Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / дошкольный возраст / дизонтогенез / задержка психического развития / thinking / preschool age / dysontogenesis / mental retardation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алёхин Анатолий Николаевич, Протопопова Мария Александровна

Одной из важных проблем для психологических и педагогических наук на сегодняшний день является разработка эффективного коррекционного обучения и профилактика школьной дезадаптации. Задержка психического развития является серьезной проблемой, которая затрагивает различные аспекты жизни ребенка, включая его когнитивные способности и мышление. В статье представлены результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью исследования является выявление особенностей мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и определение содержания коррекционных задач к их развитию. Для достижения этой цели были проведены теоретический анализ научной литературы, эмпирическое исследование с использованием наблюдения за поведением ребёнка в ситуации решения мыслительных задач. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют особенности протекания мыслительной деятельности. У таких детей отмечается недостаточная сформированность ряда предпосылок мышления: проблематизации, целенаправленности, операционального компонента мышления и речевого опосредования. Эти особенности находят своё выражение в поведении ребёнка, оказывают влияние на уровень психологической готовности к школе. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями и специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, для создания оптимальных условий обучения и развития. Данная работа вносит вклад в понимание особенностей мышления у детей с задержкой психического развития и способствует разработке индивидуальных коррекционных программ и развития для данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алёхин Анатолий Николаевич, Протопопова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The development of effective correctional education and the prevention of school maladjustment is one of the important problems for psychological and pedagogical sciences today. Mental retardation is a serious problem that affects various aspects of a child's life, including his cognitive abilities and thinking. The article presents the results of a study of the peculiarities of the formation of thinking in older preschool children with mental retardation. The aim of the study was to identify the features of thinking in preschool children with mental retardation and the determination of correctional tasks for their development. To achieve this aim, a theoretical analysis of scientific literature was conducted, as well as an empirical study using observations of a child's behavior in a situation of solving mental problems. Preschool children with mental retardation have peculiarities of thinking formation. In such children, there is an insufficient formation of a number of prerequisites for thinking: problematization, purposefulness, the operational component of thinking and speech mediation. These features are expressed in the behavior of the child, have an impact on the level of psychological readiness for school. The results and recommendations can be used by teachers, parents and specialists working with preschool children with mental retardation to create optimal learning and development conditions.This work contributes to the understanding of the peculiarities of the formation of thinking in children with mental retardation and promotes the development of individual correctional programs for this category of children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ2024122165-175

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

FEATURES OF THE THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Алёхин А. Н.1, Протопопова М. А.1-2

1 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 Курский государственный медицинский университет, Курск, Российская Федерация

Аннотация:

Одной из важных проблем для психологических и педагогических наук на сегодняшний день является разработка эффективного коррекцион-ного обучения и профилактика школьной дезадаптации. Задержка психического развития является серьезной проблемой, которая затрагивает различные аспекты жизни ребенка, включая его когнитивные способности и мышление. В статье представлены результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью исследования является выявление особенностей мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и определение содержания коррекционных задач

Alekhin A. N.1, Protopopova M. A. 12

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation

2 Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation

Abstract:

The development of effective correctional education and the prevention of school maladjustment is one of the important problems for psychological and pedagogical sciences today. Mental retardation is a serious problem that affects various aspects of a child's life, including his cognitive abilities and thinking. The article presents the results of a study of the peculiarities of the formation of thinking in older preschool children with mental retardation. The aim of the study was to identify the features of thinking in preschool children with mental retardation and the determination of correctional tasks for their development. To achieve this aim, a theoretical analysis of scientific literature was conducted, as

к их развитию. Для достижения этой цели были проведены теоретический анализ научной литературы, эмпирическое исследование с использованием наблюдения за поведением ребёнка в ситуации решения мыслительных задач. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют особенности протекания мыслительной деятельности. У таких детей отмечается недостаточная сформированность ряда предпосылок мышления: проблематизации, целенаправленности, операционального компонента мышления и речевого опосредования. Эти особенности находят своё выражение в поведении ребёнка, оказывают влияние на уровень психологической готовности к школе. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями и специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, для создания оптимальных условий обучения и развития. Данная работа вносит вклад в понимание особенностей мышления у детей с задержкой психического развития и способствует разработке индивидуальных коррекционных программ и развития для данной категории детей.

