' Научный сетевой журнал
" МЕШиИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ I В РШССИИ
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Малыгин В.Л.1, Меркурьева Ю.А. 2, Искандирова А.Б. 3, Пахтусова Е.Е. 4, Прокофьева А.В. 5
1 Малыгин Владимир Леонидович
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, 20/1, Москва, 127473, Российская Федерация. Тел.: 8 (495) 681-65-13. E-mail: malyginvl@yandex.ru
2 Меркурьева Юлия Александровна
преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, 20/1, Москва, 127473, Российская Федерация. Тел.: 8 (495) 681-65-13. E-mail: juliamerkurieva@gmail. com
3 Искандирова Арина Байсункаровна
кандидат медицинских наук, доцент, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, 20/1, Москва, 127473, Российская Федерация. Тел.: 8 (495) 681-65-13.
E-mail: Arisha21@rambler.ru
4
Пахтусова Елена Евгеньевна
старший преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, 20/1, Москва, 127473, Российская Федерация. Тел.: 8 (495) 681-65-13. E-mail: lin22@rambler.ru
5 Прокофьева Анна Вячеславовна
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, 20/1, Москва, 127473, Российская Федерация. Тел.: 8 (495) 681-65-13.
Аннотация. Цель исследования заключалась в выявлении ценностных ориентаций и смыслов подростков с интернет-зависимым поведением. Материалы и методы: Шкала интернет-зависимости Чен (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова; Тест «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) (СЖО); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Обследовано 190 учащихся 9—11 классов средних общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет. В экспериментальную группу вошли 21 испытуемый (средний возраст 16,5 лет), с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения. В контрольную группу вошел 21 испытуемый (средний возраст 16 лет) — условно здоровые подростки с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения. Результаты исследования: полученные данные свидетельствуют о том, что интернет-зависимые подростки характеризуются гедонистической установкой, относящейся к сегодняшнему дню, при этом будучи разочарованными в результативностью прошлого периода жизни. У них имеется явное противоречие между представлением о себе, как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха и делегированием ответственности за свои достижения, а также насыщенность жизни внешним факторам. Необходимо отметить наличие противоречия между ценностью счастливой семейной жизни и любви и более низкую ценность друзей, а также отсутствие подходящих для реализации этих целей инструментальных ценностей. Ценностные ориентации подростков с интернет-зависимостью
характеризуются декларативностью и социальной желательностью. Чем более выражены симптомы интернет-зависимости у подростков, тем ниже у них ощущение наполненности жизни и удовлетворенность от ее протекания и самореализации.
Ключевые слова: подростки; интернет-зависимость; смысложизненные ориентации; ценностные ориентации.
УДК 316.628-053.7
Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5-2008
Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В.Л. Малыгин, Ю.А. Меркурьева, А.Б. Искандирова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 4(33). - C. 9 [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Поступила в редакцию: 01.06.2015 Прошла рецензирование: 17.06.2015 Опубликована: 05.07.2015
Актуальность
В последние годы Интернет вошел в жизнь, пожалуй, каждого подростка, при этом, однако, не только давая дополнительные возможности, но и способствуя реализации аддиктивных тенденций. Влияние информационных технологий на развитие личности не может однозначно оцениваться как положительное или отрицательное, но, несомненно, это влияние является глубоким и системным. Несформированная личность детей и подростков более всего подвержена влиянию этого нового информационного пространства. Неконтролируемое использование компьютера, гаджетов и Интернета нередко способствует возникновению различного рода техногенных зависимостей, в частности интернет-зависимости, что, в свою очередь, приводит к возникновению социальной дезадаптации [3; 5]. Особое значение в формировании интернет-аддикций имеют индивидуально-психологические свойства, а также особенности воспитания и семейных отношений [5; 10; 12; 14; 15; 16; 17; 20; 22; 23]. В частности, отмечается, что особенности семейного воспитания интернет-аддиктов характеризуются противоречивостью, непоследовательностью и низким уровнем близости членов семьи [10], выявлены достоверные положительные корреляции низкого уровня функционирования семьи с интернет-аддикцией в подростковом возрасте, а также такие черты характера подростка с интернет-аддикцией, как сниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, трудность самоконтроля как над своим поведением, так и над своими эмоциями, склонность к аффективному реагированию, общей личностной фрустрированности, недостаточная развитость эмоционального и социального интеллекта, определяющие, по сути, психологический инфантилизм. Все это имеет непосредственное влияние на формирование интернет-аддикции [12]. Особенности семейного воспитания, отдельные характерологические черты, способность к социальному взаимодействию оказывают определенное влияние на формирование ценностно-смысловой сферы подростка. В свою очередь, интернет-пространство, обладающее явными аддиктогенными свойствами, также оказывает влияние на образование ценностных ориентаций.
Старший школьный возраст является наиболее сензитивным для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности [9; 13]. Именно в этом возрасте складывается новая социальная ситуация развития, происходит осваивание области моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения в группе [8]. Избыток информации, иногда очень противоречивой, препятствует критическому суждению и не даёт возможности самоопределения [1]. Ценностная система на данном этапе еще неустойчивая и гибкая, но уже начинает в полной мере определять поведение подростка [2; 11]. С одной стороны, такие особенности, присущие подростковому периоду, как эмоциональная неустойчивость, незрелость личности, проблемы социальной адаптации, неизбежно будут подталкивать его к бегству в безопасное виртуальное пространство [19]. С другой стороны, использование
Интернета будет значительно влиять на дальнейшее формирование его ценностной сферы [7]. Изучение особенностей ценностных ориентаций интернет-зависимых подростков позволит расширить представление о феномене интернет-зависимости, поможет выяснить особенности ее формирования и, несомненно, будет полезным для разработки психокоррекционных программ для преодоления интернет-зависимости.
