Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая сфера у подростков с интернет-зависимым поведением'

Ценностно-смысловая сфера у подростков с интернет-зависимым поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1051
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / INTERNET ADDICTIVE BEHAVIOUR / ADOLESCENTS / VALUE ORIENTATIONS / LIFE-PURPOSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Прокофьева А.В., Портнягин В.Н., Барышевская М.В.

Целью исследования являлось изучение ценностно-смысловой сферы у подростков с Интернет-зависимым поведением. Материалы и методы: Шкала Интернет Зависимости Чен (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова; Тест «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д. А. Леонтьева); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Обследовано 190 учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 15 до 17. Экспериментальную группу составили 21 человек (средний возраст 16,5) с признаками Интернет-зависимого поведения. В контрольную группу включено 21 здоровых подростков, не обнаруживающих признаков зависимости. Результаты исследования: интернет-зависимые подростки не планируют свое будущее, а живут сегодняшним или вчерашним днем, при этом большей частью не удовлетворены своей жизнью как в настоящем, так и в прожитой части жизни. У ин-тернет-зависимых подростков имеется явное противоречие между представлением о себе, как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха и делегированием ответственности за свои достижения другим, покорностью судьбе, в которой может «магическим» образом повезти или не повезти, тем самым они демонстрируют известную склонность к магическому мышлению, столь характерному для ребенка. Также следует отметить противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкую ценность друзей, что обуславливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков и затрудняет создание и развитие гармоничных семейных отношений. Наличие высокой ценности любви и семейной жизни недостаточно обеспечено инструментальными ценностями, что препятствует их достижению в будущем и, вероятно, вновь приведет к разочарованию. Чем более выражены симптомы интернет-зависимости у подростков, тем ниже у них ощущение наполненности жизнью и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше у подростков удовлетворенность от самореализации и достижения результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Прокофьева А.В., Портнягин В.Н., Барышевская М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC SPHERE OF ADOLESCENTS WITH INTERNET ADDICTIVE BEHAVIOR

The aim of research is to reveal value characteristics and purposes in adolescents with Internet addictive behaviour.Materials and methods: Chen Internet Addiction Scale (CIAS) adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov; Life-Purpose Orientations Test (LPO) adapted by D.A. Leontiev; M. Rokich Value Orientations Technique. The research covered 190 students of secondary schools aged from 15 to 17. The experimental group included 21 subjects (mean age is 16.5) with clear and stable pattern of Internet addictive behaviour. The control group included 21 healthy adolescents with a minimal risk of Internet addictive behaviour (mean age is 16). Research results: the obtained data show that Internet addictive adolescents are characterized by a hedonistic attitude related to the present day and, at the same time, are disappointed with their performance in previous period of life. There is an obvious contradiction between their representation of themselves as powerful persons who are able to achieve an absolute success in everything and delegating responsibilities for their achievements as well as for richness of their life to external factors. We should also mention the contradictions between the value of happy family life and love and a lower value of friends, as well as lack of instrumental values fit for realizing these goals. Value orientations of adolescents with Internet addiction are characterized by declarativity and social desirability. The more severe are the symptoms of Internet addiction in adolescents, the less they feel that their life is full of events and the less they are satisfied with their life course and self-actualization.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая сфера у подростков с интернет-зависимым поведением»

УДК: 612.328.1

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В.Л. МАЛЫГИН*, Ю.А. МЕРКУРЬЕВА*, А.В. ПРОКОФЬЕВА**, В.Н. ПОРТНЯГИН**,

М.В. БАРЫШЕВСКАЯ**

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, д.20, стр. 1, г. Москва, 127473, Россия ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1232», Кутузовский проспект, дом 28, Москва, 121165, Россия, e-mail: malyginvl@yandex.ru

Аннотация. Целью исследования являлось изучение ценностно-смысловой сферы у подростков с Интернет-зависимым поведением. Материалы и методы: Шкала Интернет Зависимости Чен (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова; Тест «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Обследовано 190 учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 15 до 17. Экспериментальную группу составили 21 человек (средний возраст - 16,5) с признаками Интернет-зависимого поведения. В контрольную группу включено 21 здоровых подростков, не обнаруживающих признаков зависимости. Результаты исследования: интернет-зависимые подростки не планируют свое будущее, а живут сегодняшним или вчерашним днем, при этом большей частью не удовлетворены своей жизнью как в настоящем, так и в прожитой части жизни. У интернет-зависимых подростков имеется явное противоречие между представлением о себе, как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха и делегированием ответственности за свои достижения другим, покорностью судьбе, в которой может «магическим» образом повезти или не повезти, тем самым они демонстрируют известную склонность к магическому мышлению, столь характерному для ребенка. Также следует отметить противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкую ценность друзей, что обуславливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков и затрудняет создание и развитие гармоничных семейных отношений. Наличие высокой ценности любви и семейной жизни недостаточно обеспечено инструментальными ценностями, что препятствует их достижению в будущем и, вероятно, вновь приведет к разочарованию. Чем более выражены симптомы интернет-зависимости у подростков, тем ниже у них ощущение наполненности жизнью и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше у подростков удовлетворенность от самореализации и достижения результатов.

