ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 3 76.4-035 "465.00/. 07"
ББК Ч456.091 ГСНТИ 14.29.23 Код ВАК 13.00.03 (5.8.3)
Л. Б. Баряева, А. В. Творогова L. B. Baryaeva, A. V. Tvorogova Москва, Россия Moscow, Russia
ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена научно-исследовательской работе по выявлению уровня сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Проводится краткий анализ позиций исследователей по пониманию особенностей формирования у детей базовых перцептивных умений и способностей, их этапности. В первую очередь, этот интерес обусловлен той ролью, которую сенсорно-перцептивные функции играют в развитии других психических процессов ребенка, влияя на полноценное познание им окружающего мира. Во-вторых, сенсорно-перцептивное развитие и его успешность находятся в прямой связи с результативностью процесса подготовки к школе и последующего школьного обучения. В статье обращается внимание на то, что средний дошкольный возраст — это тот период, когда выявленные нарушения
© Баряева Л. Б., Творогова А. В., 2022
INVESTIGATION OF THE SENSORY-
PERCEPTUAL POTENTIAL OF MIDDLE PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT
Abstract. The article deals with the issue of identification of the level of sensory-perceptual development of children of middle preschool age with disorders of psychological development (DPD).
The authors present a brief analysis of the positions of many researchers on the specificity of the formation of basic perceptual skills and abilities in children and their developmental stages. First of all, this interest is due to the role that sensory-perceptual functions play in the development of other mental processes of the child, affecting their full knowledge of the surrounding world. Secondly, sensory-perceptual development and its successful completion are directly related to the effectiveness of the process of preparation for school and subsequent schooling. The article draws the readers' attention to the fact that the middle preschool age is the period when the diagnosed violations of the sensory-perceptual nature can still be promptly
сенсорно-перцептивного порядка еще можно оперативно скорректировать без негативных последствий как для общего психического развития, так и для формирования учебных навыков. Рассматривается востребованность изучения сенсорно-перцептивного развития дошкольников с задержкой психического развития.
Проводится анализ исследований о значимости сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития для дальнейшего полноценного обучения детей в условиях школьного образования. В статье представлена диагностическая методика, которая включает дифференциальные критерии по выполнению экспериментальных заданий с двумя группами детей: с нормотипичным развитием и с задержкой психического развития. Описывается диагностическая методика, разработанная и модифицированная на базе тестов Sensory Integration and Praxis Tests — SIPT, SPM-шкалы сенсорной обработки с учетом психологических и физиологических особенностей онтогенеза исследуемых категориальных систем (метод разработан американскими учеными А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюр-рей). Описана методика обследования сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста, которая состоит из шести блоков, включающих основные функциональные области: социальная сфера, восприятие формы, пространственные характеристики, зрительно-моторная организация, конструирование, различение тактильных, слуховых стимулов, праксис, переработка вестибулярной и проприоцептив-ной информации. Каждый из блоков
treated without negative consequences for both general psychological development and the formation of the learning skills. The authors look at the urgency of the study of sensory-perceptual development of preschoolers with disorders of psychological development.
The authors analyze various studies of the importance of sensory-perceptual development of preschool children with disorders of psychological development for further all-round education of such children at school. The article presents a diagnostic technique that includes differential criteria for performing experimental tasks with two groups of children: typical children and those with disorders of psychological development. The study describes a diagnostic tool developed and modified on the basis of Sensory Integration and Praxis Tests — SIPT and SPM-scales of sensory processing taking into account the psychological and physiological specific features of the ontogenesis of the categorial systems under investigation (the method was developed by American scholars A. Bundy, S. Lane, and E. Murray). The authors present a method of examination of sensory-perceptual development of children of middle preschool age, which consists of six blocks, including the main functional areas, such as: social sphere, perception of form, spatial characteristics, visual-motor organization, construction, distinction of tactile and auditory stimuli, praxis, and processing of vestibular and proprioceptive information. Each of the blocks has its own set of tasks, which allows the researcher to analyze in detail the level of formation of the functional areas that influence sensory-perceptual development. The article presents the children's performance and the results of the task
имеет свой набор заданий, который позволяет детально проанализировать уровень сформированности функциональных областей, влияющих на сенсорно-перцептивное развитие. В статье представлен ход и результаты выполнения заданий детьми с нормо-типичным развитие и детьми с задержкой психического развития.
