Научная статья на тему 'Взаимосвязь между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов'

Взаимосвязь между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1772
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET ADDICTION / PERSONALITY DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL HEALTH / DIGITAL SOCIETY / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корягина Татьяна Максимовна

Цель. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов. Приведен анализ ранее опубликованных работ по данной проблематике в отечественной и зарубежной психологии, а также результаты собственного эмпирического исследования. Методология проведения работы. Метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: шкала интернет-зависимости (CIAS), программный продукт TUT (Tarnow Unchankble Test), шкала локуса контроля Дж. Роттера, опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиан, М. Эпштейн; диагностика потребности в поисках ощущений М. Цукерман, опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, шкала психологического благополучия К. Рифф; методы математико-статистической обработки данных (дисперсионный, корреляционный, факторный анализы). Результаты. Исследование показало, что интернет-зависимость оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Были выявлены существенные различия психологических характеристик зависимых и независимых от Интернета испытуемых. Область применения результатов. Полученные результаты помогут уточнить научные представления о природе, логике формирования и развития интернет-зависимости, обозначают направления для создания модели профилактики интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корягина Татьяна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN INTERNET ADDICTION AND STUDENTS’ PERSONALITY CHARACTERISTICS

Purpose. The article is devoted to the relationship between internet addiction and students' personality characteristics. The analysis of researches, published before in home and foriegn psychology and the results of personal empirical study are reported. Methodology. Theoretical analysis of the problem of study; empirical research methods: Chen Internet Addiction Scale (CIAS), Tarnow Unchankble Test, Rotter's Locus of Control Scale, Emotional Empathy Questionnaire by A. Mehrabian & M. Epstein, Sensation Seeking Scale by M. Zuckerman, Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI); mathematical methods of statistics (dispersion, correlation and factor analysis). Results. The research shows that internet-dependence influences on the personality development. The essential differences in psychological characteristics between internet-dependent and internet-independent persons under the test were found out. Practical implications. The received results help to specify scientific belief about the nature, formation and development logic of Internet addiction, also the ways to creation of Internet addiction prophylaxis model.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-2-70-83 УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ

Корягина Т.М.

Цель. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между ин-тернет-зависимостъю и личностными особенностями студентов. Приведен анализ ранее опубликованных работ по данной проблематике в отечественного и зарубежного психологии, а также результаты собственного эмпирического исследования.

Методология проведения работы. Метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: шкала интернет-зависимости (CIAS), программный продукт TUT (Tornow Unchankble Test), шкала локуса контроля Дж. Роттера, опросник эмогщоналъной эмпатии А. Мехраби-ан, М. Эпштейн; диагностика потребности в поисках ощущений М. Цукерман, опросник временного перспективы Ф. Зимбардо, шкала психологического благополучия К. Рифф; методы математико-ста-тистическогО обработки данных (дисперсионныгО, коррелягщонный, факторныгО анализы).

Результаты. Исследование показало, что интернет-зависимость оказывает комплексное воздействгсе на развитие личности. Выли выявлены существенные различия психологических характеристик зависимых и независимых от Интернета испытуемых.

Область применения результатов. Полученные результаты помогут уточнить научные представления о природе, логике формирования и развития интернет-зависимости, обозначают направления для создания модели профилактики интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-зависимость; развитие личности; психологическое здоровье; гщфровое общество.

THE RELATIONSHIP BETWEEN INTERNET ADDICTION AND STUDENTS' PERSONALITY CHARACTERISTICS

Koryagina T.M.

Purpose. The article is devoted to the relationship between internet addiction and students 'personality characteristics. The analysis of researches, published before in home and foriegn psychology and the results of personal empirical study are reported.

Methodology. Theoretical analysis of the problem of study: empirical research methods: Chen Internet Addiction Scale (CIAS), Tarnow Unchankble Test, Rotter's Locus of Control Scale, Emotional Empathy Questionnaire by A. Mehrabian & M. Epstein, Sensation Seeking Scale byM. Zuckerman, Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI): mathematical methods of statistics (dispersion, correlation and factor analysis).

