УДК 376.1
Маркова Д.О.
студент, кафедра специального (дефектологического) образования Оренбургский государственный педагогический университет
(г. Оренбург, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в работе представлены основные теоретические аспекты проблемы развития восприятия формы и величины детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и подробно проанализированы.
Ключевые слова: восприятие, задержка психического развития, дошкольный возраст, перцептивные действия, норма.
Актуальность данной проблемы проявляется в глубоком исследовании особенностей восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, необходимого для адекватного составления и подбора адаптированных специальных коррекционных методик в работе с детьми данной категории.
Восприятие является сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Сложный, активный характер восприятия информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов, и правильно процесс восприятия обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Изучению восприятия, его специфических свойств и типов посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна и других.
Общая динамика развития аномального ребёнка подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако в восприятии детей с отклонениями в развитии, включая детей с ЗПР проявляются свои специфические черты, что отмечается исследованиях В.И. Лубовского Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Г.В. Фадиной.
О.С. Жукова в своём исследовании выявила возрастные стадии развития восприятия формы и величины, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Возрастные стадии развития восприятия формы и величины.
Возраст Описание процесса восприятия формы и величины
6-12 месяцев Ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за красочными, разноцветными, движущимися фигурками. Чтобы познакомиться поближе, младенец хватает руками то что находится к нему ближе всего Пробует на вкус
2-3 года Дети уже владеют знаниями об основных формах и размерах предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задания, которые требуют навыка классификации предметов, отличающихся друг от друга
4-5 лет В этом возрасте появляются сенсорные эталоны - устойчивые представления о формах, размерах окружающих предметов. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без
5-6 лет Период развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия - может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных,
Исследователи отмечают, что несформированность восприятия различной модальности (в том числе и несформированности восприятия формы и величины) при ЗПР рассматривается как первопричина отставания в формировании представлений об окружающем мире, но несмотря на это целенаправленное изучение особенностей восприятия у детей данной категории не находятся в фокусе внимания исследователей и изучается только в контексте становления других психических процессов, отмечаются лишь единичные исследования, затрагивающие проблемы становления восприятия у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст считается расцветом познавательной активности. Развитие восприятия формируется в процессе обучения. Л.А. Вегнер детально исследовал процесс развития восприятия в дошкольном возрасте. В период от 3 до 7 лет у дошкольника складываются сложные виды перцептивно-аналитической деятельности, особенно, способность мысленно расчленять предмет на части, а после объединять его в целое без практических действий. Так же помимо контура определяется структура объектов, пространственные особенности и соотношения его частей [2, с. 144].
Развитие сенсорных эталонов (восприятия формы и величины) начинается еще в преддошкольном возрасте, когда ребенок стихийно и с помощью взрослого получает множество разнообразных впечатлений о предметной действительности и выполняет с предметами различные действия.
Восприятие у дошкольников с задержкой психического развития достаточно поверхностное, они упускают значимые характеристики объектов. Специфика восприятия при ЗПР выражается ограниченностью, фрагментарностью и константностью.
У детей с задержкой психического развития дошкольного возраста значительно заторможен процесс межанализаторных связей. Выделяются недостатки слухо-зрительно-моторной координации, из-за этого у детей возникают проблемы в восприятии пространства и времени [4 с. 520].
Уровень психического развития дошкольников с ЗПР характеризуется гетерогенностью и гетерохронностью: выражены задержки в формировании какого-либо процесса или функции, при относительно нормативном развитии других, одни функции формируются с большим опозданием, а другие приближаются к возрастным нормативам. Важно отметить, что и у дошкольников, которые развиваются в норме, не наблюдается полное сходство по всем качественным и количественным параметрам. Однако, большим разнообразием и разнородностью характеризуется патология развития.
Дошкольники с ЗПР запаздывают в развитии сенсорно-перцептивных функций. У них присутствуют сложности при определении близких по форме фигур, фигуры на фоне, вычленении детали объекта перед ними, трудности при восприятии глубины пространства и в зрительно-пространственной ориентировки, в восприятии расположения предметов в сложных изображениях [3, с. 232].