По результатам проведенного исследования описываются наиболее характерные особенности сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Они представлены в описании нарушений в коммуникативной сфере у детей с ЗПР, особенностей эмоционального реагирования, в анализе восприятия детьми формы и пространственных характеристик, в особенностях различения тактильных стимулов, билатеральной моторной координации, а также в переработке вестибулярной и проприоцептивной информации.
Ключевые слова: сенсорно-перцептивное развитие; ЗПР; задержка психического развития; дети с задержкой психического развития; дошкольники; стимуляция сенсорно-перцептивного развития; слуховая модальность; зрительная модальность; тактильные стимулы; вестибулярная информация; проприоцептив-ная информация.
Сведения об авторе: Баряева Людмила Борисовна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: кафедра логопедии, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет.
completion by typical children and by children with disorders of psychological development.
According to the results of the study, the most characteristic features of the sensory-perceptual development of children of middle preschool age with disorders of psychological development of cerebral-organic genesis are described. They are presented in the description of the communication sphere disorders in children with DPD and the features of emotional response, in the analysis of children's perception of form and spatial characteristics, in the specific features of distinguishing tactile stimuli, bilateral motor coordination, as well as in the processing of vestibular and propriocep-tive information
Keywords: sensory-perceptual development; DPD; disorders of psychological development; children with disorders of psychological development; preschoolers; stimulation of sensory-perceptual development; auditory modality; visual modality; tactile stimuli; vestibular information; proprioceptive information.
About the author: Baryaeva Lyudmila Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Department of Logopedics, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
Контактная информация: 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Творогова About the author: Tvorogova Anna Анна Владимировна. Vladimirovna.
Место работы: аспирант кафедры Place of employment: Post-Graduate логопедии Института специального Student of Department of Logopedics, образования и психологии, Москов- Institute of Special Education and Psy-ский городской педагогический уни- chology, Moscow City Pedagogical верситет; гос. бюдж. учрежд. культу- University, Head of the Rehabilitation-ры «Территориальная клубная систе- Educational Studio "Tsvety Zhizni", ма „Кунцево"», руководитель коррек- Moscow, Russia. ционно-развивающей студии «Цветы жизни», г. Москва.
Контактная информация: 121471, Россия, г. Москва, Можайское шоссе, 29.
E-mail: [email protected].
Исследовательские позиции основываются на понимании того, что восприятие как процесс характеризуется совокупностью перцептивных операций и действий, которые развиваются и прогрессируют по мере взросления человека. Основой для действий и операций перцепции является «чувственная ткань» ощущений разнообразной модальности, в свою очередь, они трансформируют модально структурированный сенсорный поток в предметную структурированность видимого мира [1; 2; 6; 10; 14].
Установлено, что под перцептивными действиями (т. е. процессами восприятия) принято понимать систему трансформации сенсорных данных, формирующихся по итогам вовлечения ребенка в обретение им новых поведенче-
ских форм и реализацию новых предметно-практических действий в совместных с окружающими его людьми действиях. В то же время выработка у детей базовых перцептивных умений и способностей, а также их дальнейшее расширение подразумевает следующие закономерные этапы:
- во время практических действий происходит выделение совокупности перцептивных (ориентировочно-исследовательских) операций, которые ориентированы на знакомство со свойствами объектов;
- действия и операции по ознакомлению, базирующиеся на широком «моторном алфавите» движений органов чувств, начинают предвосхищать действия исполнительные и трансформируются в ориентировочные действия и операции;
- следующие один за другим перцептивные действия и операции, становясь саморегулирующимися, сокращаются и превращаются в сочетанные единые способы ориентирования, обеспечивая создание «сенсорно-перцептивных эталонов»;
- эталоны сенсорно-перцептивного поведения в ходе своего применения с целью идентификации и оценки объектов определяются посредством языка. Регулярное использование таких эталонов человеком в процессе преобразования внешнего мира и подчинения его своим целям приводит к их закреплению в качестве произвольных и сознательных конструктов;
- синтетические сочетан-ные модели операций перцепции постепенно преобразуются, создавая «моторный алфавит» как базу для последующего когнитивного развития индивида [6; 10].