Results. The research shows that internet-dependence influences on the personality development. The essential differences in psychological characteristics between internet-dependent and internet-independent persons under the test were found out.

Practical implications. The received results help to specify scientific beliefabout the nature, formation and development logic of Internet addiction, also the ways to creation of Internet addiction prophylaxis model.

Keywords: Internet addiction: personality development: psychological. health: digital society.

Введение

Последние 20 лет неуклонно растет число пользователей Интернета как среди взрослого населения, так и среди детей. Согласно исследованиям Фонда Развития Интернет, в России каждый пятый ребенок предпринимает безуспешные попытки уменьшить время пребывания в Сети и испытывает чувство дискомфорта при невозможности быть on-line [4]. Вопрос о пагубном влиянии интернет-технологий на здоровье людей все еще остается открытым, но уже

имеются научно-обоснованные факты влияния Интернета на различные его сферы (в том числе на психологическое здоровье).

Обзор литературы

В настоящее время интернет-зависимость определяют как пристрастие непосредственно к Интернету и к его конкретным специфическим функциям (R.A. Davis, 2001); патологическое увлечение Интернетом, нарушение контроля влечения нехимического гене-за (K.S. Young, 1996); «доброкачественное расстройство», направленное на компенсацию недостатков поведения в реальной жизни (A.S. Hall & J. Parsons, 2001); серьезное расстройство, имеющее не только психологические, но и физиологические последствия (М. Orzack,1998); компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line (М.И. Дрепа, 2009).

В научной литературе рассматривается влияние интернет-зависимости на три сферы развития личности: физическую, психологическую и социальную.

Как показывают научные исследования, число жалоб на физическое здоровье прямо пропорционально количеству времени, проводимому за компьютером ежедневно. Наиболее распространены такие жалобы как сухость в глазах, ухудшающееся зрение, боль в шее, пояснице и запястье. В долгосрочной перспективе интернет-зависимость может привести к серьезным проблемам со здоровьем: ухудшению осанки и боли в спине [9], физиологической дисфункции, ослабленному иммунитету, увеличивается риск тромбоза, нейроцир-кулярной дистонии, возникает дефицит физической энергии [11,3].

Негативное влияние чрезмерного использования Интернет распространяется на социальную жизнь индивидов. Наблюдается снижение мотивации людей к взаимодействию друг с другом, что приводит не только к проблемам межличностного общения в будущем, но и к депрессивным состояниям [ 12], к чувству одиночества, снижению социальных навыков и ухудшению психического здоровья в целом [10, 15].

Была обнаружена взаимосвязь между интернет-зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [6]. Подростки, страдающие СДВГ, имеют аномальную активность мозга и проблемы с самоконтролем, что приводит к еще большему вовлечению в Интернет и отказу от других форм деятельности [7, 17].

Выявлено влияние интернет-зависимости на локус контроля личности. Исследование В.КхЛз^ет (2003) показало, что у интернет-зависимых пользователей гораздо чаще встречается завышенный балл по шкале «экстернальность» [16].

Исследования эмоциональной сферы людей, страдающих ин-тернет-зависимостью, показали ее взаимосвязь с депрессивными расстройствами [13]. Было обнаружено негативное влияние чрезмерного использования Интернета на психологическое благополучие [14].

Отечественные исследователи обнаружили эмоциональную неустойчивость, низкий самоконтроль, робость, тревожность, неуверенность в себе, низкий уровень агрессии у интернет-зависимых. Были сделаны выводы о преимущественной интровертности ин-тернет-зависимой личности, что противоречит результатам зарубежных ученых [5].

В России было проведено масштабное исследование ценностных ориентаций людей, страдающих интернет-зависимостью, которое обнаружило Интернет-зависимым подросткам не свойственно обдумывание своего будущего, они ориентированы на получении удовольствия «здесь и теперь» [2].

