Научная статья на тему 'Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте'

Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
5167
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / ВОСПРИЯТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMPATHY / UNDERSTANDING EMOTIONS / MANAGING EMOTIONS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максимова Елена Борисовна

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к структуре и содержанию понятия «эмоциональный интеллект», компоненты которого проявляются как в межличностном, так и во внутриличностном плане. Проведен теоретический анализ структуры и содержания понятия «эмпатия», которое, в зависимости от теоретического подхода, рассматривается либо как компонент в структуре эмоционального интеллекта, либо как необходимое условие для его формирования. Представлены результаты исследования (n = 33) эмоциональной сферы современных подростков, поскольку подростковый возраст является тем периодом, когда влияние эмоций на человека становится наиболее очевидным, а эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным общением. Эмоциональная сфера подростков рассматривалась с помощью конструктов «эмоциональный интеллект» и «эмпатия», поскольку эмпатия наряду с децентрацией, идентификацией и рефлексией участвует в построении усложненного образа другого человека, благодаря которому обеспечивается его понимание. Выделяются причины, препятствующие эмпатии эгоцентрическая ориентация, отчужденность, психологический дискомфорт, безразличие к личности. Произведен математический анализ корреляции между структурными компонентами эмоционального интеллекта и общим уровнем эмпатии, а также ее структурными компонентами у подростков; выявлена умеренная прямая корреляция между общим уровнем эмпатии,пониманием чужих эмоций и межличностным эмоциональным интеллектом. Также было обозначено отсутствие корреляции между общим уровнем эмпатии и пониманием своих эмоций, а также слабая отрицательная корреляция между внутриличностным эмоциональным интеллектом, способностью к управлению своими эмоциями и общим уровнем эмпатии у подростков. Понимание чужих эмоций и общий уровень эмпатии имеют умеренную прямую связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Максимова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of structural components of the emotional intelligence and empathy in adolescents

The article considers main theoretical approaches to the structure and content of the concept of “emotional intelligence”, which components manifest themselves both intrapersonally and interpersonally. Theoretical analysis of the structure and content of the concept “empathy” is made and it is considered, depending on the theoretical approach, either as a component in the structure of emotional intelligence, or as a necessary condition for its formation. The article presents results of a study (n = 33) of the emotional sphere of teenagers, for an adolescence is the period when the influence of emotions on the person is most evident, and emotions in adolescents is highly correlated with the interpersonal communication. Emotional sphere of adolescents was examined using the constructs of “emotional intelligence” and “empathy” as empathy, along with decentration, identification, and reflection are involved in the complicated construction of the image of another person that provides his understanding. An accent is made on the obstacles to empathy egocentric orientation, alienation, psychological distress, indifference to personality. There is a mathematical analysis of the correlations between structural components of emotional intelligence and the General level of empathy, as well as its structural components in adolescents. The author reveals a moderate direct correlation between the General level of empathy, understanding emotions in others and interpersonal emotional intelligence. He also notes the lack of correlation between the General level of empathy and understanding of their emotions and weak negative correlation between the intrapersonal emotional intelligence, the ability to control their emotions and the General level of empathy in adolescents. Understanding other people’s emotions and the General level of empathy have a moderate direct relationship.

Текст научной работы на тему «Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте»

Работы молодых ученых

Е.Б. Максимова

Психологический институт РАО

E.B. Maximova

Russian Academy of Education Psychological Institute

Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте

The ratio of structural components of the emotional intelligence and empathy in adolescents

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к структуре и содержанию понятия «эмоциональный интеллект», компоненты которого проявляются как в межличностном, так и во внутрилич-ностном плане. Проведен теоретический анализ структуры и содержания понятия «эмпатия», которое, в зависимости от теоретического подхода, рассматривается либо как компонент в структуре эмоционального интеллекта, либо как необходимое условие для его формирования. Представлены результаты исследования (n = 33) эмоциональной сферы современных подростков, поскольку подростковый возраст является тем периодом, когда влияние эмоций на человека становится наиболее очевидным, а эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным общением. Эмоциональная сфера подростков рассматривалась с помощью конструктов «эмоциональный интеллект» и «эмпатия», поскольку эмпатия наряду с децентрацией, идентификацией и рефлексией участвует в построении усложненного образа другого человека, благодаря которому обеспечивается его понимание. Выделяются причины, препятствующие эмпатии - эгоцентрическая ориентация, отчужденность, психологический дискомфорт, безразличие к личности. Произведен математический анализ корреляции между структурными компонентами эмоционального интеллекта и общим уровнем эмпатии, а также ее структурными компонентами у подростков; выявлена умеренная прямая корреляция между общим уровнем эмпатии,

© Максимова Е.Б., 2017

пониманием чужих эмоций и межличностным эмоциональным интеллектом. Также было обозначено отсутствие корреляции между общим уровнем эмпатии и пониманием своих эмоций, а также слабая отрицательная корреляция между внутриличностным эмоциональным интеллектом, способностью к управлению своими эмоциями и общим уровнем эмпатии у подростков. Понимание чужих эмоций и общий уровень эмпатии имеют умеренную прямую связь.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, восприятие и управление эмоциями, подростковый возраст.

