внес научно- исследовательский коллектив под руководством В.Э. Чудновского. В проведенных учеными исследованиях исходным стало понимание феномена смысла жизни как особого психического образования, имеющего свою специфику возникновения, свои этапы становления, которое, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека [9, с. 246]

Резюмируя результаты исследований М.Аргайл, О.С.Васильевой, Е.А. Демченко, И.А. Джидарьян, И.С. Клециной, исследователи Л.Э. Семёнова, Т.А. Серебрякова, В.Э. Семёнова отмечают, что можно говорить о том, что счастливый человек - это, в первую очередь, тот, кто имеет круг значимых для него деловых и личностных контактов, занимает активную жизненную позицию при наличии четких целей и ориентиров, обладает высокой самооценкой и возможностью удовлетворять широкий спектр своих потребностей [8, с. 4]. Основу данных образований, составляет, на наш взгляд, осознание и понимание своих смысложизненных ориентаций, начиная со старшего подросткового возраста.

Цель.

Целью исследования явилось изучение смысложизненнныхо ориентаций старших подростков.

Объект исследования: ценностная смысловая сфера подростков.

Предмет исследования: смысложизненныео ориентации старших подростков.

Гипотеза: смысложизненные ориентации в старшем подростковом возрасте будут характеризоваться неоднородностью и противоречивостью.

Методы исследования: эмпирические (констатирующий эксперимент, беседа); психодиагностическиео (анкета «о смысле жизни» В.Э. Чудновского, тест смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьева; методика ценностные ориентации М. Рокича).

Исследование проводилось в 2018году в Гимназии №2 города Нижнего Новгорода. В экспериментальном исследовании участвовал 10 класс, численностью 26 человек. Возраст испытуемых 17-18 лет. Из них 9 мальчиков и 17 девочек.

Результаты исследования и их обсуждение. Характеристика выборки. Психологический климат в коллективе дружелюбный. В классе много активныхо детей с задаткамио лидеров, они признаныо одноклассниками и являются командирами групп, на которые разбит весь класс. Группы формировались на добровольнойо основе по интересам обучающихся. В целом класс активено и подростки успешно принимают участие во всех школьных мероприятиях: конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, концертах и проявляют высокую заинтересованность в успехе.

Среди подростков класса сложилисьо хорошие доброжелательные отношения, в коллективе развиты взаимопонимание и взаимопомощь.

Взрослые активно участвуюто в жизни группы, сами предлагают свою помощь, не отказываютсяо от выполнения просьб учителя. Участвуют с детьми в различных овыставках, участвуюто в подготовке мероприятий.

На уроках дети активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Большинство детей стремятсяо получить новые знания.

Внимание учащихсяо на уроке и при выполнениио домашних заданий устойчивое. В основном у детей смешанныйо тип внимания.

Обучающиесяо становятсяо самостоятельнымио, сами выбирают, как им поступать в определенных ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе.

Ребята творчески подходят к решению любых вопросов, каждый раз стараясь внести что-то свое, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению изобретательности, выдумки.

Приведем результаты констатирующего эксперимента.

Для добровольного заполненияо всем подросткам предлагалась анкета, разработанная В.Э. Чудновским. Анкета позволила исследовать особенности пониманияо ребятами понятия смысла жизни, отношения к его изменению. Испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов. Понятие «смысл жизни» абсолютное большинство испытуемых рассматривает, как главная жизненная цель. Свой личностный смысл подростки видят в достижении своих целей, но при этом 11% (3 чел.) не сделали свой окончательный выбор в отношении своей будущей профессии. Остальные ребята, хоть и сомневаются, но все же выбор свой сделали.

По мнению всех испытуемых, наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе. На вопрос, чего в жизни больше, смысла или бессмыслицы, испытуемые отвечают следующим образом. Больше смысла, чем бессмыслицы, потому что, жизнь прекрасна - отвечает 15% (4 чел.) испытуемых. Большинство испытуемых 77%(20 чел.) считает, что больше смысла, чем бессмыслицы, если человек сможет себя реализовать. Остальная часть респондентов 8% (2 чел.) затрудняется ответить. Существенную роль в становлении смысла жизни, по мнению старшеклассников, играет пример родителей. Этот фактор оказался на первом месте у всех обследуемых. Общение с педагогами стоит на втором и третьем месте. На последнемо оказались средства массовой информации. На вопрос о том, какие дисциплины влияют на формирование смысла жизни, испытуемые назвали литературу. По мнению испытуемых, дискуссии, проводимые на уроке формируют мировоззрение, а, следовательно, и смысл жизни.

Анализ результатов исследования уровня сформированности смысложизненных ориентаций по тесту «СЖО» Д.А. Леонтьева показал, что высокий уровень наличия целей в жизни имеют 35% (9 чел.) школьников, средний уровень 54% (14 чел.) и низкий 11 % (3 чел.).

