Н.Ю. БОРЯКОВА кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова*
А.В. СОБОЛЕВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова*
Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития
На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является личностно ориентированный подход, который предполагает создание оптимальных педагогических условий, формирование адаптивной социально-образовательной среды, обеспечивающей всестороннее развитие каждого ребенка. Такой подход позволяет обеспечить высокий уровень и результативность педагогического процесса.
Основой умственного развития дошкольника признано сенсорное воспитание, обеспечивающее обобщение чувственного опыта ребенка, формирование представлений о свойствах и качествах предметов. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития всех видов восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или звучащую речь. Совершенствование восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи. В то же время по мере развития речи сенсорный опыт закрепляется и обобщается в слове и формируются образы-представления. Слово становится сигналом для актуализации образа, т.е. образ может возникать в отсутствие предмета.
У детей с нормальным развитием представления о свойствах и признаках формируются на протяжении первых лет жизни как в быту, так и на специальных занятиях в детском саду. К 5 годам ребенок может овладеть достаточно большим запасом представлений, в том числе о признаках цвета, формы, величины, о пространственных отношениях предметов. В старшем дошкольном возрасте малыш осваивает сенсорные эталоны - своеобразные чувственные мерки, выработанные человечеством в процессе общественно-исторического развития: цвета спектра, геометрические фигуры, меры веса, длины, шкалу температур,
*Борякова Наталья Юрьевна, e-mail: [email protected]
** Соболева Анна Володаровна, e-mail: [email protected]
звуко-высотный ряд в музыке, систему фонем. На основе оперирования признаками предметов развиваются все мыслительные операции -анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация1.
У детей с последствиями резидуально-органического поражения ЦНС, в том числе у многих дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), отмечаются недостатки сенсорного развития.
Под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте2. В последние годы отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, соотношения речевых и неречевых нарушений необходимо для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Для детей с речевыми нарушениями характерен недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности, трудности в установлении причинно-следственных связей. Неполноценность речи или ее отсутствие влияет на протекание психических процессов, вызывая своеобразное недоразвитие познавательной деятельности.
У детей с ОНР нет выраженных сенсорных расстройств, но сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. На практическом уровне ребенок лучше справляется с заданиями, чем дети с интеллектуальной недостаточностью, но затрудняется в словесном обозначении признаков, что влияет на формирование словаря прилагательных. По отношению к детям с ОНР проблема обогащения лексического запаса прилагательными весьма актуальна, но недостаточно разработана. Проблема преодоления ОНР у детей на этапе дошкольной подготовки является важной и актуальной.
В своем исследовании мы предприняли попытку изучения особенностей формирования эталонных представлений и их реализации в лексических средствах языка у дошкольников с ОНР. Методологической базой исследования являются концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики: о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков,. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович и др.), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец,
1
См.: Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
2См.: Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2012.
М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), о нарушениях речи системного характера (Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Т.В. Туманова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др.), о развитии познавательных процессов в дошкольном возрасте (А.А. Венгер, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина и др.).
Исследовались особенности практической и зрительной ориентировки в признаках цвета, формы, величины, а также особенности тактильно-двигательного восприятия. Особое внимание уделялось способности к словесному обозначению признаков, лексическому запасу прилагательных.
Диагностическая методика включает 5 блоков заданий, разработаны критерии качественного анализа результатов выполнения заданий, что позволяет осуществить количественно-качественную обработку экспериментального материала.
Результаты проведенного нами небольшого исследования свидетельствуют о трудностях, которые дети с ОНР испытывают в словесных обозначениях признаков и свойств: они затрудняются в обследовании объектов, выделении нужных признаков, а главное - в их обозначении словом. Задания, предполагающие практическую ориентировку в признаках и понимание некоторых лексических обозначений цвета, формы, величины, дети выполняют более успешно, нежели задания, в которых требуется лексически оформить ответ. Наибольшие трудности выявлены при исследовании представлений об объемных геометрических фигурах, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), при образовании сравнительных степеней прилагательных. Даже в старшем дошкольном возрасте воспитанники логопедических групп путают названия цветов спектра, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Данные эксперимента позволяют сделать выводы как об особенностях сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с ОНР, так и об особенностях формирования лексического строя речи. Выявлена зависимость недостаточности словаря от недостатков познавательной деятельности: неточности восприятия, неполноценности анализа, трудностей оперирования сенсорными признаками и т. д.
