Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
восприятие / ЗПР / дети / perception / mental retardation / children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Г. А.

Работа посвящена специфике развития восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР). В ней рассматриваются особенности формирования различных видов восприятия у данной категории детей, отмечаются отставания в темпах развития и качественные отличия от нормы. Анализ опирается на существующие психолого-педагогические исследования, описывающие проблемы в дифференциации, целостности, константности восприятия детей имеющими ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошилова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF DEVELOPMENT OF PERCEPTION IN CHILDREN WITH MENTAL DELAY

The work is devoted to the specificity of development of perception in children with mental retardation (MD). In its analysis of the features of formation of various types of perception in this category of children, lags in the rate of development and qualitative indicators from the standards are noted. The analysis is based on periodic psychological and pedagogical studies describing problems in differentiation, constancy of perception of children with MD.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159

Ворошилова Г.А.

студент магистратуры, кафедры дефектологии Томский государственный педагогический университет

(г. Томск, Россия)

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: работа посвящена специфике развития восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР). В ней рассматриваются особенности формирования различных видов восприятия у данной категории детей, отмечаются отставания в темпах развития и качественные отличия от нормы. Анализ опирается на существующие психолого-педагогические исследования, описывающие проблемы в дифференциации, целостности, константности восприятия детей имеющими ЗПР.

Ключевые слова: восприятие, ЗПР, дети.

Залог успешного обучения и адаптации в будущем закладывается в дошкольном возрасте через систематическое развитие сенсорных процессов, обеспечивающих адекватное восприятие окружающего мира.

Сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира [1, с. 112].

Восприятие - это активный когнитивный процесс построения ментальных представлений об окружающей среде. Раннее детство, по мнению А. В. Запорожца, является особенно чувствительным для этого процесса развития, подпитываемого творческой деятельностью, которая развивает аналитические, перцептивные и когнитивные способности ребенка.

Дошкольный период характеризуется активным освоением сенсорных эталонов и совершенствованием перцептивных действий, что является основой формирования восприятия.

У детей с задержкой психического развития сенсорное восприятие отличается от восприятия детей с нормой развития. [2, с. 64].

Формирование восприятия у детей с ЗПР замедлено и опирается на непосредственное восприятие свойств предметов.

У детей с ЗПР отмечается ослабленная способность к восприятию и переработке сенсорных данных.

Дети с ЗПР испытывают трудности с целостным восприятием. Им сложно выделить отдельные детали в сложном объекте или воссоздать его недостающие элементы. Это проявляется в затруднениях при достраивании фигур. Кроме того, быстрота и точность восприятия у таких детей сильно зависит от контекста: любое отклонение от привычных условий (изменение расположения предмета, освещения, или наличие дополнительных стимулов) может существенно ухудшить результаты.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления [3, с. 68].

Обработка информации происходит значительно медленнее, особенно в условиях высокой когнитивной нагрузки, например, когда стимулы являются как семантически, так и эмоционально значимыми.

По мнению ряда психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении [3, с. 68].

Неуспеваемость у детей с ЗПР часто обусловлена сложным взаимодействием различных факторов, включая возможные органические поражения головного мозга.

Все это свидетельствует о необходимости организации работы по формированию сенсорных эталонов у детей данной группы, поэтому развитие восприятия должно занимать особое место в работе психолога.

Развитие восприятия формирует важнейшую основу для развития внимания, речи и когнитивных способностей.

Эффективность мероприятий, направленных на развитие восприятия у детей, напрямую зависит от квалификации психолога и тщательно подобранных методик обучения.

Несколько педагогических подходов доказали свою эффективность в содействии развитию восприятия у детей. Во-первых, вербальный метод, использующий силу объяснения, повествования и инструкции, улучшает понимание, связывая абстрактные понятия с конкретными примерами во время непосредственного наблюдения за объектами. Этот метод очень эффективен для установления фундаментального понимания. Во-вторых, практический подход, основанный на опыте, поощряет непосредственное взаимодействие с объектами, облегчая обучение посредством наблюдения, манипуляций и тактильных ощущений. Такое мультисенсорное взаимодействие способствует более глубокому пониманию и запоминанию. В-третьих, игровой подход, использующий увлекательный характер игры, повышает мотивацию и способствует обучению.

Учитывая проблемы с восприятием и когнитивным развитием, с которыми сталкиваются дети с задержками в развитии, целенаправленное вмешательство имеет решающее значение. Ранняя и всесторонняя поддержка, направленная на развитие навыков восприятия и других когнитивных функций, может положительно повлиять на развитие и потенциально улучшить результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста — М.: Просвещение,1996 С. 112;

2. Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: — Москва: Школьная пресса, 2004. С. 64;

3. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога— М.: Феникс, 2007. С. 68

Voroshilova G.A.

Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia)

SPECIFICITY OF DEVELOPMENT OF PERCEPTION IN CHILDREN WITH MENTAL DELAY

Abstract: the work is devoted to the specificity of development of perception in children with mental retardation (MD). In its analysis of the features of formation of various types of perception in this category of children, lags in the rate of development and qualitative indicators from the standards are noted. The analysis is based on periodic psychological and pedagogical studies describing problems in differentiation, constancy ofperception of children with MD.

Keywords: perception, mental retardation, children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.