Научная статья на тему 'Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в современных условиях'

Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL AND CULTURAL SELF-REALIZATION / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / MODERN FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадян А.К.

Статья посвящена мотивации социально-культурной самореализации учащейся молодежи в современных условиях. Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждении культуры становится транслятором культуры, субъектом самовоспитания, саморазвития, самодвижения. Ценности как объективные системные качества социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждениях культуры приобретают силу побудительного действия для личности в мотивационном развитии только тогда, когда осознаются и признаются ею. Мотивация посетителей учреждений культуры, основывающая на демократичности, общедоступности, обновляемости аудитории может постоянно стимулироваться, перейдя в педагогическую саморегуляцию этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motivation of the social and cultural self-studying youth in modern conditions

The article is devoted to motivate social and cultural self-studying youth in modern conditions. The motivation of the social and cultural self-realization of young people studying in the institution of culture becomes the translator of culture, the subject of self, self-development, self-propulsion. Values as the objective system of quality social and cultural self-studying youth in cultural institutions become effective incentive for the individual steps in motivational development only when it is recognized and understood. Motivation visitors of cultural institutions, is based on democracy, accessibility, renewability audience can constantly stimulated by clicking in teaching self-regulation of this process.

Текст научной работы на тему «Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в современных условиях»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 2, 2017: 215-221

Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в современных условиях

А.К. Мурадян

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: 9100026402@mail.ru

Ключевые слова: мотивация, социально-культурная самореализация, учащаяся молодежь, современные условия.

Key words: motivation, social and cultural self-realization, students, modern facilities.

Резюме: Статья посвящена мотивации социально-культурной самореализации учащейся молодежи в современных условиях. Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждении культуры становится транслятором культуры, субъектом самовоспитания, саморазвития, самодвижения. Ценности как объективные системные качества социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждениях культуры приобретают силу побудительного действия для личности в мотивационном развитии только тогда, когда осознаются и признаются ею. Мотивация посетителей учреждений культуры, основывающая на демократичности, общедоступности, обновляемости аудитории может постоянно стимулироваться, перейдя в педагогическую саморегуляцию этого процесса. Abstract: The article is devoted to motivate social and cultural self-studying youth in modern conditions. The motivation of the social and cultural self-realization of young people studying in the institution of culture becomes the translator of culture, the subject of self, self-development, self-propulsion. Values as the objective system of quality social and cultural self-studying youth in cultural institutions become effective incentive for the individual steps in motivational development only when it is recognized and understood. Motivation visitors of cultural institutions, is based on democracy, accessibility, renewability audience can constantly stimulated by clicking in teaching self-regulation of this process.

[Muradyan A.K. The motivation of the social and cultural self-studying youth in modern conditions]

Социально-культурная самореализация учащейся молодежи в учреждениях культуры - сложная, многоуровневая конструкция.

Объективный характер исторического процесса происходит в нашем обществе, требует уточнения, многих

слагаемых процесса мотивации социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждениях культуры. Основу этого процесса составляют духовные ценности и деятельность, которая им соответствует. Поэтому предмет деятельности находится в прямой зависимости от общественных отношений, с изменением которых изменяется и сама ценность.

Объективная характеристика ценности и предмета возникает на основе того, что предмет выступает в качестве посредника между ценностью и личностью. Ценность показывает значимость предмета для мотива и выступает в качестве носителя мотива.

Ценности как объективные системные качества социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждениях культуры приобретают силу побудительного действия для личности в мотивационном развитии только тогда, когда осознаются и признаются ею.

Надо сказать, что мотивация посетителей учреждений культуры, основывающая на демократичности,

общедоступности, обновляемости аудитории и может постоянно стимулироваться, перейдя в педагогическую саморегуляцию этого процесса. Стимулы, как способы воздействия на мотивацию личности в этом процессе регулируют ее участие в самодеятельном художественном творчестве и других видах через предметную деятельность и во всех формах - программах деятельности учреждений культуры. Мотивация в предметной деятельности учреждений культуры учащейся молодежи обеспечивается смысловым содержанием, выводя личность на новый уровень мотивации.

