УДК 159.937
Абдураманова Н.М. студент 5 курса
факультет «Специальное (дефектологическое) образование» ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, г. Симферополь
ОШБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ЕЁ ПЕРЕДАЧА В РИСУНКАХ УЧАЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности развития восприятия формы предметов и её передача в рисунках учащихся с ЗПР на уроках изобразительного искусства. Описывается определение понятия «восприятие» и свойства образа, которые формируются в процессе и в результате восприятия. Выделены определенные нарушения в восприятии свойств предмета у учащихся с ЗПР. Охарактеризованы методы, активирующие познавательную деятельность детей с задержкой психического развития, развивающие формирование образов предметов.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, восприятие, предметность, константность, категориальность, младшие школьники с задержкой психического развития.
Abduramanova N.M.
Student 5 year, faculty ""Special (defectological) education "" GAOBUVO of the RK ""Crimean Engineering and Pedagogical
University» Russia, Simferopol FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FORM PERCEPTION OF OBJECTS AND TRANSFERRING IN THE DRAWINGS OF PUPILS WITH DISABILITIES IN THE ARTS LESSONS.
Annotation: In this article features of development ofperception of the form of objects and its transfer in drawings ofpupils with ZPR at lessons of the fine arts are considered. Describes the definition of the concept of "perception" and the properties of the image, which are formed in the process and as a result of perception. Certain violations in the perception of the properties of the subject in students with ZPP are identified. The methods that activate the cognitive activity of children with a delay in mental development, developing the formation of images of objects, are characterized.
Key words: visual activity, perception, objectivity, constancy, categoriality, junior schoolchildren with mental retardation.
Изобразительная деятельность - одно из самых эффективных средств для развития познавательной, творческой активности младших школьников, так как в ее процессе дети учатся видеть, понимать и отображать
окружающие предметы и явления, анализировать различие и сходство предметов окружающего мира, изучать немалое количество иллюстративного материала, что служит основой для последующего отображения формы предмета по памяти, по представлению или же с натуры.
Актуальность исследования определяется важностью для развития младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе; необходимостью совершенствования специальных приемов и методов обучения детей с задержкой психического развития; ограниченным количеством данных о формировании восприятия формы предметов как многоуровневого системного образования у младших школьников с ЗПР; необходимостью научного обоснования методов формирования восприятия формы предметов; отсутствием методических рекомендаций по формированию восприятия формы предметов и её передача в рисунках в специальной (коррекционной) школе.
Проблема исследования состояла в изучении особенностей восприятия формы предметов у детей младшего школьного возраста с ЗПР и её передача в рисунках в специальной (коррекционной) школе.
Цель данной статьи - выявление особенностей восприятия формы предметов у младших школьников с ЗПР; теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности модели коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия форм предметов с использованием средств изобразительной деятельности у данной категории детей.
Степень разработанности проблемы: проблема достаточно изучена.
Это подтверждается прежде всего, тем, что в качестве материалов для статьи были использованные множественные научные исследования. Такие авторы, как А.Н. Леонтьев, С. П. Рубинштейн писали о значимости деятельности в развитии психических процессов; Ю. Б. Гиппенрейтер о психологии ощущений и восприятий; Л.А. Венгер также исследовал восприятие в своих трудах; о роли изобразительной деятельности в гармонизации личности ребенка - Г.Г. Григорьева, С.К. Кожохина, Т.С. Комарова, B.C. Мухина.
Проработав достаточное количество литературы по теме
Исследования психических процессов, можно привести несколько вариантов определения понятия "восприятие":
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций или явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [1, с. 201].
Восприятие - это отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [4, с. 78].
Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно влияя на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их
свойств, как это происходит при ощущении [2, с. 189].
Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень познания с присущими ей способностями [5, с. 86].
Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [3, с. 45].
Объединив все определения в одно, можно сделать вывод, что: Восприятие - это результат работы системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. На самом деле, восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт, процессы осмысления, что воспринимается, то есть, процесс восприятия включает в себя психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Следовательно, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую - либо встречную деятельность, направленную на его исследование, конструирование и уточнение образа. Изображение, сформированное в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, слаженную работу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Синтез выступает в качестве образа данного предмета или явления, который складывается в процессе их активного отражения. Предметность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) являются основными свойствами образа, которые формируются в процессе и в результате восприятия [6, с.68].
Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов со свойствами, вызывающими эти ощущения.
Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия
формы, так как она является наиболее достоверным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, размера, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение частей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только из-за сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, как правило, в поле зрения и могут образовывать самые причудливые комбинации. Иногда непонятно, принадлежит ли эта часть к тому или иному предмету, какой предмет образуют эти части. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, чем он на самом деле является, - по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее).
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе большого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и размеру, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, которое относится к определенному классу. В соответствии с этим классом мы рассматриваем в воспринимаемом предмете признаки, свойственные всем предметам этого класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Описанные свойства предметности, целостность, константности и категориальности восприятия с рождения не присущи человеку, они постепенно развиваются в жизненном опыте, являются отчасти естественным следствием работы анализаторов, синтетической активности мозга. Наблюдение и экспериментальное исследование свидетельствуют, например, о влиянии цвета на видимую величину предмета: белые и светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы, относительная освещения влияет на видимую отдаленность предметов. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску.
В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и - в известном смысле - также его чувства и эмоции. Отражая объективную реальность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно - зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего. Если координированное действие, направленное на
объект, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то, в свою очеред и восприятие осознание противоположных субъекту предметов реальности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорные раздражители, но и управлять предметами в скоординированных действиях. В частности, например, восприятие пространственного расположения вещей формируется в процессе реального двигательного мастерства через хватательные движения, а затем и передвижения.
Задача дефектолога - помочь ребенку с ЗПР, чтобы упорядочить процессы восприятия и научить воспроизводить предмет целенаправленно. В первый учебный год обучения направляют восприятие ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается поэтапность действий. Для улучшенного развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.
Различия между детьми с задержкой психического развития и их нормально развивающимися сверстниками становятся более выраженными по мере усложнения предметов и ухудшения условий восприятия. Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Например, если в классе малая освещенность, повернули предмет под небольшим углом, наличие рядом других подобных предметов. Если у ребенка с задержкой психического развития одновременно существует несколько факторов, препятствующих восприятию, то результат гораздо хуже, чем можно было предположить на основании их самостоятельного действия. Однако взаимодействие неблагоприятных условий тоже нормальное, но не столь значимое.
Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти отмечается тем, что замедленность опознавания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска.
Имеются также данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Замедленность процессов восприятия, несомненно, должна учитываться при обучении детей с ЗПР, например при объяснении материала, показе картинок и т.д.
Основываясь на анализ литературы общей и психолого-педагогической можно выделить следующие нарушения в восприятии свойств предметов у учащихся с ЗПР:
• Не замечают «на глаз», какой объект ближе к заданному размеру;
• не знают, как получить сравнение путем наложения;
• при составлении пирамиды они не знают, как найти следующее кольцо, берут первое попавшееся;
• у них нет стадии обдумывания;
• им трудно переключаться с вывода, который они только что сделали, на другой;
• не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности;
• не знают, как разместить предметы в удобном для себя виде;
• не знают, как установить между ними определенный порядок;
• не знают, как охарактеризовать пространственные отношения этих предметов.
Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с ЗПР, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.
Использованные источники:
1. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 336 с.
2. Запорожец, А. В. Воотриятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1967. - 323 с.
3. Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 224 с.
4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 1999. - 384 с.
5. Психология ощущений и восприятий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - изд. 2-е.- М.: ЧеРо, 1999. - 610 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.