Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ НАВЫКОВ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ'

СРАВНЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ НАВЫКОВ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗПР / дети с задержкой психического развития / задержка психического развития / дошкольники / жизненные компетенции / навыки жизненной компетенции / взаимодействие педагогов и родителей / педагоги / родители / DPD / children with disorders of psychological development / disorders of psychological development / preschoolers / life competencies / daily living skills / interaction between teachers and parents / teachers / parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Викторовна Акулина

В статье представлены результаты исследования значимости навыков жизненной компетенции старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) для их родителей и педагогов. Методологической основой исследования послужили положение о формировании сферы жизненной компетенции как обязательном содержании образования обучающихся ОВЗ на всех его уровнях (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина), научно-методический подход к определению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР (Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум). В качестве основного метода исследования использовался опрос. Анкета включала пять основных областей сферы жизненной компетенции: развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. В опросе приняло участие 30 родителей старших дошкольников с ЗПР и 30 сотрудников дошкольных образовательных организаций. На основе проведенного анализа, обобщения и систематизации данных эмпирического исследования делается вывод о том, что представления о значимости навыков жизненной компетенции у родителей и педагогов существенно различаются. Выделяются навыки, представляющие наибольшую значимость для педагогов и родителей. Анализируются причины сходства и расхождения в представлениях у родителей и педагогов. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании специального раздела программы коррекционной работы и подготовке рекомендаций для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анастасия Викторовна Акулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE IMPORTANCE OF LIFE COMPETENCIES OF PRESCHOOLERS WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT FOR PARENTS AND TEACHERS

The article presents the results of a study of the importance of life competencies of senior preschoolers with disorders of psychological development (DPD) for their parents and teachers. The methodology of the study is based on the idea about the formation of the sphere of life competencies as a mandatory constituent of education of students with disabilities at all levels (N. N. Malofeev, O. I. Kukushkina) and the scientific-methodological approach to determining the special educational needs of students with disorders of psychological development (N. V. Babkina, I. A. Korobeynikov, E. L. Indenbaum). Survey was used as the main research method. The questionnaire included five main areas of life competencies: the development of a child’s adequate ideas about their own capabilities and limitations; acquisition of social and daily living skills used in everyday life; acquisition of communication skills; differentiation and comprehension of the worldview and its temporal-spatial organization; understanding of one’s social environment and assimilation of the age-appropriate system of values and social roles. 30 parents of preschool children with disorders of psychological development and 30 employees of preschool education institutions took part in the survey. Based on the analysis, generalization and systematization of the empirical research data, it is concluded that ideas about the importance of life competencies among parents and teachers differ radically. The article identifies the competencies that are of greatest importance for teachers and parents. The author analyzes the reasons for the similarities and differences in the views of parents and teachers. The results of the study can be used while designing a special section of the program of rehabilitation work and preparing recommendations for the parents of such children.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ НАВЫКОВ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Специальное образование. 2024. № 2 (74). Special Education. 2024. No 2 (74).

УДК 376.4-053 "465.00/.07"

ББК Ч456.091 ГРНТИ 14.07.03; 14.29.23 Код ВАК5.8.3

Анастасия Викторовна Акулина

СРАВНЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ НАВЫКОВ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия, Akulina@ikp. email, SPIN-код: 9057-3053

Аннотация. В статье представлены результаты исследования значимости навыков жизненной компетенции старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) для их родителей и педагогов. Методологической основой исследования послужили положение о формировании сферы жизненной компетенции как обязательном содержании образования обучающихся ОВЗ на всех его уровнях (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина), научно-методический подход к определению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР (Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум). В качестве основного метода исследования использовался опрос. Анкета включала пять основных областей сферы жиз-© Акулина А. В, 2024

Anastasiya V. Akulina

COMPARISON OF THE IMPORTANCE OF LIFE COMPETENCIES OF PRESCHOOLERS WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT FOR PARENTS AND TEACHERS

Institute of Special Pedagogy, Moscow, Russia, Akulina@ikp.email, SPIN: 9057-3053

Abstract. The article presents the results of a study of the importance of life competencies of senior preschoolers with disorders of psychological development (DPD) for their parents and teachers. The methodology of the study is based on the idea about the formation of the sphere of life competencies as a mandatory constituent of education of students with disabilities at all levels (N. N. Malofeev, O. I. Kukushkina) and the scientific-methodological approach to determining the special educational needs of students with disorders of psychological development (N. V. Babkina, I. A. Korobeynikov, E. L. Indenbaum). Survey was used as the main research method. The questionnaire included five main areas of life competencies: the development of a child's adequate ideas

