КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Статья / ДгИс!е
УДК / 1ЮС 376 : 81 - 053.2 - 056.3 йО! 10.35231/18186653_2021_4_183
Развитие языковой и социоязыковой компетенции детей с задержкой психического развития: постановка проблемы
Л. Ю. Ларина
Псковский государственный университет, Псков, Российская Федерация
Введение. Целью статьи является анализ научной литературы по проблеме формирования языковой и социоязыковой компетенции дошкольников с задержкой психического развития. Противоречие между необходимостью исследования и формирования указанной компетенции у данной категории детей и отсутствием обоснованной постановки проблемы её развития обусловливает актуальность работы.
Материалы и методы. Проводился анализ научной литературы по проблеме исследования и развития компонентов речевой компетенции у дошкольников с нормативным психическим и речевым развитием и у их ровесников с задержкой психического развития.
Результаты исследования. Обоснован состав речевой компетенции детей, включающий два компонента: языковой и социоязыковой. Проанализированы работы, в которых представлены результаты исследований общения дошкольников с детьми и взрослыми. Представлены исследованные аспекты проблемы развития языковой и социоязыковой компетенции у дошкольников с задержанным психическим развитием. Показана неоднородность их речевых трудностей. Представлены результаты исследований коммуникации в аспекте особых образовательных потребностей детей указанной категории.
Обсуждение и выводы. Сделан вывод о недостаточной изученности социоязыковой компетенции у детей с задержкой психического развития. Отсутствуют исследования языковой и социоязыковой компетенции в комплексе, данные об их соотношении у дошкольников указанной категории. Намечены перспективы дальнейшей работы.
Ключевые слова: речевая компетенция, коммуникация, задержка психического развития, дошкольники.
© Ларина Л. Ю., 2021
Коррекционная педагогика Special (correctional) pedagogics
Для цитирования: Ларина Л.Ю. Развитие языковой и социоязыковой компетенции детей с задержкой психического развития: постановка проблемы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. -№ 4. - С. 183-191. DOI 10.35231/18186653_2021_4_183
Development of linguistic and sociolanguage competence in children with mental retardation: problem statement
Lyudmila U. Larina
Pskov State University, Pskov, Russian Federation
Introduction. The purpose of the article is to analyze the scientific literature on the problem of the formation of linguistic and socio-linguistic competence of preschoolers with mental retardation. The contradiction between the need for research and the formation of this competence in this category of children and the lack of a reasonable statement of the problem of its development determines the relevance of the work.
Materials and methods. The analysis of scientific literature on the problem of research and development of components of speech competence in preschoolers with normative mental and speech development and their peers with mental retardation was carried out.
The results of the study. The composition of children's speech competence, including two components: linguistic and sociolanguage, is substantiated. The works are analyzed, which present the results of research on communication between preschoolers with children and adults. The studied aspects of the problem of the development of linguistic and sociolanguage competence in preschoolers with delayed mental development are presented. The heterogeneity of their speech difficulties is shown. The results of communication studies in the aspect of special educational needs of children of this category are presented.
Discussion and conclusions. The conclusion is made about the insufficient knowledge of socio-linguistic competence in children with mental retardation. There are no studies of linguistic and socio-linguistic competence in the complex, data on their ratio in preschoolers of this category. Prospects for further work are outlined.
Key words: speech competence, communication, mental retardation, preschoolers.
For citation: Larina, L.U. (2021) Razvitie yazykovoj i socioyazykovoj kompetencii u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: postanovka problemy [Development of linguistic and sociolanguage competence in children with mental retardation: problem statement]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 183-191. DOI 10.35231/18186653_2021_4_183 (In Russian).
Введение
В настоящее время существует большое количество исследований, посвящённых проблеме задержки психического развития (ЗПР) у детей (Н. В. Бабкина, Е. Л. Инденбаум, И. А. Коробейников [2], К. С. Лебединская [3], Е. С. Слепович [8] и др.). Однако не анализировалась изученность проблемы развития языковой и социоязыковой компетенции дошкольников с ЗПР. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражена их потребность в формировании правильного использования речевых средств для общения1. Таким образом, актуальность статьи обусловлена противоречием между необходимостью изучения и развития языковой и социоязыковой компетенции дошкольников с ЗПР в комплексе и отсутствием анализа исследований в данной области.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- поставлена и обоснована проблема исследования соотношения языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции указанной категории детей;
- проанализирована литература по проблеме определения особых образовательных потребностей в области развития коммуникации и речевых средств у дошкольников с ЗПР;
- поставлена и обоснована проблема целенаправленного развития речевой компетенции у дошкольников с ЗПР.