Цель исследования: изучение особенностей ценностно-смысловой сферы у подростков с интернет-зависимым поведением.
Объект исследования: подростки с интернет-зависимым поведением.
Предмет исследования: ценностно-смысловая сфера подростков с интернет-зависимым поведением.
Материалы и методы
Для достижения цели исследования были использованы следующие методики: «Шкала интернет-зависимости Чен» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова; тест «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) (СЖО); методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Обследовано 190 учащихся 9—11 классов средних общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет. Далее, по результатам «Шкалы интернет-зависимости Чен», анкетирования и клинической беседы, данная группа была поделена на две: 1 — экспериментальная, 2 — контрольная.
В экспериментальную группу вошел 21 испытуемый (средний возраст — 16,5 лет) с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения. Большинство испытуемых увлекаются компьютерными играми, просмотрами фильмов, посещением различных информационных сайтов. Интернетом пользуются более 5 часов в день (среднее время — 7—8 часов). В контрольную группу вошел 21 испытуемый (средний возраст — 16 лет) — условно здоровые подростки с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения. Они используют Интернет менее 3 часов в день (среднее время — 1,5 часа).
Результаты и их обсуждение
Проведенное исследование выявило, что из всех обследованных подростков (n = 190) 11,0% имеют признаки интернет-зависимости, 42,0% злоупотребляют Интернетом, 47, 0% признаков интернет-зависимости не обнаружили (диаграмма 1). Полученные результаты несколько расходятся с полученными нами ранее данными [б], в соответствии с которыми распространенность интернет-зависимости ограничивалась 3,86%. Возможно, рост распространенности интернет-зависимости связан с характеристиками выборки, однако нельзя исключить нарастание распространенности данной формы поведенческой зависимости, что может быть обусловлено расширением доступности Интернета и значительным увеличением предложений различных компьютерных игр и социальных сетей. Характеристика групп, по данным теста Чен, выявила следующее: в группе с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения баллы по различным симптомам распределены следующим образом:
Шкала компульсивных симптомов: 13,5 (стандартное отклонение (SD) — 13,5).
Шкала симптомов отмены: 15,3 (SD — 17,5).
Шкала толерантности: 12 (SD — 11,667).
Шкала внутриличностных проблем: 15,388 (SD — 17,167).
Шкала управления временем: 15,111 (SD — 15,834).
Ключевые симптомы интернет-зависимости: 40,833 (SD — 42,667).
Проблемы, связанные с интернет-зависимостью: 30 (SD — 33).
Общий балл: от 65 и выше.
В контрольной группе испытуемые набрали от 30 до 37 баллов, и это позволяет говорить о том, что у них наблюдается минимальный риск возникновения интернет-зависимого поведения.
Значения показателей по основным шкалам (оценка средних):
Шкала компульсивных симптомов: 6,7 (SD — 7,5).
Шкала симптомов отмены: 7,0 (SD — 7,875).
Шкала толерантности: 5,6 (SD — 6,5).
Шкала внутриличностных проблем: 8,5 (SD — 8,875).
Шкала управления временем: 6,7 (SD — 7,25).
Ключевые симптомы интернет-зависимости: 19,4 (SD — 21,875).
Проблемы, связанные с интернет-зависимостью: 15,3 (SD — 16,125).
Общий балл: от 30 до 37 (SD — от 27 до 42).
Выраженный и устойчивый паттерн ИЗ-поведения (более 65 баллов)
Минимальный риск:
Диаграмма 1. Распространенность интернет-зависимости в выборке
Анализ данных теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) обнаружил, что показатели интернет-зависимых подростков по большинству шкал ниже среднестатистических баллов и достоверно ниже ^ < 0,05 по критерию U Манна — Уитни) показателей испытуемых контрольной группы (диаграмма 2). Значимые различия получены по шкалам «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля — Я», «Локус контроля — жизнь».
Таблица 1
Данные теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева)
Субшкалы теста СЖО Экспериментальная группа Контрольная группа Значение р и Манна — Уитни
Цели в жизни 29,2 31,В 0,317
Процесс жизни 26,9 33,2 0,002
Результативность жизни 22,В 27,1 0,004
Локус контроля - Я 20,1 22,6 0,044
Локус контроля - жизнь 28,9 33,6 0,030
Выраженность различий по данным параметрам иллюстрирует диаграмма 2.
Диаграмма 2. Смысложизненные ориентации в исследуемых группах Примечание: значимые различия отмечены *.