Основополагающее значение сенсорного развития заключается в необходимости формирования у ребенка точного представления об окружающем его мире с использованием при этом наблюдения за объектами [13]. Исходя из этого, концепция сенсорного развития строится на его взаимосвязи с интеллектуальным развитием ребенка, а формирование когнитивных процессов происходит посредством сенсорных, функциональных систем организма [6; 10].
Развитие восприятия происходит посредством выстраивания перцептивных действий, направляющих деятельность дошкольника в предметно-практической деятельности. Овладение системой сенсорных эталонов дает возможность человеку присвоить сенсорный общественный опыт [1; 2; 6; 10; 13; 14; 16; 17; 19].
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области дошкольного и специального образования отмечается, что уровень сенсорно-перцептивного развития во многом влияет на формирование психических процессов, а также на полноценное познание ребенком окружающего мира. Сенсорно-перцептивное развитие рассматривается с учетом психологических и физиологических особенностей онтогенеза, включающих сенсорно-интегра-тивный подход, а именно взаимодействие зрительных, слуховых, кинестетических и других анализаторов функциональных систем [1; 2; 5; 6; 10; 14; 16; 17; 18; 19].
В результате анализа научно-теоретических основ изучения уровня сенсорно-перцептивного развития в структуре целостного развития дошкольников с задержкой психического развития мы пришли к следующим выводам:
- развитие органов чувств у дошкольников с ЗПР не имеет значимых отличий в сравнении с нормативно развитыми сверстни-
ками, однако при этом сенсорно-перцептивное развитие таких детей отличается своеобразием;
- сложные сенсорно-перцептивные функции выступают наиболее слабым звеном восприятия у детей с задержкой психического развития, причиной чему является недостаточная сформиро-ванность интегративной деятельности зрительной системы, проявляющая себя особенно остро при необходимости подключения иных анализаторов;
- организация полифункциональной образовательной среды как пространства для детей с разным уровнем развития не только содействует формированию обобщенных сенсорных знаний и умений, освоению совокупности сенсорных эталонов, но и позволяет ввести приобретенный опыт в практическую деятельность, объединив ее с вербализацией [4; 7; 8; 9; 11; 15].
Интерес к проблеме изучения своеобразия сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития мы определили, ориентируясь на следующие параметры.
В первую очередь, этот интерес обусловлен той ролью, которую сенсорно-перцептивные функции играют в развитии других психических процессов ребенка, влияя на полноценное познание им окружающего мира.
Во-вторых, сенсорно-перцептивное развитие и его успешность находятся в прямой связи с результативностью процесса подготовки к школе и последующего школьного обучения. В результате многочисленных исследований было установлено, что у детей дошкольного возраста с ЗПР высшие психические функции не соответствуют нормативным показателям. Это относится и к сенсорно-перцептивным функциям, значимым для дальнейшего полноценного обучения детей в рамках школьного образования [4; 7; 8; 9; 11; 15].
Мы предположили, что средний дошкольный возраст — это тот период, когда выявленные нарушения сенсорно-перцептивного порядка еще можно оперативно скорректировать без негативных последствий как для общего психического развития, так и для формирования учебных навыков. Выявление нарушений сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста позволит определить направления и содержание кор-рекционно-развивающей работы по формированию обобщенных сенсорных знаний и умений, создаст основу для творчески-практической деятельности детей 4—5 лет с задержкой психического развития и ее вербализации в условиях полифункциональной среды.
