Научная статья на тему 'Проблема развития смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте'

Проблема развития смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
715
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / OLDER ADOLESCENCE / MEANINGFUL LIFE ORIENTATIONS / VALUE-SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Сулимова Ирина Дмитриевна, Терехина Анастасия Евгеньевна

Статья посвящена проблеме создания условий для становления смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте. Охарактеризована актуальность развития смысложизненных ориентаций у старших подростков. Рассматриваются психологические особенности старших подростков, благодаря которым данный возраст является сензитивным периодом для осуществления психолого-педагогического воздействия, направленного на развитие смысложизненных ориентаций. Определено содержание программы развития смысложизненных ориентаций как сложных социально-психологических образований, которые порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта. Оно включает четыре блока: диагностический, теоретический, формирующий, аналитический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF MEANS OF LIFE ORIENTATION IN SENIOR ADOLESCENT AGE

The article is devoted to the problem of creating conditions for the formation of life-meaning orientations in older adolescence. The urgency of the development of life-meaning orientations in older adolescents is characterized. We consider the psychological characteristics of older adolescents, due to which this age is a sensitive period for the implementation of psychological and pedagogical influence aimed at the development of meaningful life orientations. The content of the program for the development of life-meaning orientations as complex socio-psychological formations, which are generated by real meaningful life relationships of the subject, has been determined. It includes four blocks: diagnostic, theoretical, formative, analytical.

Текст научной работы на тему «Проблема развития смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте»

образования -самореализация как способ формирования профессионального будущего и психологическое образование как поддерживающее образовательное пространство; на этапе адаптации - супервизия как осознание собственного опыта; на стадии профессионализации -профессиональное самосохранение.

Психологическое сопровождение студентов-психологов способствует созданию позитивного жизненного настроя, готовности к профессиональному саморазвитию, уверенности в успешности профессиональной карьеры, культуры дивергентного мышления. Анализ проблемы профессионального развития показал, что данный процесс неэффективен без сохранения целостности личности, нормального функционирования человека, его психического здоровья Профессиональное самосохранение рассматривается нами как способность студента-психолога применять копинг-стратегии в стрессовой социально-профессиональной ситуации, эффективно актуализировать личностные и профессиональные ресурсы в стрессовых ситуациях.

Направления психологического сопровождения студентов-психологов дифференцируются нами по направлениям учебно-профессиональной деятельности - обучение и воспитание. В процессе обучения психологическое сопровождение нацелено на решение проблем социальной адаптации к системе высшего образования, формирование и развитие дивергентного мышления, а также научно-исследовательской деятельности.

Выводы. В процессе воспитания и учебно-профессиональной деятельности психологическое сопровождение способствует формированию у студентов-психологов уверенности в перспективах профессионального образования, готовности к преодолению субъективных и объективных трудностей, способности принять ответственность за своё профессиональное будущее.

Рассмотренные социально-психологические особенности развития личности студента-психолога, его профессионализации и их динамика в процессе учебно-профессиональной деятельности могут стать базовыми для разработки специального методического инструментария при проведении профориентации с абитуриентами факультета психологии, прогноза успешности профессионального обучения и разработки рабочих программ дисциплин, составления психограммы и профессиограммы специалиста-психолога.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»).

2. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности. - М.: 2005.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения - Академиа. — 2012. — 304 с.

4. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания [Текст] / Т. В. Кудрявцев. -М., 1986.

5. Левитан К.М. Педагогическая деонтология — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 272 с.

6. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014. — 376 с.

Психология

УДК 159.922. 6

кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); студент Сулимова Ирина Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); студент Терехина Анастасия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме создания условий для становления смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте. Охарактеризована актуальность развития смысложизненных ориентаций у старших подростков. Рассматриваются психологические особенности старших подростков, благодаря которым данный возраст является сензитивным периодом для осуществления психолого-педагогического воздействия, направленного на развитие смысложизненных ориентаций. Определено содержание программы развития смысложизненных ориентаций как сложных социально-психологических образований, которые порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта. Оно включает четыре блока: диагностический, теоретический, формирующий, аналитический.

Ключевые слова: старший подростковый возраст, смысложизненные ориентации, ценностно-смысловая сфера личности.

