Humanity space International almanac VOL. 6, No 2, 2017: 201-209
Воспитание эмпатии у молодежи в учреждениях культуры на основе межличностного общения
Е.А. Морозова
Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: e-katerina.morozova@yandex.ru
Ключевые слова: образование, сопереживание, молодежь, учреждения культуры, межличностное общение.
Key words: education, empathy, youth, cultural institutions, interpersonal communication.
Резюме: Статья посвящена воспитанию эмпатии у молодежи в учреждениях культуры на основе межличностного общения. Опора на эмпатийные способности личности как важнейший компонент психолого-педагогических основ культурно-досуговой деятельности должна стать ведущим аспектом работы с молодым поколением. Создание условий для межличностного общения в учреждениях культуры поможет сформировать нравственно-развитую отзывчивую молодежь за которой наше будущее. Ключевые слова: воспитание, эмпатия, молодежь, учреждения культуры, межличностное общение.
Abstract: Article is devoted to education of empathy at youth in cultural institutions on the basis of interpersonal communication. Reliance on empathy ability of the person as the most important component of psychological and pedagogical foundations of cultural and leisure activities to become the leading aspect of the work with the younger generation. Creating conditions for interpersonal communication in cultural institutions will help to raise the moral development and responsive of young people, who will become our future.
[Morozova E.A. Education of empathy at youth in cultural institutions on the basis of interpersonal communication]
В наш век информационных технологий и интернет-коммуникаций актуальной становится проблема межличностного общения и отношений между людьми. Чувства и эмоции заменяются символами и цифрами, живое слово электронными буквами, личность светящимся экраном. Люди погружаются в собственные проблемы, не замечая того, кто находится рядом. И, конечно, под влияние этих тенденций в большей степени попадает молодежь.
Решением проблемы может стать целенаправленное
воспитание эмпатии у молодежи в учреждениях культуры на основе межличностного общения. Безусловно, потребность в общении выражена у молодежи наиболее ярко, ведь в соответствии с психофизиологическими особенностями молодые люди стремятся к самопознанию, самореализации и поиску своего места в жизни. Их интересуют новые встречи и знакомства, создание собственной семьи, что невозможно вне межличностного общения, которое становится одним из основных мотивов посещения молодежью учреждений культуры. Молодым людям свойственно межличностное общение, чувственное познание окружающего мира и других людей. Именно поэтому специалистам учреждений культуры необходимо обратить особое внимание на воспитание эмпатии у молодежи.
Рассматривая понятие «общение», социальный психолог и социолог Г.М. Андреева трактует общение, как сложный процесс, включающий в себя «передачу и обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений» (Андреева, 2003).
В культурно-досуговой деятельности понятие «общение» приобретает особую роль, являясь важной составляющей не только отдыха, как такового, но и всех видов досуговой деятельности (познавательной, культурно-творческой). Более того, по утверждению А.Д. Жаркова, без развития форм общения культурно-досуговая деятельность не сможет существовать вовсе, а сама она развивается только на основе общения (Жарков, 2013: 343), ведь оно является основой ее функционирования.
Досуговое общение активно влияет на становление молодой личности с ее ценностями и установками, социализацию новых поколений, несет важное воспитательное значение, выполняет гедонистическую, рекреационную и интегративную функции. Высокий уровень эмоциональности -одна из самых ярких черт досугового общения, которая пронеслась с давних времен до наших дней, располагает к созданию наиболее благоприятных условий для воспитания эмпатии у молодежи в учреждениях культуры. Досуговое общение - это не просто передача информации, здесь важно
поделиться своими переживаниями. Это подтверждает определение, которое даёт общению Ю.А. Стрельцов: «взаимодействие на основе взаимного психического отражения» (Стрельцов, Стрельцова, 2008). Механизм отражения проявляется в том, что элементы ситуаций и взаимодействия, воспринятые и переработанные отдельным участником культурно-досуговой программы, становятся реально действительными для его партнеров (здесь мы видим как раз проявление эмпатийных способностей личности).
В современном словаре русского языка приводится такое определение эмпатии: «способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать; интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека» (Ефремова, 2006).
В психологии понятие «эмпатия» имеет долгую историю разработки и множество определений, которые зависят от прикладной сферы, изучаемой каждым исследователем. Эмпатия описывается и как процесс, и как свойство, уровень развития и механизм формирования личности. Однако в основе всех концепций лежит способность личности к сопереживанию.
В педагогике эмпатия - это, прежде всего, профессиональное качество учителя, которое включает в себя способность понимать учащегося, его чувства и мысли, нужды и потребности; принятие его таким, какой он есть; признание учащегося как партнера в образовательном процессе, равноправную личность; готовность прийти ему на помощь, умение сочувствовать и сопереживать.
Опора на эмпатийные способности личности является одним из механизмов психолого-педагогических основ культурно-досуговой деятельности. Грамотное владение этим механизмом позволяет специалистам сформировать устойчивые мотивы у своей аудитории, направить ее к действию, развить альтруистическое поведение, оказать влияние на нравственное развитие каждой личности.