С целью изучения уровня сенсорно-перцептивного развития у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР нами было проведено исследование. Диагностическая методика была разработана на базе тестов Sensory Integration and Praxis Tests — SIPT (тесты сенсорной интеграции и праксиса) и SPM-шкалы сенсорной обработки, использующей сенсорно-интегративный подход в работе с детьми, имеющими нарушения сенсорной обработки информации (НОСИ) [3].
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 83» Фрузенского района, ГБДОУ «Детский сад № 5» Невского района Санкт-Петербурга. В констатирующем эксперименте приняло участие 48 детей: 28 — с нормативным развитием, составившие контрольную группу (КГ — дети с нормотипичным развитием), 20 — с задержкой психического развития (согласно заключениям ПМПК), вошедшие в экспериментальную группу (ЭГ — дети с ЗПР).
Методика обследования состояла из шести блоков, включающих основные функциональные области: социальная сфера, восприятие формы, пространственные характеристики, зрительно-моторная организация, конструирование, различение тактильных, слуховых стимулов, прак-
сис, переработка вестибулярной и проприоцептивной информации. Каждый из блоков имел свой набор заданий, который позволял детально проанализировать уровень сформированности функциональных областей, влияющих на сенсорно-перцептивное развитие.
I. Блок «Социальная сфера» включал три категории обследования: коммуникативное развитие, эмоционально-волевую сферу, запас знаний об окружающем.
Исследуя коммуникативную сферу, мы акцентировали свое внимание на следующих параметрах: включение в процесс заданий, обратная связь ребенка, контактность. Нами было отмечено, что у детей с ЗПР включение в процесс выполнения заданий происходило преимущественно с помощью стимулирующих приемов экспериментатора, либо наблюдалось полное отсутствие заинтересованности. В эмоциональном плане наблюдалось неустойчивое настроение, его резкие колебания. Запас знаний об окружающем не соответствовал возрастной норме. В процентном соотношении по уровню развития в данной области нор-мотипичные дети значительно отличались по качественным показателям выполнения заданий от детей с задержкой психического развития. Среднее значение показателей составило у нормотипич-
ных детей (КГ) 70,6 %, у детей с ЗПР (ЭГ) — 29,4 %.
II. Блок «Восприятие формы и пространственных характеристик, зрительно-моторная координация, конструирование» включал пять категорий: зрительно-пространственные представления, восприятие фигуры/фона, копирование рисунка, конструктивный праксис и визомоторная координация. В процентном соотношении мы получили следующие средние показатели: дети КГ — 66 %, дети ЭГ — 34 %. Качественный анализ результатов II блока обследования выявил, что у детей с ЗПР значительно снижены показатели в восприятии формы и пространственных характеристик, не требующих участия моторики, в выполнении мыслительных операций с предметами. У детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста возникли определенные трудности в соотнесении объемных геометрических фигур с плоскостными, способности пространственного моделирования путем наложения нескольких фигур одна на другую. У этих участников ЭГ страдала аналитическая стратегия при определении фигур по двум и более признакам. С учетом этого можно прийти к выводу, что дети с ЗПР испытывают определенные трудности в восприятии форм, пространственной ориентировке, конструировании.
III. Блок «Различение тактильных стимулов». Анализ полученных результатов по этому блоку позволил определить следующее. Дети с ЗПР имели сниженную способность к различению тактильных стимулов. Под этим подразумевается, что переработка тактильной информации извне, т. е. с периферии имеет искаженную инервативную способность с точки зрения поступления в центральную нервную систему. С учетом количественных показателей среднее процентное соотношение по двум категориям детей выглядит так: дети КГ — 63,25 %, дети ЭГ — 36,75 %. Полученные результаты указывают на то, что дети с ЗПР имеют сниженную способность к различению тактильных стимулов. У детей с задержкой психического развития наблюдались как сомато-топические ошибки в определении зоны прикосновения на левой и правой руках, так и игнорирование этого параметра в двуручных пробах. В задании на стереогнозис были трудности в определении отдельных свойств предметов.