Annotation. The article is devoted to the problem of creating conditions for the formation of life-meaning orientations in older adolescence. The urgency of the development of life-meaning orientations in older adolescents is characterized. We consider the psychological characteristics of older adolescents, due to which this age is a sensitive period for the implementation of psychological and pedagogical influence aimed at the development of meaningful life orientations. The content of the program for the development of life-meaning orientations as complex socio-psychological formations, which are generated by real meaningful life relationships of the subject, has been determined. It includes four blocks: diagnostic, theoretical, formative, analytical.

Keywords: older adolescence, meaningful life orientations, value-semantic sphere of personality.

Введение. Социально-экономические изменения, происходящие в России, обуславливают смену жизненных ориентиров и ценностей, оказывают влияние на формирование мировоззрения подростков. Старший подростковый возраст является периодом формирования нравственного сознания, ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Процесс самоопределения, занимающий центральное место в развитии старшего подростка, детерминирован особенностями их личности, среди которых особое место занимает ценностно-смысловая сфера. В связи с этим принципиально значимым, является изучение и развитие смысложизненных ориентаций старших подростков, выступающих ориентирами при создании ими образа своего будущего.

Проблеме смысложизненных ориентаций посвящены труды Д.А.Леонтьева, В.Г.Алексеевой, С.И. Григорьева, Е.И. Головахи, И.С. Кона, В.Т.Лисовского и др. Авторы подчеркивают значимость целенаправленного формирования смысложизненных ориентаций для гармоничного развития личности.

Формулировка цели статьи. Целью исследования является психолого-педагогическое обоснование программы развития смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте.

Изложение основного материала статьи. Проблема смысла жизни изучается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда, который указывает, что данный вопрос вообще не может быть решен удовлетворительно и более правильной является постановка «менее претенциозного» вопроса о смысле и целях жизни людей [16]. А.Адлер считает, что человек обнаруживает смысл в обосновании собственного бытия [1]. Одной из главных идей К. Юнга является мысль о необходимости понимания исторических обстоятельств и реальных переживаний, в которых порождался данный смысл [18]. К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др. смысл и цель человеческой жизни видят в самоактуализации человека, реализации всех его способностей, возможностей.

В отечественной психологической традиции, в работах Л.С. Выготского, смысл жизни рассматривался как элемент структуры сознания как «динамическая смысловая система», «смысловое поле», «смыслообразование». А.Н. Леонтьев полагал, «развитие смыслов» - это продукт развития мотивов деятельности, которое определяется развитием реальных отношений человека к миру, обусловленных объективно- историческими условиями его жизни [11]. Д.А. Леонтьев определяет три аспекта рассмотрения смысла: структурный, генетический и функциональный. Структурный аспект подразумевает изучение места личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности. Генетический анализ показывает представление о порождении, формировании и изменении смысла. Функциональный аспект отражает представление о месте и роли смысла в деятельности и среди других психических процессов [8, 9, 10].

Д.А. Леонтьев определяет составляющие смысла жизни на двух уровнях: смысложизненные ориентации - цели в жизни (переживание индивидом онтологической значимости жизни), эмоциональная насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией; локус контроля, отражающий уверенность в способности влиять на ход собственной жизни, самостоятельно осуществлять жизненный выбор [8].

Смысложизненные ориентации «соотносятся с тремя составляющими жизнедеятельности и временными ориентациями жизни: целью - «цели жизни» в определенной системе ценностей; процессом, дающим эмоциональную насыщенность жизни, и результатом, дающим «удовлетворенность самореализацией» [8]. Для М. Рокич аналогом являются ценностные ориентации - «абстрактные идеи, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [13]. Согласно И.Ю. Истошина, Ш.А.Надирашвиди, ценностные ориентации формируются именно в старшем подростковом, а не в более раннем возрасте. Главное условие их формирования - высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения [12].

Огромный вклад в разработку вопроса смысла жизни внес научно- исследовательский коллектив под руководством В.Э. Чудновского. В исследованиях исходным стало понимание феномена смысла жизни как особого психического образования, имеющего специфику возникновения, этапы становления, которое может существенно влиять на жизнь человека [17].

Таким образом, проблема развития смысложизненных ориентаций долгие годы является одной из актуальных психолого-педагогических проблем.

Развитие ценностных ориентаций как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, в этот период формируется высший механизм целеполагания, который выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью «осуществить самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование» [15]. Внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают в этот период самодостаточность и особую ценность. Формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, основанной на логике свободного выбора, характерной для зрелой личности.

Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия человека с миром. В подростковый период отношения со сверстниками представляет большую ценность. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у подростков высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении подростков и в выборе социально значимых образцов для подражания [7].

