Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сенсорное воспитание / сенсорное восприятие / сенсорные эталоны / дошкольники / ЗПР / задержка психического развития / дети с задержкой психического развития / взаимодействие с семьей / родители / семейное воспитание / sensory education / sensory perception / sensory standards / preschoolers / DPD / disorders of psychological development / children with disorders of psychological development / cooperation with the family / family education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Павловна Гарипова, Людмила Викторовна Христолюбова

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Взаимодействие с семьей рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из основных принципов дошкольного образования, включающего психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителей ребенка с ОВЗ в вопросах специальной педагогики и психологии. Особую роль в коррекции нарушений развития детей с ОВЗ играет сенсорное воспитание, позволяющее формировать целостные представления о предметах и явлениях окружающего мира посредством развития всех видов сенсорного восприятия. Цель исследования, представленного в статье, — определить эффективные формы, методы и содержание взаимодействия с семьей в сенсорном воспитании дошкольников с ЗПР. В статье определены роль семьи в развитии детей дошкольного возраста, особенности развития детей с ЗПР, значение сенсорного воспитания в коррекции их развития. Особое внимание уделяется основным понятиям теории и методики сенсорного воспитания: виды сенсорного восприятия, сенсорные эталоны, задачи и методы сенсорного воспитания дошкольников. Описывается экспериментальное исследование, включающее диагностику сенсорных навыков дошкольников с ЗПР и комплекс мероприятий, проводимых с родителями с целью их просвещения в проблемах сенсорного воспитания. Подробно рассматривается содержание родительских собраний-практикумов, алгоритм, методы и приемы формирования у детей с ЗПР сенсорных эталонов цвета, формы, величины, вкуса, запаха и т. п. Материалы исследования представляют интерес для обучающихся дефектологических факультетов, педагогов-дефектологов, родителей дошкольников с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Павловна Гарипова, Людмила Викторовна Христолюбова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION WITH THE FAMILY IN SENSORY EDUCATION OF PRESCHOOLERS WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT

The urgency of the topic can be attributed to the need to find new approaches in the education and up-bringing of children with disabilities, including preschoolers with disorders of psychological development (DPD). Cooperation with the family is considered in the Federal State Education Standard of Preschool Education as one of the basic principles of preschool education, including psycho-pedagogical support and education of the parents of a child with disabilities in matters of special pedagogy and psychology. Sensory education plays a special role in the rehabilitation of developmental disorders in children with disabilities. It allows them to form holistic ideas about objects and phenomena of the surrounding world through the development of all types of sensory perception. The aim of the research presented in the article is to determine the efficient forms, methods and content of cooperation with the family in the sensory education of preschoolers with DPD. The article defines the role of the family in the process of development of preschool children, the peculiarities of the development of chil-dren with DPD, and the importance of sensory education in the rehabilitation of their development. Special attention is paid to the basic concepts of the theory and methods of sensory education: types of sensory perception, sensory standards, and the tasks and methods of sensory education of preschoolers. The article describes an experimental study, which includes the diagnostics of sensory skills of preschoolers with DPD and a set of activities conducted with parents in order to educate them in the field of sensory education. In the article, the content of parent-teacher training sessions, the algorithm, methods and techniques of formation of sensory standards of color, shape, size, taste, smell, and the like in children with DPD are considered in detail. The materials of this study can be of interest to students of defectological faculties, teachers-defectologists, and parents of preschoolers with disabilities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Специальное образование. 2024. № 3 (75). Special Education. 2024. No 3 (75).

УДК 3 76.42-053 "465.00/.07"

ББК Ч456.091 ГРНТИ 14.29.01; 14.29.23

Анна Павловна Гариповаш Людмила Викторовна Христолюбова2н

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1,2 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

1 [email protected]

2 [email protected], 8РМ-код: 8616-3375

Аннотация. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Взаимодействие с семьей рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из основных принципов дошкольного образования, включающего психолого-педагогическую поддержку и просвещение родителей ребенка с ОВЗ в вопросах специальной педагогики и психологии.

Особую роль в коррекции нарушений развития детей с ОВЗ играет сенсорное воспитание, позволяющее формировать целостные представления о предметах и явлениях окружающего мира посредством развития

Код ВАК 5.8.3

Anna P. Garipova1H Lyudmila V. Khristolyubova2H

COOPERATION WITH THE FAMILY IN SENSORY EDUCATION OF PRESCHOOLERS WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT

1,2 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

1 [email protected]

2 [email protected], SPIN: 8616-3375

Abstract. The urgency of the topic can be attributed to the need to find new approaches in the education and upbringing of children with disabilities, including preschoolers with disorders of psychological development (DPD). Cooperation with the family is considered in the Federal State Education Standard of Preschool Education as one of the basic principles of preschool education, including psycho-pedagogical support and education of the parents of a child with disabilities in matters of special pedagogy and psychology.