Ключевые слова: Интернет-зависимое поведения у подростков, ценностные ориентации, жизненные цели.

VALUE-SEMANTIC SPHERE OF ADOLESCENTS WITH INTERNET ADDICTIVE BEHAVIOR

V.L. MALYGIN*, Yu.A. MERKUR'EVA*, A.V. PROKOFIEVA**, V.N. PORTNYAGIN**,

M.V. BARYSHEVSKAYA**

Moscow State University of Medicine and Dentistry (MSUMD), Delegatskaya str., 20, p. 1, Moscow, 127473, Russia

GBOUMoscow «School with intensive English classes №1232», Kutuzovsky Prospect, 28, Moscow, 121165, Russia, e-mail: malyginvl@yandex.ru

Abstract. The aim of research is to reveal value characteristics and purposes in adolescents with Internet addictive behaviour.Materials and methods: Chen Internet Addiction Scale (CIAS) adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov; Life-Purpose Orientations Test (LPO) adapted by D.A. Leontiev; M. Rokich Value Orientations Technique. The research covered 190 students of secondary schools aged from 15 to 17. The experimental group included 21 subjects (mean age is 16.5) with clear and stable pattern of Internet addictive behaviour. The control group included 21 healthy adolescents with a minimal risk of Internet addictive behaviour (mean age is 16). Research results: the obtained data show that Internet addictive adolescents are characterized by a hedonistic attitude related to the present day and, at the same time, are disappointed with their performance in previous period of life. There is an obvious contradiction between their representation of themselves as powerful persons who are able to achieve an absolute success in everything and delegating responsibilities for their achievements as well as for richness of their life to external factors. We should also mention the contradictions between the value of happy family life and love and a lower value of friends, as well as lack of instrumental values fit for realizing these

goals. Value orientations of adolescents with Internet addiction are characterized by declarativity and social desirability. The more severe are the symptoms of Internet addiction in adolescents, the less they feel that their life is full of events and the less they are satisfied with their life course and self-actualization.

Key words: Internet addictive behaviour, adolescents, value orientations, Life-Purpose.

Актуальность. Неконтролируемое использование компьютера, гаджетов и интернета нередко способствует возникновению различного рода техногенных зависимостей, в частности интернет-зависимости, что, в свою очередь, приводит к возникновению социальной дезадаптации [1-4]. Особое значение в формировании интернет-аддикций имеют индивидуально-психологические особенности, а также особенности воспитания и семейных отношений [8, 11-15]. Особенности семейного воспитания, отдельные характерологические черты, способность к социальному взаимодействию оказывают определенное влияние на формирование ценностно-смысловой сферы подростка. В свою очередь интернет-пространство, обладающее явными аддиктогенными свойствами, также сказывается наценносто-смысловой сфере подростка.

С одной стороны, такие особенности, присущие подростковому периоду, как эмоциональная неустойчивость, незрелость личности, проблемы социальной адаптации, неизбежно будут подталкивать подростка к бегству в безопасное виртуальное пространство [10]. С другой стороны, использование Интернета будет значительно влиять на дальнейшее формирование ценностной сферы [6]. Изучение особенно -стей ценностных ориентаций интернет-зависимых подростков позволяет расширить представление о феномене Интернет-зависимости, выяснить особенности его формирования и, несомненно, будет полезным для разработки психокоррекционных программ интернет-зависимости.

Цель исследования: изучение особенностей ценностно-смысловой сферы у подростков с интернет-зависимым поведением.

Объект исследования: подростки с интернет-зависимым поведением.