В качестве следующего блока в диагностическом обследовании мы выбрали такую модальность, как слуховая. Она является неотъемлемой частью сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста.
IV. Блок «Различение слуховых стимулов» включал три кате-
гории, которые отражали уровень сформированное™ слухового гно-зиса: дифференциация шумовых стимулов, идентификация шумовых стимулов, слуховое восприятие ритмов и ритмических структур. Каждая категориальная система в данной диагностике позволила нам детально обследовать и понять уровень сформиро-ванности слухового гнозиса, как у детей с нормотипичным развитием (КГ), так и у детей с задержкой психического развития (ЭГ) с учетом возрастных особенностей. Средние показатели данного блока в процентном соотношении составили: дети КГ — 54,7 %, дети ЭГ — 45,3 %.
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что слуховое восприятие как в первой группе детей с нормативным развитием, так и в группе детей с ЗПР не имеет выраженных отличительных особенностей. В некоторых случаях в процессе обследования у детей с задержкой психического развития наблюдалось небольшое отличие от нормы в усвоении инструкции. Требовалось повторное уточнение экспериментатором задачи в выполнении задания. Также следует отметить, что у детей с ЗПР при выполнении воспроизведения ритмических рисунков происходили недооценка, переоценка и персеверации ритмических структур.
V. Блок «Праксис» включал пять категорий: билатеральная моторная координация, динамический праксис, постуральный праксис, оральный праксис, прак-сис по речевой инструкции. Перечисленные категории позволили нам досконально исследовать уровень развития праксиса у детей с нормотипичным развитием и у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. В результате применения количественной балльной системы нами были определены средние показатели в двух группах детей: дети КГ — 65,2 %, дети ЭГ — 34,8 %. Анализ результатов обследования по качественным показателям дал представление о том, что у детей с ЗПР снижена билатеральная моторная координация, а именно наблюдались пространственные координатные ошибки как в правой, так и в левой руке. Присутствие синкинезий, помощь в выполнении задания другой рукой, неточное положение пальцев — вот краткий перечень нарушений, которые наблюдались нами в процессе обследования. Необходимо отметить, что при выполнении заданий на исследования межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР наблюдались такие трудности, как долгое вхождение в программу, истощаемость, снижение концентрации внимания, сложность усвоения и удержания в памяти программы, хаотичная
стратегия выполнения. Исследование орального праксиса позволило нам определить сформиро-ванность кинестетической организации артикуляционного аппарата. При выполнении данной пробы у детей с задержкой психического развития наблюдался гипо- и гипертонус, трудности в воспроизведении поз, гиперсаливации, тремор языка, замедленность и поиск поз в выполнении артикуляционных статических и динамических упражнений. Обследование праксиса по речевой инструкции показало нам, что большинству детей с ЗПР и нормой развития недоступно выполнение заданных поз по вербальной инструкции экспериментатора.
VI. Блок «Переработка вестибулярной и проприоцептивной информации» включает в себя обследование двух систем — вестибулярной и проприоцептив-ной — у детей с нормотипичным развитием и у детей с ЗПР.
Данные системы обследовались нами в комплексе, так как роль вестибулярной и проприо-цептивной систем значима в изучении сенсорно-перцептивного развития у детей среднего дошкольного возраста. В данном блоке предлагалось выполнение статических и динамических упражнений, направленных на определение сформированности таких показателей, как проприоцепция и контроль статического равнове-
сия, удержание равновесия на балансире, удержание равновесия на одной ноге, вращение вокруг своей оси с удержанием горизонтальной позиции рук, перешагивание через предметы с учетом их размеров. Качественные показатели по данному блоку обследования показали, что у детей с задержкой психического развития снижена переработка как вестибулярной, так и проприоцеп-тивной информации. Данная категория детей имеет сниженный мышечный тонус, нескоордини-рованные моторные движения. Наблюдалось застревание в планировании и последовательности выполнения движений (т. е. нарушена последовательность движений, необходимых для определения точных координат руки или ноги в нужном месте), неустойчивое удержание позы на двух и одной ноге. У детей ЭГ мы наблюдали снижение переработки проприоцептивной информации о положении своего тела в пространстве с учетом окружающей обстановки.