Воспитание эмпатии у молодежи в учреждениях культуры должно происходить на основе межличностного общения. Особой ценностью для молодого поколения, конечно, обладает повседневное свободное общение. Это не компонент
какой-либо деятельности, а самодостаточная часть жизни человека, которая, к нашему сожалению, всё чаще переносится в виртуальные сети, доступ к которым стал возможен в любом месте и в любое время, что приводит практически к потере навыков свободного общения в реальности. Такое виртуальное общение редко обладает хоть каким-нибудь информационно-познавательным или ценностно-ориентационным эффектом, что можно сказать и о повседневном общении молодежи в целом. Сделать свободное общение полезным и культурным - задача специалистов культурно-досуговой сферы, помочь решить которую лучше всего сможет способность самих специалистов к эмпатии, личный пример. «Уметь разделить с посетителями радости и огорчения, уметь слушать и понимать их - это большая радость и большой труд» (Жарков, 2013: 347).
Воспитанию эмпатии у молодежи способствует проведение культурно-досуговых программ, во время которых создается среда для праздничного общения, включающего в себя множество смысловых и эмоциональных компонентов и способствующего взаимопониманию, взаимовлиянию и взаимодействию людей. А совместные переживания создают эффект сопричастности к событию, помогая в воспитании эмпатии у молодежи. Мы согласны с А.Д. Жарковым, который называет праздничное общение наивысшей ступенью в культуре общения, ведь именно оно помогает достичь наибольшей эффективности при взаимодействии с аудиторией. Это связано с особым приподнятым праздничным настроением.
Необходимо учитывать стремление молодежи к коллективному досугу, которое может быть реализовано посредством участия в массовых культурно-досуговых программах, имеющих зрелищный характер и вовлекающих самих зрителей в действие. Именно в условиях коллективного досуга формируется способность эмоционально отзываться на переживание окружающих, умение оказать эмоциональную поддержку. Всё большую популярность среди молодежи набирают всевозможные общественные акции, флешмобы и перформансы, все те события, которые часто имеют инновационную форму, но основными составляющими которых являются присутствие большого количества людей и свободное
общение между ними. Однако, специалистам учреждений культуры нельзя забывать, что инновационная форма не заменит глубокого содержания, без которого невозможно воспитать эмпатию у молодежи.
Современное досуговое общение тесно связано с развлекательно-игровой деятельностью. Развлечение часто становится всего лишь поводом для общения, именно с этим связана возрастающая популярность игровых культурно-досуговых программ. Общение на таких программах характеризует демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных связей. Игра помогает молодому человеку стать более раскованным и непосредственным, помогает преодолеть застенчивость и замкнутость. Во время игры легко образуются новые контакты, возникают дружеские отношения. В психологии существует множество игровых тренингов, направленных на развитие эмпатийных способностей. Такие упражнения могут стать основой для игровых молодежных вечеров в учреждениях культуры, могут использоваться в работе коллективов художественной самодеятельности, которые чаще всего состоят именно из молодежи.
Влияние на развитие эмпатийных способностей могут оказывать и танцевально-развлекательные программы: дискотеки, танцевальные вечера, разнообразные маскарады и снова ставшие популярными балы. Танец - отличный повод для общения, здесь царит легкая и приятная атмосфера. Существует особый термин «кинестетическая эмпатия», как ключевое объяснение танца и его восприятия. Молодежь получает возможность ощутить коллективную связь с каждым из присутствующих на танцевально-развлекательной программе, понимание эмоций и движений партнера позволяют почувствовать его психофизическое состояние. По мнению О.В. Ершовой, танец в условиях «культурно-досуговой программы -это школа контакта: контакта танцевального и контакта социального» (Тихоновская, 2014: 184-185).
Одно из важнейших условий воспитания эмпатии у молодежи - это готовность личности к адекватному восприятию, пониманию и оценке других людей. Отличным учителем для
развития этого навыка выступают информационно-просветительные и театрализованные программы. Основой их содержания часто становятся литературные произведения, а литература и искусство помогают зрителю лучше узнать самих себя и окружающих нас людей, дарит огромный эмоциональный опыт. М.С. Каган пишет, что искусство «является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общения» (Каган, 1988: 248). Восприятие искусства - это опосредованное общение человека с режиссером, художником, писателем, артистом. Искусство обогащает эмоциональный опыт молодого человека, дает примеры поведения, вызывает сопереживание. Единство понимания и переживания очень важно для психологической сущности каждого молодого человека, именно поэтому глубокий интерес у молодёжи вызывают кинофильмы и театральные постановки, в которых образы героев близки и понятны молодым людям. Идентификация своих переживаний с тем, что испытывают герои на сцене, помогает познать себя, получить определенный жизненный опыт, почувствовать себя не одиноким в своих ощущениях. Опираясь на способность молодежи к эмпатии, развивая и воспитывая её, можно добиться стабильного интереса к посещению учреждений культуры, к активному участию молодежи в их деятельности.