Высокие баллы по шкале «Процесс жизни» и низкие по 3-й и 4-й шкалам характеризуют интернет-зависимых подростков как гедонистов, они стараются получать как можно больше сиюминутных удовольствий, ничего не загадывая на будущее и стараясь не обращать внимания на прошлое. Однако результаты по шкале «Результативность жизни» говорят нам о том, что для этих подростков оценка прошлого оказывается удручающей, они не считают прошлый период жизни осмысленным, результативным, не видят своей самореализации. Соотношение показателей шкал «Локус контроля — жизнь» и «Локус контроля — Я» говорит о том, что интернет-зависимые подростки не уверены в собственных силах и возможности контролировать свою жизнь, но в то же время у них есть убеждение в том, что человек может полностью влиять на все события в своей жизни. Полученные данные позволяют утверждать, что интернет-зависимые подростки характеризуются как люди, живущие сегодняшним или вчерашним днем, при этом у них наблюдаются признаки неудовлетворенности своей жизнью как в настоящем, так и прошлом. Характерно наблюдаемое противоречие между
представлением о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, уверенностью в том, что все действия обязательно приводят к стопроцентному успеху, и одновременно отсутствием реальных планов в достижении целей и ответственности за свои действия (локус контроля — Я), убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, все зависит от судьбы (локус контроля — жизнь). Возможно, это связано со сверхувлечённостью виртуальными играми, в которых волшебным образом можно добиться всего.
По методике «Ценностные ориентации» М. Рокича значимые различия выявлены по ценности «Любовь», которая важнее для интернет-зависимых. Наиболее значимые терминальные ценности в группе ИЗ:
1. Счастливая семейная жизнь.
2. Наличие друзей.
3. Любовь.
4. Здоровье.
5. Развитие.
В контрольной группе:
1. Наличие друзей.
2. Здоровье.
3. Счастливая семейная жизнь.
4. Любовь.
5. Развитие.
Диаграмма 3. Наиболее значимые терминальные ценности
Следует отметить явное противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкой ценностью друзей. Данное противоречие
обусловливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков, что в последующем затрудняет и создание, развитие гармоничных семейных отношений. В свою очередь, высокая ценность семейных отношений может быть связана с неудовлетворенностью интернет-зависимых лиц собственной семьей, как было отмечено нами в более ранних работах [6]. Характерно, что при наличии высокой ценности любви и семейной жизни явно недостаточно инструментальных ценностей для их достижения — наблюдается принижение значимости таких инструментальных ценностей, как честность и образованность (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Наиболее значимые инструментальные ценности
В целом по отношению к ценностным ориентациям можно выдвинуть предположение, что данные результаты отражают общее представление испытуемых экспериментальной группы о социальных ценностях (воспитанность, жизнерадостность, ответственность, самоконтроль), носят декларативный характер и являются проявлением выраженной потребности в социальной желательности, т. к. в реальной жизни интернет-зависимые подростки обнаруживают отсутствие декларируемых ими свойств.
Корреляционный анализ результатов
Результаты, полученные по методике «Шкала интернет-зависимости Чен» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова, и результаты методики на основе теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) (СЖО) были подвергнуты корреляционному анализу, в ходе которого выявлены следующие корреляционные связи (табл. 2).
Таблица 2
Связь между шкалами методики Чен и шкалами «Процесс жизни» и
«Результативность жизни»
Корреляции
Субшкала методики Чен (CIAS) Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля -жизнь
Компул ьсивные Коэффициент корреляции -0,51 Of** -0,432** -0,210
Симптомы отмены Коэффициент корреляции -0,406* -0,319 -0,213
Толерантность Коэффициент корреляции -0,547* * -0,437** -0,283
Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем Коэффициент корреляции -0,410* -0,375* -0,094
Проблемы с управлением временем Коэффициент корреляции -0,450** -0,525** -0,336*
Общий показатель симптомов ИЗ Коэффициент корреляции -0,542** -0,442** -0,309
Симптомы, относящиеся к последствиям ИЗ Коэффициент корреляции -0,374* -0,425** -0,16 6
Общий показатель наличия ИЗ-поведения Коэффициент корреляции -0,495** -0,465** -0,23 8
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя);
** — корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя).
Выявлены корреляции между всеми шкалами методики Чен и процессом (интересом) жизни, а также между всеми шкалами методики Чен (кроме шкалы симптомов отмены) и результативностью жизни; между шкалой управления временем и шкалой «Локус контроля — жизнь». Все выявленные корреляционные связи являются отрицательными. Таким образом, чем более выражены симптомы интернет-зависимости, тем ниже «наполненность жизни» и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше удовлетворенность от самореализации и достижения результатов. Затруднение контроля над управлением своим временем напрямую связано с контролем над своею жизнью.
Корреляционный анализ результатов, полученных по методике «Шкала интернет-зависимости Чен» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова и методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, показал наличие следующей корреляционной связи (табл. 3).
Таблица 3
Связь между шкалами методики Чен и ценностью активной жизни, материальной обеспеченности и наличия хороших друзей
Корреляции
Активная Наличие
деятельная Материальная хороши*
Субшкала методики Чен (CIAS) жизнь обеспеченность друзей
Компул ьсивные Коэффициент корреляции 0,221 -0,125 0,062
Симптомы отмены Коэффициент корреляции 0,222 -0,201 0,186
Толерантность Коэффициент корреляции 0,414* -0,339* 0,174
Внутриличностные Коэффициент 0,178 -0,027 0,202
проблемы и корреляции
проблемы со
здоровьем
Проблемы с Коэффициент 0,305 -0,225 0,405*
управлением корреляции
временем
Общий показатель Коэффициент 0,2В 1 -0,193 0,062
симптомов ИЗ корреляции
Симптомы, Коэффициент 0,23 9 -0,090 0,35В*
относящиеся к корреляции
последствиям ИЗ
Общий показатель Коэффициент 0,2В & -0,154 0,120
наличия корреляции
ИЗ-поведения
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя).
