Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры'

Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Е.Д.

В статье рассматриваются педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. В деятельности учреждения культуры заключены широкие воспитательные возможности на основе использования исторически-культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала деятельности учреждения культуры по воспитанию исторической памяти у молодежи обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуальный и исторически развивающий компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of education of the historical memory of the youth in cultural institutions

The article examines the pedagogical conditions of education of the historical memory of the youth in cultural institutions. The activities of cultural institutions signed the broad educational opportunities through the use of historical and cultural heritage accumulated by society. Full implementation of the educational potential of the activities of cultural institutions of education of the historical memory of the youth due pedagogically appropriate organization of cultural and leisure activities, where the emphasis is on the spiritual, cultural, artistic, intellectual and historical developmental components.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 658-666

Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры

Е.Д. Бочкарева

Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: педагогические условия, воспитание, историческая память, молодежь, учреждения культуры.

Key words: pedagogical conditions, education, historical memory, youth, cultural institutions.

Резюме: В статье рассматриваются педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. В деятельности учреждения культуры заключены широкие воспитательные возможности на основе использования исторически-культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала деятельности учреждения культуры по воспитанию исторической памяти у молодежи обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуальный и исторически развивающий компоненты.

Abstract: The article examines the pedagogical conditions of education of the historical memory of the youth in cultural institutions. The activities of cultural institutions signed the broad educational opportunities through the use of historical and cultural heritage accumulated by society. Full implementation of the educational potential of the activities of cultural institutions of education of the historical memory of the youth due pedagogically appropriate organization of cultural and leisure activities, where the emphasis is on the spiritual, cultural, artistic, intellectual and historical developmental components.

[Bochkareva E.D. Pedagogical conditions of education of the historical memory of the youth in cultural institutions]

Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры относятся к числу актуальных проблем педагогической науке. Авторы считают, что состояние у молодежи не отвечает требованиям общества. Сегодня государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае

необходимости встать на его защиту(Величковский, 1990: 60).

Эту задачу в современном обществе можно выполнять, если обеспечен процесс исторической памяти у молодежи. Здесь важнейшая составляющая процесса воспитания исторической памяти - развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании исторической памяти.

Поскольку нравственные идеалы разрушились, ощущается духовный застой, экономические проблемы, безответственность - всё это захлестнуло общество и может превратить молодежь в людей, утративших историческую память.

Перед нашим обществом встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает деятельность учреждений культуры. Сегодня у молодого поколения воспитывается нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее (Величковский, 1990: 72), что является главной задачей деятельности учреждения культуры.

Поэтому главным педагогическим условием воспитательной исторической памяти у молодежи в учреждении культуры является необходимость быть участником истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Историческая память - необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам, к семье.

Своевременность исследования деятельности учреждений культуры как совокупности педагогических условий определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга, а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности. Реализация педагогических ресурсов деятельности учреждения культуры чрезвычайно актуальна в трансформации истории российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания.

Сложившиеся противоречия между значительным педагогическим потенциалом деятельности учреждений культуры и мерой его востребованности в структуре досуговой

деятельности современной молодежи показывает уровень содержания досуга и историко-культурной среды. Специалисты социально-культурной деятельности ориентируются на примитивные потребности большинства молодежи или наоборот, их задачей является повышение запросов и интересов молодежи в сфере досуга, проводимого с использованием современных возможностей воспитания исторической памяти.

При этом следует отметить, что процесс социализации молодежи проходит по-разному и зависит от: совокупности факторов; педагогических условий субкультуры молодежи; истории рода; степени, в которой молодежь удается оказывать влияние на социум; материальное благополучие семьи и.т.д.

Однако, наряду с этим и учреждения культуры и средства массовой информации должны всячески содействовать осуществлению процесса воспитания исторической памяти: от различного рода творческих и документальных форм фиксации исторической памяти до непосредственной организации разнообразных конкурсов, праздников, путешествий в историю и т. д.

Поэтому автор статьи считает что воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти у молодежи как часть патриотического.

Процесс воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры не означает механического повторения и воспроизведения прошлого, он отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений.

Целью исторической памяти является воспитание у молодежи гуманизма, патриотизма, уважительного отношения к пожилым, ветеранам войны; воспитание исторической памяти, памяти о павших защитниках Отечества; воспитание воли, мужества, стойкости, сострадания, честности и благородства; изучение истории своего края; эстетическое воспитание, подготовка к защите Родины.