Цель статьи: анализ научной литературы по проблеме развития языковой и социоязыковой компетенции дошкольников с ЗПР.
Обзор литературы
Проблемы развития речи дошкольников нашли отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. В работе М. И. Лисиной указано, что активное общение со взрослыми является важнейшим условием развития речи дошкольников [5]. В исследовании Р. Е. Левиной показана взаимообусловленность развития речи и общения у детей с нормативным и нарушенным развитием [4].
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17 окт. 2013.
Проблема коммуникации у детей с ЗПР в области особых образовательных потребностей затрагивалась в работах Н. В. Бабкиной, Е. Л. Ин-денбаум, И. А. Коробейникова и др.
В аспекте их языковой компетенции проводили исследования Е. С. Слепович, О. В. Иванова, В. В. Морозова, Е. В. Хорошавина и др.
Вместе с тем вопросы формирования языковой и социоязыковой компетенции у дошкольников с замедленным психическим развитием в отечественной и зарубежной литературе раскрыты фрагментарно.
Материалы и методы
Проводился анализ научной литературы по проблеме исследования и развития языковой и социоязыковой компетенции у дошкольников с нормативным развитием и у их сверстников с ЗПР.
Результаты исследования
Р. Е. Левина показала, что для исследования речевой компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья важно понимание этапов развития коммуникации у детей с нормотипическим развитием. Опираясь на её работы, можно говорить о двухкомпонентной структуре речевой компетенции ребёнка, которая включает языковые средства (языковой компонент) и их применение в процессе общения (социоязыковой компонент). Р. Е. Левина обосновала необходимость развития речи в общении [4].
Вопросы изучения структуры речевой компетенции затрагивались и в зарубежной литературе. Отмечается, что речевая компетенция включает внешнюю и внутреннюю речь и её использование в общении1. Показана связь указанной компетенции и коммуникации2, её коммуникативная обусловленность [9].
1 Orap M.O. Speech competence and speech activity in the structure of the structure of the personality [Electronic resource]. - Eastern European National University named after Lesya, 2014. URL: articles/2014/9831415346182.pdf. (дата обращения: 11.10.2021).
2 Sander K. The integration linguistic competence [Electronic resource] // LCPJ Publishing. 2008. № 1. URL: access mode: https: docviewer.yandex.ru (дата обращения: 1.10.2021).
В исследованиях М.И. Лисиной по преобладающим мотивам и признаку ситуативности выделены формы общения детей от рождения до семи лет со взрослыми. Представлены этапы формирования общения у детей, его движущие силы и значительное влияние коммуникации на развитие познавательной активности, языковых средств и готовности к школьному обучению. Автор рассматривает речь как средство коммуникативной деятельности [5]. Изучение общения дошкольников продолжили ученики М. И. Лисиной: Е. О. Смирнова, А. Г. Рузская и др.
Н. Е. Веракса предложил исследовать коммуникативные способности с помощью специальных заданий с использованием картинок, демонстрирующих ситуации общения1.
Большую по численности и вариативную группу составляют дети с ЗПР. Для них характерно запаздывание познавательного и эмоционально-волевого развития (Н. В. Бабкина, Е. Л. Инденбаум, И. А. Коробейников [2], К. С. Лебединская [3] и др.).
Вторичные нарушения развития фонетических, лексических, грамматических языковых средств и связной речи описаны во многих научных трудах (Е. С. Слепович, Г. Г. Голубевой, Т. А. Матросовой, В. В. Морозовой, Е. В. Хорошавиной и др.).
В исследованиях Е. С. Слепович выявлена специфика речи дошкольников с ЗПР, которые затрудняются в понимании логико-грамматических конструкций. У них отмечаются трудности при переводе зрительных ощущений в словесную форму. При этом чем больше объём высказывания ребёнка с ЗПР, тем большее количество аграмматизмов в нём встречается. Для речи дошкольников с ЗПР характерно увеличение количества существительных, местоимений и служебных слов. Показано, что недостатки речи у данной категории детей приводят к значительным трудностям при чтении, письме и при овладении грамматическими понятиями. Е. С. Слепович описала приёмы исправления недостатков словарного запаса, словообразования, понимания грамматических конструкций и связной речи у детей с ЗПР [8].
