Научная статья на тему 'СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕБЕНОК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ И ТАКТИЛЬНЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Творогова Анна Владимировна

В статье рассматривается описание методики формирования восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Представлены базовые принципы построения коррекционно-развивающей работы, направленной на всестороннее и гармоничное развитие восприятия у детей данной категории. Рассматриваются основные психолого-педагогические условия реализации данной методики с учетом основных образовательных областей в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с задержкой психического развития. Описывается реализация методики, включающей в себя сенсорно-интегративный подход, учитывающий основные образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Сенсорно-интегративный подход включает в себя основные функциональные и многопрофильные системы, которые способствуют интериоризации функциональных систем, взаимосвязанных с восприятием внешних факторов, имеющих пласт базовых структур, на основе которых происходит взаимодействие одних анализаторных систем с другими. Представлены основные результаты коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия, особенностью которого выступает ансамбль сенсорных систем ощущений: тактильных, зрительных, кинестетических. Для реализации данного подхода по развитию восприятия у дошкольников с ЗПР кратко описываются игры и игровые упражнения, разработанные с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Предлагаются основные алгоритмы составления коррекционно-развивающих занятий по формированию восприятия и интеграции в основной образовательный процесс в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Творогова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSORY-INTEGRATION APPROACH TO THE FORMATION OF PERCEPTION IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DELAY

The article discusses the description of the methodology for the formation of perception in preschool children with mental retardation. The basic principles of building correctional and developmental work aimed at the comprehensive and harmonious development of perception in children of this category are presented. The main psychological and pedagogical conditions for the implementation of this methodology are considered, taking into account the main educational areas in accordance with the adapted educational program for children with mental retardation. The implementation of the methodology is described, which includes a sensory-integrative approach that takes into account the basic educational needs of preschool children with mental retardation. The sensory-integrative approach includes the main functional and multidisciplinary systems that contribute to the internalization of functional systems interconnected with the perception of external factors, having a layer of basic structures, on the basis of which some analyzer systems interact with others. The main results of the correctional-developing perception formation feature of which is the ensemble of sensory systems of sensations: tactile, visual, kinesthetic are presented. To implement this approach to the development of perception in preschool children with mental retardation, games and game exercises developed taking into account the Federal State Educational Standard (FSES) are briefly described. The main algorithms for compiling correctional and developmental classes for the formation of perception and integration into the main educational process in a preschool institution are proposed.

Текст научной работы на тему «СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

14. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 2.

15. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вента-Граф, 2006. - 372 с.

16. Останина, Н.Ю. Пропедевтика (Основы композиции): учебное пособие / Н.Ю. Останина, В.С. Медведевских. -Курган.: Курганский государственный университет, 2013. - 46 с.

17. Паранюшкин, Р. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 79 с.

18. Руднев, И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве / И.Ю. Руднев. - М.: Мир науки, 2019. - 100 с.

19. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с.

20. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь / Д.Н. Ушаков [и д.р.]. - М.: Полиграфкнига, 1940. - 1470 с.

21. Чигинцева, О.Н. Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02) / Ольга Николаевна Чигинцева; ФГБОУ ВПО Уральский гос.пед.универ. - Екатеринбург, 2011. - 24 с.

22. Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

23. Эйбел, Дж. От идеи до печати. 15 пошаговых уроков по созданию комикса / Дж. Эйбел, М. Мэдден. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 336 с.

Педагогика

УДК 376

руководитель коррекционно-развивающей

студии «Цветы жизни» Творогова Анна Владимировна

Обособленное структурное подразделение Территориальная клубная система «Кунцево»

Государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы

«Объединение культурных центров Западного административного округа» (г. Москва)

СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается описание методики формирования восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Представлены базовые принципы построения коррекционно-развивающей работы, направленной на всестороннее и гармоничное развитие восприятия у детей данной категории. Рассматриваются основные психолого-педагогические условия реализации данной методики с учетом основных образовательных областей в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с задержкой психического развития. Описывается реализация методики, включающей в себя сенсорно-интегративный подход, учитывающий основные образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Сенсорно-интегративный подход включает в себя основные функциональные и многопрофильные системы, которые способствуют интериоризации функциональных систем, взаимосвязанных с восприятием внешних факторов, имеющих пласт базовых структур, на основе которых происходит взаимодействие одних анализаторных систем с другими. Представлены основные результаты коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия, особенностью которого выступает ансамбль сенсорных систем ощущений: тактильных, зрительных, кинестетических. Для реализации данного подхода по развитию восприятия у дошкольников с ЗПР кратко описываются игры и игровые упражнения, разработанные с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Предлагаются основные алгоритмы составления коррекционно-развивающих занятий по формированию восприятия и интеграции в основной образовательный процесс в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: восприятие, сенсорная интеграция, ребенок с задержкой психического развития, сенсорные системы, зрительные и тактильные анализаторы.

Annotation. The article discusses the description of the methodology for the formation of perception in preschool children with mental retardation. The basic principles of building correctional and developmental work aimed at the comprehensive and harmonious development of perception in children of this category are presented. The main psychological and pedagogical conditions for the implementation of this methodology are considered, taking into account the main educational areas in accordance with the adapted educational program for children with mental retardation. The implementation of the methodology is described, which includes a sensory-integrative approach that takes into account the basic educational needs of preschool children with mental retardation. The sensory-integrative approach includes the main functional and multidisciplinary systems that contribute to the internalization of functional systems interconnected with the perception of external factors, having a layer of basic structures, on the basis of which some analyzer systems interact with others. The main results of the correctional-developing perception formation feature of which is the ensemble of sensory systems of sensations: tactile, visual, kinesthetic are presented. To implement this approach to the development of perception in preschool children with mental retardation, games and game exercises developed taking into account the Federal State Educational Standard (FSES) are briefly described. The main algorithms for compiling correctional and developmental classes for the formation of perception and integration into the main educational process in a preschool institution are proposed.

Key words: perception, sensory integration, mentally retarded child, sensory systems, visual and tactile analyzers.

Введение. В исследованиях рассматриваются вопросы о взаимодействии сенсорных систем и механизмов развития восприятия. Основные исследовательские позиции рассматривают восприятие как фундамент чувственного познания, получающий информацию с помощью сенсорных систем. Анализ процесса восприятия представляется как совокупность перцептивных операций и действий. В рамках формирования в процессе онтогенеза сенсорных систем образуются новые, более сложные многофункциональные сенсорные структуры, в основу которых положен принцип трансформации одних систем в другие [1, 2, 3, 8, 11, 17].

Исходя из этого, в формировании восприятия необходимо учитывать межфункциональность сенсорных систем. Развитие восприятия происходит посредством активизации перцептивных действий и пропреоцептивных систем.

Неправильная сформированность восприятия у детей с задержкой психического развития приводит к тому, что сенсорные эталоны имеют искаженный характер, а перцептивные операции не соответствуют поставленным задачам [10, 13, 16, 18].

Нарушение восприятия при задержке психического развития выражаются в несвоевременном развитии элементов нервной системы или психики в целом. Все это приводит к тому, что при несвоевременной коррекционно-развивающей работе возникают характерные сложности в период школьного обучения. Например, возникают трудности при обучении чтению, а именно замены и пропуски букв. Такого рода ошибки возникают у детей с ЗПР при несформированности зрительного пространственного восприятия [6, 9]. Интеграция зрительной и слуховой систем у детей указанной категории также затруднена, так как зрительная и слуховая модальности не взаимодействуют друг с другом. Затруднено осязательное восприятие при использовании стимулов знакомых предметов [5, 19, 20, 24, 26].

Изложение основного материала статьи. Формирование восприятия у детей с ЗПР проводилось в образовательных организациях и группах комбинированной направленности. При разработке методики формирования восприятия у детей с задержкой психического развития нами были выделены основные принципы организации коррекционно-развивающей деятельности:

- принятие во внимание нарушения развития;

- обращение к сохранным психическим процессам и анализаторным системам;

- принятие во внимание взаимной связи между речью и другими процессами психики;

- контроль, обуславливающий потребность в стабильном объеме обратной связи;

- принятие во внимание особенностей личности, а также социальной природы ребенка;

- деятельностный подход и др. [7, 14, 15, 25].