В соответствии с полученными данными нами была составлена таблица по всем шести блокам, в которой выведены средние показатели выполнения заданий, представленных в диагностической методике, для двух категорий детей: с нормативным развитием и с задержкой психического развития (таблица 1).
Таблица 1
Результаты диагностики двух категорий детей: с нормативным развитием и с задержкой психического развития
Функциональные области Нормативное развитие % ЗПР, % Средние показатели, %
I блок. 70,6 29,4 N = 11,7
Социальная сфера ЗПР = 4,9
II блок. 66 34 N = 11
Восприятие формы и ЗПР = 5,6
пространственных ха-
рактеристик, зрительно-
моторная координация,
конструирование
III блок. 63,25 36,75 N = 10,5
Различение тактильных ЗПР = 6,1
стимулов
IV блок. 54,7 45,3 N = 9,1
Различение слуховых ЗПР = 7,5
стимулов
V блок. 65,2 34,8 N = 10,8
Праксис ЗПР = 5,8
VI блок. 69 31 N = 11,5
Переработка вестибу- ЗПР = 5,1
лярной и проприоцеп-тивной информации
Таким образом, в процессе экспериментального исследования получены следующие данные об уровне сенсорно-перцептивного развития детей с ЗПР:
- в коммуникативной сфере преобладает неустойчивый зрительный контакт, предметно -манипулятивные способы общения;
- в эмоциональном плане наблюдались неустойчивые, резкие колебания настроения. Запас знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме;
- у детей с ЗПР значительно снижены показатели в восприятии формы и пространственных характеристик, не требующих участия моторики, выполнения мыслительных операций с предметами;
- дети с ЗПР имеют сниженную способность к различению тактильных стимулов. Это подразумевает, что переработка тактильной информации извне, т. е. с периферии, имеет искаженную инервативную способность поступления в ЦНС;
- снижена билатеральная моторная координация, а именно наблюдаются пространственные координатные ошибки как в правой, так и в левой руках. Присутствуют синкинезии, помощь выполнения действия другой рукой, неточное положение пальцев;
- у детей с задержкой психического развития снижена переработка как вестибулярной, так и проприоцептивной информации. Данная категория детей имеет сниженный мышечный тонус, моторно нескоординированные движения. Сложности в планировании и последовательности выполнения движений (т. е. нарушена последовательность движений, необходимых для определения координат и точного расположения руки или ноги в нужном месте).
Дети с ЗПР во время обследования показали, что они достаточно пассивно воспринимают ситуацию, отказываются от сложных вопросов через их упрощение, не склонны глубоко анализировать задачу и обобщать умозаключения, стремятся найти синтетическое решение, не ранжируют атрибуты на существенные и несущественные, фокусируются на явно непроявляющих-ся признаках и отличиях.
Определяя направления кор-рекционно-развивающей работы по формированию сенсорно -перцептивного развития у детей
среднего дошкольного возраста с ЗПР, мы выделили как наиболее значимые следующие:
- развитие структурно-топологических свойств;
- формирование представлений о логических связях и зависимостях групп геометрических фигур;
- формирование представлений о проективных свойствах.