Предметом исследования: ценностно-смысловая сфера подростков с интернет-зависимым поведением.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели исследования были использованы следующие методики: Шкала Интернет Зависимости Чен (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Фек-лисова; Тест «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д. А. Леонтьева) (СЖО); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Обследовано 190 учащихся 9-11 классов Средних Общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет. Далее, по результатам «Шкалы интернет-зависимости Чен», анкетирования и клинической беседы, данная группа была поделена на две: 1 - экспериментальная, 2 - контрольная. В экспериментальную группу вошли 21 испытуемый (средний возраст 16,5 лет), с выраженным и устойчивым паттерном Интернет зависимого поведения. Большинство испытуемых увлекаются компьютерными играми, просмотрами фильмов, посещением различных информационных сайтов. Интернетом пользуются более 5 часов в день (среднее 7-8 часов). В контрольную группу вошел 21 испытуемый (средний возраст 16 лет) - условно здоровые подростки с минимальным риском возникновения Интернет зависимого поведения. Используют интернет менее 3 часов в день (среднее 1,5 часа).

Результаты и их обсуждение. Проведенное исследование выявило, что из всех обследованных подростков (и=190), 11,0% имеют признаки интернет-зависимости, 42,0% злоупотребляет интернетом, 47,0% признаков интернет-зависимости не обнаружили. Характеристика групп по данным теста Чен выявила следующее: в группе с выраженным и устойчивым паттерном Интернет зависимого поведения баллы по различным симптомам распределены следующим образом:

- Шкала компульсивных симптомов: 13,5 (стандартное 13,5)

- Шкала симптомов отмены: 15,3 (стандартное 17,5)

- Шкала толерантности: 12 (стандартное 11,667)

- Шкала внутриличностных проблем: 15, 388 (стандартное 17, 167)

- Шкала управления временем: 15, 111 (стандартное 15, 834)

- Ключевые симптомы интернет зависимости: 40, 833 (стандартное 42,667)

- Проблемы, связанные с Интернет зависимостью: 30 (стандартное 33)

- Общий балл: от 65 и выше.

В контрольной группе испытуемые набрали от 30 до 37 баллов, что позволяет говорить о том, что у них наблюдается минимальный риск возникновения Интернет зависимого поведения.

Значения показателей по основным шкалам (оценка средних):

- Шкала компульсивных симптомов: 6,7 (стандартное 7,5)

- Шкала симптомов отмены: 7,0 (стандартное 7,875)

- Шкала толерантности: 5,6 (стандартное 6,5)

- Шкала внутриличностных проблем: 8,5 (стандартное 8,875)

- Шкала управления временем: 6,7 (стандартное 7,25)

- Ключевые симптомы интернет зависимости: 19,4 (стандартное 21,875)

- Проблемы связанные с Интернет зависимостью: 15,3 (стандартное 16,125)

- Общий балл: от 30 до 37 (стандартное от 27 до 42)

Анализ данных теста СЖО (в адаптации Д. А. Леонтьева) обнаружил, что показатели интернет-зависимых подростков по большинству шкал ниже среднестатистических баллов и достоверно ниже (p<0, 05, по критерию U Манна-Уитни) показателей испытуемых контрольной группы.Значимые различия получены по шкалам: «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-Жизнь». Высокие баллы по шкале «Процесс жизни» и низкие по 3 и 4 шкале характеризуют Интернет-зависимых подростков как гедонистов, они стараются получать как можно больше сиюминутных удовольствий, не загадывая на будущее и стараясь не обращать внимание на прошлое. Однако результаты по шкале «Результативность жизни» говорят нам о том, что для этих подростков оценка прошлого оказывается удручающей, они не считают прошлый период жизни осмысленным, результативным, не видят своей самореализации. Соотношение показателей шкал «Локус контроля-жизнь» и «Локус контроля-Я» говорит о том, что Интернет-зависимые подростки не уверены в собственных силах и возможности контролировать свою жизнь, но в то же время у них есть убеждение в том, что человек может полностью влиять на все события в своей жизни. Полученные данные позволяют говорить о том, что интернет-зависимые подростки характеризуются как люди, живущие сегодняшним или вчерашним днем, при этом у них наблюдаются признаки неудовлетворенности своей жизнью как в настоящем, так и в прожитой части жизни. Характерно наблюдаемое противоречие между представлением о себе, как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, уверенностью в том, что все действия обязательно приводят к стопроцентному успеху и, одновременно, отсутствием реальных планов в достижении целей и ответственности за свои действия (локус контроля «Я»), убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, все зависит от судьбы (локус контроля «Жизнь»). По методике «Ценностные ориентации» М. Рокича значимые различия выявлены по ценности любовь, которая важнее для Интернет-зависимых подростков.

Наиболее значимые терминальные ценности в группе ИЗ:

1. Счастливая семейная жизнь;

2. Наличие друзей;

3. Любовь;

4. Здоровье;

5. Развитие.

В контрольной группе:

1. Наличие друзей;

2. Здоровье;

3. Счастливая семейная жизнь;

4. Любовь;

5. Развитие.