Выявлена корреляция между шкалой толерантности и ценностью активной деятельной жизни. Положительная корреляционная связь нарастания времени, проведенного в Интернете, и ценности активной жизни, возможно, отражает наличие у интернет-зависимых подростков подмены активной жизни в реальности активностью в виртуальной жизни. Характерно, что с ростом симптомов толерантности и, соответственно, увеличением времени, проводимого в Сети, снижается значимость материальных ценностей (г = -0,339). В то же время такие симптомы интернет-зависимости, как конфликты с ближайшим окружением и затруднения контроля времени, положительно коррелируют (г = 0,358 и г = 0,405 соответственно) с ценностью дружеских отношений, что выявляет определенную противоречивость мотивов интернет-зависимого подростка между значимостью виртуального мира и наличием хороших друзей.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что интернет-зависимые подростки не планируют свое будущее, а живут сегодняшним или вчерашним днем, при этом большей частью не удовлетворены своей жизнью как в настоящем, так и в прошлом. У интернет-зависимых подростков имеется явное противоречие между представлением о себе как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха, и делегированием ответственности за свои достижения другим, покорностью судьбе, в которой может «магическим» образом повезти или не повезти. Тем самым они демонстрируют известную склонность к магическому мышлению, столь
характерному для ребенка. Также следует отметить противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкой ценностью друзей, что обусловливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков и затрудняет создание и развитие гармоничных семейных отношений. Наличие высокой ценности любви и семейной жизни недостаточно обеспечено инструментальными ценностями, что препятствует их достижению в будущем и, вероятно, вновь приведет к разочарованию. Чем более выражены симптомы интернет-зависимости у подростков, тем ниже у них ощущение «наполненности жизни» и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше у подростков удовлетворенность от самореализации и достижения результатов.
Литература
1. Астафьева О.Н., Колин К.К., Суконкин В.А. Формирование культурных ценностей общества в условиях развития информационных технологий // Культурное наследие в условиях информационного общества. Коллективная монография. - Челябинск: ЧГАКИ, 2011. - С. 76-90.
2. Видинеева О.В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук / Моск. откр. соц. ун-т. - М., 2003. - 186 с.
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000. - С. 100-131.
4. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
5. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. -Т. 5, № 2. - С. 20-27.
6. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова, Н.С. Хомерики [и др.]. - М.: Изд-во «Мнемозина», 2010. - 136 с.
7. Мирошниченко А.В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости // Российский психологический журнал. - 2010. -Т. 7, № 2. - С. 54-58.
8. Романова Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. -Н.-Новгород, 2012. - 25 с.
9. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.
10. Смирнова Е.А. Особенности семейного воспитания интернет-зависимых подростков // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. II, № 1. - С. 246-252.
11. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук / Моск. гор. псих.-пед. ун-т. - М.: 2004. -С. 175.
12. Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интеренет-зависимым поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2013.
13. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. - 2002. - Т. 22, № 1. - С. 113-117.
14. Caplan S.E., Williams D., Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players // Computers in Human Behavior. - 2009. - Vol. 25(6). - P. 1312-1319.
15. Chiu S.I., Lee J.Z., Huang D.H. Video game addiction in children and teenagers in Taiwan // Cyberpsychology & Behavior. - 2004. - Vol. 7(5). - P. 571-581.
16. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.] // Journal of Nervous and Mental Disease. - 2005. - Vol. 193. - P. 273-277.
17. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction // Adolescent addiction: Epidemiology, assessment and treatment / ed. by C. Essau. - San Diego, CA: Elselvier, 2008. -P. 231-267.
18. Hamburger Y.A., Ben-Artzi E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet // Computers in Human Behaviour. - 2000. - Vol. 16. -P. 441-449.
19. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut, M. Patterson, V. Lundmark [et al.] // Am. Psychol. - 1998. -Vol. 53. - P. 1017-1031.
20. Problem gambling in adolescence: relationships with internet misuse, gaming abuse and emotional intelligence / J.D.A. Parker, R.N. Taylor, J.M. Eastabrook [et al.] // Personality and Individual Differences. - 2008. - Vol. 45. - P. 174-180.
21. Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, Jr. [et al.] // Journal of Affective Disorders. - 2000 January-March. -Vol. 57, № 1-3. - P. 267-272.
22. The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games / S.E. Allison, L. von Wahlde, T. Shockley [et al.] // The American Journal of Psychiatry. - 2006. - Vol. 163(3). - P. 381-385.
23. The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits / E.J. Kim, K. Namkoong, T. Ku [et al.] // European Psychiatry. -2008. - Vol. 23(3). - P. 212-218.
