УДК1
Л.А. Бенке
Студент ТГПУ имени Л.Н. Толстого Г. Ефремов, РФ
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ИЗОТЕРАПИИ
Аннотация
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Среди детей с проблемами в развитии значительную категорию составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной психологической и педагогической помощи.
Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с задержкой психического развития и направлений коррекционной работы обусловлена, главным образом, нуждами педагогической практики.
Ключевые слова
Сенсорная активность, зрительное восприятие, процесс восприятия, объёмные, плоскостные фигуры, цветовое восприятие.
Органы чувств ребенка начинают функционировать с момента рождения. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Высшие анализаторы (зрение, слух) опережают развитие руки как органа осязания и органа движения.
Исследования Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, С.Л. Кривиной, Э.Г. Пилюгиной, Н.М. Щелованова и др. позволяют проследить, как происходит развитие восприятия на первом году жизни.
В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет, но еще не может сконцентрировать свой взгляд на нем. Очень незначительная задержка взора на предмете наблюдается в 3-5 недель.
К концу первого месяца малыш во время спокойного бодрствования прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует (на голос взрослого, звон погремушки дети перестают двигаться и кричать).
В 2 месяца ребенок стремится увидеть источник звука, переводит глаза, поворачивает голову, но безошибочно локализует звуковой источник ребенок лишь в 4 месяца.
К 3 месяцам движения рук малыша становятся плавными, свободными. Он ощупывает пеленки, одеяло, а потом все предметы, которые попадаются ему под руку. В 3-4 месяца ребенок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него: следит, как они раскачиваются, пытается захватить и удержать их. К 5 месяцам движения захватывания и удерживания становятся более точными. Хватание совершенствуется на протяжении первого года жизни. К концу первого года ребенок начинает располагать пальцы на предмете в соответствии с его формой.
Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание предметов в процессе манипулирования (ребёнок стучит, размахивает, бросает, перекладывает предметы). В процессе рассматривания и манипулирования складываются зрительно-двигательные координации. Ребенок пользуется внешними ориентировочными действиями. В процессе рассматривания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свойства предметов - форму, величину, цвет, плотность, упругость и т.д.
На основе зрительного восприятия возникает понимание речи ребенком. Взрослый показывает предмет и называет его словом. Складывается связь между предметом, действием и словом взрослого.
В раннем детстве зрительное восприятие, по мнению Пилюгиной Э.Г., остается очень
несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть, обследовать предмет, выхватывая лишь какой-то наиболее яркий признак, по которому и происходит узнавание. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Дети правильно выделяют форму, цвет, величину предметов, учитывают их в деятельности.
Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения ими перспективных действий, которые делают восприятие более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаком - формой, величиной, цветом.
Н.М. Шелованова считает что, сначала ребенок не владеет зрительным соотнесением предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Например, он примеривает вкладыши к отверстиям по очереди, пока не найдет нужной формы. Или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца, пока не найдет самое большое.
Впоследствии ребенок начинает использовать «мерку» (например, самое маленькое кольцо пирамидки), с которой сравнивает все остальные детали. Постепенно от внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например, треугольные объекты - с крышей, красные - с помидорами).
Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине, и лишь затем по цвету. То есть ребенок учится подбирать предметы по образцу. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главной линией развития восприятия дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
В раннем детстве восприятие признаков объектов возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится ведущим.
Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Действия руки выступают как способ обследования, если необходимо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не дает необходимой информации о его свойствах. В дошкольном возрасте обследовательские действия все более рационализируются.
С возрастанием любознательности ребенка увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник открывает новое в знакомых объектах. Речь все больше включается в процессы восприятия. Называние воспринимаемого признака предмета в слове помогает абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Речь
помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое.
Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами. Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 3 лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.
Исследования под руководством Л.А. Венгера позволили проследить этапы усвоения сенсорных эталонов.
На первом году жизни в связи с развитием произвольных движений и передвижением в пространстве малыш начинает отражать пространственные свойства предметов, фиксируя их в «сенсомоторных пред-эталонах» - сначала реальных, а затем представляемых, в особенностях собственных движений, направленных на предмет (жест).
На втором-третьем году жизни ребенок овладевает предметной деятельностью, которая предполагает практическое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся «предметными эталонами» и начинают применяться в качестве «мерки» свойств других предметов.