И.М. Захарова обнаружила, что высокая степень автономности в саморегуляции деятельности связана со снижением уровня ин-тернет-зависимости, а интернет-зависимой личности свойственно предпочтение духовного развития в виртуальном мире и перенос значимых сфер жизни в онлайн пространство [1].

Однако, существуют исследования, опровергающие информацию о патогенности онлайн пространства. По результатам исследования, проведенного в 2006 году среди учащихся средней школы, чрезмерное увлечение Интернетом не оказывает негативного влияния на со-

циальную адаптацию и коммуникативные навыки [8], обнаружена обратная значимая взаимосвязь между чрезмерным использованием Интернета и социальной изоляцией: пользователь, чрезмерно использующий Интернет, приобретает высоко развитые социальные навыки [19], показаны положительные эффекты от использования Интернет: облегчение депрессии и чувства одиночества, развитое чувство собственного достоинства и высокая способность к социализации. Установлено, что интернет-серфинг заставляет мозг работает интенсивнее, чем при чтении книг и способен эффективно стимулировать мозговую деятельность людей среднего и пожилого возраста, что открывает для науки новые перспективы в вопросе профилактики деменции [18].

Постановка задачи

Поскольку до настоящего времени в науке не сложилось единого мнения в отношении феномена интернет-зависимости, а спектр точек зрения широк: от полного отрицания специфичности интернет-аддикции (в сравнении с другими видами аддиктивного поведения) до максимальной аггравации его последствий, одной из важнейших исследовательских задач, на наш взгляд, является поиск и изучение оптимального и достаточного числа ее специфических характеристик, четкое определение содержания, структуры данного поведенческого расстройства, что позволит сформировать четкий взгляд на его природу, логику формирования и развития.

Цель настоящего исследования - изучение влияния интернет-зависимости на развитие личности.

Согласно гипотезе исследования, интернет-зависимость - это чрезмерное использование Интернета и навязчивое желание быть on-line, которое сопровождается изменениями личности на когнитивном, эмоциональном, волевом, ценностно-смысловом, мотива-ционном уровнях в виде нарушения познавательных процессов, эмоциональной неустойчивости, проблем с самоконтролем, снижения мотивации к достижениям, пересмотру ценностей в пользу виртуального пространства.

Описание исследования

На разных этапах (2014-2017 гг.) в исследовании приняли участие 713 студентов очного отделения университета (432 женщины и 281 мужчина, средний возраст 18,6 лет).

Уровень интернет-зависимости участников исследования измерялся с помощью русскоязычной версии шкалы интернет-зависимости Чена (CIAS) в адаптации B.JI. Малыгина и К.А. Феклисова. Комплекс личностных характеристик изучался с помощью следующих методов: рабочая память - программный продукт TUT (Tarnow Unchankble Test), разработчик - Avalon Business Systems, шкала локуса контроля Дж. Роттера (когнитивные стили деятельности); опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиан, М. Эпштейн (эмоциональная сфера); диагностика потребности в поисках ощущений М. Цукерман (мотивационно-потребностная сфера); опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (психологическое время личности); шкала психологического благополучия К. Рифф (психологическое благополучие). Математико-статистическая обработка данных производилась и использованием программного пакета «SPSS Statistics» версия 20.0.

На основе результатов, полученных с помощью шкалы интернет-зависимости (CIAS), респонденты были разделены на три группы: «зависимых», «склонных к формированию зависимости» и «не зависимых» от интернета. С помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA были обнаружены значимые различия по шкалам психологического благополучия (управление средой, автономия, цель в жизни, баланс аффекта, самопринятие, осмысленность жизни), временной перспективы (негативное прошлое и гедонистическое настоящее), объему рабочей памяти.