Не смотря на то, что значительная часть старшеклассников пока еще не осознает свою жизненную позицию, не может определить своего личного отношения к ценностям окружающего мира, тем не менее, к старшему подростковому возрасту создаются предпосылки для проявления психологического новообразования - смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдаленным будущим [там же].

Для разработки психолого-педагогической программы развития смысложизненных ориентаций старших подростков основополагающим является определение Д.А. Леонтьева: смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, являясь релевантными по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей - ценностей. Этот постулат

определяет необходимость применения преимущественно групповых форм работы по развитию ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте [9, 10].

Одним из принципов модели развития смысложизненных ориентаций у старших подростков является абстрагирование, а сама модель выступает в качестве средства движения познания от начальных, абстрактных образов к более конкретному, полному воспроизведению действительности в сознании, и от конкретной действительности к абстрактному отображению [3]. Это положение влияет на выбор методов работы, среди которых главное место должно принадлежать диалогу, полилогу, дискуссии и т.д.

Диалогические методы обсуждения и разрешения спорных вопросов в настоящее время являются одним из важнейших в образовательной деятельности. Целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины стимулирует инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. Второе направление в выборе методов работы - психотехнические упражнения и приемы, направленные на развитие самосознания, понимание и проживание участниками целей и ценностей.

К группе основных при организации групповой работы со старшими подростками по развитию смысложизненных ориентаций мы относим также методы и технологии перспективного планирования, которая может быть представлена в формате «дерева целей» (В.И. Долгова). Дерево целей - граф, схема, отражающая структуру многошагового процесса достижения генеральной цели. Ветви дерева отображают различные задачи, а узлы - состояния, результаты, которые достигаются в результате решения задач [6]. При этом в качестве генеральной цели может выступать реальная цель образа будущего, которая получает развитие в процессе обсуждения на занятии.

В ходе реализации программы необходимо сочетание групповых форм работы с индивидуальными (беседы, психологические консультации), включая индивидуальную работу с родителями учащихся.

Разработанная модель развития смысложизненных ориентаций у старших подростков состоит из четырех блоков:

1. Диагностический. Применение психодиагностического инструментария для организации самообследования и самоанализа основных показателей развития смысложизненных ориентаций, в ходе которого создаются условия для повышения уровня осознанности процесса участниками программы). Самодиагностика позволяет выявить учеников с низким уровнем сформированности смысложизненных ориентаций, отсутствием плана личного и профессионального развития.

2. Теоретический. Позволяет повысить уровень компетентности участников в ходе анализа и обсуждения значения смысложизненных ориентаций на этапе взросления.

3. Развивающий (формирующий). Организация дискуссионного клуба или группы встреч. Целесообразно использовать для организации дискуссий содержание художественных фильмов и литературных произведений. В результате обсуждения проблем и выборов их героев складываются условия для выстраивания участниками проекции собственных жизненных ситуаций и получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т.е. формирования основы построения собственной деятельности по планированию и достижению целей своего будущего.

4. Аналитический. Проведение повторной самодиагностики уровня сформированности смысложизненных ориентаций у старших подростков, обсуждение динамики их развития, выстраивание индивидуального плана саморазвития.

Выводы:

1. Проблема поиска смысла жизни и становления смысложизненных ориентаций является неотъемлемой составляющей становления личности. В старшем подростковом возрасте начинает формироваться устойчивая система ценностей и смыслов, посредством становления которой появляется направленность в будущее.

2. Старший подростковый возраст является сензитивным периодом для осуществления психолого-педагогического воздействия, направленного на развитие смысложизненных ориентаций.

3. Смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта, чем определяется выбор преимущественно групповых форм развивающей работы со старшими подростками.

4. В модели развития смысложизненных ориентаций может быть можно выделить четыре блока: диагностический, теоретический, формирующий, аналитический. Следующей задачей является реализация и проверка эффективности психолого-педагогической программы развития смысложизненных ориентаций у старших подростков.

Литература:

1. Адлер, А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2011. 256 с.

2. Аркаева Н.И. Системный анализ формирования смысложизненных ориентаций студентов-психологов / Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. 2011. 4. С. 277-279.

3. Аркаева Н.И. Ценностные ориентации студентов-психологов: теоретический анализ и итоги экспериментального исследования / Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. 2011. 3. - С. 247-249.