Sensory education plays a special role in the rehabilitation of developmental disorders in children with disabilities. It allows them to form holistic ideas about objects and phenomena of the surrounding world through the development of all types of sensory perception. The aim of the research presented in the article is to determine the efficient forms, meth-

© Гарипова А. П., Христолюбова Л. В., 2024

всех видов сенсорного восприятия. Цель исследования, представленного в статье, — определить эффективные формы, методы и содержание взаимодействия с семьей в сенсорном воспитании дошкольников с ЗПР. В статье определены роль семьи в развитии детей дошкольного возраста, особенности развития детей с ЗПР, значение сенсорного воспитания в коррекции их развития. Особое внимание уделяется основным понятиям теории и методики сенсорного воспитания: виды сенсорного восприятия, сенсорные эталоны, задачи и методы сенсорного воспитания дошкольников. Описывается экспериментальное исследование, включающее диагностику сенсорных навыков дошкольников с ЗПР и комплекс мероприятий, проводимых с родителями с целью их просвещения в проблемах сенсорного воспитания. Подробно рассматривается содержание родительских собраний-практикумов, алгоритм, методы и приемы формирования у детей с ЗПР сенсорных эталонов цвета, формы, величины, вкуса, запаха и т. п.

Материалы исследования представляют интерес для обучающихся дефектологических факультетов, пе-дагогов-дефектологов, родителей дошкольников с ОВЗ.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, сенсорное восприятие, сенсорные эталоны, дошкольники, ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, взаимодействие с семьей, родители, семейное воспитание.

Информация об авторах: Гарипо-ва Анна Павловна, студентка 2 курса магистратуры, Уральский государственный педагогический университет;

ods and content of cooperation with the family in the sensory education of preschoolers with DPD. The article defines the role of the family in the process of development of preschool children, the peculiarities of the development of children with DPD, and the importance of sensory education in the rehabilitation of their development. Special attention is paid to the basic concepts of the theory and methods of sensory education: types of sensory perception, sensory standards, and the tasks and methods of sensory education of preschoolers. The article describes an experimental study, which includes the diagnostics of sensory skills of preschoolers with DPD and a set of activities conducted with parents in order to educate them in the field of sensory education. In the article, the content of parent-teacher training sessions, the algorithm, methods and techniques of formation of sensory standards of color, shape, size, taste, smell, and the like in children with DPD are considered in detail.

The materials of this study can be of interest to students of defectological faculties, teachers-defectologists, and parents of preschoolers with disabilities.

Keywords: sensory education, sensory perception, sensory standards, preschoolers, DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, cooperation with the family, family education.

Author's information: Garipova Anna Pavlovna, Master's Degree Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; email: [email protected].

Христолюбова Людмила Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ОВЗ, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; email: [email protected]. Для цитирования: Гарипова, А. П. Взаимодействие с семьей в сенсорном воспитании дошкольников с задержкой психического развития / А. П. Гарипова, Л. В. Христолюбова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 3 (75). — С. 113-128.

Khristolyubova Lyudmila Viktorovna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

For citation: Garipova, A. P., Khristolyu-bova, L. V. (2024). Cooperation with the Family in Sensory Education of Preschoolers with Disorders of Psychological Development. Special Education, 3(75), pp. 113-128. (In Russ.)

Подготовить общее представление относительно мира природы, относительно общества, все это и составляет непосредственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием

Л. С. Выготский

Введение

Одной из приоритетных задач современного этапа развития Российской Федерации (РФ) является повышение роли семьи в жизни общества, государства, в образовании и воспитании подрастающего поколения. Правительством РФ принимаются соответствующие директивы, законодательно закрепляющие поддержку института семьи в нашей стране (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Концепция государственной се -

мейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года от 25 августа 2014 г. № 1618-р и др.). В этой связи знаменательным является факт объявления в России 2024 года Годом семьи.

Большое значение имеет семейное воспитание в обучении и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно на ранних этапах их развития. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) сотрудничество с семьей рассматривается как

один из главных принципов дошкольного образования, который предусматривает не только психолого-педагогическую поддержку семьи в воспитании и образовании ребенка, но и повышение педагогической компетентности родителей, их непосредственное участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) [11; 17; 18; 21].

Проблемами роли семьи в развитии детей дошкольного возраста занимались известные отечественные психологи и педагоги, создавая методологическую базу для организации помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. И. Лу-бовский, Д. Б. Эльконин рассматривали личностное и психическое развитие ребенка как процесс присвоения социально-культурного опыта мира взрослых [1; 5; 12; 13; 19]. В свою очередь, дефектологи подходят к семье как реабилитационной структуре, которая может создать максимально благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями (С. Д. За-брамная, М. С. Певзнер, О. В. Югова и др.) [1; 4; 8; 20].