При оценке психологического благополучия респондентов были сделаны следующие выводы: для интернет-зависимых студентов более значимы оценки окружающих; они склонны полагаться на третьих лиц в принятии решений; испытывают трудности в организации повседневной деятельности и лишены чувства контроля над происходящим; имеют меньше целей или намерений, чем независи-

мые от интернета студенты; испытывают дефицит перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни. У интернет-зависимых чаще, чем у представителей двух других групп присутствует недовольство собой, разочарование событиями прошлого, беспокойство по поводу некоторых личных качеств, ощущение собственной никчёмности и бессилия, уровень самопринятия попадает в нижнюю границу нормативных значений (рис. 1).

120,000 100,000 80,000 60,000 40,000 20,000 0.000

психологическое благополучие

/

■ III

/ / у

■ независимые ■ склонные к ИЗ ■ Интернет-зависимые Рис. 1. Психологическое благополучие студентов

Временная перспектива у зависимых от Интернета характеризуется восприятием своего прошлого как полного разочарований и сфокусированностью на гедонистическом настоящем (получении удовольствия «здесь и теперь»).

Исследование рабочей памяти показало, что показатели памяти интернет-зависимых студентов оказались существенно ниже, чем у независимых и склонных к формированию зависимости. Суть эксперимента заключалась в запоминании предложенного числового ряда и последующем его воспроизведении. Количество воспроизведенной информации у интернет-зависимых студентов в различных пробах 56,6-70% (показатели для выборки независимых - 90-93,3%).

Следует отметить, что по целому ряду личностных характеристик, связанных с эмоционально-волевой сферой личности, значимых различий в группах выявить не удалось. Это может быть связано как с недостаточной объективностью использованных самооценочных методик, так и с очевидным отсутствием различий в группах.

Корреляционный анализ позволил обнаружить структурно-со-держательные особенности личности ИЗ лиц. Как показал анализ, личностные характеристики интернет-зависимых студентов более тесно сопряжены с показателями интернет-зависимости (29 статистически значимых корреляций). Для сравнения в группах независимых от интернета и склонных к формированию зависимости студентов было выделено по 11 связей.

Таблица 1.

Корреляции шкал интернет-зависимости с личностными характеристиками интернет-зависимых студентов

компульс. синдром отмены толерантн личн. проблемы контроль времени ИЗ

личн.рост -,701* -,410 -,831** -,615* ,378 -,727"

цель в жизни -,623' -,356 -,682" -,591* -,243 -.628*

самопринятие -,659* -,607* -,139 -,446 -,417 -,594*

психол. благоп. -,676* -,522 -,369 -.513 -,366 -.629"

баланс аффекта .734" .699* ,420 ,614* ,521 771"

осмысленность -,689* -,419 -,483 -,559 -,291 -,625*

нег прошлое ,618* ,437 ,130 ,409 ,552 ,565

гедон. настоящее ,341 ,635" ,429 ,261 ,371 ,493

будущее -,539 -,385 -,621* -,753** -.191 -,653*

фатал.наст. ,715" ,437 ,732" ,704* ,528 ,793"

потреби, в ощущ. -,010 ,226 -,685* -,069 ,339 -,001

Примечание: ИЗ - интернет-зависимость.

Ведущими в системе личностных характеристик интернет-зави-симых студентов являются показатели личностного роста, целей в жизни, баланса аффекта (они связаны с тремя из пяти шкал CIAS), единственной шкалой интернет зависимости, которая не прокорре-лировала ни с одной из исследуемых личностных характеристик, оказалась шкала контроля времени. Можно предположить, что этот

параметр интернет зависимости в большей мере обусловлен навыками самоменеджмента, чем личностными особенностями респондентов.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы: интернет-зависимость сопровождается комплексом личностных изменений, проявляющихся на когнитивном уровне в виде нарушения внимания и уменьшения объема рабочей памяти; на эмоциональном уровне в виде снижения уровня психологического благополучия; на волевом уровне в виде ощущения собственной никчемности и бессилия, отсутствия контроля над происходящим; на ценностно-смысловом уровне в виде нарушения временной перспективы, замедления темпов личностного роста и саморазвития; на мотивационном уровне в виде слабого осознания жизненных целей и перспектив.