1 Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: учеб. пособие. М.: Академия, 2013. 240 с.
В работе Е. В. Хорошавиной показаны особенности языковых средств детей с ЗПР и с общим недоразвитием речи (ОНР) на разных возрастных этапах (от 4 до 6 лет). У старших дошкольников с ЗПР отмечены выраженные затруднения в формировании словообразовательной системы, синтаксических навыков, звукового анализа и синтеза. Е. В. Хорошавина выделила два этапа коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ЗПР: пропедевтический и основной. Основной этап был направлен на формирование языковых средств как основы для развития связной речи1
В работе В. В. Морозовой выделены три группы детей с ЗПР церебрально-органического генеза по степени и особенностям недоразвития языковых средств. Самую многочисленную группу (60%) из них составили дети с системным недоразвитием речи средней степени выраженности с наиболее значительными трудностями фонематических процессов, лексики, словообразования, синтаксической структуры предложений и связной речи. В. В. Морозова предложила проводить дифференцированную коррекционно-педагогическую работу по развитию речи у детей с ЗПР [7].
Трудности устной и письменной речи у детей с задержанным развитием отмечают и зарубежные авторы [10-12].
Проанализированы исследования отдельных особенностей коммуникации указанной категории детей.
В исследовании Е. Е. Дмитриевой было выявлено, что развитие коммуникации у дошкольников с ЗПР происходит в соответствии с закономерностями общения у дошкольников с нормальным развитием. Показано, что исследование коммуникативно-личностной сферы расширяет и углубляет возможности дифференциальной диагностики детей с ЗПР и коррекционно-педагогической работы с ними. Своевременное включение ребёнка с ЗПР в систему коммуникативных отношений, с учётом его опыта и индивидуальных особенностей способствует его социализации [1].
В работе Е. В. Локтевой показана необходимость специального обучения детей с ЗПР нормам этикета, пониманию собеседника, правильному поведению в процессе общения, преодолению нежелательных привычек в коммуникации. Для развития социально-коммуникативных навыков Е. В. Локтева предложила использовать театрализованные игры [6].
1 Хорошавина, Е. В. Формирование средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 239 с.
Зарубежные исследователи отмечают специфические особенности детско-родительских отношений в семьях с ребёнком с лёгкой умственной патологией: невнимание к его учёбе и свободному времени, авторитарный стиль воспитания [10; 12].
Одно из основных понятий в коррекционной педагогике - «особые образовательные потребности». Оно отражает положение о взаимосвязи коррекционной педагогики и специальной психологии, обучения и развития1.
В проекте специального федерального образовательного стандарта начального образования детей с задержкой психического развития указаны особые образовательные потребности младших школьников с ЗПР в целенаправленном развитии общения в учебном процессе и вне его [2].
Особые образовательные потребности в области развития языковой и социоязыковой компетенции у детей с ЗПР, не достигших школьного возраста, в настоящее время не описаны.
Обсуждение и выводы
Таким образом, наибольшее внимание исследователи уделили изучению различных средств языка у детей с ЗПР. Менее исследованной оказалась речевая коммуникация указанной категории детей. Не сопоставлялись языковая и социоязыковая компетенции дошкольников с ЗПР. Не раскрыты особые образовательные потребности в данной области.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в планировании и проведении констатирующего эксперимента по исследованию речевых средств и их использования в комплексе у детей с ЗПР на основе констатирующего эксперимента, выделении особых образовательных потребностей в области развития их языковой и социоязыковой компетенции. Необходимо разработать планирование целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию данной компетенции у детей дошкольного возраста с ЗПР.
1 Кукушкина О. И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. №39. URL: aldef.ru (дата обращения: 21.11.2021).
Список литературы
1. Дмитриева Е.Е. Социально-коммуникативное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью: субъектно-деятельностный подход // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. - 2021. - № 199. - С. 27-36.
2. Коробейников И.А. Инденбаум Е.Л., Бабкина Н.В. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.
3. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 15-27.
4. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная педагогика. - 1967. - Вып. 2 (122). - С. 121-130.
5. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: сб. научных трудов. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. - С. 3-32.
6. Локтева Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №4. - С. 22-27.
7. Морозова В.В. Недоразвитие лексико-грамматической системы дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза // Гуманитарные науки. - 2020. - № 1. - С. 103-110.
8. Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1981. - №1. - С. 68-73.
9. Canale, M. Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing // Applied Linguistics, 1980. Vol. 1. pp. 1-47.
10. Gaddis W. H. Learning disabilities and brain function: A neuropsychological approach. NY. Etc.: Springer, 1980.
11. Kuzmicheva, T.V. Psychological-Pedagogical Support of Primary School Pupils with Mental Retardation in the Context of Inclusive Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. XLV (45). pp. 929-940.
12. Nag S. Snowling M. School underachievement specific learning difficulties. - Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, 2012.
References
1. Dmitrieva E.E. (2021) Social'no-kommunikativnoe razvitie detej s intellektual'noj ne-dostatochnost'yu: sub"ektno-deyatel'nostnyj podhod [Social and communicative development of children with intellectual disability: a subject-activity approach] // Izvestiya RSPU named after A.I. Herzen. Vol. 199. pp. 27-36 (In Russian).
2. Korobeynikov I.A., Indenbaum, E.L., Babkina N. V. (2013) Specialniy federalniy obrazovatelniy standart nachalnogo obrazovaniya detey s zaderjkoy psihichescogo razvitiya [Special federal state educational standard for primary education of children with mental retardation. Project. Federal State educational standard]. Moscow: Enlightenment (In Russian).
3. Lebedinskaya K.S. (2006) Osnovnye voprosi kliniki e sistematiki zaderjke psihichescogo razvitiya [The main issues of the clinic and systematics of mental retardation] // Defec-tology. Vol. 3. pp. 15-27 (In Russian).
4. Levina R.E. (1967) Pedagogicheskiye voprosi nedorazvitiya rechi u detey [Pedagogical issues of speech pathology in children] // Special pedagogy. Vol. 2 (122). pp. 121 — 130 (In Russian).
5. Lisina M.I. (1980) Obshaniya detey so sverstnikami e vzroslimi: obshee e razlich-noye [Communication of children with adults and peers: general and different] // Research on problems of age and pedagogical psychology: collection of scientific papers. Moscow: Research Institute of General Pedagogy of the USSR Academy of Medical Sciences. pp. 332 (In Russian).
6. Lokteva E.V. (2006) Teatralizovanno-igrovaya deyatel'nost' v obuchenii detej s ZPR [Theatrical-play activity in teaching children with ZPR] // Education and training of children with developmental disabilities. Vol. 4. pp. 22-27.
7. Morozova V.V. (2020) Nedorazvitiya leksiko-grammaticheskoy sistami doshkolnikov s zaderjke psihichescogo razvitiya [Underdevelopment of the lexico-grammatical system of preschoolers with mental retardation of cerebral-organic genesis] // Humanities. Vol. 1. pp. 103-110 (In Russian).
8. Slepovich E.S. (1981) Nekotorye osobennosti monologicheskoj rechi starshih dosh-kol'nikov s ZPR [Some features of the monologue speech of older preschoolers with mental retardation] // Defectology. Vol.1. pp. 68-73 (In Russian).
9. Canale, M. Swain M. (1980) Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing // Applied Linguistics. Vol. 1. pp. 1-47.
10. Gaddis W. H. (1980) Learning disabilities and brain function: A neuropsychological approach. NY. Etc.: Springer.
11. Kuzmicheva, T.V. (2018) Psychological-Pedagogical Support of Primary School Pupils with Mental Retardation in the Context of Inclusive Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol. XLV (45). P. 929-940.
12. Nag S. Snowling M. (2012) School underachievement specific learning difficulties. Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions.
Об авторе
Ларина Людмила Юрьевна, ассистент, Псковский государственный университет, Псков, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-3804-8301, e-mail: liuda.larina2017@yandex.ru
About the author
Lyudmila U. Larina, assistant professor, Pskov State University, Pskov, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-3804-8301, e-mail: liuda.larina2017@yandex.ru
Поступила в редакцию: 05.11.2021 Принята к публикации: 20.11.2021 Опубликована: 27.12.2021
Received: 05 November 2021 Accepted: 20 November 2021 Published: 27 December 2021