Согласно последним исследованиям, дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют около 40 % от всех детей с ОВЗ и инвалидностью, то есть являются самой большой нозоло-

гической группой [2]. Под задержкой психического развития понимается особый тип интеллектуального недоразвития, который проявляется в нарушениях темпа нормального психического развития ребенка в таких психических функциях, как внимание, мышление, память, воля, эмоции. Недостаточным уровнем развития характеризуются также все виды речевой деятельности, моторика, регуляция поведения [1; 12; 13]. В современных исследованиях использование термина «задержка», «отставание», «ретардация» (от англ. «retardation» — запаздывание) обусловлено тем, что эта патология рассматривается как явление временное: при своевременной коррекционной работе и благоприятной среде для обучения и воспитания задержка психического развития у дошкольников успешно преодолевается. В этом процессе немаловажную роль играет сенсорное воспитание или развитие, что подтверждается исследованиями Л. А. Вен-гера, А. В. Запорожца, В. П. Зин-ченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Под-дьякова и др. Именно они рассматривали проблему сенсорно-перцептивного развития детей с ЗПР как одну из основополагающих для их коррекции и социализации [3; 4; 7; 15].

Сенсорное развитие (воспитание) рассматривается как развитие всех форм восприятия (зре-

ния, слуха, осязания, обоняния, вкуса) с целью формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира, формирования сенсорных эталонов: цвет, форма, величина предметов, а также их нахождение в пространстве [7; 18]. Сенсорное развитие в Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования (ФАОП ДО) для обучающихся с ОВЗ входит в образовательную область познавательного развития и тесно связано с речевым и социально-коммуникативным развитием, поскольку является основой не только когнитивного развития дошкольника — формирования у него всех психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и т. п.), — но и формирования практически всех видов детской деятельности (игровой, предметной, элементарной трудовой, продуктивной) [3; 11]. В сенсорном развитии дошкольников выделяется также задача формирования ориентировочной деятельности на основе развития перцептивных действий (рассматривание, выслушивание, ощупывание, опробование) с обязательной их вербализацией — соединением чувственного опыта ребенка со словом: все, что ребенок видит, слышит, осязает, воспринимает на вкус и по запаху, должно быть названо (оречев-ляться) [3; 11; 21].

У детей с ЗПР сенсорное развитие проходит замедленно, неравномерно в силу того, что образы восприятия не дифференцированы и фрагментарны, перцептивные действия не сформированы, недостаточный словарный запас не позволяет правильно обозначать свойства и признаки предметов. Все это препятствует развитию познавательной деятельности дошкольников [1; 3; 4; 12; 15]. Традиционного подхода в организации сенсорного воспитания с учетом только программных требований и содержания в этом случае оказывается недостаточно. В выстраивании личностно ориентированной модели воспитания ребенка с ЗПР педагогу-дефектоло-гу необходимо не только провести диагностику имеющегося уровня развития ребенка и разработать программу коррекции его развития, но и подключить к этому процессу родителей [10; 16; 20].

Материалы и методика

Цель данной статьи — на основе экспериментального исследования определить эффективные формы, методы и содержание работы по взаимодействию с семьей в сенсорном воспитании дошкольников с ЗПР.

Для определения эффективных форм и методов взаимодействия с семьей в сенсорном развитии дошкольников с ЗПР в 2023-2024 гг. было поведено экс-

периментальное исследование по просвещению родителей в вопросах сенсорного воспитания дошкольников с ЗПР, которое было организовано на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 42 „Огонек"» в г. Серове Свердловской области. В ДОУ обучается 6 групп, одна группа включает нормотипичных детей, одна группа — детей с тяжелыми нарушениями речи, а четыре группы комбинированного вида — детей с ЗПР, умственной отсталостью, РАС.

Целью первого этапа исследования являлось определение уровня знаний родителей о понятии «сенсорное восприятие» и его содержании. Для этого было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 120 человек (не только родители, но и ближайшие родственники). В анкету вошли 4 вопроса (1. Знаете ли Вы, что такое сенсорное восприятие? 2. Знаете ли Вы нормы развития сенсорного восприятия ребенка согласно возрасту? 3. Знаете ли Вы признаки нарушения сенсорного восприятия? 4. Желаете ли Вы получить консультацию по этому вопросу?) с предполагаемыми ответами «да/нет», а также предлагался вариант ответа респондента. Анализ результатов анкетирования показал, что только 20 % (24 че-

ловека) опрошенных знают, что такое сенсорное восприятие, 50 % (60 человек) написали, что испытывают затруднения в ответе, и 30 % (36 человек) ответили отрицательно. Соответственно, 80 % опрошенных отрицательно ответили на второй и третий вопросы. Среди положительно ответивших на первый вопрос только 11 человек отметили, что знают возрастные нормы сенсорного восприятия и признаки его нарушений. Однако пояснения в виде вариантов своего ответа показали, что представления о сенсорном восприятии у них сформированы неверно или приблизительно. Например, «ребенок должен различать цвета и формы», «в 5 месяцев ребенок должен сесть, в год пойти, а до 3-х заговорить», «не понимает, откуда идет звук, не знает цвета» и т. п. Все анкетируемые дали утвердительный ответ на 4-й вопрос: консультации по этой проблеме необходимы.