Для реализации коррекционно-развивающей работы нами были обозначены следующие условия:

- учет особенностей детей с задержкой психического развития;

- использование игр и игровых упражнений, построенных на межсенсорном и межполушарном взаимодействии, направленном на формирование восприятия в сенсорно интегрированной среде;

- регулярность занятий.

В рамках реализованного комплекса были использованы возможности игровых приемов при организации продуктивных видов деятельности [4, 12, 21, 22, 23].

В рамках обучающего эксперимента были выделены основные особенности восприятия детей с ЗПР: внимание недостаточно произвольно и устойчиво, обладает малым объемом и переключаемостью. Специфика восприятия: замедленное осмысление соотношения целого и части, сниженные способности к дифференциации, переработка информации, препятствующей формированию общей картины, затруднение ориентировки в пространстве, сложности в выполнении копировании, срисовывании.

Коррекционно-образовательная работа с детьми с задержкой психического развития строилась в ходе обучающего эксперимента на основе сенсорно-интегративного подхода. Он включает основные функциональные и многопрофильные системы, которые способствуют интериоризации функциональных систем, взаимосвязанных с восприятием внешних факторов, имеющих пласт базовых структур, на основе которых происходит взаимодействие одних анализаторных систем с другими.

В процесс образовательной деятельности с детьми на сенсорно-интегративной основе нами были включены дидактические игры: «Найди отличия в картинках», «Какого предмета не хватает?», «Найди одинаковые символы». Эффективными могут быть такие приемы, как: обучение сбору пазлов и мозаик, словесные игры на поиск общего понятия, игры типа «Что общего», «Назови, чем похоже» и пр. Развитию зрительно-моторной координации будет способствовать тренировка в срисовывании различных орнаментов и узоров (начиная с простых, затем более сложных).

Для реализации поставленных задач по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР были выделены основные условия по организации коррекционно-развивающих занятий. Начало любого занятия проводилось с опорой на содержание предыдущего, создавалась психологически комфортная и творческая обстановка, учитывалась эмоционально-позитивная, доброжелательная и понятная речь педагога, велась регулярная смена деятельности, но с условием, что пройденный материал у детей закреплен и автоматизирован.

В качестве воздействия на формирование восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством реализации специально подобранных игр и игровых упражнений сформулированы основные направления по активизации: сенсорных процессов; межсенсорного и межполушарного взаимодействия; повышения показателей уровня восприятия. Основу коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия составила организация полифункциональной среды как пространства образовательной деятельности.

Для обеспечения полифункциональной среды в группе детского сада были изготовлены пособия для развития сенсорных представлений у детей. Все подготовленные материалы и пособия были в открытом доступе: объемные тела кубиков, шаров, цилиндров, пирамид и призм разных величин и цветов; деревянные геометрические фигуры разных размеров и цветов; пособие «Цветные таблички М. Монтессори»; логические блоки, палочки, домино, пирамидки, бусинки, пуговицы, шнуровки, мозаики и другое. Логические блоки позволяют знакомить детей с самыми разнообразными признаками предметов: формой, цветом, объемом и пр. Эти логические блоки можно использовать для создания мозаик. Также было изготовлено пособие «Сенсорный пакет для рисования». Это очень яркое пособие, которое сразу привлекает внимание детей. Его неоспоримым достоинством является возможность проведения на его основе большого перечня разнообразных игр и заданий, которые актуализируют интерес к изобразительной деятельности и способствуют формированию сенсорных представлений [20, 22].

Для определения эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению несформированности восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития была проведена повторная диагностика по параметрам: зрительно-пространственные представления; восприятие фигуры/фона; копирование рисунка; конструктивный праксис; визомоторная координация.