Для любого человека, а молодого в особенности, крайне важно чувствовать свою пользу для общества, ощущать себя частью большого дела, что связано с действием механизма самоактуализации, потребностью в самораскрытии. Именно поэтому необходимо активно привлекать молодежь к деятельности учреждений культуры, к участию в подготовке и реализации всевозможных культурно-досуговых программ. Быть соавтором, а не просто зрителем, - очень важный мотивирующий момент для молодого человека, находящегося в поисках себя в этом мире. Особенно ценным результатом досугового общения необходимо считать возникновение состояния «сотворчества», которое рождается, когда «сливаются воедино познание действительности и чувственно-предметное отображение мира, мысль и чувство. В сознании происходит воссоздание целостного образа, что и является
механизмом глубокого и разностороннего познания мира, воспитания эмоциональной культуры человека» (Жарков, 2013: 277).
В работе с молодежью, в том числе в воспитании эмпатии, интересен опыт молодёжных форумов, таких как «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов». На протяжении нескольких лет эти форумы собирают самую активную и талантливую молодежь, здесь проводятся образовательные программы по нескольким направлениям: техническое творчество и инновации, предпринимательство, толерантность, журналистика, туризм, политика, волонтерство, творчество всех видов и православие. Молодежь становится полноправным участником программ и играет самую активную роль в жизни форума.
Важно, что каждый молодой участник получает здесь возможность для самовыражения и самораскрытия, может презентовать себя и свои проекты, обменяться опытом, получить поддержку профессионалов различной специализации, найти новых соратников, единомышленников и друзей, то есть удовлетворить все стремления, свойственные молодежи. И удовлетворение этих стремлений происходит именно через межличностное общение.
Так как молодым людям свойственно отрицание пассивного участия в чем-либо, и образовательные, и спортивные, и творческие программы строятся на основе привлечения к их организации и проведению самих участников.
В каждой из массовых культурно-досуговых программ форума режиссерами используются разнообразные формы активизации зрителя, направленные на создание ощущения общности эмоций и переживаний, и, что интересно, они определенно имеют успех.
Примером действенно-динамической активизации, способствующей развитию эмпатии у молодежи, может служить передача большого триколорного полотна, которое постепенно накрывает всех участников, испытывавших в этот момент чувства общности, единства и патриотизма. К игровому воздействию относятся игры и тренинги, проводимые ведущими со сцены, символические эстафеты передачи предметов,
сопровождающиеся вербально-речевой активизацией -скандированием всевозможных кричалок. И, конечно, не обходится без творческо-исполнительского воздействия -коллективные танцы и исполнение песен всегда приветствуются молодежной аудиторией и так же вызывают развитие эмпатийных способностей.
Организаторы форумов постоянно приглашают выдающихся людей, которым есть чем поделиться с молодежью, и довольно часто это не только медийные звёзды, но и общественные деятели, активисты, волонтеры, которые рассказывают о том, что добро может творить каждый, показывая на своём примере, как важно в нашем мире сохранить в себе способность сочувствовать и сопереживать.
Безусловно, все массовые культурно-досуговые программы отличаются усиленным прямым воздействием на своих участников - благодаря многоплановому взаимодействию одновременно у большого количества людей происходит усиление активности эмоциональной, интеллектуальной, волевой. Под внешним воздействием происходит активизация внутренних потребностей, возрастает стремление к подражанию. Здесь рождается общность социальных позиций и эстетических переживаний.
Этот опыт можно и нужно использовать в деятельности учреждений культуры. Осознание того, что их мнение, творчество, труд нужны, интересны и полезны - лучшая мотивация для молодёжи. Возможность проявить себя, быть услышанным, возможность общения с интересными взрослыми людьми, возможность найти друзей и единомышленников, - всё это должно быть доступно молодежи в учреждениях культуры. В таком случае ей не придется искать другие способы для самовыражения, неприемлемые в развитом культурном обществе. Именно поэтому так важно, чтобы каждый специалист учреждений культуры был еще и тонким психологом с развитой эмпатией, способным понять и почувствовать свою молодую аудиторию.
А значит, во время подготовки молодых специалистов в вузах культуры и искусства особое внимание должно уделяться освоению психолого-педагогических основ культурно-
досуговой деятельности. И, конечно, вся работа учреждений культуры и клубных формирований, все сценарии культурно-досуговых программ должны строиться с учетом психологических механизмов личности, опираться на эмпатийные способности, стремиться к воспитанию эмпатии на основе межличностного общения. Только в таком случае результатом станет формирование нравственно развитой личности, способной сопереживать, восприимчивой к переживаниям других. И именно за такой молодежью наше будущее.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. 2003. Социальная психология: Учебник для высших учебных
заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс. 364 с. Ефремова Т.Ф. 2006. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т.
М.: Астрель: АСТ. 1165 с. Жарков А.Д. 2013. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой
деятельности: монография. М.: МГУКИ. 455 с. Каган М.С. 1988. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат. 319 с.
Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. 2008. Педагогика досуга: учебное пособие. М.: МГУКИ. 272 с.
Тихоновская Г.С. 2014. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ. М.: МГУКИ. 238 с.
Получена / Received: 10.02.2017 Принята/Accepted: 05.03.2017