Во втором этапе исследования принимали участие дети только одной группы с привлечением их родителей. В группе 10 детей в возрасте 6-7 лет 5 имеют статус ЗПР, 4 — ЗПР с особенностями РАС, 1 — с легкой степенью умственной отсталости. Данная группа была выбрана для эксперимента в силу того, что с ней работа по развитию сенсорного восприятия целенаправленно про-

водилась с 2022 года. Диагностика уровня сформированности сенсорных навыков входит в обязательное тестирование на начало и конец учебного года, но анализ результатов сентября 2022 г. и июня 2023 г. показал небольшую динамику: с 24 % на начало обучения до 31 % на конец обучения (в процентах указывается средний показатель правильно выполненных диагностических заданий у всей группы).

Подробное описание проведения диагностики не входит в цели данной статьи, однако необходимо кратко представить параметры и критерии диагностического исследования, которое осуществлялось по адаптированным методикам С. Д. Забрамной, О. Б. Ин-шаковой, Е. А. Стребелевой и др. [8; 9; 14]. В основе диагностики уровня сенсорного развития лежит соотнесение представлений ребенка о сенсорных эталонах с содержанием ФАОП ДО, где представлены целевые ориентиры сформированности тех или иных представлений у ребенка определенной нозологии в каждой возрастной группе.

В параметры оценивания сенсорного развития были включены цвет, форма, величина, ориентировка во времени, пространстве и в схеме собственного тела. Выполнение диагностических заданий проводилось индивидуально, результаты заносились в прото-

колы обследования и оценивались в баллах. Например, уровень сформированности зрительного восприятия цвета проверялся в заданиях на узнавание цвета по образцу и словесному обозначению, на дифференциацию цвета и его называние. Знание формы предметов проверялось в следующих заданиях: показ геометрических форм и фигур по словесной инструкции, группировка геометрических форм и фигур, их соотнесение с предметами окружающей обстановки и словесное обозначение. Знание величины проверялось при выполнении заданий на показ по словесной инструкции фигур/предметов, разных по величине, расположение их по возрастанию и убыванию, словесное обозначение отношений величины (больше — меньше, выше — ниже, уже — шире). Ориентировка во времени выявлялась в заданиях с опорой на наглядные материалы: показ и называние на картинках временных категорий (например, утро, день, вечер, ночь; времена года; вчера, сегодня, завтра), подбор картинок к соответствующим временным категориям с установлением причинно-следственных связей. Проверка правильности ориентировки в пространстве: показ и называние пространственных ориентиров (вверху, внизу, справа, слева; впереди, позади, между, около и т. п.), выполне-

ние действий по словесной инструкции. Выяснение ориентировки в схеме собственного тела было связано с показом и называнием частей тела и выполнением определенных действий (например, показать левой рукой правый глаз, правой рукой — левое ухо). Полученные данные заносились в сводную таблицу, оценивались суммарно и позволяли выявить уровень сформированности сенсорных навыков как по отдельному ребенку и соответствующему параметру, так и по группе в целом.

В сентябре 2023 г. была проведена аналогичная диагностика с этой же экспериментальной группой дошкольников с ЗПР, результаты обследования показали 33 % правильно выполненных диагностических заданий у всей группы.

Результаты исследования

С целью повышения эффективности коррекционной работы по развитию навыков сенсорного восприятия был разработан план мероприятий для родителей дошкольников с ЗПР, который включал проведение ежемесячных родительский собраний-практикумов, открытых занятий и индивидуальных консультаций по основным направлениям формирования навыков сенсорного восприятия: зрительное и слуховое восприятие детей с ЗПР, раз-

витие обонятельного, вкусового и тактильного восприятия у детей с ЗПР, развитие проприорецепции (особого типа сенсорной обработки информации, позволяющей человеку осознавать положение своего тела и его частей в пространстве) и навыков ориентирования в пространстве. Содержание родительских собраний и консультаций по выбранной тематике включало не только разъяснение теоретических понятий по разделам дефектологии, являющихся основой для осознания важности сенсорного воспитания детей в ЗПР в аспекте их когнитивного, личностного, речевого развития и подготовки к школьному обучению, но практическую составляющую. По каждому из направлений была разработана и предложена для реализации картотека дидактический игр и заданий, которые родители могли проводить в домашних условиях, в свободной и игровой деятельности детей, поэтому данные мероприятия можно назвать собраниями-практикумами.