well as an empirical study using observations of a child's behavior in a situation of solving mental problems. Preschool children with mental retardation have peculiarities of thinking formation. In such children, there is an insufficient formation of a number of prerequisites for thinking: problematization, purposefulness, the operational component of thinking and speech mediation. These features are expressed in the behavior of the child, have an impact on the level of psychological readiness for school. The results and recommendations can be used by teachers, parents and specialists working with preschool children with mental retardation to create optimal learning and development conditions.This work contributes to the understanding of the peculiarities of the formation of thinking in children with mental retardation and promotes the development of individual correctional programs for this category of children.

Ключевые слова:

мышление; дошкольный возраст; дизонтогенез; задержка психического развития

Keywords:

thinking; preschool age; dysontogenesis; mental retardation

Актуальность

Одним из ключевых вопросов, стоящих сегодня перед психологической и педагогической науками, является разработка эффективного коррекционного обучения и профилактика школьной дезадаптации.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) характеризуется интенсивным развитием физической, психической и личностной сторон ребёнка. Переход ребёнка из дошкольного учреждения в младшую школу сопровождается необходимостью формирования у него понятийного, словесно-логического мышления — важного компонента познавательного развития ребенка [1]. Предпосылки формирования словесно-логического мышления закладываются в становлении более ранних его видов: наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Основным типом

166

мыслительной деятельности у старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов; Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимова; А. П. Усова, А. Л. Венгер, и др.) сходятся во мнении о том, что между формированием учебной деятельности в дошкольных учреждениях и начальной школе необходимо обеспечить преемственность, проявляющуюся в овладении интегративными качествами: способности к проблематизации, произвольности поведения, самостоятельности, инициативности, умении работать по образцу, обучаемости. Базу мыслительной деятельности составляют важные логические операции — сравнение, анализ, синтез, классификация. Важную роль в формировании мышления у детей учёные отводят речи, отмечая, что речь тесно связана со всеми высшими психическими функциями ребёнка [2]. Наглядно-образное мышление дошкольников проявляется при решении задач на основе знаково-символических описаний образов, представлений о предметах, их свойствах, сформированных благодаря практическому опыту.

При неразвитости наглядно-образного мышления у ребёнка отсутствует связь между основными компонентами мыслительной деятельности: знаком, значением, образом и действием [3]. Данная особенность не позволяет дошкольнику решать задачи на уровне образных представлений и тогда ребенок оказывается не в состоянии решить поставленную задачу вне практических действий с реальным объектом действительности.

В последние годы имеет место положительная тенденция в выявлении патологий развития у детей [4]. Среди вариантов психического дизонтогенеза чаще всего выделяют задержку психического развития, включающую в себя различные по этиологии и патогенезу аномалии развития. Авторы определяют задержку психического развития (ЗПР) как нарушение, при котором имеют место случаи замедленного развития, а также стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени умственной отсталости [5]. Задержка психического развития в старшем дошкольном возрасте представляет собой серьёзную психолого-педагогическую проблему и для ребёнка, и для родителей, и для учителей [6-8].

Е. В. Бочкина отмечает, что мышление у детей с ЗПР формируется отлично от нормотипичных детей [9]. Ряд авторов (Л. Н. Блинова, С. Н. Исаева, Т. В. Елизарова, и др.) выделяют особенности мышления детей с задержкой психического развития, которые заключаются в отсутствии учебной мотивации, низкой познавательной активности, недостаточном развитии целеполагания и планирования, несформированности и неустойчивости мыслительных операций, нарушениях динамической стороны мышления [10, 11]. Л. И. Божович, Т. Н. Овчинникова писали, что детям с задержкой психического развития необходима помощь взрослого в процессе решения мыслительных задач [12-14].

Несмотря на то, что мышление детей с задержкой психического развития изучалось различными авторами достаточно давно, современные исследования педагогов и психологов подчеркивают отсутствие единой и исчерпывающей программы развития таких детей [9, 13, 15].