Полагаем, что развитию сенсорно-перцептивной сферы детей с ЗПР будет способствовать формирование у них общефункциональных механизмов речевой деятельности, если с детьми ведется систематическая коррекци-онно-развивающая работа по следующим направлениям:
- расширение пределов чувственного опыта детей;
- выделение пространства для перцептивной деятельности;
- обучение координации моторики и соотнесению действий с признаками предметов, которые захватывает рука дошкольника;
- обозначение вариантов обследования мира (примерить, приложить, наложить);
- формирование представлений об эталонах цвета, формы, габаритов;
- раскрытие процесса классификации объектов на примере использования заданного атрибута;
- мотивация детей к проговари-ванию действий, которые они совершают с предметами.
Литература
1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес ; пер. с англ. Юлии Даре. — Москва : Теревинф, 2009. — 272 с. — Текст : непосредственный.
2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. — Москва : НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с. — Текст : непосредственный.
3. Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюр-рей. — Москва : Теревинф, 2018. — 768 с. — Текст : непосредственный.
4. Баряева, Л. Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекцион-ной работы : коллективная монография / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Гал-лямова, М. Г. Ивлева, С. Ю. Кондратьева, И. Н. Лебедева, Л. В. Лопатина, Г. В. Ма-коедова, Н. Н. Яковлева. — Москва : Добрый мир, 2018. — 331 с. — Текст : непосредственный.
5. Баряева, Л. Б. Роль двигательного анализатора в развитии ребенка со стертой дизартрией / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина, И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2021. — № 3 (63). — С. 6—22. — Текст : непосредственный.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина. — Москва : Просвещение, 1988. — 144 с. — Текст : непосредственный.
7. Власова, Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Ни-кашина ; под ред. Н. А. Никашиной. — Москва : Просвещение, 1981. — 119 с. — Текст : непосредственный.
8. Гулиева, С. А. Особенности психокоррекции личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. А. Гулиева. — Текст : непосредственный // Уральский научный вестник. — 2017. — № 6. — С. 85—89.
9. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педа-гогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выражен-
ными отклонениями в развитии / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2008. — 336 с. — Текст : непосредственный.
10. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольника / А. В. Запорожец, А. П. Усова. — Москва : АПН РСФСР, 1963. — 227 с. — Текст : непосредственный.
11. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2006. — № 3. — С. 15— 28. — Текст : непосредственный.
12. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. — Воронеж : МОДЭК, 1997. — 383 с. — Текст : непосредственный.
13. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 592 с. — Текст : непосредственный.
14. Манасеина, М. М. Воспитание ощущений / М. М. Манасеина, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. — Текст : непосредственный // История дошкольной педагогики в России : хрестоматия. — Москва : Академия, 1999. — С. 227—231. — Текст : непосредственный.
15. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. — Москва : Школьная пресса, 2003. — 96 с. — Текст : непосредственный.
16. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. — Санкт-Петербург : Волонтеры, 2009. — 320 с. — Текст : непосредственный.
17. Фребель, Ф. Будем жить для наших детей / Ф. Фребель. — Москва : У-Фактория, 2005. — 248 с. — Текст : непосредственный.
18. Miller, L. J. Sensational Kids: Hope and Help for Children with Sensory Processing Disorder (SPD) / L. J. Miller. — New York : Random House, 2020. — 384 р. — Text : unmediated.
19. Isbell, Ch. Sensory integration: a guide for preschool teachers / Ch. Isbell, R. Isbell. — North Carolina : Gryphon House Books, 2007. — 144 р. — Text : unmediated.
References
1. Ayres, E. J. (2009). Rebenok i sensor-naya integratsiya. Ponimanie skrytykh problem razvitiya [The child and sensory integration. Understanding the hidden problems of development] (Yulia Dare, Trans.). Moscow: Terevinf, 272 p. (In Russ.)
2. Anan'ev, B. G. (1996). Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and problems of human knowledge]. Moscow: NPO «MODEK», 384 p. (In Russ.)
3. Bandi, A., Leyn, Sh., & Myurrey, E. (2018). Sensornaya integratsiya: teoriya i praktika [Sensory integration: theory and practice]. Moscow: Terevinf, 768 p. (In Russ.)