Очень точно определил этот процесс В.К. Вилюнас: «Актом опредмечивания потребность семантируется, впитывает в себя определенное содержание и впредь она проявляется уже в содержательном оформлении... Своим содержанием это положение самым прямым образом указывает на конкретный процесс проникновения интеллектуального по существу образования (образа некоторого предмета) в потребность (аффект). Продукт этого процесса - мотив, являясь образованием пристрастно-познавательным (предмет - с одной стороны, потребности - с другой), - сочетает в себе признаки как

интеллекта, так и аффекта» (Вилюнас, 1983:193).

Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи основывается на внутреннем мире конкретной личности с ее уникальными желаниями и интересами.

Мотивация творческой деятельности в учреждениях культуры предполагает социально-культурное отношение к окружающему миру, в котором каждому практическому акту на сценических площадках предшествует процесс

смыслообразования. Отсюда объективное содержание предметной деятельности и крупномасштабных социально-культурных программ только тогда может быть эффективным, если есть смысловая ценность. Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждениях культуры осуществляется прежде всего в сфере смысла, где взаимодействие составляет особенное его содержание, а общение личностей есть развитие способов самореализации. Здесь самореализация личности основывается на субъективности и в полной мере осознана лишь в современной форме самосознания. Здесь смысловая ответственность объекта составляет ключ к пониманию любой культурной ценности (Томко, 1993: 171).

Значит, важнейшим значением деятельности учреждений культуры является мотивационное развитие учащейся молодежи. Результатом этого процесса оказывается сотворение все новых и новых смыслов, т.е. смыслотворчество.

С этой точки зрения, все содержание деятельности учреждений культуры, разложенное на ряд отдельных форм-программ, становится не целью, а лишь способом для выявления творческого потенциала. Этот процесс связан с созданием особых условий для деятельностного подхода, обеспечивающего возможность свободного творческого поиска учащегося, поиска себя молодым человеком, своего «я», своего потенциала.

Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи в учреждении культуры становится транслятором культуры, субъектом самовоспитания, саморазвития, самодвижения.

В связи с этим обстоятельством деятельность учреждений культуры мотивируется теми целями, которые они перед собой ставят для того, что выстраивать зону ближнего мотивационного влияния.

Поскольку деятельность учреждений культуры не является умозрительной и не относится к столь уж отдаленной перспективе, а складывающаяся практика создания инновационных проектов, программ напрямую опирается на кадровый технологический потенциал, материально-техническую базу.

Поэтому мотивация социально-культурного развития учащейся молодежи находится в схеме «объект действия»: субъект - действия - объект- результат. Далее схема трансформируется в контексте мотивации: субъект -отношение -действие -объект - результат.

Если учащийся молодой человек принял решение «войти» в «поле», то учреждения культуры должны выполнять все нормы, служащие целям всех коллективов, входящих в это учреждение.

В деятельности учреждений культуры можно выделить самые различные ситуации для мотивации социально-культурной самореализации учащейся молодежи, разведя мотивационную и теоретическую системы. Следовательно, мотивационная система учащегося молодого человека обусловлена с одной стороны ценностными (социальными) параметрами, с другой - индивидуальными.

Очень важно участие учащейся молодежи в волонтерской деятельности. Поскольку у каждой личности свои мотивы участия в волонтерской деятельности, отсюда специфичен механизм действия так называемых прямых и обратных связей между посетителями и специалистами учреждений культуры.

Учитывая, что посетители добровольно выбирают себе формы социально-культурной деятельности, необходимо предложить такие варианты, которые соответствовали культурному уровню и потенциальной аудитории.

Поскольку, каждый человек является объектом когнитивного и эмоционального воздействия как в условиях групповой, так и массовой аудитории групповая аудитория

может быть спонтанной или организованно оформленной. Однако, во время посещения социально-культурной программы или участия в ее подготовке и проведении, принципиального значения не имеет. Главное, что характеризует разнородную аудиторию - это личные, групповые, коллективные мотивы, которые объединяют всех.