ненной компетенции: развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. В опросе приняло участие 30 родителей старших дошкольников с ЗПР и 30 сотрудников дошкольных образовательных организаций. На основе проведенного анализа, обобщения и систематизации данных эмпирического исследования делается вывод о том, что представления о значимости навыков жизненной компетенции у родителей и педагогов существенно различаются. Выделяются навыки, представляющие наибольшую значимость для педагогов и родителей. Анализируются причины сходства и расхождения в представлениях у родителей и педагогов. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании специального раздела программы коррекционной работы и подготовке рекомендаций для родителей.

Ключевые слова: ЗПР, дети с задержкой психического развития, задержка психического развития, дошкольники, жизненные компетенции, навыки жизненной компетенции, взаимодействие педагогов и родителей, педагоги, родители.

Благодарности: исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ № 073-00063-24-01.

about their own capabilities and limitations; acquisition of social and daily living skills used in everyday life; acquisition of communication skills; differentiation and comprehension of the worldview and its temporal-spatial organization; understanding of one's social environment and assimilation of the age-appropriate system of values and social roles. 30 parents of preschool children with disorders of psychological development and 30 employees of preschool education institutions took part in the survey. Based on the analysis, generalization and systematization of the empirical research data, it is concluded that ideas about the importance of life competencies among parents and teachers differ radically. The article identifies the competencies that are of greatest importance for teachers and parents. The author analyzes the reasons for the similarities and differences in the views of parents and teachers. The results of the study can be used while designing a special section of the program of rehabilitation work and preparing recommendations for the parents of such children.

Keywords: DPD, children with disorders of psychological development, disorders of psychological development, preschoolers, life competencies, daily living skills, interaction between teachers and parents, teachers, parents.

Acknowledgments: the study has been carried out within the framework of the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation № 07300063-24-01.

Информация об авторе: Акулина Анастасия Викторовна, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»; адрес: 119121, Россия, Москва, ул. Погодинская, д. 8, к. 1; email: Akulina@ikp.email. Для цитирования: Акулина, А. В. Сравнение значимости навыков жизненной компетенции дошкольников с задержкой психического развития для родителей и педагогов / А. В. Акулина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 2 (74). — С. 147-160.

Введение

Современные отечественные исследования, посвященные изучению вопросов образования и психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР), доказывают, что дошкольники с ЗПР нуждаются в организации специальных образовательных условий для успешного освоения программы дошкольного уровня образования [1; 4; 6; 8; 9; 11].

В дошкольной образовательной программе уделяется большое внимание формированию академических навыков, однако для успешного формирования целостной картины мира и умения адекватно и по возможности самостоятельно решать жизненно значимые задачи ребенку необходимо также развить навыки из сферы жизненной компетенции

Author's information: Akulina Anastasiya Viktorovna, Researcher of the Laboratory for Education and Comprehensive Abilitation of Children with Disorders of Psychological Development, Institute of Special Pedagogy, Moscow, Russia.

For citation: Akulina, A. V. (2024). Comparison of the Importance of Life Competencies of Preschoolers with Disorders of Psychological Development for Parents and Teachers. Special Education, 2(74), pp. 147160. (In Russ.).

[2; 3; 5]1. Для их развития разработаны целевые ориентиры, закрепленные на уровне федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья2. Однако проведенные ранее исследования показали, что для успешного формирования навыков из сферы жизненной компетенции старшим дошкольникам с ЗПР недостаточно усво-

1 См. также: Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н. Н. Малофеева. М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.

2 Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/fede ralnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogoobrazovaniya/ (дата обращения: 17.06.2024).

ить предусмотренные образовательной программой целевые ориентиры — они нуждаются еще и в целенаправленной регулярной проработке и совместном со взрослым анализе событий, относящихся к указанной сфере [2; 7].

Очевидно, что и во внутрисемейной жизни ребенок с ЗПР усваивает навыки из сферы жизненной компетенции, полагаясь на помощь близкого взрослого в проработке, закреплении и актуализации нового опыта [10]. Однако отсутствие необходимого эмоционально-смыслового комментария со стороны взрослого в конкретной житейской ситуации может негативно отразиться на этом процессе. Недостаточность совместных действий лишает ребенка необходимого ему этапа совместного со взрослым анализа происходящих вокруг событий и явлений. Доказано, что без достаточного уровня помощи навыки из сферы жизненной компетенции у старших дошкольников с ЗПР формируются лишь частично, а также имеют специфические особенности [3].