167

Таким образом, изучение психологии детей с задержкой психического развития играет важную роль в создании эффективных методов коррекционного обучения и профилактики школьной дезадаптации. Благодаря научным данным и современным исследованиям специалисты могут создавать персонализированные программы, обеспечивая каждому ребенку необходимую поддержку и помощь в процессе обучения.

Цель

Клинико-психологическое и экспериментально-психологическое уточнение особенностей мышления у детей с задержкой психического развития для обоснования содержания коррекционных задач при подготовке ребёнка к школе.

Объект

Мышление детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет

Особенности мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Выделение компонентов психической деятельности, влияющих на формирование мышления у дошкольников.

2. Изучение особенностей мышления у нормотипичных детей дошкольного возраста (группа контроля).

3. Сравнение особенностей мышления у детей с задержкой психического развития и нормотипичных детей.

4. Выделение основных коррекционных мишеней для дальнейшей разработки программ сопровождения детей с ЗПР.

Материалы и методы

Проводилось наблюдение за поведением ребенка при проведении психологических экспериментов, направленных на анализ особенностей мышления. Использовались такие методики, как: «Складывание разрезных картинок» (С. Забрамная), составление рассказа по серии сюжетных картин — «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн). В соответствии с психологическими представлениями о мышлении ребёнка были выделены характерные признаки умственной работы, которые фиксировались в формализованном протоколе наблюдения. Так, решение задачи начинается с проблематизации — возможности «увидеть» и принять задачу, как побуждение к её решению. Опосредование подразумевает способность ребенка оперировать знаками как со стороны импрессивной речи (понимание инструкций, следование подсказкам взрослого), так и экспрессивной — применять речь при решении мыслительных задач, сопровождать свою деятельность словами, давать ответы на вопросы психолога. Целенаправленность мышления характеризуется

рассмотрением задачи как цели, при которой формируется потребность и мотив решить ее, а также сосредоточенности внимания на этой цели. Операциональный компонент мышления проявляется в приведении понятий измеряемому виду, с помощью основных логических операций: анализа, синтеза, классификации. Зона потенциального развития- уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым и чувствительность к подсказкам взрослого. Данные признаки оценивались качественно на основании наличия («есть признак») или отсутствия («нет признака») их в поведении ребёнка при выполнении экспериментальных задач. Динамическая сторона подразумевала скорость выполнения задания. Так, «медленное» выполнение задания методики «Складывание разрезных картинок» подразумевало время выполнения от 1 минуты и больше, до 1 минуты — «быстрое»; при составлении рассказа по серии сюжетных картин от 2 минут — «медленное» выполнение задания, соответственно до 2 минут — «быстрое».

Анализ полученных эмпирических данных — различия долей выборки по изучаемому признаку — проводился с помощью критерия ф*-углового преобразования Фишера.

В исследовании приняли участие 38 детей дошкольного возраста (5 лет). Контрольная группа была представлена детьми с нормальным уровнем развития — 12 детей, их них 7 мальчиков и 5 девочек. В группу наблюдения вошли дети с задержкой психического развития различного генеза — 26 детей, 19 мальчиков и 7 девочек. Большая часть дошкольников основной группы в анамнезе обнаруживали церебрально-органические причины происхождения ЗПР — 17 (65%); 6 детей (23%) имели конституциональную предрасположенность задержанного развития; у 3 детей (12%) — ЗПР психогенного происхождения.

Результаты и их обсуждение

Результаты проведённых исследований представлены в таблице 1.

Дети контрольной группы в 100% случаях успешно решали задачу сложения фрагментов картинки, не нуждались в помощи, поняв задание, в быстром темпе приступали к его выполнению. Способность к опосредованию проявлялась здесь только при назывании картинок.