Таким образом, чрезмерное использование Интернета оказывает влияние на все сферы развития личности, что требует от ученых комплексного подхода к исследованию интернет-зависимости на всех уровнях.

Информация о конфликте интересов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Информация о спонсорстве.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Список литературы

1. Захарова И.М. Специфика ценностей юношей и девушек, склонных к «Интернет-зависимости», в аспекте саморегуляции деятельности // Известия Самарского научного центра РАН, 2014. №2-2. С. 333-338. https://cyberleniiika.ni/article/v/spetsifika-tseimostey-yunoshey-i-devushek-sklonnyh-k-internet-zavisimosti-v-aspekte-samoregulyatsii-deyatelnosti (дата обращения 30.12.2017).

2. Малыгин В. JL, Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Прокофьева A.B. Особенности ценностных ориентаций у подрост-

ков с интернет-зависимым поведением // Медицинская психология в России, 2015. №. 4 (33). С. 9. https://cyberleninka.ru/article/n/ osobeimosti-tseimostiiyh-orientatsiy-u-podrostkov-s-iiitemet-zavisimym-povedeniem (дата обращения 28.12.2017).

3. Пережогин JI.O., Вострокнутов Н.В. Нехимические зависимости в детской психиатрической практике //Российский психиатрический журнал, 2009. Т. 4. С. 86-91. http://drlev.ru/tr/vakl2.pdf (дата обращения 30.01.2018).

4. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. 2012. http://www.psypublic.com/assets/files/ EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf (дата обращения 04.01.2018).

5. Спиркина Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №60. С. 473^178. https://cyberleninka.ru/article/n/ lichnostnye-osobennosti-polzovateley-seti-intemet-sklonnyh-k-intemet-zavisimosti (дата обращения 04.01.2018).

6. Douglas V.I., Parry PA. Effects of reward and nonreward on frustration and attention in attention deficit disorder. Journal of Abnormal Child Psychology, 1994, vol.22, pp.281-302. DOI: 10.1007/BF02168075.

7. Fattahi Bayat S. Investigation the effects of new communication technologies (internet, games and satellite) on social education with emphasis of compatibility of Tehran high school students. Tehran: University of Alzahra, 2006.

8. Flisher C. Getting plugged in: an overview of internet addiction. Journal of paediatrics and child health, 2010, T. 46, no. 10, pp. 557-559. DOI: 10.1111/j. 1440-1754.2010.01879.x

9. Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report. Journal of applied developmental psychology, 2004, T. 25, no.6, pp. 633-649. DOI: 10.1016/j.appdev.2004.09.005.

10. Ha J.H., Yoo H.J., Cho I.H., Chin В., Shin D., Kim J.H. Psychiatric comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction. Journal of Clinical Psychiatry, 2006, T. 67, no. 5, p. 821. DOI: 10.4088/JCP.v67n0517

11. Healy В., Levin Е., Perrin К., Weatherall М., Beasley R. Prolonged work-and computer-related seated immobility and risk of venous thromboembolism. Journal of the Royal Society of Medicine, 2010, T.103. no.11, pp. 447-454. DOI: 10.1258/jrsm.2010.100155.

12. Karimzadeh N. Investigating the relationship between Internet addiction and strengthening students" social skills. Educational Research and Reviews, 2015, T. 10, no. 15, p. 2146. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2005.02.005 (дата обращения 30.01.2018).

13.Kim К., Ryu E., Chon M.Y., Yeun E.J., Choi S.Y., Seo J.S., Nam B.W. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: a questionnaire survey. International journal of nursing studies, 2006, T. 43, no. 2, pp. 185-192. DOI: 10.1016/j. ijnurstu.2005.02.005.

14. Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukophadhyay Т., Scherlis W. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological wellbeing? American psychologist, 1998, T. 53,no. 9, p.1017. DOI: 10.1037/0003-066X.53.9.1017.

15.Marshall J. The Sexual Life of Cyber-Savants. The Australian Journal of Anthropology, 2003, T. 14, no. 2, pp. 229-248. DOI: 10.1111/j. 1835-9310.2003.tb00232.x.

16.Rotsztein B. Problem Internet use and locus of control among college students: Preliminary findings. Presented at the 35th Annual Conference of the New England Educational Research Organization Portsmouth, New Hampshire, 2003. http://www.rotsztein.com/downloads/interne-tresearch.pdf (дата обращения 30.01.2018).

17. Rubia К., Smith A.B., Brammer M.J., Toone В., & Taylor E. Engelberg E., Sjoberg L. Abnormal brain activation during inhibition and error detection in medication-naive adolescents with ADHD. American Journal of Psychiatry, 2005, T. 162, no.6, pp. 1067-1075. DOI: 10.1176/appi. ajp. 162.6.1067.

18. Small G.W., Moody T.D., Siddarth P., Bookheimer S.Y. Your brain on Google: patterns of cerebral activation during internet searching. The American Journal of Geriatric Psychiatry, 2009, T. 17, no. 2, pp. 116-126. DOI: 10.1097/JGP.0b013e3181953a02.

19. Soleymani A., Farahati M. The impact of excessive internet use on communication skills and mental health in cafe Internet users. International Journal of School Health, 2014, T. l,no. 2. DOI: 10.17795/intjsh-23524.

References

1. Zaharova I.M. Specifika cennostej junoshej i devushek, sklonnyh k «In-ternet-zavisimosti», v aspekte samoreguljacii dejaternosti [The values specificity of youths and girls inclined to «internet-dependence» in the aspect of self-regulation activity]. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2014. №2-2, pp. 333-338. https:// cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-tsemiostey-yunoshey-i-devushek-sk-lonnyh-k-intemet-zavisimosti-v-aspekte-samoregulyatsii-deyatelnosti (accessed December 30.2017).

2. Malygin V.L., Merkur"eva Ju.A., Iskandirova A.B., Pahtusova E.E., Prokof"eva A.V. Osobennosti cennostnyh orientacij u podrostkov s in-temet-zavisimym povedeniem [Specific features of value orientations in adolescents with Internet addictive behavior], Medicinskajapsihologija vRossii, 2015. №. 4 (33). P. 9. https://cyberleninka.ru/article/ii/osoben-nosti-tsennostnyh-orientatsiy-u-podrostkov-s-intemet-zavisimym-pov-edeniem (accessed December 28.2017).

3. Perezhogin L.O., VostroknutovN.V. Nehimicheskie zavisimosti v detskoj psihiatricheskoj praktike [Non-chemical addictions in pediatric psychiatric practice]. Russian Journal of Psychiatry, 2009. T. 4, pp. 86-91. http://drlev.ru/tr/vakl2.pdf (accessed January 30.2018).

4. Soldatova G., Rasskazova E., Zotova E., Lebesheva M., RoggendorfP. Deti Rossii onlajn [Children of Russia online]. The results of the international project EU Kids Online II in Russia. 2012. http://www.psypublic.com/ assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf (accessed January 04.2018).

5. Spirkina T.S. Lichnostnye osobennosti pol'/ovatclcj seti Internet, sklonnyh k intemet-zavisimosti [The personality characteristics of the Internet users inclined to internet-addiction]. Izvestia: Herzen University Journal ofHumanities & Sciences. 2008. №60, pp. 473-478. https://cy-berleninka.ru/article/n/liclmostnye-osobennosti-polzovateley-seti-inter-net-sklonnyh-k-intemet-zavisimosti (accessed January 04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Douglas V.I., Parry PA. Effects of reward and nonreward on frustration and attention in attention deficit disorder. Journal of Abnormal Child Psychology, 1994, vol.22, pp. 281-302. DOI: 10.1007/BF02168075.