Цель и методы исследования

Целью исследования являлось сравнение значимости навыков из сферы жизненной компетенции для педагогов и родителей дошкольников с ЗПР.

Для проведения исследования была разработана анкета, направленная на выявление наиболее значимых для родителей и педагогов навыков в каждой из пяти областей жизненной компетен-ции1 [15; 16]: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; дифференциация и осмысление картины мира и ее пространственно-временной организации; овладение навыками коммуникации; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. В исследовании приняло участие 30 родителей старших дошкольников с ЗПР, имеющих заключение ПМПК, и 30 сотрудников дошкольных образовательных организаций Москвы и Московской области (воспитатели и педагоги).

Результаты и их обсуждение

Результаты анкетирования позволили выявить сходство и различия в представлениях о значимых навыках жизненной компетенции для родителей и педагогов.

1 Инклюзивное и специальное образование: международный словарь терминов / под общ. ред. А. И. Жука, Н. Н. Малофеева, В. В. Хитрюк. Минск: БГПУ, 2020. 104 с.

В области социально-бытовых умений как для родителей, так и для педагогов наиболее значимой является сформирован-ность навыка установления причинно-следственных связей при анализе жизненных ситуаций, в том числе неудач. Значимость данного параметра — 65,5 % для родителей и 83,0 % для педагогов. Следующим по значимости параметром в данной области сферы жизненной компетенции является умение самостоятельно обратиться за помощью в экстренной ситуации и вызвать экстренные службы. Все родители и 76,6 % педагогов отмечают значимость данного навыка. Также родители и педагоги выделяют

навык самостоятельности в быту: он важен для 65,0 % родителей и 90,4 % педагогов.

Наибольшие различия в оценке значимости выявлены для навыков самообслуживания и безопасного поведения. Так, значимость навыка самообслуживания для родителей составляет 94,1 %, тогда как для педагогов —только 4,0 %. Сформированность навыка безопасного поведения имеет значение для 76,0 % родителей и 22,0 % педагогов. Педагоги выделяют как наиболее значимый навык безопасного поведения вне дома (89,0 %), а для родителей его значимость составляет лишь 19,0 %.

Рис. 1. Значимость навыков в области социально-бытовых умений

Прим. А — установление причинно-следственных связей при анализе жизненных ситуаций, в том числе неудач; В — умение самостоятельно обратиться за помощью в экстренной ситуации и вызвать экстренные службы; С — навык самостоятельности в быту; D — навык самообслуживания и безопасного поведения; Е — навык безопасного поведения вне дома

Анализ полученных данных (см. рис. 1) показал, что можно говорить о высокой значимости для родителей и педагогов старших дошкольников с ЗПР социально-бытовых навыков, которые могут пригодиться ребенку как дома, так и в дошкольной образовательной организации. При этом наблюдается значительное расхождение в оценке родителями и педагогами значимости навыка самообслуживания и безопасного поведения, а также навыка безопасного поведения вне дома. Это расхождение можно объяснить отличиями в задачах и требованиях, которые предъявляются ребенку дома, при нахождении с семьей, и в образовательной организации, где его деятельность регулируется преимущественно воспитателями. Например, навыки безопасного поведения не являются главными для педагогов в силу постоянной регуляции ими деятельности ребенка в период пребывания в детском саду. А родители, наоборот, осуществляют тщательный контроль поведения ребенка вне дома, но не всегда анализируют происходящие с дошкольником ситуации, а дают четкие инструкции, что и отражается в низкой значимости данного параметра. Педагоги же, понимая, что самостоятельность ребенка, его социальное окруже-

ние и активность перемещения будут меняться по мере взросления, высоко оценивают значимость навыка безопасного поведения вне дома.

Можно предположить, что для педагогов наиболее значимыми являются те навыки из области социально-бытовых умений, которые могут пригодиться ребенку для самостоятельной деятельности вне дома, а родители акцентируют внимание на значимости навыков, необходимых преимущественно для урегулирования внутрисемейного уклада (например, умение соблюдать нормы поведения за столом, самостоятельно отслеживать режимные моменты и пр.).