Показатель шкалы «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как эмоционально- насыщенный. У 27% (7 чел.) испытуемых выявлен высокий уровень, средний уровень имеют 69% (18 чел.), 4% (1 чел.) не удовлетворенью своей жизнью в настоящем. оПоказатель шкалы «результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. У 38% (10 чел.) испытуемых выявлен высокий уровень удовлетворенностью самореализацией, средний уровень имеют 58% ( 15 чел.), низкий 4% (1 чел.).

Высокие оценки 42%, (11чел.) и средние 46% (12 чел.) у большинства подростков по фактору Локус контроля «Я» показывают, что сформированоо понимание того, что ответственность за свои успехио и неудачи, необходимо брать на себя, обусловливаяо их собственными способностямио и возможностями. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни характерна для 12% (3 чел) испытуемых.

Среди полученных данных по шкале «управляемость жизни» высокие баллы имеют 23% (6чел.), средние 65% (17чел.), низкие 12% (3 чел.) испытуемых.

Общий показатель осмысленности жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Анализ результатов показал, что высокие баллы по данной шкале имеют 31% (8 чел.), средние 54% (14 чел.), низкие 15% (4 чел.) испытуемых.

На констатирующемо этапе эксперимента использовалась методика изучения ценностных ориентаций (шкала М. Рокича). Подросткам было предложено проранжировать два списка ценностей по степени жизненной важности для каждого из них. Изучались ценности терминальные и инструментальные. Каждой ценности, учитывая ранг значимости, присвоен балл, представляющий собой обратное числовое значение.

Терминальные ценности. В ценностях-целях первые три места занимают «счастливая семейная жизнь» 53% (14 чел.), «здоровье» 46% (12 чел.), «активная деятельностная жизнь» 31% (8 чел.). Счастливая семейная жизнь как ценность занимает первое место. Ценности наименьшего предпочтения - «красота природы и искусства» 62% (16 чел.), «развлечения»50%(13чел.),«продуктивнаяжизнь»27%(7 чел.), «познание» 19% (5 чел.).

Инструментальные ценности. Как свидетельствуют полученные данные, первые ранговые места получили такие качества, как «честность»58 % (15 чел.), «воспитанность» 38% (10 чел.), «твердая воля»31 % (8 чел.), «независимость» 27% (7 чел.), «жизнерадостность» 19%(5 чел.) Среди отвергаемых ценностей отметим несколько ценностей- средств, которые имеют разный процент отвержения. К ним относятся «непримиримость к недостаткам в себе и других» 65% (17 чел.), «высокие запросы» 58% (15 чел.), «исполнительность» 23% (6 чел.), «терпимость» 19%(5 чел.), «широта взглядов» 12% (3 чел.).

Выводы. Результаты диагностики смысложизненных ориентаций у старших подростков на констатирующем этапе свидетельствуют о высоком, среднем и низком уровне их развития. Большинство подростков смысл жизни связывают с самореализацией, частично управляют своей жизнью, частично, то есть не в полной мере, осмысляют события своей прошлой, настоящей и будущей жизни. Среди терминальных ценностей преобладают ценности счастливой семейной жизни и здоровья, среди инструментальных -честность. Данные показатели отражают такую особенность возраста, как юношеский максимализм. Выявлены учащиеся, у которых высокий и средний уровень показателей по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, но при этом, низкий уровень сформированности терминальных ценностей «ответственность» и «образованность». Это подтверждает нашу гипотезу, что смысложизненные ориентации в старшем подростковом возрасте будут характеризоваться неоднородностью и противоречивостью. Поэтому

в формирующем эксперименте, результаты которого изложены в следующей статье, участвовали также все испытуемые, в составе 26 человек. Исследование гендерныхо особенностей смысложизненныхо ориентаций не входило в задачи экспериментальногоо исследования.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. М.: Наука, 1978. 312 с.

2. Бражникова, А.Н. Еще раз о профессии «психолог» // Психология и школа. 2004. №4. С. 31-35.

3. Епимахина Ю. В. Развитие личностной рефлексии как фактор формирования смысложизненных ориентаций в старшем школьном возрасте: диссертация кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2008. - 213 с.

4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе.М.: Институт психологии РАН, 2006. 334 с.

5. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 400 с.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2005. - 304 с.

7. Надирашвили Ш.А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопр.психологии. 2006. - №3. - С. 32-39.

8. Семёнова Л.Э., Серебрякова Т.А., Семёнова В.Э. Гендерная специфика смыслового значения счастья в представлениях людей разных возрастов // Вестник Мининского Университета. - 2017. - № 4. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/703/632

9. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.