Specific features of value orientations in adolescents with Internet addictive behaviour
Malygin V.L.1, Merkurieva Y.A. 2, Iskandirova A.B. 3, Pakhtusova E.E. 4, Prokofieva A.V. 5
1 Malygin Vladimir Leonidovich
Doctor of Medical Science, Holder of the Chair of Psychological Counseling, Psychocorrection and Psychotherapy; Moscow State Medical and Dental University of A.I. Evdokimov, Delegatskaya st., 20/1, Moscow, 127473, Russian Federation. Phone: 8 (495) 681-65-13. E-mail: malyginvl@yandex.ru
2 Merkurieva Yulia Aleksandrovna
the Chair of Psychological Consultation, Psychocorrection and Psychotherapy; Moscow State Medical and Dental University of A.I. Evdokimov, Delegatskaya st., 20/1, Moscow, 127473, Russian Federation. Phone: 8 (495) 681-65-13. E-mail: juliamerkurieva@gmail. com
3 Iskandirova Arina Baisunkarovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate professor, Chair of Psychological Counseling, Psychological Correction and Psychotherapy; Moscow State Medical and Dental University of A.I. Evdokimov, Delegatskaya st., 20/1, Moscow, 127473, Russian Federation. Phone: 8 (495) 681-65-13. E-mail: Arisha21@rambler.ru
4 Pakhtusova Elena Evgen'evna
Senior Lecturer, Chair of Psychological Counseling, Psychological Correction and Psychotherapy; Moscow State Medical and Dental University of A.I. Evdokimov, Delegatskaya st., 20/1, Moscow, 127473, Russian Federation. Phone: 8 (495) 681-65-13. E-mail: lin22@rambler.ru
5 Prokofieva Anna Vyacheslavovna
Moscow State Medical and Dental University of A.I. Evdokimov, Delegatskaya st., 20/1, Moscow, 127473, Russian Federation. Phone: 8 (495) 681-65-13.
Abstract. The goal of research was to reveal value orientations and meanings in adolescents with Internet addictive behaviour-Materials and methods: Chen Internet Addiction Scale (CIAS) adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov; Life-Purpose Orientations Test (LPO) adapted by D.A. Leontiev; M. Rokich Value Orientations Technique. The research covered 190 students of 9— 11 forms of Moscow secondary schools aged from 15 to 17. The experimental group included 21 subjects (mean age is 16.5) with clear and stable pattern of Internet addictive behaviour. The control group included 21 relatively healthy adolescents with a minimal risk of Internet addictive behaviour (mean age is 16). Research results: the obtained data show that Internet addictive adolescents are characterized by a hedonistic attitude related to the present day and, at the same time, are disappointed with their performance in previous period of life. There is an obvious contradiction between their representation of themselves as powerful persons who are able to achieve an absolute success in everything and delegating responsibilities for their achievements as well as for richness of their life to external factors. We should also mention the contradictions between the value of happy family life and love and a lower value of friends, as well as lack of instrumental values fit for realizing these goals. Value orientations of adolescents with Internet addiction are characterized by declarativity and social desirability. The more severe are the symptoms of Internet addiction in adolescents, the less they feel that their life is full of events and the less they are satisfied with their life course and self-actualization.
Key words: adolescents; Internet addiction; life-purpose orientations; value orientations.
For citation
Malygin V.L., Merkurieva Y.A., Iskandirova A.B., Pakhtusova E.E., Prokofieva A.V. Specific features of value orientations in adolescents with Internet addictive behaviour. Med. psihol. Ross., 2015, no. 4(33), p. 9 [in Russian, in English]. Available at: http://mprj.ru t
Received: June 1, 2015 Accepted: June 17, 2015 Publisher: July 5, 2015
Relevance
Internet has recently entered the life of every adolescent; however, it does not only gives additional options, but also contributes to addictive tendencies realization. The influence of information technologies on the development of personality cannot be unambiguously evaluated as positive or negative, but there is no doubt that such influence is deep and systematic. Undeveloped personality of children and adolescents is most frequently exposed to the influence of this new information space. Uncontrolled use of computer, gadgets and Internet often causes various technology-related addictions, including Internet addiction, which, in its turn, leads to social maladaptation [3; 5]. Individual psychological properties as well as specific features of upbringing and family relationships play a special role in the development of Internet addictions [5; 10; 12; 14; 15; 16; 17; 20; 22; 23]. For example, it is mentioned that the specific features of family upbringing of Internet addicts are characterized by contradictions, inconsistency and low level of closeness among family members [10]. Significantly positive correlations between low level of family functioning and Internet addiction in adolescent age are revealed, as well as such traits of an Internet addict adolescent as lower self-esteem, emotional instability, difficulty of self-control over both behaviour and emotions, proneness to affective responses, general personal frustration, underdeveloped emotional and social intellect, which, in fact, determine psychological infantilism. All these things directly influence the development of Internet addiction [12]. Specific features of family upbringing, some character traits and ability to social interaction have some influence on the development of an adolescent's axiological sphere. In its turn, web space, which possesses clear addiction-causing properties, also influences the development of value orientations.
Senior school age is the most sensitive for the development of value orientations as a stable personality trait [9; 13]. It is in this age that a new social situation of development is formed and moral norms, which provide the basis for social interrelations in the group, are learned [8]. Excessive information, sometimes very contradictive, prevents critical
judgement and restricts ability to self-identification [1]. The system of values at this stage remains unstable and flexible; however, it begins to completely determine an adolescent's behaviour [2; 11]. On the one hand, such specific features of adolescent period as emotional instability, immature personality and problems of social adaptation will inevitably push an adolescent to run into a safe cyberspace [19]. On the other hand, the use of Internet will significantly influence further development of his value sphere [7]. Studying the specific features of value orientation of Internet addictive adolescents will enable to improve the understanding of an Internet addiction phenomenon and find out the specifics of its development. Besides, it will undoubtedly help to develop psychocorrectional programmes for coping with Internet addiction.