Проблемы восприятия появляются, когда ребенок выполняет задания на копирование фигур, построение фигур по образцу (строение домиков из кубиков, фигуры из кубиков Кооса). Построение полного образа проходит медленно, поэтому и происходят данные трудности.
Развитие восприятие формы и величины детей с задержкой психического развития значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Знакомство с окружающим миром затрудняют узкий объем и пассивность восприятия, замедленный процесс переработки поступающей информации. Поисковые действия таких детей характеризуются хаотичностью и импульсивностью. Планомерность при обследовании объекта отсутствует, при любом использовании канала восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется недостаточная точность и меньшая полнота, а также односторонность полученной информации.
С.Г. Ворсанова, Ю.Б. Юров и др. отмечают, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами когнитивной деятельности, при этом
одно из главных мест среди них занимают перцептивные и мыслительные действия [1].
Для детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте только начинается развитие перцептивного действия. Ознакомление со свойствами и отношениями предметов и игрушек начинается на основе появившегося у ребенка интереса к ним.
Переломным в развитии восприятия ребенка с задержкой психического развития является пятый год жизни. Такие дети могут уже делать выбор по образцу. У немногих детей также формируется целостное восприятие. Когда детям удается выполнить предложенное задание, они начинают пользоваться зрительным соотнесением.
Лишь в конце дошкольного возраста только немногие дети с задержкой психического развития достигают уровня развития восприятия, с которого дети с нормой интеллекта начинают дошкольный возраст, но они опережают этот уровень по способам ориентировки в задании. На основе усвоения отдельных сенсорных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения у детей с умственной отсталостью возникает перцептивная ориентировка. Иногда у детей с нарушениями интеллекта выбор по слову оказывается лучше, чем выбор по образцу [6, с. 448].
Развитие восприятия детей с задержкой психического развития имеет значительные отличия от развития детей с нормой. После овладения выбора по образцу на основе зрительной ориентировки, дети с задержкой психического развития не могут осуществить выбор из большого количества предметов, у них затрудняется различение близких свойств, они не могут учесть эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. Без специального обучения не достигается возможность обобщения по выделенным признакам. Взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения являются очень сложными. Дети с задержкой психического развития, которые успешно выделяют свойства
во время занятий, также не могут подобрать парные предметы по просьбе педагога, они вовсе не выделяют их в быту, в самостоятельной деятельности, в тот момент, когда нужно найти данный предмет в помещении [5].
Таким образом, на основе проведенного анализа психолого-педагогической научной литературы по проблеме развития восприятия формы и величины у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития нам удалось выявить, что сущность процесса развития восприятия формы и величины старших дошкольников с задержкой психического развития состоит в более точном и полном восприятии предметов окружающей действительности (формы, цвета, величины и т.п.). В свою очередь, развитие восприятия формы и величины детей с задержкой психического развития значительно отстает по срокам формирования и протекает неравномерно. Лишь к пятому году жизни у некоторых из таких детей формируется целостное восприятие и умения делать выбор по образцу, отмечаются способности к зрительному соотнесению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ворсанова, С. Г. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка, данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований / С.Г. Ворсанова, Ю.Б. Юров, И.А. Демидова, А.К. Берешева // Дефектология. 2001. № 1. С. 9-18;
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. М.: Наука, 2011. 144 с.;
3. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. М.: Академия, 2002. 232 с.;
4. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков», 2017. 520 с.;
5. Ускова, А. В. Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с задержкой психического развития средствами игровых действий / А.В. Ускова //
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. 2019. С. 303-306;
6. Фрейд, А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» механизмы защиты: сборник / А. Фрейд. М.: Юрайт, 2019. 448 с.
Markova D.O.
Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)
THEORETICAL APPROACHES TO PROBLEM OF DEVELOPING PERCEPTION OF SHAPE AND SIZE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: the paper presents the main theoretical aspects of the problem of developing the perception of shape and size ofpreschool children with mental retardation and analyzes in detail.
Keywords: perception, mental retardation, preschool age, perceptual actions, norm.