В содержание первого собрания-практикума (октябрь 2023 г.) с родителями входило знакомство с понятием «зрительное восприятие» и особенностями его развития у детей с ЗПР. Особое внимание обращалось на значение зрения в жизни человека: около 90 % информации об окружающем мире мы получаем

посредством зрительного восприятия. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние (видимые) признаки и свойства предметов и явлений: цвет, форму, величину, количество, расположение в пространстве. Одновременно вводилось понятие сенсорных эталонов как общепринятых образцов (мерок) внешних свойств различных предметов [7; 18; 21]. Сенсорные эталоны зрительного восприятия — цвет (свет/темнота; спектр радуги; основные/хроматические и промежуточные/ахроматические цвета); форма (геометрические фигуры: плоскостные и объемные); величина/размер предметов; пространственные и количественные представления [21]. Подчеркивалось, что именно на эталонах зрительного восприятия основывалась диагностика уровня сфор-мированности сенсорного развития у дошкольников экспериментальной группы.

Важной для родителей оказалась информация о возрастных показателях освоения сенсорных эталонов для детей с ЗПР как основных целевых ориентирах развития зрительного восприятия и речевого развития (важно не только показать цвет, форму, величину, но и знать их названия). Например, в 4 года ребенок должен уметь показывать и называть следующие цвета: белый, черный, красный, желтый, синий, зеле-

ный, в 5 лет еще и оранжевый, голубой, розовый, а к 6 годам к ним добавляются фиолетовый, коричневый, серый цвета. Относительно формы (геометрических фигур): в 4 года ребенок должен уметь показывать и называть круг, квадрат, треугольник, в 5 лет к ним добавляется шар, куб, прямоугольник, а в 6 лет — овал, четырехугольник, ромб. В письменном виде для родителей были подготовлены памятки с необходимой информацией.

После теоретического пояснения предлагалось познакомиться с играми, формирующими и развивающими зрительное восприятие: Что какого цвета (формы, величины)? Собери цветок (гирлянду, мозаику, пазлы); Определи пару по цвету (форме, величине); Уточним цвет (форму, величину); Чего не стало; Разноцветные дорожки, колечки, домики и др. [11; 18; 21]. Для нас важно было не само предъявление перечня игр, а понимание определенного алгоритма формирования сенсорных эталонов в практической и речевой деятельности ребенка. В качестве примера (опоры) приводились этапы формирования понятия о цвете [21]. На первом этапе важно различать цвета по принципу «такой — не такой» с использованием приемов прикладывания и примеривания, наложения и приложения (непосредственное сближение предме-

тов по цвету, например, игра Цветные пары). Ребенок только учится сравнивать цвета: взрослый их называет, не требуя повторения. На втором этапе формируется собственно зрительное восприятия — соотнесение цветов на расстоянии и выбор цвета по образцу (игра Найди такой же предмет по цвету), взрослым цвет называется, и ребенок может повторить его название. И на третьем этапе происходит закрепление представлений о цвете и его названии (игра Что какого цвета): ребенок самостоятельно различает цвета только по их названию, может дифференцировать их, называя или раскладывая предметы одного цвета. Аналогичный алгоритм используется в формировании остальных сенсорных эталонов [11; 18; 21]. Примерно по такому же алгоритму осуществлялась и диагностика сенсорного развития дошкольников с ЗПР: узнать по образцу, узнать по словесному обозначению, дифференцировать/сгруппировать, назвать. Следует также отметить, что после формирования основных сенсорных эталонов зрительного восприятия полезно проводить игры, включающие комплексные задания: цвет и форма; цвет, форма и величина; форма и количество или расположение в пространстве и т. п.

Родительское собрание-практикум по развитию слухового

восприятия проводилось в ноябре 2023 г. Вводилось понятие «физического слуха» (восприятие звуков окружающего мира) и «речевого/фонематического слуха» (восприятие человеческой речи, различение фонем). Определялась основная цель — на начальном этапе развивать слуховое восприятие (определять громкость, высоту, источник, направление звука) и слуховую память на базе неречевых звучаний, звуков окружающего мира: звуки природы; звуки, издаваемые животными и птицами; звуки различных предметов и материалов (стук, скрип, звон, шуршание, тиканье и т. п.); шум транспорта; звучащие игрушки и музыкальные инструменты (игрушечные и профессиональные). Приводился перечень игровых заданий (Кто/ что звучит; Где/как звучит; Звуки парка/улицы/транспорта; Маленький оркестр и т. п.) [21]. Подчеркивалось, что научить ребенка пользоваться данным ему от природы слухом — значит помочь ему ориентироваться в окружающей действительности. Значение и основные понятия речевого (фонематического) слуха описывались кратко, поскольку его развитие — задача занятий по развитию речи и сфера деятельности логопеда.