The article considers main theoretical approaches to the structure and content of the concept of "emotional intelligence", which components manifest themselves both intrapersonally and interpersonally. Theoretical analysis of the structure and content of the concept "empathy" is made and it is considered, depending on the theoretical approach, either as a component in the structure of emotional intelligence, or as a necessary condition for its formation. The article presents results of a study (n = 33) of the emotional sphere of teenagers, for an adolescence is the period when the influence of emotions on the person is most evident, and emotions in adolescents is highly correlated with the interpersonal communication. Emotional sphere of adolescents was examined using the constructs of "emotional intelligence" and "empathy" as empathy, along with decentration, identification, and reflection are involved in the complicated construction of the image of another person that provides his understanding. An accent is made on the obstacles to empathy - egocentric orientation, alienation, psychological distress, indifference to personality. There is a mathematical analysis of the correlations between structural components of emotional intelligence and the General level of empathy, as well as its structural components in adolescents. The author reveales a moderate direct correlation between the General level of empathy, understanding emotions in others and interpersonal emotional intelligence. He also notes the lack of correlation between the General level of empathy and understanding of their emotions and weak negative correlation between the intrapersonal emotional intelligence, the ability to control their emotions and the General level of empathy in adolescents. Understanding other people's emotions and the General level of empathy have a moderate direct relationship.

Keywords: emotional intelligence, empathy, understanding emotions, managing emotions, adolescence.

Теоретические исследования эмоциональной сферы подростков

Для очень большого количества людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на человека становится наиболее очевидным.

«Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» (Изард, 2000, с. 27).

Для эмоциональной сферы подростков, по Е.П. Ильину, характерны высокая эмоциональная возбудимость и большая устойчивость эмоциональных переживаний. Эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным общением (Ильин, 2001), а понимание своих собственных эмоций и эмоций другого человека являются важным для процесса общения между людьми.

Д.Б. Эльконин в подростковом возрасте выделяет интимно-личностное общение как ведущую деятельность данного возраста (Эльконин, 1989). Другой исследователь, Д.И. Фельдштейн, считает ведущей деятельностью подросткового возраста развернутую общественно полезную деятельность (общественно-организационную, трудовую, художественную, спортивную и т. д.) (Фельдштейн, 1978).

В связи с этим крайне актуальным становится возможность рассматривать индивидуально-психологические особенности подростков с помощью конструкта «эмоциональный интеллект», включающей в себя ряд компонентов, а именно: способность идентифицировать эмоциональные явления - как свои собственные, так и чужие эмоции - управление своими и чужими эмоциями, использование эмоций для усиления мышления (Mayer et al., 2000). Кроме того, от уровня развития эмоционального интеллекта зависит успешность ведущей деятельности подросткового возраста, а следовательно, и развития личности подростка в целом.

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Май-ером, П. Саловеем и Д. Карузо, рассматривает эмоциональный интеллект как «способность различать и контролировать собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей и использовать эту информацию для того, чтобы контролировать мышление и действия» (Ibid.). В составе эмоционального интеллекта выделено несколько «ветвей» (branches), а именно:

- восприятие (идентификация) эмоций - способность воспринимать свои и чужие эмоции;

- повышение эффективности мышления - способность испытывать и использовать эмоции для передачи чувств или использовать их в других когнитивных процессах;

- понимание эмоций - способность понимать, как эмоции взаимодействуют между собой и развиваются в процессе взаимоотношений, понимать информацию, которую несут эмоции;

- управление эмоциями - способность регулировать эмоции в себе и в других.

Восприятие эмоций включает в себя способность распознавать эмоции по невербальным признакам, сюда также включается способность идентифицировать собственные эмоции. Восприятие эмоций делает возможным всю последующую обработку эмоциональной информации, а потому является базовым компонентом эмоционального интеллекта.

Использование эмоций для решения когнитивных задач и стимуляции различных видов когнитивной активности раскрывает содержание «ветви» повышения эффективности мышления с помощью эмоций.

Понимание эмоций рассматривается как способность видеть разницу между эмоциями, способность понимать язык эмоций и оценивать сложные отношения между эмоциями. Способность описывать и понимать, как эмоции изменяются во времени, также включается в «ветвь» понимания эмоций.

Управление эмоциями заключается в способности управлять и своими эмоциями, и эмоциями других людей.

Порядок расположения «ветвей» описывает последовательность развития эмоций от простых к более сложным. База из простых способностей необходима для формирования более сложных способностей. Все компоненты эмоционального интеллекта проявляются как в межличностном, так и во внутриличностном плане.