В области дифференциации и осмысления картины мира и ее пространственно-временной организации одинаково значимым как для родителей, так и для педагогов оказался навык переноса позитивного опыта других людей в собственный личный опыт ребенка (44,0 % значимости для родителей и 47,0 % для педагогов). Все родители выделяют значимость связи явлений окружающего мира с безопасностью для себя и окружающих, но соответствующий навык является значимым только для 14,0 % педагогов.

100% 80% 60% \—

■ Родители

40% ■ Педагоги

20% ^^Л Щ

0%

ABC

Рис. 2. Значимость навыков в области дифференциации и осмысления картины мира и ее пространственно-временной организации

Прим. A — навык переноса позитивного опыта других людей в собственный; B — оценка значимости связи явлений окружающего мира с безопасностью для себя и окружающих; C — овладение основами финансовой и правовой грамотности

Как показал анализ (см. рис. 2), для родителей особую важность представляет умение ребенка с ЗПР предвидеть опасные моменты, связанные с окружающим миром и природными явлениями. Понимая, что старший дошкольный возраст — период, когда ребенок активно познает окружающий мир, родители стремятся привить ребенку навыки безопасного взаимодействия с ним. Низкая значимость для педагогов этого, а также и некоторых других навыков, может объясняться особенностью организации пребывания ребенка в детском саду.

Таким образом, родители осознают значимость умения самостоятельно выделить и верно проанализировать явления окружающего мира, а педагоги не

считают его важным, поскольку в дошкольной образовательной программе делается упор на формирование академических представлений об окружающем мире, а не на их отработку и перенос в повседневную жизнь. С другой стороны, образовательная программа, которая включает в себя ознакомление с основами финансовой грамотности, формирует у педагогов понимание значимости данного навыка в гораздо большей степени, чем у родителей. Следует отметить, что родители и педагоги солидарны в осознании важности обучения ребенка с ЗПР анализировать не только личный опыт, но и опыт других людей.

В области овладения навыками коммуникации и для родителей, и для педагогов важно

Рис. 3. Значимость навыков в области коммуникации

Прим. А — умение прогнозировать конфликтные ситуации; В — умение слушать собеседника и участвовать в диалоге; С — умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; D — умение критически оценивать полученную информацию; Е — умение устно сформулировать свои мысли

умение ребенка прогнозировать конфликтные ситуации и по возможности смягчать их. Данный навык считают значимым 52,0 % родителей и 92,0 % педагогов. Умение слушать собеседника и участвовать в диалоге является значимым для 52,0 % родителей и 36,0 % педагогов. Наибольшая разница наблюдается в значимости умения критически оценивать полученную информацию (23,0 % для родителей и 87,0 % для педагогов). Различна и оценка значимости умения ребенка оформлять свои мысли в устной форме (36,0 % для родителей и 60,0 % для педагогов).

Полученные данные (см. рис. 3) отражают существенные различия представлений о значимости навыков в данной области у педагогов и родителей. Наибольшую

значимость для педагогов умения прогнозировать конфликтные ситуации можно объяснить необходимостью ежедневно наблюдать и направлять (наставлять) ребенка с ЗПР во время его взаимодействия со сверстниками. Педагоги понимают, что именно умение прогнозировать конфликт и действовать в момент его возникновения адекватно ситуации является одним из важных навыков для ребенка с ЗПР, готовящегося к началу школьного обучения. Понимание этих нюансов сказывается и на высоком уровне значимости для педагогов умения ребенка критически оценивать полученную информацию. Родители также осознают важность овладения навыками коммуникации, но акцентируют основное внимание на значимости аргументации своего мнения.

В области развития у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях как родители, так и педагоги выделяют умение использовать нужную информацию в соответствии с конкретной жизненной ситуацией (все родители и 57,0 % педагогов). Также для родителей и педагогов является важным понимание ребенком своих возможностей, склонностей и интересов (44,0 % родителей и 67,0 % педагогов). Педагоги выделяют умение ребенка организовать свое свободное время — этот навык значим для 73,0 % педагогов и 39,0 % родителей. Кроме того, педагоги в большей степени отмечают значимость умения действовать в ситуации исходя из своих воз-

можностей (39,0 % родителей и 53,0 % педагогов).