Однако сами исторические события не воспитывают, если их преподносить «сухо». Поэтому необходимо использовать такие формы деятельности учреждений культуры, которые формируют у молодежи чувство гордости за свой народ,

преданность, сострадание, честь и достоинство.

Сегодня наиболее популярными в деятельности учреждений культуры стали такие формы воспитания исторической памяти молодежи как:

- воспитание детей, молодежи на примерах мужества, героизма земляков-Героев Советского Союза и Кавалеров орденов Славы, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, трудового фронта.

- создание и активизация деятельности музеев, или уголков Боевой Славы нашего народа;

- участие молодежи в поисково-исследовательской, краеведческой деятельности, военно-патриотической направленности;

- установление, мест гибели, захоронения павших в Великой Отечественной войне;

- поиск и захоронение останков «без вести павших» солдат;

- оказание благотворительной помощи ветеранам войны и труда (тимуровская работа);

- взаимодействие с ветеранскими организациями;

- проведение совместных акций с Советами Ветеранов, Комитетом солдатских матерей, РВК, РОСТО - ДОСААФ, музеями;

- создание электронной версии Книги Память.

Одними из наиболее популярных форм в воспитании исторической памяти являются олимпиады, посвященные важнейшим событиям истории интеллектуальные встречи (сборы, вечера), посвященные знаменательным датам истории России, встречи, сборы.

Сегодня политики многих стран мира стали заниматься переписыванием истории, переоценкой прошлого, свержением кумиров, когда ирония и насмешка разрывают хрупкую нить исторической памяти, изменяют энергетический потенциал культуры, в результате чего великие «отцы» становятся забытыми «дедами», новые памятники противоречат прежним ценностным ориентирам, мемориалы бесхозными, книги ненужными.

Поэтому деятельность учреждений культуры по

воспитанию исторической памяти у молодежи в педагогических условиях направлена на: смену экспозиций в музеях, восстановление стертых цензурой имен на картинах и фотографиях, возрождение старых памятников и т.д. Историки и писатели вносят вклад в возвращение исторической памяти в более полном объеме. Литературные произведения, фильмы передают современникам представления о трагических страницах российской истории.

В связи с этим большое воспитательное значение приобретает устная история, закрепленная в воспоминаниях участников событий. Их достоверность создает особый эмоциональный канал сопричастности с прошлым. Памятники как тексты истории являются информационным и духовным ресурсом цивилизации, говорящим или молчащим свидетелем перемен и противоречивых мнений.

Поскольку историческая память у молодежи живет активной жизнью, она не только воссоздает образы прошлого, но и вызывает широкий спектр эмоций - восхищения и поклонения, скорби и страдания, пренебрежения и скептицизма, то это необходимо учитывать в деятельности учреждения культуры при создании оптимальных педагогических условий. Прав А.Д Жарков, что «историческую память можно представить как набор передаваемых из поколения в поколение исторически сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно социального опыта, непосредственно в отношении народа. Также она является видом коллективной (или социальной) памяти. Мы выяснили, что историческая память проявляется в привычках, быту, культуре, отношении к другим народам, поколения, политических предпочтениях, стремлении к независимости и. т.д., может содержать цивилизационные архетипы, свойственные только этому данному этносу (Жарков, 2012: 178).

Традиционная историческая наука отдает безусловный приоритет письменным историческим источникам, уровень доверия к устным свидетельствам в ней существенно ниже. При этом, как правило, ссылаются и на допустимые погрешности в памяти, и на присутствующее подчас стремление представить прошлое в выгодном для себя свете. Однако под влиянием

субъективистской критики, показавшей, что любой письменный текст (в том числе первичный источник) также является интерпретацией, чертой современной историографии стало широкое использование устных свидетельств.

Устную историю можно рассматривать как один из главнейших средств функционирования исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. Здесь важно то, что развитие устной истории рассматривается как преимущественно история «высокой» политики и усиливавшийся интерес к повседневности, понимание, что история - это не только сильные мира сего, но и те, о ком было принято говорить как о «молчаливом большинстве».

Теория воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры динамично развивается. Ее прикладной характер находит выражение в ряде существующих практик в ходе обучения истории. Принимая во внимание тезис о необходимости создания педагогических условий можно рассматривать концепцию исторической памяти А.Д. Жаркова как технологий и других способов педагогической деятельности учреждений культуры.

Определяя поисково-исследовательские задачи, специалисты учреждений культуры создают педагогические условия осваивания общественно-исторического опыта молодежи.

