Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов'

Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1475
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ / COMMUNICATION / SOCIABILITY / EMPATHY / COMMUNICATIVE SPHERE OF PERSONALITY / FEATURES OF COMMUNICATIVE SPHERE OF STUDENTS MAJORING IN PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышова Евгения Леонидовна, Белоус Анна Вячеславовна

В работе рассматриваются особенности коммуникативной сферы студентов будущих психологов. Утверждается, что особенностью коммуникативной сферы студентов является ее изменчивость в процессе обучения в образовательном учреждении. Исследуется уровень коммуникабельности, эмпатийности и уровень тенденции к эмпатии психологов-бакалавров. Важным компонентом успешной профессиональной деятельности будущего психолога является умение устанавливать межличностные связи, выделять наиболее значимые элементы межличностного общения и творчески применять их. Эффективная реализация профессиональной деятельности предполагает проведение бесед, интервью, умение располагать к себе людей, формирование правильного, безоценочного восприятия других людей. Поэтому наряду с приобретением профессиональных знаний, умений и компетенций будущим специалистам необходимо развивать коммуникативные способности и навыки межличностной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернышова Евгения Леонидовна, Белоус Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the communicative sphere of students majoring in psychology

The paper discusses the features of the communicative sphere of students future psychologists. The peculiarity of the communicative sphere of students is its variability in the learning process in an educational institution. The article examines the level of communication skills, empathy and readiness to empathize developed by candidates for bachelor’s degree in psychology. An important skill of the successful professional activity of the future psychologist is the ability to establish interpersonal relationships, highlight the most important moments of interpersonal communication and creatively apply them. Professional activity of the psychologist implies keeping conversations and interviews, being able to win people’s favour and maintain proper, non-evaluative perception of other people. So along with professional knowledge, skills and competences it is necessary to develop students’ communicative skills and train them for interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

FEATURES OF THE COMMUNICATIVE SPHERE OF STUDENTS MAJORING IN PSYCHOLOGY

© 2019

Е.Л. Чернышова, А.В. Белоус E.L. Chemyshova, A.V. Belous

В работе рассматриваются особенности коммуникативной сферы студентов - будущих психологов. Утверждается, что особенностью коммуникативной сферы студентов является ее изменчивость в процессе обучения в образовательном учреждении. Исследуется уровень коммуникабельности, эмпатийности и уровень тенденции к эмпатии психологов-бакалавров. Важным компонентом успешной профессиональной деятельности будущего психолога является умение устанавливать межличностные связи, выделять наиболее значимые элементы межличностного общения и творчески применять их. Эффективная реализация профессиональной деятельности предполагает проведение бесед, интервью, умение располагать к себе людей, формирование правильного, безоценочного восприятия других людей. Поэтому наряду с приобретением профессиональных знаний, умений и компетенций будущим специалистам необходимо развивать коммуникативные способности и навыки межличностной коммуникации.

Ключевые слова: общение; коммуникабельность; эмпатия; коммуникативная сфера личности; особенности коммуникативной сферы студентов-психологов.

The paper discusses the features of the communicative sphere of students - future psychologists. The peculiarity of the communicative sphere of students is its variability in the learning process in an educational institution. The article examines the level of communication skills, empathy and readiness to empathize developed by candidates for bachelor's degree in psychology. An important skill of the successful professional activity of the future psychologist is the ability to establish interpersonal relationships, highlight the most important moments of interpersonal communication and creatively apply them. Professional activity of the psychologist implies keeping conversations and interviews, being able to win people's favour and maintain proper, non-evaluative perception of other people. So along with professional knowledge, skills and competences it is necessary to develop students' communicative skills and train them for interpersonal communication.

Keywords: communication; sociability; empathy; communicative sphere of personality; features of communicative sphere of students majoring in psychology.

В периоды интенсивного изменения экономической и политической жизни общества всегда повышается интерес к проблеме главных движущих сил человеческой жизни, к возможностям приспособления личности к окружающей ее социальной среде.

Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений. Коммуникативная сфера личности становится одним из важнейших предметов изучения в современной психологической науке.