В группе детей с задержкой психического развития успешно справились с заданием 85% (фэмп = 1,99). Сложности при выполнении данного задания возникли у 15% детей. Главным образом трудности этих детей по сравнению с нормотипичными были связаны с низким уровнем проблематизации и целенаправленности (у 19% дошкольников с задержкой психического развития, фэмп = 2,60). Так, дети, не способные справиться с этим заданием, отличались отвлекаемостью, непоследовательным поведением, не понимали инструкций психолога. Динамическая сторона мышления в 69% случаев проявилась медленным выполнением задания (более 1 минуты) (фэмп = 3,22), дети при выполнении данной задачи пользовались методом проб и ошибок. Данные могут свидетельствовать о несформированности навыка зрительного соотнесения при выполнении данного рода задач, а, значит, о недостаточной сформированности операционального уровня перцептивных действий (15% детей с ЗПР; <рэмп = 2,31). Более

Таблица 1. Выполнение задания «Складывание разрезных картинок» (С. Забрамная)

РК Решили задачу Не решили задачу цэмп p-level

Абс. % Абс. %

Норма 12 100 0 0 1,99 p < 0,01

ЗПР 22 85 4 15

Проблематизация**

«Есть» «Нет»

Норма 12 100 0 0 2,60 p < 0,01

ЗПР 21 81 5 19

Опосредование**

Норма 12 100 0 0 4,28 p < 0,01

ЗПР 14 54 12 46

Целенаправленность**

Норма 12 100 0 0 2,60 p < 0,01

ЗПР 21 81 5 19

Операциональный компонент**

Норма 12 100 0 0 2,31 p < 0,01

ЗПР 22 85 4 15

Зона потенциального развития*

Норма 3 25 9 75 1,94 0,05 > p > 0,01

ЗПР 15 58 11 42

Динамическая сторона мышления**

«Быстро» «Медленно»

Норма 10 83 2 17 3,22 p < 0,01

ЗПР 8 31 18 69

Примечание: **— p < 0,01 уровень значимости нулевой гипотезы

половины детей с задержками психического развития (58%; фэмп = 1,94) нуждались в помощи, для них требовалась организующая помощь взрослого, данную задачу для них можно обозначить зоной потенциального развития. У 46% детей (фэмп = 4,28) имели место трудности речевого опосредования, они не сопровождали свою деятельность речью, а также не называли получившиеся результаты.

В таблице 2 отражены особенности мышления дошкольников при выполнении методики «Последовательность событий».

Среди детей с задержками психического развития с заданием, требующим составления рассказа по серии сюжетных картин «Последовательность событий», справились лишь 19% дошкольников (фэмп = 4,72), в сравнении с группой контроля, где с данным заданием справились 92% детей. Главным образом, дети с ЗПР были неспособны к целенаправленному поведению: 85% детей (фэмп = 4,28) быстро отвлекались на посторонние объекты, с трудом концентрировали свое внимание, требовали организации поведения со стороны взрослого. В 62% случаев (фэмп = 5,17) дети с ЗПР испытывали трудности при восприятии проблемной стороны задачи, не всегда усваивали инструкцию экспериментатора, не понимали какие действия

Таблица 2. Выполнение задания «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн)

Последовательность событий Решили задачу Не решили задачу цэмп p-level

Абс. % Абс. %

Норма 11 92 1 8 4,72 p < 0,01

ЗПР 5 19 21 81

Проблематизация**

«Есть» «Нет»

Норма 12 100 0 0 5,17 p < 0,01

ЗПР 10 39 16 62

Опосредование**

Норма 12 100 0 0 4,72 p < 0,01

ЗПР 12 46 14 54

Целенаправленность**

Норма 10 83 2 17 4,28 p < 0,01

ЗПР 4 15 22 85

Операциональный компонент**

Норма 11 92 1 8 4,45 p < 0,01

ЗПР 6 23 20 77

Зона потенциального развития*

Норма 8 67 4 33 1,64 0,05 > p > 0,01

ЗПР 10 39 16 61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамическая сторона мышления**

«Быстро» «Медленно»