После 3 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, например, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине. Полученные знания и представления закрепляются в предметной, продуктивной, игровой деятельности.
Таким образом, остановимся более подробно на основных этапах развития восприятия ребенка дошкольного возраста, выделенных Н.Ю. Боряковой:
1 этап. Ребенок прослеживает движение предмета в пространстве, фиксируя на нем взгляд. Захватывает объект, выполняет простые манипуляции. Он еще не использует поисковые способы ориентировки, решает наглядно-практическую задачу силой, например, безуспешно пытается протолкнуть кубик в круглую прорезь «Почтового ящика». Инструкцию «Дай такой же...» не выполняет. Словесного обозначения свойств предметов не понимает и самостоятельно не употребляет. Этот этап развития восприятия достигается ребенком к 1 году.
2 этап. Ребенок овладевает соотносящими действиями на уровне практических проб, используя их находит идентичные предметы не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию «Дай такую же куклу, машинку», подбирает парные картинки, справляется с простой «доской Сегена». Начинает понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными. Этого уровня развития ребенок в норме достигает к двум годам.
3 этап. Устанавливает тождество предметов по цвету, форме, величине, использует опредмечивание: овал - «как огурчик», красный цвет - «как ягодка» и т.п. Этот этап ребенок проходит на третьем году жизни.
4 этап. Легко идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. Самостоятельно еще не называет выделенные свойства. К 4 годам ребенок легко выполняет инструкцию «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». С помощью взрослого дает словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог выполненной работы. Самостоятельно затрудняется правильно называть цвет, форму предмета.
5 этап. У ребенка сформировано представление об основных цветах, он называет их самостоятельно. Может затрудняться в назывании промежуточных цветов и оттенков, путает квадрат и прямоугольник, хотя основные объемные и плоскостные фигуры называет правильно.
При выполнении подобных заданий действует преимущественно по зрительному соотнесению. Этот этап ребенок проходит на пятом году жизни.
6 этап. Сформированы представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлых оттенках. Самостоятельно называет их. Знает названия объемных и плоскостных фигур. Выделяет цвет и форму окружающих предметов, пытается передать их в продуктивной деятельности.
Ребенок легко справляется с заданиями на классификацию предметов по цвету или по форме, абстрагируясь от «ненужных» признаков. Такого уровня ребенок достигает к шести годам.
7 этап. Наряду с вышеуказанными достижениями формируются способности к пониманию сигнального значения цвета, формы (например, сигналы светофора). Самостоятельно подбирает подходящие краски для изображения предметов, при конструировании - подбирает детали, адекватные свойствам реальных предметов и их частей: треугольник -крыша, палочка - труба, колечко - колесо. Этот этап ребенок проходит на седьмом году жизни.
Таким образом восприятие (англ. perception) это:
1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов
2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Иногда термином восприятие. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности.
Цветовое восприятие (англ. color perception) - зрительное восприятие предметных цветов, т. е. хроматичности объектов, характеризующихся не просто спектральным составом и интенсивностью излучения, а целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигуро-фоновыми отношениями и многими др. перцептивными качествами. В отличие от цветоощущения, которое характеризует зрительный образ, порождаемый в специальных лабораторных условиях (т. н. аппертурный цвет). Цветовое восприятие, характеризует цвет реального предмета, например. цвет лимона, лежащего на тарелке. (Ч. А. Измайлов.) Список использованной литературы:
1. Астапов В.М., Ми-кадзе Ю.В. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития :- С-Пб.,2001, 368 с.
2. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии:- М.,2000, 310 с.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: - Ярославль,1997, 182 с.
4. Бондаренко А.К., Матусик A.M. Воспитание детей в игре. -М.,1983, 416 с.
5. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольни-ков. -М.,2000, 300 с.
6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: -М.,2000, 130 с
7. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. -М., 1969, 437 с.
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988, 577 с.
9. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей : - М.,1976, 324 с.
10. Власова Т.А. Задержка психического развития детей и пути её преодоления: - М.,1976, 601 с.
11. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР:
- М.,1981, 279 с.
12. Власова Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. Дети с задержкой психического развития :- М.,1984, 186 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М., 1967, 524 с.
14. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников:
- М.,1963, 278 с.
16. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: -М.,1990, 415 с
© Бенке Л.А., 2019