Результат анализа представлений в данной области показал, что у родителей и педагогов существует высокий запрос на их формирование (см. рис. 4). Особое внимание родители уделяют умению применять нужную информацию в различных жизненных ситуациях. Это говорит о том, что родители не настроены выполнять все задания за ребенка и понимают важность формирования его самостоятельности в различных ситуациях. В свою очередь, педагоги наиболее выделяют умение организовать свободное время, понимая, что для ребенка с ЗПР это сложная задача, требующая целенаправленной обучающей помощи со стороны взрослого.

Рис. 4. Значимость навыков в области адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

Прим. А — умение использовать нужную информацию в соответствии с конкретной жизненной ситуацией; В — понимание ребенком своих возможностей, склонностей, интересов; С — умение действовать в ситуации исходя из своих возможностей; D — умение организовать свое свободное время

Рис. 5. Значимость навыков в области осмысления своего социального окружения и освоения соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Прим. А — умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; В — умение распознать опасность и противостоять ей; С — умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции

По результатам анализа ответов на вопросы из области осмысления ребенком своего социального окружения и освоения соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

наиболее значимым является умение распознать опасность и противостоять ей. Его выделяют все родители и 83,0 % педагогов. Значимым для родителей и педагогов является также умение ребенка формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (все родители и 63 % педагогов). Наибольшее различие наблюдается в значимости умения регулировать свое поведение и эмоциональные реакции (84 % для родителей и лишь 14 % для педагогов).

Исходя из полученных данных (см. рис. 5), можно сделать вывод о высокой значимости как

для родителей, так и для педагогов умения ребенка формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, а также умения распознавать опасность и противостоять ей. Ответы на соответствующие вопросы косвенно могут указывать на то, что и в образовательной организации, и дома с дошкольником с ЗПР проговариваются и обсуждаются ситуации, в которых ребенок может самостоятельно применить полученные знания.

Как родители, так и педагоги осознают, что дети с ЗПР, как правило, имеют ряд психологических особенностей, делающих их более подверженными опасности со стороны социума. Полученные ответы подтверждают тревогу за умение ребенка самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях и желание дать ему ориенти-

ры для их разрешения. Однако со стороны родителей, в отличие от педагогов, наблюдается высокий запрос на умение ребенка регулировать свое поведение и эмоциональные реакции. Объяснить значительную разницу в ответах родителей и педагогов на данный вопрос можно структурированностью системы дошкольных образовательных организаций, в которых ребенок привык следовать инструкциям взрослого и соблюдать уклад жизни в группе.

Заключение

По результатам проведенного эмпирического исследования можно отметить, что у родителей дошкольников с ЗПР и педагогов есть сходство в представлениях о значимых и необходимых ребенку навыках из разных областей жизненной компетенции. Это сходство особенно отмечается в областях, связанных с навыками безопасного поведения и умения анализировать полученную информацию. Однако наблюдаются и отличия, позволяющие сделать вывод о том, что определенные навыки из сферы жизненной компетенции формируются исходя из социальной ситуации и особенностей образовательной среды: степени регламентации поведения ребенка и педагогической компетентности взрослых. Так, родители обращают внимание ребенка на ситуации, связанные с безопасно-

стью для него и окружающих, и анализируют их с ним, а также уделяют особое внимание лично-стно значимым умениям, таким как умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Помимо этих умений, родители отмечают значимость навыков, определяющих степень самостоятельности ребенка в повседневной жизни. Можно предположить, что для родителей значим высокий уровень самостоятельности ребенка, но они не всегда способны определить те моменты из его повседневной жизни, которые нуждаются в совместном анализе и проработке. В свою очередь, педагоги дошкольных образовательных организаций, в которых четко организован режим дня ребенка, ориентированы на формирование компетенций, необходимых для успешного взаимодействия в социуме. Такая рас-координированность представлений у педагогов и родителей влечет за собой фрагментарность в формировании навыков жизненной компетенции у старших дошкольников с ЗПР.

Результаты проведенного исследования демонстрируют высокий уровень интереса родителей и педагогов к формированию навыков жизненной компетенции у старших дошкольников с ЗПР. Однако разительные отличия в ответах на ряд вопросов позволяют сделать вывод о необходимости

разработки специальной программы коррекционно-развиваю-щей помощи, учитывающей особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР в данной сфере, а также подготовки для родителей и педагогов методических рекомендаций, необходимых для осуществления единого, систематически организованного процесса формирования требуемых навыков.

Литература

1. Ананьева, Е. В. О моделировании социального взаимодействия старших дошкольников в условиях инклюзии / Е. В. Ананьева, С. М. Валявко, С. А. Морозов. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 2 (66). — С. 143-159.