В настоящее время важно изучение личностных коммуникативных характеристик, определяющих организацию межличностного пространства человека и его адаптацию в социальной среде. Значительной трудностью в решении этой задачи является

построение универсальных объяснительных и коррекционных моделей развития коммуникативных особенностей личности.

Опираясь на исследования коммуникативной сферы студентов (Г.В. Акопов,

A.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Т.В. Семенова, И.П. Шкуратова и др.) [1-3], особенностей общения и профессионального самоопределения студентов (М.А. Билан, П.С. Гуревич,

B.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, А.Г. Караяни, В.Н. Лавриненко, А.Н. Леонтьев, Б.Л. Яшин и др.) [4-9], мы определили цель исследования: изучение особенностей коммуникативной сферы студентов - будущих психологов.

Вопросы развития коммуникативной сферы личности являются чрезвычайно важными в системе профессиональной подготовки студентов. Именно на начальном этапе «освоения» профессии во время обучения в вузе осуществляется самоопреде-

ление молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения. Коммуникативная сфера является профессионально значимой для студентов-психологов. Актуальность темы обусловлена важным значением процесса общения в профессиональной деятельности психолога. Совокупность профессиональных и личностных качеств, составляющих коммуникативную сферу психолога, отражает уровень его профессиональной подготовленности и зрелости, определяет перспективы личностного развития будущих специалистов, успешности их профессиональной деятельности.

Общение - процесс сложный и многогранный. По мнению А.А. Бодалева, это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [10]. По мнению А.А. Леонтьева, общение - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого и опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении [11].

Б.Д. Парыгин отмечает, что процесс общения может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимного влияния, переживания и понимания друг друга [12].

Восприятие и понимание человека человеком - важнейший этап общения и построения отношений. От нашего восприятия и интерпретации внешности, черт характера, мотивов поступков зависит отношение к другому человеку, желание или нежелание продолжать с ним общение. Восприятие зависит от установки на людей в целом, на конкретную группу или личность. На установку влияют непосредственно наш личный опыт общения, взаимоотношений; опыт и наставления автори-

тетных для нас людей (в первую очередь -родителей, родственников, близких людей); информация, поступающая из средств массовой информации и книг. Помимо установки на восприятие влияет наша самооценка, Я-концепция, представления о себе в сравнении с другими людьми. Немаловажное влияние на наше восприятие оказывают социальные стереотипы - схематические, стандартные образы той или иной группы людей, сформированные обществом [13]. В результате восприятия и понимания того или иного человека формируется отношение к нему, подкрепленное эмоционально.

Составной частью взаимодействия являются межличностные отношения - объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Эмоциональные отношения предстают в виде симпатий и антипатий одного человека к другому. В своем развитии они проходят через систему фильтров, которые характеризуются все большим учетом особенностей внутреннего мира другого человека [14 ; 15].

Основная функция общения - воздействие, которое может осуществляться в форме убеждения или внушения. Убеждение - это процесс логического обоснования суждения с целью добиться сдвига в сознании собеседника. Внушение - это процесс воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие действительности: нечто утверждается без доказательств; главную роль при этом играет авторитетность источника информации. При выборе способа воздействия необходимо учитывать внушаемость человека.

Студенческая молодежь представляет собой значительную часть современного российского общества. Имея высокий уровень образования, активный трудоспособный возраст, динамичное социальное поведение, она формирует основной интеллектуальный и производительный пласт общества. Активно воплощая в жизнь свои

стремления и цели, молодежь во многом задает вектор будущего развития современного общества. Она обладает способностью перерабатывать и усваивать большое количество информации, что, в свою очередь, формирует способность молодого человека находить оригинальные способы решения трудных вопросов. У молодых людей активно развивается коммуникативная сфера личности. Это связано с нахождением и установлением новых общественных связей, а также с высокой потребностью молодых людей в динамичном межличностном общении [4 ; 13].

Каждая группа студентов, обучающихся в том или ином вузе, имеет свои условия жизни (обучения и общения, труда и быта), особенности социального поведения и систему ценностных ориентаций [16]. Одна из главных функций межличностного общения в группе - выработка взаимоприемлемых решений, устранение противоречий, порождающих вражду и непримиримость - то есть достижение группой объединения на основе общих договоренностей и взаимных уступок.