Р. Бар-Он рассматривает эмоциональный интеллект как «множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения» (Bar-On, 2000). Именно Р. Бар-Он ввел в психологическую науку термин EQ - Emotional Quotient (коэффициент эмоциональности). Модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она состоит из пяти основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких субкомпонентов, включающих: познание себя (уверенность в себе, осознание своих эмоций, самоуважение, независимость, самоактуализация), навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, эмпатия), способность к адаптации (гибкость, решение проблем, связь с реальностью),

управление стрессовыми ситуациями (контроль за импульсивностью, устойчивость к стрессу), преобладающее настроение (оптимизм, счастье).

Совмещение личностных теорий и теорий способностей было предложено Джозефом и Ньюманом с помощью «каскадной модели эмоционального интеллекта» (cascading model of emotional intelligence). Данная модель показывает связь восприятия эмоций, эмоциональной регуляции и понимания эмоций с сознательностью, эмоциональной стабильностью, когнитивными способностями и успешностью на работе. Джосеф и Ньюман утверждают, что с точки зрения теоретической обоснованности исследование эмоционального интеллекта как когнитивной способности разработано в большей степени, но имеет место недостаток критериальной валид-ности, а также существеннные гендерные различия в результатах тестирования. Понимание эмоционального интеллекта как личностной способности показывает меньшие гендерные различия и более высокую критериальную валидность (Joseph, Newman, 2010).

Понятие «эмоциональный интеллект» в нашей стране было впервые использовано Г.Г. Гарсковой. Эмоциональный интеллект, по мнению автора, - это «способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза» (Гарскова, 1999, с. 26).

Среди российских моделей эмоционального интеллекта подход, разрабатываемый Д.В. Люсиным с коллегами, представлен следующим образом. Эмоциональный интеллект рассматривается как психологический конструкт, формируемый в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, обуславливающих его уровень развития и специфические индивидуальные характеристики. Существуют три группы таких факторов: когнитивные способности (характеристика информации, передаваемой эмоциями, скорость и точность ее переработки), представления об эмоциях (в качестве ценного источника информации о себе и других), индивидуальные проявления эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность). Эмоциональный интеллект рассматривается Д.В. Люсиным как способность к управлению и пониманию своих и чужих эмоций (Люсин, 2006).

Способность к пониманию эмоций означает умение идентифицировать (распознавать) эмоции у себя или другого человека, то есть определять, какую эмоцию испытывает другой человек (или он сам), и, как результат, найти для нее словесное выражение. Помимо этого, способность к идентификации эмоций включает в себя

и понимание причины, вызвавшей данную эмоцию, и последствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек способен контролировать внешнее выражение эмоций, интенсивность эмоций и при необходимости может вызвать определенную эмоцию (Робертс и др., 2004).

Другим психологическим аспектом, характеризующим связь индивида с социальным окружением, является способность отзываться на состояния других людей. Это состояние называется эмпатией и определяется следующим образом: и как способ понимания другого человека, и как особый способ отклика на эмоции и переживания.

В психологическую науку понятие «эмпатия» впервые ввел Э. Титченер. Американские исследователи эмпатию рассматривают как когнитивный процесс, заключающийся в восприятии и понимании внутреннего мира человека, эмоционального содержания произведений искусства (Cottrel, Dymond, 1949).

История развития сущностных и структурно-динамических особенностей эмпатии характеризуется многообразием подходов как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Зарубежные исследователи рассматривают эмпатию как основную и необходимую составляющую социального интеллекта (Э. Торнадайк, Дж. Гилфорд), как осознание субъектом своих переживаний и самого себя через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я» (Т. Липпс, М. Шеллер), как способность сострадать и сочувствовать (С. Аш, В. Штерн), как способность проникать в психику другого человека, принимать в расчет его чувства и сочувствовать ему (Т. Шибутани). Сущность эмпатии определяется и как способность сопереживать чужим эмоциям (К. Изард), и как способность принять другого человека (Дж. Мид), и как воображение перенесения себя в чувства, мысли и действия другого и структурирование мира по его образцу (Р. Даймонд).

Быть в состоянии эмпатии, по мнению Карла Роджерса, означает «воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим... ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок "как будто", если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» (Rogers, 1975).

Эмпатический способ общения с другим человеком подразумевает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, вхождение в личный мир другого и пребывание в нем. Как пишет К. Роджерс, это предполагает «временную жизнь

другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам не осознает» (Ibid.).

Представители отечественной психологии рассматривают эмпатию как особое эмоциональное состояние, возникающее у человека при виде переживаний другого (Т.П. Гаврилова, Н.Б. Шко-поров, Е.П. Ильин), как стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, как его особый способ понимания (Г.М. Андреева), как способность человека распознавать чувства, эмоциональные состояния другого, его социальную чувствительность (М.Н. Ямницкий).