2. Акулина, А. В. Оценка сформирован-ности навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению / А. В. Акулина. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 40-50.

3. Акулина, А. В. Формирование навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению / А. В. Акулина. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 4-13.

4. Акулина, А. В. Педагогическая характеристика вариантов развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте / А. В. Аку-лина, Н. В. Бабкина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 61-68. — Э01: 10.47639/0130-3074_2024_3_61.

5. Бабкина, Н. В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задерж-

кой психического развития / Н. В. Бабкина. — Текст : электронный // Клиническая и специальная психология. — 2017. — Т. 6. — № 1. — С. 138-156. — Э01: 10.17759^уеНп.2017060109.

6. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2002. — № 5. — С. 40-45.

7. Бабкина, Н. В. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2022. — № 2. — С. 12-22.

8. Бабкина, Н. В. Ракурсы понимания категории психологического сопровождения в системе общего и специального образования / Н. В. Бабкина. — Текст : непосредственный // Клиническая и специальная психология. — 2018. — Т. 7. — № 4. — С. 1-18. — Э01: 10.17759^уеНп. 2018070401.

9. Бабкина, Н. В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР / Н. В. Бабкина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2016. — № 5. — С. 3-9.

10. Каракулова, Е. В. Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Каракулова, С. Н. Бездетко, Н. А. Конева, Н. В. Обухова, Е. А. Мурашев. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 3 (71). — С. 94-107.

11. Коробейников, И. А. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей / И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина. — Текст : непосредственный // Консультативная психология и психотерапия. — 2017. — Т. 25. — № 4. — С. 1122. — Э01: 10.17759/срр.2017250402.

12. Никольская, О. С. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые

ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. А. Карабанова. — Текст : непосредственный // Альманах Института коррекцион-ной педагогики. — 2019. — № 36 (1). — С.44-66.

13. Обухова, Л. Ф. Феномен 5 лет / Л. Ф. Обухова, Н. Н. Кандакова. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 1. — С. 21-26.

14. Хайдарпашич, М. Р. Компьютерные инструменты выявления и анализа феноменологии развития представлений о мире у детей дошкольного возраста : 13.00.03 : дис. ... канд. пед. наук / Хай-дарпашич Мария Руслановна. — Москва, 2013. — 167 с. — Текст : непосредственный.

15. Федосеева, А. М. Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с задержкой психического развития в образовательном пространстве / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина. — Москва : ИКП, 2023. — 64 с. — Текст : непосредственный.

16. Федосеева, А. М. Представления родителей о содержании сферы жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина, Е. М. Макарова [и др.]. — База данных. — Свидетельство № 2023624478 от 08.12.2023.

References

1. Anan'eva, E.V., Valyavko, S.M., Moro-zov S.A., & Anan'eva, E.V. (2022) O mode-lirovanii social'nogo vzaimodejstviya star-shikh doshkol'nikov v usloviyakh inklyuzii [On modeling the social interaction of older preschoolers in conditions of inclusion]. Special'noe obrazovanie [Special education], 66(2), 143-159. (In Russ.)

2. Akulina, A.V. (2022). Ocenka sformiro-vannosti navykov zhiznennoj kompetencii kak komponenta gotovnosti detej s zader-zhkoj psikhicheskogo razvitiya k shkol'nomu obucheniyu [Assessment of the development of life competence skills as a component of the readiness of children with mental retardation for schooling]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya [Education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and upbringing of children with disabilities], 4, 40-50. (In Russ.)

3. Akulina, A.V. (2022). Formirovanie navykov zhiznennoj kompetencii kak kompo-nenta gotovnosti detej s zaderzhkoj psikhi-cheskogo razvitiya k shkol'nomu obucheniyu [Formation of life competence skills as a component of the readiness of children with mental retardation for schooling]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya [Education and upbringing of children with disabilities], 8, 4-13. (In Russ.)

4. Akulina, A.V., & Babkina, N.V. (2024). Pedagogicheskaya kharakteristika variantov razvitiya detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya v starshem doshkol'nom vozraste [Pedagogical characteristics of development options for children with mental retardation in older preschool age]. Defektologiya [De-fectology], 3, 61-68. DOI: 10.47639/0130-3074_2024_3_61 (In Russ.)