Особенностью коммуникативной сферы студентов является ее изменчивость в процессе обучения.

В качестве базы исследования был выбран Самарский государственный социально-педагогический университет. Выборку исследования составили 25 студентов-бакалавров 1 -го курса факультета психологии и специального образования. Возраст испытуемых - от 18 лет до 21 года. Для анализа особенностей коммуникативной сферы было проведено тестирование с использованием следующих методик: методики «Эмпатиче-ские тенденции Мехрабиана», методики для исследования эмпатии И.М. Юсупова, теста В.Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности [См. по: 17].

Методику «Эмпатические тенденции Мехрабиана» и методику для исследования эмпатии И.М. Юсупова применяют для анализа восприятия и понимания между людьми. Данные методики раскрывают основной механизм социальной перцепции:

идентификации, аттракции, эмпатии, социальной рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции.

Эмпатия - способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональному восприятию другого человека, проникновению во внутренний мир другого, принятие всех его мыслей, чувств. К. Роджерс определял эмпатию как особые взаимоотношения, включающие в себя несколько аспектов: вхождение в мир переживаний другого человека и свободную в нем ориентацию; тонкую чувствительность к изменяющимся процессам в этом мире; проживание «жизни другого человека» - деликатно, не давая оценок, не пытаясь открыть больше, чем человек готов проявить и при этом помогая делать это переживание более полным. Эм-патия является важнейшим условием личностного развития человека [17-19].

76% опрошенных показали нормальный уровень эмпатийности, 12% - высокий уровень эмпатийности, у 12% опрошенных наблюдается средний уровень эмпатийно-сти. У 40% респондентов нормальный уровень тенденции к эмпатии, у 36% - высокий уровень; 24% показали низкий уровень тенденции к эмпатии.

Таким образом, эмпатийность и тенденция к эмпатии у большинства опрошенных находятся на нормальном уровне. Нормальный уровень эмпатийности отражает умеренную чувствительность по отношению к окружающим. Что касается межличностных отношений, люди с нормальным уровнем эмпатии в своих суждениях о других учитывают преимущественно их поступки, а не свои личные впечатления. В процессе общения они внимательны, контролируют личные эмоции. Полученные результаты весьма характерны и отражают уровень межличностных коммуникаций, свойственных возрасту опрошенных.

Для оценки коммуникабельности и общительности был выбран тест В.Ф. Ря-ховского. Коммуникабельность - это умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающе-

му общению с другими людьми. Коммуникабельность представляет один из навыков успешного социального взаимодействия и затрагивает как профессиональную, так личную сферу общения [20]. Она является одним из важных личных качеств людей, профессия которых предусматривает активное прямое общение с другими.

В ходе проведенного исследования коммуникативной сферы студентов-бакалавров 1 курса было выявлено следующее: у 16% опрошенных высокий уровень коммуникабельности, 56% весьма общительны, у 24% - нормальный уровень и у 4% - низкий.

Значительная часть респондентов показала нормальный уровень коммуникабельности, который отражает любознательность, умение слушать и слышать собеседника, проявлять в общении достаточную терпеливость, предрасположенность к новым встречам и знакомствам. Помимо этого, некоторая часть тестируемых показала высокий уровень коммуникабельности. Людей с таким показателем называют «рубаха-парень». Они всегда в курсе всех событий и дел, весьма охотно принимают участие во всех дискуссиях. В общении предпочитают легкие для восприятия темы. Им недостает некоторой серьезности в выполнении дел.

Согласно результатам проведенного исследования, студенты в большинстве весьма общительны, характеризуются некоторым любопытством, разговорчивостью, легко высказывают свое мнение по разным вопросам, охотно устанавливают новые контакты. А общительность, контактность, гибкость поведения, динамичность поведенческой реакции, эмоциональная сдержанность относятся к важным профессиональным качествам будущего психолога. Таким образом, полученные результаты показывают личностное становление и готовность студентов к освоению выбранной профессии и самореализации в ней, подчеркивают перспективность освоения будущими психологами профессиональных качеств и навыков.