В современной российской психологии выделяются следующие направления в исследовании эмпатии: изучение связи структурных характеристик эмпатии с психологическими особенностями личности и с разными психическими процессами (И.М. Юсупов, О.П. Санникова, В.А. Микаелян и др.), определение качественной природы эмпатии (Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.Н. Обозов и др.), исследование процессуального характера эмпатии (Л.П. Стрелкова, В.С. Агеев и др.). В связи с неоднозначной трактовкой содержания понятия эмпатии в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами: эмоциональная идентификация, чуткость, социальная сензитивность, сопереживание, сочувствие.

Отечественные психологи неоднозначно определяют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как состояние, либо как процесс, связывая ее с разными психологическими особенностями личности и с разными психическими процессами. Понятие «эмпатия» является синонимом другого психологического понятия - «эмпатические способности», предложенным В.В. Бойко.

В.В. Бойко рассматривает эмпатию как «рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций -в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение» (Бойко, 1996, с. 117). Автор выделяет несколько каналов эмпатии: рациональный, характеризующийся направленностью восприятия, мышления и внимания эмпатирующего на сущность, внимание, состояние другого человека; эмоциональный, позволяющий сопереживать и соучаствовать с другими; интуитивный -возможность видеть поведение других, опираясь на собственный опыт. Автором выделяются причины, препятствующие глубокой и полноценной эмпатии - эгоцентрическая ориентация, отчуж-

денность, психологический дискомфорт, безразличие к личности. Поэтому эмпатия может давать искаженную картину внутреннего мира другого человека, так как эмпатирующий проецирует на него свои качества: предвзятые суждения, недостатки, привычки, эмоциональный опыт, а эмпатия зависит, прежде всего, от эмоциональной реактивности и активности личности. Человек, сущность которого постигают, также может препятствовать эмпатии.

Исследование Т.Д. Карягиной показало, что термин «эмпатия» достаточно многозначен и может рассматриваться в категории познания (как особый механизм познания, как способ познания переживания) и как категория отношения, благодаря которой содержание понятия «эмпатия» происходит от философской традиции понятия «симпатия» (Карягина, 2013).

Другой отечественный исследователь эмпатии, Т.П. Гаврилова, считает, что существуют две формы проявления эмпатии - сопереживание и сочувствие. Сочувствие - это отзывчивое отношение к переживаниям другого человека, основанное на понимании неблагополучия другого человека, и связано с его потребностями и интересами. Сопереживание - это переживание человеком тех же чувств, которые испытывает другой, основанное на своем прошлом опыте и связанное с собственными интересами, с потребностью в собственном благополучии. Поэтому сопереживание, как правило, более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие (Гаврилова, 1981).

Т.П. Гаврилова изучила гендерные и возрастные проявления эмпатии. В результате исследования было обнаружено, что сочувствие - как более сложная опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания - характерно для подростков, а сопереживание как более непосредственная концентрированная форма эмпатии характерно для младших школьников (Там же).

При разделении эмпатических реакций Л.П. Калининский с соавторами (Калининский и др., 1981) считают, что правильнее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего «Я» во время такой реакции. По мнению исследователей, сопереживание является индивидным свойством, так как связано со слабостью нервной системы, что, как известно, является типологической особенностью, а сочувствие является личностным свойством, поскольку формируется в условиях социального обучения. Однако сочувствие не всегда отражает эмпатию, поскольку для эм-патии обязательно эмоциональное реагирование (сопереживание), а сочувствие может выражаться как социально одобряемая форма эмоционального реагирования.

Для эмпатии является важным осознание эмпатирующим того, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнера по общению, в противном случае такой процесс является скорее идентификацией с собеседником. Следует отметить, что эмпатия не связана с какими-либо конкретными эмоциями и применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

В основе эмпатии, по мнению многих исследователей, лежат эмоциональные явления, из чего следует, что эмпатические способности (эмпатия) зависят от особенностей эмоциональной сферы человека (Психология межличностного познания, 1981). Компоненты способности к эмпатии были раскрыты в работах В.К. Вилю-наса, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского и включают: распознавание эмоционального состояния другого, способность адекватно воспринимать имеющуюся ситуацию, способность к сопереживанию и сочувствию. В структуре эмпатии выделяются следующие компоненты: социальный и эмоциональный интеллекты, которые реализуются через эмоциональный и рациональный каналы восприятия с помощью механизмов сопереживания и сочувствия (Дементьев, 2013), рефлексия, тип направленности личности.

Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа различных точек зрения эмпатия понимается как психологический феномен, характеризующийся эмоциональной отзывчивостью на переживания другого человека, который способствует пониманию смысловых и эмоциональных оттенков внутреннего мира других людей, содействует взаимопониманию и оптимизации межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.