4. Baryaeva, L. B., Vechkanova, I. G., Gal-lyamova, Yu. S., Ivleva, M. G., Kondrat'eva, S. Yu., Lebedeva, I. N., Lopatina, L. V., Ma-koedova, G. V., & Yakovleva, N. N. (2018). Deti s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya: eksperimental'noe issledovanie i napravle-niya korrektsionnoy raboty [Children with mental retardation: an experimental study and areas of correctional work] [collective monograph]. Moscow: Dobryy mir, 331 p. (In Russ.)
5. Baryaeva, L. B., Lopatina, L. V., & Fila-tova, I. A. (2021). Rol' dvigatel'nogo analizatora v razvitii rebenka so stertoy dizartriey [The role of the motor analyzer in the development of a child with erased dysarthria]. Special Education, 3(63), 6—22. (In Russ.)
6. Venger, L. A., & Pilyugina, E. G. (1988). Vospitanie sensornoy kul'tury rebenka [Upbringing of the child's sensory culture]. Moscow: Prosveshchenie, 144 p. (In Russ.)
7. Vlasova, T. A., Lubovskiy, V. I., & Nika-shina, N. A. (1981). Obuchenie detey s zader-zhkoy psikhicheskogo razvitiya [Teaching of children with mental retardation]. Moscow: Prosveshchenie, 119 p. (In Russ.)
8. Gulieva, S. A. (2017). Osobennosti psi-khokorrektsii lichnosti detey doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Peculiarities of psycho-correction of the personality of preschool children with mental retardation]. Ural'skiy nauchnyy vestnik, 6, 85—89. (In Russ.)
9. Ekzhanova, E. A., & Strebeleva, E. A. (2008). Korrektsionno-pedagogicheskaya po-moshch' detyam rannego i doshkol'nogo voz-rasta s neyarko vyrazhennymi otkloneniyami v razvitii [Correctional and pedagogical assistance to children of early and preschool age with mild developmental deviations]. St. Petersburg: KARO, 336 p. (In Russ.)
10. Zaporozhets, A. V., & Usova, A. P. (1963). Sensornoe vospitanie doshkol'nika [Sensory education of a preschooler]. Moscow: APN RSFSR, 227 p.
11. Lebedinskaya, K. S. (2006). Osnovnye voprosy kliniki i sistematiki zaderzhki psi-khicheskogo razvitiya [Main issues of the clinic and systematics of mental retardation]. Defektologiya, 3, 15—28. (In Russ.)
12. Lisina, M. I. (1997). Obshchenie, lich-nost' i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Voronezh: MODEK, 383 p. (In Russ.)
13. Maklakov, A. G. (2001). Obshchaya psikhologiya [General psychology]. St. Petersburg: Piter, 592 p. (In Russ.)
14. Manaseina, M. M., Lykov, S. V., & Vo-lobueva, L. M. (1999). Vospitanie oshchu-shcheniy [Upbringing of senses]. In Istoriya doshkol'noy pedagogiki v Rossii : khresto-matiya (pp. 227—231). Moscow: Akade-miya. (In Russ.)
15. Shevchenko, S. G. (2003). Podgotovka k shkole detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Preparation for school of children with mental retardation]. Moscow: Shkol'-naya pressa, 96 p. (In Russ.)
16. Montessori, M. (2009). Vpityvayushchiy razum rebenka [The absorbing mind of a child]. St. Petersburg: Volontery, 320 p. (In Russ.)
17. Froebel, F. (2005). Budem zhit' dlya nashikh detey [We will live for our children]. Moscow: U-Faktoriya, 248 p. (In Russ.)
18. Miller, L. J. (2020). Sensational Kids: Hope and Help for Children with Sensory Processing Disorder (SPD). New York: Random House, 384 p.
19. Isbell, Ch., & Isbell, R. (2007). Sensory integration: a guide for preschool teachers. North Carolina: Gryphon House Books, 144 p.