The goal of research: studying of the specific features of axiological sphere in the adolescents with Internet addictive behaviour.
The object of research: adolescents with Internet addictive behaviour.
The subject of research: axiological sphere of adolescents with Internet addictive behaviour.
Materials and methods
Chen Internet Addiction Scale (CIAS) adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov, LifePurpose Orientations Test (LPO) adapted by D.A. Leontiev and M. Rokich Value Orientations technique were used to achieve the goals of research.
The research covered 190 students of 9—11 forms of Moscow secondary schools aged from 15 to 17. Further, according to the results of Chen Internet Addiction Scale, questioning and clinical interview, this group was divided in two groups: 1 — experimental, 2 — control.
The experimental group included 21 subjects (mean age is 16.5) with clear and stable pattern of Internet addictive behaviour. The majority of subjects go in playing computer games, watching films and visiting various information websites. They use Internet more than 5 hours a day (mean time is 7—8 hours). The control group included 21 relatively healthy adolescents with a minimal risk of Internet addictive behaviour (mean age is 16). They use Internet less than 3 hours a day (mean time is 1.5 hours).
Results and discussion
The research has shown that 11.0% out of all the examined adolescents (n = 190) have the signs of Internet addiction, 42.0% use Internet too often and 47.0% reveal no signs of Internet addiction (Diagram 1). The obtained results slightly differ from our previous data [6], according to which the prevalence of Internet addiction was limited to 3.86%. The growth of prevalence of Internet addiction is possibly associated with the sample characteristics; however, one cannot exclude the increase of prevalence of this type of behaviour addiction, which can be determined by increased availability of the Internet and significantly growing offers of various computer games and social networks. According to the Chen test, the group characteristic has revealed the following: in the group with clear and stable pattern of Internet addictive behaviour, the points according to various symptoms are distributed in the following way:
Compulsive symptoms scale: 13.5 (standard deviation (SD) — 13.5).
Withdrawal symptoms scale: 15.3 (SD — 17.5).
Tolerance scale: 12 (SD — 11.667).
Intrapersonal problems scale: 15.388 (SD — 17.167).
Time management scale: 15.111 (SD — 15.834).
Key symptoms of Internet addiction: 40.833 (SD — 42.667).
Problems associated with internet addiction: 30 (SD — 33).
Total points: from 65 and higher.
In the control group, the examinees received from 30 to 37 points, which allows to state that they have a minimal risk of Internet addictive behaviour.
The values of indices according to the basic scales (evaluation of the mean values):
Compulsive symptoms scale: 6.7 (SD — 7.5).
Withdrawal symptoms scale: 7.0 (SD — 7.875).
Tolerance scale: 5.6 (SD — 6.5).
Intrapersonal problems scale: 8.5 (SD — 8.875).
Time management scale: 6.7 (SD — 7.25).
Key symptoms of Internet addiction: 19.4 (SD — 21.875).
Problems associated with internet addiction: 15.3 (SD — 16.125).
Total points: from 30 to 37 (SD — from 27 to 42).
Diagram 1. Prevalence of Internet addiction in the sample
The analysis of Life-Purpose Orientations test data (adapted by D.A. Leontiev) has revealed that the indices of Internet addictive adolescents according to the majority of scales are lower than the average points and significantly lower (p < 0.05 according to Mann — Whitney U-test) than the indices of the examinees from the control group (Diagram 2). Significant differences according to the Life Process, Life Effectiveness, Locus of Control — Me and Locus of Control — Life scale are obtained.
Table 1
Data of the Life-Purpose Orientations test (adaptated by D.A. Leontiev)
LPO teat subscales Experimental group Control group P value U Mann-Whitney
Purposes in Life 29,2 31.8 0.317
Life Process 26.9 33.2 0.002*
Life Effectiveness 22.8 27.1 0.004*
Locus of Control — Me 20.1 22.6 0.044"
Locus of Control — Life 28.9 33.6 0.030*
Note: significant differences are marked *
The extent of differences according to these parameters is shown in Diagram 2.
Diagram 2. Life-purpose orientations in the examined groups Note: significant differences are marked *
High points according to the Life Process scale and low points according to the third and forth scales characterize Internet addictive adolescents as hedonists; they try to get as much momentary pleasures as possible, do not care about their future and try not to pay attention to the past. However, the results according to Life Effectiveness scale show us that the adolescents evaluate their past as depressing; they do not consider the past period of life as meaningful and effective and do not see their self-actualization. The ratio of indices of Locus of Control — Life and Locus of Control — Me scales shows that Internet addictive adolescents are not sure in their own forces and ability to control their life. Nevertheless they are convinced that a person can fully influence on the events of his life. The obtained data allow to assume that Internet addictive adolescents are characterized as persons who live in the present or in the past. At the same time, they show signs of dissatisfaction with their life in both the present and the past. We observe a contradiction between the representation of oneself as a strong person, who has enough freedom of choice to build his life according to his goals and understanding of life sense and is convinced that all the actions always lead to absolute success and, at the same time, lack of real plans to achieve goals and responsibility for one's actions (locus of control — Me), conviction that a human life is not subject to conscious control, that freedom of choice is delusive and that there is no sense to take a long shot as everything depends on the destiny (life is a locus of control). It is possibly associated
with an excessive obsession with virtual games, in which one can achieve everything with the help of magic.