В содержании третьего собрания-практикума (декабрь 2023 г.) по развитию обонятельного и вку-

сового восприятия важно было определить сенсорные эталоны, что является сложным и неоднозначным для решения вопросом. В качестве сенсорных эталонов обоняния можно взять запахи продуктов, приготовленной еды, овощей, фруктов. Они могут быть «чистыми» (запах арбуза, лимона, огурца, хлеба) и сложными (пища, парфюмерия). Запахи могут рассматриваться как сладкие, горькие, свежие, тяжелые, «вкусные/невкусные», приятные/неприятные, «опасные» (химические запахи, запах гари). Цель развития обонятельного восприятия — сформировать преставление о различных запахах и их источниках, а также научить определять их словесно. В качества сенсорных эталонов вкуса принято выделять 4 вкуса: горький/острый, сладкий, соленый и кислый. Эти понятия (как и безвкусный, пресный) связаны с пищей, поэтому у детей важно формировать восприятие вкуса (и его словесного обозначения) продуктов питания как одной из составляющих целостного восприятия окружающей действительности. Для формирования и закрепления навыков обонятельного и вкусового восприятия предлагалось использовать следующие игры: Что бывает какого вкуса? Определи по запаху/вкусу; Что ты выпил (съел, попробовал)? Попробуй, угадай, сравни! и т. п. [11; 18; 21].

Важным для понимания сенсорного развития является формирование тактильного восприятия или осязания у детей с ЗПР, этой проблеме было посвящено четвертое родительское собрание (январь 2024 г.). Родители получили информацию о видах осязания, которое осуществляется в основном посредством кожных рецепторов: осязание всем телом, его отдельными частями, ртом (у младенцев), руками. Последний вид осязания связан с различными тактильными ощущениями, которые несут важную информацию о свойствах предметов. Именно при тактильном восприятии формируются сенсорные эталоны температуры (горячий, теплый, холодный, нейтральный); плотности и гибкости материалов (мягкий, твердый, пластичны, гибкий, жидкий, сыпучий и т. д.); структуре и степени влажности поверхности (гладкий, шершавый, колючий, липкий, мокрый, сухой и т. п.); форме предмета и его весе (легкий, тяжелый). Задачи развития осязания многообразны: обучение целенаправленному ощупыванию и развитие чувствительности пальцев рук (в том числе и мелкой моторики), описание осязательных ощущений, их сравнение и запоминание. Многообразны и игры на развитие осязания: Тактильные материалы Монтессори (коврики, дорожки, доски); Чудесный

(волшебный) мешочек; Найди пару; Узнай на ощупь; Тактильные шарики, ладошки, панели и т. п. [11; 18; 21]. На последнем родительском собрании-практикуме (февраль 2024 г.) закреплялись знания о зрительном восприятии, но уже на материале ориентирования в пространстве.

Теоретические знания, полученные в ходе проведения собраний-практикумов, сопровождались посещением родителями открытых фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром и индивидуальных занятий по сенсорному развитию с их последующим обсуждением, индивидуальными консультациями с родителями детей, имеющих сложную структуру дефекта.

На третьем этапе исследования, в марте 2024 г., была проведена контрольная диагностика сенсорного развития детей с ЗПР экспериментальной группы, которая показала значительную динамику: 33 % правильно выполненных заданий на начало обучения и 53 % в конце года. Из анализа результатов анкетирования родителей стало ясно, что 100 % опрошенных (18 человек) знают, что такое сенсорное развитие, 15 человек подтвердили, что поняли нормы и признаки нарушений сенсорного развития, и только 3 затруднились ответить на эти вопросы. Все родители высказали благодарность за проведенные собра-

ния и консультации, отметили динамику в личностном, когнитивном и речевом развития своих детей. 10 поделились мнением о том, что стали лучше понимать своих детей, их потребности и сложности в решении игровых, учебных, бытовых задач.

Заключение

Для проведения коррекцион-ных мероприятий по сенсорному воспитанию с родителями дошкольников с ЗПР особое внимания должно уделяться разъяснению следующих положений:

- понимание принципа взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития в обучении дошкольников: основу мышления составляют сенсорные представления, познание окружающего мира, именно они служат опорой для речевой деятельности;

- реализация коммуникативно-деятельностного принципа в обучении и воспитании детей с ОВЗ связана с формированием у ребенка коммуникативных навыков в процессе всех видов его деятельности, прежде всего игровой и предметной;

- наглядные, словесные, практические методы в сенсорном развитии реализуются через специальные приемы в обследовании предметов: сличение/сравнение, прикладывание в целях выявления различия или сходства; приравнивание и наложение для вы-

яснения полной или частичной идентичности предметов; определение на глаз размеров предметов и их расположения в пространстве и т. п.;

- работа по сенсорному развитию должна проводиться родителями практически ежедневно, с использованием специально созданных или непреднамеренно возникающих ситуаций общения, в которых можно формировать основные сенсорные эталоны [18; 21].

