DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-350-356
Специфика развития социально-культурного потенциала молодежи в учреждениях культуры
А.О. Первый
Московский государственный институт культуры
141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7
State University of Culture
Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: развития социально-культурного потенциала, молодежь, учреждения культуры.
Key words: development of social and cultural potential, youth, cultural institutions.
Резюме: Статья посвящена изучению специфики развития социально-культурного потенциала молодежи в учреждениях культуры. Социально-культурный потенциал молодежи участников творческих коллективов формируется в учреждениях культуры путем обучения и адаптации, благодаря формальному и неформальному общению, социализации личности, в следствии чего индивид и группа приобретает и воссоздает систему определенных норм, ценностей и знаний, позволяющих сосуществовать полноценным членом своего общества. Молодежная культура является по сути отражением культуры всего общества, с присущим ей мировосприятием и социальными установками, с другой стороны молодежную культуру характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение с поиском своего эволюционного пути развития.
Abstract: The article is devoted to the study of the specifics of the development of the socio-cultural potential of young people in cultural institutions. The socio-cultural potential of young people participating in creative collectives is formed in cultural institutions through training and adaptation, through formal and informal communication, socialization of the individual, as a result of which the individual and the group acquire and recreate a system of certain norms, values and knowledge that allow them to coexist as a full-fledged member of their society. Youth culture is essentially a reflection of the culture of the whole society, with its inherent worldview and social attitudes, on the other hand, youth culture is characterized by emotional and moral self-affirmation with the search for its own evolutionary path of development.
[Pervyi A.O. The specifics of the development of the socio-cultural potential of young people in cultural institutions]
На современном этапе развития общества в процессе всеобщей глобализации, социально-культурной интеграции, модернизации культурно-досуговых учреждений, изменчивости во взаимоотношениях личности с социумом, появляются тенденции в потребности к адаптации и социализации личности, в условиях трансформации социальной среды, поляризации населения, внедрения и использования инновационных технологий.
Существует необходимость создания оптимальных педагогических условий для патриотического воспитания молодежи в обществе, их социальной ответственности, духовной нравственности, развития социально-культурного потенциала во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Развитие потенциала молодежи на сегодняшний день имеет приоритетное значение для внутренней политики государства. Следует отметить, что решение данной задачи, в частности, реализуется через государственную программу «Развитие культуры» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие культуры”»)
В рамках национального проекта «Культура» субъектам Российской Федерации выделяются значительные субсидии для строительства новых «Домов культуры» в региональных муниципалитетах, часть из которых идет на модернизацию детских школ искусств. Также планируется, что в рамках данного проекта к концу 2024 года 1800 образовательных учреждений в сфере культуры будут оснащены музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, будет построено, реконструировано или капитально отремонтировано 500 сельских культурно-досуговых объектов, приобретено 600 автоклубов для сельской местности.
Государство понимает всю значимость и приоритетность развития молодежной политики в области социально-культурной деятельности, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, принимает необходимые меры в данном направлении, расширяет возможности для эффективной самореализации, повышает уровень потенциала молодежи в целях достижения устойчивости социально-экономического развития, национальной безопасности, и упрочнения позиций на мировой арене в условиях глобальной конкуренции.
Не менее значимая роль в развитии социально-культурного потенциала молодежи отводится его активизации - это процесс трансформирования существующих возможностей в действительность, создание и моделирование новых форм и обособленных технологий его реализации, внедрение и развитие методов адаптации индивида с социальной группой, общности их интересов и приходу к современным (инновационным) социальным отношениям. Данная процедура обусловлена движением личностных и социальных потребностей, которые генерируют и создают динамику целей социально-культурной деятельности индивида и технологии для их достижения, включая оценку результатов.
Сложно переоценить значимость педагогического воздействия учреждений культуры на развитие и формирование социально-культурного потенциала молодежи. Главенствующей целью творческих коллективов в учреждениях культуры является направление на реализацию творческого потенциала участников и его оптимизацию, а также рациональное использование в культурно-социальной, политической и духовной сферах общественной жизни.
Подцелью данной проблемы выступает определение возможных условий и определенных закономерностей процесса культурно-творческого потенциала молодежи средствами культурной деятельности. Особую роль здесь можно отвести участию молодежи в творческих постановках, межличностному неформальному общению внутри самих творческих коллективов.
Деятельность учреждений культуры обеспечивает доступность и массовую посещаемость творческих занятий, но несмотря на все это в практической и теоретической части данной проблематики имеет место быть недостаточное понимание основных функций и решаемых задач в социокультурной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что культурно-творческая деятельность коллективов учреждений культуры, в значительной мере дублирует профессиональную исполнительскую деятельность, что является недоступным для большинства молодых участников ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта выступлений.
Между тем, развитие отечественной культуры наглядно показывает, что культурный и духовно-нравственный прогресс развития общества имеет определенную взаимосвязь с культурно-творческим потенциалом индивида и группы лиц, способствующих реальному влиянию на социально-культурную среду и преобразования в общественной жизни в целом.
Значительную роль в формировании и реализации социально- культурного потенциала молодежи играют социальные институты общества. Семья вместе с государством и системой образования создают и реализуют важные условия для жизнедеятельности молодежи, способствуя формированию у них активной жизненной позиции. В связи с этим необходима координация их совместной деятельности, поиск общих подходов с целью оптимизации процесса адаптации молодежи к социальным изменениям в обществе.
Молодежный потенциал характеризуется способностью молодежных групп выполнять в совокупности все социальные роли и функции, возложенные на них в обществе; придерживаться социально-одобряемых норм в поведении; иметь активную жизненную позицию; реализовывать свой творческий потенциал в культурно-досуговой деятельности.