Поскольку эмпатия поддерживается общественными нормами жизни, то является социально одобряемым качеством личности, при этом она может иметь избирательный, индивидуальный характер, когда эмоциональный отклик возникает только на значимого, а не на любого другого человека. Эмпатия наряду с децентрацией, идентификацией и рефлексией участвует в построении усложненного образа другого человека, благодаря которому обеспечивается его понимание (Богачева, 2014).

Эмпирическое исследование

Цель исследования заключалась в определении соотношения компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте.

Выборку составили обучающиеся 7-х классов в возрасте 1314 лет ГБОУ «Школа № 1236» г. Москвы в количестве 33 человек (15 мальчиков, 18 девочек) (n = 33). Эмпирическое исследование проводилось с письменного согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

В ходе выполнения эмпирической части исследования нами были использованы следующие методы.

1. Опросный метод Д.В. Люсина «Эмоциональный интеллект» («ЭмИн»), направленный на изучение внутриличностного и межличностного, а также интегрального эмоционального интеллекта.

2. Опросный метод В.В. Бойко «Эмпатические способности», направленный на определение общего уровня эмпатических способностей, а также на определение наиболее активных компонентов в структуре эмпатии.

3. Методы описательной статистики (вычисление среднеквадратичного отклонения (SD), вычисление среднего арифметического).

4. Методы параметрической статистики (вычисление %2 - критерия Пирсона).

При обработке данных использовался пакет статистических программ Microsoft 2013.

Целью методики «ЭмИн» Д.В. Люсина является определение показателей по различным шкалам эмоционального интеллекта.

По Д.В. Люсину, способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать, какую именно эмоцию он сам испытывает, найти для нее словесное выражение, определить, какую эмоцию испытывает другой человек, т. е. может идентифицировать эмоцию; способен установить факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека, то есть распознать эмоцию, понимает причины, вызвавшие у человека определенную эмоцию и следствия, к которым она может привести.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек может при необходимости вызывать нужную эмоцию, может контролировать ее внешнее выражение, а также ее интенсивность (прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции).

Способность к управлению и пониманию эмоций может быть направлена как на эмоции других людей, так и на свои собственные (Люсин, 2006).

Итак, данные по результатам выполнения теста «ЭмИн» Д.В. Люсина представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты респондентов, полученные в ходе выполнения методики Д.В. Люсина «ЭмИн»

Структура эмоционального интеллекта по Д.В. Люсину Результаты тестирования в баллах (округленные до целого) Среднеквадратичное отклонение Затраченное время, в секундах

Понимание чужих эмоций 18 5,202 75,711

Управление чужими эмоциями 18 3,971 61,34

Понимание своих эмоций 18 3,911 56,665

Управление своими эмоциями 13 3,758 39,756

Контроль экспрессии 12 4,091 39,753

Межличностный эмоциональный интеллект 36 8,265 137,05

Внутриличностный эмоциональный интеллект 31(42) 9,263 91,924 (131,677)

Понимание эмоций 36 7,563 132,376

Управление эмоциями 42 9,192 136,352

Общий уровень эмоционального интеллекта 78 15,149 268,728

Примечания. Внутриличностный эмоциональный интеллект, согласно Д.В. Люсину, включает в себя три фактора («осознание своих эмоций», «управление своими эмоциями», «контроль экспрессии»), а межличностный эмоциональный интеллект - два фактора («интуитивное понимание чужих эмоций», «управление чужими эмоциями»), поэтому нами суммарный балл по шкале «внутриличностный эмоциональный интеллект» был условно разделен: в скобках указан балл по трем показателям, а перед скобками указан суммарный балл по двум показателям (без учета шкалы «контроль экспрессии») (Изотова, Максимова, 2016).

Исходя из полученных данных, мы видим, что у респондентов управление эмоциями имеет более высокий уровень развития

по сравнению с их пониманием, однако времени было затрачено больше при ответе на вопросы, посвященные именно блоку «управление эмоциями» - 136,352 сек. и 132,376 сек. соответственно. Анализируя более детально данный показатель, мы можем увидеть, что управление чужими эмоциями (18 баллов) у респондентов происходит лучше, чем своими собственными эмоциями (13 баллов), однако время, затраченное респондентами на ответы блока «управление чужими эмоциями», значительно больше (61,34 сек.) времени, затраченного на ответы по блоку «управление своими эмоциями» (39,756 сек.). Понимание своих эмоций (18 баллов) и понимание чужих эмоций (18 баллов) происходит у респондентов в равной степени, однако время, затраченное на ответы по этим блокам, различно: понимание чужих эмоций требует у респондентов больших временных затрат (75,711 сек.) по сравнению со временем, затраченным на понимание своих собственных эмоций (56,665 сек.). Минимальное количество баллов (12 баллов) подростки набирают по шкале «контроль экспрессии», что также легко объясняется снижением эмоциональной устойчивости и регуляции в данном возрасте, перепадами настроения и высокой пластичностью эмоций в контексте гормональной нестабильности. Если говорить о соотношении показателей вну-триличностного и межличностного эмоционального интеллекта, то здесь мы видим следующее: межличностный эмоциональный интеллект (36 баллов) в большей степени развит у респондентов по сравнению с внутриличностным эмоциональным интеллектом (31 балл), однако времени, затраченного на ответы по блоку «межличностный эмоциональный интеллект» также было использовано больше (137,05 сек.), чем по блоку «внутриличност-ный эмоциональный интеллект (91,924 сек.).