According to М. Rokich Value Orientation technique, significant differences are revealed in the Love value, which is more important for Internet addicts. The most significant terminal values in the IA group:
1. Happy family life.
2. Friends.
3. Love.
4. Health.
5. Development.
In the control group:
1. Friends.
2. Health.
3. Happy family life.
4. Love.
5. Development.
Diagram 3. The most significant terminal values
We should note a clear contradiction between a striving for happy family life and love and relatively lower value of friends. This contradiction causes insufficient attention to social skills development, which further makes it difficult to create and develop harmonious family relationships. In its turn, a high value of family relationships can be associated with the dissatisfaction of Internet addicts with their own family, as we mentioned in our previous works [6]. It is characteristic that while there is a high value of love and family life, the instrumental values for their achievement are clearly insufficient — we observe that the significance of such instrumental values as honesty and education is belittled (Diagram 4).
Diagram 4. The most significant instrumental values
In general, one can assume with regard to value orientations that these results reflect general representation of social values (manners, vivacity, responsibility, self-control) among the experimental group examinees. They are declarative and manifest strong need in social desirability, as Internet addictive adolescents show lack of declared properties in real life.
Correlation analysis of results
The results obtained by means of Chen Internet Addiction Scale (CIAS) adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov and the technique based on Life-Purpose Orientations test (LPO) adapted by D.A. Leontiev were exposed to correlation analysis, which enabled to reveal the following correlation relationships (Table 2).
Table 2
Relationship between Chen technique scales and «Life Process» and
«Life Effectiveness» scales
Correlations
Chen technique (CIAS) subscale Life Process Life Effectiveness Locus of Control - Life
Compulsive Correlation coefficient Withdrawal Correlation symptoms coefficient Tolerance Correlation coefficient Intrapersonal and Correlation health problems coefficient -.510** -.432** -.210
-.406* -.319 -.213
-.547** -.437** -.283
-.410* -.375* -.094
Time management Correlation -.450** -.525** -.336*
problems coefficient
General index of IA Correlation -.542** - 442** -.309
symptoms coefficient
Symptoms related Correlation -.374* -.425** -.166
to the IA effects coefficient
Total Correlation -.495** -.465** -.238
coefficient
Note: * — correlation is significant at 0.05 level (2-sided); ** — correlation is significant at 0.01 level (2-sided).
The correlations between all the scales of Chen technique and life process (interest) as well as between all the scales of Chen technique (except for withdrawal symptoms scale) and life effectiveness have been revealed. There are correlations between time management scale and "Locus of control — life" scale. All the revealed correlation relationships are negative. Thus, the more severe are the symptoms of Internet addiction in adolescents, the less they feel that their life is full of events and the less they are satisfied with its course; the more they are plunged into virtual reality, the less they are satisfied with self-actualization and achieved results. The difficulties in managing one's time is directly associated with control over one's life.
The correlation analysis of the results obtained by means of Chen Internet Addiction Scale (CIAS) adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov and M. Rokich Value Orientations Technique has shown the existence of the following correlation relationship (Table 3).
Table 3
Relationship between Chen technique scale and value of active life, material welfare and good friends
Correlations
Chen technique (CIAS) subscale Active busy life Material welfare Good friends
Compulsive Correlation coefficient .221 -.125 ,062
Withdrawal symptoms Correlation coefficient .222 -.201 .186
Tolerance Correlation coefficient .414* -.339" ,174
Intrapersonal and health problems Correlation coefficient .178 -.027 ,202
Time management problems Correlation coefficient .305 -.225 .405*
General index of IA symptoms Correlation coefficient .281 -.193 ,062
Symptoms related to the IA effects Correlation coefficient .239 -.090 .358*
Total Correlation coefficient .288 -.154 ,120
Note: * — correlation is significant at 0.05 level (2-sided).
The correlation between tolerance scale and value of active busy life has been revealed. Positive correlation relationship between increase of time spent in the Internet and value of active life possibly reflects change of active life in reality by activity in virtual life that exists in Internet addictive adolescents. It is characteristic that the growth of toleration symptoms and, respectively, the increase of time spent on the Network causes the decrease of material values significance (r = -0.339). At the same time, such symptoms of Internet addiction as conflicts with the closest people and difficulties with time management have a positive correlation (r = 0.358 u r = 0.405 respectively) with the value of friendly relationships, which reveals some contradiction of Internet addictive adolescent's motives between significance of virtual world and existence of good friends.
Thus, the obtained data show that Internet addictive adolescents do not plan their future and live in the present or in the past. At the same time, the majority of them are not satisfied with their life in both the present and the past. Internet addictive adolescents have contradiction between representation of themselves as powerful persons who are able to achieve an absolute success in everything and delegating responsibilities for their achievements to other people together with surrendering to fate, when a person is (magically) either luck or unlucky. Thus, they show some proneness to magic thinking so typical for a child. We should also note a contradiction between a striving for happy family life and love and relatively lower value of friends, which causes insufficient attention to the development of social skills and difficulties in creating and developing harmonious family relationships. The existence of high value of love and family life is poorly provided by instrumental values, which prevents their achievement in the future and is likely to lead to dissatisfaction again. The more severe are the symptoms of Internet addiction in adolescents, the less they feel that their life is full of events and the less they are satisfied with its course; the more they are plunged into virtual reality, the less they are satisfied with their self-actualization and achieved results.