Норма 7 58 5 42 2,99 p < 0,01

ЗПР 3 11 23 89

Примечание: ** — p < 0,01 вероятность нулевой гипотезы

выполнять со стимульным материалом, что отражалось в сложностях проблематизации. При выполнении задания 77% детей (фэмп = 4,45) демонстрировали недостаточный уровень операциональных аспектов мыслительной деятельности: испытывали трудности при выполнении логических мыслительных операций анализа и синтеза, установлении причинно-следственных связей между событиями в последовательности картин. Также выполнение задания на составление рассказа по серии сюжетных картин вызывало значительные трудности речевого опосредования у 54% дошкольников с ЗПР (фэмп = 4,72). Такие дети обладали недостаточно развитым словарным запасом, с трудом формулировали предложения и фразы, чаще всего с опорой на вопросы взрослого. Дети способные к проблематизации и опосредованию в 39% случаев (фэмп = 1,64) нуждались в помощи взрослого, что говорит о данном задании как озоне потенциального развития для детей основной группы. Так, если ребенок преодолевал первый этап правильного размещения изображений, то в процессе выстраивания логически связного рассказа он испытывал трудности и мог составить его только при

помощи психолога. Динамическая сторона выполнения задания характеризовалась низкой скоростью выполнения задания в 89% случаев (фэмп = 2,99).

На основании полученных результатов представляется возможным обозначение задач и мишеней коррекционной работы детьми дошкольного возраста с задержками психического развития.

Прежде всего, для таких детей крайне важно развитие целостного слухового восприятия, необходимого для понимания как простых, так и сложных инструкций. Значимым на дошкольном этапе развития является формирование начальных навыков саморегуляции, целенаправленного внимания и поведения. Такие способности помогут детям сосредотачиваться на поставленных задачах и строить свои действия вокруг них. Большое значение для развития наглядно-действенного мышления приобретает формирование и развитие сенсорных эталонов у ребёнка, что, при возможности воспроизведения элементарных логических обобщений, позволит детям «собирать» целостные образы предметов. Необходимым условием формирования наглядно-образного мышления является умение ребёнка наделять объекты реальной действительности знаком и значением, для этого поэтапно активизируется экспрессивная речь: от звуков к словам, словосочетаниям, предложениям, рассказам с опорой на зрительные образы, а затем и с опорой на образы мышления. Повышение эффективности коррекционной программы возможно при участии взрослого и построении занятий с опорой на зону потенциального развития ребёнка.

Выводы

Дошкольное детство является сенситивным периодом формирования умственных способностей, важнейшей из которых является мышление как способность оперировать знаковыми представительствами вещей.

В результате проведённого исследования было установлено, что мышление детей с задержкой психического развития отличается трудностью проблематизации: значительная часть детей оказалась невосприимчива к экспериментальному заданию. Многие дошкольники испытывали трудности с речевым опосредованием. В силу низкого уровня речевого развития, отмечались сложности в понимании инструкций, что влияло на организацию целенаправленного поведения таких детей. Дети с нарушениями развития чаще вели себя импульсивно, их эмоциональное реагирование не соответствовало ситуации, они были либо отрешены, либо проявляли дурашливость при выполнении заданий. Наиболее существенным признаком мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития был уровень развития операционального компонента мышления. Дошкольники с низким уровнем операционализации «фиксировались» на непосредственном образе предметов, с трудом оперировали словами и были неспособны производить операции с ними. Данные особенности свидетельствуют о недостаточной сформированности наглядно-образного мышления. В таком случае отсутствует формирование связей между знаком, значением, образом и действием. Такие нарушения не позволяют дошкольнику решать задачи вне практических действий с реальным объектом действительности.

Таким образом, важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления, которое способствует формированию навыков учебной деятельности: развивает способность детей анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, изменять и перестраивать в зависимости от получаемого результата. Необходимым является развитие целостного слухового и зрительного восприятия, внимания, навыков саморегуляции, навыков импрессивной и экспрессивной речи. При этом главной задачей взрослых является правильный выбор педагогических технологий, методов и форм образовательной деятельности, обнаружение зоны потенциального развития для каждого конкретного ребёнка.

Требуют дальнейшего исследования связи особенностей мышления с другими аспектами психической деятельности и развития ребёнка дошкольного возраста. Понимание таких связей позволило бы уточнить содержание и направление психологической коррекции психического развития дошкольников и профилактики школьной дезадаптации у таких детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Шуваева Н.Ю. Формирование предпосылок вербально-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста методом пиктограмм // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 6. С. 37-42.