Для измерения эмпатии нами был использован тест В.В. Бойко «Эмпатические способности», позволяющий определить общий уровень эмпатии, а также значимость отдельных параметров в общей структуре эмпатии - рациональный, интуитивный и эмоциональный канал эмпатии, эмпатийные установки, проникающую способность в эмпатии. Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка. Каждому каналу эмпатии автором даются следующие характеристики:

а) эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность человека входить в «эмоциональный резонанс» с окружающим, сочувствовать, сопереживать, понять внутренний мир другого человека, быть эмоционально отзывчивым посредством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Соучастие

и сопереживание играют роль проводника, связующего звена между людьми;

б) рациональный канал эмпатии характеризует направленность восприятия, внимания и мышления на сущность другого человека - на его поведение, состояние. Это спонтанный интерес к другому человеку, в котором не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер по общению выступает для эмпатирующего человека своей бытийностью, что позволяет непредвзято выявлять его сущность;

в) интуитивный канал эмпатии предполагает способность человека видеть и прогнозировать поведение других людей, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в сознании. Интуиция в меньшей степени зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие других людей.

Установки, препятствующие или способствующие эмпатии, соответственно, затрудняют эмпатию или способствуют ей. Если человек считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, старается избегать личных контактов, то убеждает себя спокойно относиться к проблемам и переживаниям окружающих. Если нет препятствий со стороны установок личности, то различные каналы эмпатии действуют надежнее и активнее.

Способность человека, позволяющая создать атмосферу доверительности и открытости, расценивается как важное коммуникативное свойство. Каждый из нас своим отношением к партнерам и своим поведением способствует или препятствует информационно-энергетическому обмену. Атмосфера неестественности, напряженности, подозрительности препятствует эмпатическому постижению и раскрытию.

Еще одним условием успешной эмпатии является идентификация - умение понять другого человека на основе постановки себя на место партнера и сопереживания. В основу идентификации входит способность к подражанию, подвижность и гибкость эмпатии (Бойко, 1996).

В исследовании эта методика использовалась с целью определения структуры и ведущих каналов эмпатии.

Результаты общего уровня эмпатических способностей, а также наиболее активных компонентов в структуре эмпатии респондентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты респондентов, полученные в ходе выполнения методики В.В. Бойко «Эмпатические способности»

Измеряемые параметры по В.В. Бойко Результаты тестирования в баллах Среднеквадратичное отклонение(БП)

Рациональный канал эмпатии 3 1,547

Эмоциональный канал эмпатии 3 1,402

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интуитивный канал эмпатии 3 1,746

Установки, способствующие эмпатии 3 1,104

Проникающая способность в эмпатии 3 1,116

Идентификация в эмпатии 3 1,499

Суммарный показатель уровня эмпатии (заниженный) 18 4,505

Анализируя полученные данные, интересно отметить тот факт, что у респондентов (п = 33) по всем критериям отмечается одинаковый балл (3 балла). Тем не менее, важно отметить различия в показателях среднеквадратичного отклонения. Максимально сходную оценку у респондентов получил критерий «установки, способствующие эмпатии» (стандартное отклонение составляет 1,104), максимальный разброс данных у респондентов относительно критериев эмпатии составляет «интуитивный канал эмпатии» (стандартное отклонение составляет 1,746), который подразумевает способность человека видеть и прогнозировать поведение других людей, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на личный опыт.

Суммарный показатель уровня эмпатии составляет 18 баллов и свидетельствует о заниженном уровне эмпатии при среднеквадратичном отклонении 4,505, что свидетельствует о небольшом разбросе данных по этому критерию.