Следует отметить, что, с одной стороны, формы организации взаимодействия с родителями можно рассматривать как традиционные (собрания, занятия, консультации, практикумы), но, с другой, их содержательное наполнение и практическая направленность способствовали активизации работы по сенсорному воспитанию дошкольников с ЗПР при взаимодействии с родителями, которые осознали, что помощь их детям в познании окружающего мира через сенсорное восприятие должна быть ежедневной и повсеместной: недостаточно дублировать предложенные дефектологом игры и задания, необходимо в любом виде деятельности и в повседневном общении использовать освоенные методы и приемы развития сенсорного восприятия (узнай, определи, сравни, выдели, сгруппируй, назови). Только в этом случае у ребенка может сформироваться це-

лостный образ не только воспринимаемого предмета, объекта или явления, но и окружающего мира в целом. Деятельное участие семьи в развитии сенсорного восприятия, которое является одним из основных направлений их подготовки к обучению в школе, способствует преодолению когнитивных и речевых нарушений у детей ЗПР.

Литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / [Г. П. Бертынь, З М. Дунаева, К. С. Лебединская и др.] ; под ред. К. С. Лебединской. — Москва : Педагогика, 1982. — 127 с. — Текст : непосредственный.

2. Бабкина, Н. В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина. — Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2021. — № 202. — С. 36-44. — DOI https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-36-44.

3. Венгер, Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте / Л. А. Венгер. — Москва : Академия, 2015. — 499 с. — Текст : непосредственный.

4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певз-нер. — Москва : Просвещение, 1993. — 175 с. — Текст : непосредственный.

5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. —Москва : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. — Текст : непосредственный.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л. А. Венгера. — Москва : Просвещение, 2008 — 315 с. — Текст : непосредственный.

7. Екжанова, Е. А. Коррекционно-раз-вивающее обучение и воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Ек-жанова,Е. А. Стребелева. — Москва : Просвещение, 2005. — 272 с. — Текст : непосредственный.

8. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. — Изд. 2-е, перераб. — Москва : Просвещение : Владос, 1995. — ISBN 5-09-004905-Х. — Текст : непосредственный.

9. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — Москва : В. Секачев, 2006. — 63 с. — Текст : непосредственный.

10. Каракулова, Е. В. Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Каракулова, С. Н. Без-детко, Н. А. Конева, Н. В. Обухова, Е. А. Мурашева. — Текст : непосредственный // Специальное образование : научно-методический журнал. — 2023. — № 3. — С. 94-108.

11. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию : пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стре-белева. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. — 224 с. — Текст : непосредственный.

12. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени. — Москва : Просвещение, 2003. — 164 с. — Текст : непосредственный.

13. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. — Москва : Педагогика, 1980. — 271 с. — Текст : непосредственный.

14. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие : с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Ми-

шина, Ю. А. Разенкова [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Просвещение, 2004. — 164 с. — Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сенсорное воспитание в детском саду : метод. указания / под ред. Н. П. Сакули-ной и Н. Н. Поддьякова ; Акад. пед. наук СССР. — Москва : Просвещение, 1969. — 215 с. — Текст : непосредственный.

16. Тарасова, Е. А. Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Тарасова, А. В. Жигалова, А. А. Го-ловинова, И. Н. Столярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 153-155.

17. Христолюбова, Л. В. Развитие системы взаимодействия «школа — семья» в условиях инклюзивного образования / Л. В. Христолюбова, А. В. Цыганкова. — Текст : непосредственный // Специальное образование : научно-методический журнал. — 2020. — № 2 (58). — С. 103-115.

18. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР : пособие для дефекто-логов и воспитателей дошкольных учреждений. — Москва : Школьная Пресса, 2005. — 80 с. — Текст : непосредственный.

19. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. — Москва : Тривола, 1994. — 168 с. — Текст : непосредственный.

20. Югова, О. В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2017. — № 1 (45). — С. 53-67.

21. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. — Москва : ВЛАДОС, 2018. — 351 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Bertyn', G.P., Dunaeva, Z.M., Lebedins-kaya, K.S., et al. (1982). Aktual'nye prob-

lemy diagnostiki zaderzhki psikhicheskogo razvitiya detey [Current issues in diagnosing mental retardation in children] (Ed. K.S. Le-bedinskaya). Moscow: Pedagogika, 127 p. (In Russ.)

2. Babkina, N.V. (2021). Sovremennye tendentsii v obrazovanii i psikhologo-peda-gogicheskom soprovozhdenii detey s za-derzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Modern trends in education and psychological and pedagogical support for children with mental retardation]. Izvestiya Rossiyskogo gosudars-tvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 202, 36-44. DOI: https:// www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-36-44 (In Russ.)

3. Venger, L.A. (2015). Razvitie vospriya-tiya i sensornoe vospitanie v doshkol'nom vozraste [Development of perception and sensory education in preschool age]. Moscow: Akademiya, 499 p. (In Russ.)

4. Vlasova, T.A., & Pevzner, M.S. (1993). O detyakh s otkloneniyami v razvitii [About children with developmental disabilities]. Moscow: Prosveshchenie, 175 p. (In Russ.)

5. Vygotskiy, L.S. (1996). Pedagogiche-skaya psikhologiya [Pedagogical Psychology] (Ed. V.V. Davydov). Moscow: Pedago-gika-Press, 536 p. (In Russ.)