С точки зрения системно-деятельностного подхода социально-культурный потенциал молодежи включает в себя три этапа: Формирование, развитие и реализацию
Формирование социального потенциала молодежи материализуется в процессе понимания молодым поколением тех функций и обязанностей, социальных ролей, которые приняты в данной социальной среде. В данной среде агенты социализации создают наиболее оптимальные условия для самораскрытия и социального развития всех элементов социально-культурного потенциала с целью достижения наибольшей его эффективности на первом этапе формирования.
Развитие потенциала молодого поколения заключается в оптимизации количественных и качественных показателей, опираясь при этом на экономико-географическое расположение, особенности местной традиционной культуры, обычаев и ритуалов, демографической составляющей региона проживания.
Рационализация молодежного потенциала воплощается в ходе социально-культурного воспроизводства, а оценка результативности определяется векторностью и способами достижения социальных целей, результатами деятельности в культурной, социальной и политической сферах жизни.
Культурный потенциал молодежи выражен во взаимодействии с социально-культурной средой, обусловлен необходимостью и способностью индивида, а также группы лиц контактировать с миром материальных и духовных ценностей, их способностью воспринимать и давать собственную непредвзятую оценку различным типам и формам культуры, сосуществовать и приобщаться к культурному миру в период всей своей жизни, выполняя созидательную функцию в культурной среде. В современном обществе культурный потенциал молодежи имеет глубоко выраженную дифференциацию. Индивиды и группы имеют разный уровень культурного потенциала. Особенности формирования культурного потенциала напрямую зависят от методов и подхода, которые используют агенты социализации.
Применение личностно-ориентированного подхода в культурно-досуговой деятельности творческих коллективов учреждений культуры, имеет огромное значение для развития, воспитания и адаптации личности, затрагивает процесс формирования мировозрения молодежи, формирует культурные ценности, способствуя при этом самореализации и развитию креативного потенциала.
Данный подход определяет развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих и культурных ценностей, идентифицирует положение личности в воспитательном процессе. Основной акцент делается на организации познавательной и воспитательной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, интеллектуального развития участника творческого коллектива, при этом подчеркивается его значимость и уважение внутри группы.
Личностно-ориентированный подход направленный на развитие социально-культурного потенциала молодежи, участников творческих коллективов учреждений культуры предполагает: принять во внимание особенности мышления и уровень социально-культурного потенциала, выбора средств и методов обучения, с учетом принципа индивидуального подхода к каждому участнику коллектива, опираясь на максимум его возможностей. Главная задача состоит в том чтобы не сформировать заранее созданную модель и свойства личности, а помочь самоопределиться и самореализоваться, раскрыть свой творческий потенциал, свою неповторимую индивидуальность.
Педагог-наставник творческого коллектива в процессе культурно-творческой деятельности реализует учебно-воспитательную программу, основанную на методах обучения и адаптации. В основе которой заложено формальное и неформальное общение с участниками коллектива, ведение с ними прямого диалога, внимательно отношение к их идеям и предложениям, при этом давая возможность обмениваться мыслями, стимулировать к анализу и оценке ответов других участников коллектива (Жарков, 2021).
Необходимо интегрировать в процесс преподавания игровую модель обучения, которая предусматривает организацию учебного процесса, совокупностью педагогических приемов и действий, создающихся специальными средствами условия, которые мотивируют воспитанника к самостоятельному, творческому и инициативному усвоению программы.
Метод Игровых технологий обучения - это специально заданная ситуация, в основе которой расположен социально-творческий опыт. Участник коллектива дислоцируется в определенные условия и обстоятельства, при которых получается развивать в нем новоприобретенные качества, самоконтроль и творческий потенциал. Положительный результат от данного метода игровой технологии появится лишь когда заданные условия и обстоятельства наиболее всего приближены к реальной жизненной ситуации. Участнику игры должна быть предложена свобода действий и право выбора, за который он будет нести определенную ответственность.
Еще одним вариантом раскрытия социально-культурного потенциала молодежи могут служить применение рефлексивных методов. Они помогут молодым участникам коллектива провести и проанализировать собственные личностные качества, провести оценку своих «сильных» и «слабых» сторон, сопоставить свои мысли и ощущения на различных этапах жизни (Жарков, 2012).
Само понятие рефлексия представляется важнейшим механизмом, который реализует основные функции сознания: выделение молодого человека из социальной среды и сопоставлению себя ей как субъект объекту исследования; приобретая обобщенное понимание внешнего мира (Жаркова, 2017); синтезирования прежнего социально-культурного опыта с новыми знаниями; создание конечной цели и подцелей, мысленное формулирование действий и предвидение их последствий, конечного результата. Контроль за развитием ситуации и самоконтроль. Все эти процессы в своей основе характеризуют рефлексию.
Социально-культурный потенциал молодежи участников творческих коллективов формируется в учреждениях культуры путем обучения и адаптации, благодаря формальному и неформальному общению, социализации личности, в следствии чего индивид и группа приобретает и воссоздает систему определенных норм, ценностей и знаний, позволяющих сосуществовать полноценным членом своего общества. Не стоит забывать, что молодежная культура является по сути отражением культуры всего общества, с присущим ей мировосприятием и социальными установками, с другой стороны молодежную культуру характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение с поиском своего эволюционного пути развития.
ЛИТЕРАТУРА
Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Учебник. М.: МГУКИ. 480 с.
Жарков А.Д. 2021. Воспитание здорового образа жизни у молодежи в учреждениях культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 10 (2): 166-175.
Жаркова А.А. 2017. Теория становления социально-культурной деятельности. - Мир науки, культуры, образования. 4 (65): 60-63.
Получена / Received: 01.03.2021
Принята / Accepted: 10.03.2021