Для определения наличия либо отсутствия линейной связи между количественными показателями эмоционального интеллекта и общего уровня эмпатии нами был использован метод параметрической статистики, а именно метод вычисления критерия Пирсона. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

0,4

0,35

о: 0,3

о. V 0,25

X О- 0,2

"?< 0,15

о:

х I ОД

1 0,05

го 0

-0,05

-од

0,354765506 А •

П > (,<1/1 7 /1) ,1»

а 0,226843915

0,189511393 <

0,076442993

-0,010467458 и,иио/оиоч/ *

• 4 -0,075608451 -

_ <

Структурные компоненты эмоционального интеллекта: 1 - общий уровень EQ; 2 - межличностный EQ; 3 - внутриличностный EQ; 4 - понимание эмоций; 5 - управление эмоциями; 6 - понимание чужих эмоций; 7 - управление чужими эмоциями; 8 - понимание своих эмоций; 9 - управление чужими эмоциями.

Рис. 1. Результаты вычисления коэффициента корреляции Пирсона между общим уровнем эмпатии и структурными компонентами эмоционального интеллекта

На рисунке 1 мы можем увидеть результаты вычисления корреляции (р < 0,05) между различными структурными компонентами эмоционального интеллекта, в том числе и общим уровнем эмоционального интеллекта, и общим уровнем эмпатии. Установлена слабая прямая взаимосвязь между общим уровнем эмоционального интеллекта и эмпатией (%2 = 0,18), слабая прямая взаимосвязь отмечается также между критерием «понимание эмоций» и эмпатией (%2 = 0,26), а также между управлением эмоциями и эмпатией (%2 = 0,076). Установлена слабая обратная взаимосвязь между показателями управлением своими эмоциями и общим уровнем эмпатии (%2 = -0,075) и показателем внутриличностного эмоционального интеллекта и общего уровня эмпатии (%2 = -0,01). Коэффициент корреляции признаков «понимание своих эмоций» и общего уровня эмпатии составляет 0,006, что говорит о независимости данных признаков. Умеренная связь была обнаружена между показателями межличностного эмоционального интеллекта и общего уровня эмпатии (%2 = 0,35), а также между показателями «понимание чужих эмоций» и эмпатии (%2 = 0,36).

Таким образом, мы можем говорить о том, что изменение одного показателя (общего уровня эмпатии) приводит к изменениям другого показателя (межличностного эмоционального интеллекта и понимания чужих эмоций), и наоборот.

Итак, исходя из данных, полученных в результате выполнения эмпирической части нашего исследования, мы может утверждать следующее. У респондентов управление эмоциями имеет более высокий уровень развития по сравнению с их пониманием. Данные показатели (понимание и управление эмоциями в целом) имеют слабую прямую корреляцию с общим уровнем эмпатии. Понимание своих эмоций и понимание чужих эмоций происходит у респондентов в равной степени. Однако понимание своих эмоций и общий уровень эмпатии независимы друг от друга, а понимание чужих эмоций и общий уровень эмпатии имеют умеренную прямую связь. Если говорить о соотношении показателей внутрилич-ностного и межличностного эмоционального интеллекта в целом, то межличностный эмоциональный интеллект по сравнению с внутриличностным эмоциональным интеллектом развит у респондентов в большей степени. Внутриличностный эмоциональный интеллект имеет слабую обратную взаимосвязь с общим уровнем эмпатии, при этом общий уровень эмпатии у респондентов является заниженным, а максимальный разброс данных у респондентов относительно критериев эмпатии составляет «интуитивный канал эмпатии», подразумевающий способность человека видеть и прогнозировать поведение других людей, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на личный опыт, хотя общий уровень эмпатии и межличностного эмоционального интеллекта имеет прямую умеренную взаимосвязь.

Заключение

Подростковый возраст является тем периодом, когда влияние эмоций на человека становится наиболее очевидным, поскольку для эмоциональной сферы подростков характерны высокая эмоциональная возбудимость и большая устойчивость эмоциональных переживаний.

Эмоциональная сфера подростка была рассмотрена нами с помощью двух конструктов: «эмоциональный интеллект» и «эмпатия».

Несмотря на существующие различия в определении природы эмоционального интеллекта, разных взглядов на его структуру, общим как для зарубежных, так и для отечественных теорий эмоционального интеллекта является выделение в структуре эмоционального интеллекта способности человека к восприятию (идентификации) эмоций. Данная характеристика выделяется всеми авторами как необходимый, базовый компонент в его структуре.

Содержание другого исследуемого нами понятия - «эмпатия» -и его структура неоднозначны, и трактуются исследователями по-разному, в связи с чем соотношение понятий эмпатии и эмоционального интеллекта различно. Одни исследователи рассматривают эмпатию как основную и необходимую составляющую эмоционального интеллекта, как необходимый навык межличностного общения, другие исследователи, напротив, считают эмоциональный интеллект одним из компонентов, способствующих эмпатии, как способность человека распознавать чувства, эмоциональные состояния другого.