Профессиональная деятельность психолога предполагает проведение бесед, интервью. Для ее успешной реализации необходимы знания о коммуникативной сфере личности, хорошие коммуникативные способности, умения устанавливать межличностные связи, выделять наиболее значимые элементы межличностного общения и творчески применять их, располагать к себе людей. У психолога должно быть сформировано правильное, безоценочное восприятие других людей. Поэтому существенное значение имеет формирование у будущих психологов навыка эффективной межличностной коммуникации.

К важным аспектам межличностной коммуникации относятся: коммуникативная компетентность, то есть развивающийся и осознаваемый опыт общений между людьми, общительность, контактность, инициативность, коммуникативно-речевая активность. Наличие развитых коммуникативных навыков дает легкость в общении и установлении контакта. К таким навыкам относятся умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу, выбирать правильную форму обращения к собеседнику. Контактность - еще одни важный аспект в умении общаться. В основе этого социального умения лежит природная общительность и способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе общения доверительные отношения, основанные на взаимном принятии. Коммуникативно-речевая активность проявляется в волевых усилиях и внутренней готовности человека действовать, исходя из конкретной коммуникативно-речевой ситуации. К тому же она относится к динамическому, интегральному свойству личности, которое изменяется в процессе обучения и приобретает творческий характер проявления. Все вышеперечисленные аспекты коммуникативной сферы имеют огромное значение в становлении студентов как профессиональных психологов.

Таким образом, будущим психологам необходимо не только приобретать профессиональные знания, умения и компетенции,

но и развивать и коммуникативную сферу, навыки межличностного общения. Решение этих задач актуализирует разработку и внедрение в учебный процесс новых мето-

дик развития коммуникативной сферы студентов и формирования у них навыков межличностной коммуникации.

* * *

1. Акопов Г.В., Семенова Т.В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) : методическая разработка. Изд. 2-е, доп. Самара : Порто-принт, 2016. 32 с.

2. Бодалев А.А., Ковалев А.Г. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В.Н. Мясищева // Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова,

A.В. Беляевой, В.Н. Носуленко. М. : Наука, 1985. С. 25-38.

3. Шкуратова И.П. Диагностика мотивации межличностного общения : методическое пособие / под ред. В.А. Лабунской. Самара : СамГПУ, 1998. 28 с.

4. Билан М.А., Горбатова М.М. Психология молодежного общения : учебное пособие. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. 153 с.

5. Гуревич П.С. Психология : учебник. М. : Юнити-Дана, 2015. 319 с.

6. Психология и этика делового общения : учебник / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова,

B.Н. Лавриненко [и др.]. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2015. 415 с.

7. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учебное пособие. М. : Юнити-Дана, 2015. 247 с.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М. : Смысл, 2001. 511 с.

9. Яшин Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное пособие. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 243 с.

10. Бодалев А.А. Психология общения : избранные психологические труды. М. ; Воронеж : Институт практической психологии, 2010. 256 с.

11. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 2016. 365 с.

12. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999. 592 с.

13. Казанская К.О. Детская и возрастная психология : учебное пособие. М. : А -Приор, 2010.

160 с.

14. Горянина В.А. Психология общения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 416 с.

15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2009.

576 с.

16. Акопов Г.В., Быкова Н.Л., Чернышова Е.Л. Взаимоотношения преподавателей и студентов как фактор адаптации абитуриентов-сирот к условиям вуза // Педагогический процесс как культурная деятельность : материалы 6-й междунар. науч.-практ. конференции. Самара : СИПКРО, 2008. Т. 1. С. 121-125.

17. Гриценко В.В. Социально-психологический практикум : учебно-методическое пособие для студ. ф-та психологии и социальной работы. Балашов : Николаев, 2004. 184 с.

18. Психология общения: школа академика А.А. Бодалева : коллективная монография / под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017. 449 с.

19. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с.

20. Кислицына И.Г. Психология делового общения : учебное пособие. Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.