Поэтому учет мотивации учащейся молодежи - это прежде всего стремление реализовывать себя в социально-культурной программе, ее подготовке и проведении.

Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи наиболее эффективным способом осуществляется в виде деятельности.

Важное значение социально-культурной деятельности основывается на диалектики социального и культурного, где можно выявить смысл бытия.

Влияние социально-культурной деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая определяется социальной сущностью, а вторая - способами жизнедеятельности, где мотивация дает возможность развивать себя согласно собственным природным задаткам и общественным потребностям социально-культурной

деятельности.

Фундаментальные человеческие мотивы под влиянием социально-культурной деятельности позволяют формировать систему отношений: к себе, миру, товарищам, ценностям, Родине, родным, близким и т.д. Мотивация на развитие характера учащегося молодого человека позволяет в предметной деятельности учреждений культуры приобретать такие качества, как инициативность, самоуверенность, мужественность, настойчивость, искренность, честность и др.

Мотивация социально-культурной самореализации учащейся молодежи может быть безгранично осуществлена в различных формах предметной деятельности.

Сейчас новые мотивы социально-культурной самореализации учащейся молодежи открывает новая форма -Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслом на Клязьме». Эта форма социально-

культурной деятельности проходит в формате полевого лагеря на берегу озера Запольское (Владимирская область, Камешковский район д. Дворики).

В рамках Форума проходят различные тематические смены: «Молодые лидеры», «Молодые депутаты», «Молодые журналисты», «Социальные НКО и гражданские инициативы», «Экономика», «Молодые инженеры, изобретатели, инноваторы», «Молодые преподаватели».

Перед участниками Форума выступал Президент РФ В.В. Путин и беседовал с молодыми активистами и ответил на их вопросы.

Вопросы, которые интересовали всех собравшихся к Президенту страны, сводились к социально-культурной самореализации. Президент подробно объяснил молодежи как мотивировать себя, заниматься научной и инновационной деятельностью.

Еще более широкая аудитория у другой «Территории смыслов» - Крымского форума «Таврида». Здесь молодые политики активно участвуют в образовательной, развлекательной и спортивной программах.

Большую популярность у молодежи вызвала «музыкальная смена». Молодые музыканты, проявившие себя на «Тавриде», смогут принять участие в других масштабных событиях. «Территория смыслов» - «Таврида» играет огромное значение для мотивации социально-культурной самореализации учащейся молодежи.

Поскольку социально-культурная самореализация учащейся молодежи в учреждениях культуры осуществляется одновременно в нескольких системах координат, то творческий процесс социально-культурной самореализации учащейся молодежи приобретает многомерную конструкцию. Это обуславливает особую сложность, неоднозначность и противоречивость многих видов предметной деятельности.

Следовательно, структура мотивации учащейся молодежи в учреждениях культуры зависит от всего многообразия форм: массовых, групповых и индивидуальных.

У специалистов учреждений культуры весьма широкий набор помимо предметной деятельности в коллективах

художественной самодеятельности, клубах по интересам, любительским объединениям.

Есть огромные творческие возможности для вовлечения учащейся молодежи для участия в сценарно-режиссерских технологиях и общественно-значимых делах.

Отсюда, мотивационный спектр учащейся молодежи в учреждениях культуры, свидетельствует о положительном нравственном микроклимате в коллективах.

ЛИТЕРАТУРА

Вилюнас В.К. 1983. Теория деятельности и проблемы мотивации. Cc. 191-200. - В сб.: А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983. 288 c.

Жарков А.Д. 2009. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М:МГИК. 460 с.

Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-

культурном измерении: монография. Москва. 400 с. Культура. Традиции. Образование: ежегодник М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологии. Отв. ред. Т.В. Томко. Вып. 2. Москва: Российский ин-т культурологии, 1993. 213, [2] с. Мурадян А.К. 2016. Волонтерская деятельность учащейся молодежи в современных условиях. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 5(3): 384-390.

Получена/Received: 20.02.2017 Принята/Accepted: 27.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.