В архивах, музеях, встречах, переписках с интересными людьми, беседах с непосредственными участниками и очевидцами событий - все эти формы деятельности учреждения культуры по воспитанию исторической памяти воспитывают уважение к историческому прошлому, осознание собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Поэтому эти педагогические условия создают атмосферу постоянного поиска, радость собственного открытия, способствуют воспитанию творческой инициативы молодежи, их самостоятельности.

Представители старшего поколения охотно участвуют в деятельности учреждений культуры, становятся постоянными активистами. Они передают свой жизненный опыт и знания подрастающему поколению, делятся не только

воспоминаниями, но и историческими экспонатами, которые составляют основу различных исторических фондов.

Сегодня у молодежи более популярен зрительный образ, чем образ литературный. Но, соединив художественную ценность кинопроизведений, информативность видеоряда с литературными ценностями и живым словом можно получить уникальный результат.

В практику работы библиотек находящихся в учреждениях культуры смело входят комплексные формы: видеопоказы - параллельно с чтением и обсуждением, слайд -рассказы, используются медийные и интерактивные возможности электронных носителей.

Библиотекам целесообразнее функционировать по целевым программам, активно использовать проектные методы, реализовывать проекты, выходящие за узкие рамки профессиональной деятельности, активно сотрудничать с другими учреждениями, а также общественными организациями и объединениями. Это позволяет сделать воспитание исторической памяти молодежи в учреждениях культуры плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений деятельности.

Способствовать продвижению военно-исторических знаний деятельностью учреждений культуры становиться педагогическим условием воспитания исторической памяти.

Воспитание исторической памяти - это подготовка цикла различных культурно-досуговых программ, связанных главной темой и в определенной системе. Основное требование - это соединение педагогических условий и формы культурно-досуговых программ.

Молодежь нуждается в героических примерах, романтических идеалах, знании истории Отечества и родного края. Инструментами воздействия на историческое сознание молодежи можно считать совместно формируемую силами всех библиотек головной библиотеки района (поселения); экспозиционную деятельность; комплексные массовые мероприятия; встречи с творческой интеллигенцией; организацию межпоколенческого общения; любительские объединения, клубы по интересам (Историческая память, 2002).

Сущность педагогических условий деятельности учреждения культуры в процессе воспитания исторической памяти определяется тем, что они прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент образа молодежи и является пространством для удовлетворения духовных потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле.

В деятельности учреждения культуры заключены широкие воспитательные возможности на основе использования исторически-культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала деятельности учреждения культуры по воспитанию исторической памяти у молодежи обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой

деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуальный и исторически развивающий компоненты.

С педагогической точки зрения, деятельность учреждения культуры рассматривается как: условия для духовного общения, где молодежи предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности, их творческие способности в наиболее целесообразном применении.

Отметим, что социально-культурное пространство учреждений культуры является ареной серьезной борьбы различных, нередко - антагонистических идей, относительно необходимых, допустимых и приемлемых форм и методов историко-просветительской деятельности. Это развитие в деятельности учреждений культуры патриотических, военно-патриотических, военно-спортивных клубов, клубов будущих воинов.

Таким образом, любовь к родному краю, знание его

истории - основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры молодого человека и всего социума, где находится учреждение культуры. Тогда воспитание исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Поэтому учреждения культуры обязаны пропагандировать роль исторического прошлого нашего многонационального и многоконфессионального народа.

Воспитание исторической памяти населения России будет эффективным с помощью традиционных форм деятельности учреждений культуры, ярких запоминающихся программ для широкой социальной и возрастной категории, приуроченных к государственным праздникам и памятным датам.

ЛИТЕРАТУРА

Величковский Б.М. 1990. Автоматизмы памяти. Сс. 54-79. - В кн.

Исследование памяти. Под редакцией Н.Н. Коржа. М.: Наука. 215 с. Историческая память: преемственность и трансформации: ("Круглый стол"). Материал подготовила А.И. Афанасьева. - Социологические исследования. 2002. № 8: 76-85. Жарков А.Д 2012. Теория, методика и организация социально-культурной

деятельности. М.: МГУКИ. 456 с. Жарков А.Д. 2015. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 298-304. Жарков А.Д. 2015. Воспитание общепланитарного сознания личности в условиях социально-культурной деятельности. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 305-309. Жарков А.Д. 2015. Развитие теории социально-культурной деятельности -важнейшая задача вузов культуры и искусств. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 310-318.

Получена /Received: 09.09.2015 Принята/Accepted: 20.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.