2. Трофимова Е.И. Роль взрослого в развитии речи детей младшего дошкольного возраста и специфика взаимодействия со взрослыми в эпоху цифровизации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 263-274. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=538. Ссылка активна на 02.12.2023. d oi: 10.23888/humJ 2022103263-274

3. Королева Н.Н. Факторы и механизмы становления семиотической регуляции социального поведения на различных этапах онтогенеза // Universum: Вестник Герценовского университета. 2015. № 1-2. С. 94-102.

4. Ахмедова Э.И. Наблюдение за детьми периода новорожденности в детской поликлинике // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2022. Т. 10, № 1. С. 81-90. doi: 10.23888/HMJ202210181-90

5. Капитанец Е.Г. Влияние развития логического мышления младших школьников с задержкой психического развития на их успеваемость. В кн.:

REFERENCES:

1. Shuvaeva NYu. Formirovanie predposylok verbalno-logicheskogo myshleniya u detej starshego doshkolnogo vozrasta metodom piktogramm. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2018;(6):37-42. (InRuss).

2. Trofimova EI. The role of an adult in the speech development of preschool children and the specifics of interaction with adults in the era of digitalization. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2022;10(3): 263-74. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=538. Accessed: 2023 December 02. (In Russ). doi: 10.23888/humJ2022103263-274

3. Koroleva NN. Faktory I mehanizmy stanovleniya semioticheskoj regulyacii socialnogo povedeniya na razlichnyh etapah ontogeneza. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta.2015;(1-2):94-102. (In Russ).

4. Ahmedova EI. Nablyudenie za detmi perioda novorozhdennosti v detskoj poliklinike. Nauka Molodyh (Eruditio Juvenium). 2022;10(1):81-90. (In Russ). doi: 10.23888/HMJ202210181-90

5. Kapitanec EG. Vliyanie razvitiya logicheskogo myshleniya mladshih shkolnikov s zaderzhkoj psi-hicheskogo razvitiya na ih uspevaemost. In: Novosti nauki. Moscow: Imperiya; 2019;1:202-5. (In Russ).

Новости науки. М.: Империя; 2019. Т. 1. С. 202-205.

6. Кирдяшова А.С. Проблема развития самостоятельности мышления у дошкольников с ЗПР. В сб.: Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XXII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 30-летнему юбилею факультета психологии ИГУ; Иркутск, 27-28 апреля 2023 г. Иркутск; 2023.

7. Cainelli E., Bisiacchi P. Neurodevelopmental Disorders: Past, Present, and Future // Children (Basel). 2022. Vol. 10, No. 1. P. 31. doi: 10.3390/children10010031

8. Еремеева В.С. Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в процессе подготовки к школе // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2022. № 2 (43). С. 52-56. Доступно по: https://ya-uchitel.ru/publ/stati/nauka i obrazovanie/razvitie

nagljadno obraznogo myshlenija u detej s zad erzhkoj psikhicheskogo razvitija v processe pod gotovki k shkole/21-1-0-6597. Ссылка активна на 02.12.2023.

9. Бочкина Е.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период дошкольного детства // Эпоха науки. 2022. № 32. С. 188-194. doi: 10.24412/2409-3203-2022-32-188-194

10. Исаева С.Н. Особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития в онтогенезе. В кн.: Традиции и перспективы науки XXI века. Тамбов: Державинский; 2020.

11. Елизарова Т.В. Формирование навыка решения задач у младших школьников с задержкой психического развития с помощью развития мышления. В сб.: Материалы XI Международной научно-практической конференции молодых ученых «Зажги свою звезду». Центр научной мысли. Таганрог; 2016.

12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. СПб.: Питер; 2009.

13. Бочкина Е.В. Разновидности коморбидных нарушений у детей с ЗПР // Психология и психотехника. 2022. № 4. С. 1-13. doi: 10.7256/24540722.2022.4.38812

14. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Коррек-ционная педагогика; 2001.