7. Fattahi Bayat S. Investigation the effects of new communication technologies (internet, games and satellite) on social education with emphasis of compatibility of Tehran high school students. Tehran: University of Alzahra, 2006.

8. Flisher C. Getting plugged in: an overview of internet addiction. Journal of paediatrics and child health, 2010, V. 46, no.10, pp. 557-559. DOI: 10.1111/j. 1440-1754.2010.01879.x.

9. Gross E.F. Adolescent Internet use: What we expect, what teens report. Journal of applied developmental psychology, 2004, V. 25, no.6, pp. 633-649. DOI: 10.1016/j.appdev.2004.09.005.

10. Ha J.H., Yoo H.J., Cho I.H., Chin B., Slim D., Knn J.H. Psychiatric comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction. Journal of Clinical Psychiatry, 2006, V. 67, no. 5, p. 821. DOI: 10.4088/JCP.v67n0517.

11. Healy B., Levin E., Perrin K, Weatherall M., Beasley R. Prolonged work-and computer-related seated immobility and risk of venous thromboembolism. Journal of the Royal Society of Medicine, 2010, V.103. no. 11, pp. 447-454. DOI: 10.1258/jrsm.2010.100155.

12. Karimzadeh N. Investigating the relationship between Internet addiction and strengthening students' social skills. Educational Research and Reviews,2015,N. 10, no. 15, p. 2146. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2005.02.005 (accessed January 30.2018).

13.Kun K, Ryu E., Chon M.Y., Yeun E.J., Choi S.Y., Seo J.S., Nam B.W. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: a questionnaire survey. International journal of nursing studies, 2006, V. 43, no. 2, pp. 185-192. DOI: 10.1016/j. ijnurstu.2005.02.005.

14. Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukophadhyay T., Scherlis W. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological wellbeing? American psychologist, 1998, V. 53, no. 9, p. 1017. DOI: 10.1037/0003-066X.53.9.1017.

15. Marshall J. The Sexual Life of Cyber-Savants. The Australian Journal of Anthropology, 2003, V. 14,no. 2,pp. 229-248. DOI: 10.1111/j. 1835-9310.2003.tb00232.x.

16.Rotsztein B. Problem Internet use and locus of control among college students: Preliminary findings. Presented at the 35th Annual Conference of the New England Educational Research Organization Portsmouth, New Hampshire, 2003. http://www.rotsztein.com/downloads/interne-tresearch.pdf (accessed January 30.2018).

17. Rubia K., Smith A.B., Brammer M.J., Toone В., & Taylor E. Engelberg E., Sjoberg L. Abnormal brain activation during inhibition and error detection in medication-naive adolescents with ADHD. American Journal of Psychiatry, 2005, V. 162, no.6, pp. 1067-1075. DOI: 10.1176/appi. ajp. 162.6.1067.

18. Small G.W., Moody T.D., Siddarth P., Bookheimer S.Y. Your brain on Google: patterns of cerebral activation during internet searching. The American Journal of Geriatric Psychiatry, 2009, V. 17, no. 2, pp. 116-126. DOI: 10.1097/JGP.0b013e3181953a02.

19. Soleymani A., Farahati M. The impact of excessive internet use on communication skills and mental health in cafe Internet users. International Journal of School Health,20U,У. l,no. 2. DOI: 10.17795/intjsh-23524.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Корягина Татьяна Максимовна, аспирант кафедры психологии

Еосударстеенный социально-гуманитарный университет ул. Зеленая, 30, г. Коломна, 140410, Российская Федерация tm. semina(a)yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Koryagina Tatyana Maksimovna, Postgraduate

University of Humanities and Social Studies

30, Zelyonaya St., Kolomna, Moscow Region, 140410, Russian

Federation

tm. semina(a),yandex. ru SPIN-code: 5675-8899

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.