Следует отметить явное противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкую ценность друзей. Данное противоречие обуславливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков, что в последующем затрудняет и создание, развитие гармоничных семейных отношений. В свою очередь высокая ценность семейных отношений может быть связана с их неудовлетворенностью собственной семьей, как было отмечено нами в более ранних работах [5]. Характерно, что при наличии высокой ценности любви и семейной жизни явно недостаточно инструментальных ценностей для их достижения - принижение значимости таких инструментальных ценностей, как честность и образованность

В целом, по отношению к ценностным ориентациям можно выдвинуть предположение, что данные результаты отражают общее представление испытуемых экспериментальной группы о социальных ценностях (воспитанность, жизнерадостность, ответственность, самоконтроль), носят декларативный характер и являются проявлением выраженной потребности в социальной желательности, т.к. в реальной жизни интернет-зависимые подростки обнаруживают отсутствие декларируемых ими свойств.

Результаты, полученные по методике CIAS в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова и результаты методики Тест СЖО (в адаптации Д. А. Леонтьева) были подвергнуты корреляционному анализу, в ходе которого были выявлены следующие корреляционные связи. Выявлены достоверно значимые (p, 0,01) корреляции интегрального показателя шкалы Чен с процессом (интересом) жизни (г=-0,495) и с результативностью жизни (г=-0,465). Между шкалой управления временем и шкалой Локус контроля-Жизнь (r=-0,336, p<0,05). Все выявленные корреляционные связи являются отрицательными. Таким образом, чем более выражены симптомы интернет-зависимости, тем ниже наполненность жизнью и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше

удовлетворенность от самореализации и достижения результатов. Затруднения контроля над управлением своим временем напрямую связано с контролем над своею жизнью. Корреляционный анализ результатов, полученных по методике CIAS в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова и методике «Ценностные ориентации» М. Рокича показал наличие следующей корреляционной связи. Выявлена корреляция между шкалой толерантности и ценностью активной деятельной жизни. Положительная корреляционная связь нарастания времени, проведенного в интернете и ценности активной жизни возможно отражает наличие у интернет-зависимых подростков подмены активной жизни в реальности активностью в виртуальной жизни. Характерно, что с ростом симптомов толерантности и, соответственно, увеличением времени, проводимого в сети, снижается значимость материальных ценностей (r=-0,339). В то же время такие симптомы интернет-зависимости, как конфликты с ближайшим окружением и затруднения контроля времени, положительно коррелируют (r=0,358 и r= 0,405, соответственно) с ценностью дружеских отношений, что проявляет определенную противоречивость мотивов интернет-зависимого подростка между значимостью виртуального мира и наличием хороших друзей.

Выводы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что интернет-зависимые подростки не планируют свое будущее, а живут сегодняшним или вчерашним днем, при этом большей частью не удовлетворены своей жизнью как в настоящем, так и в прожитой части жизни. У интернет-зависимых подростков имеется явное противоречие между представлением о себе, как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха и делегированием ответственности за свои достижения другим, покорностью судьбе, в которой может «магическим» образом повезти или не повезти, тем самым они демонстрируют известную склонность к магическому мышлению, столь характерному для ребенка. Также следует отметить противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкую ценность друзей, что обуславливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков и затрудняет создание и развитие гармоничных семейных отношений. Наличие высокой ценности любви и семейной жизни недостаточно обеспечено инструментальными ценностями, что препятствует их достижению в будущем и, вероятно, вновь приведет к разочарованию. Чем более выражены симптомы интернет-зависимости у подростков, тем ниже у них ощущение наполненности жизнью и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше у подростков удовлетворенность от самореализации и достижения результатов.

Литература

1. Астафьева О.Н., Колин К.К., Суконкин В.А. Формирование культурных ценностей общества в условиях развития информационных технологий. Культурное наследие в условиях информационного общества. Коллективная монография. Челябинск: ЧГАКИ, 2011. С. 76-90.

2. Видинеева О.В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте: дис. канд. психол. наук. М.: Московский открытый социологический университет, 2003. С. 186.

3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете I Под ред. Войскунского А.Е. М., 2000. С. 100-131.

4. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью II Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5, № 2. С. 20-27

5. Малыгин В.Л., Искандирова А.С. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. Москва: Изд-во «Азбука образования», 2010. С. 136.

6. Мирошниченко А. В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости II Российский психологический журнал. 2010. Т 7, № 2. С. 54-58.

7. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2004. С. 175.

8. Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интеренет-зависимым поведением: автореферат дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2013.

9. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» II Психологический журнал. 2002. Т. 22, № 1. С. 113-117.

10. Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? II Am. Psychol. 1998. V. 53. P. 1017-1031.

11. Allison S. E., von Wahlde L., Shockley T., Gabbard G.O. The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games II The American Journal of Psychiatry. 2006. Vol. 163, №3. Р. 381-385.

12. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents I Ko C.H., Yen J.Y., Chen C.C. [et al.] II Journal of Nervous and Mental Disease. 2005. Vol. 193. P. 273-277.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2016 - N 4

13. Parker J.D.A., Taylor R.N., Eastabrook J.M., Schell S.L., Wood L.M. Problem gambling in adolescence: relationships with internet misuse, gaming abuse and emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2008. №45. P. 174-180.

14. Caplan S. E., Williams D., Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25, №6. P. 1312-1319.

15. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction // Adolescent addiction: Epidemiology, assessment and treatment. 2008. P.231-267.

References

1. Astafeva ON, Kolin KK, Sukonkin VA. Formirovanie kul'turnykh tsennostey obshchestva v uslo-viyakh razvitiya informatsionnykh tekhnologiy [Formation of the cultural values of the society in terms of information technology]. Kul'turnoe nasledie v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. Kollektivnaya monografiya. Chelyabinsk: ChGAKI; 2011. Russian.

2. Vidineeva OV. Osobennosti tsennostnykh orientatsiy i usloviya ikh formirovaniya v starshem shkol'nom vozraste [Features of valuable orientations and conditions of their formation in the senior school age] [dissertation]. Moscow (Moscow region): Moskovskiy otkrytyy sotsiologicheskiy universitet; 2003. Russian.

3. Voyskunskiy AE. Fenomen zavisimosti ot Interneta. Gumanitarnye issledovaniya v Internete [The phenomenon of dependence on the Internet. Humanities research on the Internet]. Pod red. Voyskunskogo AE. Moscow; 2000. Russian.

4. Egorov AY, Kuznetsova N, Petrova E. Osobennosti lichnosti podrostkov s internet-zavisimost'yu [Features of the personality of adolescents with internet addiction]. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov. 2005;5(2):20-7. Russian.

5. Malygin VL, Iskandirova AS. Internet-zavisimoe povedenie u podrostkov [Internet-dependent behavior in adolescents]. Klinika, diagnostika, profilaktika. Moscow: Izd-vo «Azbuka obrazovaniya»; 2010. Russian.

6. Miroshnichenko AV. Transformatsii smyslovoy sfery uspeshnykh yunoshey s razlichnym urovnem in-ternet-zavisimosti [Transformation semantic sphere of successful young men with different levels of Internet addiction]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2010;7(2):54-8. Russian.

7. Stoylik AY. Variativnost' tsennostnykh orientatsiy sovremennykh starsheklassnikov [Variability of valuable orientations of modern high school students] [dissertation]. Moscow (Moscow region): Moskovskiy gosudarstvennyy psikhologo-pedagogicheskiy universitet; 2004. Russian.

8. Khomeriki NS. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti podrostkov s interenet-zavisimym pove-deniem [Individually-psychological features of teenagers with internet-dependent behavior] [dissertation]. Sankt-Peterburg (Sankt-Peterburg region); 2013. Russian.

9. Chudova IV. Osobennosti obraza «Ya» «Zhitelya Interneta» [It features the image of "I", "The inhabitants of the Internet"]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2002;22(1):113-7. Russian.

10. Kraut R, Patterson M, Lundmark V, Kiesler S, Mukopadhyay T, Scherlis W. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? Am. Psychol. 1998;53:1017-31.

11. Allison SE, von Wahlde L, Shockley T, Gabbard GO. The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games. The American Journal of Psychiatry. 2006;163(3):381-5.

12. Ko CH, Yen JY, Chen CC, et al. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents. Journal of Nervous and Mental Disease. 2005;193:273-7.

13. Parker JDA, Taylor RN, Eastabrook JM, Schell SL, Wood LM. Problem gambling in adolescence: relationships with internet misuse, gaming abuse and emotional intelligence. Personality and Individual Differences. 2008;45:174-80.

14. Caplan SE, Williams D, Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players. Computers in Human Behavior. 2009;25(6):1312-9.

15. Griffiths MD. Internet and video-game addiction. Adolescent addiction: Epidemiology, assessment and treatment. 2008:231-67.

Библиографическая ссылка:

Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Прокофьева А.В., Портнягин В.Н., Барышевская М.В. Ценностно-смысловая сфера у подростков с интернет-зависимым поведением // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. №4. Публикация 7-5. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-4/7-5.pdf (дата обращения: 14.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.