5. Babkina, N. V. (2017). Zhiznennye kompetentsii kak neot"emlemaya sostavlya-yushchaya soderzhaniya obrazovaniya detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Life competencies as an integral component of the content of education for children with mental retardation]. Klinicheskaya i spetsial'-naya psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education], 6(1), 138-156. DOI: 10.17759/psyclin.2017060109 (In Russ., abstr. in Engl.)

6. Babkina, N.V. (2002). Osobennosti poz-navatel'noj deyatel'nosti i ee samoregulyacii u starshikh doshkol'nikov s zaderzhkoj psikhi-cheskogo razvitiya [Features of cognitive activity and its self-regulation in older preschool children with mental retardation]. De-fektologiya [Defectology], 5, 40-45. (In Russ.)

7. Babkina, N.V., & Vil'shanskaya, A.D. (2022). Osobye obrazovatel'nye potrebnosti obuchayushchikhsya s zaderzhkoj psikhiche-skogo razvitiya na raznykh urovnyakh obra-zovaniya [Special educational needs of students with mental retardation at different levels of education]. Defektologiya [Defectology], 2, 12-22. (In Russ.)

8. Babkina, N.V. (2018). Rakursy ponima-niya kategorii psikhologicheskogo sopro-

vozhdeniya v sisteme obshchego i special'-nogo obrazovaniya [Perspectives on understanding the category of psychological support in the system of general and special education]. Klinicheskaya i special'naya psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education], 7(4), 1-18. DOI: 10.17759/ psyclin.2018070401 (In Russ., abstr. in Engl.)

9. Babkina, N.V. Tradicii otechestvennoj nauchnoj shkoly defektologii v sovremen-nykh podkhodakh k obrazovaniyu detej s ZPR [Traditions of the domestic scientific school of defectology in modern approaches to the education of children with mental retardation]. Defektologiya [Defectology], 5, 3-9. (In Russ.)

10. Karakulova, E.V., Bezdetko, S.N., Koneva, N.A., Obukhova, N.V., & Murashev, E.A. (2023). Organizaciya ehffektivnogo vzaimo-dejstviya pedagogov i sem'i rebenka s og-ranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Organizing effective interaction between teachers and the family of a child with disabilities]. Special'noe obrazovanie [Special education], 3(71), 94-107. (In Russ.)

11. Korobejnikov, I.A., & Babkina, N.V. (2017). Konsul'tativnyj resurs psikhologiche-skogo diagnoza pri narusheniyakh psikhiche-skogo razvitiya u detej [Advisory resource for psychological diagnosis for mental development disorders in children]. Konsul'ta-tivnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 25(4), 11-22. DOI: 10.17759/cpp.2017250402 (In Russ.)

12. Nikol'skaya, O.S., Kukushkina, O.I., Goncharova, E.L., & Karabanova, O.A. (2019). Razvitie doshkol'nogo obrazovaniya detey s OVZ: tselevye orientiry, strategiche-

skie napravleniya i ozhidaemye rezul'taty [Development of preschool education for children with disabilities: targets, strategic directions and expected results]. Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki, 36(1), 44-66. (In Russ.)

13. Obukhova, L.F., & Kandakova, N.N. (2001). Fenomen 5 let [Phenomenon of 5 years].

Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 1, 21-26. (In Russ.)

14. Khaydarpashich, M.R. (2013). Komp'yu-ternye instrumenty vyyavleniya i analiza fenomenologii razvitiya predstavleniy o mire u detey doshkol'nogo vozrasta [Computer tools for identifying and analyzing the phenomenology of the development of ideas about the world in preschool children] [Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 167 p. (In Russ.)

15. Fedoseeva, A.M., & Babkina, N.V. (2023). Sotsializatsiya i formirovanie sfery zhiznennoj kompetentsii podrostkov s zader-zhkoj psikhicheskogo razvitiya v obrazova-tel'nom prostranstve [Socialization and formation of the sphere of life competence of adolescents with mental retardation in the educational space]. Moscow: IKP Publ., 64 p. (In Russ.).

16. Fedoseeva, A.M., Babkina, N.V., Makarova E.M., et al. (2023). Predstavleniya roditelej o soderzhanii sfery zhiznennoj kompetentsii detej s ogranichennymi vozmo-zhnostyami zdorov'ya. Baza dannykh [Parents' ideas about the content of the sphere of life competence of children with disabilities. Database]. Certificate No. 2023624478 dated 12/08/2023. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.