В результате математического анализа корреляций между отдельными компонентами в структуре эмоционального интеллекта и общим уровнем эмпатии была выявлена умеренная прямая корреляция между общим уровнем эмпатии, пониманием чужих эмоций и межличностным эмоциональным интеллектом. Следует отметить отсутствие корреляции между общим уровнем эмпатии и пониманием своих эмоций, а также слабую отрицательную корреляцию между внутриличностным эмоциональным интеллектом, способностью к управлению своими эмоциями и общим уровнем эмпатии.

Литература

Богачева ОЮ. Эмпатия как профессионально важное качество врача: На примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 168 с.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.

Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 122-139.

Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

Дементьев И.В. Влияние эмпатии на профессиональную успешность офицеров-психологов пограничных органов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 178 с.

Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.

Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 46. С. 7. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.06.2017).

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

Калининский Л.П., Богданова Н.В., Петрова Т.Е., Смоленская Л.М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы докладов. Омск, 1981.

Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева М.: Педагогика, 1981.

Робертс Р.Д.,, Мэттьюс Дж, Зайднер М, Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.

Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. 48 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence / Ed. by R. Bar-On, J.D.A. Parker. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363, 378.

Cottrel L.S., Dymond R. The empatic responses: A neglected field for research // Psychiatry. 1949. V. 12.

Joseph D.L., Newman D.A. Emotional Intelligence: An Integrative Meta-Analysis and Cascading Model // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95. № 1. P. 54-78.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence // Handbook of intelligence / Ed. by R.J. Sternberg. N.Y.: Cambridge University Press, 2000.

Rogers C. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5. № 2. P. 2-10.

References

Bogacheva O.Yu. Empatiya kak professional'no vazhnoe kachestvo vracha: na primere vrachei-terapevtov i vrachei-khirurgov: Dis. ... kand. psikhol. nauk. Yaroslavl', 2014. 168 p.

Boiko V.V. Energiya emotsii v obshchenii: Vzglyad na sebya i drugikh. M.: Filin, 1996. 472 p.

Gavrilova T.P. Analiz empatiinykh perezhivanii mladshikh shkol'nikov i mladshikh po-drostkov // Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya / Pod red. A.A. Bodaleva. M.: Pedagogika, 1981. P. 122-139. Garskova G.G. Vvedenie ponyatiya "emotsional'nyi intellekt" v psikhologicheskuyu te-oriyu // Anan'evskie chteniya: Tez. nauch.-prakt. konf. SPb.: Izd-vo SPbGU, 1999. Dement'ev I.V. Vliyanie empatii na professional'nuyu uspeshnost' ofitserov-psikhologov

pogranichnykh organov: Dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2013. 178 p. Izard K.E. Psikhologiya emotsii: Per. s angl. SPb.: Piter, 2000.

Izotova E.I., Maksimova E.B. Psikhologicheskie i psikhofiziologicheskie aspekty issledo-vaniya emotsional'nogo intellekta v podrostkovom i yunosheskom vozrastakh // Psikhologicheskie issledovaniya. 2016. T. 9. № 46. S. 7. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 05.06.2017).

Il'in E.P. Emotsii i chuvstva. SPb.: Piter, 2001. 752 p.

Kalininskii L.P., Bogdanova N.V., Petrova T.E., Smolenskaya L.M. Funktsional'naya klassi-fikatsiya empatii kak fenomena sotsial'noi pertseptsii // Psikhologiya obshcheniya i problemy kommunisticheskogo vospitaniya: Tezisy dokladov. Omsk, 1981.

Karyagina T.D. Evolyutsiya ponyatiya "empatiya" v psikhologii: Dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2013. 175 p.

Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn // Psikhologicheskaya diagnostika. 2006. № 4. P. 3-22.

Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya / Pod red. A.A. Bodaleva. M.: Pedagogika, 1981.

Roberts R.D., Mett'yus Dzh, Zaidner M, Lyusin D.V. Emotsional'nyi intellekt: Problemy teorii, izmereniya i primineniya na praktike // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shko-ly ekonomiki. 2004. T. 1. № 4. P. 3-26.

Fel'dshtein D.I. Psikhologiya vospitaniya podrostka. M.: Znanie, 1978. 48 p.

El'konin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989. 560 p.

Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence / Ed. by R. Bar-On, J.D.A. Parker. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363, 378.

Cottrel L.S., Dymond R. The empatic responses: A neglected field for research // Psychiatry. 1949. V. 12.

Joseph D.L., Newman D.A. Emotional Intelligence: An Integrative Meta-Analysis and Cascading Model // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95. № 1. P. 54-78.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence // Handbook of intelligence / Ed. by R.J. Sternberg. N.Y.: Cambridge University Press, 2000.

Rogers C. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5. № 2. P. 2-10.

Сведения об авторе

Максимова Елена Борисовна - аспирант, Лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, confused52@yandex.ru

About the author

Maximova Elena B. - postgraduate student, Laboratory of teenager's psychology, Russian Academy of Education Psychological Institute, confused52@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.