15. Синявская З.А. Особенности развития мышления и речи у детей с задержкой психического развития // Эпоха науки. 2023. № 33.

6 Kirdyashova AS. Problema razvitiya samostoyatelnosti my'shleniya u doshkolnikov s ZPR. In: Problemy" teorii i praktiki sovremennoj psixologii: Materialy" XXII Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molody^x ucheny^x, posvyashhennoj 30-letnemu yubileyu fakuVteta psixologii IGU; Irkutsk, 27-28 April 2023. Irkutsk; 2023. (In Russ).

7. Cainelli E, Bisiacchi P. Neurodevelopmental Disorders: Past, Present, and Future. Children (Basel). 2022;10(1):31. doi: 10.3390/children10010031

8. Eremeeva VS. Razvitie naglyadno-obraznogo myshleniya u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v processe podgotovki k shkole. Studencheskij elektronnyj zhurnal StRIZh. 2022;(2):52-6. Available at: https://ya-uchitel.ru/publ/stati/nauka i obrazovanie/razvitie

nagljadno obraznogo myshlenija u detej s zad erzhkoj psikhicheskogo razvitija v processe pod gotovki k shkole/21-1-0-6597. Accessed: 2023 December 02. (In Russ).

9. Bochkina EV. Osobennosti detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya (ZPR) v period doshkolnogo detstva. Epoha nauki. 2022;(32):188-94. (In Russ). doi: 10.24412/2409-3203-2022-32-188-194

10. Isaeva SN. Osobennosti razvitiya naglyadno-obraznogo myshleniya doshkolnikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v ontogeneze. In: Tradicii i perspektivy nauki XXI veka. Tambov: Derzhavinskij; 2020. P. 258-61. (In Russ).

11. Elizarova TV. Formirovanie navyka resheniya zadach u mladshih shkolnikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya s pomoshyu razvitiya myshleniya. In: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh «Zazhgi svoyu zvezdu». Centr nauchnoj mysli. Taganrog: Pero; 2016. P. 35-8. (In Russ).

12. Bozhovich LI. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze. Sankt-Petersburg: Piter; 2009. (In Russ).

13. Bochkina EV. Raznovidnosti komorbidnyh narushenij u detej s ZPR. Psihologiya i psihotehnika. 2022;(4):1-13. (In Russ). doi: 10.7256/24540722.2022.4.38812

14. Ovchinnikova TN. Lichnost i myshlenie rebenka: diagnostika i korrekciya. Moscow: Korrekcionnaya pedagogika; 2001. (In Russ).

15. Sinyavskaya ZA. Osobennosti razvitiya mysh-leniya i rechi u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya. Epoha nauki. 2023;(33): 369-73. (In Russ).

174

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алёхин Анатолий Николаевич — д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи. SPIN: 8042-3024, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-648 7-0625, e-mail: kcp herzen@mail.ru

Протопопова Мария Александровна — аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощи; ассистент кафедры психиатрии и психосоматики. SPIN: 9248-1307, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5029-2553, e-mail: psy mary97@rambler.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 02.12.2023. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 19.03.2024. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.06.2024.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Алёхин А.Н., Протопопова М.А.Особенности мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 2 (45). С. 165-175. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=605. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2024122165-175

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Anatoliy N. Alekhin — MD, Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Clinical Psychology and Psychological Assistance. SPIN: 8042-3024, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6487-0625, e-mail: kcp herzen@mail.ru

Mariya A. Protopopova — Postgraduate Student of the Department of Clinical Psychology and Psychological Assistance; Teacher of the Department of Psychiatry and Psychosomatics. SPIN: 9248-1307, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5029-2553, e-mail: psy mary97@rambler.ru

PAPER RECEIVED: 02.12.2023. PAPER REVISED: 19.03.2024. PAPER ACCEPTED: 01.06.2024.

FOR CITATION:

Alekhin AN, Protopopova MA. Features of the thinking of preschool children with mental Retardation. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024;12(2):165-175. Available at: http://humjournal.rzgmu. ru/art&id = 605. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2024122165-175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.