Мы определили основные задачи и направления коррекционной работы по сенсорному воспитанию дошкольников с ОНР. Прежде всего необходимо развивать все виды восприятия на основе принципа обеспечения полисенсорной основы обучения, принятого в коррекционной педагогике. Для развития сенсорно-перцептивной деятельности детей нужно специально обучать приемам обследования, примеривания, практического соотнесения. Особого внимания заслуживает работа по закреплению и обобщению сенсорного опыта в
слове, т.е. формирование у детей эталонных представлений о цвете, форме, величине, обогащение лексического запаса прилагательными. Специфической задачей является формирование навыков словоизменения и словообразования прилагательных, построения простых распространенных предложений с прилагательными. В работе с детьми, имеющими нарушения речи, ставится особая задача - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
При определении содержания и методов коррекционно-развивающей работы мы опирались на общепринятые принципы и методику сенсорного воспитания дошкольников3. Основным методом формирования представлений о цвете и форме является метод идентификации цвета предмета и цвета образца эталона. Ребенка побуждают к практическому примериванию и сравнению предметов по цвету и форме, учат приемам приложения и наложения.
Величина - понятие относительное, познается в сравнении. Кроме того требуется определенный уровень развития глазомерных функций, поэтому процесс формирования представлений о величине более длительный. Основной метод ознакомления с величиной - сравнение элементов в сериационном ряду. Это ряд элементов, упорядоченных в зависимости от нарастания или убывания признака (пример такого ряда -матрешки, выстроенные по росту). Сначала ребенку предлагают 2 предмета, контрастных по величине. Затем вводят предмет промежуточного размера, а в речь вводятся степени сравнения прилагательных - больше-меньше, ниже-выше и т. д. Сначала прорабатываются недифференцированные признаки величины -большой-маленький, а затем все параметры - длина, высота, ширина, толщина.
Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя и логопеда. При этом каждый из педагогов должен учитывать как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности. В исследовании А.В. Соболевой4 дана качественная характеристика уровней развития познавательного интереса у дошкольников. Ориентируясь на эту шкалу, можно характеризовать уровни познавательного интереса детей с ОНР как средний и низкий. Для них характерна неустойчивость познавательной активности, избегание трудных ситуаций, новых видов деятельности, слабое проявление эмоционального отношения к сотрудничеству со взрослым, снижение речевой активности.
Совместную деятельность с ребенком следует выстраивать исходя из его индивидуально-типологических особенностей. На начальных
3
См.: Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999.
4 См.: Соболева А.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с воспитателем. М., 2006.
этапах работы речевая активность ребенка может быть минимальной, взрослый комментирует действия малыша и подводит им итог. Постепенно речевая активность детей должна возрастать; их просят повторить задание, дать словесный отчет о выполненных действиях. На завершающих этапах работы ребенок должен освоить лексические единицы, обозначающие различные признаки, и называть их. Парциальная программа и дидактический материал для работы с дошкольниками с выраженными нарушениями речи и познавательной деятельности представлены в методическом пособии Н.Ю. Боряковой и могут быть успешно применены в системе психолого-педагогического сопровождения5.
Когда дети научатся практически выделять признаки цвета, формы, величины и их называть, им предлагают различные задания, требующие осуществления мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. Особое внимание уделяется вербализации, словесному обоснованию выполненных действий.
Результаты исследования подтверждают важность и эффективность целенаправленной углубленной работы по сенсорному воспитанию детей с ОНР, которая позволяет не только развивать все виды восприятия, но и совершенствовать речемыслительную деятельность ребенка.
Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития. В статье рассматриваются некоторые особенности и недостатки сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Даны рекомендации к исследованию представлений о цвете, форме, величине, определяются задачи и направления логопедической работы по сенсорному воспитанию детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: личностно ориентированный подход, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, общее недоразвитие речи, развитие речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Boryakova N.Ju., Soboleva A.V. Sensory education in the system of pedagogical aid to children with disorders of speech development. Some of the features and drawbacks of sensory development of preschool children from the general underdevelopment of speech are discussed in this article. There are recommendations to the research of representations of color, form, size . There are determined the goals and directions of work on sensory education of children with speech disorders.
Key words: personal-centered approach, sensory education, sensory standards, general underdevelopment of speech, development of speech and thought activity of preschool children with general speech underdevelopment .
5
См.: Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебно-методическое пособие. М., 2002.