4. Вайзер, Г.А. Психологические аспекты смысла жизни и «акме» // Вопросы психологии. 2003. №4. 110-114 с.

5. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев.: изд-во «Наукова думка», 2007. 225 с.

6. Долгова, В.И., Шаяхметова В.К. Инвариантность профессионально важных качеств: Монография. Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. 315 с.

7. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. 334 с.

8. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций - М.: СМЫСЛ, 1992.

9. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности - М.: Смысл, 1999.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2005. -304 с.

12. Надирашвили Ш.А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопр.психологии. 2006. - №3. - С. 32-39.

13. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. - 1973. - №5. -С. 20-28.

14. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций. Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 с.

15. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

16. Фрейд. З. «Я» и «Оно» // Тр. разных лет. - Тблилиси, 1991. 154 с.

17. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 768 с.

18. Юнг. К.Г.Аналитическая психология. Тавистонские лекции. - Спб.: Азбука-классика, 2007. 240 с.

Психология

УДК: 159.9.075

ассистент кафедры глубинной психологии и психотерапии Червяковская Олеся Михайловна

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); магистрант кафедры глубинной психологии и психотерапии Езин Владислав Сергеевич

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКОГО И КРЫМСКО-ТАТАРСКОГО ЭТНОСА

Аннотация. Статья посвящена описанию семиотического преставления о супружеских отношениях у представителей славянского и крымско-татарского этноса. Были проанализированы последние публикации, посвященные семье, анализу представлений о семье. В работе было описано эмпирическое исследование, которое было проведено на базе Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в 2016-2018 году.

Ключевые слова: семиотика, семья, этнос, супружеские отношения, семиотические представления о супружеских отношениях, функции семьи, мотивы вступления в брак.

Annotation. The article is devoted to the description of the semiotic exposition on marital relations among representatives of the Slavic and Crimean-Tatar ethnos. The last publications devoted to the family, the analysis of ideas about the family were analyzed. The paper described an empirical study, which was conducted based on the Crimean Federal University V.I. Vernadsky in 2016-2018 year.

Keywords: semiotics, family, ethnos, marital relations, semiotic concepts of marital relations, family functions, motives for marriage.

Введение. Крым является одним из мультирелигиозных и мультикультурных субъектов Российской Федерации, что позволяет психологам исследовать семиотическую наполненность различных психологических феноменов, характерных для представителей населяющих его этносов. Данная работа посвящена сравнительному анализу семиотического содержания понятия семьи у представителей славянского и крымско-татарского этноса, что обладает несомненной актуальностью, обусловленной существованием в современном обществе таких проблем в области семейных отношений, как: рост числа разводов, неполных семей, гражданских и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д, что так же характерно для представителей данных этнических групп.

В современном мире информационных технологий большую роль играет не только реальное представление о супружеских отношениях, которые ретранслируются нам нашими старшими родственниками, но и задается содержанием виртуальных средств ретрансляции информации, их смысловой наполненностью.

Целью нашего исследования, отраженного в данной статье, является описание семиотического преставления о супружеских отношениях у представителей славянского и крымско-татарского этноса.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе наблюдается значительные изменения института семейных отношений, которые обусловлены различными социально-экономическими преобразованиями, а также изменениями в восприятии «Я».

А. Г. Харчев писала, что семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью [8, с. 81].

Семья - это ячейка общества или малая социальная группа, которая базируется на союзе и отношениях супругов, родственных связях между родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками. Браком же является некая форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которая утверждается и регламентируется социумом. Брак регулирует права и обязанности супругов относительно друг друга и детей, а также является гарантом законности отношений мужчины и женщины.

Следует отметить, что брак является традиционным способом создания семьи и внешнего контроля за ней, а также одним из средств самосохранения и развития социума. Организовать продуктивную, совместную деятельность супругов с целью удовлетворения их материальных, духовных и сексуальных потребностей -основная задача брака. Однако мы должны отметить, что брак — это юридическое понятие.

Под семьей же, мы понимаем социальное объединение людей, связанных бытом и моральной ответственностью, занимающихся общей деятельностью и воспроизводством детей. В рамках семьи происходит становление и развитие личности индивида, принятие социальных ролей, которое играет важную роль в процессе социализации ребенка.

Л.Б. Шнейдер считает семейные и брачные отношения сложными для изучения и связывает это с:

• трудностями в разработке и введении в работу методического инструментария, который бы сводил к минимуму вред, нанесенный респондентам и их семейным отношениям;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.