В диаграмме отражена динамика развития восприятия формы у дошкольников с ЗПР до и после участия в реализации коррекционно-развивающего комплекса.

Рисунок 1. Динамика развития восприятия формы у дошкольников с ЗПР до и после участия в реализации

коррекционно-развивающего комплекса

По итогам диагностики было выявлено, что показатель зрительно-пространственных представлений возрос в выборке детей с ЗПР с 13,5 до 14 баллов (при максимально возможном балле в 24 балла). У детей с ЗПР возникли сложности при выполнении заданий: они не смогли показать одновременный рост успешности выполнения всех проб, составляющих данный параметр. Однако отмечается прогресс в реализации проб на соотнесение объемных и плоскостных фигур, в развитии аналитических способностей определения признаков фигур и в понимании словесной инструкции. Различия между диагностическими данными, полученными по этому параметру на констатирующем и контрольном этапах исследования в выборке дошкольников с ЗПР, достоверны при р<0,01.

В отношении восприятия и отделения фигуры и фона средний балл в выборке детей с ЗПР возрос с 8,59 до 9,14 баллов при максимально возможном балле в 16 баллов (различия достоверны при р<0,01). Вместе с тем зашумленные фигуры и их идентификация по-прежнему представляют проблемы для категории дошкольников с ЗПР. Копирование рисунка позволяет выявить степень развития у ребенка способности к построению целостного образа за счет одновременной деятельности афферентных и эфферентных звеньев, отвечающих за полимодальность сенсорно-перцептивных процессов. Конструктивный праксис изучался посредством пробы на составление фигуры из ее отдельных частей и соотнесение предметов в трехмерном пространстве. Благодаря участию в формирующем этапе исследования дошкольники с ЗПР смогли продемонстрировать рост среднего балла по данному параметру: с 4,27 до 4,77 баллов при максимально возможном балле в 8 баллов (различия достоверны при р<0,01). Рост успешности выполнения пробы на визомоторную координацию у дошкольников с ЗПР составил: с 1,95 до 2,5 баллов при максимально возможном балле в 4 балла (различия достоверны при р<0,01). Отмечается рост заинтересованности детей в выполнении задания, попытка смены захвата карандаша с захвата кулаком на захват пальцами рук. Однако по-прежнему сохраняется определенный моторный гипертонус, препятствующий деятельности.

Выводы. Результаты исследования позволили установить, что у детей дошкольного возраста с ЗПР в ходе коррекционно-развивающих занятий уровень сформированности восприятия позволяет им несколько приблизиться к результатам диагностики их нормотипично развитых сверстников, но не достичь их в полной мере. Эти результаты ожидаемы. Нарушения восприятия дошкольников с ЗПР преодолимы. Для этого требуется длительная и планомерная работа на основе сенсорно-интегративного подхода для реализации целей и задач формирования восприятия в совместной деятельности с детьми во всех образовательных областях с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка с ЗПР.

Таким образом, полученные диагностические данные однозначно свидетельствуют в пользу того, что коррекционно-развивающий комплекс по формированию восприятия у детей с ЗПР эффективен, позволяет благотворно влиять на зрительно-пространственные представления, восприятие фигуры и фона, способность к координированным действиям при копировании рисунка, конструктивный праксис и визомоторную координацию детей указанной категории. Важным аспектом по формированию восприятия является последовательность и планомерность реализации методики, включающей в себя сенсорно-интегративный подход в созданной многопрофильной сенсорной среде.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 384 с.

2. Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция / Э.Д. Айрес, Дж. Роббинса. - М.: Теревинф, 2017. - 268 с.

3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: RUGRAM, 2022. - 450 с.

4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников. - М.: Наука, 2020. - 212 с.

5. Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей. - М.: Теревинф, 2018. - 768 с.

6. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение / К. Барт; пер. с нем. H.A. Горловой, A.A. Михлина; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2006 - 208 с.

7. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: организационный аспект / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. - М.: Сфера: Секачев В., 2004. - 79 с.

8. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

9. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Ника-пресс, 1998. - 192 с.