6. Venger, L.A. (Ed.) (2008). Didaktiche-skie igry i uprazhneniya po sensornomu vospitaniyu doshkol'nikov [Didactic games and exercises on sensory education of preschoolers]. Moscow: Prosveshchenie, 315 p. (In Russ.)

7. Ekzhanova, E.A., & Strebeleva, E.A. (2005). Korrektsionno-razvivayushchee obu-chenie i vospitanie [Correctional and developmental education and upbringing] [Program of preschool educational institutions of compensatory type for children with intellectual disabilities]. Moscow: Prosveshchenie, 272 p. (In Russ.)

8. Zabramnaya, S.D. (1995). Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detey [Psychological and pedagogical diagnostics of mental development of children] [Textbook for students of defec-tology faculties of pedagogical universities and universities]. (2nd ed., rev.). Moscow:

Prosveshchenie, Vlados. ISBN 5-09-004905-X. (In Russ.)

9. Inshakova, O.B., & Kolesnikova, A.M. (2006). Prostranstvenno-vremennye preds-tavleniya: obsledovanie i formirovanie u shkol'nikov s ekspressivnoy alaliey [Spatial-temporal representations: examination and formation in schoolchildren with expressive alalia]. Moscow: V. Sekachev, 63 p. (In Russ.)

10. Karakulova, E.V., Bezdetko, S.N., Koneva, N.A., Obukhova, N.V., & Murasheva, E.A. (2023). Organizatsiya effektivnogo vzaimodeystviya pedagogov i sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Organization of effective interaction between teachers and the family of a child with disabilities]. Special Education, 3, 94-108. (In Russ.)

11. Kataeva, A.A., & Strebeleva, E.A. (2004). Didakticheskie igry i uprazhneniya po sen-sornomu vospitaniyu [Didactic games and exercises in sensory education] [Manual for a teacher]. Moscow: Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 224 p. (In Russ.)

12. Lubovskiy, V.I., & Peresleni, L.I. (2003). Deti s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Children with mental retardation]. Moscow: Prosveshchenie, 164 p. (In Russ.)

13. Zaporozhets, A.V., & Markova, T.A. (Eds.) (1980). Osnovy doshkol'noy pedago-giki [Fundamentals of preschool pedagogy]. Moscow: Pedagogika, 271 p. (In Russ.)

14. Strebeleva, E.A., Mishina, G.A., Razen-kova, Yu.A., et al. (2004). Psikhologo-peda-gogicheskaya diagnostika razvitiya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical diagnostics of development of children of early and preschool age] [Method. manual] (Ed. E.A. Strebeleva, 2nd ed., rev. and enlarged). Moscow: Prosveshchenie, 164 p. (In Russ.)

15. Sakulina, N.P., & Podd'yakov, N.N. (Eds.) (1969). Sensornoe vospitanie v dets-kom sadu [Sensory education in kindergarten] [Method. instructions]. Moscow: Pros-veshchenie, 215 p. (In Russ.)

16. Tarasova, E.A., Zhigalova, A.V., Golo-vinova, A.A., & Stolyarova, I.N. (2023). Vzaimodeystvie shkoly i sem'i v protsesse obucheniya detey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya [Interaction of school and

family in the process of teaching children with disabilities]. Molodoy uchenyy, 30(477), 153-155. (In Russ.)

17. Khristolyubova, L.V., & Tsygankova, A.V. (2020). Razvitie sistemy vzaimodeystviya «shkola — sem'ya» v usloviyakh inklyuziv-nogo obrazovaniya [Development of the system of interaction "school - family" in the context of inclusive education]. Special Education, 2(58), 103-115. (In Russ.)

18. Shevchenko, S.G. (2005). Oznakomlenie s okruzhayushchim mirom i razvitie rechi doshkol'mkov s ZPR [Familiarization with the surrounding world and speech development of preschoolers with mental retardation] [Manual for defectologists and preschool teachers]. Moscow: Shkol'naya Pressa, 80 p. (In Russ.)

19. El'konin, B.D. (1994). Vvedenie v psi-khologiyu razvitiya (v traditsii kul'turno-isto-

richeskoy teorii L. S. Vygotskogo) [Introduction to developmental psychology (in the tradition of the cultural-historical theory of L. S. Vygotsky)]. Moscow: Trivola, 168 p. (In Russ.)

20. Yugova, O.V. (2017). Variativnaya model' ranney korrektsionno-razvivayushchey pomoshchi detyam s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya i ikh roditelyam [Variable model of early correctional and developmental assistance to children with disabilities and their parents]. Special Education, 7(45), 53-67. (In Russ.)

21. Yanushko, E.A. (2018). Sensornoe razvitie detey rannego vozrasta 1—3 goda [Sensory development of young children 1-3 years old] [Method. manual for preschool teachers and parents]. Moscow: VLADOS, 351 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.