References
1. Astaf'eva O.N., Kolin K.K., Sukonkin V.A. Formirovanie kul'turnykh tsennostei obshchestva v usloviyakh razvitiya informatsionnykh tekhnologii [Formation of Cultural Values of the Society in the Context of Information Technologies Development]. InKul'turnoe nasledie v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. Kollektivnaya monografiya[Cultural Heritage in the Context of Information Society. Collective monograph]. Chelyabinsk, ChGAKI Publ., 2011, pp. 76-90.
2. Vidineeva O.V. Osobennosti tsennostnykh orientatsii i usloviya ikh formirovaniya v starshem shkol'nom vozraste. Dis. kand. psikhol. nauk [Specific Features of Value Orientations and Conditions of Their Development in Senior School Age. Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2003. 186 p.
3. Voiskunskii A.E. Fenomen zavisimosti ot Interneta [Phenomenon of Internet Addiction]. In Voiskunskii A.E., ed. Gumanitarnye issledovaniya v Internete [Humanitarian Researches in the Internet]. Moscow, 2000, pp. 100-131.
4. Egorov A.Yu. Nekhimicheskie zavisimosti [Nonchemical Addictions]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2007. 190 p.
5. Egorov A.Yu., Kuznetsova N.A., Petrova E.A. Specific Features of Internet Addict Adolescents' Personality. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detei i podrostkov, 2005, vol. 5, no. 2, pp. 20-27 [in Russian].
6. Smirnova E.A., Malygin V.L., Iskandirova A.B., Khomeriki N.S. Internet-zavisimoe povedenie u podrostkov. Klinika, diagnostika, profilaktika [Internet Addictive Behaviour in Adolescents. Clinical Picture, Diagnostics and Preventive Maintenance]. Moscow, Mnemozina Publ., 2010, p. 134.
7. Miroshnichenko A.V. Transformations of Meaningful Sphere of Successful Youths with Various Levels of Internet Addiction. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal, 2010, vol. 7, no. 2, pp. 54-58 [in Russian].
8. Romanova E.N. Razvitie tsennostnykh orientatsii podrostkov v obrazovatel'nom prostranstve shkoly. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Development of Adolescents' Value Orientations in the Educational Space of a School. Cand. psychol. sci. diss.]. Nizhnii Novgorod, 2012. 25 p.
9. Seryi A.V. Psikhologicheskie mekhanizmy funktsionirovaniya sistemy lichnostnykh smyslov [Psychological Mechanisms of Personal Meanings System Functioning]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2002. 183 p.
10. Smirnova E.A. Specific Features of Family Upbringing of Internet Addict Adolescents. Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2013, vol. 2, no. 1, pp. 246-252.
11. Stoilik A.Yu. Variativnost' tsennostnykh orientatsii sovremennykh starsheklassnikov. Dis. kand. psikhol. nauk [Variability of Value Orientation of Modern High School Students. Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2004, p. 175.
12. Khomeriki N.S. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti podrostkov s internet-zavisimym povedeniem. Dis. kand. psikhol. nauk [Specific Individual Psychological Features of Adolescents with Internet Addictive Behaviour. Cand. psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2013.
13. Chudova N.V. Specific Features of a "Netizen's Self-Image". Psikhologicheskii zhurnal, 2002, vol. 22, no. 1, pp. 113-117 [in Russian].
14. Caplan S.E., Williams D., Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players. Computers in Human Behavior, 2009, vol. 25(6), pp. 1312-1319.
15. Chiu S.I., Lee J.Z., Huang D.H. Video game addiction in children and teenagers in Taiwan. Cyberpsychology & Behavior, 2004, vol. 7(5), pp. 571-581.
16. Ko C.H., Yen J.Y., Chen C.C., Chen S.H., Yen C.F. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents. Journal of Nervous and Mental Disease, 2005, vol. 193, pp. 273-277.
17. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction. In Essau C., ed. Adolescent addiction: Epidemiology, assessment and treatment. San Diego, CA: Elselvier, 2008, pp. 231-267.
18. Hamburger Y.A., Ben-Artzi E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet. Computers in Human Behavior, 2000, vol. 16, no. 4, pp. 441-449.
19. Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? Am. Psychol., 1998, vol. 53, pp. 1017-1031.
20. Parker J.D.A., Taylor R.N., Eastabrook J.M., Schell S.L., Wood L.M. Problem gambling in adolescence: relationships with internet misuse, gaming abuse and emotional intelligence. Personality and Individual Differences, 2008, vol. 45, pp. 174-180.
21. Shapira N.A., Goldsmith T.D., Keck P.E. Jr., Khosla U.M., McElroy S.L. Psychiatric features of individuals with problematic internet use. Journal of Affective Disorders, 2000 January-March, vol. 57, no. 1-3, pp. 267-272.
22. Allison S.E., von Wahlde L., Shockley T., Gabbard G.O. The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games. The American Journal of Psychiatry, 2006, vol. 163(3), pp. 381-385.
23. Kim E.J., Namkoong K., Ku T., Kim S.J. The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits. European Psychiatry, 2008, vol. 23(3), pp. 212-218.