10. Жилина, Ж.А. Сенсорно-перцептивная сфера и интеллектуальные способности дошкольников с задержкой психического развития / Ж.А. Жилина, А.В. Пузырев // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей / под общ. ред. Г.Н. Гужиной. - М., 2020. - С. 254-260

11. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - М.: АПН РСФСР,

1963. - 227 с.

12. Катаева, А.А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию умственно отсталых детей / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

13. Колесникова, Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития / Г.И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М.: Юрайт, 2016. - 346 с.

14. Комарова, Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. работы в детском саду / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 100 с.

15. Коробейников, И.А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 3-13

16. Лобанов, А.П. Ведущая репрезентативная система и динамика ее развития в контексте теории сенсорно-перцептивных способностей / А.П. Лобанов, Н.П. Радчикова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 4. - С. 125-131

17. Манасеина, М.М. Воспитание ощущений / М.М. Манасеина // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; ред. С.Ф. Егоров. - М.: Академия, 1999. - С. 227-231

18. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И.Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34

19. Марченко, Е.А. Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в дошкольном возрасте: цели, направления, методы / Е.А. Марченко // Учебный год. - 2016. - № 2 (43). - С. 28-29

20. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. - СПб.: ВОЛОНТЕРЫ, 2009. - 320 с.

21. Путинцева, С.Ю. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как эффективное средство развития зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Путинцева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 10-1. - С. 67-71

22. Рябкова, И.А. Исследование свободной игры с полифункциональным материалом / И.А. Рябкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 60-62

23. Якшина, А.Н. Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований / А.Н. Якшина // Современное дошкольное образование. - 2020. - № 4 (100). - С. 50-61

24. Birch, H.G. Brain damage in children: The biological and social aspects / H.G. Birch. - Baltimore: William & Wilkins,

1964. - 199 p.

25. Isbell, Ch. Sensory integration: a guide for preschool teachers / Ch. Isbell, R. Isbell. - Lewisville, NC.: Gryphon House Books, 2007. - 144 p.

26. Miller, L.J. Sensational kids: hope and help for children with sensory processing disorder / L.J. Miller, D.A. Fuller, J. Roetenberg. - New York City: TarcherPerigee, 2014. - 434 p.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат филологических наук, доцент Телегина Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Ваганова Наталья Вячеславовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Целью статьи является изучение роли коммуникативного подхода при обучении грамматике иностранного языка. Авторами рассматривается роль грамматики как одного из аспектов языка, раскрывается сущность коммуникативного подхода, основные принципы, преимущества и недостатки применения данного подхода при обучении грамматическому аспекту иностранного языка. Грамматика, имеющая неоспоримую значимость для полноценного речевого взаимодействия, для эффективного усвоения должна находить применение в ситуациях, приближенных к естественным условиям, на создание которых нацелен коммуникативный подход, формирующий у учащихся иноязычную коммуникативную компетенцию. Для успешной реализации данного подхода требуется учет основных его принципов.

Ключевые слова: обучение, иностранный язык, грамматика, коммуникативный подход.

Annotation. The purpose of the article is to study the role of the communicative approach in teaching the grammar of a foreign language. The authors consider the role of grammar as one of the aspects of the language, reveal the essence of the communicative approach, the main principles, advantages and disadvantages of using this approach while teaching the grammatical aspect of a foreign language. Grammar, which is of undeniable importance for full-fledged speech interaction, for effective assimilation should be used in situations close to natural conditions, the creation of which is aimed at the communicative approach, which forms students' foreign language communicative competence. For the successful implementation of this approach, it is necessary to take into account its basic principles.

Key words: teaching, foreign language, grammar, communicative approach.

Введение. На современном этапе развития российского образования широкое распространение получает компетентностный подход в обучении [3, 7]. Говоря об иностранных языках, главной целью обучения в настоящее время является овладение коммуникативными компетенциями на изучаемом языке [5].

Термин «коммуникативная компетенция» был введен Деллом Хаймсом и в отношении к иностранному языку определен как способность использования языковых навыков и умений в разных социальных ситуациях. По мнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.